Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общая и специальная артикуляционная гимнастика





Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики по­может:

• улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

• улучшить подвижность артикуляционных органов (губ, языка);

• укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

• научить ребенка удерживать определенную артикуляци­онную позу;

• увеличить амплитуду движений;

• уменьшить спастичность (напряженность) артикуляци­онных органов;

• подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно перед зеркалом: логопед показывает, как выполнить то или иное упражнение (для губ, языка), ребенок повторяет. Артикуля­ционная гимнастика делится на общую и специальную.

Упражнения для губ:

• Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу.

• Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу.

• Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы.

• Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы.

• Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удержать эту позу.


___________________________ ВОПРОС 15 _______________________ 113

• Надуть обе щеки («толстушки»), затем втянуть их, губы вытягиваются вперед («худышки»).

Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении. Взрослый и ребенок садятся перед зеркалом так, чтобы ребе­нок хорошо видел свое лицо и лицо взрослого. Малыши fie могут выполнять артикуляционные упражнения перед зерка­лом, собственное изображение отвлекает их, они не могут сосредоточиться на выполнении упражнений, быстро утомля­ются. В этом случае посадите малыша напротив себя и пред­ложите поиграть в «обезьянки». Дети, для которых важен зрительный образ, охотно выполняют упражнения, рассмат­ривая Незнайку, который очень хорошо справляется с артику­ляционной гимнастикой. Детям, ориентированным на слухо­вое восприятие, особенно важно прослушать стихотворение-описание. Например:

Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны — От краев и до десны.

О. И. Крупенгук

Я слегка прикрою рот, Губы — «хоботком» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке у-у-у. О. И. Крупенгук* Важно помнить, что упражнения для губ, языка необходи­мо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Чаще хва­лите ребенка и ни в коем случае не высказывайте недоволь­ства, если что-то не получается.

Упражнения для развития движений мышц щек:

• Надуть левую щеку, удержать позу в течение 3 секунд.

• Надуть правую щеку, удержать позу в течение 3 секунд.

• Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение 3 секунд.

• Систему игр и упражнений с языком предлагают авторы О. И. Крупен-
чук, Т. А. Воробьева в книге «Логопедические упражнения: Артикуляцион­
ная гимнастика.» (СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004).


114_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ ______

Упражнения для развития движений языка:

• Упражнение «Змейка» — показать узкий язык вперед «жа­лом», удержать на три счета.

• Упражнение «Дразнилки» — показать широкий язык «ло­паточкой», удержать на три счета.

• Упражнение «Часики» — переводить кончик языка пооче­редно из правого угла рта в левый угол рта.

• Упражнение «Орешек» — кончик языка упирается в пра­вую щеку, а затем в левую.

• Упражнение «Вкусное варенье» — медленно кончиком язы­ка облизать верхнюю губу от угла до угла, затем облизать нижнюю.

• Упражнение «Погистим зубки» — кончиком языка до­трагиваться поочередно до зубов, рот открыт, нижняя челюсть не двигается.

• Упражнение «Ловкий языгок» — рот открыт, губы в по­ложении «улыбка», узкий язык упирается то в верхние зубы, то в нижние:

• Упражнение «Карусель» — рот открыт, язык выполняет круговые движения сначала под верхней губой, затем за ниж­ней.

• Упражнение «Лошадки» — открыть рот, пощелкать (по-цокать) языком.

• Упражнение «Грибок» — открыть рот, присосать широкий язык к твердому небу так, чтобы кончик языка был у верхних альвеол, подъязычная связка натянута, затем свободно опус­тить язык с характерным щелчком.

При выполнении упражнений для губ, языка не допускать переутомления.

В книге О. Н. Крупенчук и Т. А. Воробьевой в увлекатель­ной форме представлены логопедические упражнения, ко­торые готовят речевые органы к постановке звуков. Зада­ния в стихотворной форме, выразительные рисунки (кото­рые можно раскрашивать) и рекомендации авторов помогут логопедам в организации и проведении занятий с детьми.

Таким образом, если вы занимаетесь артикуляционной гим­настикой с ребенком 4 лет, то это поможет ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5—6 лет —


_______________________ ВОПРОС 15 ______________________ 115

подготовить артикуляционные органы к постановке тех зву­ков, которые он самостоятельно освоить не смог.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.