Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ.





1.Введение.

2. Протосоциология.

3. Социальные утопии.

4. Возникновение социологической науки.

5. Основоположники социологии.

6. Марксистская социология.

7. Классическая социология конца 19 – начала 20 века.

8. Социология в России.

9. Основные направления развития современной социологии.

 

Основные понятия: социальная философия античности, стратификация Платона и теория среднего класса (полития) Аристотеля; социальная физиология Сен-Симона; социология О.Конта, позитивизм, социальный факт, социальная статика и социальная динамика; Г.Спенсер – теория эволюции, социальный организм, социальная дифференциация, социальная эволюция, социальный контроль; Э.Дюркгейм – теория социального реализма, групповое сознание, социальное здоровье, коллективность, солидаризм; М.Вебер – понимающая социология, теория социального действия, типы социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное, всеобщая рациональность.

 

Марксизм – общественное бытие и общественное сознание, способ производства, материалистическое понимание истории, общественно-экономическая формация; американская социология начала 20 века – тейлоризм, теория человеческих отношений, теория иерархии потребностей, бихевиоризм; русская социология - В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский – народная революция, русская община, П.Лавров, Н.Михайловский – социология народничества, герои и толпа, теория общественного прогресса,М.Ковалевский - историко-сравнительный метод, М.Бакунин, П.Кропоткин – свобода личности, анархический коммунизм, П.Сорокин – понимающая социология, три отдела теоретической социологии: социальная аналитика, социальная механика, социальная генетика, теория социальной стратификации, социальная мобильность, социальное пространство, глобальное общество.

Современная западная социология – макросоциологические и микросоциологические теории, социологический неопозитивизм, структурно-функциональный анализ, символический интеракционизм, этнометодология, институционализация, теория социальных конфликтов, социальная норма и девиация, ролевое поведение, теория стадий экономического роста.

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Первая проблема истории социологии – где её начало?

На этот счет существует несколько точек зрения. Самая распространенная – есть этапы возникновения и развития социального знания, подводящие его к научному уровню в 19 веке.

Вторая точка зрения утверждает, что социология существует столько же, сколько существует само общество, ею изучаемое.

Третья, самая фундированная, связывает появление социологии в середине 19 в., с радикальными преобразованиями в обществе, которые потребовали достоверного знания об обществе, происходящих в нем процессах и способах грамотного, научного управления им. Существуют и другие, частные и специфические подходы.

В данном пособии в основу положен первый подход, с необходимыми, с точки зрения авторов, дополнениями и уточнениями.

В формировании концепции социального знания можно выделить четыре основных этапа: 1) первичный синкретизм (нерасчлененность), 2) начальная дифференциация (Античность, Средневековье, Просвещение), 3) основатели научного подхода (середина 19 – начало 20 вв.), 4) развитие социологии и междисциплинарная специализация. Первые два этапа условно обозначим термином «протосоциология».

 

 

ПРОТОСОЦИОЛОГИЯ.

 

Итак, социальное знание создавалось и накапливалось

в течение многих тысячелетий. Всем другим подходам предшествовала религиозная традиция, поскольку религия возникает раньше других форм общественного сознания. Господствовало представление о создании не только материального мира, но и установлении законов его существования сверхестественными силами, места в нем человека. Божественное начало возникает в космосе, поэтому его система более упорядочена, чем земная. Оно же санкционирует, если не создает, соответствующие земные порядки, т.-е. Божественное начало выступает и первоисточником и ведущим принципом, и господствующей тотальной идеологией, не имеющей конкуренции в лице иных представлений, взглядов, точек зрения. Вместе с тем, есть различия в земных порядках в зависимости от способа связи божественного, небесного начала с земными отношениями. Так, в представлениях древних китайцев, «Силы Неба» через особу «Сына неба» (он же «Отец людей», он же «Совершенномудрый») расставляют всех людей по местам и определяют их статус с набором прав и обязанностей: помощники Отца людей – «Благородные мужи», исполнители их воли – чиновники-«мандарины» и простой народ.

По представлениям древних египтян, на вершине пирамиды власти находятся персонифицированные в зооморфной и антропоморфной, а то и гибридной форме боги, которые управляют судьбами людей непосредственно и через особу фараона. Последний и сам после окончания земного жизненного пути становится богом, поэтому его главная прижизненная забота – подготовить себе достойную гробницу, где будет сохраняться его мумия и чем дольше, тем он могущественнее и храм при гробнице, где ему будут приносить жертвы и поклоняться. На следующей иерархической ступени располагаются жрецы- хранители знания и аристократия. Внизу социальной лестницы находится, разумеется, простой народ.

