Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Значение Конституции. Понятие конституционной законности и законности.





Конституция в современном государстве является основой правовой системы, т.е. определяет ее нормативную составляющую (законодательство и иные источники права), систему государственных учреждений, правовую идеологию, правовое сознание. Таким образом, Конституция определяет всю парадигму правовых отношений, а значит она влияет и на всю совокупность политико-правовых отношений.

Анализируя элементы правовой системы, мы можем понять сущность Конституции. Основной Закон является системообразующим актом, определяющим организацию и взаимодействие властных структур, в целом государства, а также систему права. Важно, чтобы Конституция являлась высшим проявлением не только позитивного права, но права естественного, содержала в своем тексте наиболее ценные принципы естественного права.

В силу того, что Конституция составляет ядро правовой системы, является базой для развития всего законодательства, не случайно вторым, сопутствующим, названием белорусской Конституции было - Основной Закон. Сейчас это название содержится лишь в преамбуле Конституции.

Принятие в Республике Беларусь современной Конституции, вобравшей в себя основные современные правовые идеи (разделение властей, верховенство права, политический плюрализм, многообразие форм собственности, провозглашение человека, его прав и свобод высшей целью и ценностью общества и государства), явилось рубежным моментом в развитии белорусского государства. Одобрение Конституции народом, помимо всех прочих факторов, означает, что государственные органы, должностные лица и граждане взяли на себя обязательство создать новую, более совершенную, базирующуюся на Конституции государственно-правовую систему, где текущее законодательство и практика его применения соответствует конституционным принципам и нормам. Поэтому основой деятельности любого органа государственной власти, в том числе и судов, является Конституция, закрепленные в ней принципы и нормы.

В последние два десятилетия в юридической литературе нашей республики, других республик бывшего СССР широко используется понятие «конституционная законность». О соотношении понятий «конституционность», «законность» остановимся ниже, а сейчас заметим, что включению в оборот на просторах бывшего СССР понятия «конституционная законность» способствовала деятельность конституционных судов России, Беларуси, ряда других государств. Ежегодно подготавливаемые и публикуемые послания Конституционного Суда Республики Беларусь так и назывались – «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь (в соответствующем году)»

Cледует иметь в виду, что обеспечение конституционной законности, ее укрепление является обязанностью не только Конституционного Суда, но и всех иных властных субъектов. Идеальной была бы ситуация, чтобы вообще все субъекты конституционно-правовых отношений, реализуя свои права, стремились укреплять конституционную законность в государстве.

Полномочия некоторых государственных органов в этой сфере прямо зафиксированы в Конституции Республики Беларусь. Так, исходя из правовой природы института Главы государства, в Конституции совершенно обоснованно закреплено, что Президент Республики Беларусь является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. При необходимости он осуществляет посредничество между органами государственной власти. На наш взгляд, в данном случае это является как политической, так и юридической функцией. Президент вправе отменить нормативный и правоприменительный акт Правительства, местного исполнительного и распорядительного органа. Конституционный Суд вправе проверять на соответствие Конституции нормативные правовые акты и в связи с ними--правоприменительную практику. В то же время правоприменительный акт органа исполнительной власти может быть предметом изучения в суде (общем или хозяйственном), и даже в случае позитивного отношения к ним судов при рассмотрении спора Президент вправе принять решение об отмене такого акта, более того, указать собственные мотивы этого. В свою очередь, судебное решение может быть "пересмотрено" Президентом при издании акта о помиловании или Парламентом--при принятии закона об амнистии. Широкие контрольные полномочия имеются и у Национального собрания, используя которые Парламент обязан содействовать укреплению конституционной законности. Роль Парламента в уяснении смысла Конституции, а значит и в обеспечении непосредственного действия конституционных норм обусловлена тем, что он дает нормативное толкование Конституции, принимает законы в ее развитие.

