Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Детерминированность и причины поведения





 

Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическимисистемами. Поведение человека активируется единой энергией,согласно закону сохранения энергии Þ источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения Þ

 

у каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность;цельлюбой формы поведения индивидуума состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии Þ мотивация человека полностью основана на энергиивозбуждения, производимого телесными потребностями

 

Личность,по3.Фрейду, −это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил.Динамика личностиопределяется действием инстинктов.

 

Инстинктыпсихические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. Винстинктах проявляются врожденные состояния возбуждения науровне организма, требующие выхода и разрядки. Любаяактивность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами. Влияние последних на поведение может быть как прямым, так и непрямым, замаскированным. Инстинкты – «конечная причина любой активности»

 

Основные группы инстинктов:

 

эрос (жизнь)силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида

 

Наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Либидоэто определенноеколичество психической энергии, которая находит разрядку


исключительно в сексуальном поведении. Существуетнесколько сексуальных инстинктов, каждый из которых связан с определенным участком тела – эрогенной зоной. Важно подчеркнуть, что 3. Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка−это ласки,прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от освобождения кишечника, от теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери.

 

танатос (мортидо, смерть)лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств, подчиняютсяпринципу энтропии

 

Характеристики инстинкта:

 

источник инстинктасостояние организма или потребность, вызывающая это состояние (например,голодили жажда)

 

цель инстинктаустранение или редукция возбуждения,

 

вызванного потребностью. Если цель достигнута,человекиспытывает кратковременное состояние блаженства. Хотя существует много способов достижения инстинктивной цели, наблюдается тенденция к поддержанию состояния возбуждения на некоем минимальном уровне (согласно принципу удовольствия).

 

объект инстинкталюбой человек, предмет в окружающей

 

среде или что-то в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель)инстинкта.

 

Практически любой поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах:

 

катексиспривязка,или направление энергии на объект

 

антикатексиспрепятствие,мешающееудовлетворению инстинкта

 

 

стимул инстинктаколичество энергии, силы или давления, требуемое для удовлетворения инстинкта

Ключом к пониманию динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещенной активностивысвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой активности. Смещенная активность имеет место тогда, когда по каким-то причинам выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта невозможен. В подобных случаях инстинкт может сместиться и, таким образом, сфокусировать свою энергию на каком-нибудь другом объекте

 

В концепции Фрейда понятия влечений и инстинктов не различаются.

 

Варианты судьбы влечений.

 

1. Превращение влечений в противоположноесмена

активности субъекта пассивностью, смена на противоположное и содержания влечения (садизм–мазохизми т.д.). Превращение касается только целей влечения: вместо активной цели – пассивная.

2. Обращение влечений на собственную личность (сострадание,

нарциссизм и т.д.)

Т.о., из этих особенностей влечений возникают чувства человека, черты его характера, ими определяются отношение человека к другим людям и к самому себе.

3. Сублимирование –возникает в случае невозможностинепосредственно удовлетворить влечение. При нём основныевлечения (прежде всего сексуальные) переключаются на другие пути, они удовлетворяются опосредованно в различных формах творческой, научной и иной деятельности человека.

4. Вытеснение –если общественная среда делает невозможным

илизатруднительнымудовлетворениевлечения,они

вытесняются в бессознательное, где ищут способ косвенного удовлетворения (сновидения,обмолвки,описки и т.д.).Имиопределяется возникновение болезненных состояний.

 

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ


Отличие от Фрейда: содержание бессознательного есть нечтобольшее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Индивидуум мотивирован интрапсихическимисилами и образами, происхождение которых уходит вглубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человеческому стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству Þ либидо какдиффузная творческая жизненная сила, проявляющаяся различными путями. Т.е.,в понимании Юнга,энергия либидоконцентрируется в различных потребностях по мере того, как они возникают.

 

 

Психика как целоеэто совокупность сознательных и бессознательных психических процессов, составные части которой более или менее отделены друг от друга. Эти отделыотносительно независимы один от другого, а некоторые из осколков психики очень редко или даже никогда не соединяются с «я» – автономные комплексы.

