|
РОЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СЕМЬЕ.⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25 Семейные отношения реализуются в процессе ролевого взаимодействия на основе совокупности установок, норм и образцов поведения. Как и любой другой социальный институт, семья имеет свой набор статусов и присущих им социальных ролей. Семейный статус определяет место человека в структуре семейных отношений и в общей структуре общества, с определенной совокупностью прав и обязанностей. Семейные статусы подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные (дед, бабушка, внук, внучка), родственные (дядя, тетя, племянник, племянница, кузен и т.д.). Семейная социальная роль – это предписываемое и ожидаемое поведение в соответствии с занимаемым статусом. Формирование ролевых стандартов происходит в процессе социализации ребенка, прежде всего на примере ролевого поведения родителей и других родственников. В нуклеарной (двухпоколенной) семье основными семейными ролями являются роли супругов, они же родители и детей. В расширенной (трех- четырехпоколенной) семье добавляются роли межпоколенные, родственные и свойственные (зять, невестка, деверь, свояченица, теща, свекр и т.д.). Эти отношения существенно отличаются в традиционных и современных семьях. Традиционная роль жены – вести дом, мужа – быть хозяином, добытчиком. В современной семье большинство женщин заняты и вне дома, они экономически, как и муж, обеспечивают семью, следовательно, на равных решают общесемейные проблемы. По этой причине происходят изменения структуры лидерства в семье и характера отношений между супругами, а также между родителями и детьми. Смена внутрисемейных ролей происходит и на протяжении жизненного цикла, на каждой стадии изменяется их распределение, одни роли исчезают, другие появляются. Муж и жена – супруги, социальные и сексуальные партнеры, работники по дому и на производстве. С рождением детей у них появляются роли родителей, воспитателей, кормильцев. Отец выполняет роль профессионального наставника, мать – объекта эмоциональной привязанности. Оба – советчиков по жизненно важным вопросам. В старости появляются роли воспитателей внуков. По мере взросления детей часть хозяйственных нагрузок переходит от родителей к ним. Многие семейные роли сохраняются на протяжении всего жизненного цикла, но изменяется их содержание и внешние проявления. (Сравни: мать младенца, мать детей-школьников и мать взрослых детей). Модели поведения, свойственные одной и той же роли с течением времени могут не только изменяться, но и вступать в противоречие друг с другом. Та же мать требует от своего взрослеющего ребенка ответственности, самостоятельности, но часто не может удержаться от мелочной опеки, понимает, что у взрослого сына или дочери могут быть уже свои секреты, скрываемые от родителей, но хочет быть как в детстве поверенной во всех их делах. Когда у повзрослевших детей появляется собственная жизнь, они меньше советуются с родителями, а те воспринимают это как признак отчуждения, хотя его на самом деле нет, просто изменились роли и модели поведения. Особая связь существует между матерью и ребенком, что вполне понятно: мать рожает дитя, вскармливает его, обеспечивает первоначальный уход за ним и первичную его социализацию. Гораздо сложнее объяснить характер отношений между отцом и ребенком. Одни утверждают, что роль отца – явление производное: отцовская роль определяется характером связи мужа с женой, а уже жена особым образом связывает его с ребенком. Существует афоризм: «Самое лучшее, что может сделать отец для своих детей, это любить их мать». В самом деле, в отличие от патриархальной традиционной семьи, которая управлялась авторитарно, современная семья, даже если она не стала полностью эгалитарной, в большой степени демократична. Перераспределение ролей делает женщину-мать руководителем многих сфер семейной жизни, дав в её распоряжение такие мощные рычаги как семейный бюджет и бюджет семейного времени. Городской образ жизни, а Россия стала страной с преимущественно городским населением, да и в большинстве крупных сел также утверждается городской образ жизни, резко изменил и сократил участие отца в домашнем труде и воспитании (не надо колоть дрова, копать землю, чинить крышу и т.д.) Но возникают новые обязанности и характеристики: отец - это сила, ум, опора семьи. Он великодушен, рассудителен и справедлив. Своим присутствием и примером он внушает детям уверенность в своих силах, возможность достижения цели. В процессе распределения семейных ролей важно учитывать, что отец – это природный воспитатель своих детей. У него, как правило, более уравновешенная нервная система, богатый запас современной информации. У него больше времени, чтобы ответить на трудные вопросы детей. Все исследователи проблем семьи согласны в том, что роль отца в социализации, воспитании детей, материальном обеспечении достаточно велика. В неполной семье усилия матери не могут полностью заменить отсутствие отцовского воздействия.
