Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







АВТОМАТИЗАЦИЯ УСВОЕННЫХ НАВЫКОВ





УПРАЖНЕНИЕ 6. Произнесение фраз и сочетаний слов с активизацией ротового выдоха приемом «согревание рук» и с

носослушателем:

Аля у алей ахала и охала ах! и ох! — упала. Юля у рояля. Ульи укрепили. Павел одевал Аллу и Полю. Влей воду в лейку! Львы ловили льва. Рев прибоя в Ялте. Правь вплавь. У Вали вилла. У Евы ольховые ветви. В апреле капель.

Элла полола в поле.

В Ялте в апреле было тепло.

У аллеи тополи и липы.

Лева и Оля лодыри.

Оля пела арию.

Юля юлила юлой.

Алла лепила лебедей.

Лия вяло ела оливы.

Дятел долбил липу.

У Левы лейка.

Юрий Юрьев уехал в Юрьев.

Оля у ольхи.

Леля в ателье.

Вью ивовые плети.

Вы ели оладьи?

Каравай, каравай, кого-то выбирай!

У Лили была кукла. Ее звали Ляля. У Ляли были голубые локоны. Лиля кроила платье кукле. Лиля одевала Лялю в платье. Лиля любила Лялю. А это ее брат. Это Толя. Толя любил корабли и яхты. Корабли и яхты плавали в воде.

Примечание. Как и прежде, выбирают доступные слова, соответствующие индивидуальным возможностям обучающегося и не содержащие носовых чву-ков; полновесно произносят окончания слон, обеспечивая их дыханием, подби­рают картинки, фотографии и наклеивают и рабочие альбомы или в тетради

61


УСТРАНЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ШУМНЫХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Последовательность коррекции шумных согласных различна.

После сонорных звуков целесообразнее приступить к работе над шумными фрикативными (щелевыми) звуками, а затем — смычными. В работе над шумными согласными рекомендуется придерживаться следующих условий: не произносить звук утрированно, а направлять воздух в места сближения органов артикуляции или смычки без видимых усилий, легко и кратко. Гласные и сонорные, наоборот, следует произносить подчерк­нуто выразительно. Чрезмерно напряженное произнесение шумных согласных при их формировании может привести к толчкообразной речи. Здесь оправдан принцип наименьшего мускульного усилия, результатом которого является упрощение артикуляторной работы органов речи. Но при этом не допу­скается искажение произношения. Для профилактики толчко-образности звуков или их «гиперкоррекции» необходимы условия, при которых предыдущий звук непосредственно плавно переходит в другой без каких-либо скачков, задержек, сканди­рования и громкого проговаривания. Положительный эффект достигается путем доставки избыточного воздуха в передний отдел ротового резонатора (теплый выдох контролируется пальцем у нижней губы) и тренировки в дальнейшем слов с открытыми слогами, так как в них явственны переходные участки — сегменты, характеризующие оба звука сразу. В дан­ном случае артикуляция каждого последующего звука в слове начинается уже во время артикуляции предыдущего. Однако возникает определенная рассогласованность артикуляторных движений в связи с тем, что во время артикуляции соседнего звука могут быть осуществлены не все из них, а только те, которые совместимы с артикуляцией данного. В то же время в результате значительной инерционности артикуляторного аппарата определенные характеристики, свойственные предше­ствующему звуку, накладываются на следующий за ним звук. Вот почему процесс -переформирования и постановки звука и речи в целом чрезвычайно сложен и требует разнообразного дидактического словесного материала, большого терпения и настойчивости.

Для выработки беглости, плавности и естественности речи следует в самые короткие сроки переходить к упражнениям в развернутой живой речи. При этом чем короче произносят согласные и длительнее гласные, тем быстрее реализуется навык коартикуляции, слитности и ритма речи. В спонтанной речи возникают изменения интонирования вследствие словесного и логического ударений. Это надо учитывать, особенно при коррекции ринофонии, формируя навык деления предложений на синтагмы.


Велика роль паузации для кратковременного отдыха и расслабления артикуляторов (губ, языка, мягкого неба), воспита­ния слухового внимания и ритма речи. Паузу выдерживают не только в конце синтагмы, но на первых порах — после небольшой (в 2—3 слова) группы слов либо после одного многосложного слова. Смена пауз и произнесений помогает выработке продук­тивного ритма и умеренного темпа речи. Во время паузы у занимающихся есть возможность исправить свое произношение путем сравнения воспринимаемой речи окружающих и своей собственной. Для автоматизации новых навыков из специально подобранных слов с усвоенными звуками составляют фразы. Эти задания предлагают для самостоятельной работы.

Родители получают указания для правильного проведения самостоятельных занятий. В домашней обстановке обеспечиваются постоянный контакт ребенка со взрослым и нормальная разговор­ная среда. В общении создаются необходимые условия для шлифовки новых навыков речи в быту и удовлетворяются познавательные потребности детей. Активную практику разговорной речи вводят в любую ситуацию: игровую и бытовую, далее — в учебную. Исправляя ошибки говорящего, нельзя допускать непри­ятных комментариев. Необходимо всегда хвалить детей при правильной работе и прекращать занятия до тот, как они устанут. Усталость и перенапряжение ведут к пассивности, губят пытливость.

