Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 18. Культура Японии в 1918-1945 гг.





«Литература, музыка, изобразительное искусство, кино использовались только для реакционной демагогии или военной пропаганды. Тотальное наступление на японскую культуру не встретило в стране должного отпора. Не сложились условия для создания и действия единого антифашистского фронта.

Причины возникновения подобной ситуации определялись тем, что деятельность прогрессивной интеллигенции в области культуры и общественной жизни не была связана с рабочим и крестьянским движением. Немалая часть японской интеллигенции разделяла идеалистические взгляды абстрактного «преклонения перед человечностью».»[306]

«Социал-демократические лидеры саботировали попытки объединения профсоюзов и предложения левых легальных организаций о единстве действий.»[307]

«Значительное место в развитии японской литературы занимали писатели, группирующиеся вокруг журнала «Береза» (1910-1923), творчество которых литературоведы называют «неоидеализмом». Обратились к идеям гуманизма, рассматривая «самоусовершенствование личности» и «любовь к ближнему» как возможность разрешения всех социальных проблем.»[308]

«Другой группой, сыгравшей также немалую роль в развитии японской литературы, было объединение неореалистов «Новое мастерство», в которое входили писатели Кикути (Кан) Хироси, Кумэ Масао, Акутагава Рюноскэ. Критиковали натуралистическое направление японской литературы за «поверхностное» отображение действительности и считали необходимым глубокий психологический анализ в изображении духовной жизни человека.»[309]

«Наибольший интерес представляло сформировавшееся в конце 20-х – начале 30-х годов направление так называемого неосенсуализма, считавшего, что краеугольным камнем творчества писателя должны быть ощущения, «чувствование» окружающего мира. В противовес социальным идеалам пролетарской литературы выдвигали требование «революции» лишь в области литературной формы. Известным представителем неосенсуализма был Кавабата Ясунари.»[310]

«1937 г. при правительстве было создано Управление информации для контроля над идеологической жизнью страны. По приказу Управления были созданы «отряды воинов пера», направлявшиеся в действующую армию. Поощрялась литература военного репортажа. 1938 г. после вступления в силу закона «о всеобщей мобилизации народного духа» были распущены существовавшие ранее объединения писателей, вместо них создана единая организация – Общество японских литераторов. Предан суду Исикава Тацудзо за опубликование повести «Живые солдаты», реалистически изображающей военные действия японских войск в Китае. 1945 г. литераторам в приказном порядке было вменено в обязанность создание романов о Японской колониальной империи. Группа японских писателей отказалась от сотрудничества с журналом «Литературный мир», наиболее беззастенчиво пользовавшимся приемами политической демагогии и шовинизма.»[311]

«В 1939 г. был принят закон о кино, фактически представлявший собой систему превращения кинематографа в действенное оружие идеологической обработки населения. Давал возможность контролировать как деятельность компаний, так и «идейность» кинематографистов, которые должны были подтверждать свою лояльность правительственному курсу на ежегодных экзаменах по мастерству. 1940 г. кинематограф был передан в подчинение Управлению информации. Для централизованного руководства киноискусством были созданы три кинокомпании. Правительство стало усиленно насаждать идеи «справедливой» войны за «освобождение народов Азии» от господства белых. Для всех кинотеатров страны стала обязательной демонстрация хроникальных и документальных фильмов, откровенно пропагандирующих шовинизм, «успехи» нации на трудовом и военных фронтах.»[312]

«В 1936 г. был создан клуб прогрессивных журналистов, объединявший литсотрудников шестнадцати журналов. По инициативе этой интеллигенции собрался съезд деятелей японской культуры, который с целью защиты науки и искусства от полицейских регламентаций создал Общество свободной науки и искусства. Поставили в театре Цукидзи «На дне». Только классические театры Ноо и Кабуки подвергались меньшему преследованию, чем левый театр. В 1941 г. был создан Японский союз передвижных театров, предусматривающий отправку передвижных театральных коллективов для выступлений в воинских частях, в различных провинциях страны. Опубликование новых постановлений Управления в 1944 г. полностью лишило японский театр какой-либо самостоятельности. Влияние эстетических представлений европейской культуры, воспринятых японцами в послемэйдзинский период, привело к возникновению тенденций обновления канонов школы национальной живописи – «нихонга».»[313]

