Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Определение «электронная торговля» и экономическая сущность





 

Развитие электронной торговли в современном мире, на мой взгляд, можно считать как одну из ступеней на пути к становлению новой экономики. Электронная торговля во многом основывается на принципах новой экономики, в частности это использование информационных технологий и стремление к глобальному характеру осуществления торговых сделок. Благодаря инновациям и достижениям человеческой мысли в информационно-коммуникационных технологиях электронная коммерция в целом и электронная торговля в частности стала реальностью. Возможности Интернета в данном виде торговли имеют одно из ключевых значений. Давайте рассмотрим электронную торговля как новую форму рыночного хозяйства.

В современном информационном мире в результате широкого распространения сети Интернет, логистики, появления электронных платежных систем и электронного документооборота появилась и начала свое бурное развитие новая форма торговли - электронная торговля.

На сегодняшний день - электронная торговля получила заслуженное уважение, как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей. Ее использование позволяет продавцам увеличить свою доходность за счет привлечения дополнительных клиентов и снижения себестоимости продукции, а в результате этого покупатели получают возможность приобретать товары или услуги по более низким ценам и лучшего качества.

Но, не смотря на широкое применение, термин электронная торговля в настоящее время не имеет единого понимания. Чаще всего электронную торговлю представляют в виде оптовых и розничных торговых операций, которые осуществляются по средствам сети Интернет или других подобных локальных сетей. Также как и в традиционной торговле присутствуют покупатель и продавец. Предметом купли-продажи может выступать любой товар или услуга. При этом предложение товара осуществляется с помощью размещения электронного сообщения на специализированных сайтах в Интернете, данное сообщение признается публичной офертой. Покупатель, желающий приобрести данный товар, является акцептантом, он также отправляет электронное сообщение по заранее разработанным формам. Таким образом, для успешного заключения сделки требуется наличие определенных технических средств у обеих сторон, которые находятся на расстояние друг от друга, а также наличие системы электронного документооборота.

Вместе с тем существует еще несколько подходов к определению данного термина.

В широком смысле электронную торговлю часто воспринимают как современную методологию ведения бизнеса, которая подразумевает под собой вид деятельности способствующий сокращать издержки, улучшать качество предлагаемых товаров и услуг, а также ускорять процессы их обмена. При такой трактовки понятия электронная торговля зачастую отождествляется с электронной коммерцией и включает в себя электронный обмен данными, использование электронной почты, факсимильную связь, а также электронные доски объявления и каталоги. В таком понимании электронная торговля включает в себя множество аспектов деятельности компании: электронный обмен информацией, маркетинговая деятельность, различные системы управления ресурсами, расчеты и взаиморасчеты, послепродажное обслуживание и организация комплексного обслуживания клиентов, организация комплексного обслуживания контрагентов. При таком подходе электронная торговля подразумевает под собой использование современных электронных компьютерных средств для осуществления любых элементов предпринимательской деятельности.

Такой подход, по мнению некоторых исследователей, является не точным, т.к. понятие «электронная коммерция» значительно более широкое и емкое. Электронная коммерция - это отдельная сфера экономики, которая вбирает в себя все финансовые и торговые операции, которые осуществляются при помощи компьютерных сетей, а также все процессы бизнеса, связанные с проведением данных операций. В электронную коммерцию входят такие понятия как электронный обмен информацией, электронные деньги, электронный маркетинг, электронные страховые услуги, электронный банкинг, электронное движение капитала и электронная торговля. Как мы видим, электронная торговля является лишь составляющей частью такого понятия как электронная коммерция.

В узком же значении под понятием «электронная торговля» подразумевается производство, реклама, продажа товаров и услуг при помощи телекоммуникационных сетей. В таком случае электронная торговля рассматривается как особая форма совершения сделок, при которой их заключение и последующее исполнение осуществляется с помощью электронных средств коммуникации. Такие сделки независимо от их особой формы должны регулироваться существующими нормами права, которые упорядочивают традиционные отношения, складывающиеся между субъектами (купля-продажа, доставка, аренда и т.д.).