Главная идея этого периода: поскольку земной порядок – часть мирового космического, постольку соблюдение его обязательно. Нарушение существующих в обществе (установленных богами) традиций, моральных и нравственных норм – это покушение не только на человеческий, но и мировой порядок (вызов богам). Отсюда детальная регламентация поведения, запреты и наказания - индивидуальные (жена Лота, превратившаяся в соляной столб, изгнание из рая Адама и Евы) и коллективные (Содом и Гоморра, всемирный потоп). Неприязнь к изменениям, а значит и нововведениям, почтение к традициям и опыту предков, делали древние общества очень устойчивыми. Другая важная идея – идея цикличности мирового процесса. Мир в целом и общество, как его органическая часть, возникает, переживает время расцвета, потом постепенно угасает (это угасание в обществе сопровождается «порчей нравов», разрушением традиций) и гибнет. Однако после этого начинается новый цикл, и так до бесконечности. Наиболее ярко такое представление проявилось в Индуистской мифологии.

Еще одно характерное для древности представление – представление о сакральном характере политической власти. Правитель, вождь, царь считались священными фигурами, от которых напрямую зависит не только благоденствие подданных, но и состояние мира. Кстати, такие представления сохраняются, в известной степени, и в современности.

Мифологический, с переходом к религиозно-философскому подходу демонстрируют священные (религиозные) книги, например, Веды и Упанишады, учения Будды и Зороастризм, а также размышления мыслителей древнего Китая Конфуция, Лао Цзы, Мо Цзы, Сюнь Цзы и др.

Сюнь Цзы, например, различает в человеке природное и социальное. По природе человек зол и необуздан, поэтому нуждается в воспитании. Общество посредством морали и закона должно воспитывать человека. Законы и нравственные нормы были созданы не небом и богами, а древними людьми и мудрыми правителями. Все люди от природы равны, обладают равными возможностями для праведной жизни и совершенствования, однако не все реализуют эту возможность. Поэтому, при равенстве возможностей людей, в обществе неизбежно неравенство.

Конфуций обосновывает идею социального мира между сословиями через воспитание у народа соответствующих моральных качеств. Основная добродетель для всех – подчинение, послушание в отношении всех старших, от почтительного отношения к родителям до преданности правителю. Высшие слои общества, кроме того, должны соблюдать ритуалы, проявлять человеколюбие и заботиться о подчиненных.

Следующий, второй этап, связан со становлением философско-рационального мышления, попыткой проанализировать общество без ссылок на мифы и предания. Социальное знание – часть (аспект) общей культуры. Этот процесс характерен и для восточной и для западной культуры, но наиболее ярко его осуществили древнегреческие мыслители эпохи древнегреческого просвещения (4-7в.до н.э). Крупнейшими из них были «учителя мудрости – софисты» - представители демократической тенденции - Протагор, Горгий, Гиппий, Ликофрон, Фразимах и др., выдвинувшие многие идеи, из которых возникли различные социально-политические теории не только античности, но и средневековья, и нового времени:

- государственность возникает в ходе исторического процесса, а не дарована богами или героями;

- законы человеческого общества изобретаются самими людьми, а не богами и, следовательно, их можно изменять и совершенствовать;

- не может быть одной, общей для богатых и бедных справедливости.

 

Проблема «справедливости» как опоры общества и основы его стабильности – одна из самых важных для древнегреческих философов.

Пифагор понимает «справедливость» как меру нормирования неравных отношений неравных индивидов», как «воздаяние равным за равное». Для Гераклита идеал общественного устройства – государство со справедливыми законами в основе которых – божественный логос. Социальные различия между людьми основаны на их отношении к логосу: чем более человеку доступен логос, тем более высокое положение он должен занимать. Демокрит тоже относится к справедливости как высшей ценности, утверждая, что общество есть продукт длительной эволюции, завершаемой созданием государства в результате целесообразной деятельности человека. Задача государства – всеобщее благо и справедливость.

Софистические идеи были направлены против традиционных идеологических ценностей античного полиса, поэтому встречали сопротивление консерваторов. Именно в результате конфликта радикальных и консервативных идей были сформулированы многие понятия и представления об обществе, его структуре и взаимосвязях этих структур, лежащие в основе многих теорий современности, в том числе вышеназванные демократические идеи, а также идеи таких великих мыслителей консервативного направления, как Сократ, Платон и Аристотель.

Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта – Платон (427 – 347гг. до н.э.) и Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Они изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, из которых следовали практические рекомендации о том, как усовершенствовать общество.

