Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 4. Поздний курганный период.





«Правление корейской династии в Японии, так называемых первых «пяти царей Ва» относится к позднему курганному периоду. Достоверно известна хронология пребывания у власти лишь двух последних царей – Анко (454-456) и Юряку (456-479). Если прежде характер захороненных предметов свидетельствовал о жреческих функциях правителя, то с V в. это типичное захоронение военачальника. В курганах позднего периода появляются стеклянные сосуды, аналогичные персидским времен династии Сасанидов. В Афганистане во время археологических раскопок кургана Тилля-Тепе обнаружена корона с орнаментом, идентичным корейскому и японскому из захоронений V в. Характерен ввоз железа с Корейского полуострова в центральный, Кинайский район о-ва Хонсю.

Китайский железный плуг стал символом власти местных глав земледельческих общин как в районе Кинай, так и в Киби, на северном побережье Внутреннего Японского моря.

К этим переселенцам, именовавшимся «бэ», относились люди самых разных специальностей. Существовало несколько категорий бэ. Из числа наиболее знатных общинников рекрутировались служители культа (имбэ), лица, обслуживавшие царскую семью (микосиробэ и минасиробэ). Существовали лица из местных семейных групп, наследственно охранявшие дворец (тономори), поставлявшие моду (моитори), убиравшие дворцовые покои (канимори).

Царскими охранниками являлись саэкибэ, к которым, возможно, относились потомки племени хаято.»[34]

«Их «охранные» функции сводились к лаю по-собачьи для отпугивания «злых духов».»[35]

«Группы бэ обязаны были платить натуральный оброк, в остальном же юрисдикция правителя на них не распространялась.

Среди иммигрантов-корейцев согабэ были наиболее значительной группировкой, выполнявшейся функции казначеев. Существовала и другая категория иммигрантов, подпавших под юрисдикцию местных влиятельных семей. Получила наименование какибэ. Являлись данниками, но не царя, а провинциальной знати. Изготовляли зеркала, мечи. Обрабатывали драгоценные камни. Из Силла прибыла большая группа китайских переселенцев хата, расселившихся в 127 местах юго-западной и центральной частей о-ва Хонсю. Ценились как сельскохозяйственные работники. Культивировали тутовое дерево и разводили гусениц шелкопряда. Занимались также ремесленным производством, торговлей и были даже служителями культа. При Юряку их поставили во главе царской казны. Иным было положение общинника, совершившего преступление. Превращался в раба и клеймился «глазной татуировкой»: в надрез у век впрыскивалась тушь, в результате чего глазницы приобретали синий оттенок.»[36]

«Их унижение подчеркивалось даже одеждой: они должны были носить детский костюм и делать детскую прическу. Рабы подразделялись на казенных и частных. Последние появились прежде всего у глав земледельческих общин в виде патриархальных рабов из числа пленников и общинников, обращенных в рабство за преступление. С покорением окрестных племен в конце V в. иссяк этот основной резерв пополнения рабов, а обращение общинников в рабство за преступление не носило массового характера. Поэтому в Японии отсутствовали объективные условия для существования рабовладельческой формации, рабство существовало в виде уклада, при котором раб выполнял функции домашнего слуги, патриархального раба, обслуживающего своего господина и не производящего продукции на внешний рынок. В начале V в. в центральной части о-ва Хонсю, в Ямато, возник первый «Китайский рынок», затем в районе современного города Осака появилось еще несколько рынков. В 413 г. Дзингу направила в Китай посольство с целью добиться признания ее сына Одзина «королем Ва» (Японии). В 438 г. для получения от Китая инвеституры и звания главнокомандующего по замирению Востока. Китайский император пожаловал Хансё, а затем и другим японским царям звание не главнокомандующего, а генерала («цзян цзюнь» по-китайски, «сёгун» по-японски). Дипломатические отношения с Китаем прервались до начала VII в. В середине V в. при Ингё вводятся социальные ранги «кабанэ».»[37]

