Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Программы коррекционного обучения для детей с нарушениями речи





ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

(старшая группа детского сада) (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина)

В программе освещается система коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основ­ные проявления недоразвития речи у детей дошкольного возра­ста и их психологические особенности; изложено содержание работы по формированию звуковой стороны речи, лексико-грам-матических компонентов языка, связной речи; отражена спе­цифика коррекционно-воспитательного процесса, преемствен­ность в работе логопеда и воспитателя. Содержит указания по ведению документации логопеда.

Рекомендована Министерством образования РФ.

ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и вос­питание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. М.: Лавра, 1993.

В пособии изложена программа обучения и воспитания детей со 2-3-м уровнем речевого развития 6-го года жизни с нормальным слухом и интеллектом. Обучение по программе направлено на ус­транение речевого дефекта, а также на предупреждение возмож­ных трудностей в усвоении знаний, обусловленных речевым недо­развитием. Пособие предназначено для логопедов и воспитателей. Содержит тематическое планирование, недельное распределение логопедических и воспитательских занятий по периодам обуче­ния. Даны рекомендации к использованию лексического материа­ла. Пособие предназначено для логопедов и воспитателей. Гриф МОРФ.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с об­щим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2 ч. М.: Альфа, 1993.

В пособии освещаются основные этапы логопедической рабо­ты с детьми 6-го и 7-го года жизни в группах детей с общим недо-


______________________ ВОПРОС 4 _______________________ 35

развитием речи. Даны методические приемы логопедического об­следования детей, определены содержание и принципы построе­ния индивидуальных и фронтальных логопедических занятий. Со­держатся лексический материал, который используется в коррек-ционном обучении, конспекты логопедических занятий. Книга адресована логопедам, воспитателям дошкольных образователь­ных учреждений, родителям, студентам педагогических колледжей и вузов.

Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, 1999. — (Коррекционная работа в специаль­ных дошкольных учреждениях).

Пособие предназначено логопедам для работы с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) в старшей группе. Представлены психо­лого-педагогическая характеристика детей, программа коррекцион­ного обучения и воспитания детей, примерные конспекты занятий по развитию понимания речи, формированию лексико-граммати-ческого строя и развитию связной речи у детей с ОНР в I, II и III периодах обучения. Приложение содержит разделы с рекомен­дациями по работе воспитателя и музыкального работника в группе для детей с ОНР, а также родителям для домашней работы. Гриф МОРФ.

Жукова Н. Си Мастюкова Е. М.,Филичева Т. Б. Преодоление об­щих недостатков речи у дошкольников. М.: Изд. «Социаль­но-политический журнал»: Ассоциация «Гуманитарий», 1994. В пособии рассматриваются общие закономерности развития дет­ской речи в норме и в условиях ее нарушения, раскрывается специ­фика процесса усвоения родного языка при нарушении развития речи. Описаны способы выявления этих нарушений и даны методические рекомендации по коррекции речи. Адресовано логопедам и воспита­телям детских садов, родителям, студентам дефектологических фа­культетов. Гриф МО РФ.

Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Пре­одоления общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. Екатеринбург: АРГД, 1998.— (Учимся играя).

В книге излагаются современные представления об общем недо­развитии речи у дошкольников: освещаются вопросы этиологии и патогенеза, выделяются его варианты. В сравнительном плане рас­сматривается процесс усвоения ребенком языка в норме и при па­тологии, представлена система поэтапного коррекционного обуче­ния. Пособие предназначено для логопедов, дефектологов и воспи­тателей. Гриф МО РФ.


36_____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ___________________

ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург, АРГО, 1996.

Пособие содержит красочный картинный материал (демонст-рацирщшй и раздаточный) для формирования грамматического строя речи, словарного запаса и связной речи у детей. Предназна- ] чено для воспитателей всех видов дошкольных образовательных учреждений, родителей, готовящих детей к школе, дефектологов, :) а также для обследования и проведения индивидуальных и фрон­тальных занятий во всех типах групп детских садов специального назначения.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

С НЕДОРАЗВИТИЕМ ФОНЕТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

(подготовительная к школе группа) (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева)

Программа предназначена для логопедов и воспитателей подготовительных к школе групп, в которых воспитывают­ся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В ней определен объем знаний, умений и навыков, необ­ходимых для успешного обучения в общеобразовательной школе. Предлагаемый материал по формированию произ­ношения и усвоению элементов грамоты разработан с уче­том имеющихся у детей отклонений в речевом развитии. В разделе «Формирование грамматически правильной речи» определены основные направления развития связной речи с учетом специфических особенностей детей данной катего­рии.

