Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КОРОТКИХ ТЕКСТАХ, СТИХОТВОРЕНИЯХ, ИГРАХ





 

з___ ла

Злая. — Сердито.

Злая собака. — Сердито.

Злая собака? — Вопросительно.

Злая собака! — Испуганно.

 

Дети стоят по кругу.

З__ ла — Движение на звук з.

злая — Движение на звук з.

злая собака — Движение на звук з переходит в движение на звук с.

злая собака? — Движение, обозначающее вопрос.

злая собака! — Руки прижать к груди, отпрянуть назад.

Упражнение на различение интонаций с опорой только на слуховое восприятие учащихся (учитель говорит, повер­нувшись спиной к ученикам). Ученики повторяют услышан­ное с соответствующей интонацией.

* * *

з__ в и

Извините. — Просительно.

Извините, вы кто? — Просительная интонация переходит в вопросительную.

з __ ви — Движение на звук з.

Извините. — Правая рука приложена к груди («извиня­юсь»), легкий наклон вперед.

Извините, вы кто? — Движение, описанное в предыду­щем упражнении. Правой рукой указать на кого-нибудь из учеников, затем выполнить движение, обозначающее во­прос.

Учащиеся поворачиваются друг к другу и обыгрывают предложение Извините, вы кто!, соблюдая соответствую­щую интонацию.

 

* * *

1. х__а — ка 2. Зимой как? — Вопросительно.

Ха-ха-ха! — Радостно. Холодно! — С небольшим

восклицанием.

Как? — Вопросительно. Лиса какая? — Вопросительно.

Хо-хо-хо!—Удивленно. Хитрая! — Лукаво.

Хи-хи-хи! — Радостно. Мама какая? — Вопросительно.

Хорошая. — Ласково.

 

Дети стоят по кругу.

1. х__ака — Движение на звук х переходит в движе­ние на звук к.

Ха-ха-ха! — Радостный смех, руки на области диафрагмы.

Как? — Движение, обозначающее вопрос.

Хо-хо-хо! — Удивленный смех, руки на области диафраг­мы.

Хи-хи-хи! — Имитация смеха с хитрым выражением на лице.

2. Зимой как? — Движение, обозначающее вопрос.

Холодно! — Руки прижать к себе, сжаться, как от холода.

Лиса какая? — Движение, обозначающее вопрос.

Хитрая! — Указательный палец правой руки поднять к правому виску, на лице лукавое выражение.

Мама какая? — Движение, обозначающее вопрос.

Хорошая. — Ласково погладить соседа.

Ученики задают вопросы друг другу (по кругу), отвеча­ют на них с соответствующей интонацией.

* * *

Дети стоят по кругу. И. п. — руки согнуты на уровне груди, локти опущены.

1. татада́? 2. татада́?

Ты куда́? татада́?

тотодо́? Вы отку́да?

Отчего́? И куда́?

тутуу́?

Почему́?

(Вопросительная интонация.)

1. На двух первых слогах — два легких взмаха указатель­ным пальцем правой руки перед собой сверху вниз, на третьем слоге — движение, обозначающее вопрос: тата да? тото до? туту ду?

Слова Ты куда? Отчего? Почему? произносятся на одном движении, обозначающем вопрос.

2. Повторить упражнение, описанное выше, выполняя движения по два раза. Движения слитные, переходящие одно в другое.

3. тото до? — Вопросительно. Отчего? — Вопросительно.

туту ду? — Вопросительно. Почему? — Вопросительно.

туту ди... — Недоуменно. Не пойму... — Недоуменно.

Что такое? — Вопросительно.

Почему? — Вопросительно.

Ничего я не пойму... — Не­доуменно.

С. Маршак

4. Два легких взмаха указательным пальцем правой руки перед собой переходят в движение, обозначающее вопрос. Повторить дважды.

Затем: тутуду — слегка развести руки в стороны с инто­нацией недоумения в голосе.

Слова Отчего? Почему? Что такое? произносятся на од­ном движении, обозначающем вопрос. Слова не пойму..., ни­чего я. не пойму... тоже произносятся на одном движении — разведение рук в стороны с соответствующей интонацией.

 

Вариант упражнений

 

1—3. Произнести весь речевой материал упражнений без движений, с руками, убранными за спину, с соответствую­щей интонацией.

* * *

Дети стоят по кругу. Воспроизведение различной инто­нации в коротких предложениях.

1. Шапка чья? — Вопросительно.

Шуба чья? — Вопросительно.

Да, моя, моя, моя! — Утвердительно.

