|
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»Стр 1 из 6Следующая ⇒ ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» Сборник заданий для самостоятельной работы студентов ОП.03. «Анатомия и физиология человека» Раздел «Нервная система»
Специальность 31.02.01. Лечебное дело Углубленная подготовка Самара 2020
Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждено ЦМК лабораторной диагностики и общепрофессион. дисциплин Зам. директора по МР Протокол № от 2020г. Давыдова В.А. ___________ Председатель ЦМК Кныжова Т.В. ____________ _______________2020 г.
Разработчик: Краснова Т.С.
Содержание
1. Эпителиальная и соединительная ткани 2. Мышечные и нервная ткани 3. Виды и строение костей. Соединения костей 4. Кости туловища 5. Скелет верхней конечности 6. Скелет нижней конечности 7. Мышцы головы и шеи 8. Мышцы туловища 9. Мышцы верхней конечности 10. Мышцы нижней конечности
Пояснительная записка
Основной целью курса анатомии и физиологии человека является овладение студентами системой знаний, необходимых для изучения профессиональных модулей по специальности 31.02.01 Лечебное дело, углубленная подготовка. Изучение учебной дисциплины (ОП.03) «Анатомия и физиология человека» закладывает основы для дальнейшего освоения будущими специалистами профессиональных модулей ПМ 01 Диагностическая деятельность, ПМ 02. Лечебная деятельность, ПМ 03 Неотложная помощь на догоспитальном этапе, ПМ 04 Профилактическая деятельность, ПМ 05 Медико-социальная реабилитация. Учебная дисциплина «Анатомия и физиология человека» представлена теоретическими и практическими занятиями, состоит из разделов и изучается в течение первого и второго семестров первого года обучения. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: · уметь: использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза; · знать: анатомию и физиологию человека (ФГОС СПО по специальности 31.02.01. Лечебное дело); · продолжить формирование общих компетенций (ОК) и составные элементы профессиональных компетенций (ПК), которые Вы будете осваивать на протяжении всего периода обучения. Составленный сборник заданий содержит требования ФГОС СПО по специальности 31.02.01. Лечебное дело к уровню знаний и умений студентов по учебной дисциплине ОП.03 «Анатомия и физиология человека» и предназначен для оказания помощи студентам при изучении анатомии и физиологии человека на практических занятиях и в ходе самостоятельной работы (аудиторной и внеаудиторной). Выполнение предложенных заданий на занятии экономит время, помогает рационально организовать учебную деятельность, делает практическую работу более точной и понятной, в процессе внеаудиторной подготовки обеспечивает формирование навыков самостоятельного изучения анатомии и физиологии человека. Выполнение данных заданий способствует формированию у студентов определенного комплекса знаний и навыков, необходимых при дальнейшем обучении и для будущей профессиональной деятельности, поможет студентам в закреплении учебного материала дисциплины «Анатомия и физиология человека».
Тема «Центральная нервная система» ЗАДАНИЕ №1. Заполните схему: «Классификация нервной системы»
ЗАДАНИЕ №2. Объясните представленную схему, назовите обозначенные цифрами структурные элементы.
1.____________________________________ 2.____________________________________ 3.____________________________________ 4.____________________________________ 5.____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 3. Допишите утверждения: 1. Серое вещество образуют_________________________________________ 2. Белое вещество образуют_________________________________________ 3. Нервные узлы состоят из_________________________________________ 4. Нервная система является материальной основой________________________________________________________ 5. Нервный центр состоит из________________________________________
ЗАДАНИЕ № 4. Решите задачи: 1. Почему у человека шейное утолщение больше, чем у млекопитающих?________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Что представляют собой нервные волокна, входящие в состав передних и задних корешков спинного мозга?_____________________________________ ___________________________________________________________________ 3. Что произойдет при перерезке передних корешков, задних корешков?______________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какой вывод можно сделать из того, что у человека 30% белого вещества спинного мозга составляют длинные проводящие пути головного мозга?
