Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







III вид. Оздоровительные занятия





• физическое развитие и здоровье;

• валеологические; l

• ритмика, танцы, хореография;

• плавание.


130 ____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГ ОПЕДА ДОУ

Серьезное внимание в контексте решения задач умствен­ного воспитания и общего развития ребенка в программе уде­лено развитию устной реги. Для каждой возрастной группы•> определены примерный уровень речевого развития, после­довательность работы по овладению звуковой системой язы­ка, его лексикой и грамматическим строем; в старших груп­пах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.

На занятиях по развитию речи и вне занятий, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы вос­питатель подводит детей к пониманию того, что слова обозна­чают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подби­рать наиболее подходящие по смыслу слова.

Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста. В программе этой группы основными задачами являются: развитие гуления и лепета, способствующих развитию артикуляционного аппарата, раз­витие слухового сосредоточения, голосовых реакций, накоп­ление пассивного словаря и формирование умения повторять за воспитателем некоторые простейшие слова.

В программе второй группы раннего возраста, когда речь ребенка становится средством общения со взрослыми и свер­стниками, предусмотрены формирование правильного звуко-произношения и развитие элементов связной речи.

В первой и второй младших группах педагоги создают усло­вия для использования детьми в устной речи распространен­ных предложений. Программа средней группы нацелена на ос­воение детьми правильного произношения всех звуков род­ной речи. Воспитатель формирует навыки пересказывания и составления небольших рассказов. В старшей группе особое место занимают развитие фонематического слуха и дальней­шее совершенствование связной речи. В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению начал грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, состав­лять из слогов слова, из слов предложения, дает первые пред­ставления о слове, предложении (без грамматического опре­деления их).


В ОПРОС 18 ______________________ 131

Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры об­щения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с дру­гими людьми.

В сентябре проводится обследование состояния речи и не­речевых психических функций детей, выявляются структуры и механизмы речевых нарушений, заполняются «речевые кар­ты» на каждого ребенка.

С октября (первый период) начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Основная задача логопеда — вызвать у детей желание говорить, преодолеть речевой негати­визм, продуцировать речевые контакты, положительные эмо­циональные переживания, блокирующие отрицательные эмо­ции. Переход к речевым контактам, к формированию реги как средству общения осуществляется после появления элементов спонтанной деятельности. Логопед не побуждает детей гово­рить, но поощряет их, когда желание говорить появилось; ра­ботает над вызыванием подражательной речевой деятельности, над расширением объема понимания речи. В этот период на занятиях желательно больше использовать игрушки и реаль­ные предметы, так как восприятие рисунков у детей еще затруд­нено. Крупные яркие картинки вводятся постепенно.

В настоящем пособии представлены лексические темы, рас­крываются основные воспитательно-образовательные и кор-рекционные задачи каждого периода обучения.

С декабря (второй период) у детей формируется словарный минимум. Основное внимание логопед уделяет ритмической основе и слоговой структуре слова; начинает применять в ра­боте сюжетные картинки, работает над обучением детей по­строению двухсловных предложений: Катя иди. Брось мяг. За­учиваются отдельные обиходные словосочетания.

С марта (третий период) у детей формируется короткая бытовая фраза из 2—3 слов. Уточняется, но пока не корректи­руется фонетическая сторона речи. Ведется работа над разли­чением грамматических форм слов. Продолжается работа по сюжетным картинкам. Заучиваются небольшие стихи, потеш­ки, пересказываются с помощью логопеда сказки.

Структура и форма проведения занятий в подготовитель­ной к школе группе несколько иная, чем в младшей, средней и


132 _______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ________________

даже старшей группах. Дети активно участвуют в ходе заня­тия, на основе собственного опыта они делают простейшие выводы, умозаключения.

Например: Ушки слышат в слове машина звук [ы], но я помню правило: «ЖИ-ШИ — всегда пиши с буквой И». И я написал правильно слово МАШИНА.

При определении звонкого или глухого звука, ребенок ста­вит ладошку тыльной стороной к горлу и произносит пооче­редно звуки [б] — [п] несколько раз. Звук [б] — звонкий, горло гудит, звук [п] — глухой, горлышко молчит. Полученные ра­нее знания дети самостоятельно используют в практической деятельности.

