Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАБОТА НАД МЕЛКОЙ МОТОРИКОЙ РУКИ





Давно признано: чем больше уверенности и ловкости в движениях детской руки, тем больше проявляется мастерство, находчивость разума ребенка, активизируются его способности. При этом мускульная память маленьких детей достаточно хваткая и цепкая. Именно в этом возрасте, особенно при запаздывании развития моторики, необходимо «поставить» руку, развить слабые мышцы пальцев и кисти. Хотя работа эта увлекательная и ребенок возвращается, как правило, к ней по собственным желанию и воле, но мышцы руки его еще

119


будут быстро утомляться, напрягаться, а движения — не всегда точными и координированными, это необходимо предусмотреть и следить за дозированностью такого труда. Сам динамичный процесс работы не только укрепляет мышцы кисти, но и способствует развитию как экспрессивной речи, так и внутрен­ней (используют предикаты, превалируют глагольные формы, формируют динамичность мысли), активизирует образное и логическое мышление, снимает психологическую нагрузку в период перехода к обучению письму.

Итак, рисование карандашом — не только сенсорно-двига­тельное упражнение. Оно способствует проявлению умственной и речевой активности. Обычно родители замечают, что ребенок рано начинает водить карандашом по бумаге. При этом он испытывает радость от того, что получилось: какие-то штрихи, линии, чаще всего что-то невообразимое. Карандаш не «слу­шается» его и нередко ведет не туда, куда хочет ребенок. Это период так называемых «каракулей» и «мараний». Овладение графическими формами происходит медленно. Еще медленнее развивается зрительно-моторная координация. От «каракулей» и «мараний» ребенок далее переходит к стадии примитивных изображений, а с 4 лет — к схематическому изображению. Л.С.Выготский называет детский рисунок своеобразной графи­ческой речью и предвестником будущего письма.

У многих детей с нарушениями речи (в частности, с ринолалией) отмечается моторная недостаточность, напряжен­ность мышц пальцев кисти, слабость и быстрое уставание рук. Для формирования мелких движений пальцев рук, для выра­ботки уверенности в движениях детской руки с самого раннего возраста предлагается серия заданий: рисование по крупным клеткам, по точкам, символов предметов и др. Во время такой работы, как отмечалось выше, развиваются не только тонкие дифференцированные двигательные навыки, но и активизиру­ются творческие возможности, речевые способности, внимание, представления, пространственная ориентировка, пространствен­ный праксис, умение выделять целое и части, существенные признаки предмета. Для этого используются две-три тетради в крупную клетку, а для рисования фигур по точкам — большие чистые листы с мелким рисунком-символом наверху или альбом, а также наборы карандашей. Выполняя работу, ребенок сочетанно комментирует, а сделанную — описывает по вопросам взрослых.

Для пробуждения реакций на вербальные инструкции, развития синхронного взаимодействия между движением и речью используют тексты:

Нарисуем дом и мячик, Только мячик наш не скачет.

120


Как открою я тетрадь, Буду Петек рисовать. Петя, Петя, петушок,

К дому тропочка ведет,

По ней Машенька (...) идет.

Вот так вид,

Вот так взгляд,

Вот так яркий наряд!

Долговязый Тимошка Бежит по узенькой дорожке. Его следы — Твои труды.

Паровоз под стук колес в нуть-дорсиу нас повез. Утро ясное придет, солнце красное взойдет. Самолет построим сами, понесемся над лесами. Качу, лечу во весь опор. Я сам — шофер, я сам — мотор! Взял я в руки карандашик: раз и два — стоит барашек! А потом я взял резинку: три — четыре — стер картинку!

Обращают внимание на умение правильно держать каран­
даш (а для младенца—мелок), проводить вертикальные и
горизонтальные линии, регулировать движения в соответствии
с задачей изображения: нажим, амплитуду, темп рисовального
движения, изменять направление, соразмерять с заданной
длиной или высотой отрезка, а также формой заданных
изображений и предметов. Перед началом рисования предва­
рительно проводится анализ графической структуры или фи­
гуры, обследуется зрительно и осязательно. Для ребенка очень
важно поработать как можно дольше со взрослым, почувство­
вать поддержку и одобрение. Неудача должна быть всегда
смягчена надеждой, ведь обучение опирается не на вчерашний,
а на завтрашний день развития ребенка, и только тогда можно
вызвать к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне
ближайшего развития. Нарисованные на клетках фигуры затем
следует скопировать спичками, фигуры — постепенно услож­
нять, i