____________________________________________________________________
5. Почему для спинномозговой пункции выбирают промежуток между Ш и 1У поясничными позвонками?_____________________________________________ ЗАДАНИЕ № 5. Изобразите схематично восприятие боли при ожоге пальца. Обозначите и назовите основные структуры. ЗАДАНИЕ № 6. Заполнить схему: «Отделы головного мозга»
ЗАДАНИЕ № 7. Укажите положение следующих центров коры головного мозга: двигательного, чувствительного, зрительного, слухового, обонятельного, речи, равновесия.
ЗАДАНИЕ№8. Установите соответствие между названиями отделов головного мозга и названиями их функциональных нарушений его Отделы головного мозгаНарушения 1. средний мозг а) астазия 2. промежуточный мозг б) нарушение равновесия 3. мозжечок в) нет поворота головы в сторону звука г) нарушение жирового обмена д) повышение тонуса мышц-разгибат. е) нарушение работы сердца
ЗАДАНИЕ № 4. Составьте таблицу «Черепномозговые нервы»
ЗАДАНИЕ № 5. Решите задачи:
1.Какой черепной нерв может пострадать при опухоли гипофиза?
2.У пациента расходящееся косоглазие, расширение зрачка (мидриаз), ограничена подвижность глазного яблока при взгляде верх, вовнутрь, вниз, опущено верхнее веко. Какой черепной нерв поврежден у пациента?
3.У ребенка 10 лет на фоне простудного заболевания внезапно возникла асимметрия лица: опущен левый угол рта, отмечается слюнотечение, отвисает нижнее веко, глаз не закрывается, снижены вкусовые ощущения. Функция какого нерва нарушена?
4.У пациента затруднено разгибание кисти и пальцев, отмечает слабость в этой конечности, чувство онемения, периодические болезненные ощущения. Какой нерв поражен у пациента?
ЗАДАНИЕ № 6 Какие нервы изображены на схеме? Укажите зоны иннервации данных нервов. Ветвями каких сплетений являются эти нервы?
1 2 -
Тема «Орган зрения» ЗАДАНИЕ №1 Заполните таблицу «Оболочки глазного яблока»
ЗАДАНИЕ № 2. Рассмотрите схему. Объясните представленный процесс. На рисунке отметить преломляющие среды глаза. Каково их значение?
ЗАДАНИЕ № 3. Решите задачи.
1. Почему при косоглазии снижается зрение? 2. Экспериментальных животных длительное время лишали витамина А. Какие функциональные нарушения можно ожидать со стороны зрения и почему?
3. Почему вредно читать в движущемся транспорте? Задание № 4. Нарисуйте состояние хрусталика и фокус изображения при рассматривании близкорасположенных предметов и при взгляде вдаль. Обозначьте структурные элементы. А) при взгляде вдаль Б) при рассматривании близкорасположенных предметов. 1____________________________________________________________________________2____________________________________________________________________________3____________________________________________________________________________ ЗАДАНИЕ №1. Составьте графологическую схему «Строение органа слуха и равновесия»
ЗАДАНИЕ № 2. Рассмотрите фотографию. Какой отдел представлен? Опишите его строение и функциональное значение.
ЗАДАНИЕ № 3. Решите задачи.
1. Каковы положительные и отрицательные стороны сообщения барабанной полости с носоглоткой?_
2.Принцип действия слухового аппарата основан на усилении колебаний эндолимфы перепончатого лабиринта. В каких случаях эффективно применение слухового аппарата: при повреждении слухового нерва, слуховых косточек, при травме барабанной перепонки, при повреждении рецепторных клеток?_
3.У пациента нарушено восприятие импульсов, связанных с изменением положения тела. Функция каких рецепторных клеток утрачена? Где они находятся?