Между тем, Всемирная торговая организация в своей классификации определяет электронную торговлю как совокупность любых коммерческих сделок, которые заключены и исполнены по средствам использования компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Данная классификация влечет за собой некоторую спорную ситуацию. Члены Совета ВТО считают, что большая часть продукции, которая служит объектами электронной торговли, должна определятся как услуги. В свою очередь Соединенные штаты Америки полагают, что, несмотря на то что, передача товара по условиям электронной сделки является услугой, сам объект передачи равнозначен пониманию традиционного товара. Члены Европейского союза (ЕС) согласны с мнением членов совета ВТО и классифицируют электронную торговлю как услугу. В подтверждение этому можно привести директивы, которые разработал ЕС и которые четко определяют сферу регулирования электронной торговли и оказания услуг, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в электронном виде. Под услугами подразумеваются действия, которые осуществляются за вознаграждение по индивидуальному запросу клиента, который находится на расстоянии, с помощью электронной передачи и хранения данных.

На основании существующих различных точек зрения исследователей на электронную торговлю, а также международных правовых актов можно обозначить основные признаки электронной торговли:

. Электронная торговля, как разновидность предпринимательской деятельности, отличается от иных видов лишь особым способом осуществления (с помощью информационно-телекоммуникационных систем). В связи с этим, сделки заключенные в процессе электронной торговли регламентируются теми же документами, что и традиционные сделки.

. Электронная торговля предусматривает особый способ осуществления торговых операций с помощью информационно-телекоммуникационных сетей, в частности сети Интернет.

.Электронная торговля требует обязательного наличия специализированного оборудования и программного обеспечения, которое обеспечит безопасный и надежный доступ в информационно-телекоммуникационную сеть.

Обозначив основные признаки электронной торговли, на мой взгляд, можно сделать вывод, что это особый вид предпринимательской деятельности, осуществляемый с помощью информационно-телекоммуникационных систем в электронном виде. Таким образом, я считаю, что более правомерным является узкое определение электронной торговли в качестве составляющей электронной коммерции.


2.2 Субъекты электронной торговли и способы их взаимодействия

 

Как уже было сказано выше, электронная торговля отличается от традиционного типа торговли только тем, что осуществляется с помощью компьютерных технологий и электронного обмена данных. В остальном электронная торговля различий не имеет. Таким образом, в электронной торговле принимают участия три типа субъектов: компании, организации, предприятия (т.е. юридические лица), домашние хозяйства (т.е. физические лица) и государство. Каждый из этих типов имеет свое собственное название, которое зачастую не переводится с английского языка: юридическое лицо - Business (B), физическое лицо - Consumer (C), правительство, органы государственной власти - Government (G). В зависимости от типов взаимодействия данных субъектов каждый из них может играть роль, как покупателя, так и продавца. Определяют несколько основных моделей взаимодействия таких субъектов:

· B2B (англ. Business to Business) - электронная торговля осуществляется между компаниями, т.е. юридическими лицами;

· B2C (англ. Business to Consumer) - электронная торговля, которая подразумевает под собой продажу товаров и оказание услуг компанией (т.е. юридическим лицом) потребителю, который является физическим лицом;

· С2С (англ. Consumer to Consumer) - электронная торговля, осуществляемая между двумя субъектами, каждый из которых является физическим лицом.

· B2G, G2B, G2C, C2G, G2G - модели взаимодействия в процессе электронной торговли, где одним из субъектов выступает государство. Оно может выполнять как роль продавца, так и роль покупателя.

Теперь рассмотрим каждую из этих моделей более подробно.

Модель взаимодействия B2B (Business to Business).

Название данной модели в буквальном смысле переводится как бизнес для бизнеса. Это означает, что в процессе торговли принимают участие два юридических лица, которые оказывают услуги друг другу. Это область электронной торговли, в которой фирма-продавец в своей деятельности ориентируется не на конечного потребителя, а на такие же компании, как она сама. В качестве примера B2B можно назвать оказание рекламных услуг фирмам. Ведь реклама обычным, рядовым потребителям не нужна, а вот фирмы в ней нуждаются. В мировой практике под моделью B2B чаще всего подразумевают такое взаимодействие, при котором одна фирма предлагает другой фирме какие-либо сопроводительные услуги или обеспечивает необходимым оборудованием для производства и так далее. Однако в общем смысле определение B2B соответствует любая деятельность, направленная на клиентов, которые являются юридическими лицами.

На сегодняшний день данная модель востребована и популярна в электронной торговле. Причиной этого является возможность значительно упростить проведение операций на всех этапах, сделать торговлю более оперативной и прозрачной, с меньшей суммой издержек, а соответственно и более выгодной. К тому же в данном случае фирма-заказчик имеет возможность интерактивно отслеживать и контролировать процесс выполнения заказа путем работы с базами данных (БД) продавца. Также по средствам модели В2В осуществляется оптовая торговля.