«За их носителями закреплялась фамилия, им предоставлялась должность и жаловалось определенное количество рабочей силы.»[38]

«Социальные ранги подразделялись на высшие и низшие. К первым относились «кими». Этот ранг предоставлялся главным образом выходцам из царского дома. К низшим относились ранг «инаги», который присваивался уездному начальнику, отвечавшему за поставки риса, и ранг «сугури», который получали деревенские старосты. Пожалование ранга означало юридическое признание реальной власти местных влиятельных семей. Система социальных рангов тесно связана с патронимическими группами (удзи). Удзи – не род, не естественно возникшая социальная организация, а семейная группа, где главенствующее положение занимает влиятельная семья, включавшая не только кровных родственников, но и лиц, состоявших с ней в родстве. Удзи в сочетании с кабанэ – система управления, организация господства двора Ямато, лжеродовая система, учрежденная с фискальными и военными целями. Укрепила свои позиции патронимическая группа Сога, ставшая к тому времени хранительницей царской казны. Оформился чиновничий аппарат. Усилилась царская охрана, что косвенно отражало как возросшую власть царя, так и обострение борьбы за власть.»[39]

«Последнее в особенности проявилось в восстаниях правителя Киби (совр. префектуры Окаяма и Хиросима), занимавшего второе место после Ямато в политической и культурной жизни.»[40]

«Юряку предпринял ряд завоевательных походов, в результате которых завершилось образование единого государства. У царя Бурэцу (499-506) не было наследников, и с его смертью прекратилась династия корейского происхождения. После смерти Бурэцу местный правитель в Этидзэн провозгласил себя внуком Одзина и царем Кэйтай. Предпринял поход в Ямато с целью подавления смуты.

Заключительный этап курганного периода датируется началом VI в. В погребальном инвентаре стали появляться орудия повседневного пользования и предметы украшения местного производства. Главной особенностью этого периода было появление групп малых курганов типа Ёкоана: в кургане наряду с основным захоронением имелся целый ряд более мелких. Это отражало распад земледельческой общины и рост влияния патриархальных семей.

Произошел переход от областей агата к провинциями куни, изменилась семантика этого слова: в VI в. это уже не «земледельческая община», а провинция при сохранении прежнего иероглифического начертания. Провинция стала административной единицей взимания трудовой и воинской повинности. Каждая провинция подразделялась на 10 уездов, которые первоначально именовались «агата».

Управляющие провинциями были обязаны направлять своих родственников ко двору. Ожесточенная борьба за власть шла не только в провинции, но и в центре, где в 531 г. вспыхнула междоусобная борьба за верховенство между патронимическими группами: Отомо и Сога, причем первая была местного происхождения, а вторая состояла из корейских иммигрантов.»[41]

«Победу одержали Сога.»[42]

«Сепаратистские тенденции провиициальных управляющих побудили центральную власть создать в провинциях свои опорные пункты (миякэ). Возникли на основе жреческих «священных полей» и стали крупной царской земельной собственностью, передававшейся по наследству. В районе современного города Осака учреждается миякэ Манда. На этих царских землях трудом «полевых бэ» осуществлялось поднятие нови. Миякэ управлялись чиновниками, которые контролировались Сога. Поэтому создание военно-стратегических опорных пунктов знаменовало наступление нового этапа государства Ямато. Группировке Сога удалось поставить у кормила правления своего ставленника царя Киммэй (539-571), который прежде всего усилил институт охранников и направил в 553 г. посольство в Пэкче для ввоза в Японию лекарей. В 558 г. санкционировал исповедание буддизма. В 569 г. в миякэ Сираи провел первую подворную переписи «полевых бэ» и барщинников – «работников» (ёборо). Занесенные в подворные переписи люди – в прошлом иммигранты – стали собственностью царя, «казенным людом» (комин). В качестве податной единицы регистрировались крестьянские дворы «ко», представляющие собой не крестьянский двор большой патриархальной семьи. Крестьянские дворы образовали семейную общину.»[43]

