Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗВИТИЕ РЕЧЕСЛУХОВЫХ ДИФФЕРЕНЦИРОВОК





Звучная речь человека в процессе эволюции формируется для слуха и под непосредственным контролем слуха, поэтому речь и слух — тесно связанные функции. В период коррекции речи • в отношении слуха различают два момента: слушание ребенком чужой речи и голоса, т. е. подражание речевым образцам взрослого, и слушание своей собственной речи и голоса.

Побуждение ребенка сравнивать свое искаженное произно­шение с правильным звучанием речи ведущего ускоряет овладение нормальным произношением. Систематический тре­нинг слуха, особенно фонематического, приводит к выработке самоконтроля речи.

В упражнениях акустического дифференцирования следует идти постепенно от простого к сложному, от несходства к сходству, от неречевых звуков к речевым. Обучающимся предлагают задания на распознавание звучащих инструментов (труба, губная гармошка, рожок, свисток, тамбурин), предметов (связка ключей, монеты в коробке, погремушка, шелест листьев, шуршание бумаги), распознавание действий (хлопанье, скрип половиц, свист, стучание, тиканье часов, транспортные шумы), голосов товарищей (игра «Кто позвал?»), голосов других людей, мелодий: угадай, что играют; угадай, на чем играют; узнавание звукоподражаний, при котором взрослый связывает речевой и неречевой звуки, имитируя своим голосом крик вороны, жужжа-


ние жука, писк комара, лай, хрюканье, ржание и др. Родители привлекают внимание ребенка к звукам, встречающимся в природе: раскаты грома, рокот прибоя, шум ветра и др.

Предлагается распознавание слов, близких по слуховому составу. Ребенок повторяет слова за взрослым, такие, например, как вол пол дол кол тол, тик так тук ток, лом ком дом бом и т. п.; узнавание оппозиционных слогов и слов фа-ва ва-ла, па-ба ра-ла та-да ка-ra; бидон-бетон, батон-бутон, дело-тело, дядя-тятя, лук-люк, угол-уголь, балка-палка, флот-плот, коло­бок-коробок.

В упражнениях фонематического дифференцирования об­учающиеся выделяют звук на фоне слова со смешиваемыми согласными (Л и И): лук, юг, лава, «Ява», як, лак; вычленяют первый или последний звук; определяют место звука в слове: в начале, середине и в конце; определяют звук перед или после выделенного звука, последовательность звуков в слове; распо­знают количество звуков или слогов в словах; упражняются в выделении нужного звука из акустически далеких «н ф э и» и акустически близких звуков «у о», «о а», «и э». Далее выделяют слова с предложенным звуком из группы слов. Воспитывается способность определять, каким по порядку следования оказы­вается этот звук. Предлагают задание, придумать слова, где звучали бы звуки С и 3; подобрать картинки: что звучит? где и что журчит? кто и как свистит; назвать картинки, включа­ющие дифференцируемые звуки. Используют игры: «Кто придумает конец...», «Какое слово потерялось», «Подскажи звук...», «Какой звук пропущен». Все это обеспечивает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, раз­вивает и закрепляет запас имеющихся представлений о звуко-буквенной стороне слова, формирует умение поставить опре­деленную задачу и решить ее самостоятельно.

Для развития мелодико- и интонационно-слухового опыта определяют голоса, изменяющиеся по высоте (проговаривают и пропевают звуки, слоги, слова и короткие фразы тоном ниже-выше), по силе: средне-громко-тихо, по темпу: коротко-протяжно, быстро-медленно; подбирают рифмованные слова. Проверяют умение ориентироваться по силе звука во время поиска спрятанного в игре предмета под тихую и громкую музыку.

В процессе работы над гласными звуками и словами многократно демонстрируют обучающемуся разницу речевого звука при опущенном мягком небе и сжатых крыльях носа, увеличивающих степень ринофонии и «чистых» гласных звуков при ротовом произнесении их с напряженным небом. Посте­пенно формируются слухоречевые возможности, фонематиче­ское восприятие и фонематические представления детей, раз­виваются такие функции психической деятельности, как про-


