|
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ СОВРЕМЕННОЙ (АКАДЕМИЧЕСКОЙ) СОЦИОЛОГИИ.. Современная западная социология представляет собой множество школ, направлений и теорий, что требует их каким то образом классифицировать. Самый простой способ классификации - разделить социологические теории на два уровня: 1 – макросоциологические теории, которые разрабатывались в основном усилиями европейских социологов. Главное внимание они уделяют глобальным структурам, сущности любого общества, анализу социальных институтов, а также изучению взаимосвязей между различными частями общества. Эти теории берут начало от «отцов-основателей» социологии – О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма и наиболее известные из них – структурный функционализм, теория конфликтов, технологический детерминизм. 2 – микросоциологические теории, которые изучают общение людей в повседневной жизни – интеракцию, их взаимодействие, рассматривают малые группы в определенных ситуациях, проблемы становления личности. Главная тема таких исследований – поведение индивидов, их поступки мотивы, определяющие взаимодействия между людьми, что в свою очередь оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены. Истоки этого подхода во взглядаз М.Вебера и представителей психосоциологии – Л.Уорд, Э.Торндайк, Г.Тард, В.Парето. Из современных академических теорий к ним относятся теория символического интеракционизма, феноменологическая социология, теория обмена, этнометодология. Функционализм (структурный функционализм) – одно из господствующих направлений в современной социологии. Первоначальный биологический вариант функционализма представлял по сути теорию либерального капитализма. Позже получил развитие нормативный вариант, придававший большое значение общим ценностям, как основе социальной интеграции. Последний вариант функционализма – социально-кибернетический. В основе структурно-функционального подхода лежит представление об обществе как целостной системе, состоящей из взаимосвязанных подсистем. С точки зрения функционализма всякое общество есть долговременная и устойчивая структура, элементы которой тесно связаны и образуют стройное целое. Каждый элемент этой целостности (подсистема) имеет определенную функцию, которая проявляется в осуществлении определенной деятельности, способствующей поддержанию существующей целостности в состоянии гармонического равновесия. Основу согласованного функционирования образует система коллективных нравственных ценностей, которые принимаются всеми индивидами как частями системы и которые связывают этих индивидов в интегральное целое. Взаимодополняемость и взаимодействие подсистем обеспечивают социальной системе структурно-функциональное единство. Основными принципами функционализма являются: - принцип функционального единства общества (общество – единая закрытая система, все части которой работают согласованно); - принцип универсальности (всякий элемент социальной структуры имеет положительную функцию в рамках целостной системы); - принцип необходимости (всякий элемент социальной структуры является необходимой частью в рамках целого и обеспечивает непрерывность существования социальной системы); - принцип динамического равновесия (всякая социальная система имеет специальные механизмы, которые сохраняют её в равновесии или после его нарушения возвращают её снова в предыдущее равновесное состояние). Одним из первых применил функциональный подход к человеческому обществу Бронислав Малиновский. Он определил культуру как инструментальный аппарат, с помощью которого человек может справиться с конкретными проблемами окружающего его мира. Культура – это система предметов, действий, точек зрения, в которой каждая часть служит средством для какой-либо цели и элементы которой находятся во взаимозависимости. Важными элементами системы являются такие институты как семья, род, племя, которые организованы определенным образом и представляют собой основные структуры общества. Особое значение имело то, что Малиновский воспринимал культуру как систему действий и старался соотнести отдельные области культуры с потребностями человеческого организма. Функционализм ставит перед собой задачу объяснения биологических, физиологических и культурных феноменов и их многосторонних отношений. Крупнейшим представителем функционализма в 20 веке считается Толкотт Парсонс (1902 – 1979), идеи которого оказали сильнейшее влияние на развитие всей социологии 20 века. Он широко использовал естественно-научные данные и теории, считая, что естественные науки образуют фундамент гуманитарных и разработал на этом фундаменте и на основе синтеза (1) функционализма (социальной антропологии Б.Малиновского), (2) солидаризма и идеи «социального факта» Э.Дюркгейма (который идет от общества как объективной реальности к человеку) и (3) идеи социального действия М.