«Обязана платить налог рисом, поставлять ко двору изделия ремесла и отбывать трудовую повинность.»[44]

«Тенденция к феодализации усилилась в конце VI в. с превращением охранников «тонэри» в управляющих, чиновников, назначавшихся из центра, с расширением контингента чиновничьего аппарата, который стал рекрутироваться не только из «бэ», но и из «людей» (хито), как, например, «кладовщики» (курабито), «виноделы» (сакэбито). Ко второй половине VI в. в племенном союзе Ямато наметилась определенная специализация в выполнении административных функций. За группой Сумэраги закрепились функции номинального верховного правителя. В распоряжении Сога имелась вооруженная сила в лице охранников тонэри. Охрану царя осуществляла группа Мононобэ. Жреческие функции сконцентрировались в руках Накатомибэ.

Сога решили, что пробил их час. В 587 г. они нанесли удар по вооруженной силе царя – Мононобэ, разгромив их в битве у горы Сиги. В 592 г. убили и самого верховного правителя и взяли власть в свои руки, посадив на престол женщину по имени Суйко. Регентом при правительнице стал принц Умаядо, вошедший в историю под посмертным именем Сётоку-тайси. Официально провозгласили основное крестьянское население «казенным людом» (комин). Институт бэ не упразднили. Решили использовать в качестве идеологического оружия буддизм, противопоставив его синтоизму, который исповедовали Мононобэ.»[45]

«Синтоизм стал освящать радостные события в жизни. Буддизм – печальные. Буддизм отрицал реальность существующего мира. Путь в «истинный мир» предполагал отказ от «ложных» желаний в мирской жизни. Буддизм был выгоден эксплуататорам, поскольку ратовал за бездеятельность, отрешение от жизни, как непременное условие достижения блаженства в потустороннем мире. Буддизм был понятен всем угнетенным, ибо проповедовал равенство всех перед Буддой.

Выступал против жертвоприношений, а концепция «души» как общечеловеческого начала способствовала крушению местного сепаратизма. Стал идеологической основой концепции «универсального государства», получившей распространение в то время. Политическому объединению в рамках раннефеодального государства в немалой степени способствовала и привнесенная буддизмом церковная организация. Большую роль в распространении буддизма сыграла группа Сога и ее ставленник Сётоку-тайси, объявленный в 593 г. наследным принцем. На эксплуататорскую влияние и конфуцианские идеи. Нашли практическое воплощение на японской почве, когда Сётоку-тайси ввел в 603 г. табель о рангах. Их было шесть, но каждый подразделялся на высший и низший, образуя систему из 12 рангов. В наименование этих рангов вошли пять свойств человека.»[46]

«Высшим рангом являлась «добродетель», за которым закреплялся пурпурный цвет одежды. Затем следовали «гуманность» - зеленый цвет, «церемония» - красный цвет, «вера» - желтый цвет, «истина» - белый цвет и «мудрость» - черный. Чиновник каждого ранга носил на голове шелковую повязку или головной убор соответствующего цвета. Чиновниками могли быть не только выходцы из влиятельных домов центрального, Кинайского района, но и способные люди независимо от семейной группы и социального ранга. 604 г. эти ранги впервые присваиваются чиновникам и одновременно вводится китайский придворный церемониал: сановники были обязаны лежать ниц перед верховным правителем, вползать и выползать из помещения, где он находился, но так, чтобы все время быть обращенными к нему лицом. За нарушение придворного церемониала виновный приговаривался к смертной казни. К конце века количество буддийских храмов и монастырей увеличилось более чем в 12 раз, достигнув 545. Храмам предоставлялись большие земельные владения и налоговый иммунитет, к ним приписывались крестьяне. В 609 г. на о-ве Кюсю создается генерал-губернаторство (Дадзайфу). Помимо чисто военных функций оно осуществляло административно-хозяйственный контроль, в частности собирало подати. В составе Дадзайфу имелось астрологическое управление. Занималось гаданием. По звездам определяло подходящее время для проведения сева. Связывало также небесные явления с социальными событиями и регистрировало их. Из астрологии впоследствии выделились в качестве самостоятельных наук астрономия и история.

