|
Рассматривает развитие в более широкой системе
социальных отношений,подчеркивая историческуюреальность, в которой «Я» развивается
▪ теория Э. Эриксона отвечает требованиям времени и тогообщества, которому он сам принадлежит
Эриксон принял идеи Фрейда о трехчленной структуре личности, идентифицируя Id (= Оно) с желаниями и мечтаниями, а Super-Ego (= Сверх-Я)– с переживаниями долженствования,междукоторыми человек постоянно колеблется в мыслях и чувствах. Между ними находится «мертвая точка» – Ego (= Я), в которой мы более всего и являемся самими собой, хотя и менее всего себя осознаем. Балансируя между этими двумя крайностями «Я» использует защитные механизмы, которые позволяют человеку прийти к компромиссу между импульсивными желаниями и силой совести
Критерии подлинных ритуальных действий:
▪ общее значение для
всех участников взаимодействия при сохранении
различий между индивидами;
▪ способностьк
развитию по стадиям жизненного цикла,
в ходе которого
достижения предыдущих стадий в дальнейшем на более поздних этапах обретают символическое значение;
▪ способность сохранять известную новизну при всех повторениях, игровой характер.
Ритуализация в человеческом поведении − это основанное на соглашении взаимодействие по меньшей мере двух людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах; оно имеет важное значение для «Я» всех участников
Э. Эриксон противопоставляет ритуалам ритуализмы. Ритуализмы
– это ритуально выглядящие типы поведения,для которых
характерно механическое повторение и бездушный автоматизм.
ЭРИХ ФРОММ
Роль социологических, политических, экономических, религиозных и логических факторов в формировании личности Неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество,изоляция
Для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие инвидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей
Значительная степень автономии и свободы выбора,которыминаслаждаются люди в современном западном обществе были достигнуты ценой утраты полной безопасности и появленияощущения личной незначимости
Свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму
Пропасть между свободой и безопасностью –причинабеспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди
борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются
в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят от экономических и политических систем общества
Механизмы бегства
1. Авторитаризм – тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы приобрести силу, утраченную индивидуальным ▪ мазохистская форма – чрезмерная зависимость, подчиненность и беспомощность
▪ садистская форма – эксплуатация других, доминирование и контроль над ними
У одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции
2. Деструктивност ь– уничтожение или покорение других. Долг, патриотизм и любовь – общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий Абсолютное подчинение
Социальным
Нормам,
Регулирующим поведение
Конформность автомата – человек становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято
В противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности
Позитивная свобода – люди остаются автономными и
уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Человек чувствует себя частью мира и в тоже время не зависит от него. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни
Любовь и труд –это ключевые компоненты, с помощью которых осушествляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодарялюбви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или целостности.
Вопрос о сущности человека – вопрос о месте человека внутри Природы
Раздвоенность человека: «дитя природы»,покинувшее свой дом,ккоторому его все еще тянет
Личность – продукт динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм.
Следовательно, Универсальные экзистенциальные потребности
1. Потребность в связанности с другими живыми существами – людям необходимо о ком-то заботиться принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то Способы достижения:
▪ Любовь – позволяет обрести связанность и одновременно сохранить свое уникальное Я
Любовь как высшая зрелая форма человеческогоотношения к человеку, как духовная способность,которой наделены отнюдь не все люди и которая может проявляться в различных видах отношений – в отношениях между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми, просто между людьми и даже между человеком и Богом. Способность любить выступает мерой того, насколько человек продвинулся в своем развитии, отдалился от животных и ощутил себя Человеком с большой буквы
▪ Суррогатные формы
– подчинение другим (человеку, группе, учреждению, Богу)
– подчинение других себе
В обоих случаях человек становится зависимым отдругих людей и ставит свое Я под угрозу разрушения.
Неудача в обретении каких бы то ни было связей обрекает человека на нарциссизм, невозможность установления связей с миром
2. Потребность в трансценденции – потребность в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни Две стороны: ▪ творчество (рождение и забота о ребенке,искусство,наука,
любовь) – человек поднимается над пассивностью ислучайностью своего существования в царство целеустремленности и свободы
▪ разрушение –человек,не способный любить,дает другойответ на потребность в трансценденции: если я не способен творить жизнь, я могу разрушать ее
3. Потребность в укорененности – люди нуждаются в том,
чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Человекможет обойтись без них только постольку, поскольку находит новые человеческие корни:
▪ инцест –черпает свою силу отнюдь не из сексуальноговлечения, а именно из этого всеобъемлющего стремленияостаться внутри или вернуться в чрево матери. Человекстремится обратно в лоно природы, он сопротивляется отторжению от природы, от материнской крови и почвы. Но чтобы развиваться, расти, двигаться, он должен разорвать пуповину, должен преодолеть глубинное стремление остаться привязанным к матери
▪ братство –это уже не природная сила;это вторичная
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|