Вебера (который идет от человека к обществу как целому) собственную общую теорию действия и в качестве её составляющей – теорию социальной системы. Согласно Парсонсу, любая социальная система существует стабильно, если в ней выполняются четыре условия: 1) - система должна быть адаптирована к окружающей среде, т.е. приспособлена к особенностям а) природы человека как биологического организма и как личности, б) среды обитания людей, в) культуры как системы ценностей; 2) – система должна быть саморегулируемой, т.е. при изменении окружающей среды в ней должны вырабатываться цели и функционировать механизмы их реализации; 3) – система должна быть внутренне интегрирована, т.е. между её элементами должны поддерживаться устойчивые связи, а функционирование элементов должно быть скоординировано; 4) – система должна быть структурно стабильной, т.е. в достигнутом системой состоянии адаптированности к окружающей среде сложившаяся структура системы должна воспроизводиться в качестве образца сколь угодно долгое время. Человеческое действие – это сложная система, подсистемами которой являются: - организм (биологическая система, обеспечивающая физическую возможность действовать); - личность (психическая система, обеспечивающая выработку целей действия); - социальная система (нормативная система, обеспечивающая комбинацию целей и средств действия, приемлемую с точки зрения окружающих); - культура (ценностная система, обеспечивающая поддержание в качестве традиций целей, средств и норм, регулирующих действие). Каждая из подсистем выполняет одну из четырех функций: - организм – функцию адаптации (А); - личность - функцию достижения цели (G); - социальная система – функцию интеграции (I); - культура – функцию поддержания латентного образца (L). Социальная система также состоит из четырех подсистем, выполняющих такие же четыре функции (AGIL). Система для Т.Парсонса в общих чертах характеризуется взаимозависимостью частей. На основе упорядоченного характера взаимозависимых вариантов, система имеет тенденцию к самосохранению, что обычно именуется равновесием системы. Если один элемент не вписывается в этот порядок, то либо происходит исключение элемента, либо другие части системы приспосабливаются к нему. Систему личности и социальную систему Парсонс считал эмпирическими системами, которые настолько разнятся друг с другом, что не могут быть сведены друг к другу. Тем не менее, между ними существует взаимопроникновение, т.е. невозможно себе представить систему личности, не включенную в социальную систему и социальную систему, которая не является составной частью системы личности. Т.Парсонс определяет общество как социальную систему, которую характеризует высшая степень саморавновесия относительно окружающего её мира. Другими словами, степень открытости социальной системы «общество» мала. Общество – это сложная социальная система с вертикальным и горизонтальным дифференцированием. Социальная общность – это стержень общества, его внутрисоциальной средой являются: система ценностей (сохранение институционализированных культурных структур), политическая общность (форма и способ правления), характер экономики. Работы Т.Парсонса даже специалисты-социологи считают «трудными для понимания». Однако безусловной его заслугой является широкомасштабное исследование системных аспектов социальной действительности подобного которому нет ни у кого из предшественников и последующих авторов. Рассмотрев общество как систему, состоящую из других систем (подсистем), выполняющих как в отдельности, так и в целом определенные функции, Т.Парсонс заложил основы структурно-функционального метода, который называют также функциональным анализом, структурным функционализмом или просто функционализмом. Продолжателем разработки теории функционализма стал его ученик Роберт Мертон (1910 – 2003). Считая, что подход Парсонса слишком абстрактен, а потому не применим в исследовании социальной реальности, Р.Мертон ставит задачу создать «теории среднего уровня», как своеобразный мостик между осмыслением конкретных социальных фактов и абстрактными теоретическими схемами. Теории среднего уровня представляют собой понятийные конструкции, которые еще можно проверить и обосновать эмпирически, но это уже нечто большее, чем просто обобщение эмпирических данных. В отличие от Парсонса, отдававшего приоритет «функциональности», которая свойственна системе в целом и каждому её элементу, функционализм Мертона позволяет исследовать отдельные элементы структуры. Причем не только с точки зрения их функциональной значимости, способствующей поддержанию «социального порядка» (по Парсонсу), но и как дисфункциональные явления, возникающие вследствие конфликтных противоречий. Кроме явных функций, те или иные элементы социальной структуры (по Мертону) могут иметь и латентные функции: - явные функции – это те функции у которых совпадают сознательные субъективные намерения и объективные последствия осознанных и намеренных действий участников системы, позволяющих её регулировать; - латентные функции – это те, у которых объективные последствия отличаются от субъективных диспозиций, которые не входили в намерения и не были осознаны. Вещь, институт могут иметь как явные, так и латентные функции. Явная функция автомобиля – служить транспортным средством, латентные функции автомобиля связаны с престижем, который обеспечивает дорогая машина. Мертон был согласен с теоремой Томаса («Если люди считают ситуации реальными, то они реальны по своим последствиям») и сформулировал понятие «самоисполняющийся прогноз». Суть понятия: часто побуждают к действиям не объективные факты, а слухи, предрассудки, переосмысления, ожидания и т.