Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств.





Бюджетное обязательство - признанная органом, ис­полняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока. Лимит бюджетных обязательств — объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Данный документ определяет объем расходов не более чем на три месяца и доводится до получателей бюджетных средств не позднее пяти дней до вступления лимита в действие. При изменении лимитов уполномоченный исполнительный орган и распорядители бюджетных средств обязаны сообщить нижестоящим распорядителям и получателям об этом не позднее, чем за 5 дней до начала действия измененных лимитов (ст.ст. 223, 224 БК РФ). Лимиты бюджетных обязательств позволяют равномерно исполнять бюджет по расходам в течении бюджетного года с учетом поступлений от тех или иных налогов, имеющих разные периоды уплаты. Своевременное составление Лимитов позволяет, по мнению Т. Нестеренко решить проблему неравномерности расходования средств Федерального бюджета.1

4. Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств и подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств заключается в предоставлении права бюджетополучателю принять денежные обязательства по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, в пределах них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.

Орган, исполняющий бюджет, совершает расходование бюджетных средств только после проверки соответствия составленных платежных и иных документов путем совершения разрешительной надписи.

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в едином расчетном регистре Федерального казначейства для каждого распорядителя и получателя средств федерального бюджета (по территориальности).

Бюджетное учреждение вправе распоряжаться средствами, зачисленными на его лицевой счет, только в том размере, который отражен на лицевом счете бюджетного учреждения.

Лицевой счет представляет собой регистр аналитического учета органа федерального казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых в процессе исполнения расходов бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, и органами федерального казначейства.

Руководство бюджетополучателя (бюджетного учреждения) обязано открыть лицевой счет, предназначенный для учета сумм доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования, кассовых расходов, осуществляемых при исполнении смет доходов и расходов получателей средств федерального бюджета (далее - лицевой счет получателя средств),1 а также лицевой счет предназначенный для учета сумм полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности получателями средств федерального бюджета, финансируемыми на основании смет доходов и расходов – в случае осуществления предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 50 ГК РФ.2

Что касается самих доходов от предпринимательской деятельности, которые остаются в ведении бюджетного учреждения, то они должны размещаться на банковских счетах в кредитных организациях открываемых после уведомления федерального казначейства согласно приказа Министерства финансов Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. № 9н «Об утверждении правил оформления и выдачи в 1999 году разрешений на открытие счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» 1.

В тоже время, Центральный банк России не осуществляет контроль за фактическим состоянием дел в этой сфере, что вытекает из анализа норм указания Центрального банка России от 18.06.1999г. № 579-У «О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях».2 Такая ситуация является следствием отсутствия единой методологии, несогласованности инструктивно-методических материалов, что свойственно настоящему периоду времени.

Кроме того определенной проблемой по словам Т.Г. Нестеренко является противоречивое отношение Законодателя к бюджетным учреждениям, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Она указывает, что противоречие п.2 ст. 298 ГК РФ пункту 1 ст. 48 ГК РФ по поводу количества балансов, составляемых в этом виде юридических лиц влечет за собой «двойную бухгалтерию в самом прямом смысле слова»3.

Процедура финансирования заключается в фактическом расходовании бюджетных средств. При этом возможно финансирование путем зачета денежных средств; такой порядок определяется Правительством РФ, а также органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Кассовое исполнение бюджета опосредовано казначейским исполнением бюджета и представляет собой движение денежных средств через систему банковских счетов, а также получение денежных средств бюджетополучателем в наличной форме. Согласно ст. 216 БК РФ бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы, который представляет собой зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. Данный счет на федеральном уровне открывается в Банке России, а в исключительных случаях – в кредитных организациях (ст. 155, 156 БК РФ).

Согласно ст. 244 БК РФ банковские счета открываются Федеральному казначейству на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных бюджетным Кодексом. Так, по общему правилу, согласно ст. 236 БК РФ размещение бюджетных средств на банковских депозитах, … не допускается. В тоже время БК РФ не определяет что понимается под депозитом. Режим этого счета идентичен банковскому вкладу до востребования (ст. 837 ГК РФ), поскольку положения о банковском вкладе применяются при регулировании отношений банковского счета. С другой стороны, изменение режима банковского счета без соответствующего решения Федерального казначейства не допускается.

