|
Понимание целостности индивида как диалектической связи части и целого: в целостность включаются и от неё причинно
зависят все частные качества и особенности личности. Анализмногочисленных частных случаев приводил к обобщённой модели личности, которая помогала ориентироваться в конкретных случаях.
Адлер увидел индивидуальное в его социальном опосредствовании, в системе социальных связей.
«Цель человеческой психики – это преодоление, совершенствование, безопасность, превосходство». Психикаявляется аппаратом, ориентированным на будущее.
Он не считает типологические свойства характера врождёнными,
врожденно лишь большое количество виртуальных возможностей (способность к овладению человеческим языком),
Потребность человека в человеке, на основе которой в онтогенезе развиваются формы общения и чувства общности.
Категории (факторы) структуры и динамики личности:
▪ чувство общности ▪ чувство неполноценности (недостаточности)
▪ стремление к собственной значимости (самозначимости)
Чувство неполноценности
Присуще каждому человеку. Все люди чувствуют себянеадекватными в определённых ситуациях, при столкновении с жизненными трудностями и осознании собственной беспомощности. Зависимость ребёнка от семьи,взрослого отобщества – истоки той человеческой слабости, которая и порождает чувство неполноценности. Сначала это чувство выражается в чувстве неуверенности в собственных возможностях, которое затем тормозит выполнение целенаправленных действий и ведёт к самоуничижению.
Чувство неполноценности – положительная неудовлетворённость, которая продолжается «пока какая-нибудь задача или потребность не будет разрешена».
Можно ли рассматривать чувство неудовлетворённости как чувство неполноценности?
Это зависит от:
▪ субъективной трудности задачи (степень переживания«я
сам»)
▪ социальной ситуации (что подумают или скажут другие)
▪ потребности в собственной значимости, неотделимой от межличностного контекста Þчувство неполноценности–полностью социально мотивированное чувство
Более поздние работы:
▪ чувство неполноценности
▪ комплекс неполноценности – патологический результат развития чувства неполноценности, своеобразная болезнь личности, где неполноценность приобретает хронический гипертрофированный характер. Степень осознанности чувства неполноценности может широко варьировать в связи со стремлением к сохранению положительной самооценки.
Условия, порождающие чувство неполноценности:
▪ неправильное воспитание (Адлер)
▪ органические дефекты ребёнка ▪ социально-экономическое положение Э.Вексберг
▪ принадлежность к недооцениваемому полу
▪ место ребёнка в семье
Социальный характер чувства неполноценности вытекает уже из механизма его формирования, в основе которого лежит процесс
Непроизвольного, часто малоосознанного сравнения, соизмерения с окружающими, с их целями.
Стремление к собственной значимости
Каждый нормальный человек хочет быть способным на что-то, чувствовать свою социальную значимость. Возникновение чувства неполноценности ведёт к усилению тенденции к равноправию, компенсации и сверхкомпенсации.
Усиление чувства самозначимости без развитого чувства общности ведёт к формированию патологического комплекса
превосходства, вырастающего на основе комплекса неполноценности Þвозможность положительного иотрицательного (алкоголизм, конфликтность) стремления к самозначимости.
Чувство общности
Чувство общности – этоготовностькобщению,
сопереживанию, взаимопониманию, ответственности, готовность ставить общественные интересы выше узколичных, иногда готовность к самопожертвованию. Характер и все ведущие свойства личности оцениваются только с точки зрения общности. Впервые оно появляется и развивается у растущего человека во взаимоотношениях с матерью.
Конкретные черты характера.
Классификация аффектов ,
рассматриваемых как ограниченные во времени, сильные, внезапные выражения черт характера, проявляются там,гдеимеют личностный смысл, где соответствуют стилю жизни человека.
Диагностика чувства общности – оценка способа решения главных задач:
▪ задачи отношения к людям
▪ задачи отношения к труду
▪ задачи любви, отношения к другому полу.
Положительное решение этих задач возможно только при достаточно развитом чувстве общности.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|