Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Уровни сознания: топографическая модель Фрейда





 

В первые годы своей работы 3. Фрейд представлял психическую жизнь состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Первоначально эта схема и была приложена к объяснению клинических фактов, полученных в результате анализа поведения невротиков.

 

Уровень сознанияощущения и переживания, которые вы осознаете в данный момент времени. Сознание охватываеттолько малый процент всей информации, хранящейся в мозге (мысли, восприятие, чувства, память). Что бы в данный момент времени ни переживалось в сознании человека, это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки, в значительной мере регулируемого внешними сигналами. Более того, определенное содержание сознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы.

 

Область предсознательного («доступная память») – весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате


минимального усилия. С точки зрения Фрейда,предсознательноенаводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

 

Бессознательноехранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного (забытые травмы детства,скрытыевраждебные чувства к родителю и подавленные сексуальные желания). Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

 

Характеристики бессознательного:

 

▪ отсутствие противоречия

 

▪ первичный процесс (подвижность активной силы)

 

▪ течение вне времени

 

▪ замена внешней реальности психической

 

Бессознательное непосредственно не наблюдается. К числу разнообразных форм его реализации относятся свободные ассоциации, обмолвки, описки, сновидения, аффективные комплексы, невротические реакции и т. д. Эти феномены являются индикаторами, проекциями бессознательного, его следами.

 

Структура личности

 

Позднее в работах «Я» и «Оно», «По ту сторону удовольствия» 3. Фрейд предложил иную модель человеческой личности,состоящуюиз трех основных компонентов.

 

I. «Оно» («Ид»)примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, которые коренятся в биологической системе человека. Функционирует целиком в бессознательноми тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Посредник между соматическими и психическими процессами в организме


Принцип удовольствиянемедленная разрядка психической

 

энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Идподчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной,

 

иррациональной и нарциссической манере, вопреки самосохранению.

 

Механизмы, посредством которых ид избавляет личность от напряжения:

 

рефлекторные действия

 

первичные процессыформирование психического

 

образа объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности (сновидения,

 

галлюцинации или психозы, а также в психическая деятельность новорожденных младенцев)

 

II. Инстанция «Я» («Эго»)часть личности, которая обращена

к внешнему миру и находится в прямом и непосредственном контакте с ним, компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром.

 

Две функции «Я»:

 

познавательнаяблагодаря сознаванию и восприятию может строить образ окружающего мира адекватный его свойствам

 

регуляционная –регулируетповедениечеловека,

 

приспосабливая требования влечений «Оно» и морально-этические требования «Сверх-Я» к реальным условиям и объектам. Эти притязания все время расходятся и«Я»частоне справляется с ними. «Я» эволюционирует из «Оно», заимствуя часть энергии для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальностиÞ эго должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире. Основной принцип, которым руководствуется «Я» – принцип реальности.


Принцип реальностисохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Он вносит внаше поведение меру разумности, давая возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии ид в рамках социальных ограничений и совести индивидуума. «Я» является исполнительным органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем. Оно опирается на вторичный процесс – логическое мышление

 

III. «Сверх-Я» («Суперэго»)интернализованная система моральных и эстетических ценностей, общественных норм и стандартов поведения, которыми человек руководствуется в своей жизни. Организм человека не рождается с суперэгоÞдети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими» фигурами. Все это приобретается в процессе социализации. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора.

 

Подсистемы «Сверх-Я»:

 

Эго-идеалпоощрительный аспект суперэго, формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов и их достижению. Имеющаяся у человека система моральныхценностей предписывает ему определенные идеальные образцы, с которыми он должен соотносить и оценивать свои мысли, чувства и поступки, и к которым он должен стремиться.

 

Самонаблюдение – «Сверх-Я» постоянно наблюдает, насколько поведение человека соответствует этим идеалам.

 

Совесть – определенный комплекс переживаний, которым «Сверх-Я» реагирует на степень соответствия чувств, мыслей и поступков идеальным, представленным в Эго-

 

идеале. Если соответствуют,то совесть спокойна,в противномслучае – начинает испытывать муки совести выражаемые в чувстве стыда, вины, моральной несостоятельности. Она


приобретается посредством родительских наказаний и включает

 

способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка,когда он несделал того, что должен был сделать.

 

Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности.

 

Характеристикой личности является наличие мотивационногоконфликта между Сверх-Я и Оно. Это конфликт междукультурным и природным началом, или конфликт между природными сексуальными влечениями и морально-эстетическими ограничениями со стороны общества. Этот конфликт неизбежен и неотвратим т.к. человек имеет двойственную природу: биологическую и общественную. Поскольку требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, пребывание в ситуации конфликта создает невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных «защитных механизмов» − таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сумбимация и т.д.

 

Развитие личности: психосексуальные стадии Две предпосылки развития:

 

▪ генетическая предпосылка – переживания раннего детстваиграют критическую роль в формировании взрослой личности

 

человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий,

 

коренящихся в инстинктивных процессах организма

 

В соответствии со своей сексуальной теорией психики З.Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной иди сексуальной энергии.

 

Эрогенные зоныэто области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение


либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидонознуюзону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии − это стадии психического генеза в течение жизни ребенка.

 

В них отражено развитие «Оно», «Я», «Сверх-Я» и взаимовлияние между ними.

 

Психосексуальное развитие –это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума,как правило,привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад

 

в виде приобретенных установок, черт и ценностей Два фактора:

 

фрустрация

 

 

психосексуальные потребности ребенка (например,сосание,кусание или жевание) пресекаются родителями иливоспитателями и поэтому не находят оптимального удовлетворения

 

сверхзаботливость со стороны родителейребенку предоставляется мало возможностей (или их вовсе нет) самому управлять своими внутренними функциями Þчувство зависимости и некомпетентности Þ чрезмерное скопление либидо Þ в зрелые годы может выразиться в виде


 

«остаточного» поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексульной стадией, на которую пришлись фрустрация или сверхзаботливость


Фиксациянеспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой

 

Регрессиявозврат на более раннюю стадию психосексуального развития и проявление ребячливого поведения, характерного для этого более раннего периода

 

Þ структура личности каждого индивидуума хактеризуется в категориях соответствующей стадии психосексуального развития, которой он достиг или на которой у него произошла фиксация. С

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.