Использование таких заданий, как «Звездный гас» разви­вает в детях стремление победить, четко спланировать свою деятельность. Эти качества пригодятся в дальнейшем при обу­чении в школе. Например: из букв слова СОЛДАТИК составь и напиши новые слова (сода, кит, Лида, лодка, ток, скот, кот, сок, клад).

Игры:

«Живые звуки».

Эта игра позволяет детям самостоятельно из букв состав­лять слово. Правила игры: Запомни свою букву, подумай, где твое место в слове. Путем проб и ошибок дети составляют сло­ва, вставая друг за другом в определенной последовательности.

Сначала это простые, односложные слова (кот, жук), по­том двухсложные (весна).

«Кто быстрее составит слово из кубиков?».

Дети по своему усмотрению делятся на группы из 2 чело­век. Каждая группа договаривается между собой, кто состав­ляет начало слова, а кто — конец. Эта игра учит детей не только моделировать слова, но и успешно договариваться, распреде­лять обязанности, согласовывать план действий, планировать не только свою деятельность, но и действие партнера.

Игры-соревнования вызывают у детей особый интерес, стремление и желание выиграть, получить приз, заставляет их вспоминать, писать, считать, сравнивать и конечно же выигрывать.

Например: Возьмите полоски бумаги, в верхнем углу напи­шите букву (гласную или согласную — решайте сами). Побе­дит тот, кто больше всех за 5 минут (перед детьми часы) напи-


____________________ ВОПРОС 18_______________________ 133

шет слов с данной буквой. Ограниченное время позволяет ребенку организовать свою деятельность. «Буквы и слова».

 

  С   Р Л  
  сок зонт рак лук  
  сом зубы рука лак  
  коса зал рыба пила  
  усы коза гора игла  
  сон роза игра лужа  
  сова заяц зубы   волк  
Всего          
слов          

Дети сами считают, сколько слов написали, ставят цифру в нижнем правом углу и определяют победителя.

Система игр и упражнений не только совершенствует навы­ки слитного чтения, но и взывает интерес к самому процессу обучения. Дети учатся отгадывать ребусы, экспериментиро­вать со словом. Например: каким образом слово лук превра­тить в слово рак.

Ребенок самостоятельно строит цепочку превращений, за­меняя в слове один звук на другой: лук (у—а) — лак (л—р) —

рак.

Усложнение игры: Слово коса — превратить в слово роза. Цепочка превращения: коса (с—з) — коза (к—р) — роза.

Логопеды много внимания уделяют работе с «тяжелыми» детьми, но при этом забывают детей, у которых нарушены только звуки, психические функции сохранены, учебные на­выки сформированы, хорошая познавательная деятельность. С такими детьми надо заниматься, поднимая им планку раз­вития выше, учитывая их возможности, особенности разви­тия. Каждый ребенок имеет право на свой индивидуальный маршрут развития.


Выпуск детей из дошкольного образовательного учрежде­ния — это важное событие не только для детей, но и для педа­гогов и, конечно же, для учителя-логопеда. Занятие позволяет показать речевые способности каждого ребенка, эффектив­ность работы учителя-логопеда, его профессионализм.

К любой выбранной логопедом лексической теме подбира­ются игры, упражнения и задания, которые возволяют комис­сии увидеть связную, хорошо оформленную речь каждого ре­бенка.

Занятие должно быть интересным, увлекательным, с ис­пользованием сюрпризных моментов, необычных приемов j подачи материала, сменой деятельности.

Конспект выпускного занятия

ТЕМА: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ подготовительная к школе группа

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

Образовательные задачи:

1. Расширить знания детей о русских народных сказках.

2. Учить различать и правильно называть сказки по облож­ке книги, по элементам рисунка, отрывкам из текста.

Коррекционные задачи:

1. Закрепить навыки слитного чтения.

2. Совершенствовать навыки анализа и синтеза двуслож­ных слов.


___________ ВОПРОС 19 _______ 135

3. Совершенствовать и стимулировать стремление детей к словотворчеству.

4. Вызвать интерес к слову, стремление и желание изме­нять его.

5. Вызвать интерес к ребусам, учить умению их отгадывать и самим составлять ребусы, кроссворды.