Руки вытянуть вперед вниз («показывая на что-то»), за­тем выполнить движение, обозначающее вопрос: Шапка чья? Повторить движение дважды. Затем движение на звук д переходит в движение на звук я (показать на себя то правой, то левой рукой): Да, моя, моя, моя!

2. Шапка эта моя! — Утвердительно.
Шуба эта моя! — Утвердительно.
Дайте мне, пожалуйста! — Просительно.
Указательный жест вниз переходит в указательный жест на себя: Шапка эта моя! Повторить движения: Шуба эта моя! Затем правую руку сначала отвести в сторону и описать полукруг перед собой, после чего обе руки прижать к груди: Дайте мне, пожалуйста!

3. Шапка твоя? — Вопросительно.
Да! — Утвердительно.
Шуба твоя? — Вопросительно.
Да! — Утвердительно.

Получай! Никогда не теряй! — Повелительно.

Произнести на одном движении, обозначающем вопрос:

Шапка твоя? При ответе расслабленно наклониться вперед: Да! Повторить движения: Шуба твоя? Да! Затем правую руку резко вытянуть вперед на уровне груди: Получай!, погрозить указательным пальцем правой руки и сделать отрицатель­ный жест слева направо перед собой: Никогда не теряй!

* * *

Можно? — Вопросительно. Движение, обозначающее во­прос.

Можно войти? — Просительно-вопросительная интона­ция. Произнести на одном движении, обозначающем вопрос.

Можно, можно, входи! — Утвердительно. Согнутую на уровне груди руку слегка опустить вниз и, описав перед собой полукруг, вернуть к себе.

Повторить упражнение без движений (убрав руки за спи­ну), сохраняя необходимую интонацию.

* * *

Игра «Где?»

Дети стоят по кругу (в центре круга), закрыв глаза. Один ученик прячется. По сигналу учителя дети открывают глаза и определяют, кого нет. Все вопросы и ответы сначала про­говаривают учитель и ученики одновременно, а затем толь­ко ученики.

Кого нет? — Вопросительно. Движение, обозначающее вопрос, затем руки слегка развести в стороны.

Вани нет. — Утвердительно. Руки слегка развести в сто­роны.

Где Ваня? — Вопросительно. Движение, обозначающее вопрос.

Ваня тут? — Вопросительно. Указательный жест правой рукой вниз.

Нет, не тут. — Отрицательно. Отрицательные жесты правой рукой перед собой (слева направо).

Ваня там? — Вопросительно. Резкий, указательный жест правой рукой в сторону.

Нет, не там. — Отрицательно. Отрицательный жест пра­вой рукой перед собой (слева направо).

Где Ваня? Где он (она)? — Вопросительно. Движение, обозначающее вопрос.

Я тут! (Я здесь.) — Радостно. Спрятавшийся ранее уче­ник вскакивает, подняв правую руку.

Ваня там! — Радостно. Указательный жест, который де­лает каждый, на этого ученика.

Там? — Вопросительно. Движение, обозначающее во­прос.

Там, там!.. Там он (она)! Нашли! — Радостно. Все дети кри­чат, подняв руки вверх.

 

* * *

Не плачь! — Просительно. Нежно обратиться к стоящему рядом, погладить его.

Не надо, не плачь! — Нежно. Отрицательный жест правой рукой перед собой переходит в ласковое обращение к соседу.

Не плачь! — Повелительно. Резко, требовательно махнуть правой рукой слева направо.

Я сказала, не плачь! — Повелительно. Движение на звуке я переходит в отрицательный жест.

 

* * *

Как? — Вопросительно. Движение, обозначающее вопрос.

Так? —Вопросительно. Движение, обозначающее вопрос.

Нет, не так. — Отрицательно. Два отрицательных жеста правой рукой перед грудью слева направо.

А как? — Растерянно. Руки слегка развести в стороны на уровне груди.

Вот так. — Утвердительно. Небольшой резкий взмах пра­вой рукой вверх, затем опустить ее указательным жестом вниз.

* * *

Какая? — Вопросительно. Движение, обозначающее во­прос.

А__какая! — Восхищенно. Кисти рук поднести к щекам, локти опустить. На лице выражение восторга.

Ой какая! — С отвращением. Небольшой взмах руками вперед от себя («отмахнуться» от чего-то). На лице выраже­ние отвращения.

Красивая! — Восхищенно. Руки немного поднять вверх перед собой и плавно опустить их вниз.

А, какая красивая? — Восхищенно. Совместить движения, описанные выше.

