Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОДНОСЛОЖНЫЕ И ДВУХСЛОЖНЫЕ РИТМЫ





Ритм:

та ́—

1. Дети идут по кругу, поочередно громко топая то пра­вой, то левой ногой. Каждый удар ногой сопровождается громким хлопком вправо-влево.

2. Дети идут по кругу, поочередно громко топая то пра­вой, то левой ногой. Каждый удар ногой сопровождается хлопком и проговариванием слога та громким голосом.

3. Дети стоят по кругу, произносят слова на этот ритм с движениями:

там — Резкий указательный жест в сторону,

сам — Плавный указательный жест на себя.

дождь — Руки вытянуты вперед; слегка перебирая паль­цами, дети опускают руки вниз.

* * *

Ритм:

Опа Опа ПА ПА ПА ́—, ́— —

 

1. Два прыжка вперед в круг на двух ногах, каждый прыжок сопровождается проговариванием слогов: о́па о́па.

2. Три прыжка назад на двух ногах, каждый прыжок сопровождается проговариванием слогов: па́ па́ па́.

3. Повторить движения, описанные в первых двух пунк­тах, сопровождая их проговариванием слов: пры́гнем, ска́жемса со су.

 

* * *

Ритм: ́— —, ́—

о́пла- о́пла - о́пла - о́пла

пам

пам

пам —пам —пам

 

Дети стоят по кругу, руки на поясе.

1. Прыжки вправо («боковой галоп») на двух ногах, каждый прыжок сопровождается проговариванием слогов: о́пла- о́пла - о́пла - о́пла

2. небольшой прыжок двумя ногами вправо с одновременным произнесение слогов: пам, небольшой прыжок влево: пам.

3. Три маленьких прыжка вперед двумя ногами, каждый прыжок сопровождается проговариванием слогов: пам —пам —пам

 

* * *

Ритм:

па па о́па

па па о́па

па па у́па

па па у́па

Дети стоят по кругу, руки на поясе.

1. Два резких прыжка двумя ногами на месте: па (на каждом слоге).

Прыжок вправо двумя ногами с одновременным хлопком над головой: о́па

2. И.п. Два резких прыжка двумя ногами на месте: па, па. Прыжок влево двумя ногами с одновременным хлопком над головой: о́па.

3. Вернуться в И. п., выполнить упражнение пункта 1.

Прыжок вперед двумя ногами с одновременным хлопком перед собой: у́па.

4. Вернуться в И. п., выполнить упражнение пункта 1.

Прыжок назад двумя ногами с одновременным хлопком за спиной: у́па!

* * *

Ритм:

па па па па о́па о́па!

па па па па о́па о́па!

па па па па у́па у́па!

па па па па у́па у́па!

 

Дети стоят по кругу, руки на поясе.

1. Два прыжка на месте на правой ноге (левую подо­гнуть): па па.

Два прыжка на месте на левой ноге (правую подогнуть): па па.

Два прыжка вправо двумя ногами- с одновременными хлопками над головой: о́па о́па!

2. Вернуться в И. п., выполнить упражнение пункта 1 (прыжки на одной ноге).

Два прыжка влево двумя ногами с одновременными хлопками над головой: о́па о́па!

3. Вернуться в И. п., выполнить упражнение 1 (прыжки на одной ноге).

Два прыжка вперед двумя ногами с одновременными хлопками перед собой: у́па у́па!

4. Вернуться в И. п., выполнить упражнение 1 (прыжки на одной ноге).

Два прыжка назад двумя ногами с одновременными хлопками за спиной: у́па у́па!

 

* * *

Ритм:

па́ та́

па́ та́

па́ та́

та́ та́ та́

па́та́

па́та́

па́ та́ та́

Дети стоят по кругу, держась за руки.

1. Шаг ногой вправо: па; левую ногу приставить к пра­вой: та.

Шаг влево: па; правую ногу приставить к левой: та.

Шаг вправо: па; приставить левую ногу: та.

Резко топать ногами на одном месте: та та та (удар — слог). Повторить два раза.

2. Резкий удар правой рукой, сжатой в кулак, в сторону: па́ та́ (на одном движении). То же движение левой рукой: па́ та́

Резкие удары рукой в стороны (вправо-влево-вправо): па та та (удар — слог). Повторить два раза.

* * *

Ритм:

па́ па́ по́

па́па па́па по́

па́па па́па па́па по́

па́па па́па по́

Дети стоят по кругу, руки на поясе.

1. Прыжок двумя ногами вправо: па́; прыжок влево: па́; прыжок на месте: по́.

2. Прыжок двумя ногами вправо: па́па; прыжок влево: па́па; прыжок на месте: по́.