Рекомендована Министерством образования РФ.

ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недо­развитием фонематического строя речи: Подготовительная к школе группа. М.: Просвещение, 1978.

Пособие включает программу обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи, содержит рекомендации к планирова-


______________________ ВОПРОС 4_________________________ 37

нию работы логопеда и воспитателя. Приведены подробные конс­пекты фронтальных логопедических занятий по формированию про­износительной стороны речи и навыков звукового анализа. Гриф МОРФ.

Каше Г. А., Филичева Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. М.: Гном-Пресс, 1999.— (Коррекционная работа в специальных дошкольных учрежде­ния).

Предлагаемое пособие предназначено для воспитателей и лого­педов дошкольных групп для детей с фонетико-фонематическим не­доразвитием (ФФН). Представленный материал содержит характе­ристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодоле­нию ФФН у детей. Гриф МО РФ.

ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Каше Г. А., Филичева Т. Б. Дидактический материал по форми­рованию правильного произношения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1990.

Картинный иллюстрированный материал для формирования пра­вильного произношения и слоговой структуры слова. Даны рекомен­дации к использованию игровых фрагментов на логопедических за­нятиях.

Готовятся к изданию

ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с фоне­тико-фонематическим недоразвитием (в подготовительной к школе группе). М.: Гном и Д.

Предлагаемая программа предназначается для логопедов и вос­питателей подготовительной к школе группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. В программе дана характеристика особенностей речевого развития детей с ФФН, определены основные задачи и методические приемы обследования и коррекционной лого­педической работы, раскрыто содержание работы по преодолению ФФН у детей.


38_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ________________

ПРОГРАММ* «ДЕТСТВО»

(В. И. Лотнова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. /

Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. И. Гурович)

Представляет универсальную комплексную систему разви­тия и воспитания детей в детском саду, разработанную на ос­нове достижений классической и современной дошкольной педагогики. Составлена в соответствии с тремя основными ступенями дошкольного детства — младшего, среднего и стар­шего возраста. Задача программы — начальное становление личности ребенка, формирование основ самосознания, обес­печение процесса начальной социализации и индивидуализа­ции в развитии, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, охрана и укрепление здоровья детей. На первый план выдвигается воспитание позитивного, гуманного отно­шения ребенка к окружающему миру. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание в соответствии с познавательными запросами современного ребенка. Его реа­лизация достигается путем приобщения ребенка к изобрази­тельному искусству, музыке, детской литературе и родному языку, экологии, математике, игре. Целостность и единство разделов программы определяется связью ее трех магистраль­ных линий — развитие эмоциональной сферы, познавательной и практической деятельности. Программа ориентирует педа­гога на творческое отношение к работе. Количество учебных занятий и их продолжительность не регламентированы. Педа­гогу представлено право самостоятельно определять их место в режиме дня, а также решать, какое образовательное содер­жание может быть реализовано через совместную и самосто­ятельную деятельность детей в процессе игр или занятий. Программа составлена с учетом дифференцированного освое­ния содержания образования по уровням (высокий, средний, низкий по каждому разделу), которые являются ориентиром для педагога в конструировании образовательного маршрута ребенка. Учебные и методические пособия к ведущим разде­лам программы публикуются в серии «Библиотека програм­мы „Детство"» (издательство «Детство-Пресс», СПб.). Готовит­ся к выпуску третье издание программы.

Рекомендована Министерством образования РФ.


ВОПРОС 4 39

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ (Под ред. М. А. Васильевой)

Базируется на «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1983) и является ее адап­тированным вариантом для российских детских садов. Осно­вывается на лучших традициях отечественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Главные задачи — ох­рана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспи­тание и подготовка детей к.школе — конкретизированы для каждой возрастной группы детского сада: для 1-й и 2-й групп раннего возраста, для 1-й и 2-й младших, средней, старшей, подготовительной групп. Программа предусматривает органи­зацию жизни детей в каждой возрастной группе, режим дня в детском саду и дома. Строится по видам деятельности детей. Имеет четкую структуру и регламентированное содержание, направленное на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков.

Рекомендована Министерством образования РФ.

В 2004 году вышла усовершенствованная «Программа вос­питания и обучения в детском саду». Авторы-составители (М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова) постарались бережно сохранить в новом издании лучшие традиции оте­чественного дошкольного образования на основе сохранения его фундаментальности: комплексное решение задач по ох­ране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее вос­питание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой дея­тельности.