Плохая! — С отвращением. Отмахиваться от чего-то ру­ками (рис. 94).

Ой, какая плохая! — С отвращением. Совместить движе­ния, описанные выше.

* * *

Что? Что у тебя? Вопросительно.

Покажи, что у тебя? Просительно.

Покажи, пожалуйста! Просительно.

Покажи, пожалуйста, Интонация просьбы переходит в вопроситель-

что у тебя? ную.

Что? — Движение, обозначающее вопрос.

Что у тебя? — Движение, обозначающее вопрос, перехо­дит в указательный жест на ученика.

Покажи, что у тебя? — Протянуть вперед правую руку, затем повторить предыдущее движение.

Покажи, пожалуйста! — Протянуть правую руку вперед, затем прижать обе руки к груди.

Покажи, пожалуйста, что у тебя? — Протянуть правую руку вперед: покажи, пожалуйста, затем выполнить движе­ние, обозначающее вопрос, соблюдая переход одной инто­нации в другую.

Ученики, повернувшись друг к другу, задают вопросы по своему выбору, соблюдая логическое ударение и соответ­ствующую интонацию.

* * *

Извините, вы кто? Интонация просьбы переходит

в вопросительную.
Почему на вас мое пальто? Вопросительно.
Это ваше? Вопросительно.

Очень приятно! Приветливо.

Получите его обратно! Приветливо.

Извините, вы кто? — Правая рука приложена к груди с легким наклоном вперед. Указательный жест на кого-нибудь из учеников переходит в движение, обозначающее вопрос.

Почему на вас мое пальто? — Движение, обозначающее вопрос, переходит в указательный жест на кого-нибудь из учеников, рука, описав полукруг перед собой, возвращается к груди.

Это ваше? — Движение, обозначающее вопрос.

Очень приятно! — Движение на звук ч переходит в дви­жение на слово извините.

Получите его обратно! — Руки протянуть вперед («отда­вая» что-то). Повторить текст без движений, сохраняя нуж­ную интонацию.

 

* * *

Подожди! Повелительно.

Подожди! Просительно.

Подожди! Радостно.

Подожди меня! Повелительно.

Подожди меня! Просительно.

Подожди меня! Радостно.

Где тебя подождать? Вопросительно.

Тут или там? Вопросительно.

Тут тебя подождать? Вопросительно.

Может быть, тут, а может Неопределенно.

быть, там, не знаю.

Подожди! — Рука вытянута вверх в сторону. Слово пов­торяется три раза с разной интонацией.

Подожди меня! — Повторить движение, соблюдая инто­нацию и логическое ударение.

Где тебя подождать? — Движение, обозначающее во­прос, переходит в указательный жест правой рукой на одно­го из учеников.

Тут или там? —Указательный жест вниз, потом в сторону.

Тут тебя подождать? — Все предложение произнести на одном движении, обозначающем вопрос.

Может быть, тут, а может быть, там, не знаю. — Руки слегка развести в стороны, затем указательный жест правой рукой вниз, а потом в сторону, покачать при этом головой и опять развести руки в стороны.

После 2—3 выполнений этого упражнения вместе с учи­телем ученики задают вопросы друг другу (по кругу) и от­вечают на них, соблюдая необходимую интонацию и логи­ческое ударение.

* * *

Подойдите-ка поближе! Просительно.

Да, да, Да, теперь я вижу! Утвердительно.

 

И. п. — Руки согнуты на уровне груди.

Проговаривая первое предложение, правую руку отвести в сторону и, описав ею полукруг перед собой, вернуться в И. п.

Проговаривая второе предложение, выполнить движение на звук д: да, да, да (на одном движении), затем правую руку вытянуть вперед перед собой на уровне груди: теперь я вижу.

* * *

Что мне делать? Вопросительно.

Как мне быть? Вопросительно.

Отвернулись все ребята. С обидой.

Не хотят со мной дружить. С обидой.

 

1. Проговаривание текста с движениями.

Что мне делать? — Движение, обозначающее вопрос, пе­реходит в разведение рук в стороны.

Как мне быть? — Выполнить движение, обозначающее вопрос, затем указать на себя и расслабленно опустить руки вниз и наклониться.

Отвернулись все ребята — Слегка повернуть голову вле­во, затем правой рукой сделать указательный жест на всех ребят.

Не хотят со мной дружить. — Отрицательный жест пра­вой рукой слева направо, затем показать на себя широким движением и протянуть обе руки кому-нибудь из учеников.

2. Повторить упражнения с движениями, затем без них.

