Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 12. Культура капиталистической Японии.





«Вскоре после событий 1868 г. новое правительство стало проводить в жизнь политику широкого заимствования европейской и американской культуры. В 1869 г. правительством был создан специальный отдел, собирающий хроники, летописи, исторические документы, в 1898 г. началась публикация исторических материалов. Общественный интерес к древности страны, к ее доисторической культуре позволил открыть в 1884 г. Антропологическое общество, в 1895 г. – Археологическое общество. Ученые, пытающиеся реконструировать подлинную историю своего народа, подвергались репрессиям. В 1872 г. вместо лунного календаря был введен общеевропейский. Введено европейское платье в качестве парадной одежды. Несколько лет спустя оно стало повседневной одеждой для чиновников. В клубе Рокумэйкан – столичном центре «вестернизации» - устраивались на западный манер пышные балы для представителей высших слоев.»[220]

«Мори Огай, четыре года учившийся в Германии и ставший впоследствии известным японским писателем, изучал философию, литературу и искусство, медицину, микробиологию, санитарию и гигиену, архитектуру и строительство.»[221]

«Впервые возникла общественная ориентация на самоценность личности, противопоставившая ее авторитету группы. Большая феодальная семья – иэ, объединение горожан по месту жительства – тёнанкай – с их иерархическим подчинением и почитанием старших были благотворной почвой для воспитания преданных, деловых, дисциплинированных работников. В 1869 г. были закрыты школы «теракоя», обеспечившие в период Эдо достаточно высокий уровень грамотности по стране. В 1872 г. правительственным законом была введена новая система просвещения. Страна была разделена на восемь университетских округов с учрежденными в них университетами. Округа делились на 32 района со средней школой в каждом и 210 начальными. Платное начальное образование со сроком обучения четыре года, а с 1907 г. – шесть лет было объявлено обязательным.»[222]

«Школы подразделялись на тюгакко с пятилетним сроком обучения и котогакко с двухлетним сроком обучения. Последние обычно имели специализацию. В 1877 г. был учрежден Токийский университет. В 1886 г. после присоединения к нему Технического института и Сельскохозяйственной школы он принял название Императорского университета.»[223]

«Среди частных заведений, сыгравших серьезную роль в распространении просвещения в Японии, была школа, основанная известным общественным деятелем Фукудзава Юкити и превращенная впоследствии в крупнейшее частное учебное заведение – университет Кэйо. Крупным государственным деятелем Окума Сигэнобу был основан университет Васэда, заслуживший известность как оплот либеральных идей в сфере науки. В 1897-1906 гг. шло усовершенствование среднего специального образования – создавались ремесленные училища, профессиональные школы, дающие техническое образование, работали специальные женские школы, девушки могли поступить в высшее учебное заведение.

Принудительные меры правительства, стимулирующие посещаемость в школах, к концу века значительно изменили общую ситуацию. Задачи в проведении реформы фактически сводились к организации двух негласных уровней. Нижний составляли нормальные начальные и средние школы, выпускники которых – выходцы из крестьянских слоев должны были работать школьными преподавателями. Наиболее способные могли поступить в одну из семи средних повышенного типа, готовивших своих выпускников к обучению в императорских университетах. Высшие учебные заведения представляли высший уровень в структуре образования и одновременно организованную систему подготовки элиты, прежде всего правительственной бюрократии. Влияние западной буржуазной культуры привело к значительному распространению в школе либеральных идей. В 1881 г. преподавателям начальных школ было запрещено заниматься политикой. В учебную программу введен курс морали и этики. Идеи национализма и «уникальности» отношений императора и подданных были выражены в изданном в 1890 г. «Императорском рескрипте о народном воспитании». В качестве основы формирования личности японца было выдвинуто сочетание конфуцианских и синтоистских идеалов.»[224]

«Под вилянием идей движения «Дзию минкэн ундо» в конце XIX в. в японской литературе складывается направление так называемого политического романа. В 1888 г. появился подлинный художественный перевод части «Записок охотника» И.С. Тургенева.