Таким образом, при осуществлении кассового исполнения бюджета решение о списании денежных средств с банковского счета принимается федеральным казначейством на основании представленных получателем средств федерального бюджета платежных документов, оформленных надлежащим образом и после прохождения процедур проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода, выверки и подтверждения исполнения денежных обязательств. Подтвержденное денежное обязательство федерального бюджета является основанием для совершения расходования средств федерального бюджета (ст. 251; 253 БК РФ). Согласно Совместному письму Министерства финансов Российской Федерации (от 5 мая 1997 г. № 36н) и Центрального банка России (от 11 апреля 1997 г. № 433а) «О порядке расчетно- кассового обслуживания счетов органов федерального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах федерального казначейства» к платежным документам относятся платежное поручение и чек, совместно оформленные надлежащим образом работниками федерального казначейства и организацией, финансируемой из бюджета.1 Одновременно органы федерального казначейства отражают данную операцию на лицевых счетах бюджетополучателя.

При осуществлении кассового исполнения бюджета по доходам, лица, в обязанность которых входит уплата денежных средств в бюджет осуществляют эту обязанность, зачисляют денежные средства через кредитные организации на единый счет бюджета (ст. 218 БК РФ), а Министерство финансов ведет учет поступлений согласно бюджетной классификации, осуществляет распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов и возврат излишне уплаченных сумм доходов (ст. 245 БК РФ).

Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников формирования дефицита федерального бюджета, а также санкционированием и финансированием расходов в Главной книге федерального казначейства, согласно ст. 256 БК РФ. Ее данные являются основой для формирования отчета об исполнении федерального бюджета.

Если в процессе исполнения Федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов, что приводит к неполному, по сравнению с утвержденным бюджетом, финансированию расходов более чем на 5%, но не более чем на 10%, то Правительство РФ вправе принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета, а если сокращение расходов увеличивается более чем на 10%, то Правительство РФ представляет в Государственную Думу проект Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете...». Дума рассматривает этот законопроект во внеочередном порядке (ст.ст. 258, 259 БК РФ).

Распределение мобилизованных налогов, сборов, других платежей по уровням бюджетной системы, по конкретным бюджетам (например, в пределах субъекта РФ - по бюджетам районов и городов) - это реализация различных форм межбюджетных отношений через механизм бюджетного регулирования. Одним из таких механизмов является «Вертикальное выравнивание», которое трактуется, как процесс достижения сбалансированности между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов. В случае если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования выполнения возложенных задач, за которые отвечает тот или иной региональный или местный орган власти, то центральное правительство обязано предоставить этому нижестоящему уровню власти недостающие бюджетные ресурсы.

Дотации и субвенции предоставляются нижестоящему бюджету в суммах, предусмотренных в поквартальной росписи, если исполнение вышестоящего бюджета происходит в пределах утвержденных показателей. Если в бюджет вносились уточнения - то в пределах уточненной росписи доходов и расходов.

Финансовый год завершается 31 декабря. До этой даты орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства.

После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом, а также бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании этого все получатели бюджетных средств готовят отчеты по доходам и расходам.

Следует отметить, что ранее бюджетно-процессуальное законодательство не уделяло серьезное внимание такой стадии бюджетного процесса, как «отчет об исполнении бюджета».

С введением с 01.01. 2000г. Бюджетного кодекса РФ ситуация несколько изменилась.

В соответствии со ст. 275 БК РФ, ежегодно, не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Отчет должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального бюджета на отчетный год. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета подаются и другие документы, например, отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и Президента РФ и др.

Согласно ст. 278 БК РФ, Заключение Счетной палаты Российской Федерации по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета включает в себя отчет по каждому разделу бюджетной классификации и по каждому бюджетополучателю с указанием нарушений бюджетного законодательства и нарушителей (лиц, по чьей вине произошло то или иное финансовое правонарушение, последствием которого стала несбалансированность бюджета).

При рассмотрении отчета Дума заслушивает, согласно ст. 279 БК РФ помимо заключения председателя Счетной палаты РФ доклады следующих органов:

· доклад Федерального казначейства;

· доклад министра финансов;

· доклад Генерального прокурора о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;

По итогам рассмотрения отчета Государственная Дума выносит решение либо об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета, либо об его отклонении.

