Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Разграничение функций логопеда и воспитателя в процессе реализации раздела «Развитие речи»





Такой раздел планирования, как «Лексика», предполагает совместную работу специалистов, в которой ведущим является учитель-логопед, а воспитатель лишь закрепляет материал, уже пройденный и отработанный с детьми логопедом. Работу по звукопроизношению, развитию навыков языкового анализа, общих речевых навыков, совершенствованию грамматического строя речи и обучению связной речи ведет логопед, а воспита­тель, являясь его помощником, закрепляет результаты достиг­нутого. Зато такие разделы, как «Развитие элементарных мате­матических представлений», а также «Конструктивный праксис и художественно-творческая деятельность», ведет воспитатель, а логопед при необходимости оказывает помощь.


____________________________ ВОПРОС 20 __________________________ 145

Эффективность коррекционной работы логопеда зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку пра­вильную артикуляцию поставленного логопедом звука. В иг­ровой и занимательной форме воспитатель проводит индиви­дуальные задания по автоматизации звука, учитывая рекомен­дации логопеда, поощряет стремление и желание ребенка произносить звук чисто.

Логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполне­ние своих рекомендаций.

Тетрадь занятий, проводимых воспитателем с детьми по заданию логопеда.

Заполняется логопедом 1 раз в неделю. Содержание рабо­ты раскрывается по трем разделам:


146_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ '

1. Логопедические пятиминутки.

2. Игры и упражнения.

3. Индивидуальные занятия.

Логопедигеские пятиминутки могут быть использованы во­спитателями на любых занятиях, в разных ситуациях и дру­гих видах деятельности. Пятиминутки должны быть доста­точно короткими, не следует их превращать в мини-занятия. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соот­ветствовать изучаемой на неделе лексической теме и способ­ствовать развитию всех компонентов речи у детей. Логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые пресле­дуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание.

Игры и упражнения, рекомендуемые логопедом, могут про­водиться воспитателями во второй половине дня или исполь­зоваться на занятиях во время динамических пауз.

Индивидуальные занятия проводятся воспитателем как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2—3 детьми и проводит занятия, включающие общую или специальную артикуляционную гимнастику, зада­ния на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом.

Учитывая, что у педагогов есть картотеки игр, упражне­ний на развитие зрительного и слухового внимания (памя­ти), мелкой моторики, упражнений на развитие координа­ции речи с движением и каждая карточка в картотеке имеет свой номер, логопеду достаточно указать номер карточки. Это облегчает логопеду написание ежедневных заданий для вос­питателей. Компьютерная схема бланков ускоряет их запол­нение.

Примерное заполнение тетради, в которой осуществляется связь логопеда с воспитателем. Задания рассчитаны на неде­лю.

Содержание логопедигеских пятиминуток.

Подготовительная к школе группа. I квартал, сентябрь, IV неделя

Тема недели: Осень, деревья.


________________________ ВОПРОС 20 ________________ 147

J. Игры на развитие зрительного и слухового восприя­тия

Игра: Найди два одинаковых листогка, раскрась их. Назо­
ви листогки.

Образец ответа: Я нашла два кленовых листочка, два

березовых...

Листья: березовый, ивовый, дубовый, кленовый, рябино­вый.

Игра: Какие листья спрятались на картинке?

Цель: Развитие зрительного восприятия, работа над грам­матически правильной речью.

Образец ответа: На картинке спрятались рябиновые, кленовые... листья.

//. Игры на развитие фонематигеских представлений

Игра: «Длинные и короткие слова». Воспитатель называ­
ет деревья, которые растут в лесу. Детям предлагается запом­
нить короткие и длинные названия деревьев.

Деревья: береза, осина, рябина, дуб, клен, тополь, ель, ива.

III. Игры на развитие лексико-грамматигеского строя
реги

Цель: Упражнять в согласовании существительного (осень) с прилагательными в роде, числе, падеже.

Игра-соревнование: «Кто больше придумает слов к слову «осень».

Образец ответа: Осень какая? — дождливая, пасмур­ная, золотая, урожайная...

За каждое правильно подобранное слово — фишка. Побе­дитель определяется по количеству фишек.