Система B2B по степени доступности делятся на два вида: открытые и закрытые. Открытые В2В доступны для посещения как обычным пользователям, так и возможным партнерам. В свою очередь, закрытые В2В доступны только определенному кругу партнеров или рабочих групп и исполняют ограниченный технологический функционал.

Модель взаимодействия B2C (англ. Business to Consumer).

Под данной моделью подразумевается процесс электронной торговли, в котором принимают участи фирма (юридическое лицо) и потребитель (физическое лицо). В таком случае фирма продает товары и оказывает услуги частному, или другими словами, «конечному» потребителю, цель приобретения которого личное, домашнее использование. Как правило, модель B2C используется для розничной торговли. Модель способствует повышению прозрачности деятельности предприятий и облегчению их взаимодействия с клиентом. Одним из самых популярных инструментов для взаимодействия в модели B2C - это Интернет-магазин. Такой способ организации электронной торговли выгоден как покупателю, так и продавцу. Покупатель получает возможность упростить и ускорить процедуру покупки, т.к. ему не нужно идти в магазин, чтобы выбрать и оплатить понравившийся товар: достаточно зайти на сайт Интернет-магазина, выбрать товар с понравившимися характеристиками и оформить заказ с доставкой. Продавец же, благодаря такому способу, получает возможность сэкономить на аренде помещений и заработной платы сотрудников. Также он имеет возможность вести прямые продажи с минимальным количеством посредников, что в конечном итоге позволяет устанавливать конкурентные цены на продукцию и получать большую прибыль. К тому же продавец может оперативно отслеживать спрос потребителей и эффективнее подстраиваться под быстро меняющиеся тенденции. C 2010 года начала развитие так называемая социальная коммерция, или сфера продаж товаров и услуг в социальных сетях.

На сегодняшний день объектом продаж по системе B2C может выступать любой товар. Клиенты через интернет покупают авиа и ж/д билеты, одежду и обувь, бытовую технику, мебель, продукты питания и многое другое.

Еще одним весомым преимуществом модели взаимодействия B2C, осуществляемой через Интернет-магазины, является позитивный социальный фактор. B2C эффективен для устранения различий между крупными городами и удалёнными регионами в плане доступности товаров и услуг для потребителя.

Модель взаимодействия С2С (англ. Consumer to Consumer)

При такой модели взаимодействия покупателя с продавцом электронная торговля осуществляется между двумя физическими лицами, т.е. не одно из лиц не является организацией в юридическом плане. Как правило, электронная торговля при модели взаимодействия С2С осуществляется на сайтах Интернет-аукционов, которые в настоящее время набирают популярность в Интернете. Такие сайты становятся посредниками между двумя физическими лицами. В качестве примера сайта с Интернет-акуционом можно привести российский интернет ресурс www.molotok.ru или американский www.ebay.com <http://www.ebay.com>, где каждый желающий имеет возможность купить или продать товар. Для покупателей на таких ресурсах главным стимулом является то, что товар можно приобрести по цене намного ниже, чем в магазине.

Модели взаимодействия В2В, В2С и С2С являются наиболее распространенными и востребованными в современной электронной торговле. Они представляют собой основные способы взаимодействия покупателей и продавцов. Каждая из моделей в должной мере соответствует потребностям субъектов в тех или иных областях электронной торговли. Но также помимо указанных выше моделей существуют еще несколько, которые не так распространенны, но все, же применяются в тех или иных специфических ситуациях.

К таким моделям относятся B2G, G2B, G2C, C2G, G2G. В каждой из этих моделей один из участников взаимодействия это правительство или государственные органы власти. В настоящее время государство не является активным субъектом электронной торговли. Но, по мнению исследователей, такое положение дел временное. Во многих странах, в том числе и в России, начинает реализовываться Интернет-проект, который называется «Электронное правительство». Уже сегодня в рамках данного проекта такие операции как взимание налогов, заполнение деклараций, анкет, форм заказов и поставок, взаимодействие с таможенными органами стали производиться при помощи сети Интернет. Такой подход позволяет в значительной мере повысить оперативность и производительность работы государственных служащих, а также сократить бумажный документооборот у плательщиков.

Другая сфера применения таких моделей взаимодействия как B2G, G2B, заключается в заключение сделок по государственным закупкам, а также поддержка и развитие бизнес-структур страны со стороны государства.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.