До середины VI в. Япония вмешивалась в междоусобную борьбу трех корейских государств, а затем установила с ними мирные отношения: направлялись посольства для знакомства с культурой.»[47]

«В 600 г. в Китай направляется первое посольство. Особо примечательным было посольство 607 г. В его составе находилось 8 молодых людей, посланных на учебу. Сыграли затем важную роль в политической жизни Японии в середине VII в., а также стали консультантами по вопросам конфуцианства и медицины.Направлено ответное посольство, принятое в Японии с почетом. Сётоку-тайси стремился поднять авторитет своей страны и путем присвоения ей наименования «Корня Солнца» («Нихон», где «рождается и откуда восходит солнце»). Тенденция проявилась и в переименовании своего «Сына Неба» (тэнси) в «Небесного государя» (тэнно), тождественного императору. В 643 г. Сога снова заменили титул своего верховного правителя на «Микадо». Начали осуществлять контроль за рынками с целью взимания рыночного налога. Начали конкурировать некоторые предприимчивые иммигранты, например Хата-но Оцути из Ямасиро, который торговал в отдаленных районах, в провинции Исэ.

Дли строительства своего дворца Сога мобилизовали во всех провинциях барщинников. Для сооружения курганов и других строений нещадно эксплуатировали бэ и крестьян, членов патронимических групп. Чума в 624 г. опустошила юго-западные районы. Спустя два года разразился голод.»[48]

«В 644 г. некий Охо совместно с односельчанами стал поклоняться насекомому. Стал внушать уравнительные идеи о всеобщем обогащении, вечной молодости. Стали уклоняться от работы, бросали имущество.»[49]

«Наиболее известным среди сооружений древнего зодчества Японии является единственное в стране, сохравнившееся до накших дней и самое древнее деревянное сооружение в мире монастырь «Благоденственного Законы» - Хорюдзи. Основанный в 607 г. по приказу сётоку-тайси он расположен в окраинной части современного города Нара. С его пагодой Годзююто, Золотым павильоном – Кондо, с асимметрией и свободной планировкой входящих в него других архитектурных сооружений показал очевидное умение японских строителей использовать каноническую схему, заимствованную из Китая. Выдержано в стиле Асука с характерным ветвистым растением в орнаменте. Первоначально зародился в Египте и Ассирии, получил свое завершение в античной Греции и перешел затем во все страны Востока. В сохранившихся трех статуях Будды, установленных в 623 г., искусствоведы обнаружили сходство со статуями Северовейского государства, созданными в период, когда оно было отдельным Сяньбийским царством и, таким образом, определили истоки искусства Асука. Фрески Хорюдзи…подтверждали связь японского искусства VII в. с индийским искусством времен империи Гуптов IV-V вв.»[50]

Глава 5. Феодализм.

«Специфика исторического развития Японии состояла в непосредственном переходе от первобытнообщинного строя к феодализму минуя рабовладельческую формацию.

Датой образования в Японии раннефеодального государства стал 645 год, когда противники Сога объединились, организовали заговор во главе с представителями царского дома Наканооэ и членом старинной жреческой группировки Накатоми Каматари и совершили государственный переворот. На престол был возведен старейший из Сумераги-Кару под именем Котоку, годы правления которого (645-654) получили наименование «Великих перемен» (Тайка). Вводилась китайская система обозначения годов правления императоров особым девизом. Императорским декретом 646 г., где декларировалось упразднение частных владений и категории частнозависимого населения, земля объявлялась собственностью государства. Подданные наделялись земельными наделами. Для держателей наделов устанавливались повинности трех видов (трудовая повинность, налог поземельный и налог с изделий ремесла).»[51]