д. Например, необоснованный слух о предстоящей несостоятельности какого-нибудь банка может побудить его вкладчиков к такому поведению, которое действительно приведет к его банкротству; инфляционные ожидания влияют на повышение инфляции больше, чем все остальные реальные факторы; студент, внушающий себе, что провалится на экзамене, вводит себя в такое состояние, что действительно проваливается. Таким образом, этот «самоисполняющийся прогноз» основывается на первоначально неверной оценке ситуации, которая однако обусловливает такое поведение, которое делает эту ситуацию реальностью. Противоположностью «самоисполняющегося прогноза» является «саморазрушающийся прогноз». В этом случае верный сам по себе прогноз не подтверждается поведением, которое он вызывает, он разрушает себя сам. Пример: объявление о пробке на шоссе побуждает водителей избрать другую дорогу, так что до пробки дело не доходит. Сюда же можно отнести и социально- научные высказывания: сообщение о результатах социологического опроса приводит к более сдержанному поведению или осторожности в высказываниях. Результаты опросов перед политическими выборами, которые публикуются, могут так повлиять на избирателей, что они поведут себя совершенно иначе и результаты выборов будут иными. Классическим примером социологического анализа Мертона, построенного на основе «теории среднего уровня», является рассмотрение им отклоняющегося поведения и аномии. Термин «аномия» предложил Дюркгейм для обозначения состояния недостаточности норм или их отсутствия. Теория аномии по Мертону – это теория причин преступности в современном обществе. Аномию он рассматривает в двух аспектах: 1) –это характеристика общества, в котором нормы поведения сильно ослаблены или отсутствуют вообще; 2) - это и возможная характеристика отдельного индивида, если он социально дезориентирован, находится в состоянии тревоги и переживает чувство изолированности от общества. Изучая виды социального поведения, включая девиантное, Мертон выделяет пять видов индивидуальной адаптации в зависимости от того принимает или не принимает человек культурные нормы. Это конформизм – готовность полностью принимать социальные цели общества и способы их достижения (лояльные и законопослушные граждане). Это инновационность – социальные цели принимаются (повышение уровня благосостояния), но не принимают способы их достижения (воровство, рэкет, обман, мошенничество, злоупотребления). Это ритуализм – социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения священны и непоколебимы (подлоги, стяжательство). Это ретритизм – полное отрицание целей и любых средств их достижения (анархизм, наркомания, бродяжничество). Это мятеж, бунт – отказ от целей с одновременной их заменой новыми (политический терроризм, экстремизм).
Конфликтологическая парадигма является как бы противоположностью функционалистических теорий, которые предполагают консенсусное взаимодействие различных подсистем (социальных слоев, классов) общества. В основе общественного развития лежит борьба различных социальных групп – утверждает конфликтологический подход. Одним из основоположников такого подхода является К.Маркс с его теорией классовой борьбы в рамках формационной типологии обществ. В середине 20-го века Р.Дарендорф, Р.Миллс, Л.Козер, К.Болдинг и др. обращаются к этой, вновь ставшей актуальной теме. Ральф Дарендорф (р.1929) свою теорию конфликта противопоставляет как марксистской теории классовой борьбы, так и теориям солидаризма и функционализма. Потенциал конфликта неизбежно присутствует в обществе из-за различия интересов социальных субъектов и это приводит общество к определенной степени нестабильности. Дарендорф утверждает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти и что люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограничены и поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Картина социального мира, по Дарендорфу, представляет собой поле битвы множества групп, борющихся друг с другом, возникающих, исчезающих, создающих и разрушающих альянсы. Социальный конфликт – не просто реальность, а норма развития социальной системы, средство реализации интересов различных социальных групп. По мнению Дарендорфа, конфликт – это оборотная сторона всякой интеграции, поэтому конфликтные ситуации так же неизбежны, как и процессы интеграции. Вопрос не в том как избежать конфликтов, а в том, чтобы направить развитие конфликта в определенное русло. Не разрушать систему, а вести её к плавной эволюции. Дарендорф считает, что подавление конфликта наоборот ведет к его обострению, а рациональная регуляция – к «контролируемой эволюции». Поэтому главная проблема для Дарендорфа – методы регулирования конфликтов, не позволяющие им обостриться до насильственных форм. Чарльз Райт Миллс (1916 – 1962) был исключительным явлением среди американских социологов. С одной стороны он находился под сильным влиянием троцкистов (постмарксистская позиция), с другой стороны очевидно и заметно влияние исторического метода М.