3. Ученики задают вопросы друг другу (по кругу), со­блюдая нужную интонацию.

* * *

Куда? Остановитесь! Первый Второй

Куда? Куда? Вернитесь! вариант: вариант:

Не смейте убегать! Повелительно Просительно

 

1. Проговаривание текста с движениями.

 

Первый вариант

Куда? Остановитесь! — Резко вытянуть правую руку вверх в сторону: Куда? Кистью правой руки сделать движе­ние «стоп»: Остановитесь!

Куда? Куда? Вернитесь! — Те же движения, завершающи­еся звательным движением рукой к себе.

Не смейте убегать! — Резкое движение рукой «нельзя», и топнуть ногой.

 

Второй вариант

Плавным движением вытянуть руку вперед. Звательные движения обеими руками: Куда? Остановитесь! Куда? Куда? Вернитесь!

Отрицательный жест правой рукой на уровне груди: Не смейте убегать!

2. Проговаривание текста без движений с нужной инто­нацией.

* * *

Не плачь! Не плачь! Просительно.

Куплю калач! Успокаивающе.

Не плачь, дорогой! Просительно.

Куплю другой! Успокаивающе.

Не плачь, не кричи! Сердито.

Куплю три! Сердито.

 

1. Проговаривание текста с движениями.

Не плачь! Не плачь! Куплю калач! — Нежно погладить то­варища и протянуть вперед правую руку (что-то «даем»).

Не плачь, дорогой! Куплю другой! — Нежное движение пе­реходит в указательное движение правой рукой в сторону,

Не плачь, не кричи! Куплю три! — Резкий отрицательный жест правой рукой в сторону повторить дважды, затем дви­жение на звук у (куплю) переходит в нетерпеливый взмах рукой вперед.

2. Проговаривание текста без движений.

* * *

На улице две курицы Повествовательно.

С петухом дерутся. Повествовательно.

Две маленькие девочки. Повествовательно.

Смотрят и смеются: Повествовательно.

Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Радостно.

Ой, как жалко петуха! Жалостливо.

 

1. Проговаривание текста с движениями.

На улице две курицы — Указательный жест в сторону окна переходит в движение на звук к.

С петухом дерутся — Указательный жест на одного из мальчиков переходит в движение, имитирующее драку.

Две маленькие девочки смотрят и смеются — Указатель­ный жест на одну, затем на другую девочку переходит в плавное движение руки вперед, а затем рука ложится на область диафрагмы.

Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! — Обе руки положить на область ди­афрагмы, имитировать смех.

Ой, как жалко петуха! — Вздохнув, развести руки в сторо­ны.

2. Проговаривание текста без движений.

 

1.

Что случилось? Вопросительно.

Что за крик? Вопросительно.

Кто кричит? Вопросительно.

Ученик. Повествовательно.
С. Михалков

Что случилось? Что за крик? Кто кричит? — Трижды вы­полнить движение, обозначающее вопрос.

Ученик — Указательным жестом правой руки показать на ученика.

2.

Лена, Лена! Как дела? Звательная интонация переходит

в вопросительную.
Где ты пропадала? Вопросительно.

В магазине я была, Повествовательно.
Книгу покупала. Повествовательно.

Лена, Лена! — На каждое слово резко вытянуть руки вверх.

Как дела? — Движение, обозначающее вопрос.

Где ты пропадала? — Движение, обозначающее вопрос (Где ты), переходит в разведение рук в стороны: пропадала?

В магазине я была, книгу покупала. — Правой рукой ука­зать вдаль, затем на себя указательным жестом, потом про­тянуть руки вперед.

Учащиеся поворачиваются друг к другу и проговарива­ют оба текста. При вопросах и ответах ученики соблюдают соответствующую интонацию и логическое ударение.

* * *

Сказала тетя: Повествовательно.

Фи, футбол! Восклицательно, с оттенком брезгливости.


Сказала мама: Повествовательно.

Фу, футбол! Восклицательно, с оттенком пренебрежения.

 

Сестра сказала: Повествовательно.

Ну, футбол! Восклицательно, с оттенком растерянности.

 

А я ответил: Повествовательно.

Во, футбол! Восклицательно, радостно.

Г.Сапгир

 

1. Проговаривание стихотворения с движениями.

Сказала тетя: — Движение на звук с переходит в указа­тельный жест вперед правой рукой.

Фи, футбол! — Всем корпусом слегка податься назад, цуки согнуть, пальцы слегка растопырить, на лице выраже­ние брезгливости, правой ногой имитировать удар по мячу.