ЗАДАНИЕ №1
1. Объясните механизм восприятия боли _________________________________________________________________ 2. Под влиянием каких изменений в коже у пожилых людей появляются морщины? Ответ обоснуйте. 3.Шелушение кожи нормальный, физиологический процесс. Почему при этом кожа не истончается? 4. Что такое «гусиная кожа». Каково значение этого явления?
5. При заболевании сирингомиелия в веществе спинного мозга образуются полости. Тогда на отдельных участках кожа становится не чувствительной к боли, прикосновениям. Такой человек не чувствует боли. При порезах, ожогах, на теле много рубцов от ожогов, ранений. Чем это можно объяснить?
Тема «Эндокринные железы» ЗАДАНИЕ №1. Рассмотрите схему. Объясните представленный механизм работы эндокринной системы. ЗАДАНИЕ№2. Прочитайте данные утверждения. Отметьте, какие из них верные и неверные. 1. При гипосекреции инсулина количество сахара в крови уменьшается.
2. АКТГ уменьшает синтез белка, ускоряет распад белка, усиливает синтез жира и отложение в депо.
3. Кальцитонин и паратгормон являются антагонистами по влиянию на обмен кальция.
4.При гипосекреции АДГ возникает сахарный диабет.
5.Химозин является гормоном вилочковой железы ЗАДАНИЕ № 3. 1. У бегунов - спортсменов перед выступлением, так же как у животных при опасности, увеличивается содержание адреналина в крови. Какое значение для организма это имеет? 3. Почему половые железы и поджелудочную железу называют железами смешанной секреции? 4. Почему при повышенной выработке гормона роста в одних случаях возникает акромегалия, а в других - гигантизм? ЗАДАНИЕ № 4. Заполните таблицу: «Сравнительная характеристика желез», при положительном ответе ставьте «+», при отрицательном ответе «-»
ЗАДАНИЕ № 5. Заполните таблицу «Эндокринные железы»
ЗАДАНИЕ № 5. Рассмотрите фотографию пациента. Объясните характер и причину возникших нарушений у пациента.
ЗАДАНИЕ № 2. Объяснить представленную схему. Укажите возможные причины развития данного патологического процесса. 1. Трахея 2. Стенка грудной клетки 3. Плевральная полость 4. Висцеральная плевра 5. Диафрагма 6. Легкое 7. Изменение плевральной полости при патологии 8. Шварты
ЗАДАНИЕ № 3. Дополните фразы: 1.В полости носа воздух увлажняется за счет………………………………… 2.Костная основа полости носа образует отверстие…………………………… 3.В полость носа открывается канал……………………………………………. 4.Звуки образуются в…………………………………………………………….. 5.Голосовые связки образуют волокна…………………………………………. 6.Легкие покрыты оболочкой………………………………………………….... 7.Ворота легкого находятся на ………………………....поверхности легкого.
ЗАДАНИЕ № 4. Рассмотрите схему газообмена. Объясните представленный процесс.
ЗАДАНИЕ № 5. Решите задачи: 1.Легкие человека не имеют мышечных волокон. Однако они постоянно изменяют свой объем? Каким образом это происходит? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Двум пострадавшим делают искусственное дыхание. При этом одному дают вдыхать чистый кислород, а другому – смесь кислорода с углекислым газом. В каком из 2-х случаев оказывается более эффективная помощь и почему?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Какой этап дыхания затрудняется при анемии, при отравлении цианистым калием, при попадании инородного тела?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЗАДАНИЕ № 6. Объясните термины: 1. Асфиксия _________________________________________________ 2. Гемоторакс _________________________________________________ 3. Гиперкапния ________________________________________________ 4. Гиперксемия ________________________________________________ 5. Гипоксия ________________________________________________ 6. Гидроторакс ________________________________________________ 7. Карбгемоглобин _____________________________________________ 8. Кашель _____________________________________________________ 9. Средостение –_________________________________________________________ ЗАДАНИЕ № 4. Рассмотрите схему строения стенки кишечника.
