Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Взаимодействие Конституционного Суда Республики Беларусь с Президентом, Парламентом и Правительством в сфере нормотворчества и правоприменения.





Конституцией, а также иными нормативными правовыми актами предусмотрены различные направления взаимодействия Конституционного Суда с Президентом, Парламентом, Правительством в сфере нормотворчества и правоприменения.

Все указанные субъекты обладают правом внесения предложений в Конституционный суд о проверке на соответствие Конституции только принятых нормативных правовых актов. Кроме того, как уже отмечалось, в соответствии с Декретом Президента №14 от 26 июня 2008 г. «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» Президент, Совет Республики, Президиум Совета Республики вправе обратиться в Конституционный Суд также и по иным вопросам с целью осуществления предварительного контроля за конституционностью законов, международных договоров и др.

Прежде всего, такое взаимодействие осуществляется в связи с реализацией Конституционным Судом своих основных полномочий, реализуемых в порядке статьи 116 Конституции, в том числе и посредством проверки актов указанных органов, представители которых вправе выступать в Конституционном Суде и излагать свою позицию. Указание в решении Конституционного Суда на не конституционность проверенного акта или его части – повод не только для его не применения, но и его корректировки.

В регламентах палат Парламента предусмотрен порядок внесения предложений в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности актов.

Так, в регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, утвержденном постановлением Палаты представителей от 9.10.2008 г., предусмотрен порядок обращения палаты в Конституционный Суд.

Решение об обращении Палаты представителей в Конституционный Суд Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.

Предложение о даче заключения, предусмотренного ч. 1 ст.116 Конституции, вносится в Конституционный Суд Республики Беларусь в соответствии с законами, регламентирующими деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь.

Предложение о рассмотрении в Палате представителей вопроса об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь вносится в Палату представителей депутатами Палаты представителей. Текст обращения Палаты представителей в Конституционный Суд Республики Беларусь принимается постановлением Палаты представителей.

Более детально порядок обращения в Конституционный Суд предусмотрен Регламентом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Республики 19 декабря 2008 г. (в ред. постановления Совета Республики от 04.10.2010). В частности, помимо воспроизведения статьи 116 Конституции, в нем указано, что предложение о рассмотрении в Совете Республики вопроса об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь могут вносить в Совет Республики Президиум Совета Республики не только члены Совета Республики, но и постоянные комиссии. С учетом положений Кодекса о судоустройстве и статусе суде, закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» в ст. 306 Регламента предусмотрено, что в предложении о проверке конституционности акта указываются:

сведения об инициаторе;

наименование международного договора или нормативного акта, который подлежит проверке, сведения об источнике его опубликования (получения);

основания для рассмотрения вопроса в Конституционном Суде Республики Беларусь;

позиция Совета Республики, ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы законодательства Республики Беларусь;

перечень прилагаемых документов.

К предложению о проверке конституционности акта прилагаются:

заверенная в установленном порядке копия полного текста международного договора или акта, конституционность которого в целом или в отдельной его части подлежит проверке, с указанием источника опубликования (получения) данного акта;

доверенность, подтверждающая полномочия представителя, кроме случаев, когда представительство будет осуществляться по должности.

К предложению могут прилагаться список свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать на заседание Конституционного Суда Республики Беларусь, а также другие документы и материалы.

С учетом норм Декрета от 26.06.2008 №14 в Регламенте указано, что Совет Республики также вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением изложить позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права (ст.307).

Решение об обращении Совета Республики в Конституционный Суд Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики, и оформляется постановлением Совета Республики.

Согласно ст.309 Регламента предложение Совета Республики об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь может быть отозвано Советом Республики до завершения исследования материалов дела в судебном заседании. Предложение об этом может вноситься в Совет Республики Президиумом Совета Республики, постоянными комиссиями и членами Совета Республики. Решение Совета Республики об отзыве обращения в Конституционный Суд Республики Беларусь принимается большинством голосов от полного состава Совета Республики, оформляется постановлением Совета Республики и направляется в Конституционный Суд Республики Беларусь в течение трех дней со дня его принятия.