«В 652 г. началась частичная перепись податных дворов (ко). Издан указ об обязанностях членов пятидворок (гоко), где им предписывалось следить за любыми передвижениями людей в районе их местожительства и докладывать о них властям, нести полную ответственность за членом пятидворки, в течение 5 лет вести розыск скрывшихся членов пятидворки, ведать имущественными делами той семьи, где нет мужчин-наследников, воспитывать детей преступника, приговоренного к смерти, немедленно докладывать о нарушениях или преступлениях, совершенных членом пятидворки. Поддерживать хорошее состояние дорог и разводить тутовые деревья.

После смерти Котоку в 654 г. императрицей стала его мать под именем Саймэй. Мобилизовала для строительства нового дворца около 100 тыс. человек. Этим воспользовались противники режима во главе с Сога Акаэ. Привлек на свою сторону сына Котоку – Арима – и в 658 г. они предприняли неудачную попытку поднять мятеж.

На северо-востоке происходили довольно интенсивные контакты с предками современных айнов – племенем эмиси. «Контакты» с эмиси проявлялись в набегах последних на японские пограничные заставы. В 658 г. против этого племени была предпринята карательная экспедиция, завершившаяся в 660 г. ожесточенным сражением, к концу которого оставшиеся в живых эмиси, не желая сдаваться в плен, убили детей и жен и покончили с собой.»[52]

«Япония в середине VII в. поддерживала западнокорейское государство Пэкче, которое в 660 г. потерпело поражение от танского Китая. Сын пэкчевского царя бежал в Японию. Через год в Пэкче вспыхнуло восстание и корейский принц вернулся на родину с 5 тыс. японцев. Императрица Саймэй переехала на о-в Кюсю для подготовки экспедиционной армии. Подготовку армии возглавил наследник престола, один из участников государственного переворота Наканооэ (император Тэнти, 662-671). Тэнти в 662 г. направил в Корею 27-тысячную армию. В битве на реке Пэккан в 663 г. объединенные танско-силланские войска нанесли японцам сокрушительное поражение. Китай захватил государство Пэкче, а спустя 5 лет – северокорейское государство Когурё. Стал готовиться к походу в Японию, требуя от своего союзника Силла активного участия. Правители Силла, формально признав сюзеренитет Китая, исподволь сосредоточили войска, разгромили китайскую армию на территории Кореи и в 70-е годы VII в. объединили страну под своим началом.

В 646 г. была начата кампания за «добровольный» отказ знати от прав на свою землю и людей. С целью укрепления социальной базы своей власти – крупных семейных групп-патронимий – Тэнти назначал их глав, поднял их авторитет путем учреждения в 664 г. званий. Тэнти осуществил социальное деление общества на «народ» и «чернь». Труд последних использовался в семейных группах.

В 670 г. в фискальных целях осуществляется перепись населения и повсеместно вводится система административных деревень. Отсутствовало самоуправление. Административно-хозяйственные функции выполняли назначенные из центра чиновники.»[53]

«Создается комиссия по написанию летописи. Вводится постоянная военная тренировка. Для глав семейных групп устанавливаются новые звания с целью повышения социального положения некогда менее знатных лиц и соответствующего понижения общественной значимости бывших высоких рангов. Новые звания…постепенно превратились в фамилии. Семейным группам предписывается сдать в казну крупное наступательное и оборонительное оружие. Вводится запрет на употребление в пищу мяса домашних животных. В 689 г. вводится воинская повинность, при которой каждый четвертый мужчина в семье призывался на военную службу. Учреждается административная единица – село (сато) в составе 50 крестьянских дворов (ко).