Заполнить таблицу: «Анатомические и физиологические особенности тонкого и толстого кишечника»
ЗАДАНИЕ № 5. Подумайте и продолжите фразы: 1. Если в желудок попала недоброкачественная пища, начинается___________ 2. Между желудком и 12п кишкой находится _________________ 3. Если прокипятить желудочный сок, то ферменты его ________________ 4. Влияние вегетативной нервной системы на перистальтику и секрецию тонкого кишечника заключается в том, что _____________________________ 5. Механизм выделения слюны на вид разрезанного лимона называется ______________________________________________________________ ЗАДАНИЕ № 6. Заполнить таблицу: «Состав пищеварительных соков"
ЗАДАНИЕ № 7. Рассмотрите в анатомическом атласе схему кровоснабжения печени. Объясните механизм фильтрации венозной крови в печени. Схема кровоснабжения печени 1. Воротная вена. 2. Печеночная артерия. 3. Сегментарные вена и артерия. 4. Междольковые вена и артерия. 5. Вокругдольковые вены и артерия
ЗАДАНИЕ № 9. Решите задачи: 1. При введении экстракта из кишечного содержимого в периферические кровеносные сосуды собаки возникают явления тяжелого отравления. Введение же этого экстракта в воротную вену не вызывает отравления. Чем это можно объяснить? Дайте обоснованный ответ.________________ __________________________________________________________________ Какую роль выполняет воротная вена?______________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Изучите процессы пристеночного пищеварения и всасывания. Какой морфологический объект должен быть использован для этой цели? Дайте обоснованный ответ:__________________________________________ _________________________________________________________________ Дайте характеристику процессу всасывания__________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Какие питательные вещества расщепляют ферменты кишечного сока? Назовите ферменты:______________________________________________
З. При обследовании больного установлено, что в его желудке плохо перевариваются белковые продукты. Анализ желудочного сока выявил низкую кислотность. Функция, каких клеток желез в данном случае нарушена? Дайте им характеристику. ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Какую роль выполняет соляная кислота желудочного сока? _________________________________________________________________________________________________________________________________ Почему у этого пациента возможно развитие анемии? __________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Каждый из нас с детства знает, что нередко при одном только виде пищи, а иногда даже при мысли о ней «текут слюнки». Почему «текут слюнки»? Дайте обоснованный ответ.
2. Объясните значение слюны. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: «Витамины» ЗАДАНИЕ №1. Решите кроссворд По горизонтали: 1.Заболевание, возникающее при авитаминозе С. З. Овощ богатый витамином А. 4. Провитамин, который в организме человека превращается в витамин А. 5.Название витаминов В2. 7.Характерный симптом при авитаминозе В12. 9.Название витамина А. I1.Заболевания, которые возникают при отсутствии в пищи какого-либо витамина. 12.Название витамина В1 14. Авитаминоз Д 15.Название витамина К. 16.Название витамина Е. 18.Продукт богатый витаминами В, В2 РР. 20.Листья растения, богатого витамином К. По вертикали: 1. Название витамина В12. 4.Активатор ферментов. 6.Фрукт, богатый витамином Р. 8. Авитаминоз РР. 10.Название витамина В6. 13.Название витамина Д. 17.Секрет, вырабатываемый в организме человека и необходимый для усвоения витамина К. 19.Симптом, характерный для авитаминоза К.