Следует сделать так, чтобы переход к новому материалу стал для ребенка заслуженной наградой. Каждое занятие начинается с повторения ранее усвоенного, обеспечивая успех перехода к работе над новым материалом. Вместе с ребенком создают учебно-иг­ровой альбом с картинками на формируемый звук. Эти картинки должны быть подписаны печатными буквами контрастного черного цвета. Восприятие картинки вместе с подписью служит и профилактике возможных в будущем нарушений письма и грамотности. В тренировочный материал включаются лишь отрабатываемые звуки либо те, которые уже усвоены. Более объемный материал записывают в тетрадь. В дальнейшем перед школой еще раз необходимо будет повторить речевые образцы в альбоме и тетради в ускоренном темпе проговаривания с использованием предложенных приемов и методов.

Работа над звуком Ф

После отработки сонорных звуков целесообразно приступать к коррекции фрикативных шумных согласных, в частности, звука Ф. Установлено, что при его произнесении отмечается наибольшая сила и направленность к губам выдыхаемой струи воздуха. Он прост и видим по укладу. Звук Ф включают в закрытый слог, интервокальное положение и в открытый слог (язык при любом гласном лежит у нижних зубов).


упражнение 1. Многократное произнесение звукосочетаний слов и предложений приемами «согревание рук», «пульсирова­ние звука» и с носослушателем:

иф ифи фи фи-фи-фи фы-фи-фьи

эф еф эфэ ефе фэ фэ-фэ-фэ фэ-фе-фье

аф яф афа яфя фа фа-фа-фа фа-фя-фья

оф ёф офо ёфё фо фо-фо-фо фо-фё-фьё

уф юф уфу юфю фу фу-фу-фу фу-фю-фью

ыф — ыфы — фы фы-фы-фы

Офелия олифа Уфа Африка филей Федотья Федор фиалка фай Фока эфир фитиль фал Флора эфиопы феерия Фаля Флавий Фая Фрол эффекты Филипп халифы эльфы Фик Фок фигура Филя Фалалей фехтовали Филарет фары Фадей факелы афера фефела фата орфоэпия алфавит фея фойе факиры фефер форель факты февраль фобия фаготы Феофил фото факторы флот фруктовый Федотов флюгер фыркай фиолетовый Федоров флигиль фуфайка лифтовый фольклор фляга фатовый фетровый лифт флейта флейтовый офитовый фиговый арфа флотилия фитиль Фидель Дорофей фотографировали филировали филологи филология фильтровали.

упражнение 2. Произнесение звука Ф в сочетаниях слов и фразах теми же приемами:

И я у Фали, и вы у Фали. И я в Уфе, и вы в Уфе.

И я в фойе, и вы в фойе. И я фехтую, и вы фехтовали.

И я фыркаю, и вы фыркали. И я в лифте, и вы в лифте.

Филя фыркает: ф-ф-ф. Филя лает: аф-аф-аф. Фая отдыхает: уф-уф-уф. Воробьи вылетели: фью-фью-фью. Эф-эф-эф — вот эльф. Иф-иф — вот лифт. Эффект фобии. Фая в эфире. Фалалеева фуфайка фефеле впору.

Филя первый фотограф. Лов форели у рифа. У Фили были, Филю полюбили. У Федоры фарфоровые эльфы. Фото Африки: вот и Африка. Эфиопы в Африке. Филя и Фаля ели вафли вволю. Флавий в эфире. Филе форели. Федотов улетел в Уфу. В фойе ореховые обои. Фиолетовые и лиловые флаги. Федул губы дул. Федот Федотов в фуфайке. У Фаи флейта. Удалой Федор любит флот. Фетровый берет у Филиппа. Фото Филиппа. Правило орфоэпии. В эфире Рафаэль. Правь орфоэпию. В феврале, в феврале дуют ветры во дворе. У Феди факел. Филя фыркает. Федул играл в футбол и забил в ворота гол.

Фэд-Федя-фетр Фэд-фея-фойе.

упражнение з. Произнесение звука Ф в словах и фразах с носовыми согласными без носослушателя:

Афины Феня Фима Фома филин фауна финал фамилия

У Фени лиф. У Фаи фен. У Фомы новая форма. Вот франт Фома. Епифан дедов носит все кафтан. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. Фофан, фофан — в землю вкопан.

Звонкие согласные отличаются от глухих звуков меньшей силой. Акустически это выражается в ослаблении шумовых

64


составляющих и увеличении гармонии форматной структуры звуков, особенно в интервокальном положении (иви, эвэ, ава, ывы, ово, уву). В интервокальном позиционном положении согласного наблюдается сонантизация: такие согласные при выделении их из слов воспринимаются как сонанты или даже как полугласные.

