Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 8. Культура Японии в период позднего феодализма.





«Искусство гравюры не было нововведением художников направления укиё-э, еще с VIII в. гравюра использовалась для печатания небольших буддийских икон. В токугавский период гравюра утверждается как самостоятельный вид искусства. Распространению ее содействовала доступность, дешевизна ксилографического метода. Сложился особый жанр, долго занимавший самое значительное место, - изображение красавиц из этих районов города – «бидзинга». Появлялись и другие жанры: театральная гравюра, исторический жанр, изображение цветов и птиц и получившая широкое признание в середине XIX в. пейзажная гравюра. Первые гравюры были монохромными, но строгость цвета восполнялась и подчеркивалась выразительностью линий.»[173]

«В середине XVII в. появляется цветная печать, в создании которой обычно принимали участие несколько человек – художник, резчик и печатник.»[174]

«Первым крупным художником японской ксилографии был Моронобу Хисикава (1638-1714), оставивший большое количество альбомов гравюр. Увидел красоту и значительность в обычной, повседневной жизни города. С именем Судзуки Харунобу (1725-1770) связано введение с 1765 г. многокрасочного печатания с нескольких досок. Его гравюры, основная тема которых – изображение молодой женщины, с особой, характерной для этого художника атмосферой изысканности, открывают классический период японской гравюры. Возникла специфическая область – театральный портрет. Впервые им стал заниматься Сюнсо, написавший множество портретов актеров Кабуки, а также портретов борцов сумо и сцены состязаний. Традиции Сюнсо продолжил Сяраку, профессиональный актер, работавший как художник всего два года, но создавший более ста выразительных, с элементами сатиры, изображений актеров.

Одним из талантливых художников направления укиё-э был Киёнага. Впервые использовал многофигурную композицию с обилием разнообразных деталей. Конец XVIII в. стал переломным – вместо небольших гравюр появляются листы большого формата с изображением полуфигур, с сериями голов в натуральную величину и сценами, имеющими глубокий задний план. Крупнейшим мастером этого периода считается Утамаро.»[175]

«Начал с иллюстрации книг, где, используя рельефное печатание, золочение, перламутровую пыль, изображает диковинные экзотические раковины и насекомых.»[176]

«Новаторство Утамаро выразилось в создании особой формы жанра «бидзинга» - эмоционального портрета, когда устраняется фон, всевозможные детали.

В начале XIX в. появляются новые тенденции в развитии цветной гравюры – возникает самостоятельный жанр – пейзаж. Теперь активизируется живописная часть гравюры. В произведениях крупнейших пейзажистов Хокусая Кацусика и Хиросигэ Андо дается не обобщенная и символическая трактовка природы, а ее реалистическое изображение. Его знаменитые манга (смешанные эскизы), изображающие городскую жизнь, героические сцены, ландшафты – это, по существу, тонкие акварели, переведенные на дерево. Пейзажи Хиросигэ…изображают не только природу. У него лист всегда наполнен людьми, деятельной обыденной жизнью.

С XIV в. начинается упадок буддийской скульптуры, связанный с сокращением влияния буддизма. Роль идеологического оружия и морально-этической системы выполняло теперь конфуцианство, с XVII в. активно поддерживаемое токугавским правительством. Появилось народное искусство, в котором было очевидно противопоставление официальной вере своего понимания мира.»[177]

«К такому искусству можно отнести творчество многочисленных народных скульпторов, выдающимися представителями которых были странствующий монах Энку (1628-1695) и проповедник Мокудзики.»[178]

«Энку не был профессиональным скульптором. Рассматривал свои вырубленные из дерева скульптуры как средства проповеди. Оставил в разных местах 5 тыс. скульптурных изображений будд, бодхисатв, божеств-охранителей. Нет торжественности, свойственной традиционной буддийской скульптуре. Его будды имеют облик крестьянина. Для Энку будда – не воплощение карающей силы, а защитник, исцелитель и утешитель. Даже такие божества, как Нио – стражи, охраняющие от злых духов, или Фудо мёо – грозные боги очистительного пламени, выглядят у него добродушными, таящими скрытую усмешку.

Среди народных скульпторов, работавших в это время на Южной Хоккайдо и в районе Канто, известны имена Мокудзё, Соэн, Дзидзай Хоси. В статуях для храмов стремился запечатлеть черты местных жителей – айну. Обогащение купечества, быт богатых горожан содействовали широкому развитию прикладного искусства, происходит расцвет художественных ремесел.»[179]

«В XVI-XVII вв. высоко ценилось художественное оформление оружия – короткие мечи вакадзаси и длинные, двуручные мечи катана украшались гравировкой по металлу, а рукоятки – драгоценными камнями. Более всего украшалась часть боевого меча – цуба (гарда) – круглая или овальная пластинка с прорезями в центре. Широкое распространение приобрело искусство лаковой росписи. Гладкая лаковая поверхность требует не менее шестидесяти операций.