извольное внимание, восприятие, мышление, память. То, что на первых занятиях составляло их содержание, далее превра­щается в ежедневную речевую зарядку, в составной элемент ежедневных самостоятельных упражнений до окончания курса речевой работы и рекомендуется для проведения их в домашних условиях. При этом следует не забывать, что усвоение пра­вильной речи, закладку ее эталонов необходимо осуществлять с самого раннего возраста (3—10 мес жизни). Общаясь с ребенком и сосредоточив его внимание на лице говорящего, необходимо активизировать первые предречевые вокализации: гуканье, гуление и лепет. Практически этот процесс реализуется путем слушания безупречно правильной речи взрослых, в окружении которых ему полезно находиться постоянно. Ука­занный возраст не означает, что раньше с ребенком не следует разговаривать правильно. Слуховое восприятие — это самый первый этап приобретения речевых навыков. В это время взрослым следует придерживаться определенных канонов: как можно чаще говорить не громко, но четко, внятно и не спеша, с многократным повторением сказанного. В этом случае с раннего возраста стимулируется и вырабатывается навык прислушивания, запоминаются звуковые модели слов. В даль­нейшем и коррекцию звуков также всегда проводят негромким голосом. Такой путь работы стимулирует развитие полезных артикуляций у детей, не только имеющих дефекты неба. Проверьте на себе, уважаемый читатель! Во время проговари-вания слов и ощущения теплого выдоха (прием «согревание рук») ощутимым признаком будет напряжение боковых дужек зева и мягкого неба (а у детей с расщелиной неба — его фрагментов), а также задней стенки глотки и опускание корня языка. Такие условия позволяют лучше усваивать интонацион­но-мелодические качества речи. Ребенок легче ориентируется в речевой среде и подражает, когда сигналы-раздражители не вызывают утомление и торможение нервной системы и центров речи. В становлении правильных навыков произношения огромное значение имеет умение представить и оценить звучание собственной речи. Сделать это довольно сложно: ребенок не слышит себя, а вернее, слышит иначе, чем окружающие. Ему она кажется вполне правильной. Вот почему для самоконтроля применение «носослушателя» следует чере­довать с другим приемом. Это вспомогательное средство называется «слушай себя» (по ПА.Нейману).

Самовыслушивание организуется следующим образом.

1. Кистям рук придают положение, которое обычно получа­
ется при набирании воды для умывания — пригоршней, при
этом I палец плотно прилегает к ладони.

2. Не изменяя приданного кистям полусогнутого положения,
одну из них (например, левую) прикладывают к левой ушной


раковине сзади нес, причем верхнюю часть раковины слегка притягивают книзу и значшельно пригибают к щеке. Локон, при этом приближают к груди.

3. Другую кисть (правую) также в неизмененном полусог­нутом положении кладут ладонной поверхностью запястья на соответствующий этой руке (правой) угол рта и прикрывают рот, не кладя на губы, за исключением 1 пальца, помещенного на верхней губе.

Указанное положение кистей рук образует рупор, связыва­ющий отверстие рта с ушной раковиной, — звукопровод. При такой позиции рук звук тихого собственного голоса выслуши­вается усиленным, а явные тембральные погрешности или какие-либо особенности голоса — различимыми и ясными. Пользуясь этим вспомогательным средством при прослушива­нии своей речи, не следует злоупотреблять силой голоса: не говорить громко, а тем более — не кричать. Для тренировки берут весь речевой материал (слоги, слова, предложения) без носовых звуков М и Н. Довольно скоро обучающийся, используя вспомогательный прием «слушай себя», выявляет и преодолевает носовой оттенок речи, научается беглости прого-варивания, а также ненапряженному и краткому артикулиро­ванию согласных звуков. Важнейшие обратные связи постепен­но формируются на основе слуха и мышечного чувства.

РАБОТА НАД СОНОРНЫМИ ЗВУКАМИ

При переходе от гласных к согласным целесообразно начинать работу с сонорных звуков Л, Л', Р, Р'. Полугласные (сонорные) по звучанию близки к гласным и среди согласных являются наиболее разборчивыми. К этой же группе относят среднеязычный звук И, который приближается к гласным более всего в конечной позиции.

При произнесении сонорных звуков оказалось легче осуще­ствлять контроль за положением мягкого неба, языка, нижней челюсти. Ребенок, осваивая артикуляторный уклад сонорных звуков, тактильно ощущает движение ротовой воздушной струи и отрабатывает чистое звучание. Затем изолированный звук включают в закрытый слог, в интервокальное положение, откры­тый слог, далее—в сочетания согласных. Постепенно увеличи­вают скорость произнесения, изменяют ударение в сочетаниях и словах. При формировании звука Р дог^кается одноудар-ность.

