Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вместе с ним работали: его дочь Мария Львовна, художник Ге и Мария Александровна.





Небольшая кучка интеллигентов решила поселиться общиной на Кавказе, к ним присоединилась Мария Александровна и поехала на Кавказ с своей подругой, тоже бывшей классной дамой, Ольгой Алексеевной Баршевой.

Трудно пришлось маленькой коммуне на Кавказе бороться с тяжелыми условиями новой жизни. Участок земли, приобретенный общиной, был совсем не обработан и весь зарос бурьяном ... Община распалась, и Мария Александровна с Ольгой Алексеевной поселились около Сочи, сняв в аренду у немцев-коллонистов какую-то хибарку. Они работали, не покладая рук. Ольга Алексеевна умерла от воспаления легких, и Мария Александровна вернулась в Ясную. Здесь Татьяна Львовна, старшая дочь Льва Николаевича, предложила ей поселиться в маленьком имении Овсянникове. Вся земля, десятин полтораста, кроме усадьбы, была роздана Татьяной Львовной крестьянам деревень Овсянниково и Скуратове. Крестьяне пользовались землей и небольшую арендную плату должны были вносить в общий фонд, который предназначался для удовлетворения общественных нужд самих же крестьян. Татьяной Львовной земля эта была роздана согласно учению Генри Джорджа, проект которого о национализации земли так высоко ставил Лев Николаевич, считая его единственным разрешением земельного вопроса.

Мария Александровна стала жить на маленькой усадьбе в Овсянникове.

Овсянниковская усадьба состояла из пяти десятин земли, из которых три было под яблочным садом и одна под огородом. На усадьбе был маленький флигелек в три комнатки и две избы.

Флигелек Татьяна Львовна сдавала дачникам. В одной избе жил сторож Мирон с семьей, в другой — Мария Александровна. Даром пользоваться ничем Мария Александровна не хотела. За пользование огородом и покосом в саду она ухаживала за садом, доход с которого шел в пользу Татьяны Львовны. Мария Александровна жила своим огородом и двумя коровами, молоко от которых продавала рабочим чугунолитейного завода на Косой горе.

Трудовая жизнь Марии Александровны и вся ее личность произвели на меня такое впечатление, что я сказал ей:

— Разрешите мне жить с вами и помогать вам.

— Ведь кроме картошек у меня нечего есть, — ответила она мне. Я сказал, что картошка меня вполне удовлетворит.

IV

Толстой в Москве зимой 1899—1900 гг.

8 ноября 1899 г. Лев Николаевич переехал в Москву в Хамовнический дом14. Я часто в эту зиму бывал у Льва Николаевича, но мои посещения носили иной характер, чем в феврале и марте 1898 г. Тогда я был «темным»* в полном смысле этого слова, я не был знаком с его семьей и искал беседы с ним наедине, что было мне необходимо, я приходил прямо к нему в кабинет и по какой-то счастливой случайности всегда заставал его одного. Теперь же, после посещения Ясной Поляны, я был знаком со всей его семьей и, приходя по вечерам в хамовнический дом, я заставал Льва Николаевича в кругу его семьи и знакомых. Иногда же Льва Николаевича я заставал в кабинете за чтением, и тогда я, не желая беспокоить его, сидел с его домашними.

Записей я в то время никаких не вел; след моих посещений Льва Николаевича сохранился лишь в моих письмах к моему другу Шкарвану, и потому точно установить, кто и когда бывал у Льва Николаевича и когда именно он высказывал те или иные мысли, я не могу. Быть может, некоторые приводимые мною здесь мысли были высказаны им позднее.

Эту зиму Лев Николаевич часто прихварывал, иногда выходил к гостям в халате. Когда же чувствовал себя здоровым, гулял, посещал своих друзей и ездил в баню. Несколько раз пришлось и мне сопровождать его.

Работал он в то время над «Воскресением». Корректуры из редакции «Нивы» присылались целыми пачками, и Лев Николаевич все их переправлял и перемарывал по своему обыкновению. Помогали ему в переписке Ольга Константиновна, жена Андрея Львовича, и Марья Львовна, приехавшая из Пирогова с своим мужем Николаем Леонидовичем Оболенским.

Когда у Толстых собиралось много гостей, то накрывали чай наверху в зале, и все собирались там; когда же гостей не было, то пили чай внизу в столовой.