3. Прыжок двумя ногами вправо: па́па; прыжок влево: па́па; опять прыжок вправо: па́па; прыжок на месте: по́.

4. Прыжок двумя ногами вправо: па́па; прыжок влево: па́па; прыжок на месте: по́.

5. Усложнить движение: на слог по́ одновременно с прыжком сделать хлопок перед собой.

* * *

Ритм:

о́па о́па оп оп

о́па о́па хлоп хлоп

о́па о́па оп оп

о́па о́па топ топ

о́па о́па стоп!

Дети стоят по кругу, руки на поясе.

1. Прыжок на правую ногу в правую сторону, левую ногу при этом согнуть: о́па.

Прыжок в левую сторону на левую ногу, правую ногу при этом согнуть: о́па.

Небольшой прыжок на двух ногах право: оп.

Небольшой прыжок на двух ногах влево: оп.

2. Прыжок на правую ногу вправо: о́па. Прыжок на левую ногу влево: о́па (рис. 71).

Стоя на месте, хлопок вправо: хлоп; хлопок влево: хлоп.

3. Повторение упражнения, описанного в пункте 1.

4. Прыжок на правую ногу вправо: о́па.

Прыжок на левую ногу влево: о́па.

Топнуть правой ногой: топ; топнуть левой ногой: топ.

5. Прыжок на правую ногу вправо: о́па.
Прыжок на левую ногу влево: о́па.

Кисти рук поднести ко рту, и легким давящим движени­ем руки ото рта опустить вниз, на уровне талии сжать паль­цы в кулаки: стоп!

 

Работа над текстом

Ритм:

та́та Мама

та́та папа

та́та та́ ты и я

та́та тата́ вместе — семья.

 

1. Учитель отхлопывает ритм, проговаривает его, выделяя ударные слоги более громким хлопком и голосом.

2. Учитель и ученики отхлопывают ритм и татакируют (произносят слоги та), выделяя ударные слоги более громким хлопком и голосом.

3. Учитель и ученики отхлопывают ритм и проговарива­ют текст, выделяя ударные слоги.

4. Учитель и ученики проговаривают текст в сопровож­дении движений:

мама — Руки согнуть на уровне груди, пальцы рук под­нести к носу; плавным движением развести руки от носа вперед в стороны.

папа — Руки согнуть на уровне груди, пальцы рук сжать в кулаки. Резким движением раскрыть руки в стороны (как бы ударить кулаками в стороны).

ты и я — Пальцем правой руки резко указать вниз, затем на себя.

вместе — Руки согнуть на уровне груди, пальцы рук под­нять ко рту; плавным движением отвести руки вперед ото рта и развести их в стороны.

семья — Слегка давящим движением опустить руки вниз как на звук с.

 

Ритм: ́—, ́— —.

та́, та́та

 

Осень

Дует ветер. Сильный ветер.

Листья. Там, там, там... —

много листьев.

Дождь, дождь. Мелкий дождь.

Сильный дождь. Лужа, лужа.

Грязь, грязь.

Дети стоят по кругу, руки на поясе. Повторение двух­сложного ритма, переход от ритма к речевому материалу.

1. Сильный удар правой ногой, тихий удар левой ногой: ́— — (без проговаривания).

Сильный удар правой ногой: та́. Тихий удар левой ногой: та (та́та).

2. Громкий, затем тихий хлопок: ́— —
Громкий хлопок: та́; тихий хлопок: та (та́та).

3. Громкий удар правой ногой с одновременным громким хлопком: т́а.

Тихий удар левой ногой с одновременным тихим хлоп­ком: та (та́та).

4. Дети поворачиваются друг за другом, руки на поясе. Идут по кругу.

Громкий удар правой ногой: та́.

Тихий удар левой ногой: та (та́та).

5. Идя по кругу, дети на ударный слог делают взмах правой рукой вверх в сторону, на безударный — опускают руку вниз: та́та.

6. На ударный слог дети делают прыжок вперед, на без­ударный — стоят на месте: та́та.

7. Дети, стоя по кругу, синхронно топают (громко и тихо), хлопают и воспроизводят устно ритм: та́та.

Отхлопывая данный ритм, произносят вместе с хлопками слова: ма́ма, па́па, о́сень, ду́ет, си́льный, ве́тер, ли́стья, мно́го, ме́лкий, лу́жа.

8. Проговаривание текста «Осень». Каждое слово воспро­изводится с движениями. Задание сначала выполняет учи­тель, затем учитель и ученики одновременно. Предложения произносятся слитно. Одно движение плавно переходит в другое:

осень — Руки опущены, взмах вверх — выделяется удар­ный слог, затем слегка давящим движением опустить руки вниз (рис. 72).