Сказала мама: — Движение на звук с переходит в нежное поглаживание правой рукой левую.

Фу, футбол! — Правой рукой махнуть вперед, а затем «ударить» правой ногой по воображаемому мячу.

Сестра сказала: — Движение на звук с, только более дли­тельное.

Ну, футбол! — Руки развести в стороны, пожать плечами и «ударить» ногой по воображаемому мячу.

А я ответил — Указательный жест на себя, затем легкий взмах правой рукой вперед.

Во, футбол! — Вытянуть немного вверх правую руку и «ударить» ногой по воображаемому мячу.

2. Проговаривание стихотворения построчно (по кругу) — строчка на одного ученика.

3. Чтение стихотворения наизусть без движений, убрав руки за спину.

* * *

Громко спорят две лягушки — Повествовательно.

Кто из них красавица? Вопросительно.

Ква-ква, Повествовательно.

Ква-ква-ква. Повествовательно.

Как вам это нравится? Вопросительно.

В. Лифшиц

1. Проговаривание стихотворения с движениями с сохра­нением в голосе соответствующей интонации и логического ударения.

Громко спорят две лягушки — Руки развести вверх в стороны. Наверху один раз потрясти кулаками: Громко, пере­вести руки в движение на звук с, не опуская рук вниз, раз­вести их немного в стороны, растопырив пальцы, и пока­чаться туловищем вправо-влево, переступая с ноги на ногу.

Кто из них красавица? — Движение на звук к, и сразу правой рукой указать вперед, затем согнуть руки на уровне груди, локти опустить и на уровне груди сделать волнооб­разное движение — правой рукой в правую сторону, левой рукой — в левую, через стороны опустить руки вниз.

Ква-ква — Размеренно прыгнуть два раза вправо-влево на обе ноги, чуть присев и растопырив руки в стороны.

Ква-ква-ква — Повторить прыжки побыстрее вправо-вле­во-вправо.

Как вам это нравится? — Выполнить движение, обознача­ющее вопрос.

2. Чтение стихотворения после двух-трехкратного произ­несения с движениями, без движений с соблюдением необ­ходимой интонации и логического ударения.

* * *

Бабка охает и стонет: Страдание.

Ой! Белье мое утонет. Отчаяние.

Ой! Попала я в беду. Отчаяние.

Ой! Спасите! Пропаду! Просьба.
С. Михалков

 

1. Проговаривание стихотворения с движениями.

Бабка охает и стонет. — Расслабленное с наклоном впе­ред движение переходит в следующее: ладони рук поднести к щекам, после чего выполнить движение на звук с.

Ой! Белье мое утонет. — Обхватить руками голову, на лице выражение отчаяния, затем слегка развести руки в сто­роны и опустить их вниз.

Ой! Попала я в беду. — Обхватить голову руками, затем согнуть их на уровне груди, локти поднять, пальцы сжать в кулаки, резко ударить кулаками одновременно в стороны, затем расслабленно опустить руки вниз, нагнувшись вперед (рис. 95).

Ой! Спасите! Пропаду! — Обхватить голову руками, затем вытянуть их вверх в стороны, а потом прижать к груди: на лице — выражение отчаяния, в голосе — мольба.

2. Чтение стихотворения наизусть без движений с соблю­дением необходимой интонации и логического ударения.

* * *

Раз, два — С перечислением

в варежке дыра. Повествовательно.

Три, четыре — С перечислением

что же делать Ире? Вопросительно.

Пять, шесть — С перечислением

иголка есть. Утвердительно.

Семь, восемь — С перечислением

бабушку попросим. Просительно.

Девять, десять — С перечислением

кончена игра. Повествовательно.

Делать все самой пора. Повелительно.

Г. Сапгир

 

1. Проговаривание стихотворения с движениями, выде­лением голосом логического ударения и соблюдением соот­ветствующей интонации.

Раз, двав варежке дыра. — Два шага в центр круга, протянуть левую руку вперед ладошкой кверху, затем ука­зательным пальцем правой руки «нарисовать» на ладошке левой руки кружочек («дырку»).

Три, четыре — что же делать Ире? — Еще два маленьких шага в круг. Выполнить движение, обозначающее вопрос. Развести руки немного в стороны, а затем одной рукой ука­зать на девочку.

Пять, шесть — иголка есть. — Еще два маленьких шага в круг, затем вытащить из нагрудного кармана иголку, держа ее пальцами в вытянутой руке, подавать кому-либо.

Семь, восемьбабушку попросим. — Еще два шага в круг, расслабленно опустить руки вперед вниз.