Работа над звуком В

упражнение 4. Многократное произнесение звукосочетаний, слов и предложений приемами «согревание рук», «пульсирова­ние звука» и с носослушателем:

иви-иви-иви ви ви ви ви-вы-ви-вьи

эвэ еве эвэ-эвэ вэ ве вэ вэ вэ вэ-ве-вьс

ава явя ава-ава ва вя ва ва ва ва-вя-вья

ово еве ово-ово во ве во во во во-ве-вье

уву ювю уву-уву ву вю ву ву ву ву-вю-вью

ывы-ывы-ывы вы вы вы вы

ивы авиа Вия овод ива Аврора ковыль Вава Айова ивовый авуары Лёва увуля иволга овал вывих Эва увели верфью «Ява» Вова любовью еловый дворовый Европа правый ловили Вика Ева увивали овод авар увиливали ловля «Авва» авария ювелир увитый ивовый Эльвира увод иволга айвовый аврал эврика уволили овивай Авдотья автор уверили овевай Аврора явил увела уверовали овеял Авдий явка уверяй увертюра овладевай авиа увар увидели Вия верфи Валерий в упор виола Виктория видео водевиль львы вилы вития волейбол двое вилла витый воля выливай вихрь Валерия воды видовой вихревой Вера вояка вываливай виварий Валя влиял вихлявый виват Вавила водоворот выбивай вихры вал выл вей Варвара облава альтовый вельвет водолив оверлок аировый великий вовеки два лавровый Виталий воробей выправ­ляй верой вверх вправо впервые буйвол лавр влево вокал хлева хвала Ватерлоо вводи вливай Львовы хоровой ловля

И я у ивы, и вы у ивы. И я у айвы, и вы у айвы.

И я хвалю, и вы хвалили. И я увял, и вы увяли.

И я волевой, и вы волевой. И я лавировал, и вы лавировали,

И я выливаю, и вы выливали. И я вправо, и вы вправо.

упражнение 5. Произнесение звука В во фразах и текстах теми же приемами:

Ива увяла. У Евы айва. Хвоя ели. Вавила ловко лавирует.

Вова вел вола. Битва при Ватерлоо. Леву хвалили. Рвы рыли и вырыли. Влево у входа вылили воду. Повтори правила. Во вторник водевиль. Хвалю халву. Липовая аллея. Вверху хвоя вяла. Правда права. У Львовой Аллы брат Лева. Вяло валили кривые деревья. Оливковое дерево. Липовый отвар. Вид овала. У Вавилы вилы. Вот кавалерия Валерия. Викул Владу обул, да и Викула Влада обула. Ветер превратился в хвост и в гриву.

Эк 886


Во дворе вдовы Варвары Удивилася вдова,

Два вора дрова воровали. Убрала в хлева дрова

Ловит волк, ловят и волка. Илья ловит перепелов. Ветер, ветер, ветер пыль по дороге вертит. Верба, верба, верба, верба отцвела. Водовоз вез воду из-под водопровода. Воду варить — вода и будет.

упражнение 6. Произнесение звука В в словах и фразах с носовыми согласными без носослушателя:

явление винты вина в июне новелла в январе надрыв лавина война явный вольный наплыв диван ливень неволя вовремя ваниль мальва ленивый меховой уволенный Варварин веером обвинение в девятом

Видов увидел видеофильм. Волны налетели валом. Ваня и Вилл на бульваре. Филат не бывает виноват. Ваня в ванне. Около ямы три хвои вялы, на хвою встану, хвою достану. Нивелировали, нивелировали, да не вынивелировали. Интервь­юер интервента интервьюировал. Где вода, там и верба; где верба, там и вода. Ври, да не завирайся. Он сух из воды выйдет. Из села Помелова, из деревни Вениковой. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами. Сова о сове, а всяк о себе. У всякого Филатки свои ухватки. Великан видит великана.

Работа над звуком Т

При произнесении звука Т имеется напряжение спинки языка, передняя часть ее образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Ротовой выдох должен быть чрезвычайно легким («продышать»). Мягкое небо высоко поднято.

упражнение 7. Многократное произнесение звукосочетаний, слов и предложений приемами «согревание рук», «пульсирова­ние звука» и с носослушателем:

ит ити ти ти ти ти-тьи тит вид ватт

ет ете те те те тэ-те-тье тет вылит лот

ат эта та та та та-тя-тья тат уют альт

от ото то то то то-тё-тьё тот лед хват

ут угу ту ту ту ту-тю-тью тут ять аут

ыт ыты ты ты ты ты-ти-тьи тыт лапоть это

лаять эти этот Италия вольт атлет вопит водить плеть паять топтать эрудит лафет отвод видеть отворот якут врыть Оттава отара отойти оттаять утята утеха утиль Тит тир литьё платье Тибет титул фитиль тихоход тётя тепло тетрадь тёртый плетей прытью третий третей ратью три Тата тара топливо лапоть Аэлита талия талер тариф табор торба Толя толь тут тюль тот те туф трава трал пятью ртутью трель третий потертый тролль пятак трофей отряд утро братья верьте летайте лить теряли хотели таяли ответили Литва Латвия Фотий

И я тут, и вы тут. И я у тети, и вы у тети.


И я атлет, и ты атлет. И я у Таи, и вы у Таи. И я летел, и вы летите. И я таю, и вы таете. упражнение 8 Произнесение звука Т во фразах и текстах теми же приемами:

Те-те-те —лютики в букете. У Таты утята. У тети телята. У Тита тулуп. Дети плавали у плота. Витя в лифте. Теплые платье и пальто. Толя лепит утят и телят. Тата, дай тетрадь Виталию. Теплота топит лед. У Таты только эти туфли. Теплый утюг. Дитя опыт из лепета лепит, и лепет из опыта пьет. Пять опят, пять утят. У дитя питье и лото. Дети в фотоателье. Плывут плоты — плиты елей. Витя летит в Апатиты. Улита едет, когда-то будет. Летят хлопья. Хвалят тебя твои дела. Топай от той тети к этой. Потек иод ток воды поток. Трух-трух, трух-трух, ходит по двору петух. Эти туфли дали тете. Тихо веет теплый ветер. Тетерев у дерева. Тут отряд Туполева. Котел кипит.