6. Развивать умение самостоятельно придумывать расска­зы на любую заданную тему, поощрять интерес детей к сло­вотворчеству. Работать над эмоциональной, выразительной речью у детей.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

2. Поддерживать интерес к книге, поощрять желание и стремление самостоятельно прочитать книгу.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вводная часть

1. Чтение названий сказок по табличке.

2. Игра «Убери лишние буквы».

Основная часть

1. Игра словом: «Сказки».

2. Моя любимая сказка.

3. Игра: «Живые буквы». Составление из букв название сказ­ки: Р Е П К А.

4. Анализ и синтез слова РЕПКА. Работа с помощью схемы.

5. Чтение детьми сказки «Репка».

6. Составление творческого рассказа на тему «Сказка "Ко­лобок" с хорошим концом». Придумывание конца к сказке «Ко­лобок».

7. Игра: «По деталям рисунка узнай название сказки».
Например: Хрустальные туфельки — сказка «Золушка».

Заключительная часть

1. Ребус. Найди «7-е слово» (слово Гномик).

2. Составление творческого.рассказа на тему «Путешествие Гномика в лесу».


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Логопед предлагает каждому ребенку взять карточку, пере­вернуть ее и прочитать то, что на ней написано. Дети по оче­реди берут карточку, читают и прикрепляют табличку на ков-ролин.

Картогки: Теремок, Репка, Снегурочка, Русалочка, Курочка Ряба, Рукавичка, Аленький цветочек, Колобок, Три медведя...

Логопед: Как назвать одним словом то, что вы прочита­ли на карточках?

Дети: Мы прочитали названия сказок.

Логопед: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

Дети: Мы поговорим о сказках.

Логопед: На доске буквы, в которых спряталось слово СКАЗКИ. Как его найти?

Дети: Надо убрать лишние буквы.

Логопед предлагает убрать лишние буквы. Дети выполня­ют задание.

Логопед: Назовите буквы, которые мешали прочитать слово СКАЗКИ.

Дети: Это буквы Т, М, Ж, Р, Л, О.

Логопед: Расположите оставшиеся буквы на доске так, чтобы легко можно было прочитать слово СКАЗКИ.


________________________ ВОПРОС 19 ______________________ 137

Логопед: Давайте поиграем со словом СКАЗКИ. Я начну предложение, а вам надо добавить одно слово СКАЗКИ. Логопед: Мама перед сном прочитала мою любимую... Дети: СКАЗКУ.

Логопед: Сегодня на занятиях мы поговорим о... Д е т и: О СКАЗКАХ. Логопед: Кто сочиняет сказки? Дети: Сказки сочиняют писатели, народ и дети.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Логопед: Мы сегодня поговорим о русских народных сказких. Закройте глаза, вспомните и назовите свою любимую сказку. (Пауза 1 мин).

Дети:

— Моя любимая сказка «Аленький цветочек». Мне нра­вится Настенька — она добрая и помогла заколдованному принцу.

— Моя любимая сказка «Снегурочка». Она добрая, краси­вая. Жалко, что она растаяла и превратилась в облачко.

— Моя любимая сказка «Три медведя». Больше всех понра­вился Мишутка.

Логопед: Мне очень приятно, что вы не только знаете названия сказок, но и с помощью родителей и воспитателей знакомитесь с новыми сказками.

На столе буквы, их пять. Из этих букв надо составить назва­ние сказки, которую вы очень хорошо знаете. Сейчас подойдут 5 человек, каждый возьмет по одной букве, назовет ее и подума­ет, где надо встать, чтобы мы могли прочитать название сказки.

Дети разбирают буквы, называют их и встают по линии так, чтобы остальные дети могли прочитать название сказки.

Логопед: Почитайте название русской народной сказки.


138_____________ «ШПА РГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕ ЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ________________

Дети (читают): РЕПКА.

Логопед: Кто из детей составит схему слова РЕПКА? Выбранный логопедом ребенок составляет схему к слову РЕПКА:

Анализ и синтез слова РЕПКА.

Л о г о п е д: Я уже говорила, что приятно, когда перед сном родители читают или рассказывают сказки. Но вы уже сами можете читать сказки. Я принесла сказку «Репка», и вы ее прочитаете сами.

Каждый читает по одной странице и передает книгу друго­му. В чтении участвуют 5 человек.

Логопед напоминает детям, что читать надо громко, выра­зительно, эмоционально.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.