Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблемы развития электронной торговли





 

Электронная торговля перспективная и доходная сфера экономики. Но в силу своего специфического характера, она сталкивается со многими проблемами развития.

К примеру, покупатели и продавцы высоко ценят удобность и простоту осуществления сделок, с помощью сети Интернет. Но вместе с комфортом для честных субъектов электронной торговли данные характеристики порождают мощную платформу для успешной деятельности нечестных предпринимателей. В качестве примера можно привести множество дорогостоящих товаров, продаваемых по средствам Интернет-магазина, которые на самом деле являются подделкой. Также существует еще ряд проблем, которые замедляют развитие электронной торговли.

Электронная торговля подразумевает под собой осуществление различных торговых сделок, как внутринациональных, так и внешнеторговых. Но осуществление сделок на международном уровне по средствам информационно-коммуникационных технологий на практике в значительной мере усложняется. Такое положение дел объясняется возникновением трудностей, связанных с законодательством. Причина трудностей кроется в том, что в странах существуют разные системы налогообложения, различается порядок уплаты и размер таможенных пошлин и сборов и т.д. Главной же причиной трудностей исследователи называют отсутствие унифицированного международного правового регулирования процессов, связанных с осуществлением электронной коммерции в целом, и электронной торговли в частности.

С целью преодоления данных законодательных барьеров в 1996 году в рамках ЮНИСТРАЛ (Комиссией ООН по праву и международной торговле) был разработан типовой закон, который назывался «Об электронной коммерции». Данный закон был главным образом нацелен на либерализацию операций, осуществляемых с помощью информационно-коммуникационных технологий, на мировом экономическом рынке. В России на основе данного закона был разработан и принят закон «Об электронной цифровой подписи», который в 2013 году прекратил свое существование в связи с принятием нового закона «Об электронной подписи» от 2011 г.

И все-таки вопросы налогообложения, касающиеся сделок, совершенных в сети Интернет, остаются открытыми. Такое налогообложение остается до сих пор вне законодательного регулирования и контроля со стороны государств, т.к. некоторые правовые категории, которые имеют пространственно-временную привязку, не могут быть применены в сети Интернет. К таким категориям относятся следующие понятия: «временное представительство», «момент реализации товаров, работ, услуг» и другие.

Многие страны считают необходимым освободить электронную торговлю от налогообложения. Наиболее активными сторонниками данной позиции являются США, которые выступают за отмену таможенных пошлин и сборов во всех странах мира. США поддерживают страны, являющиеся членами Всемирной торговой организации (ВТО). К тому же среди лидеров мировой экономики сложилось единое мнение, что сокращение или отмена налоговых тарифов поспособствует активному развитию международной торговли и в итоге приведет к общей выгоде.

Развивающиеся страны или так называемые «страны третьего мира» заняли диаметрально противоположную позицию по данному вопросу. Они считают, что освобождение электронной торговли и мировой экономики в целом от налогового бремени нанесет непоправимый ущерб их промышленности и общенациональной экономике. Такая позиция является понятной и обоснованной, т.к. на сегодняшний день развивающиеся страны не конкурентоспособны по сравнению с мировыми лидерами.

Среди членов Всемирной торговой организации принято решение не вводить новые налоги для электронных торговых сделок. Такое решение обосновывается трудностями, которые возникают при попытке регистрации международных электронных сделок. Также в ВТО договорились не облагать таможенными пошлинами международные торговые платежи, которые осуществляются через Интернет. Таким образом, в момент совершения международной покупки через Интернет потребитель указывает банковские реквизиты своей кредитной карты, после чего с него взимаются почтовые сборы, равные обычной почтовой пересылки.

Еще одной существенной проблемой электронной торговли является безопасность электронных сделок. Такая безопасность должна складываться на основе строгой конфиденциальности передаваемой и получаемой информации (недопустимость к данной информации третьих лиц), четкой идентификации участников электронной торговли (для того, чтобы и покупатель и продавец были уверены в реальности друг друга), а также надежности функционирования электронных систем (отсутствие сбоев, защищенность от вирусов и вредоносных программ) и правовой защиты данной деятельности. Положительное влияние на современную безопасность сделок, осуществляемых в электронном виде, оказывают использование электронно-цифровой подписи, электронных сертификатов и т. д. И, тем не менее, вопрос безопасности электронной торговли должен решаться более эффективно. К примеру, в России существует закон, который регламентирует применение ЭЦП, но до сих пор нет правового акта, который давал бы четкое определение электронному документообороту.

В целом же, очевидно, что электронная торговля это новая форма мирового рыночного хозяйства, которая повышает эффективность экономики, а также формирует условия для ускорения промышленного роста. В процессе развития электронная торговля будет сталкиваться с новыми проблемами. Постепенно будут разрабатываться новые решения данных проблем, а также усовершенствоваться уже принятые регулирующие правовые акты.

 


2.6 Правовое регулирование электронной торговли

 

На сегодняшний день электронная торговля является молодой, только развивающейся сферой экономики. В результате этого, система законодательства, регулирующая данную область не совершенна. Каждая страна вырабатывает свой подход к регулированию электронной торговли. К примеру, США организуют правовое регулирование путем создания нормативных актов, которые регламентируют ту или иную составляющую электронной торговли. В США в основном регулируются такие области как Интернет, выдача лицензий на осуществление коммуникационных услуг, правовые акты, признающие равную силу между электронными и бумажными документами, а также законодательство об ЭЦП, Также немаловажными областями являются обеспечение безопасности и защита прав и потребителей, защита интеллектуальной собственности. Подобный способ законодательного регулирования поддерживают многие страны Европы.