Своеобразную область прикладного искусства представляет миниатюрная скульптура – нэцкэ. Это род пуговицы или брелок. В национальном японском костюме нет карманов. В XV в. с появлением пояса возникли и нэцкэ, при помощи которых к нему прикрепляли кисет, трубку, кошелек и веер. Нэцкэ становятся предметом украшения, самостоятельным видом прикладного искусства.

Темами миниатюрной скульптуры первоначально были сюжеты, заимствованные из Китая. Широким спросом в стране пользовались изделия керамического производства. Первые образцы фарфора в стране были получены в Сэто в XIII в.»[180]

«Фарфор был назван сэтомоно. В XVI в. на Кюсю в Арита был впервые получен фарфор, покрытый глазурью. Вывозился в разные районы страны и пользовался заслуженной славой не только в Японии, но с конца XVII в. и в Европе. Отличительной особенностью его производства были белые глины, роспись под глазурью кобальтом, цветной мелкий рисунок, наносящийся на покрытое глазурью изделие. Изделия провинции Хидзэн с орнаментом «парча», которые представляли собой многоцветную подглазурную роспись, вывозились в Европу. С конца XVI в. получило известность фарфоровое производство провинции Сацума на юге Кюсю. Создавали произведения с твердым белым черепком и рисунком, выполенным по глазури эмалевыми красками. Изделия одного из центров провинции – Татэно – отличались глазурью золотистого оттенка с сеткой тонких искусственных трещин. Фарфор из мастерских Миковаси (остров Хирадо) – белоснежные изделия с тончайшим черепком и живописной кобальтовой росписью – не поступал в рыночную продажу, его запрещалось вывозить за границу.

В процессе приготовления чая использовались двадцать четыре предмета. Ценились чаши для чая с небольшой неточностью формы, даже с отпечатками пальцев мастера. Немало мастеров занималось производством ваз для икэбана.»[181]

«Район Киото был известен также глазурованными гончарными изделиями кёяки, впервые полученными знаменитым мастером Нинсэй. Тонкостенную и хрупкую керамику он тщательно обрабатывал и декорировал эмалевой росписью, сочетающейся с мелкими блестками золота и сеткой трещин. Большое значение имело изобретение способа крашения тканей юдзэн-дзомэ, названного по имени художника Юдзэн, впервые применившего действующий и сегодня метод нанесения на ткань тонких графических рисунков. В начале XVII в. с укреплением позиций конфуцианства происходит сокращение храмового строительства. В 1651 г. начали строить мавзолей Тайю-ин, посвященный внуку Токугава – Иэмицу. К участию в строительстве были привлечены крупнейшие князья. Мавзолеи в Никко – это комплекс синтоистских и буддийских храмов. Пышный и изысканный декор – яркость красок живописи, украшение крыш и колонн деревянной резьбой, скульптурная орнаментация с позолотой и цветным лаком создают впечатление перегруженности.»[182]

«В XVII в. возрастает светский акцент чайной церемонии и формы чайного дома максимально приближаются к жилой архитектуре. Возникает стиль сукия, фактически представляющий и в наши дни конструктивную и эстетическую систему национального дома. Выросшее из обычая ставить цветы перед статуями в буддийских храмах, искусство икэбана претерпело длительную эволюцию. К середине XV в. икэбана складывается как самостоятельная область декоративного искусства. Не утратило религиозно-философской окраски.»[183]

«Стабильными остались формообразующие элементы структуры любой композиции – Небо (син), т.е. мир природы, Земля (тай) – весь объем жизненных, повседневных дел, и Человек (соэ).»[184]

«Самым ранним, классическим был стиль рикка – аранжировка храмовых монументальных букетов. К периоду XVI-XIX вв., времени наивысшего расцвета и распространения икэбана, рикка эволюционировала от праздничной аранжировки цветов в честь звезд к композициям камерным, ставившимся в жилых помещениях, как объект эстетического наслаждения. В конце XVI в. происходит кардинальное изменение рикка в сторону упрощения. Появляется новый стиль – нагаирэ – свободная композиция из цветов, впервые созданная мастером чайной церемонии Сэнно Рикю. Аранжирование цветов он считал одним из обязательных компонентов чайной церемонии. Икэбана к чайной церемонии в отличие от строгих и точных предписаний требовала лишь простоты и естественности композиции из самых обычных цветов и трав. В начале XVIII в. складывается новый тип композиции – сэйка. Привлекательным в нем было сочетание традиционных положений рикка со свободным композиционным решением. Появляется несколько школ этого стиля – Соами, Фурута, Ясиро. Для периода Эдо характерно не столько создание новых стилей икэбана, сколько множественность форм и разнообразие композиций. Каллиграфия и икэбана стали обязательной частью воспитания и образования женщины как средство становления высокого художественного вкуса, а следовательно, и подлинной нравственности.»[185]

«Впервые художественный образ цветочной композиции начинает цениться не за умение следовать принципам школы, а за способность импровизации в пределах строгих рамок канона.»[186]







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.