Значение данной стадии трудно переоценить. Выводы экономического анализа, проводимого финансовыми и контрольными органами используются не только для объективной оценки результатов исполнения бюджета, но и разработки предложений и рекомендаций, направленных на выявление резервов укрепления доходной базы бюджетов, обеспечение поступления в установленный срок платежей по каждому источнику доходов и каждому бюджету; обеспечения своевременного финансирования расходов по целевому назначению в меру выполнения производственных и оперативных планов1;

Итоговое решение Парламента России способствует развитию вновь возникшего бюджетного процесса, так как данная процедура по времени совпадает с началом работы Государственной думы над проектом закона о бюджете на следующий год (август-сентябрь года следующего за отчетным). Следует согласиться с позицией Н.И. Химичевой о том, что «После принятия решения об утверждении бюджета на следующий финансовый год и отчета об исполнении бюджета за предыдущий год на очередной сессии представительного органа власти рассматривается информация о консолидированном бюджете на следующий финансовый год и об исполнении консолидированного бюджета за предыдущий год с, учетом принятия нижестоящими представительными органами власти решений об утверждении бюджетов и отчетов об их исполнении» 1.

Решение об утверждении (либо неутверждении) отчета об исполнении бюджета завершает бюджетный цикл.

 

 

Литература

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации // СЗ РФ, 1998 № 31. Ст. 3824.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ 1998. №31. Ст. 3823

3. Федеральный закон от 09.07.1999г. «О введении в действие бюджетного кодекса Российской федерации» // СЗ РФ. 1999, № 28. Ст. 3492.

4. Федеральный закон от 10.07.2002 г. «О Центральном банке» // СЗ РФ 2002, №28. Ст. 2790.

5. Федеральный закон от 25.09.1997 года «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997, № 39. Ст. 4464.

6. Указ Президента РФ от 08.12.1992г. № 1556 «О федеральном казначействе» // САПП РФ 1992. №. 24. Ст. 2101.

7. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. № 9н «Об утверждении правил оформления и выдачи в 1999 году разрешений на открытие счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» // Российская газета. 1999. 25 марта.

8. Совместный приказ министерства финансов от 21.02.2001г. №14Н и Министерства по налогам и сборам № БГ-3-09/51 «Об утверждении порядка обмена информацией между территориальными органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета и налоговыми органами».// Финансовая газета 2001. №27.

9. Игнатьева С. В., Вашкович Н.Ю., Киртаев А.С. Финансовое и налоговое право. Учебное пособие в схемах и таблицах.. СПб. 2002.

10. Финансовое право: Учебник / Под ред. Н. И. Химичевой. М.: Юристъ,
2003.

11. Финансовое право: Учебное пособие / Под ред. Е. Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко М. Проспект. 2003.

12. Финансовое право. Курс лекций/ Под ред. С.В. Игнатьевой. СПб. 2000.

 

Глава 6

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

§ 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА.

Правительство России еще в начале XII в. прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Именно тогда появились первые государственные займы. Однако существенным и относительно регулярным источником поступлений в казну займы выступали лишь с середины XVIV в. В условиях феодальной, России основными внутренними кредиторами казны были" монастыри и церковь. Затем социальная база государственного кредита расширилась: заимодателями становились купцы, промышленники, редко землевладельцы. Правительство брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным имуществом. Однако нередко займы предоставлялись и в принудительном порядке.

Активное использование государственного кредита имело как положительные, так и отрицательные последствия для экономики страны. К числу позитивных аспектов воздействия относились, в частности, мобилизация казной временно свободных денежных средств на финансирование общегосударственных потребностей, покрытие на - здоровой основе бюджетного дефицита, поддержка
эластичности денежного оборота в стране. Среди негативных моментов отметим чрезмерную зависимость состояния государственных финансов от кредиторов, особенно иностранных, ухудшение структуры правительственных расходов следствие отвлечения значительной части бюджетных средств от нужд социально - экономического развития и производственного потребления, углубление непроизводительного характера применения кредитных ресурсов.

После революции 1917 года заново решался вопрос об отношении к государственному долгу: были аннулированы все дореволюционные внутренние и внешние государственные займы, а также правительственные гарантии по займам различных предприятий и учреждений.

В 20-е годы Советское правительство использовало широкий спектр заемных операций, различаемых по срокам, методам, способам и месту размещения государственных ценных бумаг, форме выплаты дохода по займам и предоставлению различных преимуществ заимодателям. Преимущественной формой размещения займов среди трудящихся было их распространение по предварительной подписке с рассрочкой платежа. История государственного кредита показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита. Испытывая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство осуществляет займы, чем способствует достижению равновесия в своем бюджете. Однако, наладив отношения по линии государственного кредита, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это вполне оправданный шаг, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться

дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, рез ожидания поступления обычных бюджетных, доходов.