«В 1919 г. была учреждена Императорская Академия изобразительных искусств. В 1914-1941 гг. действовали три группы творческих объединений мастеров «нихонга». Сохранена была сложная поэтическая символика, предполагающая понимание зрителем художественных ассоциаций. Изучение европейского искусства позволило этим художникам использовать некоторые его приемы, например светотень и линейную перспективу.»[314]

«К началу 20-х годов в Японии получило распространение влияние последователей Матисса. Начало 30-х годов было отмечено действием групп, стоящих на позициях кубизма и экспрессионизма. В 1939 г. было создано общество сюрреалистов.

Во второй половине 30-х годов, когда в стране начинается наступление реакции, все организации прогрессивных художников были запрещены, некоторое время продолжали действовать лишь объединения мастеров «нихонга», в художественных приемах которых все больше обнаруживается нарочитая архаизация и влияние сюрреализма и абстракционизма.»[315]

«В начале XX в. складывается тип капиталистического особняка. Еще больше, чем феодальный замок, подчеркивал имущественное положение хозяина. Особняки, выраставшие в центре японского города, своим обликом перекликались со зданиями делового района. Использовали техническую оснащенность, свойственную жилищу в западных странах. Рабочие кварталы были заселены людьми одного социального положения. Одним из важнейших элементов строительства в рабочих районах становится «типовая» квартира. Промышленные фирмы по примеру Запада начали возводить для своих рабочих вблизи предприятий жилые корпуса барачного типа.»[316]

«Вокруг шелкоткацких и шелкомотальных фабрик в Иокагаме вырос целый район одноэтажных и двухэтажных общежитий, нередко изолированных от остальной части города.»[317]

«Работницы сдержались в них на строгом казарменном режиме. Фабрично-заводские предприятия и возникавшие возле них рабочие кварталы оказывались нередко в центральных городских районах.

С развитием промышленного производства ремесленные кварталы начинали входить в рабочие районы. Сыновья ремесленников поступали работать на промышленные предприятия. Специфика национального быта, обеспечивавшая почти стабильный спрос на многие изделия ремесла определяла жизненность ремесленных районов.»[318]

«Наличие индивидуалистического начала, свойственного национальной строительной тенденции, оказалось тем важным фактором, который определил длительное сохранение в городской структуре, особенно в зонах проживания трудового люда, кварталов сугубо национального облика.»[319]

«Многие общественные здания в Японии строились американскими архитекторами. Даже самые новейшие материалы и методы строительства этого периода не могли обеспечить многоярусным конструкциям достаточную сейсмоустойчивость.»[320]

«Малоэтажность жилых комплексов и объемно-пространственное решение отдельных строений и улицы как элементов застройки вступали в XX в. в противоречие с быстрым ростом городского населения. Более всего появлялось зданий в так называемом соревновании стилей. Они были полностью лишены национальных черт, зато отичались изобилием элементов стилей разных стран и эпох. С захватом японским империализмом Маньчжурии и созданием на континенте марионеточного государства Маньчжоу-го правительство Японии приступило там к строительству новых городов в псевдояпонском, весьма далеком от исконно национальной традиции, стиле. Бетонные многоэтажные коробки с глубоко надетыми изогнутыми на концах крышами представляли основной тип «колониальной архитектуры».»[321]

«План, по которому строились города Маньчжурии, предполагал размещение в центре города разного рода административных зданий вокруг центральной квадратной площади.»[322]

«Впервые в структуре японского города появляется площадь – казарменный плац.»[323]







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.