Вебера. Все это ставило его в положение аутсайдера в американской социологии с её преимущественно психологической ориентацией. Сквозными темами исследований Миллса были критика американского общества, бессилие и дезориентированность масс в современном индустриальном обществе, несмотря на его демократический строй. Социология, или то, что он именовал «социологическим воображением», должна была, по Миллсу, помочь - правильно использовать избыток информации, - разумно следить за мировыми событиями, - понимать их значение для индивида. Мыслить социологически, значит учиться понимать историю и свой собственный путь и их отношение к обществу. Это включает также понимание культурного значения социальных наук. Цель социологии, по Миллсу,заключается в том, чтобы дать человеку возможность быть свободным, активно вмешиваться в историю, но в то же время не позволять собой управлять тем, кто стоит у власти, не позволять навязывать себе их мнение. Именно в демократическом массовом обществе, с его сверхорганизацией и скрытыми структурами власти, Миллс видел необходимость подобной эмансипации мышления. Большинство представителей конфликтологического направления в социологии признают неизбежность, необходимость и ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества и становятся источником его развития. Но чтобы конфликт был позитивным, нужно преодолеть его стихийность, разумно организовать, сделать социально контролируемым. В открытом демократическом обществе создаются легальные механизмы для урегулирования конфликтов. Такой конфликт из разрушительного превращается в созидательный, не тормозит, а стимулирует позитивные изменения. Успешное разрешение возникающих социальных конфликтов свидетельствует о жизнеспособности общества. Технологический детерминизм – это направление в социологии включает ряд теорий, которые считают уровень развития техники и технологии определяющим фактором общественной жизни. Наиболее известные из этих теорий: – теория стадий экономического роста (У.Ростоу); - теория постиндустриального общества (Д.Белл); - теория единого индустриального общества (Р.Арон); - теория нового индустриального общества и крнвергенции (Дж.Гэлбрейт) и др. Являясь примером социального эволюционизма и противопоставляя себя марксистской концепции исторического процесса, это направление претендует на роль общесоциологической теории развития человечества. Критерием периодизации всемирной истории здесь выступает уровень развития техники и технологии. Предполагается, что от него зависит организация производства, доминирование тех или иных отраслей экономики, социальная структура и господство тех или иных групп, политический строй, роль науки и общественные ценности. Новые технические достижения и технологические перевороты рассматриваются как конечная причина изменений во всех сферах общественной жизни, не сопровождающиеся социальными конфликтами и революциями.
Еще в начале 20-го века возникает большое количество частных (микросоциологических) теорий, рассматривающих малые группы в определенных ситуациях, проблемы становления личности, общение людей в повседневной жизни – интеракцию, их взаимодействие. Изучаются поведение людей, мотивы поступков. Наиболее известной из микросоциологических теорий является теория символического интеракционизма. Сторонники этого подхода считают, что люди реагируют на воздействие внешнего мира не инстинктивно как животные, а наделяют воздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют, в первую очередь, на эти значения или символы, а не на сами стимулы внешнего мира. Символами, на которые реагируют люди, могут быть слова, предметы, дистанция между общающимися людьми, выражение лица и поступки. Прежний опыт и взаимное понимание смысла символов в большинстве случаев помогают общению. Но иногда значения символов непонятны, тогда становится труднее объяснить поведение человека. Когда незнакомец вступает с нами в разговор, мы пытаемся выявить скрытый смысл его поведения: - чего он хочет? – обмануть? – нуждается в помощи? – или его интерес вызван причинами романтическими? Поскольку мы ничего не знаем о незнакомце, мы стараемся разгадать смысл его слов, действий и их мотивов, чтобы выбрать правильную ответную реакцию. Итак, сторонники теории символического интеракционизма анализируют