ИНСТИТУТ БРАКА.
Принятый в 1995 году и действующий в настоящее время «Семейный Кодекс» определяет брак как «свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности». Таким образом, брак представляет совокупность формальных предписаний, определяющих права и обязанности супругов в их взаимоотношениях, а также в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом. Другими словами, это соглашение между мужчиной и женщиной по правилам, установленным обществом и под контролем общества. Институт брака возникает как потребность поставить под контроль, прежде всего, половые отношения, и их результат – рождение и воспитание детей и создания для этого соответствующей структуры – семьи. Брачные отношения регулируются нормами юридическими и культурными. Юридические нормы определяют: порядок оформления брака в государственном учреждении, условия действительности брака, возможность и порядок его расторжения, личные и имущественные отношения супругов, права и обязанности родителей и детей, а также ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей (см. «Семейный Кодекс» Р.Ф.). В отличие от писаных юридических законов, культурные нормы являются неписаными, регулирующими брак на основе обычаев, традиций, морали, религии. Сюда входят нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Понятно, что эти нормы только рекомендуют желательное с точки зрения общества поведение, а их исполнение зависит от уровня культуры соответствующего общества, социального слоя и самого индивида. Отсюда инкосистенция(несовпадение) юридической и культурной нормы и в целом, и в индивидуальном исполнении. Пример несовпадения юридической и культурной нормы: «Семейный Кодекс» предусматривает, что после развода имущество, приобретенное супругами за время совместной жизни, должно делиться поровну, а культурная норма рекомендует, чтобы мужчина оставил жене с детьми квартиру, обстановку в ней и часть денежных накоплений. Но только от личной культуры и воспитанности мужчины зависит то, как он поведет себя на самом деле. Гражданский брак – брак, зарегистрированный в органах государственной власти – отделах Записи Актов Гражданского Состояния (ЗАГС). Только такие браки пользуются поддержкой и защитой государства. Однако, когда уважение к государственной власти снижается, а защита ценится не так высоко, граждане вступают в брак фактически, без регистрации и в обиходе именно такой фактический брак- сожительство называют гражданским. Сожительство в наибольшей степени распространено в США (до 60% всех семей), но и для нашей страны это серьезная социальная проблема. Женщин, не зарегистрировавших брак, но считающих себя замужними на 10% больше, чем женатых мужчин, которые тоже живут в незарегистрированном браке, но не считают себя женатыми. По критерию местожительства супругов брак бывает дислокальным - раздельное проживание супругов. Сохранился у примитивных племен, но есть и современная разновидность – «гостевой брак», когда супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга по договоренности. Вроде и женаты, но свободны! Обычная форма – совместное проживание патрилокальное, если живут в семье мужа и матрилокальное – в семье или на площади жены. По критерию выбора брачного партнера брак бывает эндогамным – если правила предписывают заключение брака внутри своей группы. В древности это была своя родовая группа (промискуитет и кровнородственный брак), в настоящее время эндогамным можно считать стремление заключать браки внутри своей касты, расы, этнической, религиозной или классовой группы. Вторая модель – экзогамия - предусматривает заключение браков с представителями других групп, прежде всего, стремясь предупредить инцест – сексуальные отношения между близкими кровными родственниками. Хотя из истории известно, что в разные времена, у разных народов уже на стадии цивилизации инцест был правилом, моральной и юридической нормой. Египетские фараоны женились на родных сестрах. Даже когда Египет после завоевания его Александром Македонским стал эллинистическим, правившая несколько столетий династия греков, потомков сподвижника А.Македонского Птолемея, переняли этот древнеегипетский обычай. Библейский праотец евреев и арабов Авраам был женат на родной сестре Сарре. В странах Востока это была достаточно распространенная практика, объясняемая, по-видимому, чисто экономическими причинами – необходимостью сохранения власти или имущества в рамках семьи. Другой критерий классификации форм брака – принцип взаимосвязи между мужем и женой. Наиболее распространенной формой брака в странах европейской культуры является моногамия – союз одного мужчины с одной женщиной. Но, учитывая, что в странах Азии и Африки проживает большая часть населения земли, преобладающей формой брака в мире является наиболее распространенная там полигамия в двух разновидностях: полигиния – многоженство и полиандрия – многомужество, т.