Конституцией предусмотрено, что в случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики (ст.123).

Заключения о наличии систематических или грубых нарушений местным Советом депутатов законодательства дает Конституционный Суд по обращению Президиума Совета Республики (декрет Президента от 26.06.2008 г. №14). (В законе о местном управлении и самоуправлении следовало бы дать определение понятий «систематическое», «грубое» нарушение законодательства, а также срок со дня совершения (выявления) этих нарушений, дачи заключения, в течение которого допустимо ставить вопрос о роспуске местного Совета). В соответствии со ст.27 закона «О прокуратуре Республики Беларусь» прокурор в пределах своей компетенции также вправе внести предложение о роспуске местного представительного органа в случае систематического или грубого нарушения им законодательства. Полагаем, что это может быть сделано «через» Президиум Совета Республики, т.е. соответствующий прокурор, обратившись к Генеральному прокурору, может инициировать данный вопрос. Почему в отличие от судов (когда вели речь об их запросах непосредственно в Конституционный Суд) по такому важному вопросу, как роспуск местного Совета депутатов следует обращаться к Генеральному прокурору? Система органов прокуратуры является централизованной, ее возглавляет Генеральный прокурор. Было бы полезно предусмотреть в законодательстве взаимодействие прокуратуры, Конституционного Суда, других высших государственных органов (Президента, Правительства), когда бы возникал вопрос о конституционности актов исполнительной власти и они принимались коллегиально.

В Регламенте Совета Министров Республики Беларусь, утвержденном постановлением Правительства от 14 февраля 2009 г. N 193 (в ред. постановлений от 21.04.2009 N 510, от 26.08.2009 N 1112, от 16.12.2009 N 1653, от 28.07.2010 N 1120, от 20.09.2011 N 1265, от 24.10.2011 N 1421, с изм., внесенными постановлением от 20.04.2009 N 496) также утвержден порядок рассмотрения Правительством вопросов внесения предложений в Конституционный Суд. Так, предусмотрено, что государственные органы, за исключением обладающих правом внесения в Конституционный Суд Республики Беларусь названных документов, члены Совета Министров Республики Беларусь, общественные объединения, иные организации, а также граждане вправе обращаться с инициативой о направлении предложений в Совет Министров Республики Беларусь.

Вопросы, изложенные в обращении о проверке конституционности акта, должны относиться к компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь, определенной в статье 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Обращения граждан о проверке конституционности акта должны соответствовать требованиям, установленным в законодательстве об обращениях граждан. Обращения о проверке конституционности акта, несоответствующие указанным в настоящем пункте Регламента требованиям, рассмотрению не подлежат, о чем граждане и организации уведомляются в 10-дневный срок со дня поступления таких обращений (ст.482).

Премьер-министр Республики Беларусь или Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, в ведении которого находятся вопросы, поднятые в обращении о проверке конституционности акта, в 5-дневный срок со дня поступления такого обращения принимает решение о направлении этого обращения для предварительного рассмотрения в орган государственного управления в соответствии с его компетенцией. Орган государственного управления в 15-дневный срок анализирует предложение о проверке конституционности акта и направляет в Совет Министров Республики Беларусь обоснованное мнение.

Обращение о проверке конституционности акта не направляется в компетентный орган государственного управления для изложения по нему обоснованной позиции в случае, если оно поступило от члена Совета Министров Республики Беларусь, являющегося руководителем органа государственного управления, к компетенции которого относятся вопросы, поднятые в обращении (483).

Решение о направлении либо ненаправлении в Конституционный Суд Республики Беларусь обращения о проверке конституционности акта принимается Президиумом Совета Министров Республики Беларусь в 30-дневный срок со дня его получения. При этом учитывается позиция органа государственного управления, проанализировавшего данное предложение о проверке конституционности акта.