В споре с софистами Платон развивал идеи своего учителя Сократа, рассматривавшего справедливость, добродетельи знание, как абсолютные божественные истины, доступные только и исключительно «мудрым пастырям», которые достойны управлять, на основе знания «царского искусства»управления. Принимая и продолжая это разделение, Платон в диалоге «Государство» предлагает фактически первую в истории стратификацию общества, выделяя слои граждан, обладающих разными добродетелями. Управляет государством высший класс - мудрецы-философы, обладающие кроме мудрости также мужеством, благоразумием и справедливостью. Но, обладая огромными привилегиями, высший класс не может избежать соблазна злоупотреблять властью. Чтобы избежать этого, надо лишить правящих мудрецов-философов частной собственности, которая развращает нравы людей. Кроме того, они должны быть не моложе 50 лет и вести аскетический образ жизни. Средний класс составляют воины, охраняющие общество-государство от смуты и беспорядка. Ну а чтобы они успешнее это делали их надо освободить от лишних забот – семейной жизни и ведению домашнего хозяйства – жены у них общие, а детей воспитывает государство. Низший класс – ремесленники и крестьяне.

Ученику и критику Платона Аристотелю принадлежит вполне реалистическая теория происхождения государства: семья – объединение семей в селение и селений в государство. В работах «Никомахова этика», «Политика» и др. он дал первую систематизацию социальности людей, их общностей и осуществляемый ими контроль над людьми. Аристотель выделил как особое социальное явление – «НОМОС» - то, что регулирует и контролирует поведение – обычаи, нормы нравственности, права. Выделив социальные группировки, ранжировав их, Аристотель пытался найти наиболее совершенные их формы, заведомый «правильный» (справедливый) их порядок. Впервые в истории Аристотель заговорил о необходимости разделения властей, о стабилизирующей роли в обществе людей среднего достатка (среднего класса), которые должны составлять в обществе большинство.

Философские школы стоиков и эпикурейцев осуждают рабство, как проявление несправедливости. У эпикурейцев была и своя теория происхождения общества: общество возникло для самозащиты, взаимопомощи, обмена знаниями и услугами и строилось на основе соблюдения всеми членами общества договора о непричинении друг другу зла и поддержки слабых. Общество изменяется: то, что было полезно на одной стадии развития, теряет смысл на другой. Тогда люди меняют условия ранее действовавшего договора, создают новые законы, подсказанные трезвым расчетом и соображениями пользы.

Социальная мысль Древнего Рима во многом основывалась на достижениях греческой философии. Лукреций Кар, опираясь на идеи эпикурейской школы греческой философии, выделял несколько периодов в развитии человеческого общества: догосударственное состояние, эпоха царей, учивших людей полезным новшествам и основавшим первые города и, наконец, государственную, полисную стадию.

Средневековый этап развития социально-философской мысли связан с распространением христианства. Взгляды христианских мыслителей отличались большим разнообразием и сочетанием древних мифологических мотивов, элементов греческой философии и собственно христианских идей. От мифологического мышления христианство унаследовало идею сакральности социального порядка, т.е. порядок в обществе понимался как отражение порядка на небесах, иерархии небесных сил – царя небесного и его присных ангелов и архангелов. Христианских мыслителей волновала также проблема несправедливости, зла, пронизывающих человеческое общество.

Важнейшим вкладом христианства в понимание общества и человеческой истории стало преодоление идеи циклизма мирового (и исторического) процесса, характерной для (древнего) мифологического мышления. Христианство толкует историю как линейный процесс, имеющий определенную цель и смысл (Страшный суд и наступление непосредственного царства Божия). Восприятие истории как процесса, имеющего смысл и цель, настолько прочно вошло в сознание христианских народов Европы, что даже с падением влияния религиозного (христианского) мышления и утверждением мышления научного это восприятие не исчезло, а трансформировалось в привычную нам и сегодня идею прогресса.

Достаточно противоречивым этапом развития социальной мысли была эпоха Возрождения. Наряду с повышенным интересом к философии, мифологии, античному искусству (отсюда само название эпохи), это время зарождения научных знаний, причудливо сочетающихся с языческими суевериями, астрологией, алхимией. Новым в социальной мысли стал гуманизм, новое отношение к человеку не как к греховному существу, а подчеркивание величия и достоинства человека как вершины и центра мироздания.