Толя Титов переплетает тетради. Дети идут по трапу. Летела птаха крылата. Эй, подходите, платья купите. Торт тает во рту. упражнение 9. Противопоставление звука Т по признаку твердости — мягкости:

ит-ить ат-ять пат-пять аут-ртуть труд-ртуть дат-дать ыт-ыть ут-уть эт-эть атлет-плеть хват-хвагь обут-обуть болот-полоть плед-плеть быт-быть тут-жуть ты-ти-тьи партер-потеха-портье охота-братья ты-Тит-Тибет-третьи Тэд-потеха-третье тыл-Тибет-третьи плоты-плати-платья та-тя-тья охота-хотя-литья то-те-тье тот-тетя-бытие ту-тю-тью тут-тюль-ртутью титул-тюль-ртутью эта-Витя-битья тот-тёртый-литье Охта-хотя-питья титул-прытью упражнение 10 Произнесение звука Т в словах без носослушателя:

Артем Тимофей Тимур Игнат Татьяна Тина Тихвин туннель тундра татарин телефон тренер летний тайм томат тина. упражнение п. Противопоставление звуков Д и Т: Дина-Тина дом-том дуб-туп раздор-простор дай-Алтай дело-тело вредит-летит плоды-илоты придет-плетет.

Видели Федю и Петю. Будто тяп, ляп, да и корабль. Тула в лапти одела.

Работа над звуком Д

Звук Д — звонкий согласный, при его проговаривании следует ослабить смычку и слегка «продышать» с голосом. Мягкое небо высоко поднято.

упражнение 12. Многократное произнесение звукосочетаний, слов и предложений приемами «согревание рук», «пульсирова­ние звука» и с носослушателем:

иди ди ди ди ди ди-дьи — иди! идея

еде де дс де де дэ-де-дье идя еда

5' 67


ада да да да да да-дя-дья иду ода

одо до до до до до-дё-дье яды удой

уду ду ду ду ду ду-дю-дью удав удаль

ыды ды ды ды ды ды-ди-дьи Ида Ада

Аида Лида идол одеяло ходи ходы орудие Люда леда Лада ладя вода удел удоды холод яды Одилия ради радий рады ядро руда ряды едет Федя дебют дело дебри худой даль Далида Дора дуло дударь дрель одеяло далее доллар дух дыра дрейф дал двое дуэль ладья дрофа долой дояр до упаду дуда владей доля ладьей Володя дай! дуй! двор два дядя дева дети дитя люди даль оладьи дули видели

Дорофей радио холодало Эдита Дьюк дьяк диета двор лодырь

И я уйду, и вы уйдете. И я дую, и вы дули.

И я у Лиды, и вы у Лиды. И я у Люды, и вы у Люды.

И я пойду, и вы идите. И я худой, и вы худой.

И я дояр, и вы дояр. И я в воде, и вы в воде.

И я во дворе, и вы во дворе. И я айда удить, и вы айда удить.

упражнение 13. Произнесение звука Д во фразах и текстах теми же приемами:

Дятел Вуди. Володе дали ягоды. Дети у дяди. Дядя у деда. Иди от деда к дяде. Отдай ладью. В бадье вода. Аты-баты, вот дебаты. Дед дудел, дудел в дуду. Дятел дуб долбил, долбил. Люди, как люди. Во дворе деревья. Иди от добра к добру. «Дидо Ладо, Дидо Ладо, Ладу диду ладили...» У дитя диета. Тит одет, да плохо доодет. У удода диета. Белый пудель у Ады. Удоды улетели вдаль. Вот двор, едва иду и дойду. Видит око далеко. Теплое одеяло от холода. Обеды у деда. Худой дядя. Ладья у Люды. Дырявое одеяло. У деда буду до обеда. У дяди буду до обеда. Иди от дяди к дяде. У Ады беда. У Иды беда. У деда беда. У воды лебеди. Вдали лебеди. Поотдаль лебеда. Лед идет. У дяди орудие. Видели ли Лидию? Входите, входите! Поехали, водитель! Володя утерял ладью, а потеряв, пропел: «Адью». Гули да гули, да в лапти обули.

упражнение 14. Противопоставление звуков по признаку твердости — мягкости:

яды-ходи-ладьи удой-иди-адью еда-придя-попадья лето-литье до упаду-идею-адью дыра-люди рады-ради вода-водя-по-водья еда-придя дата-дятел-обойдя дуда-дядю-ладью плоды-плоди-оладьи удав-уйдя-дьяк Ради Иры вы рады быть всюду.

упражнение 15. Произнесение звука Д в словах и фразах с носовыми согласными без носослушателя:

Индия Анды Финляндия видный медный модный холодно видно ладный Дмитрий адмирал над водой мелодия Диана Даная.

Одно дело делай, а другое ведай. Последний день недели. Двое одного обедать не ждут. Над домной дым. Длинный двор. У ябеды Нади будет беда. Тетерев на дереве, от дерева тень тетерева.