Снятие назализации начинается с чистого произнесения закрытых слогов. В закрытом слоге отчетливо слышатся оба звука, отмечается их меньшая слитность, каждой из них подчер­кивает друг друга. Именно поэтому они наиб(рлсс различимы в


этой позиции, так как приобретают присущую им структуру звучания. Надежно осуществляется зрительный и развивается слуховой контроль. Постепенно формируется нормальное про­изнесение, точное восприятие звуков речи, умение слышать правильные и ошибочные звучания каждого элемента речи. Последнее обстоятельство крайне важно при самостоятельной работе пациента. Получив определенные здоровые установки речи на занятиях, обучающийся в дальнейшем в домашних условиях осуществляет зрительный, кинестетический и слухо­вой контроль.

Упражнения в работе над гласными и сонорными звуками составлены по принципу от простого к сложному: слоги, слова, фразы, а также соблюдения последовательности в формирова­нии нового звука с учетом ранее усвоенного. Произнесение гласных звуков и слов с позиционным начальным гласным на мягкой атаке, пение речитативом различного фонетического материала с каскадностью дыхания и использование приема «пульсирование звука» обеспечивают «выдвижение» всего звуча­ния вперед, что ведет к правильной артикуляции и преодолению назализации речи. При этом гласные прочно становятся «звуками-помощниками».

Выдержанный и как бы вытянутый гласный осуществляет приток энергии и «вытягивает» в передние отделы ротовой полости все звучание сочетаний слогов, слов и фраз; нейтра­лизует назальность, украшает и делает более эстетичным звучание речи в целом.

Иногда в результате глубоко укоренившихся привычек долго не поддается нужной артикуляторной установке выгорбленная спинка языка и его корень. Поэтому, помимо активных и пассивных укладов языка и других артикуляторов, использо­вания зрительного внимания, целесообразно прибегать к кине­стетическому, осязательному, кожному чувству, к ощупыванию подбородочной области, прилегающих участков шеи (подчелю­стной, подъязычной), а также приемом «пульсирование звука» достигать полной расслабленности мышц языка, нижней челюсти и других органов аппарата речи.

упражнение 1. Произнесение:

1) слогов с сонорными (й, л, р,) звуками на мягком голосоначале, приемами «согревание рук», «слушай себя», «пульсирование звука":

ий ил ир эй эл-эль эр-эрь ийи или

ей ел ер аи ал-аль ар-арь ейе еле

яй ял яр ой ол-оль ор-орь яйя яля

ей ел ёр уй ул-уль ур-урь юйю юлю

юй юл юр ый ыл-ыль ыр-ырь эйэ элэ


2) флексий, слогов и слов с сонорными в конечной позиции:
лий рий лил лир лэй рэй лэл лэр лей
лай рай лап лар лой рой лол лор алей
луй руй лул лур лый рый лил лыр улей
лы-ли-льи ры-ри-рьи ел-сль лай-ляй-Илья
лэ-ле-лье рэ-ре-рье рыл-риф лэй-юбилсй-ульи
ла-ля-лья ра-ря-рья хор-хорь Лара-ларь-Дарья
ло-ле-лье ро-ре-рье лов-Лепа алый-лилий-ульи
лу-лю-лью ру-рю-рью У Ильи бой и боль.
Юлу-июлю-елью хвалу-хвалю-полью
пилу-пилю-пылыо фару-верю-дверью

3) звукоподражаний («разговор птенцов», призыв, радость,
усталость, хохот, испуг, плач, удар, лай собаки, блеяние козы,
хрюкание поросенка, крики лошади и осла, ииск комара и т. п.)
вместе с ребенком на два выдоха в созданной ситуации или
показом соответствующей картинки (при пссх произнесениях
язык —у нижних резцов):

И я: и и и, и вы: и и и. И я: э э э, и вы: э э э.

И я: а а а, и вы: а а а. И я: о о о, и вы: о о о.

И я: у у у, и вы: у у у. И я: иа иа иа, и вы: иа иа иа.

И я: эй эй эй, и вы: эй эй эй. И я: ай ай ай, и вы: ай ай ай.

И я:ой ой ой, и вы: ой ой ой. И я:эх эх эх, и вы: эх эх эх.

И я: ио ио ио, и вы: ио ио ио. И я: ах ах ах, и вы: ах ах ах.

И я: охи охи, и вы: охи охи. И я: хи хи, и вы: хи хи.