Никколо Макиавелли (1469 – 1527) – первым создал теорию общества и государства. Его «Государь» как бы продолжает линию платоновского «Государства», но акцент здесь не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Фактически это основы науки о поведении людей в обществе. Правитель должен знать мотивы поведения людей и руководствоваться тремя основными законами-принципами:

1 - нашими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками – страсть приобрести то, чего их лишили;

2 - умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязанностей. Добиваясь власти, можно обещать всё, но потом выполнять обещанное не обязательно, иначе попадешь в зависимость от подчиненных, а где зависимость, там нерешительность, малодушие, легкомыслие;

3 - творить зло надо сразу, а добро постепенно. Наградами люди дорожат когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени. Наказание не нуждается в оценке и ответной благодарности (как поощрение).

Выдающимся вкладом в развитие общественной мысли нового времени была разработка теории «естественного права» и «общественного договора». Сущность теории естественного права в том, что все люди, независимо от происхождения, наделены от рождения суммой естественных прав: на жизнь, свободу, личную безопасность, собственность и др. Эта теория объясняла происхождение государства из «естественного состояния» (у Гоббса это «война всех против всех», у Руссо – бесконфликтное существование), когда люди заключают договор по созданию государства, которому они обязуются подчиняться с тем, чтобы оно защищало их естественные права. Таким образом, государство – это вторичный по отношению к обществу институт, цель которого – служить интересам граждан, а не наоборот, как считалось раньше, что индивид должен всемерно служить государству. Теория общественного договора подрывала идею о божественном происхождении государства.

Социальный философ Ш.Монтескье (1689 – 1755) анализирует формы политического правления, влияние природной среды на характер и нравы народов. Он выделяет нравы, обычаи и законы, различия между ними, обосновывает необходимость разделения властей.

Ш.Монтескье можно считать одним из основоположников социологического, научного подхода к изучению общества – стремление искать за социальными явлениями их причины и основания, которые нельзя свести ни к случайности, ни к произволу человека.

Ш.Монтескье явился также одним из основателей географической школы в социологии и политологии. Географическая школа – направление в социологии и политологии, рассматривающее географическую среду (климат, реки, почвы и т.д.) как определяющий фактор развития общества и государства.

Одним из первых разработчиков теории общественного договора был английский мыслитель Томас Гоббс (1588 – 1679). Он разрабатывал теорию общественного договора как основу учения о гражданском обществе. Неправда, что люди от рождения склонны к сотрудничеству, они больше склонны к ненависти и зависти. Наша природа толкает искать не друзей, а почета и выгод. Побуждает людей создавать общество взаимное опасение. Оно сбивает людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Страх объединяет людей, вынуждает заботиться о взаимной безопасности. Государство – наилучший способ удовлетворить такую потребность. Поэтому причина возникновения стабильного, длительно существующего общества – взаимный страх, а не любовь и расположение.

Естественное состояние – война всех против всех или социальная борьба за выживание. Гражданское общество – высший этап развития, который покоится на общественном договоре и юридических законах. С появлением государства возникают учреждения (суд, армия, полиция и т.д.) защищающие собственность и человека.

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) один из передовых мыслителей эпохи Просвещения, ставивших задачу перестройки всей общественной жизни 18 века. Вместе с другими выдающимися представителями эпохи (М.-Ф.Вольтером, Д.Дидро и др.), он выразил основные тенденции развития социологической мысли этого времени. В их трудах отражена непримиримая борьба с уходящим феодальным строем, содержится острая критика существующих устоев, религиозной идеологии, подчеркивается необходимость вмешательства человека в общественную жизнь с целью избавления от несправедливостей. Развивая идею прогресса человечества, они связывают её с развитием науки и просвещения. Как наиболее последовательный выразитель интересов беднейших слоев «третьего сословия», Руссо, разрабатывая свой вариант договорной теории, отвергает идею «просвещенного монарха» (Вольтер, Гоббс), возлагая надежду только на «общую волю народа». В трактате «Об общественном договоре, или принципы политического права» он выдвигает проект республики под знаменем «свободы и равенства», идею суверенитета народа, принцип народовластия. По его мнению, неравенство, царящее в обществе, обусловлено частной собственностью, ведущей к политическому неравенству и деспотизму. Именно общественный договор, считает Руссо, призван обеспечить установление демократической власти, переход из действительного в гражданское состояние.

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ УТОПИИ.

 

Важным, и неизбежным, этапом в становлении и развитии социальной мысли было создание утопических теорий.