 

Примечание к рисунку.

Кружок обозначает начало движения, стрелка — направление его.

дует — Руками сделать волнообразное дви­жение перед собой справа налево (рис. 73).

ветер — Руки согнуть на уровне груди, кис­ти рук поднести ко рту., Небольшим сильным движением выдвинуть их ото рта вперед и раз­вести в стороны (рис. 74).

сильный — Согнутые руки поднять на уро­вень груди, локти развести в стороны. Резким движением поднять руки вверх (около головы) (рис. 75).

листья — Взмахнуть руками вверх в стороны и опустить их вниз (как на слове осень).

там, там, там... — Произнесение каждого слова сопро­вождается указательным движением руки вперед.

много — Руки поднять к носу. Плавным дви­жением развести руки от носа вперед в сторо­ны, описывая маленький полукруг (рис. 76).

листьев — См. листья.

дождь — Руки поднять на уровень груди, опускать руки вниз по очереди, перебирая пальцами (имитируются струи дождя).

мелкий — Руки поднести ко рту, маленьким движением развести руки ото рта вперед в стороны.

лужа — Руки согнуть на уровне груди. Сде­лать большое круговое движение от себя (рис. 77);

грязь — Согнутые руки поднять на уровень груди. Де­лать вращательные движения руками перед собой («мо­тор»). На лице гримаса отвращения.

9. Дети проговаривают текст без движений, убрав руки за спину. Во всех случаях ударный слог выделяется более громким и протяжным произношением.

 

* * *

Ритм: — ́—.

тата́

Дети стоят по кругу, руки на поясе.

1. Тихий удар правой ногой, громкий удар левой ногой: — ́—.

2. Тихий удар правой ногой сопровождается тихим хлоп­ком, громкий удар левой ногой громким хлопком: — ́—.

3. Тихий удар правой ногой сопровождается тихим хлоп­ком и тихим произнесением слога: та.

Громкий удар левой ногой сопровождается громким хлопком и громким произнесением слога: та́ (тата́).

4. Тихий хлопок: та; громкий хлопок: та́ (тата́).

5. Охлопывание ритма с одновременным проговариванием слов: ушла́, пришла́, рука́, нōга́.

 

Примечание

Черточка над безударным о означает, что согласно нормам орфоэпии в этом случае гласный о произносится как а.

 

6. Прохлопывание ритмов ́— —, — ́— с одновременным проговариванием:

 

слогов слов предложений

та́та — тата́ но́ги — нōга́ ма́ма пришла́

па́па — папа́ ру́ки —рука́ ма́ма ушла́

п́апопапо́ го́ры — гōра́ па́па пришел

па́пу —папу́ ко́зы — кōза́ па́па ушел

па́пипапи́ со́высōва́

па́пэпапэ́

* * *

Ритм: — ́—, ́—.

Дети стоят по кругу.

1. Дети произносят слоги, изображая ритм ударами ног и хлопками: тата́ (два раза).

Тихий, затем громкий хлопок: тата́ (два раза).

Вытянуть руку вперед: одна́ рука́.

2. Тихий, затем громкий хлопок: тата́ (два раза); указа­тельный жест на ногу: одна́ нога́.

3. Громкие и тихие, хлопки (в соответствии с ритмом): та́ тути́; вытянуть обе руки вперед: две́ руки́.

Громкие и тихие хлопки (в соответствии с ритмом): та́ тати́; указательный жест на ноги: две́ ноги́.

 

* * *

Ритм: — ́—, ́—.

Дети стоят по кругу.

1. Громкие и тихие хлопки, громкие и тихие удары ногами, устное воспроизведение слогов с выделением ударного слога:

та́ тату́ тату́ тату́

та́ тату́ тату́ тату́

2. Громкие и тихие хлопки, громкие и тихие удары нога­ми, воспроизведение слов с выделением ударного слога:

Я бегу́, бегу́, бегу́

И пою́, пою́, пою́.

3. Взявшись за руки, дети размеренно прыгают (двигаясь по кругу) и говорят слова, каждый прыжок соответствует слову:

4. Стоя в кругу, дети говорят слова, одновременно хло­пая в ладоши (хлопок — слово).

 

* * *

Ритм: — ́—, ́—.

Цып, Цып-цып и Цып-цып-цып

Нашли цветок, листок и гриб.

Цып-цып-цып, возьми цветок.

Цып-цып, возьми листок.

Цып, возьми гриб.

Г.Сапгир

Дети стоят по кругу, говорят текст с движениями, пра­вильно выделяя ударный слог:

Цып — Движение на звук ц.