Уникальным способом получения финансовых ресурсов выступает государственный кредит. Он выражает отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных операций государство обычно выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее, государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.

Отношения по линии государственного кредита нельзя смешивать с банковским кредитом. Ссудный фонд, выступающий материальной основой банковского кредитования, используется для предоставления заемных средств предприятиям и учреждениям в целях обеспечения бесперебойности и повышения эффективности процесса расширенного воспроизводства. При государственном кредите происходит формирование дополнительных финансовых ресурсов в руках государства. Поэтому государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества, в которых государство выступает заемщиком. История показывает, что заимствования кредитных ресурсов для финансирования государственных потребностей должны осуществляться с соблюдением принципиальных положений, характерных для сущности государственного кредита, т.е. на условиях возвратности, срочности и платности.

Государственный (муниципальный) кредит может быть охарактеризован как экономическая и правовая категории.

Государственный (муниципальный) кредит как экономичес­кая категория это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на доброволь­ной основе временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Как правовая категория — государственный (муниципальный) кредит это самосто­ятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общест­венные отношения, складывающиеся в процессе привлечения го­сударством и муниципальными образованиями временно свобод­ных денежных средств юридических и физических лиц на усло­виях добровольности, возвратности, срочности и возмездности для покрытия бюджетного дефицита и регулирования денеж­ного обращения.

Государство и муниципальные образования используют кредит для обеспечения процесса финансирова­ния своих задач. Полученные таким образом средства по­ступают в распоряжение органов государственной и муниципаль­ной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В после­дующем источником погашения государственных и муниципаль­ных займов и выплат процентов по ним выступают средства бюд­жета.

К специфическим чертам государственного кредита можно отнести: 1) добровольный характер; 2) возвратный и платный характер; 3)при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, нахо­дящееся в его собственности; 4) специфический целевой ха­рактер: погашение бюджетного дефицита; 5) государственный кре­дит носит срочный характер. В БК РФ предусмотрено, что государст­венные и муниципальные долговые обязательства не могут пре­вышать соответственно 30 и 10 лет.

Правовой основой государственного кредита, в первую оче­редь, является Конституция РФ, где в ч. 3 ст. 104 говорится, что «законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении фи­нансовых обязательств государства, другие законопроекты, пре­дусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации». Часть 4 ст. 75 Конститу­ции РФ предусматривает, что государственные займы выпускаются в поряд­ке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Помимо конституционных норм правовую основу государственного кредита с 1 января 2000 г. образуют со­ответствующие нормы БК РФ (гл. 14 и 15), ГК РФ (§ 1 гл. 42), ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете на соот­ветствующий год, федеральные законы «О рынке ценных бумаг»1, «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»2, «О порядке перевода государ­ственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Феде­рации»3, а также иные законы и подзаконные нормативные акты. Источником права являются также некоторые нормы междуна­родного права, содержащиеся в международных, договорах и со­глашениях о предоставляемых или получаемых Российской Фе­дерацией кредитах, гарантиях и поручительствах.

Вопросы государственного кредита конкретных субъектов РФ, а также муниципального кредита регулируются, помимо БК РФ, также конституциями и уставами субъектов Федерации, а также уставами конкретных муниципальных образований.

Таким образом, анализ правовых основ государственного и муниципального кредита позволяет сделать вывод о его комплексном, межотрасле­вом характере. Государственный (муниципальный) кредит регулируется нормами финансового, гражданского и международного права.

Функционирование государственного кредита ведет к образо­ванию государственного долга, под которым понимаются долго­вые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными органи­зациями и иными субъектами международного права. Государст­венный долг полностью обеспечивается всем нахо­дящимся в федеральной собственности имуществом, составляю­щим государственную казну (ст. 97 БК РФ).

Государственный долг подразделяется на капитальный и те­кущий. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий государственный долг составляют расходы по вы­плате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам госу­дарства и по погашению обязательств, срок оплаты которых на­ступил.

В зависимости от субъектов-кредиторов государственный долг делится на внутренний и внешний.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно высту­пают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства. Внутренние займы выпускаются в нацио­нальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используют­ся различные налоговые льготы. Бюджетный кодекс РФ в ст. 89 определяет госу­дарственные внутренние заимствования как займы, привлекае­мые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по кото­рым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или га­ранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в ва­люте РФ.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рын­ках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны разме­щения. Внешние заимствования РФ законодатель определяет как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, ино­странных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов други­ми заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Привлечение заемных средств может осуществляться путём а) размещения долговых ценных бумаг и б) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают обще­государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Российской Федерации и муниципальный долг.