Медное ведро упало на дно. И обидно, и досадно, ну и ладно — все одно! Весь день шел дождь. Дарья дарит Дине дыни. Я думу думал. Вот ветер дунул. Он выдул думу вон. Дайте деду дойти до дому. Дети сидели на диване. За добро добром и платят. Дали долю, да не додали. Дятел был в дупле пустом, дуб долбил как долотом. Идет, не идет; едет, не едет. Идут, идут, идут, голов не повернув. Дуда тянет тон.

упражнение 16. Произнесение звука Д в стихотворениях и прозаических текстах: «Демон» М. Лермонтова, «Кошкин дом» С. Мар-шака, «Василий Теркин» А. Твардовского, «Жди меня» К. Симонова.

Работа над звуком П

Звуки П, Б — губные, но при их формировании губы следует расслабить, сократив смычку, а язык всегда удерживать у нижних зубов; их можно формировать с помощью усвоенных согласных Ф, В, легко поочередно сжимая, «похлопывая» губы пальцами. Мягкое небо высоко поднято, как при позевке, и напряжено.

упражнение п. Многократное произнесение звукосочетаний, слов и предложений приемами «согревание рук», «пульсирова­ние звука» и с носослушателем:

ип ипи пи пи пи пи пип тип пи-иьи

эп эпэ пэ пэ пэ пэ пэп тэп нэ-пе-иьс

ап ana па па па па пап тап на-пя-пья

оп опо по по по по поп топ но-по-пье

уп упу пу пу пу пу пуп туп ну-пю-пью

ып ыпы пы пы пы пы пып-пы-пи-пьи

Филипп хоп лапа лепи выпалывал ап-ап-ап холопы апрель лепота опий оп-оп-оп выхлопы априори эпоха опера арап топь оплот припев аппетит опора хлеб вынь оплата выпила «Оппель» лоб липа лопух пари перепел выпаял оперетта опыт аппарат репей Леопольд Потап Прохор пуп Пелагея пепел Попов папайя упор пиала пай упали пуф пихта Пэпи пар победа путь пир пэр пахарь Поля путей пилюля пава пальба пуля ныл пивовар пароль поэт пуд пыль липой петь пять пятый Потап выкипай выпей лопай Паллада Прокопий

И я пел, и вы пели. И я пилил, и вы пилили.

И я в пыли, и вы в пыли. И я у Поли, и вы у Поли.

И я полью липу, и вы поливали липу.

упражнение 18. Произнесение звука П во фразах и текстах теми же приемами:

Плот плывет. У попа папа пои, и пои попа похваливает. Липу пили пилой. Упал Ипат, пропало пять лопат. Тут опять пять опят. Петя поет. Потек под ток воды поток. Папа и Поля поют. Пилюли упали в пыль. Павел поет и полет поле. Поля упала в пырей. У папы пуля. Папа у липы. Папа и Липа в ныли. Поля в поле. У Поли пиала. У папы пропал аппетит. Первый опыт.


Пете пять лет. В водопад упал леопард. Папа шляпа, а дети Беретик и Кепи. У Ипата лопаты в пыли. Потап Потапов потопал к папе. В парке тополи и липы. Опять пять ребят папе дали пять опят. В парке тополи и липы. Ой, поведай про покупки! Про какие про покупки? Про какие про покупки, про покупки, про покупки, про крупу да про подкрупки. Полтава, как пава.

упражнение 19. Противопоставление звуков по признаку твердости — мягкости:

пат-пять-хлопья под-Петр-пьёт пуля-пюре-пью лепи-репьи пэр-пепел-пресс-папье папа-пятак-хлопья топот-топят-хлопья

Павел Пелагее плел лапти. Петр-пекарь пек пироги папе.

упражнение 20. Произнесение звука П в словах и фразах без носослушателя:

полынь лепной план пример пони попона панама пионы премия прения плафон примула проблема управление пианино Первомай правило вполне

Или пан, или пропал. Пальму пили пилой. Поймали выпь. Либо утку хлоп, либо парня в лоб. Пых-пах, пых-пах, паровоз на всех парах!

Плоты

По Неве плывут плоты Бревна к бревнам впритык

Еле-еле. Еле-еле.

По Неве плывут плоты По Неве плывут плоты

Плиты елей. Плиты елей...

В.Соснора

Говорит попугай Попугаю в ответ

Попугаю: Попугай:

— Я тебя, попугай, — Попугай,
Попугаю! Попугай!

Попугай!

В.Бахревский

Работа над звуком Б

нис ла иби у на» би и L m би ДИ-И-Луи би uaiiwiv*m. би бы-би-бьи ибо обои
эбэ бэ бэ бэ бэ бэ-бе-бье обе у Любы
аба ба ба ба ба ба-бя-бья облава любы
обо бо бо бо бо бо-бё-бьё обет любо
убу бу бу бу бу бу-бю-бью алиби обул
ыбы бы бы бы бы 1 7/1 обида люби  

упражнение 21. Многократное произнесение звукосочетаний, слов и предложений приемами «согревание рук», «пульсирова­ние звука» и с носослушателем:

иби би би би би бы-би-бьи ибо обои

эбэ бэ бэ бэ бэ бэ-бе-бье обе у Любы

аба ба ба ба ба ба-бя-бья облава любы
обо бо бо бо бо бо-бё-бьё обет любо
убу бу бу бу бу бу-бю-бью алиби обул
ыбы бы бы бы бы обида люби