И я: ох-хо-хо, и вы: ох-хо-хо. И я: ах-ха-ха, и вы: ах-ха-ха.

И я тук-тюк, и вы тук-тюк. И я: ав ав, и вы: ав ав.

И я: ляй ляй, и вы: ляй ляй. И я. фью фью, и вы. фью фью.

И я: фу фу, и вы: фу фу. И я: пиф-паф, и вы: пиф-паф.

И я: пи пи, и вы: пи пи. И я: бух бух, и вы: бух бух.

И я: тик-так, и вы: тик-так.

Затем в упражнениях заменить ВЫ на ТЫ.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Произнесение гласных и сонорных звуков в предложениях:

И я ела, и вы ели. И я лью, и вы лили. И я ловил, и вы ловили.

И я лаю, и вы лаяли. И я вою, и вы выли. И я охаю, и вы охали.


И я упал, и вы упали. И я пою, и вы пели. И я улетел, и вы улетели.

И я иду, и вы ходили. И я бью, и вы били. И я дую, и вы дули.

И я рулю, и вы рулили. И я реву, и вы ревели.

И я рева, и вы рева. И я ваяю, и вы ваяли. И я вил, и вы вили.

И я воюю, и вы воевали. И я у ивы, и вы у ивы.

И я у ивы, и Оля у ивы. И я у айвы, и вы у айвы.

И я у ольхи, и Ия у ольхи. Илья у айвы, и Ева у айвы.

Рая у ивы, и Юрий у ивы. Иолла у ольхи, и Оля у ольхи.

И я у ветлы, и вы у ветлы. И я юлил юлой, и вы юлили юлой.

И я ваяла Леву, и вы ваяли Леву. И я вывел Аллу, и вы вывели Аллу.

И я валил айву, и вы валили айву. И я полил, и вы полили.

И я плавал, и вы плавали. И я поливал, и вы поливали.

упражнение з. Произнесение слов с подчеркиванием их окончаний:

елей алый айвой овевай едой юлил увели

елей алей алые Ерофей охай удалой удой

иловый ахай улей ульи ярый ольховый уйти

Лиля Лилия Ляля Леля Люля Леля уехали

Евой Лилей Лялей Лелей Люлей Лелей делили

айва Валя Вилли Виля воля выли делали

волы валы вали! ваяли львы вяли упали

лелеяли ловили валяли выловили веяли увиливали

упражнение 4. Произнесение фраз с акцентом на оконча­ниях слов:

Ира и Элла ели уху. У Аллы вуаль. Юла юлила. Рой в улье.

Лихо! Полили ли лилию? Алый ореол. Ах-ах, эхо-эхо.

Увели ли Лилию? Лиловый ореол. У аллеи лилии.

Валю ввели в аллею. Вяло ваяли Улю. Лелю лелеяли.

У ветлы я и вы. Лель в колыбели. Орлов в Орле.

Ай да поле, в поле Поля! Ай да Поля в поле полет!

Дали Алику рогалик. Алла Алика ругала Алик дал рогалик Алле, И рогалик ела Алла.

К. Чуковский

В верховье эхо-эхо. Вот потеха — это эхо!

Ел-ел-ел, айву доел. Ели-ели форель у ели.

Ла-ла-ла, Аля Юлю увела. Ри-ри-ри, прилетели две тетери.


Лу-лу-лу, Юлий, дай пилу. Ул-ул-ул, истер пыл и дул. Ия и Элла ели уху. Лилии уняли. Алое яблоко упало. Аля ела халву. Юля в холле. Лялю Алову обидели. Аллея влево.

В ауле я ваяю и воюю. Оля и Уля у ивы, а я у айвы. Эй, водолей, лей, лей. Ели палили плено. Я сделаю Алю. Валя вяло ел айву. Леля волевая.

УПРАЖНЕНИЕ 5 Произнесение слов-фишек с интонацией

перечисления:

лира Ия Уля идея верь Лара Илья Юлия ей его яхта Аида ларь роль йод руль Оля Ляля одеяло Адель апрель рыло Аля Леля белье иловый эхо охра ухо этюд Олег опал орехи обои оливы опора оправа уйди утиль утро ударили увидели упали лиловый лелеяли лаяли ловлей левый лейкой вялый влей халой рейка у роялей лавровый рыхлый любой белый герой порой лава правый лихой велели пырей вели вылили левели ловили.








Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.