е. наличие у нескольких мужей-братьев единственной обшей жены. При этом надо иметь в виду, что полигамия – это культурная и религиозная традиция, принятая общественным сознанием рекомендация, а вовсе не обязательная юридическая норма. Реализация этой рекомендации зависит от множества факторов, главный из которых экономическая состоятельность, т.е. имея формальное право, не каждый мужчина в состоянии обеспечить материально нескольких жен с их детьми, что сводит формальную полигамию к реальной моногамии. По мнению многих социологов и этнографов, муж, имеющий несколько жен и жена многих мужей чаще всего достойны не зависти, а жалости и сочувствия, поскольку становятся буквально рабами своих жен или мужей. Классификация форм брака по экономическому критерию дает неравный и покупной брак. Неравным называют брак, в котором супруги различаются по какому-либо социально значимому признаку: большой разнице в возрасте, общественном положении, доходе. Иногда неравный брак называют статусным, поскольку он дает преимущество выбора брачного партнера тому, кто занимает более высокую ступень в социальной иерархии: старшему по возрасту, богатому, принадлежащему к господствующему сословию и т.д. Для крепости семьи желательно, чтобы супруги принадлежали к одной национальности, имели одну веру, были близки по возрасту и имели равноценный социальный статус. Покупной брак возник на заре истории и имеет много разновидностей. Одной из первых был дарообменный брак, где женщина выступала в качестве подарка в обмен на равноценные услуги или помощь. Утверждение частной собственности окончательно превратило брак в коммерческую сделку. Размеры прав мужа на обладание женой делаются прямо пропорциональными величине выкупа, уплаченного за неё. Так возникает выкупной брак, который отличается от устной договоренности дарообмена публичной формализованной церемонией со свидетелями и заключением контракта, где оговаривались права и обязанности сторон, а также размер выкупа. Еще один вариант покупного брака, возникший на мусульманском Востоке – калымный брак. Калым – выкуп за невесту, который первоначально выплачивался роду, а позднее родителям, как компенсация за потерю работницы. Размер калыма – величина непостоянная, но в любом случае весьма внушительная. Три главных фактора, которые влияли на размер калыма: 1) умение невесты вести хозяйство, 2) красота и внешние данные, 3) репутация семьи. По социально-психологическому критерию брак бывает по любви и по расчету. Что касается первого, то он считается нормой, если только это в самом деле любовь. Брак по расчету зародился на заре человеческой истории, когда браки заключались, чтобы обеспечить союзы между племенами, а потом и между государствами. Со временем мотивы браков по расчету менялись, но сохранялась главная особенность – отсутствие эмоциональной составляющей. Брак по расчету – противоположность браку по любви. В не очень давние времена – это был самый распространенный вид брака. В крестьянской дореволюционной России причиной женитьбы крестьянского парня была экономическая и морально-этическая необходимость: только женатый получал земельный надел, а с ним и права полноценного члена общины. Еще одна причина брака по расчету – желание избежать службы в армии. В 18 – 19 веках рекрутский набор осуществлялся только среди неженатых, да и сейчас женитьба – достаточная причина для отсрочки, а рождение двух детей освобождает от призыва. Современная разновидность брака по расчету – фиктивный брак, брак заключаемый не с целью создания семьи, а с целью получения выгоды: прописки, статуса, выезда за границу. По возрастному критерию выделяют ранние браки – браки, заключенные между молодыми людьми, не достигшими брачного возраста (18лет). Разрешение на такой брак, если он вообще регистрируется, дает орган местного самоуправления, при наличии веской причины (чаще всего беременности). Как правило, такие браки очень непрочны. Детские браки – насильственная выдача родителями замуж малолетних девочек. В дореволюционной России в крестьянских семьях отдавали замуж в 12 – 15 лет очень часто. В настоящее время это касается стран с глубокими традициями, например в Индии и сейчас бывают случаи выдачи замуж 8-ми летних девочек за 40 – 50-летних мужчин. Повторный брак – создание семьи разведенными или вдовцами. Эта форма брака, существовавшая всегда, имеет в настоящее время в развитых экономически странах тенденцию к увеличению. Семья в таком браке чаще всего сводная, поскольку соединяются партнеры, приводящие с собой отпрысков предыдущих отношений.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|