В ст. 98 Бюджетного кодекса РФ указывается, что государственный (муниципальный) кредит, а также долговые обязательства, образующие государственный долг Российской Федерации, могут выступать в форме:

— кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика, с кредитными организациями, ино­странными государствами и международными финансовыми ор­ганизациями;

— государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

— договоров и соглашений о получении Российской Федера­цией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— договоров о предоставлении Российской Федерацией госу­дарственных гарантий;

— соглашений и договоров, в том числе международных, за­ключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации дол­говых обязательств РФ прошлых лет (ст. 98 БК РФ).

Долговые обязательства могут носить краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер. Любые долговые обяза­тельства РФ погашаются в сроки, которые определяются кон­кретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Формы долговых обязательств РФ представлены на схеме 1.

 

 

Схема 1

 

ФОРМЫ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РФ

 

  ФОРМЫ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

 

 

       
   
 
 
   
 
   
 
   
 
   
 

 

  ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

долгосрочные (от пяти до 30 лет)
среднесрочные (от одного года до пяти лет)
краткосрочные (до одного года)

 

Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Государствен­ный долг субъекта РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, со­ставляющим казну субъекта РФ. Данные долговые обязательства могут осуществляться в форме:

— кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ;

— государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

— договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюд­жетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;

— договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ;

— соглашений и договоров, в том числе международных, за­ключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктури­зации долговых обязательств субъекта РФ прошлых лет.

Долговые обязательства субъекта РФ не могут превышать 30 лет.

Под муниципальным долгом понимается совокупность долго­вых обязательств муниципального образования, которые, в свою очередь, могут существовать в форме:

— кредитных соглашений и договоров;

— займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

— договоров и соглашений о получении муниципальным об­разованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— договоров о предоставлении муниципальных гарантий. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципаль­ную казну.

Названные долговые обязательства не могут превышать 10 лет.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам ее субъектов и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Фе­дерацией. Субъекты РФ и муниципальные образования также не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.

Предельные объемы государственного внутреннего долга и го­сударственного внешнего долга, пределы внешних заимствований страны на очередной финансовый год утверждаются федераль­ным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Пре­дельный размер государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны. Так, в соот­ветствии с Федеральным законом от 24.12.2002 г. «О Федеральном бюджете на 2003 год» верхний предел государственного внешнего долга РФ предусмотрен в сумме 137 млрд долл. США, в то время как в 2002 г. он составлял около149 млрд долл. Следует признать, что несмотря на имеющуюся информацию о ходе расчетов по долгам Российская Федерация продолжает испытывать затруднения при погашении долгов. Дело в том, что большой объём долгов европейским государствам мы возвращаем в евро, а на фоне роста курса евро по отношению к доллару неизбежно происходит увеличение общего объёма платежей. По оценкам российских и зарубежных специалистов объем излишне выплаченных средств составляет 11-12 млрд. долл. Органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления обязаны использовать все полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обяза­тельств и обслуживания государственного и муниципального долга РФ.

В этой связи важным является вопрос о деятельности названных органов по управлению государственным и муници­пальным долгом. Под управлением государственным и муниципальным долгом понимается совокупность мероприятий государства и муници­пального образования по выплате доходов кредиторам и погаше­нию займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и разме­щения долговых обязательств РФ.

Управление государственным долгом – одно из направлений финансовой политики государства, оно зависит от стратегических целей развития общества. Политику в отношении государственного долга определяет Федеральное собрание на основании предложений Правительства и Банка России. Контроль за состоянием государственного долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

Конкретная деятельность по управлению государственным внутренним долгом, связанная с выпуском и размещением долговых обязательств, обслуживанием и погашением государственного долга, прогнозированием и регулированием рынка ценных бумаг осуществляется Правительством в соответствии с законодательными актами.

Бюджетный кодекс РФ запрещает изменять условия выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроки выплаты и размеры процентных платежей, сроки обраще­ния (см. ст. 98 БК РФ).

К основным методам управления государственным долгом относятся: рефинансирование, реструктуризация и пролонга­ция.

До введения в действие БК РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как: конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование долга. Под конверсией, понимается изменение размера доходности займа, т.е. сни­жение или повышение процентной ставки дохода, изменение размера доходности займа, т.е. сни­жение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Уве­личение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией госу­дарственного долга. Совместно с консолидацией может проводиться и ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.