Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Все эти люди, самых различных убеждений, находили приют и гостеприимство в доме при мельнице. Иногда нас собиралось за столом у Черткова до тридцати человек.





Но из всех людей, с которыми мне пришлось встретиться в Перлее, всего больше привлек меня к себе больной Альберт Шкарван.

Шкарван, родом словак из Венгрии, окончив медицинский факультет в Праге, был призван в ряды австро-венгерской армии в качестве врача. Поступив на службу и прослужив несколько месяцев, он отказался от службы так же, как и Ван-дер-Вер. За отказ он был сначала помещен в психиатрическую больницу, затем, после испытания его умственных способностей, был приговорен к тюремному заключению. После годичного пребывания в тюрьме10 его, больного чахоткой, выпустили за границу. Он поехал в Россию, познакомился с Толстым и с Чертковым. Во время высылки Чертковых из России он жил у них и вместе с ними выехал в Англию. Сырой климат Англии дурно отозвался на нем, у него пошла кровь горлом, и я застал его умирающим. Мне пришлось ухаживать за ним во время его болезни, иногда дежурить по ночам подле него, и мы очень подружились. Дружба эта по его выздоровлении продолжалась много лет.

Это была тонкая натура. Вечно рассуждающий, вечно анализирующий себя, вечно думающий о смерти и готовящийся к ней, он был, вероятно вследствие своей болезни, малодеятелен, жил внутренней, созерцательной жизнью и в своем самоуглублении был эгоистичен. Но мысли его, его взгляды на жизнь были всегда очень оригинальны и интересны. Лев Николаевич их ценил и всегда отвечал на его письма.

У Шкарвана в Венгрии была старушка-мать. Ее известили о болезни сына, и она приехала в Англию в сопровождении друга Шкарвана, доктора Душана Петровича Маковицкого.

Мать Шкарвана, высокая худая старуха, была совсем простая женщина, много пережившая на своем веку, рано овдовевшая и воспитавшая своим трудом двух сыновей и дочь. Старшему, Альберту, удалось кончить медицинский факультет, перед ним открывалась карьера доктора — и вдруг его безумный отказ от военной службы, тюрьма и ссылка. Старушка, страстно любившая сына, никогда не могла его понять и никогда не могла простить ему его поступка. Она говорила только на словацком и на немецком языках. Мы с ней разговаривали — она по-словацки, а я по-русски, и понимали друг друга. Она всегда была неутомима: то ухаживала за сыном, то стирала, то стряпала, то работала на огороде.

Душан Петрович был страстный поклонник Льва Николаевича; он жил в городке Жилина и занимался там врачебной практикой. На свои средства он издавал на словенском языке легенды Толстого и другие его писания для народа и называл свои издания «Словенский Посредник». Переводил с русского на словенский для этого издания Шкарван. Так что они были первые распространители Толстого в Венгрии, и мы их называем словенскими Кириллом и Мефодием.

В июле к нам должны были приехать духоборческие ходоки, которые ехали для приискания подходящих земель для выселяющейся из России общины духоборов в количестве восьми тысяч душ. Предполагалось сначала, что они поселятся в Канаде, квакеры же хотели их поселить на острове Кипре.

По делу духоборов я ездил в Лондон на собрание квакеров. У квакеров есть общинный дом «Девоншир хауз». В этом доме помещаются залы для их молитвенных собраний, залы для заседаний различных их комитетов и гостиница. Я останавливался в этой гостинице и присутствовал на заседаниях духоборов. Все свои заседания они начинали с того, что, собравшись, молчали несколько минут — это была их молитва. Молитвенные собрания их тоже проходят в молчании. Собравшись на молитвенное собрание, они сидят все молча, пока на кого-нибудь из них не найдет наитие; тогда он встает и начинает или говорить, или читать что-нибудь из библии, потом снова замолкает. Иногда сидят молча час или больше без того, чтобы нашло на кого-нибудь наитие, и молча расходятся.

Ходоки Иван и Махортов выехали из Петербурга морем. Иван ехал с женой и пятью детьми, бездетный Махортов вдвоем с женой. Их надо было встретить в Лондоне, в доках, куда должен был прибыть пароход, на котором они ехали.

Мисс Пикард и я, в качестве переводчика, поехали их встречать. Точное прибытие парохода «Норе» (Надежда), на котором плыли духоборы, было неизвестно. Мы с мисс Пикард, в ожидании прибытия парохода расположились в доме для матросов. Мне пришлось три ночи провести в этом матросском общежитии. Здесь были матросы со всех концов света: голландцы, португальцы, американцы, немцы, шведы, норвежцы ... Дико мне было, особенно по вечерам, когда я ложился спать на свою койку, среди этих людей с грубыми, загорелыми лицами, говоривших между собою на всевозможных языках и наречиях.

Наконец, с маяка, находившегося при устье Темзы, было получено известие, что «Норе» вошла в Темзу и с приливом должна прибыть в Лондонские доки.

