|
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ХАРАКТЕР НАРУШЕНИЯСтр 1 из 6Следующая ⇒ РЕЧИ У ЛИЦ С ВРОЖДЕННОЙ РАСЩЕЛИНОЙ ВЕРХНЕЙ ГУБЫ И НЕБА Открытая ринолалия является следствием врожденных аномалий развития твердого и мягкого неба, полной или частичной неподвижности небно-глоточных замыкателей. Ведущим дефектом речи при этом всегда будет своеобразное и грубое нарушение звукопроизношения и голоса. В связи с отсутствием небно-глоточного замыкания, которое должно в норме отделять носоглотку от ротоглотки и полости рта, выдыхаемый при произнесении всех звуков воздух беспрепятственно проникает в носовую полость, вызывая чрезмерное резонирование в ней и патологическое звучание. Поэтому из-за возникновения гортанно-глоточных и носовых шумов речь носит неприятный специфичный характер. При нормальном произнесении большинства звуков (исключение оставляют носовые согласные М и Н с их мягкими вариантами) мягкое небо обычно прилегает к задней стенке глотки и тем самым разобщает ротовую часть глотки и носоглотку. Вследствие такого разобщения речевой выдох направляется через рот, и звуки речи приобретают нормальный тембр. Тяжесть нарушений речи у лиц с ринолалией зависит от совокупности структурных и функциональных изменений и в немалой степени — от социально-психологических условий развития ребенка. Расщелины губы, мягкого и твердого неба могут быть частичными, полными, односторонними, двусторонними и скрытыми. При этом наблюдаются, как правило, целый ряд нарушений в костно-мышечном аппарате речи: сужение верхней челюсти, твердого неба, деформация верхнего ряда зубов, изменение соотношения базисов челюстей. Мышечные группы мягкого неба и глотки создают небно-глоточный клапан. Действие этих мышц способствует также перемещению языка, гортани, стенок глотки, обусловливая естественные тембральиые характеристики речи. У лиц с открытой ринолалией нарушаются нормальное переплетение и тонус мышц неба, а также необходимое их физиологическое натяжение. Мышцы значительно ослабляются, питающие их сосуды суживаются, что ведет к развитию рубцовой ткани. Слизистая оболочка задней стенки глотки становится истонченной и атрофичной, при этом глоточный рефлекс снижается. Наряду с указанными нарушениями у детей выражена вялость артикуляторного аппарата (губ, нижней челюсти и языка). Она проявляется, в частности, в слабости круговой мышцы рта, вплоть до невозможности удержать губами самые легкие предметы. При незаращении губы и неба отмечаются и другие изменения: вырабатываются целый ряд приспособительных движений губ, носа, языка и мягкого неба. С их помощью дети, артикулируя звуки, стараются помешать выходу воздуха через нос. Затворы образуются на уровне корня языка, голосовых складок, сжатием и втягиванием крыльев носа. Постепенно устанавливается патологическая связь арти-куляторных движений с работой мимических мышц. «Игра» мимических мышц особенно выражена при произнесении смычных и щелевых звуков. Речь сопровождается движениями крыльев носа, бровей, сужением ноздрей, сокращением лобных мышц и поднятием верхней губы. От этих вспомогательных движений избавляются с большим трудом и в основном по мере того, как прививаются нормальные замыкательные навыки и возможность регуляции выдоха через рот в момент фонации. Из-за неправильных анатомических условий не развивается координированная и дифференцированная работа языка. Он практически не участвует в артикуляторном акте; необходимость приспособиться к порочным анатомическим условиям развивает такое положение языка, при котором корень его поднимается вверх, препятствуя выходу воздуха через рот и еще больше увеличивая назальный (носовой) оттенок речи и снижая ее разборчивость. При этом наблюдается значительное ограничение подвижности языка, смещение его передней части к середине ротовой полости, смазанность и вялость артикуляции. Однако некоторые добавочные нарушения речи могут быть связаны не только с искаженной артикуляцией, но и с недостаточностью слуха. При расщелинах неба нарушается процесс очистки и согревания вдыхаемого воздуха. Это приводит к возникновению воспалительных процессов в верхних дыхательных путях, в области устьев слуховых труб и в среднем ухе, в результате которых может понижаться слуховая чувствительность. Функциональные изменения речевого и фонематического слуха особенно грубо проявляются в том, что дети с ринолалией не воспринимают и не замечают искажений собственной речи. При данном нарушении имеется недостаточность не только фонемного, но и более высокого языкового уровня, а именно — семантико-лексического развития. Набор слов и понятий у детей не всегда соответствует их возрасту в силу того, что становление речи связано с точностью артикуляции и фонема- тической дифференциацией, которые у них недостаточны. Hi других сопутствующих нарушений языкового уровня можно выделить аграмматизмы, недостатки письма и чтения. У детей с расщелинами неба вырабатываются