Цып-цьт — Два движения на звук ц.

Цып-цып-цып — Три движения на звук ц.

нашли — Чуть наклонившись вниз, развести руки в сто­роны (смотреть вниз, как будто что-то нашли).

цветок — Руки согнуть на уровне груди. Пальцы рук зажаты в щепотку; раскрыть пальцы рук вверх легким дви­жением, как будто раскрывается цветок.

листок — Пальцы рук поднести ко рту, опустить плавно руки вниз, как на звуке с.

гриб — Правую руку согнуть на уровне груди, указа­тельный палец поднять вверх («внимание»).

возьми — Протянуть руку вперед, как бы что-то предла­гая.

* * *

Ритм: ́— ́— — — ́—.

и__та и __ раз

и __ та и __ два

и __ та́та и __ пры́гнем наза́д

тата́

Дети стоят по кругу.

1. Немного присесть с согнутыми в локтях руками: и __, маленький резкий прыжок назад, руки на пояс: та.

Повторить упражнение.

2. Немного присесть с согнутыми руками: и __, малень­кие резкие прыжки назад с одновременным произнесением слогов, в которых выделен ударный слог: та́та, тата́

3. Повторить все упражнение, вместо слогов произно­сить слова.

* * *

Ритм: ́— ́— — — ́—.

та́ та́ Снег! Снег!

та́та та́ Всюду снег.

та́та та́та та́та та́ Белый, чистый, легкий снег.

та́та тата́ Скоро зима.

 

1.Учитель отхлопывает и татакирует (произносит слоги та) ритм, выделяя ударный слог.

2.Учитель и ученики стоят по кругу, отхлопывают и про­говаривают слоги ритма.

3. Восприятие ритма на слух: учитель поворачивается спиной к ученикам, произносит одну строчку слогов за дру­гой, ученики повторяют услышанное.

4. Отхлопывание ритма и проговаривание текста с выде­лением ударного слога.

5. Проговаривание текста с движениями:

снег, снег — Пальцы правой, затем левой руки поднести ко рту и давящим движением опустить вниз (движение —-слово).

всюду — Правой рукой описать перед собой полукруг (слева направо).

снег — Описанные выше движения выполняются двумя руками.

белый — Расслабленный наклон туловища вниз, руки опустить.

чистый — Движение звука ч.

легкий — Руки согнуть на уровне груди, плавным мягким движением слегка опустить кисти рук вниз, а затем немного поднять вверх (как будто что-то нежно берем).

скоро — Руки скользят сверху вниз по туловищу слегка давящим движением.

зима — Движение на звук з.

6. Чтение текста с убранными за спину руками.

* * *

Ритм: — ́— ́— —.

тата́ тата́ Пришла весна.

та́та та́та Светит солнце.

тата́ Тепло.

1. Учитель и ученики стоят по кругу, отхлопывают и проговаривают слоги ритма.

2. Отхлопывание ритма и одновременное проговарива­ние текста с выделением ударного слога.

3. Упражнение на слух: учитель поворачивается спиной к ученикам, произносит ту или иную строчку ритма, учени­ки отвечают отхлопыванием и проговариванием ритма; учи­тель произносит строчки ритма, ученики отвечают отхлопы­ванием и проговариванием текста.

4. Проговаривание текста целиком с правильно выделен­ным ударением (в сопровождении ритма и без него).

 

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РИТМЫ

 

Ритм: — — ́—.

Дети стоят по кругу.

1. Тихий удар правой ногой, тихий удар левой ногой, громкий удар правой ногой с одновременным однотипным отхлопыванием и проговариванием слогов та та та́.

2. Дети идут по кругу друг за другом. Тихие удары: та та; громкий удар ногой и одновременное выбрасывание руки в сторону: та́ (та та та́).

3. Тихие шаги: та та; прыжок вперед: та́ (та та та́).

4. Прыжки в круг. Безударные слоги сопровождаются двумя небольшими прыжками вперед и тихим проговарива­нием слогов, ударный слог сопровождается большим прыж­ком вперед и громким проговариванием: па па па́.

5. В центре круга: дети тихо и громко топают, хлопают и проговаривают одновременно: та та та́.

6. Отхлопывание трехсложного ритма:

татата́

татата́

татата́

7. Отхлопывание ряда слогов с ударением на последнем слоге:

хи-хи-хи́

хо-хо-хо́

ха-ха-ха́

8. Проговаривание слов на этот ритм в сопровождении отхлопывания:

ты пōхо́ж

на себя́

петуха́

9. Затем эти строки проговариваются как считалка с ука­занием пальцем на стоящих по кругу и выделением ударного слога взмахом руки. После этого — левая рука на животе, указательный жест пальцем правой руки на стоящих по кру­гу:

Хи-хи-хи́,

хо-хо-хо́,

ха-ха-ха́,

Ты похо́ж

на себя́

петуха́.

