Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ХАРАКТЕР НАРУШЕНИЯ





РЕЧИ У ЛИЦ С ВРОЖДЕННОЙ РАСЩЕЛИНОЙ

ВЕРХНЕЙ ГУБЫ И НЕБА

Открытая ринолалия является следствием врожденных аномалий развития твердого и мягкого неба, полной или частичной неподвижности небно-глоточных замыкателей. Ве­дущим дефектом речи при этом всегда будет своеобразное и грубое нарушение звукопроизношения и голоса. В связи с отсутствием небно-глоточного замыкания, которое должно в норме отделять носоглотку от ротоглотки и полости рта, выдыхаемый при произнесении всех звуков воздух беспрепят­ственно проникает в носовую полость, вызывая чрезмерное резонирование в ней и патологическое звучание. Поэтому из-за возникновения гортанно-глоточных и носовых шумов речь носит неприятный специфичный характер.

При нормальном произнесении большинства звуков (иск­лючение оставляют носовые согласные М и Н с их мягкими вариантами) мягкое небо обычно прилегает к задней стенке глотки и тем самым разобщает ротовую часть глотки и носоглотку. Вследствие такого разобщения речевой выдох направляется через рот, и звуки речи приобретают нормальный тембр.

Тяжесть нарушений речи у лиц с ринолалией зависит от совокупности структурных и функциональных изменений и в немалой степени — от социально-психологических условий раз­вития ребенка. Расщелины губы, мягкого и твердого неба могут быть частичными, полными, односторонними, двусторонними и скрытыми. При этом наблюдаются, как правило, целый ряд нарушений в костно-мышечном аппарате речи: сужение верхней челюсти, твердого неба, деформация верхнего ряда зубов, изменение соотношения базисов челюстей. Мышечные группы мягкого неба и глотки создают небно-глоточный клапан. Действие этих мышц способствует также перемещению языка, гортани, стенок глотки, обусловливая естественные тембральиые характеристики речи.

У лиц с открытой ринолалией нарушаются нормальное переплетение и тонус мышц неба, а также необходимое их физиологическое натяжение. Мышцы значительно ослабляются, питающие их сосуды суживаются, что ведет к развитию


рубцовой ткани. Слизистая оболочка задней стенки глотки становится истонченной и атрофичной, при этом глоточный рефлекс снижается. Наряду с указанными нарушениями у детей выражена вялость артикуляторного аппарата (губ, нижней челюсти и языка). Она проявляется, в частности, в слабости круговой мышцы рта, вплоть до невозможности удержать губами самые легкие предметы. При незаращении губы и неба отмечаются и другие изменения: вырабатываются целый ряд приспособительных движений губ, носа, языка и мягкого неба. С их помощью дети, артикулируя звуки, стараются помешать выходу воздуха через нос. Затворы образуются на уровне корня языка, голосовых складок, сжатием и втягиванием крыльев носа. Постепенно устанавливается патологическая связь арти-куляторных движений с работой мимических мышц. «Игра» мимических мышц особенно выражена при произнесении смычных и щелевых звуков. Речь сопровождается движениями крыльев носа, бровей, сужением ноздрей, сокращением лобных мышц и поднятием верхней губы. От этих вспомогательных движений избавляются с большим трудом и в основном по мере того, как прививаются нормальные замыкательные навыки и возможность регуляции выдоха через рот в момент фонации.

Из-за неправильных анатомических условий не развивается координированная и дифференцированная работа языка. Он практически не участвует в артикуляторном акте; необходимость приспособиться к порочным анатомическим условиям разви­вает такое положение языка, при котором корень его подни­мается вверх, препятствуя выходу воздуха через рот и еще больше увеличивая назальный (носовой) оттенок речи и снижая ее разборчивость. При этом наблюдается значительное ограни­чение подвижности языка, смещение его передней части к середине ротовой полости, смазанность и вялость артикуляции.

Однако некоторые добавочные нарушения речи могут быть связаны не только с искаженной артикуляцией, но и с недостаточностью слуха. При расщелинах неба нарушается процесс очистки и согревания вдыхаемого воздуха. Это приво­дит к возникновению воспалительных процессов в верхних дыхательных путях, в области устьев слуховых труб и в среднем ухе, в результате которых может понижаться слуховая чувст­вительность. Функциональные изменения речевого и фонема­тического слуха особенно грубо проявляются в том, что дети с ринолалией не воспринимают и не замечают искажений собственной речи.

При данном нарушении имеется недостаточность не только фонемного, но и более высокого языкового уровня, а именно — семантико-лексического развития. Набор слов и понятий у детей не всегда соответствует их возрасту в силу того, что становление речи связано с точностью артикуляции и фонема-


тической дифференциацией, которые у них недостаточны. Hi других сопутствующих нарушений языкового уровня можно выделить аграмматизмы, недостатки письма и чтения.

