Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система налогов и сборов в Российской Федерации.





Под системой налогов и сборов понимается совокупность всех обязательных платежей, взимаемых в соответствии с налоговым законодательством на территории Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

В настоящее время эта система отражает федеративное устройство государства. Все налоги и сборы распределены между тремя уровнями системы налогов и сборов. С учетом этого выделяются: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы.

Система налогов и сборов в Российской Федерации отражена на схеме 2.

 

Схема 2

 

 

СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ

 

 
 

 

 

 

 


Система налогов и сборов, действующая в России в настоящее время, сформировалась к концу 1992 г. Но уже в середине 1992 г. и в последующие годы в нее были внесены суще­ственные изменения. Появились новые виды налогов, а в существующие — внесены изменения и дополнения.

Концепция построения системы налогов в нашей стране базировалась на отказе от идеи отмены налогов, на формировании целостной системы, охватывающей обло­жение доходов, имущества и потребления и способствую­щей становлению рыночного хозяйства.

Вместе с тем она базировалась в основном на зарубеж­ном опыте, так как в период ее создания отечественного опыта в налогообложении в условиях перехода от государ­ственной экономики к рыночной не было.

«Обкатку» система проходила в сложных условиях спа­да производства, ослабления государственной власти, бы­строго расслоения населения и прочих факторов, в резуль­тате которых она уже не могла выполнить в полной мере фискальных и регулирующих функций в обществе.

Опыт функционирования налоговой сис­темы вскрыл существенные ее недостатки: многочислен­ность налогов, надуманность отдельных видов налогов (сбор за местную символику, три сбора с ипподромов, сбор за киносъемку и др.), нестабильность и противоречивость налогового законодательства, что обусловило необходи­мость его серьезного преобразования.

С принятием нового Налогового кодекса РФ система налогов претерпевала существенное реформирование, хотя основные принципы ее построения в кодексе сохранены.

Суть налоговой реформы заключалась в том, чтобы сократить общее количество налоговых льгот, что позволило расширить круг налогоплательщиков и тем самым увеличить налоговую базу. Предусматривалась так­же возможность снизить налоговые ставки по некоторым налогам и отменить большое количество налогов. На конец 1998 г. количество применяемых на территории России налогов с учетом введенных региональными и местными органами власти составило порядка 200. Принятие Нало­гового кодекса сократило это количество в 5-7 раз. В ко­дексе введено ограничение полномочий федеральных орга­нов власти, органов субъектов федерации и местных органов на введение налогов, используется исчерпывающий пере­чень федеральных, региональных и местных налогов.

Классификация налогов. Объединение налогов в систему предполагает возможность их классификации по разным ос­нованиям, что позволяет анализировать систему с разных позиций. Новый Налоговый кодекс (ст. 12) все налоги подраз­деляет на 3 вида (исходя из государственного устройства РФ):

• федеральные налоги и сборы;

• налоги и сборы субъектов РФ (их чаще всего называ­ют региональными);

• местные налоги и сборы.

Такое деление позволяет, например, определить долю налогов каждого вида в общей сумме налоговых поступле­ний и соотнести ее (через расходы) с объемом функций ор­ганов власти каждого уровня.

Особенностью федеральных налогов является то, что они устанавливаются только федеральными законами и обяза­тельны к взиманию на территории всей страны. К федераль­ным налогам и сборам Налоговый кодекс относит:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные группы и виды товаров (услуг);

3) налог на доходы от капитала;

4) налог на пользование недрами;

5) взносы в государственные внебюджетные фонды;

6) налог на прибыль организаций;

7) таможенная пошлина и таможенные сборы;

8) подоходный налог с физических лиц;

9) государственная пошлина;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углево­дородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

 

Региональными признаются налоги и сборы, устанав­ливаемые Налоговым кодексом, вводимые в действие за­конами субъектов РФ и обязательные к уплате на терри­тории соответствующих субъектов РФ.

Согласно ст. 14 Налогового кодекса к региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

При этом при введении налога на недвижимость прекра­щается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливае­мые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым ко­дексом, нормативными правовыми актами представитель­ных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Согласно ст. 15 Налогового кодекса к местным нало­гам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование и дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Следует подчеркнуть, что в кодексе принципиально ре­шается вопрос о разграничении полномочий федеральных органов власти, органов субъектов федерации и местных органов в сфере урегулирования налоговых отношений. Введено ограничение полномочий названных органов — не могут устанавливаться региональные и местные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом.