неправильные механизмы не только артикуляции, но и речевого дыхания- его типа, емкости, дыхательной активности и распределения выдоха. Речевое дыхание, как правило, характеризуется существенными недостатками: неэкономичное - верхнегрудное, или ключичное, при котором происходит движение верхних отделов грудной клетки, плечевого пояса и лопаток. При поверхностном ключичном дыхании поднимаются вверх плечи, ключицы, лопатки и верхние семь пар ребер. В данном случае диафрагма, следуя за движением легких, подтягивается кверху. Таким образом, вся грудная клетка вытягивается вверх, хотя при этом будет все-таки очень незначительно расширена. Такой вид дыхания — самый нерациональный и нездоровый. Грудная клетка кверху уже, чем в середине и в основании: расширение ее, следовательно, оказывается минимальным. Кроме того, вытягивание вверх плеч, ключиц и лопаток вызывает довольно большое напряжение. Выдыхаемый при речи воздух расходуется поверхностно, крайне неэкономно и ускоренно: длительность выдоха —около 1,5—1,8 с. Значительная часть выдыхаемого воздуха (70—80%) неуправляемо устремляется через нос. Вдох во время речи, поверхностный и учащенный, осуществляется через рот, так как при указанном типе дыхания совершенно невозможно быстрое вдыхание через нос. Помимо утечки выдоха через нос, поднятая грудная клетка сразу опускается и вызывает форсированное и неравномерное его распределение на протяжении произносимого слова и фразы. Уже к середине слова выдох иссякает, звуки получаются слабые и смазанные. В целом дыхание в потоке речи чрезвычайно хаотическое со стертостью фаз вдоха и выдоха (рис. 1—4). Немало ухудшает состояние дыхания нарушенная осанка, выраженная сутулость, скованность либо чрезмерная вялость мускулатуры. Наблюдается отставание в развитии общей и мелкой моторики ведущей руки. Мышцы пальцев и кисти слабые, быстро устают; движения недостаточно координированы. Речь нередко сопровождается напряжением растопыренных пальцев обеих кистей. Дети позднее начинают держать голову, сидеть и ходить. Нервно-мышечный аппарат речи рано приспосабливается к своеобразным условиям глотания и дыхания. С запаздыванием развития речи и теми перенапряжениями и усилиями, которые при этом спонтанно затрачивает ребенок на артикуляцию,
постепенно образующиеся патологические компенсации еще больше увеличиваются и закрепляются. Отсюда у специалиста всегда возникает необходимость определения относительной роли целого ряда факторов, провоцирующих возникновение грубых расстройств речи. Наиболее характерные при расщелине неба качественные и количественные повреждения речи выявляют различными объективными методами диагностирования. Разборчивость речи Для определения разборчивости речи используют тестовые таблицы: звуковые, слоговые, словесные и фразовые в зависимости от взятого речевого материала (звук, слог и др.). При. обработке материала вычисляют процент правильного восприятия их и при этом говорят о звуковой, слоговой, словесной или фразовой артикуляции. Необходимо обратить внимание на то, что термин «артикуляция» используют инженеры-акустики при исследовании речи со значением оценки ясности (разборчивости). Семантическая информация при восприятии речи приводит к увеличению разборчивости слов и фраз, поэтому были применены слоговые таблицы И.Б.Покровского (1962), 11 не имеющие избыточной информации. В каждой таблице—по 50 слогов. Бессмысленные слоги представляют собой по структуре в основном закрытые сочетания типа согласный — гласный — согласный (СГС). Указанный метод дает объективную количественную оценку качества речи детей и подростков по главному признаку —разборчивости. Каждый из них проговаривал (рот экранировался) 200 тестовых слогов, а группа аудиторов (артикуляционная бригада) записывала их на бланки-протоколы. Скорость произнесения — 1 слог в 3 с. Коэффициентом разборчивости служила величина, определяемая как соотношение числа правильно воспринятых звуков и их общего числа. Слоговая разборчивость речи у лиц с расщелиной неба крайне низка — в пределах 8—43%. Особенно низкой она оказалась у детей (20%), несколько выше у взрослых (31%) и определялась как малоразборчивая, тогда как слоговая разборчивость 80% и выше соответствовала 90% и выше фразовой разборчивости и классифицировалась как «отличная». Фонетический анализ материала таблиц выявил конкретно разборчивость гласных и согласных звуков. Здесь необходимо вспомнить о роли и классификации тех и других. Частота встречаемости их в русских текстах почти одинакова: 40% звучания — гласные, остальные — согласные, хотя соотношение этих фонем почти 1:6 (6 гласных, 36 согласных). Согласные выполняют смыслоразличительную роль, по ним можно угадать слово (стрчк—строчка). С гласными связано словесное ударение, слоговая ритмика слова, интонация, выражение грамматических форм слов. Они являются базовым фоном для согласных. Качество гласных зависит от положения языка, который в различных позиционных условиях создает поразительное разнообразие гласных звуков. Они классифицируется по ряду, подъему, по наличию или отсутствию огубления (лабиализации). Согласные звуки различаются: 1) по способу образования; 2) по месту образования; 3) по участию голосовых складок; 4) по наличию или отсутствию палатализации (твердости — 5) сонорности — шумности. Класс гласных подразделяется [Бондарко Л.