IV. Регь с движением

Эй, ребята, что вы спите?!

На зарядку становитесь!

(Дети встают)

Справа — друг, и слева — друг!

Вместе все в веселый круг.

(Вытягивая руки в сторону, каждый показывает

жестом на стоящего рядом ребенка)



148 ______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ

Под веселые напевы Повернемся вправо, влево. Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова наклонись! (Действия детей соответствуют тексту)

Н. Лопухина КАРТОЧКА № 81

Цель: Учить согласовывать движения с речью.

V. Развитие связной реги

Игра: «Подбери нужное слово». Педагог:

- Листья пожелтели, значит наступила... (осень).

- Подул ветер, и на землю полетели кленовые, березовые, осиновые... (листья).

— Колхозники собрали с полей хороший... (урожай).
Игра: «Кто придумает красивое предложение с словом «осень».
С помощью вопросов следует наращивать предложения.
Образец: Наступила осень.

Педагог: Наступила осень какая?

—Наступила золотая осень.

—Наступила дождливая, пасмурная осень.

- Наступила дождливая, пасмурная, холодная осень.
Педагог записывает в тетрадь придуманные детьми пред­
ложения. Это начало словотворчества каждого ребенка.

• Педагог дает рекомендации по оснащению предметно-
развивающей среды в группе с учетом прохождения лексиче-
сой темы.

Например:

• На ковролине дети моделируют картину «Осень в го­роде».

• Предложить детям рассказать, что изображено на кар­тинке? (Ведется запись рассказов детей.)

• Предложить детям подобрать слова к слову осень: Осень какая? — Золотая, дождливая, урожайная...

• Предложить детям нарисовать осенние листочки и укра­сить рисунками зону «Творчество детей».

• Подвесная среда: на нитях различной длины, прикреп­ленных к потолку, висят листочки. Воспитатель предлагает де-


_______________________ ВОПРОС 20 ______________________ 149

тям вспомнить, как соединить в одно слово два слова листья падают. Какое слово получится? (ЛИСТОПАД)

• Развитие мелкой моторики: обводка и штриховка изоб­ражения листьев, овощей, фруктов.

• В уголке книги — иллюстрации об осени, картинки, за­гадки, раскраски.

• В уголке природы — «Дневник наблюдений» (с записью об изменениях в живой и неживой природе).

Например:

20.09.— Появились первые желтые листочки (заметила Таня).

27.09.— Настя увидела синицу под кустом.

29.09. — Коля попал с мамой под сильный, проливной дождь.

«Дневник наблюдений» позволяет развивать у детей наблю­дательность, интерес к изменениям в природе. Дети учатся четко передавать свои наблюдения.

В тетради связи логопеда с педагогами планируется инди­видуальная работа с каждым ребенком на неделю.

Например:



150 ___________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДО У

Логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посе­щая подгрупповые и индивидуальные занятия, отмечая поло­жительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата! Посещения педагогами занятия логопеда расширяет их пред­ставление о коррекционной работе, они овладевают приема­ми, методиками, технологиями обучения, которыми владеет'I специалист.


Характеристики личностных качеств ребенка (авторский комментарий Е. Г. Юдиной)*

Компетентность — качество личности, которое отождест­вляется не только со знаниями, умениями и навыками. Ком­петентность представляет собой лигностную характеристику, предполагающую, что индивид не просто информирован и умеет применить эту информацию, но и использует ее в каче­стве основы для принятия собственных решений.

Компетентность — качество, которым обладает ребенок уже к концу дошкольного периода развития.

Творгеские способности (креативность) — категория, под­разумевающая не набор каких-то специальных способностей, которые в этом возрасте могут еще не проявиться, а лишь общее отношение ребенка к окружающему миру как к объекту преобразования и открытия.

В этом отношении творческие способности, безусловно, соприкасаются с такой качественной характеристикой ребен­ка, как любознательность.

Любознательность (исследовательский интерес) — качество личности, свойственное ребенку дошкольного возраста. Неда­ром детей называют «почемучками». Как показывают совре­менные исследования, это естественное свойство детей.