Девять, десятькончена игра. — Еще два шага в круг, резкий отрицательный жест правой рукой слева направо.

Делать все самой пора. — Правой рукой сделать собира­тельный жест перед собой на слове все, затем указательный жест правой рукой перед собой.

2. Разделиться на две группы. Проговаривать строчки по очереди: одна группа первую строчку, другая — вторую и т. д. Последнюю строчку сказать хором сначала с движе­ниями, а потом и без них.

* * *

Катит лыжа впереди. Повествовательно.

Я — за лыжей позади. Повествовательно.

Я кричу ей: Погоди! Восклицательно.

Лыжа, лыжа, Звательная переходит

не кати! в восклицательную.

Я кричу ей: Хватит! Восклицательно.

А она все катит. Повествовательно.

Правую лыжу Повествовательно.

Я уже не вижу. Повествовательно.
Э. Мошковская

1. Проговаривание стихотворения с движениями, выде­лить голосом интонацию и логическое ударение.

Катит лыжа впереди. — Руки убрать за спину, чуть на­гнуться вперед, выполнять движение то правой, то левой ногой («катаемся»), затем руку от уровня груди плавно вытя­нуть вперед.

Яза лыжей позади. — Указательное движение на себя переходит в следующее движение: правой ногой вперед (про­должаем «кататься»), а правой рукой показать назад за пле­чо.

Я кричу ей: Погоди! — Указательный жест на себя переходит в следующее движение: правую руку вытянуть вперед, корпус наклонить вперед, сделать призывный жест рукой.

Лыжа, лыжа, не кати! — Еще дважды повторить призыв­ный жест правой рукой, после чего — отрицательный жест перед грудью (не кати).

Я кричу ей: Хватит! — См. выше описание движений на словах Я кричу ей: Погоди!

А она все катит. — Правой рукой указать вперед, затем сделать плавный «выезд» на правой ноге вперед.

Правую лыжу я уже не вижу. — Наклониться вперед, пока­зать на правую лыжу. Указательный жест на себя, который переходит в отрицательный жест головой, правую руку при этом поднять к глазам, сделав козырек (посмотреть вдаль).

2. Повторение стихотворения без движений.

а) Сначала учитель предлагает ученикам, опираясь толь­ко на собственное слуховое восприятие (сам он в момент собственной речи поворачивается к учащимся спиной), уз­нать и повторить сказанную им строчку стихотворения.

б) Учитель произносит одну строчку, учащиеся продол­жают дальше, сохраняя в речи нужную интонацию и логи­ческое ударение.

* * *

О чем поют воробушки Вопросительно.

В последний день зимы? Вопросительно.

Мы выжили! Радостно.

Мы дожили! Радостно.

Мы живы! Живы, мы! Радостно.
В. Берестов

 

1. Проговаривание стихотворения с движениями.

О чем поют воробушки — На одном движении, обознача­ющем вопрос.

В последний день зимы? — Расслабленный наклон вперед. Выпрямиться и выполнить движение на звук з.

Мы выжили! — Прыжок на двух ногах вправо, одновре­менно вытянуть руки вверх в стороны, кричать громко, ра­достно.

Мы дожили! — Повторить упражнение с прыжком влево.

Мы живы! Живы мы! — Выполнить два предыдущих уп­ражнения с прыжками вправо и влево.

2. Повторение стихотворения без движений.

а) Учитель поворачивается спиной к ученикам и предла­гает им, опираясь на слуховое восприятие, узнать и повто­рить сказанную им строчку стихотворения.

б) Учитель произносит одну строчку, учащиеся продол­жают дальше, соблюдая соответствующую интонацию и ло­гическое ударение.

* * *

Скворец туда! Восклицательно-
Скворец сюда! указательно.
Вода! С отчаянием.
Вода! С отчаянием.
Беда! С отчаянием.
Кругом — вода! С отчаянием.
Куда лететь? Куда лететь? Вопросительно.
Где жить? Вопросительно-
Где петь? растерянно.
С. Михалков

 

1. Проговаривание стихотворения с движениями с со­блюдением интонации и логического ударения.

Скворец туда! Скворец сюда! — Вытянуть правую руку вверх в сторону указательным движением, левую руку от­вести в сторону и звательным жестом вернуть к себе.

Вода! Вода! Беда! — Движение на звук в правой, затем левой рукой. Расслабленно наклониться вперед.

Кругомвода! — Руки согнуть на уровне груди, локти опустить, вытянуть руки вперед, а потом развести их в сто­роны.