В., 1977] на: 1) гласные переднего (и, е), не переднего (ы) и заднего (а, 2) гласные нижнего (а), не верхнего (о, е) и верхнего (и, 3) гласные неогубленные (а, е, и, ы) и огубленные (о, у) — В норме все гласные являются ротовыми звуками, так как проход в носовую полость закрыт, правда, фонетисты отмечают 12 небольшую назализацию открытых гласных (э, а) и окончаний слов. И хотя гласные, по сравнению с согласными, в произнесении лицами с открытой ринолалией имеют выше разборчивость, обнаруживается изменение всех трех признаков гласных: ряда, подъема и огубления. Их произносят более закрыто, с потерей ряда и подъема, с излишним огублением и назализацией. Отсюда наиболее частыми являются замены и переходы гласных. И в Ы и в У, О в У, А в О, Е в О, Е в Ы, Ы в У, обратные замены редки. Тенденция к излишней губной артикуляции подтверждается заменами неогубленных звуков огубленными, а также смещением языка в полости рта назад и вверх. Эти выводы хорошо коррелируют с клиническими наблюдениями. Неполноценность небно-глоточного замыкания приводит к искажению и значительной утечке выдоха через нос при произнесении не только гласных, но особенно согласных, а тем самым к падению звукового давления в полостях речевого тракта. В таких случаях вступают в действие приспособительные механизмы, и гортань начинает выполнять не только дыхательную, голосовую, защитную функцию, но и несвойственную ей артикуляторную Место артикуляции согласных звуков передвинуто в направлении отсутствующего небно-глоточного замыкания, и наиболее типичным искажением было такое, когда щелевые и смычные звуки образуются в гортаноглотке путем сближения стенок либо складок этого органа при поднятой гортани и аддукции голосовых складок. Фрикционный дующий шум придает звуку резкий и неприятный оттенок. Отсюда согласные, которые должны различаться по дифференциальным признакам места и способа образования, твердости — мягкости, глухости — звонкости, сонор-ности — шумности, образуются одной несоответствующей норме артикуляцией. Наиболее характерными нарушениями речи у детей самого раннего возраста были пропуски и замены звуков на фоне общего зашумления носовым призвуком, у более старших — искажение гортанно-глоточного происхождения. Другим видом искажений является неопределенная артикуляция ряда согласных звуков с выраженной «смазанностью» и потерей идентификации. Такая речь называется вокализованной, так как звучат одни гнусавые гласные. Повышенная вокализация объясняется тем, что необходимый уровень подскладочного давления при небно-глоточной недостаточности может поддерживаться только за счет смыкания или сближения голосовых складок. Проявлением действия приспособительных механизмов такого же характера, видимо, следует рассматривать озвончение глухих согласных за счет неполного разведения голосовых складок и поддержания необходимого подскладочного давления [Кузьмин Ю.И., Пружан И.И., 1984]. Разборчивость согласных звуков не равноценна. Сонорные звуки произносятся и воспринимаются лучше, чем шумные, щелевые — слегка лучше смычных, твердые — лучше мягких. В целом нарушенными оказываются не только язычные (передне-, средне- и заднеязычные), но и губные. Степень нарушения артикуляции отдельных согласных звуков проявляется в резкой полиморфности. Наблюдаемая тенденция к смещению артикуляторного фокуса назад и вверх находит отражение не только в заменах гласных и согласных, но и в потере смягчения. В качестве примера могут служить заднеязычные согласные, которые образуются у детей за счет сближения либо боковых стенок глотки, либо отклонением фрагментов мягкого неба к задней стенке глотки (язык не принимает никакого участия). При этом твердый вариант звука (К, Г) акустически воспринимается как заднеязычный, в то время как мягкий (К', Г') аудиторами не воспринимается вовсе. Постоянное и закономерное снижение разборчивости и других мягких согласных может быть связано с тем, что дети и подростки с открытой ринолалией из-за вялости, слабости артикуляторных мышц не могут их напрячь в необходимой степени. Итак, специфическими языковыми и артикуляторными нарушениями являются: выпадение конечного или начального согласного, слогосокращение, гортанно-глоточные и фарингеальные звуки, озвончение и оглушение согласных, замена звука носовым выдохом, сочетанная огласовка Или вокализация всей речи с глоточными смычками; кроме того, встречаются и другие нарушения произношения, свойственные детям без расщелины: искажения, замены и пропуски звуков. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|