поступки людей в повседневной жизни. Они выявляют значения, которые люди придают своим поступкам и факторы, обусловливающие эти значения. Наименование «символический интеракционизм», введенное Гербертом Блумером (1900 – 1987) претендует на то, чтобы быть альтернативой как макросоциологическому функционализму, так и индивидуально-психологически обоснованному интеракционизму. Символический интеракционизм в первую очередь интересует реальное понимание того,что происходит между социально действующими на самом деле. По своей сути, символический интеракционизм сохраняет бихевиористскую модель мышления, но учитывает в анализе и ряд других факторов. Символические интеракционисты исходят из того, что социальный процесс сосуществования создает и поддерживает правила, а не наоборот, лишь правила создают и поддерживают интеракции. Уже существующие правила должны в каждой новой ситуации действия должны заново интерпретироваться участниками действия и адаптироваться к данной конкретной ситуации. Согласно Г.Блумеру, символический интеракционизм основан на следующих предпосылках: 1 – люди действуют в отношении объектов (других людей и самого себя) на основании значений, которые придаются людьми этим объектам; 2 - значение есть продукт социального взаимодействия между индивидами, возникающий в процессе этого взаимодействия; 3 - значения применяются и модифицируются в результате интерпретации знаков, окружающих человека (включая язык и другие6 символы); 4 – взаимопонимание есть результат однозначного восприятия этих знаков, способствующих установлению социального порядка. Процесс интерпретации проходит в два этапа. Вначале имеет место «внутренняя коммуникация» личности с самой собой о «предмете», ситуации и других участвующих лицах, в отношении которых индивид хочет или должен совершать действия. Затем, значения проверяются с учетом желаемого управления действием. Значения, возникающие в социальном процессе, действующий не просто воспринимает как нечто предварительно заготовленное, но обдумывает и изменяет в зависимости от ситуации и цели действия. Понятия служат инструментом, чтобы обеспечить рациональные действия с учетом среды. Поэтому выработка понятий стоит в начале всякого изменения реальных исторических условий, например, путем революционных действий: понятие неравенства должно было пройти длительный и сложный процесс коллективного переосмысления в понятие несправедливости, чтобы стать стимулом к действию. Общественные образцы интерпретации правил в каждой отдельной ситуации видоизменяются и интерпретируются заново. Такие сложные социальные образования как классы, объединения, организации, институты традиционная социология рассматривала как целое с собственной динамикой. Для символического интеракционизма они являются распоряжениями лиц, действия которых связаны между собой и чьё восприятие ситуации совпадает. Социальное действие в организациях объясняется здесь не принципами организации или системы, а процессами интерпретации, которые являются результатом символических интеракций действующих лиц. Гарольд Гарфинкель (1917 – 2008) разработал теорию этнометодологии. Предметом своей теории он называет рациональные свойства практических действий. Главное внимание обращается на изучение принятых на веру правил и понятий, определяющих поведение людей в процессе их обыденных действий в общении с другими людьми. По мнению Гарфинкеля, «основная задача социологии состоит в выявлении рациональности обыденной жизни в противовес научной рациональности, в изучении методов, с помощью которых создается социальный порядок». Наиболее известными авторами теории обмена являются Джордж Хоманс и Питер Блау. Это теория из группы теорий социального бихевиоризма, где основное внимание уделялось анализу внешних форм человеческого поведения и взаимодействия. Хомансу принадлежит знаменитый лозунг: «Назад к человеку!», положивший начало критике структурного функционализма с позиций психологизма. Хоманс и Блау характеризуют социальное поведение как обмен деятельностью людей в зависимости от количества и вида вознаграждения. Сущность социального действия состоит в принципе «экономической рациональности», означающем: - каждый человек стремится в процессе общения получить наибольшую выгоду при наименьших затратах; - если в определенной ситуации поступок приводит к успеху, то в похожих условиях человек будет действовать аналогично; - наличие или отсутствие вознаграждения за поступок влияет на частоту его повторения; - вероятность действий зависит от ценности вознаграждения; - привычка получать вознаграждение уменьшает их ценность; - отсутствие ожидаемого вознаграждения может вызвать гнев, возмущение, агрессию. Люди вступают в социальные отношения с надеждой получить вознаграждения и продолжают эти отношения, если получают то, к чему стремятся. Вознаграждения могут быть разными – от орденов, почетных званий и высокой зарплаты до социального одобрения, уважения, статуса и т.д.