В целом общее число федеральных, а также местных на­логов и сборов существенно сокращено, а перечень налогов и сборов субъектов РФ расширен, поскольку в него включе­ны, в частности, налог на недвижимость, дорожный налог, налог с владельцев транспортных средств, имевшие ранее федеральный характер.

Система налогов дополнена также некоторыми новы­ми видами платежей, таких как налог на капитал, эколо­гический налог, налог на пользование недрами и др. Также конкретизированы налоги на природные ресурсы. Страхо­вые взносы, поступающие в федеральные внебюджетные фонды социального назначения, включены в группу феде­ральных налогов.

Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенции органов власти, но и по другим осно­ваниям.

В зависимости от плательщиков налоги можно класси­фицировать следующим образом:

а) с физических лиц (налог на доходы, на имущество физи­ческих лиц, налог на наследование и дарение и др.);

б) с юридических лиц и их филиалов и подразделений,
имеющих отдельный баланс и расчетный счет (налог на
прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), транспортный налог и др.);

в) смешанного состава, т. е. взимаемые с юридических
и физических лиц (таможенная пошлина, государственная пошлина, земельный налог и др.).

В зависимости от связи с объектом налогообложения, налоги подразделяются на прямые (основная группа на­логов в Российской Федерации) и косвенные. К числу последних относятся ак­цизы, взимаемые с ограниченного круга товаров (ликероводочные, табачные изделия, легковые автомобили, шины, ювелирные изделия и др.), налог на добавленную стоимость (взимается с основной мас­сы товаров, услуг, работ), таможенные пошлины и др. Кос­венные налоги включаются в цену товара и фактически уплачиваются конечным потребителем этих товаров, хотя юридическим плательщиком является их продавец.

В условиях рыночной экономики важно эф­фективно использовать возможности налогообложения для стимулирования производства, проведения региональ­ной политики, расширения доходной базы государства. При этом представляется целесообразным осуществить следующие мероприятия:

1. Придать незыблемость на длительную перспективу
такому порядку взимания налога на прибыль, согласно
которому из налогооблагаемой прибыли всех предприятий
производственной и непроизводственной сферы (но не по­среднических структур) исключаются все средства, направ­ляемые на инвестиции.

2. Ввести сверхвысокие таможенные пошлины на ввоз
предметов роскоши (дорогие автомобили престижных ма­рок в размере четырехкратной цены и т. п.), одновремен­но отменить пошлины на ввоз и вывоз других товаров на­родного потребления.

3. Широко применять прогрессивное налогообложение находящейся в личном пользовании особо престижной недвижимости, крупных земельных участков и особо дорогих транспортных средств вне зависимости от того, находятся они во владении физических или юридических лиц.

4. Доходы от игорного бизнеса, лотерей и т. д. облагать
по более высокой ставке. В случае невозможного учета до­
ходов установить налог в твердой сумме.

5. Установить эффективный режим обеспечения испол­нения налоговых обязательств.

Принятие выдвинутых предложений позволит оздоро­вить денежную и финансовую систему страны, после чего отпадет необходимость эмиссионного финансирования гос­бюджета. Однако такое финансирование будет оставаться в качестве потенциального резерва на случай экстремаль­ных обстоятельств.

Говоря о налоговой системе в целом, нужно иметь в виду, что она как финансовая система государства суще­ствует не в абстрактном пространстве монетаристской кон­цепции, а в сложной российской действительности и при­звана служить национально-государственным интересам стимулирования отечественного товаропроизводителя в условиях построения социально ориентированной систе­мы хозяйствования.

 

§ 2. НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

 

Общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц, урегулированные нормами налогового права, называются налоговыми правоотношениями.

Как все финансовые правоотношения, налоговые правоотношения, являясь их частью, носят властно-имуще­ственный характер. Но им присущи и свои особенности:

1) они возникают в процессе налоговой деятельности
государства, т. е. деятельности по установлению и взима­нию налогов;

2)они включают две группы правоотношений — так на­зываемые общие (общерегулятивные) и конкретные.

Основную массу налоговых правоотношений составля­ют конкретные нормы, через которые реализуются общие правоотношения и юридическим содержанием которых являются права и обязанности конкретных персонифици­рованных субъектов. Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих эле­ментов: субъектов, объектов и содержания. Рассмотрим подробнее элементы налогового правоотношения.

Субъектный состав. Стороны налоговых правоотношений, наделенные юри­дическими правами и обязанностями, считаются субъек­тами этих правоотношений.