 

Душа –определённый отграниченный комплекс функций,«личность». Их может быть несколько. Внутренняя личность есть тот вид и способ отношения к внутренним психическим процессам, который присущ данному человеку. Это внутренняя установка,характер, обращённый к БСЗ –душа. В той мере,в какойустановка привычна, она есть более или менее устойчивый комплекс функций, с которым «я» может более или менее отождествляться. Душа имеет восполняющий характер по отношению к «персоне».

 

Психика состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур.

 

1. Эго («Я»)центр сферы сознания, включает в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашегосамосознания, благодаря ему мы способны видеть результаты


своей обычной сознательной деятельности. Оно логично, непримиримо к противоречиям, дихотомично (или или).

 

2. Личное бессознательное – все содержание личного опыта, конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят течувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании.

Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопленияэмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из наследственного опыта. Согласно представлениямЮнга, эти комплексы могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Если какой-либо комплекс, который должен быть соединён с «я», становится БСЗ благодаря вытеснению или уменьшению его потенциальности, то данный субъект испытывает чувство потери. Если же комплекс коллективного БСЗ соединяется с «я», то его содержание представляется субъекту жутким, сверхъестественным, нередко опасным.

Существование комплексов легко доказывается опытом ассоциаций. Удлинение времени реакции вызвано наличностью

чувства, ассоциированного со словом-раздражителем, «задевшим» какой-то комплекс. Комплекс вызываетрасстройство умственной реакции, вызывает неподходящую реакцию или изглаживает воспоминание о данном ответе.

Он вмешивается в сознание и расстраивает наши намерения. Комплекс принадлежит к главному содержанию психической болезни.

3. Коллективное бессознательное самый глубокий слой

личности, хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В немотражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего


эмоционального прошлого. Содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.

 

Архетипы

 

Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов. Архетипы

 

врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности,это не воспоминанияили образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации − например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.


Примеры архетипов, описанных Юнгом

 

Архетип Определение         Символы  
           
Анима Бессознательная женская сторона Женщина,  
личности мужчины       Дева Мария,  
        Мона Лиза  
               
                 
              Мужчина,  
Анимус Бессознательная мужская сторона Иисус  
личности женщины       Христос, дон  
         
              Жуан  
       
  Множество социальных ролей человека,    
Персона проистекающих из общественных Маска  
  ожиданий и обучения в раннем возрасте      
         
  Бессознательная противоположность    
  того, что индивид настойчиво    
  утверждает в сознании. Темная,дурная и Сатана,  
Тень животная сторона личности. Но это и Гитлер,  
  источник жизненной силы, спонтанности и Хуссейн  
  творческого начала в человеке. Функция Эго    
  направить в нужное русло энергию Тени.      
       
  Воплощение целостности и гармонии,    
  регулирующий центр личности.    
  Сердцевина личности, вокруг которой    
Самость объединены остальные. Обретению Самости Мандала  
  препятствует сознание. Различение «я» и    
  самости, поскольку «я» – субъект сознания,    
  самость – всей психики.          
             
Мудрец Персонификация жизненной мудрости и Пророк  
зрелости            
               
           
  Конечная реализация психической Солнечное  
Бог реальности, спроецированной на внешний  
око  
  мир            
               
                 

Свойства архетипа:

 

общность у разных людей

 

одинаковы в масштабах человечества/культуры

 

врожденны

 

в норме выявляются очень трудно,следовательно,

 

существуют случаи их яркого проявления (психопатология – нарушение верхних слоев)

 

активны

 

Проявления архетипов:

 

▪ в мифах и сказках, сновидениях, галлюцинациях; воздействуют на индивидуальную, сознательную личность, при этом маскируются под сознательное содержание.

 

▪ могут презентироваться и в прямой форме, регулировать поведение (символические идеи, интуитивное понимание), человек не чувствует при этом дискомфорта.

 

Психологические типы

 

Основные взаимодополняющие направленности, общие установки субъекта:

 

Экстраверсия (движение вовне)объект действует на

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.