Между членами ВТО определен следующий перечень регулируемых областей: налогообложение, упрощение процесса торговли, безопасность сделок, конфиденциальность информации, защита интеллектуальной собственности, государственные закупки, деятельность в сети Интернет.

Развитие электронной торговли, как одной из сфер международной экономики подразумевает под собой постепенную интеграцию стран в одно торговое электронное пространство. В процессе осуществления данной интеграции страны взаимодействуют друг с другом, в том числе и с помощью соглашений. К примеру, между странами Евросоюза (ЕС) и США существует соглашение о создание беспошлинного пространства электронной торговли.

Таким образом, на сегодняшний день электронная торговля в мире регламентируется либо локальными актами конкретной страны, либо соглашениями принятыми рядом стран в рамках того или иного экономического сотрудничества. В результате чего, как уже говорилось выше, основной современной правовой проблемой развития электронной коммерции и электронной торговли в частности является отсутствие унифицированного правового акта, который бы удовлетворил интересы всех стран по данному вопросу. По мнению большинства исследователей, центральным органом создания такого правового акта должна стать ЮНСИТРАЛ в силу мандата ООН, который был выдан в целях унификации права международной торговли.

В отсутствии унифицированного международного документа, можно выделить ряд наиболее используемых правовых актов, которые используются в мировой практике:

· Типовой закон об электронной торговле ЮНИСТРАЛ (Комиссии ООН по праву международной торговли) (1996 год)

· Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях (2001 год)

· Рекомендации ОЭСР по защите прав потребителей в электронной торговле 1999 год (Организация экономического сотрудничества)

· Соглашение об электронной торговле ЕЭК 2000 год (Европейская экономическая комиссия ООН)

· Директива Европейского парламента и совета ЕС о правовых основах регулирования электронных подписей в сообществе 2008 год (Европейский Союз)

· Декларация о глобальной электронной коммерции 1998 год (ВТО)

· Программа действий АТЭС в области электронной торговли 1998 год (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество)

В России в отличие от западных стран насчитывается всего несколько десятков нормативных актов, которые регулируют электронную торговлю и информационную область в целом. Рассмотрим несколько основных правовых актов:

· Конституция РФ, которая содержит в себе основные права и обязанности граждан, а также их защиту. В ст. 8 гарантируется единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а также поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности граждан РФ.

· Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) включает в себя несколько правовых норм, позволяющих вести коммерческую деятельность и заключать сделки по средствам электронного обмена данными, а также осуществлять безналичный расчеты в кредитно-банковской сфере.

· Существует несколько законопроектов и принятых законов, которые регулируют такую сферу, как электронный документооборот. К примеру, в 2002 году в России на основании типового международного закона ЮНИСТРАЛ «Об электронной коммерции» (1996 г.) был принят закон «Об электронной цифровой подписи» (на сегодняшний момент утратил свою юридическую силу). Согласно закону электронная цифровая подпись (ЭЦП) определялась как обязательный реквизит, без которого электронный документ не имел юридической силы. Такой реквизит получался в результате криптографического преобразования информации, защищал электронный документ от подделки и искажения информации, а также позволял определить владельца подписи и автора данного электронного документа. Новый закон от 2011 года расширяет сферу применения такой подписи, а также предусматривает новые виды ЭЦП.

· Электронную торговлю, как и любую другую в нашей стране регулирует ФЗ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителя». Данный закон предусматривает несколько значимых правовых норм. К примеру, ст. 26.1 предписывает продавцу такое обязательство, как сообщение следующего рода информации по просьбе покупателя: характеристики товара, место изготовления, полное наименование, цену товар, условия приобретения и доставки, срок гарантийного обслуживания, порядок оплаты и т.д. Также в соответствии с данным законом потребитель вправе отказаться от товара, как до момента покупки, так и в течение 7 дней со дня покупки (без объяснения причин). Еще одно положение закона «О защите прав потребителя» подразумевает под собой правильность порядка сбора, хранения, использования, а также распространения различной информации. Нарушение данного положения может повлечь за собой ответственность как административного, так и уголовного характера.

· Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, связанные с размещением заказа и обеспечивает гласность и прозрачность заказов.

· В 2000 г. в Государственную думу был внесен проект нового Федерального закона, название которого «Об электронной торговле». В итоге законопроект был отклонен, и отправлен на доработку, т.к. он не в полной мере соответствовал проблемам, связанным с электронной торговлей и не смог заполнить пробелы в действующем законодательстве страны. По мнению авторов законопроекта, принятие такого рода закона способствовало бы активизации электронной торговли в стране, юридически закрепило бы права и обязанности продавцов и определило бы порядок осуществления и контроля предпринимательской деятельности в данном секторе экономики.

Для контроля правильности осуществления отношений в сфере электронной торговли в 1992 году при МВД РФ было создано Бюро специальных технических мероприятий (БСТМ). Одним из направлений деятельности данного бюро является борьба с преступностью в сфере информационных и компьютерных технологий. Также БСТМ занимается борьбой с незаконным распространением радиоэлектронных технических средств, мошенничество в сфере электронных платежей и так далее.

Таким образом, можно сказать, что в Росси совершенствуется законодательство в области электронной торговли. Но для успешного развития нового сектора экономики необходимо разработать и принять принципиально новые нормативные акты, в основе которых будет лежать мировой опыт. Такое законодательство будет регламентировать взаимодействие субъектов рынка, по средствам информационно-коммуникационных технологий, а также определит основные понятия электронной торговли.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.