Конституция и соответствующий закон возлагает также на Правительство обязанности по обеспечению законности и правопорядка в обществе. Суды, другие правоохранительные органы, только действуя в строгом соответствии с Конституцией, обеспечивают развитие национальной правовой системы на принципах правового демократического социального государства, что является мерой состояния конституционной законности. Особо подчеркнем предназначение не только Конституционного Суда, который при вынесении своих заключений осуществляет казуальное толкование Основного Закона, но также органов прокуратуры, на которые Конституцией возложена обязанность обеспечивать точное и единообразное исполнение Конституции соответствующими (поднадзорными) субъектами.

Конституционный Суд Республики Беларусь, вынося свои решения не только по конкретным вопросам, но и готовя ежегодные послания о состоянии конституционной законности, уже в начале своей деятельности стремился раскрыть содержание понятия конституционной законности, ее значение для развития белорусского государства как правового демократического социального. Так, в послании, которое было принято 11 февраля 1998 г., было отмечено, что суть конституционной законности заключается в обеспечении верховенства и стабильности Конституции, защите предусмотренных ею прав и свобод человека и гражданина, реализации принципа разделения властей, соблюдении иерархии правовых норм.

В принятом 31 января 2000 г. послании Конституционный Суд отметил, что конституционная законность – обязательный элемент государственности, неотъемлемое условие эффективного функционирования государственной власти любого современного демократического правового государства. Уровень конституционной законности в Республике Беларусь зависит от глубокого осознания всеми государственными органами и должностными лицами своей ответственности за ее состояние, от всемерного обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь в правовой системе государства и прямого, непосредственного действия ее норм в правотворческой и правоприменительной практике.

В послании, принятом 1 февраля 2006г., Конституционный Суд еще раз специально подчеркнул, что конституционная законность – не умозрительная категория, а такое состояние общественных отношений, при котором право как важнейший социальный регулятор содействует достижению целей и задач, которые определены в Основном Законе страны. В связи с этим оценка законодательства и практики его применения осуществляется с учетом их влияния на благосостояние граждан, развитие демократии и правового характера государства[1, c.82,163,297].

Таким образом, Конституционный Суд подходил к определению понятия конституционной законности, содержания этого правового явления не с формальной стороны, а с учетом содержательной характеристики деятельности государства как правового демократического социального, в котором есть демократическая Конституция, базирующаяся на фундаментальных, общепризнанных принципах международного права, и нормы которой должны реализовываться на практике.

Общепризнанным является факт, что «не существует государства без конкретной Конституции. Государство как таковое, взятое независимо от своей Конституции, - не более чем идеальная конструкция, искусственное создание мысли, абстракция из области общей теории государства» [2, c.5]. Как справедливо отмечают немецкие исследователи, Основной Закон ориентирован на государственную действительность, он формирует государство, но в свою очередь государство создает Конституцию. Государство определяет содержание и границы действия Конституции. Государство служит Конституции, является ее гарантом [2, с.5-6].

Конституция как продукт государства отражает уровень развития всего общества, характер сложившихся на момент ее принятия и действия властных отношений. Оценка реального содержания Конституции позволяет сделать вывод о том, является ли этот документ современным взглядом на развитие человеческого сообщества, его приоритеты, ценности. В этом смысле выделяют «хорошие» и «плохие» Конституции [2, с.12].

Являясь по своей природе интегрирующим актом, она вместе с тем может в силу своего юридического несовершенства создавать конфликтную ситуацию в обществе. То есть Конституцию можно рассматривать как фактор стабильности, а когда она не принимается обществом, не совпадает с реалиями, есть угроза превращения ее в дестабилизирующий фактор.

Главной функцией Конституционного Суда является обеспечивать действия государственных органов в рамках предусмотренных Конституцией параметров.

Конституция государства служит прогрессу общества, людям, если в ней отражен оптимальный баланс интересов государства и личности, если они равноправные и равноответственные субъекты. Такая Конституция, отражая общепризнанные принципы международного права, содействует свободе личности, учитывающей свободу других людей. Конституция закрепляет политический плюрализм, разделение и взаимодействие властей как гарантию против диктата и хаоса.

Однако мало зафиксировать хорошие правила в тексте Конституции. Сложнее обеспечить реальное действие конституционной теории, ее безукоризненное исполнение, как в сфере нормотворчества, так и правоприменения.