В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты: налогоплательщики (юридические и физичес­кие лица), налоговые органы, налоговые агенты, сборщики налогов, кредитные организации.

Налогоплательщик — это плательщик налога. Основной его при­знак — наличие самостоятельного дохода. Обязанность уп­латить налог за счет собственных средств не означает, что налогоплательщик должен уплатить налог непосредствен­но (т. е. со своего счета). От имени налогоплательщика на­лог может быть уплачен и иным лицом (представителем).

Кодекс ввел в круг возможных участников налоговых правоотношений представителя налогоплательщика (гл. 4).

Полномочия представителя должны быть документаль­но подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами. Уполномоченным пред­ставителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплатель­щиком представлять его интересы в отношениях с налого­выми органами и иными участниками налоговых право­отношений. Уполномоченными представителями налого­плательщика не могут быть должностные лица налоговых и таможенных органов, су­дьи, следователи и прокуроры. Уполномоченные представители действуют на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.

Финансовые органы обязаны вести учет налогоплатель­щиков. Налогоплательщик подлежит в обязательном поряд­ке постановке на учет в налоговых органах РФ. При этом банки и кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, и в пятидневный срок сообщают в этот орган об открытии указанных счетов.

Налоговый кодекс РФ также уточнил состав участников налоговых правоотношений. Так, помимо налогоплательщиков названы налоговые агенты и сборщики налогов (ст.24, 25).

Налоговые агенты – это лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов. Такую обязанность Налоговый Кодекс возлагает, например, на работодателей, осуществляющих выплаты физическим лицам (ст. 226). На налоговых агентах лежит ответственность за правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налогов в бюджет.

Сборщики налогов, в качестве которых могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, осуществляют прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет (например, органы связи).

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение — обяза­тельный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.

Следует различать понятия объект налогового право­отношения и объект налогообложения. Эти по­нятия не идентичны.

Объектом налоговых правоотношений является недви­жимое и движимое имущество (материальные и нематери­альные объекты). К объектам относятся доходы от хозяй­ственной деятельности, выполнение работ и услуг, доходы от операций с ценными бумагами, от пользования природ­ными ресурсами и др.

Объектом налогообложения, в теории финансового пра­ва, являются те юридические факты, которые обуславли­вают обязанности уплаты налога: владение имуществом, получение дохода, совершение оборота по реализации то­вара и т. п.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет понятие «объект налогообложения» так: «Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога, (п.1 ст. 38 части первой НК РФ).

Однако это определение недостаточно четкое. Например, нельзя согласиться с тем, что обязанность по уплате налога возникает в связи с наличием стоимости реализованных товаров. Такая обязанность возникает в случае реализации товаров, а их стоимость является основой для исчисления налоговой базы.

Обязанности участников правовых отношений возникают в силу определенных законодательством юридических фактов (событий, действий, состояний). Сама по себе стоимость товаров (работ, услуг) не может вызвать возникновение обязанности.

Причина допущенной неточности в Налоговом кодексе заключается в том, что законодатель не выделил в качестве отдельного, самостоятельного элемента налогового обязательства предмет налогообложения, а признаки предмета налогообложения придал объекту.

Термин «предмет налогового обложения» обозначает признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога.

Например, объектом налога на землю является право собственности на земельный участок, а не земельный участок непосредственно (он – предмет налогообложения). Сам по себе земельный участок – предмет материального мира – не порождает никаких налоговых последствий. Эти последствия порождают определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения в данном случае – собственность.

Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обя­занности субъектов правоотношения.

Рассмотрим права налогоплательщика, предусмотрен­ные в налоговом законодательстве, перечень которых уточ­нен и расширен в Налоговом кодексе (ст. 21). Налогопла­тельщик имеет право:

• пользоваться льготами по уплате налогов на основани­ях и в порядке, установленных законодательными актами;

• представлять налоговым органам документы, под­тверждающие право на льготы по налогам;

• знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;

• представлять налоговым органам пояснения по исчис­лению и уплате налогов и по актам проведенных проверок;

• в установленном законом порядке обжаловать реше­ния налоговых органов и действия их должностных лиц;

• другие права.

Кодекс (ст. 23) в перечне обязанностей налогоплательщиков выделил две группы: 1) общие для организации и физичес­ких лиц; 2) дополнительные к ним обязанности — органи­заций и индивидуальных предпринимателей. (Схема 3)

С х е м а 3







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.