Сокращается институт рабства: теперь старший брат уже не мог продать младшего в неволю, отменяется долговое рабство, дети от смешанного брака считались свободными, отпущенные рабы не могли быть снова закабалены. Продажа детей в рабство не только не отменялась, а, наоборот, сохранялась и узаконивалась.»[54]

«В 696 г. Дзито отреклась от престола в пользу четырнадцатилетнего внука, впервые в истории Японии «удалилась на покой» в буддийский монастырь и была первой императрицей, которую кремировали. Особенность японского раннего средневековья состояла в том, что эксплуатацию крестьян и формирование сословий феодального общества осуществляло государство при помощи своих институтов и законодательной деятельности. Наиболее важным являлось введение надельной системы.

Землевладение в период раннего средневековья развивалось в двух формах: государственной надельной системы и крупного частнофеодального землевладения (сёэн). Вся земля объявлялась принадлежащей государству. Каждый крестьянский двор получал во временное пользование пахотную землю соответственно числу членов семьи. Каждые 6 лет должны были производиться переделы земли в соответствии с изменением числа податных лиц в семье. За крестьянской семьей закреплялись садовый и усадебный участки, а также поднятая новь. Помимо продуктовой ренты крестьяне выполняли барщину – работали в пользу государства и его органов управления на местах до 100 и более дней в году. Каждый третий мужчина в семье подлежал рекрутскому набору и обязан был отслужить три года в качестве пограничного стража. Мобилизованные должны были сами экипироваться и питаться, а каждые десять рекрутов обязаны были обеспечить фураж для шести лошадей.»[55]

«Обедневшие крестьяне бежали в другие провинции и становились батраками у состоятельных крестьян. Чрезвычайно тяжелым бременем была ростовщическая ссуда. При провинциальном и уездном управлении имелись особые зерновые фонды, остававшиеся после отправки основной массы натурального налога в столицу. Правительство разрешало выдавать часть этого фонда в качестве ссуды и получало дополнительные средства в виде процентов (30-50%). Губернаторы принуждали население брать ссуду независимо от потребности в ней. Разорявшиеся крестьяне бросали свои земли, уходили в горы и леса, создавая отряды. К IX в. относится первое крупное крестьянское выступление. Во второй половине столетия крестьяне о-ва Кюсю восстали, убили губернатора и разгромили провинциальные учреждения.

Крестьяне прибегали еще к одному средству борьбы против притеснений государства: они тайно переходили в частновладельческие земли – сёэны, получая у феодала «защиту» от местно правительственной администрации. Переход освобождал крестьян от всех установленных и незаконных поборов со стороны государства, от долгов и недоимок. Когда сёэн стал преобладающей формой феодальной собственности, положение крестьян резко ухудшилось: их стали принуждать к обработке земель феодала.»[56]

«Размер наделов знати зависел от титула или занимаемой должности и превышал крестьянский надел от 40 до 1250 раз. Жалованные наделы были пожизненными. Наделы за заслуги давались в зависимости от заслуг на одно, два, три поколения, а в отдельных случаях навечно.

К наделам знати приписывались крестьянские дворы. Число приписанных дворов менялось соответственно рангам от 100 до 800 и в зависимости от должности от 300 до 3000. Число дворов, приписываемых за «заслуги» перед государством, не регламентировалось. Приписанные крестьяне должны были отдавать половину зернового налога в казну, а другую половину – феодалу. Подать и рабочая повинность целиком шли феодалу.

Вместо прежде существовавшего порядка передачи должностей и званий только по наследственной линии все сановники и чиновники стали назначаться от имени императора. Принцип наследования сохранил свое значение. Если в Китае земля распределялась в зависимости от трудоспособности, по возрастным группам, то в Японии – в зависимости от пола и социального положения.»[57]