У детей с расщелинами неба вырабатываются неправильные механизмы не только артикуляции, но и речевого дыхания- его типа, емкости, дыхательной активности и распределения вы­доха. Речевое дыхание, как правило, характеризуется сущест­венными недостатками: неэкономичное - верхнегрудное, или ключичное, при котором происходит движение верхних отделов грудной клетки, плечевого пояса и лопаток.

При поверхностном ключичном дыхании поднимаются вверх плечи, ключицы, лопатки и верхние семь пар ребер. В данном случае диафрагма, следуя за движением легких, подтягивается кверху. Таким образом, вся грудная клетка вытягивается вверх, хотя при этом будет все-таки очень незначительно расширена.

Такой вид дыхания — самый нерациональный и нездоровый. Грудная клетка кверху уже, чем в середине и в основании: расширение ее, следовательно, оказывается минимальным. Кроме того, вытягивание вверх плеч, ключиц и лопаток вызывает довольно большое напряжение. Выдыхаемый при речи воздух расходуется поверхностно, крайне неэкономно и уско­ренно: длительность выдоха —около 1,5—1,8 с. Значительная часть выдыхаемого воздуха (70—80%) неуправляемо устремля­ется через нос.

Вдох во время речи, поверхностный и учащенный, осуще­ствляется через рот, так как при указанном типе дыхания совершенно невозможно быстрое вдыхание через нос. Помимо утечки выдоха через нос, поднятая грудная клетка сразу опускается и вызывает форсированное и неравномерное его распределение на протяжении произносимого слова и фразы. Уже к середине слова выдох иссякает, звуки получаются слабые и смазанные. В целом дыхание в потоке речи чрезвычайно хаотическое со стертостью фаз вдоха и выдоха (рис. 1—4). Немало ухудшает состояние дыхания нарушенная осанка, выраженная сутулость, скованность либо чрезмерная вялость мускулатуры.

Наблюдается отставание в развитии общей и мелкой моторики ведущей руки. Мышцы пальцев и кисти слабые, быстро устают; движения недостаточно координированы. Речь нередко сопровождается напряжением растопыренных пальцев обеих кистей. Дети позднее начинают держать голову, сидеть и ходить.

Нервно-мышечный аппарат речи рано приспосабливается к своеобразным условиям глотания и дыхания. С запаздыванием развития речи и теми перенапряжениями и усилиями, которые при этом спонтанно затрачивает ребенок на артикуляцию,




 


постепенно образующиеся патологические компенсации еще больше увеличиваются и закрепляются.

Отсюда у специалиста всегда возникает необходимость определения относительной роли целого ряда факторов, прово­цирующих возникновение грубых расстройств речи. Наиболее характерные при расщелине неба качественные и количествен­ные повреждения речи выявляют различными объективными методами диагностирования.

Разборчивость речи

Для определения разборчивости речи используют тестовые таблицы: звуковые, слоговые, словесные и фразовые в зависи­мости от взятого речевого материала (звук, слог и др.). При. обработке материала вычисляют процент правильного воспри­ятия их и при этом говорят о звуковой, слоговой, словесной или фразовой артикуляции. Необходимо обратить внимание на то, что термин «артикуляция» используют инженеры-акустики при исследовании речи со значением оценки ясности (разбор­чивости). Семантическая информация при восприятии речи приводит к увеличению разборчивости слов и фраз, поэтому были применены слоговые таблицы И.Б.Покровского (1962),

11


не имеющие избыточной информации. В каждой таблице—по 50 слогов. Бессмысленные слоги представляют собой по структуре в основном закрытые сочетания типа согласный — гласный — согласный (СГС). Указанный метод дает объективную количест­венную оценку качества речи детей и подростков по главному признаку —разборчивости. Каждый из них проговаривал (рот экранировался) 200 тестовых слогов, а группа аудиторов (арти­куляционная бригада) записывала их на бланки-протоколы. Скорость произнесения — 1 слог в 3 с. Коэффициентом разбор­чивости служила величина, определяемая как соотношение числа правильно воспринятых звуков и их общего числа.

Слоговая разборчивость речи у лиц с расщелиной неба крайне низка — в пределах 8—43%. Особенно низкой она оказалась у детей (20%), несколько выше у взрослых (31%) и определялась как малоразборчивая, тогда как слоговая разбор­чивость 80% и выше соответствовала 90% и выше фразовой разборчивости и классифицировалась как «отличная». Фонети­ческий анализ материала таблиц выявил конкретно разборчи­вость гласных и согласных звуков. Здесь необходимо вспомнить о роли и классификации тех и других. Частота встречаемости их в русских текстах почти одинакова: 40% звучания — гласные, остальные — согласные, хотя соотношение этих фонем почти 1:6 (6 гласных, 36 согласных).

Согласные выполняют смыслоразличительную роль, по ним можно угадать слово (стрчк—строчка). С гласными связано словесное ударение, слоговая ритмика слова, интонация, выраже­ние грамматических форм слов. Они являются базовым фоном для согласных. Качество гласных зависит от положения языка, который в различных позиционных условиях создает поразитель­ное разнообразие гласных звуков. Они классифицируется по ряду, подъему, по наличию или отсутствию огубления (лабиализации).