70


Альба Люба Абай о боли обрыв юбилей Аббат убыль баю-бай более бах обеды обидели обпаляй бей бой любой баул обвал объятие обеих бил боа белый баба Абба хлеба облипай Белл бобер будил баобаб блюдо яблоко проруби обух Бэлла бобыль гербы бар ябеда убыл билет обувь бал барабуля вербой барий белолобый бербер Боливия Беата били брали побороли бегали батя бот борт баталия батарея буй булава бы буровая бровь рубль бур буль-буль был библия в буфете облепила буря бульвар быль беляк бритва облюбуй буфф губой бывало бельевой обиход Эльба букет отбой бра былой обувай бурый буйвол бывалый брать воробьи Тобол хлеба.

И я баю-бай, и вы баю-бай. И я будил, и вы будили.

И я бывал, и вы бывали. И я обедал, и вы обедали.

И я белил, и вы белили. И я бывалый, и вы бывалый.

УПРАЖНЕНИЕ 22 Произнесение звука Б во фразах и текстах теми же приемами:

Люба бай-бай. Поле было бело, бело, бело. Было, было, да поплыло. Боб и Люба Боболюбовы. У Боба папа Боб. Белобокий Бобик ел барабулю. Араб был рябой. Люба и Боря любят бобы. Добыл бобыль бобов. Белое белье. Была победа. Вес бобры добры до своих бобрят. Лебеди плыли около белых лилий. Вакул бабу обул. Тыл победил. Бобовое блюдо. Я обедал в буфете. Боб прибил гербы. У Вовы и у Любы бобы. Люба у бюро. Я буду у Любы. Боря был у Глеба. Был билет в оперу. Ходит Люба около дуба. Так ноет Люба любо! Твой юбилей. В буфете бутерброды. Рублевая бритва. Оба твои брата работали в лаборатории. Был богат, а теперь убог. У баобаба баобаб. Пооббей бобы. Любов обедал у Бубликова. Боев будил бригаду. Боб дал отбой. Бывали битвы богатырей. Бык бодает вербу. Бибиков бибикал. В холод зайка-беляк белый. Букет белых лилий. В букваре буквы. Хлеб хлебу брат (хлебосольство). Либо дупеля, либо пуделя.

УПРАЖНЕНИЕ 23 Произнесение звука Б в словах и фразах без носослушателя:

Бородино мебель Ниобея образованный рыболов мольба себе па уме воображение амеба набело рябина либеральный блюдо набор рубин набивной обдай рыбный бубны обвинение бравый вобла табло обливание битва обмер Обломов обвал-ковбой обвивать-вбить брат-Арбат облить-долбить обвитый-вбитый. «Вот бутон, а вот бати, вот бидон, a nor питон...» «Бедный пои подставил лоб». Вот билет на футбол. Беда на беде, бедою погоняет.

«Бедный белый беглый бес пообедать бегал в лес. Белкой по лесу он бегал. Дал обет не делать бед». Беляк бежал бором. Ударить в бобра—не видать добра. Азбука наука, а ребятам мука.

УПРАЖНЕНИЕ 24. Противопоставление звуков но признаку твердости — мягкости:

Бэлла-белый-объехал быт-бит-воробьи

труба-трубя-воробья рыбы-дроби-рыбьи

бури-вестибюль-бьют Бэби-хобби-объект.

71


Повторение

упражнение 25. Автоматизация звуков Ф, В, П, Б, Т, Д: Деревья пилили пилой. Липу пилили пилой. Филя лает и лапой хватает пятки Липы. Под первый колпак колпак, под второй колпак колпак, купи-ка колпаки. Поля и Липа в поле. В поле пыль. Поля и Липа в пыли. Пуля перелетела поле. У Поли папка, папка белая. В белой папке билеты. Тата в ботах топает топ-топ. Топот толпы в буфете. Ответ поэта. Вот фото поэта Петрова. Отдайте Пете этот билет. Тут тот, кто болеет о футболе: «Во, футбол!» Туда бегут Тата, Толя и Витя. Дети у доброго дяди. Тетя и дядя рады видеть детей. Дети поют о докторе Айболите. От топота копыт пыль по полю летит. Едет баба из города, везет вестей три короба: идет Прокоп кипятить укроп, а супруги Пото играли в лото. Кто от кого, тот в того. Кто сеет, а кто веет, а кто про покупки говорит. Болтала-болтала, болтала-болтала, о пустяках спорить —дело упустить.