В заключение следует отметить, что в современной социологии отсутствует единственное и господствующее направление исследований, идет поиск новой синтетической социологической теории. Все более отчетливо кристаллизуется понимание того, что социология не может ограничиться созданием абстрактных теорий и поиском эмпирических знаний, которые обогащают исключительно саму науку. Усиливается практическая направленность современной социологии. Она все более осознанно берет на себя ответственность за состояние общества и человека.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.
1. Назовите главные направления западной социологии 20-го века. 2. Дайте краткую характеристику основных теорий 20 в. 3. Чему были посвящены эмпирические исследования американской социологии первой половины 20-го века? 4. Какие социологические новации характеризуют социологическую мысль США первой половины 20в.? 5. Охарактеризуйте роль «Чикагской школы социологии» и её представителей в развитии современной социологии. 6. Что позволило американской социологии занять с начала 20в. ведущие позиции в мировой социологии? 7. Назовите основные социологические теории прикладного характера. 8. Что изучает макросоциология? 9. В чем особенности микросоциологических теорий? 10.Охарактеризуйте структурно-функциональный подход в социологии и назовите его представителей. 11.В чем смысл концепции Т.Парсонса и Р.Мертона? 12Раскройте содержание и принципы символического интеракционизма и его роль в развитии современной социологии. 13. Состояние социологической науки в настоящее время.
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
14. Автор термина «социология: а) Сен-Симон д) К.Маркс б) Ж.Прудон е) М.Вебер в) Г.Спенсер ж) О.Конт г) Э.Дюркгейм з) Платон
15. Деление социологии на два раздела – социальную статику и социальную динамику предложил: а) Сен-Симон г) О.Конт б) Ж.-Ж.Руссо д) Г.Спенсер в) Т.Гоббс е) М.Вебер
16. Выделите несущественный фактор из тех, что предшествовали и обусловили появление социологической науки: а) массовые социальные движения 18 – 19 веков и появление массового социального субъекта, б) осознанная потребность в науке об обществе и закономерностях его развития для научного управления обществом, в) высокий уровень развития общественных наук (истории, экономики, права и др.), г) выработка научных методов сбора и систематизации достоверной информации.
17. Социальный мир между сословиями достижим через воспитание высоких моральных качеств, считал: а) Конфуций г) Платон б) Пифагор д) Аристотель в) Демокрит е) Цицерон
18. Классификацию наук на простые и сложные, абстрактные и конкретные предложил: а) Г.Спенсер г) М.Ковалевский б) Г.Зиммель д) П.Сорокин в) М.Вебер е) О.Конт
19. Предложил использовать при социологическом анализе структурный метод: а) Г.Спенсер г) Т.Парсонс б) П.Сорокин д) Р.Миллс в) М.Вебер е) У.Ростоу
20. Оптимизация приемов труда – это элемент теории: а) рационального управления г) солидари зма б) иерархии потребностей д) менеджмента в) символического интеракционизма.
21. Укажите соответствие авторов и разработанных ими известных социологических теорий 20 века: а) Н.Михайловский 1) понимающая социология б) П.Сорокин 2) теория конфликтов в) Н.Данилевский 3) теория человеческих отношений г) Э.Мэйо 4) теории среднего уровня д) А.Маслоу 5) теория иерархии потребностей е) М.Вебер 6) культурно-исторических типов ж) Р.Мертон 7) солидаризм з) Р.Дарендорф 8) интегральная социология
22. Точной наукой, опирающейся на факты, научный метод и теоретическое обобщение социология стала: а) в античности б) в ХУ111 веке в) в середине Х1Х века г) в конце Х1Х века д) в начале ХХ века е) таковой не является и сейчас
23. Укажите соответствие. Кто предложил термины: а) аномия 1) Э.Дюркгейм б) позитивизм 2) О.Конт в) этнометодология 3) Г.Гарфинкель г) латентная функция 4) Р.Мертон д) исторический материализм 5) К.Маркс е) социальная генетика 6) П.Сорокин ж) индустриальное общество 7) Сен-Симон
11. Укажите соответствие. Кому принадлежат идеи: а) анархический коммунизм 1)) Г.Спенсер б) бихевиоризм 2) А.Маслоу в) иерархия потребностей 3) Ф.Тейлор г) конфликтология 4) Т.Парсонс д) научная организация труда 5) П.Кропоткин е) общественно-экономическая формация 6) Р.Дарендорф ж) позитивизм 7) Г.Блумер з) понимающая социология 8) Г.Гарфинкель .и) солидаризм 9) О.Конт к) социометрия 10) Э.Торндайк л) социальная стратификация 11) М.Вебер м) социальная эволюция 12) П.Сорокин н) символический интеракционизм 13) П.Кропоткин о) структурный функционализм 14) Э.Дюркгейм п) этнометодология 15) К.Маркс
12. Кто ввел в социологию представление об аномии как следствии внутренней рассогласованности социальной группы? а) Т.Парсонс б) Р.Мертон в) Э.Дюркгейм г) М.Вебер
Глава 3. ОБЩЕСТВО. 1.Понятие общества. 2.Общество как система. 3.Общество как функциональная система. 4.Генезис и типология общества. 5.Линейное и цикличное развитие общества. Теории культурно-исторических типов и глобальной цивилизации.