С.Маршак

 

* * *

Ритм: — — ́—, ́—.

па́ пу́ вверх вниз

па́ пу́ вверх вниз

попопо́ наклонись

попопо́ наклонись

 

Дети стоят по кругу, руки на поясе.

1 Прыжок вверх с одновременным разведением рук вверх в стороны: па́!

Сразу опустится в полуприсед, руками обхватить колени: пу́.

Повторить упражнение два раза. Вернутся в И. п.

2. Наклон всем туловищем вправо: попопо́.

Наклон всем туловищем влево: попопо́.

3. повторить упражнения (пункты 1, 2), вместо слогов проговаривать слова, указанные выше.

* * *

Ритм: — — ́—

— — ́—

́— — ́— —

́— ́— ́—.

татата́ татато́п

татата́ татато́п

тата́ та́та о́па о́па
та та та хло́п- хло́п- хло́п

Дети стоят по кругу.

1. Учитель отхлопывает ритм. Ученики без учителя от­хлопывают ритм.

2. Учитель и ученики синхронно оттопывают ритм и проговаривают слоги.

3. Дети стоят по кругу, спрятана за спиной: отвести правую руку из-за спины вправо: та; отвести левую руку из-за спины влево: та; убрать руки за спину, одновременно топнуть правой ногой: то́п.
Повторить движение, только топнуть левой ногой: то́п; прыжок вправо, руки на поясе: о́па; прыжок влево, руки на поясе: о́па; громкие хлопки влево, вправо, над головой: хло́п- хло́п- хло́п.

* * *

Ритм: — — ́— ́— —.

 

та та то́

та та то́

та́та

та́та

та та то́

 

Дети стоят по кругу.

1. Правая рука сжата в кулак, резкий удар вправо: та; левая рука сжата в кулак, резкий удар влево: та; двумя руками, сжатыми в кулак, резко и одновременно ударить в стороны: то.

Упражнение проделать дважды.

2. Правая рука сжата в кулак, резкий удар вправо: та́та; левая рука сжата в кулак, резкий удар влево: та́та.

3. Движения, описанные в пункте 1: та та то́.

* * *

Ритм: — — ́— — ́—.

та-та-ту́ Я шепчу́. татоту́ — Я шепчу́.

та-то- ту́ Я шепчу́. татоту́ — Я шепчу́.

та-то- ту́ Я шепчу́. татоту́ — Я шепчу́.

тату́ тату́ Сказа́ть хочу́, тату́ тату́ —Сказа́ть хочу́.

 

Дети стоят по кругу, руки на поясе.

1. Прыжок на месте: та; маленький прыжок в сторону: то; прыжок вперед в круг: ту́.

Упражнение повторить три раза.

Прыжок на месте: та; маленький прыжок назад: ту́.

Упражнение повторить два раза.

2. Повторить упражнения пункта 1, вместо слогов произ­носить слова.

3. Произнесение слогов и слов с одновременным отхлопыванием ритма: татоту́ — я шепчу́. и т. д.

* * *

Ритм: — — ́— ́— —.

 

татату́ говорю́ татату́ говорю́ папопу́ я пою́

татату́ говорю́ татату́ говорю́ папопу́ я пою́

та́та гро́мко та́та ти́хо па́па гро́мко

та́та гро́мко та́та ти́хо па́па ти́хо

татоту́ говорю́ татоту́ говорю́ папопу́ я пою́

 

Дети стоят по кругу.

Татакирование сопровождается указательным жестом правой руки или отхлопыванием.

При проговаривании слов ударный слог выделяется го­лосом и более сильным взмахом рукой.

* * *

Ритм: — — ́— ́— —.

та́та та́та та́та Ту́ча не́бо кро́ет.

та́та татата́ Со́лнце не блести́т;

та́та та́та та́та Ве́тер в по́ле во́ет;

та́та татата́ До́ждик мороси́т.

А. Плещеев

 

1. Учитель отхлопывает и проговаривает ритм, выделяя ударный слог.

2. Учитель и ученики отхлопывают и проговаривают ритм.

3. Учитель произносит какую-то строчку ритма, повер­нувшись спиной к ученикам. Ученики воспроизводят услы­шанное, проговаривая и отхлопывая ритм.

4. Учитель и ученики отхлопывают ритм и проговарива­ют слова стихотворения.