Папа, Витя и Толя удят рыбу. Вот фото Таты у воды. Кто-то идет и поет: «Ай, лады-лады-лады, дай воды-воды-воды». У воды лебеди. В воде плавают лебеди. Дед и дети любят лебедей. Белые-белые лебеди плавают по воде, а дети бегают у берега. Двое детей бегут в поле. Дети рвут лебеду. Дядя Толя подле ветлы, а я у липы. У деда беда: где Люда и Лида? Вот обе идут и поют. Дед уведет детей к тете. Тут будут лепить утят и опят, лебедей и телят. Ветка дуба упала в воду. Ида и Лида в воде. Два лебедя плывут к детям. Вадя у воды увидел людей. Алле дали яблоко. Яблоко упало в пыль. Подай другое яблоко. Оле дали теплой воды, а Ляле вафли. У Вилли велосипед, а у Лили юла. Лиля упала, а Валя увидела это. Валя увела Лилю к деду. Дед любил Лилю. Валя, поддуй вату, вата улетит. Тут летит вата. Дай вату тете для теплого пальто. Тут толь, отойдите от толя, толь падает. Павел подле ветлы. Павел и Володя делали плот. Вот плот плывет по воде. Дайте Павлу и Толе лопату и пилу. Лида купила папе капли и пилюли в аптеке. Дайте это папе. Папа глотал пилюли и пил капли. Вале велели купить вату для елки. Юле дали платок, платье и фуфайку. Воробей клевал булку. Белка колола орехи. Валя кивала головой, даря букет.

Работа над звуком X

При произнесении звука X поднимается задняя часть спинки языка, образуя щель с задней частью твердого неба и смежной частью мягкого неба. Шум возникает при прохожде­нии воздушной струи через щель. Кроме того, поднимается к твердому небу средняя часть спинки языка, что немного передвигает щель вперед и увеличивает ее площадь. Увеличение площади щели создает возможность для усиления придыхания,

72


гак как увеличивается объем воздушной струи, проходящей ,,

через щель. Гласные переднего ряда позволяют удерживать I

кончик языка у нижних резцов.

упражнение 26 Многократное произнесение звукосочетаний, слов и предложений приемами «согревание рук», «пульсирова­ние звука» и с носослушателем:

их ихи хи хи хи хи хы-хи-хьи тихий орехи плохой ех ехе хе хе хе хе хэ-хе-хье лихой пряхи пахал ах аха ха ха ха ха ха-хя-хья охи яхта папаха ох охо хо хо хо хо хо-хс-хье вехи охал выход ух уху ху ху ху ху ху-хю-хью лихо эпоха ухабы ых ыхы хы хы хы хы хы-хи-хьи эхо плохо пехота

пухлый выхухоль рыхлый холл холод Ахилл уха охлопье

эпохой пуховый хи-хи-хи хала характер хохот лопухи хиппи ха-ха-ха хата ходили хохол духи хитрый хе-хе-хе халат ходики петухи хило выхлоп халва хобот худо выдыхай пихор вдыхай хлев хвала хвоя хлеб хватит дух лопух пахта тахта хвалить хлопать вверх второпях питха Палех бухта уходили хватали хлопотали Холопов Евтихий.

И я тихий, и вы тихий. И я хвалю, и вы хвалили. И я лихой, и вы лихой. И я охал, и вы охали. И я нахал, и вы пахали. И я вверху, и вы вверху. И я худой, и вы худой.

упражнение 27 Произнесение звука X во фразах и текстах теми же приемами:

Тут выход. Ухват в хате. Плохой уход. В Ухте холод. Теплая хата. Против холопа холоп. Хоралы Баха Прохор ехал в Харьков, а Архип из Харькова. Эпохе хвала. Хвалю духи. Хохоток у уха. Хвалю халву. Прохор играет в хоккей. Легкая походка. Ухо, как лопух. У хоря хворь. Вдыхали хвою. Пух тополя у уха. В хате хохлатка и петух. Глухой глухарь токует. Хохлатка в лопухах. Петух в лопухах. Евтихий хвать лопухи в охапку. Халат в дырах. Холоповы тихо ехали. Петухи в вихре. Хилые хлопки. Хитяева в тихой бухте. В походе варили уху. Хорь ловил хохлатку. Лихая охота. Хвала пехоте. К хате подходил петух. Кроха охал в папахе. Худой хорь у пихты. Дети ели уху. Хвала ухе. Дети хвалили уху, и я хвалил уху, и вы хвалили уху: ай да уха, ай да уха! Хвоя пихты. Вы ахали. У бабы от пуховика пока в пуху бока. Хата была ветхая. В бухте тихий ход лодки.

УПРАЖНЕНИЕ 28 Произнесение звука X по фразах и текстах без носослушателя:

Купили меховое пальто. У неряхи да непряхи нет и путной рубахи. Худо ли ухи хлебнуть, да не охнуть — не вздохнуть. Осип охрип, Архип осип. Люди пахать, а он руками махать. Все хвалят добро, да не всех хвалит оно. Хорошая хозяйка из петуха уху сварит. Ехал к Фоме, а заехал к куме. Май холодный — год хлебородный. Дела неплохи: отведали ухи у реки Меховые


сугробы мхов. В хате пахнет ореховой халвой. Хвались, да не поперхнись. Лихо не лежит тихо.

Крошка сын к отцу пришел, И спросила кроха: — Что такое хорошо И что такое плохо?

В. Маяковский

А Таня и Ваня хохочут, Бегемотово брюхо щекочут: «Ну и брюхо, Что за брюхо Замечательное!»

К.Чуковский

Ходили пять приятелей, Ходили по грибы. Ходили да ходили, Упали от ходьбы.

УПРАЖНЕНИЕ 29. Противопоставление звуков по признаку твердости — мягкости:

Вставай, Архип, петух охрип. Бархатные лопухи. Еле-еле дух в теле, а духи! Тихий ход в бухте. Тут тихо-тихо, плохи дела. Ох, блохи плохи. Я одет в доху, а вы одеты в хитон. Тут тихо ходит тихий Тихон. Хи-хи-хи да ха-ха-ха, купили петуха.