Образцы рисунков для работы но клеткам, по точкам и т. и. представлены в приложении.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наиболее тяжелой форме периферические органические нарушения речи отмечаются при врожденных дефектах неба и верхней губы. Своеобразие речевого развития приводит к нарушению психологического статуса, изменению способов коммуникации, к трудности приобретения и обеднению соци­ального опыта у лиц с данным нарушением. Поэтому им крайне необходимо как можно более ранняя комплексная медико-пси-холого-логопедическая помощь, а именно до 2—2,5 лет. Разработанная методика является итогом многолетнего коррек-ционного преодоления открытой ринолалии. Она внедрена автором в практику здравоохранения и просвещения Сахалина, Восточной и Западной Сибири, Урала и Европейской части России.

Данная методика включает четыре этапа. На первом этапе — подготовительном — основное внимание уделяют обследованию, разработке содержания индивидуальных реабилитационных программ, первым беседам с детьми и (отдельно) с близкими ребенка. На втором этапе стимулируются небные (как новое послеоперационное образование) и глоточные мышцы. Коор­динируется сочетанность активной напряженности небных мышц с процессом ротового дыхания, необходимая для преодоления носового оттенка речи (как правило, инструкция «поднять небо!» сопровождается «замиранием» с прекращением дыхания и с последующим во время речи расслаблением небно-глоточного затвора). Осознанное управление указанными процессами приводит к положительному результату. Отрабаты­вают основные параметры речевого дыхания: его постепенность, направленность, длительность и наиболее рациональный диаф-рагмальный его тип. При этом у лиц с выраженной недоста­точностью небно-глоточного затвора во время речи не допу­скаются форсированность и интенсивность выдоха. К числу первых мероприятий в работе с ними относится ослабление потока воздуха из легких для уменьшения его утечки через нос, а также разговор негромким голосом. Закрепляют навыки

122


спокойного ротового выдоха при осознанном управлении уплощением корня, истончением спинки языка и напряжением небно-глоточных структур.

На третьем этапе осуществляют перевод всей артикуляторной базы звуков в передние отделы ротовой полости с применением целенаправленно подобранного фонетического материала.

Корригируют гласные звуки, в первую очередь гласные переднего ряда И и Е, перемещающие вперед артикуляторный базис, с активным использованием ряда приемов: «пульсиро­вание звука» и слогоделения, речетативного проговаривания и пропевания речевого материала в высокой тональности, «со­гревание рук», «слушай себя», мягкой атаки голоса (на удли­ненном и направленном ротовом выдохе). Наряду с массажем и активирующими упражнениями названные выше приемы стимулируют подвижность мягкого неба и позволяют достигать чистоты речи в целом. Гласные таким образом становятся звуками-помощниками в коррекции всей фонетической систе­мы родного языка. Затем корригируют сонорные звуки, которые позволяют координировать работу всех отделов артикуляторного аппарата и осуществлять доступный визуальный и кинестети­ческий контроль за их укладами. При ироговаривании речевых образчиков (основной тренинговый материал не содержит носовых звуков) для уплощения спинки языка и его корня, а также рефлекторного подъема мягкого неба дозированно ис­пользуют акцентированный шепот и полуголое. Далее корри­гируют шумные согласные в условиях их легкого, краткого и ненапряженного произношения во избежание «гипоркоррекции» и толчкообразного скандирования.

На четвертом этапе —этапе автоматизации сформирован­ных навыков произнесения звуков — детей приучают говорить осознанно, ясно, без лишних повторов в умеренном, порой замедленном, темпе пересказывания с использованием внешних стимулов, сдерживающих натиск впечатлений и неоформлен­ность мысли. Параллельно вводят ортофоническис упражнения для постановки голоса, расширения диапазона, высоты и силы, нормализации темпа и ритма; дают доступные вокальные задания.