ЗАДАНИЕ №2. Решите задачи: 1. Длительное, неоправданное применение антибактериальных препаратов может быть причиной гиповитаминозных состояний, например гиповитаминоза витамина К. Объясните.______________________________ __________________________________________________________________ 2. Почему лучше варить плоды и овощи в кожуре и на пару?_______________ __________________________________________________________________ 3.Шоферы такси, водители трамваев, автобусов, машинисты и др., работающие в ночное и вечернее время, должны получать достаточное количество витамина А. Почему? ______________________________________________________ _______________________________________________________________________ 4.По содержанию какого витамина квашеная капуста не уступает цитрусовым? __________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ №3. Рассмотрите фотографии. На 1 фотографии представлен набор продуктов. Какие витамины они содержат? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На 2 фотографии пациент с витаминной недостаточностью. Определите, при недостатке какого витамина возникли данные нарушения. Объясните механизм развития нарушений. ___________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЗАДАНИЕ №4. Установите соответствие между названиями витаминов и их ролью в организме:
Тема: «Обмен веществ» ЗАДАНИЕ №1. Дополните фразы: 1. Процесс распада веществ, входящих в состав клеток, называется________ 2. Углеводы расщепляются в органах__________ ферментами_____________ 3. Конечные продукты распада жиров_________________________________ 4. Белки из тонкого кишечника всасываются в кровь в виде веществ________ 5. Глюкогенолиз – это процесс образования глюкозы из вещества__________ при участии гормона____________________________________________________ 6. Задержка роста у детей наблюдается у детей в основном при недостатке питательного вещества_____________________________________ 7. Богатый источник энергии – питательное вещество____________________ 8. Понижение глюкозы в крови называется _____________________________ ЗАДАНИЕ №2. Рассмотрите фотографию пациента. При недостатке каких веществ в питании развивается данное состояние? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Норма Патология ЗАДАНИЕ № 3. Заполните таблицу «Питательные вещества»
ЗАДАНИЕ №4. Выполните тестовые задания.
1. В теле взрослого человека количество воды от общей массы составляет: А. 90% В. 65% Б. 40% Г. 25%
2. Без воды человек может прожить: А. 1 сутки В. 10 суток Б. 6-7 суток Г. 12 часов
3. Вода в организме играет роль: А. источника энергии Б. растворителя веществ В. регулятора функций организма
2. При повышении функции щитовидной железы основной обмен А. повышается Б. не изменяется В. понижается ЗАДАНИЕ № 5. Установите соответствие между минеральными веществами и их значением для организма человека в норме и при их недостатке:
Нарушения при недостатке минеральных веществ: А. Анемия г. остеомаляция Б. Кариес В. кровоточивость ЗАДАНИЕ № 6. Чем объяснить, что при отсутствии воды человек гибнет на 5 - 6-й день, а при отсутствии пищи может жить более 3-х недель?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: «Мочевая система»
ЗАДАНИЕ №1. Рассмотрите схему почечного фильтра, подпишите цифровые обозначения. Нарисуйте нефрон и укажите структуры фильтра.
1__________________________ 2__________________________ 3__________________________ ЗАДАНИЕ №2. Заполните сравнительную таблицу состава плазмы, первичной и вторичной мочи.
ЗАДАНИЕ №3. Укажите предполагаемые изменения в составе мочи при патологии.
ЗАДАНИЕ№ 4. Ответьте на вопросы: Как изменится мочеобразование при: 1. уменьшении артериального давления________________________________ 2. водном дефиците_________________________________________________ 3. мышечной работе_________________________________________________ 4. гипофункции гипофиза____________________________________________ 5. гипофункции щитовидной железы___________________________________
ЗАДАНИЕ № 5. Решите задачи: 1. При гломерулонефрите поражаются нефроны почек. Какие изменения со стороны суточного диуреза можно ожидать? Дайте обоснованный ответ. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. При поражении почек может развиться картина отравления организма, появление отеков, стойкая гипертония, протеинурия. Объясните эти проявления в организме при поражении почек. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. В случае отхождения камня при почечно-каменной болезни он может остановиться в зонах анатомических сужений мочеточников. Укажите места сужения мочеточника. ___________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Почему у женщин чаще бывают циститы, чем у мужчин? ___________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Изменится ли мочеиспускание при повреждении пояснично-крестцового отдела спинного мозга? ___________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 6 Рассмотрите снимки мочевыделительной системы. Обозначьте и подпишите основные структуры. Назовите место нахождения камня (см.стрелку) ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|