Романтический подъем и идеалы прогрессивной японской интеллигенции в послереволюционные годы отразились в возникновении романтического направления в японской литературе 90-х годов. Ярким его представителем был Исикава Такубоку. Главным же достижением Исикава является реконструкция им традиционной формы «танка». Ввел в структуру короткого стиха не свойственные ему социальную проблематику и лексику.»[225]

«Обновление в поэзии было связано также с именем Китамура Тококу (1868-1894) – блестящего публициста, издававшего первый в Японии антивоенный журнал «Мир» (1892).»[226]

«Приверженностью к романтизму на раннем этапе своей деятельности известен крупнейший писатель Японии Симадзаки Тосон. В 90-х годах он выступал как лирические поэт, создатель новой формы свободного стиха. Становится одним из наиболее ярких представителей реалистического романа.

В первые десятилетия XX в. в японской литературе складывается два направления: натуралистическое и реалистическое, граница между которыми в определенной степени условно.»[227]

«В 1914 г. начинается спад в развитии японской литературы.»[228]

«С падением сёгуната изменилось привилегированное положение театра Ноо. Оказавшись без поддержки бакуфу, театр пришел в упадок. Та же ситуация была характерна и для театра Кабуки.

В 1875 г. был открыт театр европейского типа «Симпудза», в репертуаре которого шли исторические и бытовые драмы. В отличие от прежних «мещанских» драм они не были подробным слепком современности, а пытались отразить возникновение целого узла противоречий в обществе. Кабуки в этот период для завоевания зрителя ставит пьесы злободневной современной тематики.

Формирование и деятельность театра, использующего европейскую драматургию, связано с именем Цубоути Сёё.»[229]

«Сначала он делал вольные переводы пьес Шекспира для постановок в стиле дзёрури, впоследствии сделал первоклассные переводы всех пьес Шекспира, а также попытался создать теоретическую программу преобразования театра в соответствии с требованиями времени.»[230]

«В первые годы после революции 1868 г. изобразительное искусство переживало характерный для всей национальной культуры период активного интереса ко всему западному.

В 80-х годах обстановка изменяется – на фоне общего подъема экономики появляется интерес к национальному художественному наследию. В 1888 г. было учреждено Токийское художественное училище. Возрождаются чайная церемония, бонсай (выращивание в специальных условиях карликовых деревьев).

В 90-х годах возникает тенденция развития японского классического искусства с привлечением методов западных школ. В Токийском художественном училище открывается отделение западной живописи. Изделия киотоских мастеров, ихзготовляюзщиъх парчу «нисики», керамика и фарфор, лак и эмали, декоративные работы по металлу, использующие только традиционных технические приемы, получили широкую известность и распространение на Западе. Замковая территория и окружающий ее район теперь стали местом размещения префектуральных и городских официальных учреждений. Остальная часть городской застройки примерно до начала 30-х годов XX в. сохраняла нетронутыми национальное жилое строительство и запутанную сеть улиц.»[231]

«Промышленные предприятия лишь в 90-х годах перемещаются из окраинных районов города в его срединную часть. В 1872 г., после пожара, уничтожившего большую часть центра столицы, была начата перестройка Гиндзы – ведущего торгового района города. Перестройки центра города не произошло. Центр представлял собой две шеренги пяти-шестиэтажных кирпичных домов по сторонам главной улицы района. За ними по-прежнему простирались кварталы деревянных двухэтажных строений. После землетрясения 1901 г. японскими и западными архитекторами начинается разработка принципов антисейсмичного строительства, предлагающего использование железобетонных конструкций со стальным каркасом. К сооружениям такого типа относится «Империал-отел». Здание выдержало сильнейшее землетрясение 1923 г. и даже сохранило работающими системы водоснабжения и электрического освещения. Японские архитекторы начинают в эти года использовать новую европейскую технику и нетрадиционные материалы в сооружениях национального характера.»[232]







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.