В то же время именно любознательность лежит в основе общей познавательной активности человека. Развитие мысля­щего человека невозможно без живого, активного интереса к окружающему миру, который доставляет необходимую исход-

* Юдина Е. Г. Для чего нужен государственный стандарт дошкольного образования // Дошкольная педагогика. Июль-август. № 3. 2002.


152_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ________________

ную информацию для мышления, причем информация эта должна быть открыта самим объектом, а не предоставлена ему в готовом виде.

Постоянная готовность педагогов в дошкольных учрежде­ниях давать детям информацию, опережая желание ребенка получить ее, а также исключение для ребенка возможности совершить ошибку приводят к исчезновению обычных дет­ских вопросов. Развитие любознательности, несмотря на при­родную естественность этого детского свойства личности, тре­бует сложных, отточенных педагогических технологий и тон­кого понимания психологии этого возраста.

Инициативность (самостоятельность, свобода, независи­мость) характеризует те черты личности, которые обеспечи­вают ей наибольшие потенциальные возможности с точки зре­ния перспективы развития.

Психологи утверждают, что очень важно обеспечить ребенку такое образование, чтобы он сам был активным участником — субъектом деятельности. Только в такой деятельности проис­ходит развитие главных психических свойств ребенка, разви­тие его личности. Если педагог постоянно стремится показать ребенку, как надо что-то сделать, то в этой деятельности глав­ный субъект — педагог, ребенок в ней не свободен и ничего не определяет. В конце концов ребенок приучается действовать только по подсказке, не может принять самостоятельное ре­шение, перестает верить в собственные силы. Он утрачивает одно из фундаментальных свойств личности — способности проявлять инициативу.

Свобода и независимость ребенка являются необходимыми условиями его развития как личности. Разумеется, под независи­мостью и свободой понимается личная свобода человека, кото­рая, естественно, ограничена свободой и независимостью других людей. Для развития у ребенка чувства собственного достоин­ства совершенно необходимым является воспитание у него толе­рантности к мнениям, суждениям и оценкам других людей.

Коммуникативность (социальные навыки), образ «Я» (базо­вое доверие, гувство защищенности). Коммуникативность, свя­занная с социальными навыками ребенка, объединена со сфе­рой развития у ребенка образа «Я», представления о себе.

Ребенку жизненно необходимо чувствовать позитивное от­ношение к нему со стороны окружающих (особенно близких


______________________ ВОПРОС 21 ________________________ 153

взрослых). Это позитивное отношение рождает у него поло­жительный образ «Я», который дает ему возможность жить и развиваться дальше. «Меня любят, и у меня все получается» — такое самоощущение ребенка является совершенно необходи­мым для развития.

Это самоощущение рождается очень рано, еще в младен­ческом возрасте, и называется чувством базового доверия. Э. Эриксон утверждает, что возникающее на первом году жиз­ни ребенка доверие к себе и к миру лежит в основе всего его дальнейшего эмоционально-личностного и социального раз­вития и в очень сильной степени определяет направление и качество этого развития.

Если у ребенка не возникает доверия к окружающему миру, его развитие искажается и принимает неблагоприят­ные формы, которые потом бывает чрезвычайно трудно исправить.

Ответственность — качество личности, которое можно охарактеризовать как обратную сторону инициативности и независимости. Ребенок, который способен проявлять ини­циативу, отнюдь не всегда понимает, что она налагает на него определенные обязательства: довести дело до конца, постараться сделать его хорошо, сдержать данное слово. В развитых формах это чувство ответственности за себя как субъекта, разумеется, может присутствовать только у взрос­лого человека. Однако предпосылки такой ответственности закладываются уже к концу дошкольного детства и нуждают­ся в помощи педагога.

Частой педагогической ошибкой является отождествление чувства ответственности и дисциплинированности. Основное отличие этих качеств заключается в том, что ответствен­ность — результат личной инициативы ребенка и следствие принятого им самим решения, в то время как дисциплиниро­ванность вполне может быть присуща безынициативному, пассивному человеку, но очень добросовестному и исполни­тельному.

Однако именно ответственность, а не дисциплинирован­ность — основа осознания человеком себя как свободной лич­ности.

Произвольность — является качеством личности, дополня­ющим чувство ответственности в дошкольном возрасте и обес-


154 _______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

печивающим ребенку возможность осуществления основных видов деятельности.