Регламентом установлено, что Совет Министров Республики Беларусь в 5-дневный срок со дня принятия решения Президиумом Совета Министров Республики Беларусь направляет в Конституционный Суд Республики Беларусь обращение о проверке конституционности акта (в случае принятия Президиумом Совета Министров Республики Беларусь соответствующего решения), а отдел писем и приема граждан Аппарата Совета Министров Республики Беларусь в этот же срок информирует обратившихся с инициативой о проверке конституционности акта граждан или организацию о принятом решении.

В случае принятия Президиумом Совета Министров Республики Беларусь решения об отказе в направлении в Конституционный Суд Республики Беларусь обращения о проверке конституционности акта отдел писем и приема граждан Аппарата Совета Министров Республики Беларусь в 5-дневный срок информирует об этом обратившихся граждан или организацию.

Наряду с проверкой конституционности актов, указанных в ч. 4 ст.116 Конституции, по предложениям Совета Министров Республики Беларусь Конституционный Суд Республики Беларусь излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.

Государственные органы, к компетенции которых относятся вопросы, затрагиваемые в названных документах, за исключением обладающих правом внесения в Конституционный Суд Республики Беларусь таких документов, вправе обращаться в Совет Министров Республики Беларусь с инициативой о направлении соответствующих предложений.

До направления обращений о документах иностранных государств, международных организаций в Совет Министров Республики Беларусь эти обращения согласовываются государственными органами с Министерством иностранных дел как органом, обеспечивающим реализацию единой внешней политики Республики Беларусь.

Решение о направлении либо ненаправлении в Конституционный Суд Республики Беларусь обращения о документах иностранных государств, международных организаций принимается Президиумом Совета Министров Республики Беларусь в 30-дневный срок со дня его получения.

Совет Министров Республики Беларусь в 5-дневный срок со дня принятия решения Президиумом Совета Министров Республики Беларусь направляет в Конституционный Суд Республики Беларусь обращения о документах иностранных государств, международных организаций (в случае принятия Президиумом Совета Министров Республики Беларусь соответствующего решения).

Конституционный Суд вправе давать разъяснения своим решениям (толковать их), что также может влиять на сферу нормотворчества и правоприменения указанных органов. Он наделен правом официального толкования декретов и указов по поручению Президента, если ими затрагиваются конституционные права, свободы и обязанности граждан.

Конституционный Суд Республики Беларусь ежегодно направляет Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь послание о состоянии конституционной законности в республике, основываясь на изученных и рассмотренных материалах. С учетом содержания посланий Президентом и палатами Парламента даются соответствующим органам и должностным лицам поручения по их реализации.

Согласно ст.22 вышеназванного Кодекса обращения граждан, направленные непосредственно в Конституционный Суд Республики Беларусь, рассматриваются им в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 года "Об обращениях граждан". Полученная Конституционным Судом в обращениях граждан информация может быть им использована при подготовке ежегодных посланий о состоянии конституционной законности, а также в текущем периоде с целью внесения предложения о совершенствовании законодательства и правоприменительной практики в адрес указанных органов.

В свою очередь Послания Главы государству народу и к Парламенту также являются важным источником информации, который используется Конституционным Судом, например, при внесении Конституционным Судом предложений в адрес указанных органов по совершенствованию законодательства.

Реализация субъектами, указанными в ч.1 ст.99 Конституции, права законодательной инициативы может быть предметом изучения в Конституционном Суде с точки зрения соблюдения предусмотренного порядка внесения законопроекта. Такая проверка может осуществляться во взаимосвязи с проверкой конституционности акта.

Взаимодействие Конституционного Суда Республики Беларусь с другими судами по обеспечению верховенства Конституции Республики Беларусь, защите прав и свобод граждан. Реализация части второй ст. 112 Конституции Республики Беларусь. Особенности преюдициального производства, осуществляемого конституционными судами.