5. Учитель говорит одну из строчек стихотворения, уче­ники подбирают к ней ритм, выражая его отхлопыванием и татакированием.

6. Учитель воспроизводит, татакируя, ритм одной из строчек стихотворения, ученики отхлопывают его, подбира­ют к нему соответствующую строчку и проговаривают ее.

7. Учащиеся синхронно с учителем проговаривают сти­хотворение в сопровождении движений:

туча небо кроет — Руки согнуты на уровне груди. Давя­щим движением руки выдвигаются вперед (как на звук у), затем разводятся в стороны; описать ими на уровне груди большой круг, соединив затем их внизу.

солнце — Пальцы рук поднести ко рту; слегка давящим движением вытягивать руки вперед (как на звук с), затем, приподнимая их вверх, собрать пальцы рук в щепотки и раскрыть их наверху (движение на звук ц).

не блестит — Руки слегка развести в стороны на уровне груди, головой сделать отрицательный жест.

ветер — Пальцы рук поднести ко рту, затем — движение на звук е.

в поле воет — Плавное покачивание туловищем вправо-влево; движения слитные, переходящие одно в другое.

дождик моросит — Перебирать пальцами то правой, то левой руки, имитируя падающие струйки дождя.

8. Проговаривание стихотворения без движений с убран­ными за спину руками.

* * *

Ритм: ́— — —.

Дети стоят по кругу.

1. Громкий удар правой ногой, тихий удар левой ногой, тихий удар правой ногой: ́— — —.

2. Громкий удар правой ногой, тихий удар левой ногой, тихий удар правой ногой сопровождается однотипным отхлопыванием ритма.

3. Упражнение, описанное в пункте 2, с проговариванием слогов: та́ та та.

4. Шаг по кругу с проговариванием слогов в указанном ритме, на ударном слоге правая рука вверх: та́ та та.

5. Шаг по кругу с проговариванием указанного ритма, на ударном слоге прыжок вперед: та́ та та.

6. Отхлопывание ритма и одновременное произнесение слов, приведенных ниже. Проговаривание каждого слога со­провождается движением:

девочка — Слегка очерчивается руками фигура девочки.

видела — Плавным движением руки отводятся от лица вперед (как на звук в).

плакала — Руки опускаются вниз от глаз и щек (имити­руются слезы).

бросила — Взмах рукой — движение, имитирующее бро­сок на пол.

делала — Небольшим движением руки разводятся ото рта в стороны (как на звук е).

7. Проговаривание предложений: Девочка видела. Девочка делала. Девочка бросила. Девочка плакала.

Во всех случаях делается движение, описанное выше для соответствующего глагола, например/для первого предложе­ния то движение, которое характерно для слова видела, и т. д.

* * *

Ритм: ́— — —, — — ́—, ́— —, — ́—.

та́тата та́тата та́та Падают, падают листья.

та́та тата́ татата́ В нашем саду листопад.

М. Ивенсен

 

1.Учитель отхлопывает ритм стихотворения и татакирует, выделяя ударные слоги громким хлопком и голосом.

2.Учитель и ученики синхронно выполняют первое уп­ражнение.

3. Отхлопывание ритма и проговаривание стихотворения с выделением ударных слогов.

4. Проговаривание слов с движениями:
падают — Руки согнуть на уровне груди, правую руку плавно опустить вниз.

падают — Опустить вниз левую руку.

листья — На ударный слог взмахнуть одновременно обе­ими руками вверх в стороны, затем плавно опустить их вниз.

в нашем — Слева направо повести правой рукой перед собой, описывая полукруг.

саду — Пальцы рук поднести ко рту и слегка давящим движением опустить вниз.

листопад — Делать поочередно правой и левой рукой легкие взмахи на уровне груди, на ударном слоге двумя руками взмахнуть вверх.

5. Проговаривание стихотворения без движений с убран­ными за спину руками.

* * *

Ритм: ́— — —, ́— —, — ́—, ́—.

Я, ты, он, она,

Вместе целая страна.

Вместе дружная семья:

Я, ты, он, она.

Р. Рождественский

1. Проговаривание слов с движениями:

я — Указательное движение правой рукой на себя.

ты — Резкое указательное движение на кого-нибудь из ребят.

он — Указательное движение на мальчика.

она — Указательное движение на девочку.

вместе — Правой рукой описать перед собой слева на­право полукруг.

целая — Движение за звук ц.

страна — Пальцы рук поднести ко рту; слегка давящим движением опустить их вниз, затем сразу сжать пальцы в кулаки и на слоге на сделать резкое, как удар, движение в стороны.