Произвольность в отечественной психологии рассматрива­ется как следствие способности человека к соподчинению мо­тивов. В дошкольном возрасте такое соподчинение уже суще­ствует в виде фундаментальной способности ребенка к приня­тию правил.

К концу дошкольного возраста эта способность развита вполне достаточно, чтобы заниматься с ребенком как субъек­том учебной деятельности.


Как показывают современные исследования, целенаправ­ленное включение родителей в единый, совместный с педаго­гами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педа­гогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и ло­гопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ре­бенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Цель совместной работы — активизировать родителей, при­влечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последова­тельным и эффективным.

Участие родителей в воспитании, развитии ребенка не толь­ко дома, но и в детском саду поможет им:

• преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

• относиться к ребенку как к равному;

• понять, что недопустимо сравнивать его с другими деть­ми, если сегодня он что-то сделал хуже, чем вчера, всегда ра­доваться его успехам и поддерживать в случае неудачи;

• знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

• проявлять искреннюю заинтересованность в его действи­ях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;

• установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.
Задаги, которые ставит логопед, работая с родителями в

течение учебного года:

• установить партнерские отношения с семьей каждого вос­
питанника, создать атмосферу общности интересов и эмоцио­
нальной взаимоподдержки;


156 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ

• повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и же­лание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;

• формировать у родителей навыки наблюдения за ребен­ком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;

• помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и | защищенность в семье;

• воспитать у родителей привычки интересоваться у педа­гогов процессом развития ребенка в разных видах деятельно­сти, обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспита­ния.

Учитель-логопед в работе с семьей использует традицион­ные и нетрадиционные методы. Формы и методы:

• групповые собрания;

• индивидуальные беседы;

• консультации;

• анкетирование;

• наглядная информация;

• открытые занятия логопеда с детьми;

• День открытых дверей;

• приглашение родителей на праздники;

• совместные мероприятия.

 

  ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ
(составляется логопедом на календарный учебный год)
Месяца, Формы и Содержание работы Ответственный
п/п дата методы работы    
  конец Групповое • Приглашение родителей вновь Логопед
  мая собрание. поступивших детей. группы,
    Открытое • Просмотр выпускного занятия педагоги.
    занятие. логопеда с детьми. Логопед,
    Выступление логопеда, воспитателей. Рекоменда­ции • Ознакомление родителей с ос­ новными задачами воспитания, развития и коррекции. • Рекомендации родителям на лето воспитатели

 

Месяца, Формы и Содержание работы Ответственный
п/п дата иетоды работы    
? до Индивидуаль- Цель: Сбор анамнеза, заполнение Логопед
  20 сен- ные встречи речевых карт. Получение информа-  
  тября с мамами (в кабинете у учителя-логопеда) ции о развитии ребенка, его ин­тересах, способностях, положи­тельных и отрицательных чертах характера  
  25- Групповое Тема: «Результаты первичной Заведующий,
  30 сен- родительское диагностики детей». Выступления логопед,
  тября собрание. логопеда, психолога, педагогов. педагоги.
    Просмотр подфупповых Задачи I периода обучения (сентябрь - октябрь, ноябрь). Логопед.
    занятий Просмотр подгрупповых занятий логопеда с детьми Логопед
  25- Анкетирова- Цель: Получение информации о Логопед
  30 сен- ние развитии ребенка, о воспитании  
  тября родителей в семье, традиции семьи,.уклад семьи. Анкет № 1  
  2 раза Встреча Индивидуальные консультации Логопед
  в месяц (2, 4-я среда) с роди­телями для родителей  
  1 раз Шпаргалки Цель: Помочь родителям разобрать- Логопед,
  в месяц для родителей ся в природе некоторых поступков детей и найти не только педагоги­ческие, но и демократические (не подавляющие) способы воспитания воспитатели
  Декабрь Групповое Цель:  
  родительское • Познакомить родителей с резуль- Логопед,
    собрание. Основные татами работы с детьми за I пе­риод обучения. воспитатели.
    задачи • Основные задачи учебно-воспи- Логопед.
    обучения на II квартал. Открытое за­нятие (про­водит воспи­татель). Анкетирова­ние тательной и коррекционной работы с детьми на II период обучения (декабрь - январь - февраль). • Просмотр открытого занятия по развитию элементарных математи­ческих представлений у детей. Цель: информированность родите­лей о работе ДОУ. Анкета № 2 Воспитатели.