Решения Конституционного Суда имеют особый статус среди актов органов судебной власти. Они, вне всякого сомнения, являются источником права. Достаточно привести лишь один довод: заключением Конституционного Суда может быть признана не имеющей юридической силы норма любого акта законодательства. Независимо от последующей отмены признанного неконституционным акта органом, его принявшим, все равно он прекращает действие с момента, определенного Конституционным Судом. Более того, Конституционный Суд в связи с признанием проверенного акта неконституционным в целях недопущения пробела, при наличии которого могут наступить еще более неблагоприятные последствия, вправе сформулировать на основе конституционных принципов временную норму, которой должны руководствоваться правоприменители, в том числе и суды.

Конституционный Суд наделен правом проверять конституционность правоприменительной практики. Специфика полномочий Конституционного Суда заключается и в том, что он вправе проверить на соответствие Конституции акты Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда.

Решения Конституционного Суда имеют всеобщий характер и касаются всех аналогичных случаев судебной практики. Они не подлежат обжалованию, действуют непосредственно, не требуют какого-либо подтверждения со стороны каких-либо органов или должностных лиц. Постановления Конституционного Суда имеют фактически прецедентный характер, поскольку они распространяют свое действие не только на рассмотренный Судом конкретный случай. Этот орган власти формирует “модели подхода” к решению аналогичных вопросов в будущем.

Важен для практики и вопрос о том, как быть, если суды, вынося свои постановления, ориентировались на нормативные акты, признанные впоследствии неконституционными? По жалобе стороны (участника процесса) судебное постановление может быть пересмотрено. Правда, при этом следует учитывать срок, с какого неконституционный нормативный акт признан не имеющим юридической силы. Пересмотр дела общим (хозяйственным) судом должен осуществляться по процедуре, установленной для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

В одном из дел Конституционный Суд Республики Беларусь весьма тщательно анализировал вопрос о сроке введения в действие акта толкования, который был принят через пять лет после принятия толкуемого акта. Здесь следует иметь в виду следующее. Акт толкования — самостоятельным нормативным актом не является. Его сфера и время действия неотделимы от толкуемой нормы. Основное требование состоит в том, чтобы акт толкования точно отражал суть толкуемого акта, был ему адекватен. Можно, конечно высказать пожелание, чтобы акты толкования принимались более оперативно, а не по прошествии нескольких лет. Однако и здесь возможен контраргумент, акт толкования появляется тогда, когда возникает спор.

Для практики важное значение имеет решение вопроса о судьбе уже вынесенных судебных решений, основанных на ином понимании толкуемого акта, чем оно было дано в акте о толковании. По существу речь идет о соотношении аутентического нормативного толкования акта (т.е. дачи толкования самим же органом, издавшим толкуемый акт) и казуального толкования, даваемого судами (общими, хозяйственными). Подход к определению их соотношения должен быть следующий: аутентическое нормативное толкование обладает верховенством. Этот вывод не противоречит ранее высказанному мнению о том, что судебные прецеденты как источники права должны быть признаны в нашей республике, получить свое развитие. Однако они не могут доминировать по отношению к решению законодателя. Исключения здесь составляют решения Конституционного Суда, который вправе проверить на соответствие Основному Закону все акты о толковании, включая и конституционные законы о толковании Конституции.

Конституционный Суд вправе в порядке информации направить в адрес Верховного и Высшего Хозяйственного судов текст послания, подготовленного для Главы государства и палат Парламента.