Доработанный документ сохраняет свое первоначальное название. Такой подход предполагает, что в условиях совре­менных преобразований воспитание и обучение направлены на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регулятор-ных). При этом составители Программы основывались на важ­нейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет за собой развитие». Составите­ли также имели в виду, что воспитание и психическое развитие


40________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ________________

не могут выступать как два обособленных процесса, независи­мых друг от друга, но при этом «воспитание служит необходи­мой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках данного варианта програм­мы выступает как важнейший результат успешности воспита­ния и обучения детей.

С учетом обозначенных подходов новое издание представ­ляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные ли­нии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

Программа строится на принципе культуросообразности, реализация которого обеспечит учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно-нрав­ственного и эмоционального воспитания ребенка. Образова­ние рассматривается как процесс приобщения ребенка к ос­новным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Издание существенно дополнено и переработано; традици­онное содержание программы трансформировано и обогаще­но необходимой развивающей средой. Главный критерий от­бора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведе­ний культуры (классической как отечественной, так и зару­бежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Настоящее издание сохраняет с первоначальным вариан­том преемственность в обеспечении традиционных сторон дошкольного воспитания: физического, умственного, нрав­ственного, эстетического, основ трудового. Наряду с этим новый вариант представляет более широкие возможности для познавательного социального и личностного развития ребенка.

Ведущие цели обновленной программы — создание благо­приятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными осо­бенностями, подготовка ребенка к жизни в современном об­ществе.


_____________________________ ВОПРОС 4 ___________________________ 41

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, дви­гательной, элементарно-трудовой.

В программе раскрыты закономерности и особенности раз­вития малышей от рождения до 2 лет. В силу возрастной спе­цифики программы для 1-й и 2-й групп раннего возраста струк­турно иные, чем программы дошкольных групп.

Для достижения целей программы первостепенное значе­ние имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и сво­евременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного, доброжелатель­ного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативны­ми, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов дет­ской деятельности; их интеграция в целях повышения эффек­тивности образовательного процесса;

• креативность (творческая организация) процесса воспи­тания и обучения;

 

• вариативность использования образовательного матери­ала, позволяющая развивать творчество в соответствии с ин­тересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и

обучения;

• координация подходов к воспитанию детей в условиях

ДОУ и семьи;

• обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада
и дошкольного учреждения в целом;

• соблюдение преемственности в работе детского сада и
учреждений начального образования, исключающей умствен­
ные и физические перегрузки в содержании образования ре­
бенка дошкольного возраста.

Вполне очевидно, что решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправ­ленном влиянии воспитателя на ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ.

Педагогический коллектив самостоятельно выбирает, ка­кую комплексную программу утвердить на установочном пе-



42________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ________________

дагогическом совете, какие методики и технологии разви­вающего обучения использовать в работе с детьми. Практи­ка показала, что большинство дошкольных образователь­ных учреждений Санкт-Петербурга работает по программе «Детство» или по «Программе воспитания и обучения в дет­ском саду».


Улучшение обеспечения детских садов учебно-методической литературой — условие эффективного решения проблемы со­временного качественного дошкольного образования*.

Аннотированный каталог-справочник «Дошкольное обра­зование в России» является первым официальным изданием, в котором системно представлена учебно-методическая лите­ратура по всем основным аспектам образования детей до­школьного возраста и подготовки их к школе.

Цель каталога — отразить многообразие учебной литерату­ры по дошкольному образованию, помочь ориентироваться в ней и проводить отбор в соответствии с избранным направле­нием образования детей. В каталог вошли все действующие программы, рекомендованные Министерством образования РФ для детских садов, а также учебные и методические посо­бия (базовые к программам и универсальные), демонстраци­онные и раздаточные материалы, аудио- и видеопродукция, дидактические игровые материалы и др. Настоящий каталог адресован педагогическим работникам детских садов и учреж­дений, реализующим программы дошкольного и начального образования, специалистам органов управления образованием и институтов повышения квалификации, а также всем, кто при-частен к изданию и распространению учебной литературы.

Федеральный перечень является необходимым инструмен­том сбора и выполнения заказа на учебную литературу, а также комплектования библиотечных фондов образователь­ных учреждений, высших и средних учебных педагогиче­ских заведений. Учебно-методические пособия в новом пе-

* Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. М.: Гном и Д, 2004.