«Распределение земли по китайским законам осуществлялось ежегодно, а переписи производились один раз в три года. В Японии и распределение земли, и переписи осуществлялись один раз в шесть лет. Другая форма раннефеодального частного землевладения – сёэн сосуществовал с надельной системой. Большая часть раннего сёэна (середина VIII в. – IX в.) возникла в результате поднятия нови, а меньшая – на основе лесных угодий, дарованных церкви в качестве источника получения строительного материала. В 722 г. принимается решение поднять 1 млн. тё пустоши. В следующем году новь объявлялась собственностью поднявшего ее лица на 2-3 поколения и облагалась зерновым налогом. Этого было явно недостаточно. Поэтому в 743 г. поднятая новь объявляется собственностью навечно.»[58]

«В раннем сёэне земля располагалась относительно компактно или возделываемые участки находились близко друг к другу, разделенные полосами неподнятой земли, поскольку ее возделывание зависело от наличия ирригации, согласия местных властей. Для сёэне этого вида налоговый иммунитет не был обязателен, поскольку невозделанные земли жаловались до подачи петиции о предоставлении иммунитета, до его получения, если он вообще даровался.

Поднятие нови стало столь широко практиковаться, что власти были вынуждены установить ограничения: наибольший размер нови – до 500 тё – предоставлялся членам правящего императорского дома. Наименьший – 30 тё – разрешалось поднять уездным начальникам.

В сёэне, созданном на основе лесных угодий, использовался лес для строительных целей, но на определенный срок дарованные леса, как правило, не возвращались, присваивались духовным феодалом и использовались не только по прямому назначению, но и как плацдарм для захвата приобретения близлежащих возделываемых земель.

Держатели ранних сёэнов стали преподносить коммендировать свои земли более влиятельным феодалам, получая взамен покровительство и защиту при сохранении своих административных функций. Коммендация знаменовала появление нового вида сёэна.

В сёэне основной податной единицей был относительно состоятельный крестьянин. В документах IX в. появляется термин «тато», что было связано с процессом огораживания земельного участка при возделывании нови. Наиболее распространенной системой возделывания земли у тато являлся подряд, когда заключалось обычно годовое соглашение на владение землей.»[59]

«Раннефеодальное законодательство признавало рабство. Владение рабами давало возможность получить дополнительную землю: на каждого государственного раба выдавался такой же надел, как и на свободного, на каждого раба, принадлежавшего частному лицу, - 1/3 надела свободного. Наибольшее количество рабов имелось у царского двора и буддийской церкви. Если раб случайно попадал в плен, но потом сам освобождался и возвращался в Японию, его освобождали и зачисляли в категорию свободных. Если чужеземные рабы добровольно прибывали в Японию, они освобождались и зачислялись в разряд свободных. Стали прибегать к насильственному уводу, похищению крестьян, особенно детей, к купле у глав семей их младших детей. В рабство можно было обратить за преступление, за неуплату долга. Практиковалась и самопродажа в рабство. Преобладали казенные рабы. Юридически они имели право на день отдыха каждые десять дней, могли заключать браки с людьми одинакового социального положения. Дети от связи раба со свободными считались свободными. Раб мог подать прошение о переходе в сословие свободных. Раб, достигший 76-летнего возраста, становился свободным.»[60]

«Тайно постригшийся в монахи раб, если он знал священные книги, считались свободным.»[61]

«Положение японского раба существенно отличалось от римского «инструментум вокале». В начале VIII в. при численности населения около 6 млн. количество рабов составляло около 10% всего населения. Лишь 2,86% статей касаются положения рабов, что подтверждает их относительную малочисленность. Труд рабов применялся в основном на тяжелых строительных работах. К середине IX в. рабский труд стал применяться все реже, а использование рабов в земледелии совершенно прекратилось. Вне сословного деления находились японские парии (эта). Селились обособленно, в «избыточных селах», имели мизерный клочок земли, меньший даже, чем у обычных крестьян. Занимались они преимущественно ремеслом, убоем скота, обработкой кожи, что запрещалось буддизмом. Высшим правительственным органом стал Государственный Совет при императоре. Центральному правительству подчинялось 8 ведомств.