Кроме светских гостей Толстых, Льва Николаевича часто посещали его друзья, из которых многих теперь нет в живых. Часто бывал в хамовническом доме Александр Никифорович Дунаев, который был не только действительным другом Льва Николаевича, но и другом всей его семьи.

Дунаев происходил из купеческой семьи. Вскоре после женитьбы он потерял все свое состояние. В 80-х годах он познакомился со Львом Николаевичем, придя к нему в Хамовнический переулок. Жизнепонимание Льва Николаевича, которое он всецело разделял, дало ему нравственную опору в жизни. У него была очень большая семья, друзья его устроили на службу в банк, где он прослужил всю свою жизнь. Дунаев был очень образованный человек, превосходно владел немецким языком. На него Лев Николаевич намекает в своем предисловии к роману Поленца «Крестьянин», пиша: «друг мой, которому я доверяю, указал мне на этот роман»15.

Жил Дунаев со своей семьей на Девичьем поле в маленьком особнячке, при котором был огород, который он обрабатывал собственноручно. Дунаев был очень хороший огородник, увлекался своим огородом и с увлечением мог говорить о выращиваемых им овощах.

— Разве мне место в банке — это одно недоразумение, что я сижу в банке, я огородник, и цена мне 50 рублей в месяц.

Он тяжело переживал какие бы то ни было правительственные репрессии и находил забвение в работах на огороде.

— Жду не дождусь марта, когда можно будет перетряхивать навоз и набивать парники, вдыхать навозный воздух ...

Лев Николаевич очень любил и ценил Дунаева и часто заходил к нему. Только последние годы, когда Дунаев, съездив в Германию, стал очень восторгаться всем германским, Льва Николаевича раздражали его рассказы о превосходстве немцев и совершенстве германской культуры и техники, и он отдалился от него, и Дунаев стал реже бывать в Ясной.

В Ясную Поляну приезжал часто Михаил Васильевич Булыгин, который также бывал и в Хамовниках. Булыгин жил на своем хуторе Хотунка в 15 верстах от Ясной Поляны вел небольшое, но образцовое хозяйство, имел превосходный пчельник, работал сам со своими сыновьями.

Лев Николаевич часто ездил в Хотунку и восторгался, как втянулись в работу сыновья Булыгина.

— Посмотрел я, как запрягают, — говорил про них Лев Николаевич, — машинально, а не как интеллигенты, которые соображают, как запрячь лошадь.

Как-то возвратясь из Хотунки, Лев Николаевич сказал:

— А у Булыгина всё хужеет, из кухни сделали гостиную, фортепиано появилось. (Лев Николаевич никогда не говорил «рояль», а всегда «фортепиано», находя, что «рояль» неправильное название).

Уже после переселения духоборов со Львом Николаевичем познакомился А. Н. Коншин. Александр Николаевич, сын известного серпуховского фабриканта, окончив университет, поехал в Германию и работал там простым рабочим в каменноугольных шахтах. Сопровождал духоборов в Канаду и жил там среди них. Чтобы научиться работать, жил на хуторе у М. В. Булыгина, а потом поселился в Калужской губ. на клочке земли. Участвовал в издательстве «Посредник»; перевел с английского книгу Кропоткина «Поля, фабрики и мастерские».

Каждую зиму приезжала в Москву Леонилла Фоминишна Анненкова, живавшая в Москве по нескольку месяцев и часто посещавшая Толстых. Она была помещица Курской губ. и большая поклонница Льва Николаевича, уже пожилая, тип доброй помещицы старого времени. Она всегда имела при себе волну от своих коз и веретено, которым пряла, сидя у Толстых. Из шерсти она вязала фуфайки и шапки, которые дарила Льву Николаевичу.

В Москве жила англичанка — художница М. Я. Шанкс, у нее была подруга, тоже художница, Н. Я. Иенкен. Этих двух девушек связывала неразрывная дружба; обе они были большие почитательницы Льва Николаевича и часто бывали у Толстых.

Дальняя родственница Льва Николаевича, Екатерина Федоровна Юнге, рожденная Толстая, дочь академика Федора Петровича Толстого, часто бывала в Хамовниках. Лев Николаевич любил с ней беседовать и относился к ней, как к родной.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.