На протяжении всего курса обучения новым произноси­тельным навыкам формируют слуховое восприятие и слуховое внимание, а также фонематический слух, столь необходимые для дифференциации носового и чистого звучания гласных, их сочетаний, слов и речи в целом. Для работы с «носослушате-лем», дающим возможность ощутить утечку выдоха через нос,

123


специально подобран фонетический материал слоги, слова и фразы без носовых (Н и М) звуков

Элементарные графические навыки развивают графе- и зрительно-моторные навыки, внимание, восприятие, простран­ственную ориентацию, корригируют двигательную функцию, нормализуют ритмичность, темп, координированность движе­ний и улучшают речевое развитие

Разработанная система коррекционной работы при ринола-лии вследствие расщелин неба позволяет эффективно и в короткие сроки преодолеть это многоаспектное расстройство речи, стационарно — в течение 2 мес, амбулаторно — за 3— 4 мес при 3-разовом посещении в неделю В работе над речью большое значение имеют эмоциональный фактор и поддержа­ние только положительных эмоций с постоянным одобрением и поощрением, усилением мотивации и развитием адекватной самооценки


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вансовская ЛИ, Бойко ЗС К «опросу о нарушении функции дыхания при

врожденных расщелинах неба у больных с открытой ринолалисй после ура

нопластики // Вопросы физиочогии и патологии верхних дыхатечьных путей

Труды ЛенНИИ ЛОР-Л 1973 - I 17-(102 Вансовская Л И Некоторые акустические характеристики слyxa и голоса у боль

ных с открытой ринолалисй на почве расщелин губы и неба // Вопросы

физиологии и патоло!ии с пуховою и вестибулярною анализаторов С б трудов

МНИИ ЛОР, ЛенНИИ ЛОР М 1974 - 1 18 (199 Вансовская Л И Экспериментальные исследования особенностей тембра голоса

больных с открытой ринолалисй после радикальной уранопластики // Рас

стройства слуха и речи Труды МНИИ ЛОР М 1974 I 19- С 147 Вансовская ЛИ Исследование разборчивости.экспрессивной речи у больных с

открытой ринолалисй посте радикальной уранопластики // Вопросы физио

логии верхних дыхательных iiyien С б трудов МНИИ ЛОР- М 1976 I

20 а-С 88 В ансовская ЛИ Бойко ЗС Новые методы диагностики функции гортани при

некоторых патологических ее состояниях // 7 и licet ст.сзд оторинолар

Материалы — Тбилиси 1976 С 186 Вансовская ЛИ Клинико экспериментальные исследования аргику тяторного

уклада методом томографического контроля у больных с открытой ринола

лией // Материалы науч практ конф оторинолар Сев Jan Р(ФС Р и Лен

НИИ ЛОР-Киров, 1976 Г 114 Вансовская ЛИ, Щербакова Л П Спектральные характеристики гласных звуков в

речи больных с открытой ринолалиеи // Современные проблемы физиологии

и патологии голоса и речи (Сб. трудов МНИИ ЛОР —М 1979 Т. 22 а — С 60 Вансовская Л И Методы обследования речи больных с открытой рннолалисй //

Современные проблемы физиологии и патологии голоса и речи Сб. трудов

МНИИ ЛОР-М 1979 - 1 Т. 22-а. С. 67 В ансовская ЛИ Устранение дислалических нарушений согласных звуков при

открытой ринолалии посте уранопластических операций. Метод. реком. — Л,

1981 - 22 с Вансовская Л И Логопедическая работа при открытой ринолалии после урано

пластики Метод реком — Л, 1983 — 17 с Вансовская Л И Речевые нарушения и их устранение при оперированной расще

лине неба // Неотложная помощь в оторинолаарингологии. Патология голоса

и речи Сб трудов МНИИ ЛОР ЛенНИИ ЛОР - Л 1983-С 175 ВансовскаяЛИ Диагностика периферических нарушений речи у детей // Прак

тикум по общей и экспериментальной психототии - Л 1990 (143 Вансовская ЛИ Психологическая коррекция нарушений речи в до

школьном возрасте // Практикум но общей и экспериментальной психоло

гии-Л 1990-(244

125


Вансовская Л.И. Профилактика речевых нарушений в дошкольном возрасте // Механизмы речевого процесса и реабилитации больных с речевыми наруше­ниями: Сб. трудов МНИИ ЛОР, ЛенНИИ ЛОР.- Л., 1989.- С. 122.

Вансовская Л.И. Как развивать речь ребенка с врожденными расщелинами неба: Рук-во для родителей.— СПб., 1994,— 20 с.

Вансовская Л.И. Преодоление дисфонии при нарушениях артикуляторного аппа­рата // Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции: Сб. трудов ЛенНИИ ЛОР.- СПб., 1994.- С. 106.