дружная — Кисти рук поднести ко рту, выдвинуть с лег­ким напряжением руки вперед на уровне рта.

семья — Пальцы рук поднести ко рту, слегка давящим движением опустить их вниз.

2. Проговаривание стихотворения с хлопками: на каждое слово — хлопок.

3. Проговаривание стихотворения без движений.

* * *

Ритм: ́— — —, ́— —, — ́—, ́—.

Поздняя осень

Выпал снег. Первый снег.

Снег белый, чистый, легкий.

Всюду снег. Холодно.

х____ х____

Скоро зима. Холодно зимой.

 

1. Проговаривание текста с движениями, которые плавно переходят одно в другое. И. п. — согнутые руки поднять на уровень груди:

поздняя — Кисти сжать в кулаки, сильно ударить в сто­роны на ударный слог, затем резким движением вернуть руки в И. п..

осень — Взмах руками вверх на ударный слог, затем слег­ка давящим движением опустить руки вниз.

выпал — Ладони рук поднести ко рту плавным движени­ем (как на звук в), затем резким движением выдвинуть руки вперед (как на звук ы).

снег — Руки поднести ко рту, легким давящим движени­ем опустить их вниз.

первый — Резким движением взмахнуть руками вверх на ударном слоге, на безударном — опустить руки.

белый — Руки в И. п., расслабленно наклониться вниз, руки опустить.

чистый — Движение на звук ч.

легкий — Руки в И. п., нежные движения пальцами снизу вверх на уровне груди (как будто берем что-то легкое).

всюду — Руки в И. п., широким движением развести руки вперед и в стороны.

холодно — Согнутые руки прижать к туловищу, сжаться как от холода:

х___ х__ — Подышать на руки, как бы грея их.

скоро — Легким давящим движением опустить руки вниз (по туловищу).

зима — Движение на звук з.

2. Проговаривание текста без движений.

* * *

Ритм: — ́— —.

1. Тихий удар правой ногой, громкий удар левой ногой, тихий удар правой ногой с одновременным однотипным отхлопыванием: — ́— —.

2. Тихий хлопок, громкий хлопок, тихий хлопок с однов­ременным проговариванием: та та́ та.

3. Дети отхлопывают ритм, одновременно проговарива­ют слова и предложения, выделяя ударные слоги голосом и громким хлопком:

соба́ка маши́на лопа́та Ната́ша

сиде́ла стоя́ла лежа́ла крича́ла

Соба́ка сиде́ла. Маши́на стоя́ла.

Лопа́та лежа́ла. Ната́ша крича́ла.

* * *

Ритм: — ́— —, ́— — —, — ́—.

Зима

Пришла зима.

Падает снег.

Тихо падает снег.

Много снега.

Большие сугробы.

1. Проговаривание текста с движениями, слитно перехо­дящими одно в другое:

зима — Движение на звук з.

пришла — Руки развести в стороны и небольшим движе­нием вернуть к себе.

падает снег — Руки согнуть на уровне плеч, локти опу­щены, плавно опустить руки вниз.

тихо — Поднести палец к губам.

много снега — Пальцы рук поднести к носу, широким движением вперед и в стороны развести руки от носа и слегка давящим движением опустить вниз.

большие сугробы — Согнуть руки на уровне груди, волно­образные движения руками в стороны.

2. Проговаривание текста с убранными за спину руками.

* * *

Смешанные ритмы: — — ́—, — ́— —, ́— — —, ́— —, — ́—, ́—.

та́ — мяч та́та тата́ — ма́ма ушла́

та́та — ку́кла та́ та́ — дай мяч

тата́ — мука́ та́ татата́ — дай каранда́ш

та́тата — ку́рица тата́ та́та — возьми́ ру́чку

тата́та — маши́на тата́ тата́ — пойде́м домо́й

татата́ — каранда́ш тата́та та́та — соба́ка ла́ет

та́тата тата́та — ку́рица куда́хчет

 

1. Дети стоят по кругу. Учитель находится вне круга, поворачивается к детям спиной и отбивает один из ритмов в барабан. Дети воспринимают ритм на слух, воспроизводят его отхлопыванием в ладоши и проговариванием слогов: та та́та тата́ тата́та та́тата татата́.

Ударный слог выделяется громким хлопком и голосом.

2. Учитель произносит то или иное слово из указанных (мяч, кукла, мука, курица, машина, карандаш). Ученики отхлопывают соответствующий ритм, проговаривают сначала слоги, а затем слова.

3. Аналогичная работа проводится с каждым из приве­денных коротких предложений.