Первой утопической теорией можно назвать учение Платона об устройстве идеального государства. Почти массовым стало обращение к утопическим идеям в эпоху Возрождения и Новое время: «Утопия» Т.Мора, «Город солнца» Т.Кампанеллы, «Закон свободы» Дж.Уинстенли, «Завещание» Ж.Мелье, «Икария» Э.Кабэ, «Кодекс природы» Морелли, «О правах и обязанностях гражданина» Г.Мабли, «Заговор во имя равенства» Г.Бабёфа – только часть, только наиболее известные литературные памятники утопической социальной мысли.

Исходным моментом ранних социальных утопий были легенды о Золотом веке, уравнительные реформы в Спарте, платоновская утопия кастового рабовладельческого государства, идеи братства и практика общности имущества в раннехристианских общинах.

Главная идея более поздних утопий – критика частной собственности, начиная с первой целостной литературной утопии Т.Мора в которой описан социальный строй, базирующийся на коллективной собственности на средства производства, при подчинении индивида коллективу, уравнительность, аскетизм – практически идеал тоталитарного государства. Век спустя идеи Т.Мора получили дальнейшее развитие в книге Т.Кампанеллы. В идеальном городе-государстве все занимаются производительным трудом, обеспечивая изобилие и возможность распределения продуктов по потребности. Нет ни собственности, ни семьи – всем от рождения и воспитания, до производства и организации удовлетворения потребностей руководит и управляет государство. Во всем – торжество идеологии грубого, примитивного коммунизма, с его мелочной опекой и регламентацией.

Дж.Уинстенли считал, что идеальное общество – это не мечта, а общественный строй, который может быть практически осуществлен. Уинстенли не мечтатель, а реформатор, предлагающий конституцию «общества равных». В отличие от предшественников он выводит идею нового строя не из абстрактного учения, а как следствие существующих экономических, социальных и политических процессов, которыми можно управлять. Утопизм же в том, что нет еще науки управления и тех, кто будет грамотно и в интересах народа управлять.

Критические утописты Х1Х в. А. Сен-Симон и Ш.Фурье выдвигают идеал общества, где не будет разделения на трудящихся и эксплуататоров, владеющих всеми богатствами страны. «Наиболее важный вопрос, подлежащий разрешению – это вопрос о том, как должна быть организована собственность для наибольшего блага всего общества в отношении свободы и в отношении богатства.» (А.Сен-Симон. Избр.соч.Т.1.с.355.)

Ш.Фурье первому принадлежит высказывание, что в каждом обществе степень эмансипации женщины есть естественное мерило общей эмансипации. Р.Оуэн подвел экономическое обоснование под социальный идеал. Происходящие при капитализме изменения в производственной сфере – это необходимые подготовительные ступени ведущие к социальной революции, которая осуществима мирными, ненасильственными методами.

Основной особенностью утопизма русских социалистов – революционных демократов (В.Белинского, А.Герцена, Н.Чернышевского и др.) является попытка навести мосты между идеалом и реальностью, между настоящим и будущим, что привело к возникновению своеобразной разновидности утопического социализма – общинного, крестьянского, народного социализма. «Мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, - и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука» - говорил А.И.Герцен. (Утопический социализм. М.1982, с.414.)

Эта попытка русских революционных демократов выводить теорию из жизни, а не наоборот, и тем более не навязывать ту или иную доктрину живой жизни, втискивать её в свою амбициозную схему – одно из самых замечательных достижений русской общественной мысли. Однако общая характерная черта всего утопического направления в развитии мировой общественной мысли состоит в том, что исходя, казалось бы, из реальных фактов жизни, они игнорировали действительность, отрывались от неё, создавали искусственные схемы будущего. В сущности это было фактическое стремление уйти от действительности или возвыситься над ней.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ЗАДАНИЯ.

 

1.Назовите этапы развития социального знания.

2.Дайте общую характеристику развития донаучного этапа

социальной мысли.

3.Почему всем другим подходам предшествовала религиозная традиция? Какова главная идея этого этапа?

4.В чем особенности идей Древнего Востока?

5.В чем заключается вклад Платона и Аристотеля в развитие социальной мысли?

6.Как понимали «справедливость» античные мыслители?

7.Дайте краткую характеристику вклада идеологов эпохи Просвещения в развитие социальной мысли.

8.В чем заключается содержание теории общества и государства Н.Макиавелли?

9.Почему теория общественного договора может рассматриваться как основа современного учения о гражданском обществе?

10.О чем гласит принцип разделения властей Ш.Монтескье?

11.Почему он считается основателем географической школы в социологии?

12.Почему социальное знание в ранний период выступало символом веры

и инструментом социальных реформ?

13.С какими именами связаны утопические теории?

14. В чем особенность утопизма русских революционных демократов?

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.