Разработчики текста Конституции, к которым принадлежит и автор настоящего издания, ставили цель добиться прямого действия конституционных норм. Для это в ч.2 ст.112 Конституции было закреплено следующее правило: если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Предполагалось, что суды будут активно применять конституционные положения, ссылаясь на них в своих постановлениях, а при выявлении противоречий между Конституцией и подконституционным актом, обращаться в Конституционный Суд. Причем имелись в виде непосредственно запросы судов в Конституционный Суд без обращения в какую-то промежуточную инстанцию (Верховный Суд или Высший Хозяйственный Суд). Однако в законодательстве был предусмотрен иной порядок—нижестоящие суды обязаны обращаться в свои высшие инстанции, которые решают, обращаться в Конституционный Суд или нет. Полагаем, что такой подход следует изменить, предусмотрев право суда обращаться с запросом в Конституционный Суд, если это вытекает из существа рассматриваемого дела.

Необходимо повысить эффективность судебной защиты прав и свобод граждан, закрепленных в международных договорах Республики Беларусь.

Необходимо развивать практику запросов общих и хозяйственных судов в Конституционный Суд на основании ст.112 Конституции. К сожалению, с 30 марта 1994 г. данная норма фактически не действовала: суды не входили с соответствующими предложениями в Конституционный Суд. Многими это объяснялось отсутствием законодательной регламентации такого обращения. Хотя и в тот период нельзя было согласиться с такого рода объяснениями, так как были все условия для формирования соответствующей практики. Чтобы снять всякие сомнения в законе от 7 июля 1997 г. было предусмотрено, что суд (общей компетенции или хозяйственный) при выявлении расхождений между Конституцией и подконституционным актом принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Согласно закону Верховный Суд или Высший Хозяйственный Суд обязаны сделать это в месячный срок со дня обращения к ним суда нижестоящей инстанции.

В соответствии с Конституцией и Кодексом о судоустройстве и статусе судей (ст.ст. 46, 69) Верховный и Высший Хозяйственный суды вправе вносить в Конституционный Суд предложения о проверке конституционности нормативных правовых актов, чем они не пользуются с 1997 года, включая и отсутствие запросов нижестоящих судов. Это снижает уровень и интенсивность работы по укреплению конституционной законности.

Представители высших судебных инстанций приглашаются на заседания Конституционного Суда, где могут высказать свою позицию.

Наше законодательство несколько отличается от законодательства ряда других стран, в том числе государств СНГ: предполагается, что суд сразу выносит решение по делу, руководствуясь при этом Конституцией. Однако не исключается и возможность суда при рассмотрении конкретного дела приостановить производство по нему до вынесения вердикта Конституционным Судом по вопросу о конституционности нормативного акта. Следовало бы предусмотреть аналогичный механизм взаимодействия судов (общей компетенции, хозяйственных) и Конституционного Суда при установлении расхождений между международными договорами, действующими на территории Беларуси, и иными подконституционными актами с целью обеспечения реального верховенства первых над вторыми.

Правило, предусмотренное в ст.112 Конституции, должно действовать и в случае выявления расхождений между вступившими в силу международными договорами и иными правовыми актами (законами, декретами, указами и др.). Причем внедрение на практике такого правила не требует специального законодательного урегулирования. К этому, по существу, обязывает содержание статей 8, 112, 116, 137, 142 Конституции, а также некоторых других актов законодательства. При выявлении в судебном заседании расхождения между актом законодательства и международным договором, ставшим обязательным для Республики Беларусь, суд, рассматривающий спор, обязан вынести решение на основе положений международного договора и обратиться в Конституционный Суд по вопросу о проверке конституционности акта законодательства, который следовало применить в данном деле и который, по мнению суда, противоречит международному договору.

Еще в начале 1990-х годов мной подчеркивалась необходимость утверждения и в законодательстве, и на практике, прежде всего судебной, правила о приоритете норм международного права по отношению к иным актам.

Дать принципиальный толчок формированию соответствующей административной и судебной практики могло бы рассмотрение на пленумах Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вопросов о практике применения судами норм международных договоров. К сожалению, в настоящее время суды практически не выносят решения со ссылками на нормы Конституции Республики Беларусь и международных договоров.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.