Куда лететь? Куда лететь? — Движение, обозначающее вопрос, выполнить дважды.

Где жить? Где петь? — Руки слегка разведены в стороны, на лице выражение растерянности.

2. Повторение стихотворения без движений.

Учитель, повернувшись спиной к ученикам, произносит ту или иную строчку стихотворения. Ученики воспринимают текст на основе слухового восприятия и повторяют услышан­ное.

 

* * *

Маленький бычок, Повествовательно.

Желтенький бочок, Повествовательно.

Ножками ступает, Повествовательно.

Головой качает. Повествовательно.

Где же стадо? Вопросительно.

М__у! М__у! Жалобно.

Очень скучно одному. Печально.
В. Берестов

 

1. Проговаривание стихотворения с движениями.

Маленький бычок. — Чуть присев, опустить правую руку близко к полу: маленький.

Желтенький бочок. — Движение на звук ж переходит в поглаживание своего бока.

Ножками ступает. — Переступить на одном месте с ноги на ногу.

Головой качает. — Чуть наклонить голову вперед и слег­ка покачать ею слева направо.

Где же стадо? — Движение, обозначающее вопрос.

М__у!М__у! - Движение на звук м переходит в дви­жение на звук у.

Очень скучно одному:— Движение на звук ч переходит в движение на звук у.

2. Чтение стихотворения без движений.

* * *

Ходит Леночка, вздыхая. Повествовательно.

Что с тобою? Вопросительно.

— Я плохая! С сожалением.

Я ногой толкнула кошку. С сожалением.

На пол бросила картошку. С сожалением.

Кашу манную не ела. С сожалением.

Быть хорошей надоело! Восклицательно.

З. Александрова

1. Проговаривание стихотворения с движениями.

Ходит Леночка, вздыхая — Два шага в круг, указательный жест рукой на кого-нибудь из детей, утрированно вздохнуть.

Что с тобою? — Движение, обозначающее вопрос, пере­ходит в указательный жест на кого-нибудь из детей.

Я плохая! — Указательный жест на себя, затем правой рукой отмахнуться от чего-то.

Я ногой толкнула кошку. — Движение ногой, имитирую­щее удар, волнообразное движение правой рукой перед со­бой, имитирующее поглаживание кошки.

На пол бросила картошку. — Указательный жест правой рукой на пол, а потом движение, имитирующее бросание.

Кашу манную не ела. — Движение на звук к переходит в движение на звук м, а затем в естественный отрицательный жест правой рукой.

Быть хорошей надоело! — Расслабленное движение с на­клоном вперед переходит в движение правой рукой в сторо­ну, как бы показывая недовольство.

2. Повторение стихотворения без движений.

а) Учитель поворачивается спиной к ученикам и предла­гает им, опираясь на слуховое восприятие, узнать и повто­рить сказанную им строчку стихотворения.

б) Учитель произносит одну строчку, учащиеся продол­жают дальше, соблюдая соответствующую интонацию и ло­гическое ударение.

* * *

Маша варежку надела. Повествовательно.

Ой, куда я пальчик дела? Вопросительно-растерянно.

Нету пальчика, пропал. Повествовательно.

В свой домишко не попал. Повествовательно.

Маша варежку сняла. Повествовательно.

Поглядите-ка, нашла! Удивленно.

Ищешь, ищешь и найдешь! Удивленно.

Здравствуй, пальчик, как

живешь? Радостно.

Н. Саконская

 

1. Проговаривание стихотворения с движениями.

Маша варежку надела. — Указательный жест, направлен­ный на девочку, затем движение, имитирующее надевание варежки.

Ой, куда я пальчик дела? — Руки развести в стороны, за­тем движение, обозначающее вопрос.

Нету пальчика, пропал. — Отрицательно покачать голо­вой, указать на большой палец левой руки и слегка развести руки в стороны.

В свой домишко не попал. — Правой рукой обрисовать контур вокруг большого пальца и отрицательно покачать головой.

Маша варежку сняла. — Указательный жест, направленный на девочку, и естественное движение — «снять» варежку.

Поглядите-ка, нашла! — Протянуть руку вперед, показы­вая большой палец.

Ищешь, ищешь и найдешь! — Естественным движением ог­лянуться по сторонам вправо-влево, а потом вытянуть руки вперед, как бы предлагая на них посмотреть.

Здравствуй, пальчик, как живешь? — Чуть наклониться к большому пальцу (как бы здороваясь с ним), затем выпол­нить движение, обозначающее вопрос.

2. Чтения стихотворения без движений с сохранением нужной интонации и логического ударения.