* * *

Ритм: — — ́—, — ́— —, ́— — —, ́— —, ́—.
татато́ татато́
татату́ тату́та ко
та́та?
та́ тата́та


1. Далеко, далеко 3. Далеко, далеко

На лугу пасутся ко... На лугу пасутся ко...

Козы? А, коровы?

Нет, не козы. Правильно, коровы!

2. Далеко, далеко Пейте, дети, молоко

На лугу пасутся ко... Будете здоровы!

Кони?

Нет, не кони. Ю.Черных

 

1. Сначала учитель, а затем учитель и ученики вместе отхлопывают и татакируют, выделяя ударный слог и хлоп­ком и голосом.

2. Учитель поворачивается спиной к ученикам и прогова­ривает один из ритмов. Учащиеся воспринимают это на слух, воспроизводят ритм и проговаривают слоги. Затем, на­оборот — учитель произносит слоги в определенном ритме, ученики отхлопывают его, проговаривая слоги.

3. Проговаривание слов текста с одновременным отхло­пыванием ритма.

4. Проговаривание текста — дети стоят парами и хлопа­ют в ладоши друг другу (хлопок — слово) с соблюдением словесного ударения и интонации.

ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ РИТМЫ

Ритм: ́— — — —.

 

Дети стоят по кругу.

1. Громкий удар правой ногой, тихий удар левой ногой, тихий удар правой ногой, тихий удар левой ногой: ́— — — —.

2. Громкие и тихие удары ногами с одновременным отхлопыванием.

3. Громкие и тихие удары ногами и отхлопывание: та́та-тата.

4. Резкий выброс рук вверх в стороны на ударном слоге, а на безударных —резкие наклоны туловища вправо-влево (наклон — слог): та́тотото.

5. Резкий выброс рук вверх в стороны на ударном слоге, а на безударных — резкий наклон туловища вперед вниз (каж­дый раз — ниже, еще ниже; наклон — слог): та́тутуту.

6. Произнесение слов с отхлопыванием ритма: бу́лочная, пу́говица, со́лнечная, па́смурная.

 

* * *

Ритм: — ́— — —.

 

Дети стоят по кругу.

1. Тихий удар правой ногой, громкий удар левой ногой, тихий удар правой ногой, тихий удар левой ногой с однов­ременным отхлопыванием: — ́— — —.

2. Тихие и громкие удары ногами, отхлопывание и проговаривание: тата́тата.

3. Тихий хлопок перед собой: та; громкий хлопок над головой: та́; тихий хлопок вправо: та; тихий хлопок влево: та (тата́тата).

4. Дети поворачиваются по кругу друг за другом: ма­ленький прыжок вперед: та; длинный прыжок вперед: та́; два маленьких прыжка вперед: тата (тата́тата).

5. Произнесение слов с отхлопыванием: оди́нна(д)цатъ, четы́рна(д)иать, столо́вая, кани́кулы, фами́лия, лучи́стое, пу­ши́стое, тяжёлое, весёлое, прекра́сное.

 

* * *

Ритм: — ́— — —, ́— —, — ́—, — ́— —.

Солнце — слово лучистое. Кирпич — это слово тяжелое.

Кошка — слово пушистое. Мяч — это слово веселое.

Корова — слово рогатое. Друг — это слово прекрасное.

А слово «арбуз» — полосатое.

Г. Сапгир

1. Дети стоят по кругу. Проговаривают стихотворение, сопровождая слова движениями:

солнце — Руки около рта, слегка давящим движением руки отводятся ото рта вперед и в стороны (круговым дви­жением).

слово — Руки около рта, слегка давящим движением руки опускаются немного вниз, кисти вращательным движе­нием поворачиваются вверх.

лучистое — Пальцы рук собираются в щепотку около рта, руки вверх,при поднятии их пальцы раскрыть.

кошка — Движение, имитирующее поглаживание.

пушистое — Волнообразное движение руки на уровне груди.

корова — Движение на звук к.

рогатое — Голову слегка наклонить вперед («бодаю») и потрясти ею.

а — Указательный палец вверх («внимание»).

арбуз — Движение, изображающее что-то большое круг­лое, которое держим в руках.

полосатое — Правой рукой показываются полоски на ар­бузе.

кирпич — Движение, имитирующее взятие какого-то предмета.

это — Указательное движение правой рукой вниз.

тяжелое — Движение, имитирующее поднятие тяжести, мяч — Движение, имитирующее подбрасывание мяча вверх.

веселое — Легкий взмах рукой вверх.

друг — Указательное движение в сторону своего друга.

прекрасное — Каждый кладет руку на плечо соседа с ра­достным выражением лица.

2. Каждый ученик говорит строчку стихотворения (по кругу).

* * *

Ритм: — — &#







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.