Расхождение между конституционными нормами и действительностью может быть обусловлено рядом причин. Например, низкой правовой культурой, недостаточным уровнем нормотворчества, духом нигилизма. С другой стороны, сама Конституция может содержать нормы, оторванные от реальности.

Совпадение конституционной реальности и конституционных норм – важнейшее условие и проявление единства государства, граждан. Когда же в обществе вызревают новые идеи, направленные на корректировку конституционных устоев, стандартов, можно делать вывод об отсутствии консенсуса, об утрате у определенной части населения уважения к конституционным нормам. Когда сторонников перемен становится много, отсутствует базовый консенсус, тогда и происходит замена старой Конституции на новую.

Конституционность общественных отношений, т.е. тех из них, что урегулированы правовыми нормами, на вершине которых находится Конституция, означает совпадение реального положения и должного (предписанного Конституцией). Конституционность предполагает конституционализацию отраслевого законодательства и правоприменительной практики, т.е. «перевод» конституционных принципов и норм в практическую плоскость отраслевого регулирования с адекватным отражением духа и буквы Конституции. Помогать этому может толкование конституционного текста как официального, аутентичного, даваемого Парламентом, так и казуального, имеющего место при разрешении спора в Конституционном Суде.

В связи с развитием конституционного правосудия в современной литературе наряду с понятиями «конституционность», «законность» стали использовать понятие «конституционная законность». Полагаем, что это вполне уместно. Хотя «конституционность» и «конституционная законность», на наш взгляд, понятия, совпадающие по своей сути.

Понятие «законность» можно рассматривать, в отличие от понятия «конституционность», в широком и узком смысле слова. Конституционность и есть подчинение всей правовой системы Конституции, составляющей ее ядро и предопределяющей развитие этой системы. Законность в широком смысле охватывает всю совокупность отношений, регулируемых как непосредственно Конституцией, так и подконституционными актами, которые в свою очередь должны соответствовать Основному Закону. В этой связи законность предполагает конституционность. Однако более устоявшимся является взгляд, характерный для советского периода, когда законность воспринималась в узком смысле слова, как верховенство акта Парламента, его доминирование в системе властно-правовых отношений. При такой интерпретации законности редко вспоминали о Конституции (видимо в силу декларативности ее норм, невысокого авторитета у граждан, права которых в значительно большей степени обеспечивались актами Правительства или даже ведомственными актами).

Кроме того, сказывалось и непризнание концепции разделения властей. Органы, олицетворяющие различные ветви власти, обладая собственными полномочиями, могли издавать нормативные акты, не обязательно находящиеся в субординационной зависимости.

Как замечает Ю.А.Тихомиров, законность является элементом иерархии источников права, позволяющим оценивать акты на соответствие закону, включая процедуру подготовки, принятия и вступления в силу [3, с.3 ]. В связи с этим законность – «часть» конституционности, которая охватывает принципы и нормы Основного Закона.

В юридической литературе высказываются различные подходы к пониманию конституционности. Во-первых, может применяться естественно-правовая теория конституционности, в основе которой лежит идея естественных прав и свобод личности, а правовые акты могут оцениваться с позиций их соответствия общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.

Во-вторых, может использоваться позитивистская теория, согласно которой правовые акты оцениваются на предмет их соответствия Конституции по форме или по содержанию. При этом принимается во внимание только буквальный смысл конституционных положений, т.е. содержание норм, нашедших закрепление в Конституции.

В-третьих, конституционность может рассматриваться как категория историческая. В этом случае применяется историко-правовая теория конституционности, при которой устанавливаются взаимосвязи между действующими правовыми нормами, политическими мотивами их принятия и историческими условиями формирования соответствующих конституционно-правовых институтов, принципов и норм.

Безусловно, может возникнуть вопрос о том, насколько допустимо совмещение в отношении принципа конституционности различных типов правопонимания. Конфликт между различными типами правопонимания постепенно снимается процессом сближения юридического позитивизма и теории естественного права. Данный процесс преломляется сквозь призму конституционности, позволяя гармонизировать отношения индивида, общества и государства, соотношение публичного и частного начал правового регулирования соразмерно тем ценностям, которые конституция обеспечивает и гарантирует.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.