                       
   
     
 
   
 
 
 
   
     
 
 


44_____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ ______.

речне структурированы в 7 относительно самостоятельных разделов. В 6 комплексно представлена учебная литература по всем основным направлениям развития личности ребенка до­школьного возраста. Это литература укомплектована в соответ­ствии со спецификой ее использования в педагогическом про­цессе ДОУ: представлены общеразвивающие пособия, пособия коррекционной направленности, пособия для подготовки де­тей к школе и для организации дополнительных образователь­ных услуг в ДОУ.

Учебные издания систематизированы в соответствии с ос­новными возрастными периодами дошкольного детства и их адресностью, то есть в каждом блоке каждого раздела подо­браны методики и технологии для детей и для педагогов. Впер­вые в перечень включены программа воспитания и развития ребенка в детском саду «Детство» (3—7 лет) с теми методи­ческими пособиями, которые получили федеральный гриф (№ 124—129), а также интегрированная программа интеллек­туально-художественного, творческого развития ребенка «Гар­мония развития» (авт. Д. И. Воробьева, № 130) с подпрограм­мой «Ритмическая мозаика» (авт. А. И. Буренина, № 131). Кроме того, расширен перечень изданий для организации до­полнительных образовательных услуг в детском саду. Это усо­вершенствованный комплект пособий по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте «По до­роге к азбуке» (тетради № 1—4; автор Р. Н. Бунеев, Е. В. Буне-ева, Т. Р. Кислова, № 183).


Сегодня логопеду не нужно тратить свое личное время на изготовление пособий, дидактического материала, так как есть выбор и возможность приобрести качественные красочные пособия, игры в магазинах.

• Издательство «КАРО», Санкт-Петербург, выпустило «Сти-
мульный материал» для диагностического обследования
детей раннего и младшего дошкольного возраста»
под
редакцией Н. В. Серебряковой (2005).

Стимульный материал предназначен для определения уров­ня развития психических функций (зрительного восприятия, памяти, мышления) детей от 1 года до 4 лет.

• Издательство ТЦ «Сфера», Москва, выпустило мето­
дическое пособие «Как провести логопедическое обсле­
дование детей 2—4 лет»,
авторы О. Е. Громова, Г. Н. Со-
ломатина (2004).

Настоящее пособие предназначено для проведения обсле­дования звуковой стороны речи детей, начиная с раннего воз­раста, и содержит задания по обследованию произношения зву­ков раннего и позднего онтогенеза. Впервые представлено под­робное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов международного фонетического алфавита. Разрабо­таны методические рекомендации для логопедического обсле­дования произносительной стороны речи, включая диагнос­тику звукового строя и слоговой структуры слова.

• Обследованию объема пассивного и активного словарного запаса с опорой на картинки, грамматического строя речи, пись­менной и связной речи поможет «Дидактический материал по обследованию речи детей» Т. П. Бессоновой, О. Е. Гри­бовой (М.: Аркти, 1998). Весь речевой материал подобран


46________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ ________________

в зависимости от уровня его лингвистической сложности и сро­ков появления в речи детей, распределен по трем группам. Уровень А включает наиболее простой материал. Вербальный материал В наиболее сложный. Для уровня Б предлагается, соответственно, материал промежуточной степени сложности.

Систематизация языкового материала по уровню сложнос­ти в рамках каждой пробы позволяет специалисту обследо­вать детей самого широкого возрастного спектра с различной степенью тяжести речевого дефекта и формировать языковые и речевые умения и навыки на адекватном материале в усло­виях индивидуальных и групповых занятий.

• Игры и занятия, включенные в пособие «Как научить ребенка говорить, читать и думать» (авторы А. Н. Корнев, Н. Е. Старосельская; 1999), рассчитаны на детей в возрасте от полутора до 7—8 лет.

Методическое руководство содержит описание дидактиче­ских игр и занятий по развитию связной речи, по формированию понимания речи и стихотворных текстов, внимания, памяти, логического мышления. Пособие состоит из двух брошюр: одна из них содержит разрезные картинки, другая — методическое руководство по использованию материала. Предложенный ил­люстративный материал может быть использован логопедом с целью обследования лексико-грамматического строя речи, связной речи, определения уровня сформированности психи­ческих функций — памяти, внимания, мышления.

У логопеда есть право самостоятельно подобрать дидакти­ческий материал, пособия и игрушки, продумать задания, ко­торые помогут получить достоверную информацию о разви­тии речевых и неречевых функций у каждого ребенка.








ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.