Основные понятия: общество, система, социальная реальность, социальная система, социальный прогресс и социальный регресс, социальные функции общества, типология обществ: протообщество, письменное и дописьменное, простое и сложное, доиндустриальное (аграрное, традиционное), индустриальное, постиндустриальное (технотронное, конвергентное, информационное); эволюционная и революционная формы развития общества, современная инновационная модель, теория культурно-исторических типов, теории цивилизаций, глобальное общество.
ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА
Термином общество в социологии обозначается исторически развивающаяся совокупность объединений людей и взаимоотношений между ними. Но определение этому понятию, еще задолго до возникновения социологии, давали социальные мыслители разных времен. Например, Аристотель, что общество – это совокупность группировок, взаимодействие людей в которых регулируется определенными правилами и нормами, а у Сен-Симона - это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой. Прудон считал, что общество - это множество противоречивых по интересам групп и классов, осуществляющих коллективные усилия по достижению идеи справедливости. «Отец социологии» О.Конт понимал общество как социальный организм, обладающий некоторой двойственностью: это и продолжение биологического ряда, и в то же время олицетворение качественно нового ряда. Это новое качество он называет социальным, человеческим или социально-человеческим. О.Конт рассматривал общество как функциональную систему, включающую в себя государство, классы, семью. По Конту, общество как система базируется на двух фундаментальных основаниях – социальном порядке, обеспечивающем его стабильность и прогрессе, создающем условия для динамизма. Г.Спенсер сравнивал общество с человеческим организмом. Он рассматривал общество как особый вид системы, цель которой не в простом существовании, а в благополучии своих членов. Подобно биологическому организму, общество является функциональным единством многочисленных элементов (органов), каждый из которых выполняет свои функции. Общество, утверждает Г.Спенсер, подобно биологическим организмам развивается от простых форм к более сложным и изменяется в соответствии с меняющимися условиями окружающей среды. Это приводит к специализации общественных организмов на базе усложняющегося разделения труда. Условием нормального функционирования общества Спенсер считал взаимосвязь и взаимозависимость всех его составных частей. К.Маркс рассматривал общество как особый социальный организм, подчиненный своим собственным, а не природным законам функционирования и развития. Общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений людей к природе и друг к другу, складывающаяся в процессе их совместной, прежде всего экономической деятельности. Для Э.Дюркгейма общество – это социальная реальность особого рода, такая же устойчивая и основательная, как и другие реальности универсального мира, но несводимая к другим видам реальности. Общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но возникнув, начинает жить по своим законам. Общество – не просто сумма индивидов, а их ассоциация, реальность с особыми свойствами, это надиндивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях. По мнению М.Вебера общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий. Согласно П.Сорокину общество - это совокупность индивидов, но не изолированных, а находящихся между собой в процессе взаимодействия и взаимовлияния, имеющих между собой ту или иную связь. Общество есть совокупность людей, находящихся в процессе общения. Т.Парсонс: общество – это система взаимодействия поведения и экспектационных ролей, ориентированных на общий масштаб ценностей и стабилизированных в структурах, которые основаны на институализации культурных моделей, правил и статусов. Во всех приведенных вариантах определений можно выделить два подхода: - содержательно-функциональный «мастерская», «взаимодействие» - структурный«совокупность людей, групп, отношений», «система поведения, институтов». В современных учебных пособиях рекомендуется понятие «общество» употреблять в узком и широком смысле. В узком смысле под обществом понимают группу людей (организацию), объединенн Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|