Согласные звуки различаются:

1) по способу образования;

2) по месту образования;

3) по участию голосовых складок;

4) по наличию или отсутствию палатализации (твердости —
мягкости);

5) сонорности — шумности.

Класс гласных подразделяется [Бондарко Л.В., 1977] на:

1) гласные переднего (и, е), не переднего (ы) и заднего (а,
о, у) ряда, в зависимости от движения тела языка вперед-назад;

2) гласные нижнего (а), не верхнего (о, е) и верхнего (и,
ы, у) подъема — по степени подъема спинки языка;

3) гласные неогубленные (а, е, и, ы) и огубленные (о, у) —
по работе губ.

В норме все гласные являются ротовыми звуками, так как проход в носовую полость закрыт, правда, фонетисты отмечают

12

небольшую назализацию открытых гласных (э, а) и окончаний слов. И хотя гласные, по сравнению с согласными, в произнесении лицами с открытой ринолалией имеют выше разборчивость, обнаруживается изменение всех трех признаков гласных: ряда, подъема и огубления. Их произносят более закрыто, с потерей ряда и подъема, с излишним огублением и назализацией. Отсюда наиболее частыми являются замены и переходы гласных. И в Ы и в У, О в У, А в О, Е в О, Е в Ы, Ы в У, обратные замены редки. Тенденция к излишней губной артикуляции подтвержда­ется заменами неогубленных звуков огубленными, а также смещением языка в полости рта назад и вверх. Эти выводы хорошо коррелируют с клиническими наблюдениями. Неполно­ценность небно-глоточного замыкания приводит к искажению и значительной утечке выдоха через нос при произнесении не только гласных, но особенно согласных, а тем самым к падению звукового давления в полостях речевого тракта. В таких случаях вступают в действие приспособительные механизмы, и гортань начинает выполнять не только дыхательную, голосовую, защит­ную функцию, но и несвойственную ей артикуляторную

Место артикуляции согласных звуков передвинуто в направ­лении отсутствующего небно-глоточного замыкания, и наиболее типичным искажением было такое, когда щелевые и смычные звуки образуются в гортаноглотке путем сближения стенок либо складок этого органа при поднятой гортани и аддукции голосовых складок. Фрикционный дующий шум придает звуку резкий и неприятный оттенок. Отсюда согласные, которые должны разли­чаться по дифференциальным признакам места и способа образования, твердости — мягкости, глухости — звонкости, сонор-ности — шумности, образуются одной несоответствующей норме артикуляцией. Наиболее характерными нарушениями речи у детей самого раннего возраста были пропуски и замены звуков на фоне общего зашумления носовым призвуком, у более старших — искажение гортанно-глоточного происхождения.

Другим видом искажений является неопределенная артику­ляция ряда согласных звуков с выраженной «смазанностью» и потерей идентификации. Такая речь называется вокализованной, так как звучат одни гнусавые гласные. Повышенная вокализация объясняется тем, что необходимый уровень подскладочного давления при небно-глоточной недостаточности может поддержи­ваться только за счет смыкания или сближения голосовых складок.

Проявлением действия приспособительных механизмов та­кого же характера, видимо, следует рассматривать озвончение глухих согласных за счет неполного разведения голосовых складок и поддержания необходимого подскладочного давления [Кузьмин Ю.И., Пружан И.И., 1984].

Разборчивость согласных звуков не равноценна. Сонорные звуки произносятся и воспринимаются лучше, чем шумные,


щелевые — слегка лучше смычных, твердые — лучше мягких. В целом нарушенными оказываются не только язычные (пере­дне-, средне- и заднеязычные), но и губные. Степень нарушения артикуляции отдельных согласных звуков проявляется в резкой полиморфности.

Наблюдаемая тенденция к смещению артикуляторного фокуса назад и вверх находит отражение не только в заменах гласных и согласных, но и в потере смягчения. В качестве примера могут служить заднеязычные согласные, которые образуются у детей за счет сближения либо боковых стенок глотки, либо отклонением фрагментов мягкого неба к задней стенке глотки (язык не принимает никакого участия). При этом твердый вариант звука (К, Г) акустически воспринимается как заднеязычный, в то время как мягкий (К', Г') аудиторами не воспринимается вовсе. Постоянное и закономерное снижение разборчивости и других мягких согласных может быть связано с тем, что дети и подростки с открытой ринолалией из-за вялости, слабости артикуляторных мышц не могут их напрячь в необходимой степени. Итак, специфическими языковыми и артикуляторными нарушениями являются: выпадение конечного или начального согласного, слогосокращение, гортанно-глоточные и фарингеальные звуки, озвончение и оглушение согласных, замена звука носовым выдохом, сочетанная огласовка Или вокализация всей речи с глоточными смычками; кроме того, встречаются и другие нарушения произношения, свойственные детям без расщелины: искажения, замены и пропуски звуков.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.