Вансовская Л.И. Дифференцированное устранение речевых расстройств у детей с открытой ринолалией // Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции: Сб. трудов ЛенНИИ ЛОР.- СПб., 1994,- С. 129.

Вансовская Л.И. Практикум по технике речи: Фонационный тренинг.— СПб., 1997.- 104с.

Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия.— М., 1983.— 93 с.

Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков.— М., 1984.— 142 с.

Хватцев М.Е. Логопедия.— Изд. 5-е.— М.: Просвещение, 1959.— 476 с.


СПИСОК УПОТРЕБЛЯЕМЫХ ТЕРМИНОВ

Автоматизация — этап формирования звука, введение его п самостоятель­ную речь. Основа образования навыка

Аграмматизм — неправильное согласование слов п роде, числе и падеже

Адаптация — приспособление органов чувств к действующим раздражите­лям

Акустический — слуховой

Альвеолярный отросток — костный отросток верхней челюсти Имеет фор­му дуги, в которой располагаются луночки зубов

Амимия — отсутствие мимических движений

Аномалия — патологическое отклонение от нормы

Артикуляция — движения и позиции органов речи, необходимые для про­изнесения звука.

Атака звука — способ, которым пользуется говорящий, чтобы привести в действие голосовые складки, находящиеся п покое Твердая атака — голосовые складки плотно смыкаются до начала звука, мягкая атака — полное смыкание голосовых складок происходит в самый момент начала звука, придыхательная атака — до начала звука через еще не вполне сомкнувшиеся голосовые складки проходит некоторое количество воздуха, и лишь после этого происходит полное закрытие голосовой щели

Гнусавость— носовой оттенок звуков речи и голоса (назализация), наблю­даемый при врожденных расщелинах неба и парезах неба

Делабиализация — потеря огублсния, исключение участия губ при произне­сении звуков О и У.

Дизартрия — нарушение произношения, обусловленное opганической недо­статочностью иннервации речевого аппарата, чаще всего вследствие псевдо-бульбарного паралича. Для дизартрии характерна ограниченная подвижность органов речи: мягкого неба, языка, губ и нижней челюсти, вследствие чего артикулирование звуков оказывается затрудненным

Динамический стереотип — устойчивая система условных и безусловных рефлексов

Дислалии — нарушение звукопроизношсния при нормальном слухе и со­хранной иннервации речевого аппарата

Дисфоння — расстройство голоса тембра, силы и высоты

Дифференциация звуков — этап в коррскционной работе по формированию звука, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию, месту и способу образования

Дыхание речевое — дыхание при речи (отличающееся oт физиологического в момент молчания или покоя).

Интервокальный — согласный звук, занимающий позицию между двумя гласными

Иррадиация — распространение в соседние части

Итерация — физиологические повторы частей звуков, слогов, слов

Кинестезии — ощущение движения и положения частей собственного тела, в том числе и речевых органов.

Компенсация — возмещение нарушенной функции, функциональная пере­стройка

7?7


Коррекция — исправление.

Лабиальный — губной.

Мезофарингс — средний отдел глотки.

Модуляция — изменение высоты голоса в связи с интонацией.

Моторика — система двигательных реакций человека.

Мягкое нёбо — активный орган артикуляции; мышечное растяжение кзади от границы твердого нёба, заканчивающееся маленьким язычком.

Назализация — гнусавость.

Обтуратор — приспособление для закрытия дефекта твердого и мягкого неба.

Ортофоиия— специальный вид лечения расстройства голосовой функции.

Постановка звука — начальное формирование звукопроизносительных на­выков.

Резонатор — полость усиления звука; резонаторами являются полость рта, носа, гортань, грудная клетка.

Ринолалия — патологическое изменение тембра голоса и звукопроизноше-ния, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса, происходящее от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие механи­ческих дефектов носоглотки, полости носа, мягкого и твердого неба или рас­стройства функции мягкого неба. Различают три формы ринолалии: открытую, закрытую и смешанную.

Сенсомоторный — чувствительно-двигательный.

Тактильный — осязательный.

Уранопластика — оперативное закрытие щели твердого неба.

Фонема — звук речи.

Форманта — усиленные области гармонических составляющих звука, влия­ющие на его распознавание.

Фонематический слух — способность к слуховому восприятию звуковой ре­чи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звучанию фонемы.



 



 



 



 



 




 



 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.