Страна была поделена на провинции, подразделявшиеся на уезды. В этих административных единицах были созданы органы управления с губернаторами и уездными начальниками. Осуществляли административный контроль над крестьянскими поселениями деревенского и сельского типа, храмовыми селами, почтовыми дворами и «избыточными сёлами». Провинциальная администрация подчинялась центральной власти.»[62]

«Формирование раннефеодального государства привело к возникновению городов – административно-политических, ремесленно-торговых и религиозных центров. Последующее градостроительство проходило уже под определяющим влиянием Китая. В ограде дворцового квартала было несколько ворот. Проспект и улицы пересекались под прямым углом дорогами. Улицы и дороги образовывали кварталы, в пределах которых пролегали переулки.»[63]

«Нестабильность внутриполитического положения – характерная черта раннего средневековья. Помимо классовой борьбы крестьян против феодалов она определялась непрекращавшимся соперничеством в правящем лагере, что проявилось в поражении (785) телохранителей императора из группы Отомо и укреплении жреческой группировки Фудзивара. Захватили императора и увезли его на север, в провинцию Ямасиро. К 729 г. Фудзивара возвысились настолько, что обязали императора брать себе жен только из их семейной группы. В 858 г. Фудзивара добились места регента при малолетнем императоре. В 887 г. захватили и пост канцлера при подросшем правителе. Установилось правление регентов-канцлеров (сокращенно сэккан). Частнофеодальное крупное землевладение у них тогда еще отсутствовало. В связи с экономической и военной слабостью раннего сэккан в 895 г. страна была закрыта для внешнего мира, отношения с Китаем и Кореей прерваны, въезд и выезд запрещен под угрозой смертной казни.»[64]

«Императоры изображались потомками богов, в особенности богини Солнца Аматэрасу – главного божества синтоистского пантеона. Ни один из японских мифов не имеет исключительно местного происхождения, налицо аналоги за пределами Японии.»[65]

«При храмах и дворцах во время синтоистских и буддийских праздников исполнялись священные пляски, сопровождавшиеся инструментальной музыкой и пением. В праздник «Умиротворения душ» танцовщица плясала на опрокинутом чане с веткой бамбука и копьем в руках, имитируя миф об удалении Аматэрасу в небесный грот и ее последующее появление. Дворцовые телохранители исполняли воинские пляски с мечами. Первые города возникли вокруг монастырей. В городе Нара находилось семь буддийских монастырей, главным среди которых был «Храм торжества Закона» (Хорюдзи) – первый монастырь в Японии, основанный в 607 г.»[66]

«Другим знаменитым монастырем был «Великий храм Востока», сооружение которого было законченно в 759 г. Название монастыря говорит о том значении, которое ему хотели придать основатели: они мечтали превратить его в оплот буддизма на всем Востоке. Поэтому главный храм монастыря был посвящен важнейшему божеству буддийского пантеона Вайрочане. В храме и по сей день высится отлитая из бронзы позолоченная статуя сидящего Вайрочаны. Высота фигуры около 16 м, а ширина одного глаза – 1 м. Для той эпохи это было чудо литейной техники.»[67]

«Ранний японский буддизм основывался на принципе «служения государству». По мере ослабления политического влияния двора идеологические установки этого буддизма перестали отвечать запросам времени. Назрела необходимость в обновлении религиозной доктрины. Новые секты отвечали этим требованиям. Своим кредо они считали «служение вере», их сторонники объединялись в буддийские общины, которые по замыслу руководителей должны быть организационно и экономически самостоятельны.

Первоначально имели успех лишь среди фрондируюбщих слоев эксплуататорского сословия. Возникновение сект знаменовало новую тенденцию в распространении буддизма. Стал отражать в религиозной форме назревавшие в обществе социальные противоречия, что особенно наглядно проявилось позднее, в XIII в., когда буддизм проник в среду крестьян, ремесленников и горожан, обретя черты «простонародного буддизма».»[68]







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.