* * *

У Кирюши петушок. Повествовательно.

Петь умеет хорошо. Повествовательно.

Ну, а как? Вопросительно.

А вот так:Кирюша! Радостно-восклицательно.

Петушок с ладошки Повествовательно.

Клюет крошки. Повествовательно.

Он немножко поклюёт Повествовательно.

И «спасибо» запоет. Повествовательно.

Ну, а как? Вопросительно.

А вот так: — Кирюша! Радостно-восклицательно.

Убежит Кирюша в сад. Повествовательно.

Петушок зовет назад. Повествовательно.

Ну, а как? Вопросительно.

А вот так: — Кирюша! Радостно-восклицательно.

 

1. Проговаривание текста с движениями.

У Кирюши петушок петь умеет хорошо. — Правой рукой указать на ученика; затем движение на звук е, только выпол­нить более широко.

Ну, а как? — Движение, обозначающее вопрос.

А вот так:Кирюша! — Резкое указательное движение правой рукой вперед, затем правую ладошку поднести ко рту (как часть рупора): Кирюша__!

Петушок с ладошки — Вытянуть левую руку вперед ла­дошкой вверх и указать на нее правой рукой.

Клюет крошки. — Слегка наклонить голову к протянутой ладошке.

Он немножко поклюет — Правой рукой указательный жест вперед, затем собрать пальцы в щепотку.

И «спасибо» запоет. — Движение на звук с, только более длительно.

Ну, а как? — Движение, обозначающее вопрос.

Убежит Кирюша в сад. — Правую руку согнуть на уровне груди, затем, вытянув ее, указать вдаль.

Петушок зовет назад. — Естественное движение «позови».

Ну, а как? А вот так:Кирюша! — Описанные выше дви­жения на эти предложения.

2. Повторение текста без движений.

а) Учитель поворачивается спиной к ученикам и предла­гает, опираясь на слуховое восприятие, узнать и повторить сказанную им строчку текста.

б) Учитель произносит одну строчку, учащиеся продол­жают дальше, соблюдая соответствующую интонацию и ло­гическое ударение.

* * *

Скачут побегайчики — Повествовательно.

Солнечные зайчики. Повествовательно.

Мы зовем их — не иду. Повествовательно.

Были тут — и нет их тут. Удивленно.

Прыг, прыг по углам. Повествовательно.

Были там — и нет их там. Удивленно.

Где же зайчики? Ушли. Вопросительно-растерянно.

Вы нигде их не нашли? Вопросительно.

 

1. Проговаривание текста с движениями.

Скачут побегайчикисолнечные зайчики. — Пальцем пра­вой руки указывать вправо, затем влево (движение на каж­дое слово), выделяя взмахом руки ударный слог.

Мы зовем их— не идут. — Указать на всех ребят широким жестом, затем правой рукой описать перед собой полукруг и вернуть руку к себе («зовем»). Отрицательный жест перед собой (не идут).

Были тути нет их тут. — Правой рукой указать в центр круга, затем отрицательное движение перед собой, а потом снова указать рукой в круг (рис. 96).

Прыг, прыг по углам. — Прыжок на двух ногах вправо, затем влево. Указательный жест правой рукой в угол.

Были тами нет их там. — Указать правой рукой вдаль, отрицательный жест перед собой, затем опять указать вдаль.

Где же зайчики? — Руки слегка развести в стороны, затем движение, обозначающее вопрос.

 

Ушли. — Правой рукой провести перед собой, на лице расстроенное выражение.

Вы нигде их не нашли? — Указательное движение на де­тей, затем движение, обозначающее вопрос, покачать не­много головой и сделать отрицательный жест рукой.

2. Читать текст по строчке, двигаясь по кругу.

3. Повторить текст без движений.

* * *

Мама! Мама! Посмотри! Просительно.

Я пускаю пузыри. Повествовательно.

Желтый, красный, голубой. С перечислением.

В каждом я и ты со мной. Повествовательно.

Посмотри-ка, посмотри! — Восклицательно-просительно.

Просит маму Галка. Повествовательно.

Ой, а где же пузыри? Удивленно-вопросительно.

Лопнули, как жалко. Жалобно.
Ф.Бобылев

 

1. Проговаривание стихотворения с движениями.

Мама! Мама! Посмотри! — Вытягивать вверх в сторону то правую (Мама!), то левую (Мама!) руку, затем поднять обе руки вверх: Посмотри!

Я пускаю пузыри. — Движение на звук я переходит в движение на звук у, после чего руки развести







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.