Восторженная мисс Пикард сама, как фрегат, носилась по набережной в ожидании парохода.

На палубе парохода стояли духоборы, мы сразу узнали их по костюмам: фуражки с большими блинами на мужчинах и пестрые платки и особые шапочки на женщинах. Мисс Пикард вынула свой носовой платок и то махала им, то утирала слезы, которые неудержимо текли у нее при мысли, что она встречает христианских мучеников.

Сквозь шум причаливавшего парохода и возгласы команды доносилось до нас духоборческое пение. Они пели свой благодарственный псалом по случаю благополучного прибытия. У самого трапа мы расцеловались. Нас окружила толпа любопытных англичан. Расспрашивали, что это за люди, и мисс Пикард раздавала отпечатанные квакерской организацией листочки под заглавием «Христианские мученики в России».

С набережной мы отвели духоборов в «Дом для матросов», где нами был заказан для них обед.

Старушка Махортова все благодарила нас, повторяя: «Спаси, господи» и говорила:

— Вот мне сказывали, пугая меня: куда едешь, старуха? помирать пора. А я отвечала, что не боюсь ехать, потому бог во всех людях скрозь живет. Вот и правда оказалась.

Сначала мы с духоборами и всем их скарбом, который состоял из мешков с домашней утварью вплоть до метлы и кочерги, поехали по железной дороге, затем, вслед за ручными тележками, пошли, окруженные толпою любопытных, по многолюдным улицам Лондона на Liverpool Street Stathon.

В Перлее, где временно, во время поездки мужчин для осмотра подходящих земель, должны были жить их семьи, для духоборов был нанят коттедж, в котором они и поселились.

Но не одни светлые воспоминания остались у меня от нашей жизни в Перлей. Было очень тяжело, когда произошла ссора между такими близкими друзьями Льва Николаевича, как Чертков, Бирюков и Буланже. Все они, конечно, очень остро переживали эту ссору и старались как-нибудь уладить дело так, чтобы снова водворился мир. Ссора произошла из-за редактирования журнала, который предполагалось издавать; каждый из них желал вносить свою инициативу и первенствовать.

Всего больше считал себя обиженным Буланже. Для его удовлетворения решено было издавать газету «Братский листок», редактирование которого и было предоставлено ему. В свет вышел только один номер этой газеты, который рассылался в запечатанных конвертах и переправлялся в Россию. Среди сектантов, судя по их письмам, этот листок имел большой успех. Издание листка прекратилось потому, что и Чертков и Бирюков нашли направление его слишком сектантским и евангелическим. Вскоре после этого инцидента Буланже со своей семьей переехал в Лондон.

Бирюкову было предоставлено редактирование сборников «Свободного Слова». Первый сборник, изданный в Перлее, был очень удачен. Бирюков вскоре поехал с духоборческими ходоками на остров Кипр и затем в Швейцарию, поселился в Онэ около Женевы и издавал там журнал «Свободная мысль». Чертков же в Англии продолжал издание на русском языке полного собрания сочинений Толстого, запрещенных русской цензурой, сборника «Свободное Слово» и листков «Свободного слова», а для распространения писаний Толстого на английском языке — серии брошюр «Free Age Press».

В английской колонии тоже начинался развал. Все новые и новые члены принимались в колонию, и поднялся вопрос о том, что необходимо прекратить прием новых членов, иначе общинники не в состоянии будут прокормить себя. По этому вопросу члены общества разделились на две

Партии. Одна партия, к которой принадлежали семейные Хоне, Кенворти и Моод, считала, что принимать новых членов нельзя, другая, наоборот, считала, что по христианскому учению нельзя отказывать в приеме в общину и что если общинники не будут в состоянии прокормить себя, то община распадется, в чем не будет никакой беды, так как их цель — не сохранение колонии, а распространение христианства. Кроме того, среди общинников возник вопрос о свободной любви. Сторонники этого взгляда говорили, что всякий человек должен руководствоваться своим разумом, и если его разум ничего не имеет против свободной любви, то почему и не осуществлять ее на деле. Некоторые общинники стали пренебрегать одеждой. Раньше по воскресеньям на митинга собирались в чистых праздничных пиджаках, а теперь стали говорить, что одежда — одни предрассудки, и начали ходить и на митинги и на работу полуголые. Толстого стали считать отсталым. Чувствовалось, что Перлейская колония долго не просуществует.

Все эти неприятности между людьми, которых я идеализирвал, не могли не отразиться на мне, и я пошел к больному Шкарвану излить ему свою душу. Он указывал мне, что подобные разочарования всегда будут и что надо обращать внимание на свое внутреннее «я», «растить свою душу». Я подпал под его влияние, особенно стал ценить его мысли и сильно привязался к нему. Иногда Шкарван выражался очень образно, так, он говорил: «Нельзя никого тащить за ноги в царство небесное». Или, говоря, что при Льве Николаевиче его последователи стараются выказывать себя с лучшей стороны, он говорил: «При Льве Николаевиче все они надевают фраки».







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.