Работа над звуком С

Согласные С и 3 являются переднеязычными, щелевыми звуками. Степень экспирации выдоха при произнесении звука С выше, чем при других щелевых звуках, и наблюдается большее напряжение мышц мягкого неба и глотки. Поэтому у обучающихся при формировании этого звука имеется больше возможности для контроля за выдыхаемой струей воздуха и ими лучше усваиваются кинестетические ощущения продвину-тости языка вперед. Однако следует учитывать сложности практической постановки данного звука.

На начальных этапах формирования свистящих звуков обращают внимание на отработку навыка широко распласты­вать язык и удерживать его между жевательными поверхностя­ми зубов. Затем боковые края языка следует плотно прижимать изнутри к верхним коренным зубам. Эту позицию языка необходимо усвоить осознанно. При этом кончик языка не должен упираться в нижние зубы. Вся передняя часть спинки

74


языка без напряжения опускается к нижним резцам. Тогда в середине языка образуется желобок, по которому идет узкая и прохладная струя выдыхаемого воздуха. Такой подход при постановке звука С предупреждает возможные искажения его: нечеткость, призубность, мсжзубность и другие погрешности.

При произнесении свистящих губы полураскрыты, и их углы оттянуты в стороны (это положение губ также помогает распластыванию языка и его уплощению). Эффективно фор­мируют свистящие от согласных Ф и В, убирая нижнюю губу, либо от гласного дифтонга Е. На первых порах не рекомендуется сближать зубы, которые должны быть обнажены, а удерживать их на небольшом расстоянии. Звук С — глухой, звук 3 — звонкий. Произнесение звонкого 3 требует вибрации голосовых складок. Смягчение звуков сопровождается мышечным напря­жением и подъемом среднепередней части спинки языка. Мягкое небо высоко поднято.

упражнение 30. Многократное произнесение звукосочетаний, слов и предложений приемами «согревание рук», «пульсирова­ние звука» и с носослушателем:

ис иси си си си си сие лис Лаос

эс эсэ сэ сэ сэ сэ сэс сес лес хаос

ас аса са са са са сас сяс эфес хариус

ос осо со со со со сое ссс овес улус

ус усу су су су су сус сюс пес ярус

ыс ысы сы сы сы сы сыс лось флюс рейс

сы-си-сьи сэ-се-сьс са-ся-сья со-сс-сьс су-сю-сыо

эссе Алиса если вес сила эссер Лариса вас сивый

Эсхил лиса плюс сессия ясли Василий Вассо лысуха босой Сильва Осло Василиса лассо лысый Сирия Осирис повис лосось Борис сэр Ассоль софа сияли сало вопрос ссора село слова Савва соловей сейф Слава Савелий сульфазол сессия сахар суфлер сера словословие Софрон Софья сухарь серый словарь София соль суховей сервис свирель свои слева сверх сверху фасоль Сидоров коса Веселов салат Остап Усов.

И я в лесу, и вы в лесу. И я пас, и вы пасли.

И я писал, и вы писали. И я сидел, и вы сидели.

И я сеял, и вы сеяли. И я суфлер, и вы суфлер.

И я у Софьи, и вы у Софьи. И я босой, и вы босой.

упражнение 31. Произнесение звука С во фразах и текстах теми же приемами:

Олесе весело. Люся солила сало. У ольхи осы. Вася нез воз овса. Соловей летит высоко. У ребят сессия. С'ели за стол и съели сливы и абрикосы. Съели весь сахар. Сидит дед Всевед. Слава сел справа, а Алиса слева. Слева сливы. Слева след. Луковый суп из фасоли. В саду сухие листья, в лесу лиса. У осетра была сестра. Сестра ситро пила с утра. Салат из сыра. Сухой воздух. Фруктовый салаг из абрикосов. Васса сыта.


Лисята в гостях у лисы. Лисята явились к лисе. К Алесе все весело съехались. Вася сидит в саду. Алиса пасет гусей. У Ларисы бусы

лисий лосей карасей кусай рис с лисой всей сайка Исай повис сессий осей сойка русый вес с Васей с Асей с Ларисой с Тосей с Фросей красой кассой с осой бросай росой косой гусей лососей посей рысей бабусей вальсы бусы гуси осы опусы лес леска веселый лист висел укусил весь лезь бес ввысь боюсь эдельвейс исход история Ася усатый ось оспа овес успел ус остров Лариса Люся Вася Дуся роса осока рисовый лысый ас бас вас пас погас рос тес лотос палас рослый рыскал русский сейф парус фасоль рассол пасека посев кисель выставили выслали сивый сила силос сессия север сера сад сабля сокол сарай сапер сайра сор суд сухой села слава слева слух Степа

О пустяках спорить — дело упустить. Столовая посуда. Стоит воз овса, возле воза — просо. В лесу лиса, в лесу роса. Светит, сверкает, всех согревает. Ася сидит у постели Васи. Каков Савва — такова и слава. В кустах свистит сойка. Ася, собирая сливы, рассыпала бусы. Сто высоких сапог.

У стола стоят стулья. Коси, коса, пока роса.

В поле — все, все, все: Суп пересолили.

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.