 

№ п/п Месяца, дата Формы и методы работы Содержание работы Ответственный
  25-28 Приглашение Цель: Результаты работы педагогов, Воспитатели,
  декабря родителей логопеда в речевом развитии ре- логопед,
    на праздник бенка (чтение стихов, участие в театрализованном действии) музыкальный руководитель
  26-28 Круглый стол Тема: Встреча с родителями и Заведующий,
  января   специалистами ГДОУ: «Вы спра­шиваете - мы отвечаем» психолог, педагоги, логопед, невропатолог, учитель школы
  Еже- Почта одного Получение письменной информации Логопед
  дневно (по мере получения дня о развитии ребенка (через тетрадь индивидуальной работы с каждым ребенком) (более подробно см.  
  информа-   на с. 164-167)  
  ции 0    
  развитии ребенка)     '
  12-13 Экран Цель: Получение информации о Логопед
  января звукопроиз-ношения том, какие звуки поставлены лого­педом каждому ребенку, на какой стадии идет автоматизация звуков в слогах, словах, фразах и т. п.  
  Январь Индивиду­альные консультации Цель: Познакомить родителей с проблемами по усвоению ребенком программы постановки и автома­тизации звуков Логопед щ
  1 раз Фотомонтаж Фото-газета «Звездочки месяца» - Логопед,
  в месяц с коммента­риями успехи каждого ребенка в разных видах деятельности. Цель: Информировать родителей об успехах, динамике в развитии каждого ребенка. Раскрытие спо­собностей, интересов и, возможно, талантов у ребенка воспитатели

 

Месяца, Формы и Содержание работы Ответственный
п/п дата методы работы    
  5-6 Праздник, Цель: Создание положительного Логопед,
  марта посвященный эмоционального настроя у детей воспитатели,
    Дню 8 Марта и их родителей. Итоги работы по коррекции речевых и неречевых нарушений (чтение стихотворений, участие детей в инсценировках) музыкальный руководитель
  25-26 Родитель- Цель: Итоги работы логопеда, Логопед,
  апреля ское собра- воспитателей с детьми. воспитатель.
    ние. Открытое занятие. Анкетирова­ние • Ознакомление родителей со списками детей, которые выпус­каются из ДОУ, и списком детей, которым продлевается срок пре­бывания на второй год. Логопед. /
    родителей • Просмотр открытого занятия по итогам работы логопеда (воспита­телей) за учебный год. Цель: Анализ работы ГДОУ гла­зами родителей. Анкета № 3 Логопед. Заведующий ГДОУ
  Май Индиви- Цель: Рекомендации родителям, Логопед.
  (2- дуальные дети которых выпускаются из  
  4 недели) консультации ГДОУ. Рекомендации родителям, детям которых продлен срок пребывания в логопедической группе Логопед
  24-25 Родитель- • Родительское собрание для Логопед.
  мая ское вновь поступивших детей.  
    собрание. • Просмотр открытого занятия ло- .Логопед,
  - Открытое занятие. гопеда с детьми, которые выпус­каются из ДОУ. воспитатель
    Выступление логопеда, воспитателей. Рекоменда- • Ознакомление родителей с основными задачами воспитания, обучения и коррекции детей с ТНР • Рекомендации: «Как организовать Логопед
    ции отдых ребенка летом»  
  Май - Встречи с родителями (по инициативе самих Логопед
  июнь (2- родителей)  
  4 недели)   .

160 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ _______________ _

Анкеты для родителей

АНКЕТА 1
(сентябрь 200 г.)

Цель: Получение информации о воспитании ребенка в семье: о тра­дициях, укладе семьи, о методах воспитании, развитии ребенка.

1. Удается ли соблюдать режим дня: питание, дневной сон, про­гулки, игры? Если нет, то почему. Ответы:

Да_____________________________ ------------------------------------------

Иногда_______________________.----------------------------------------------------

Нет ______________________________._____________ --------------------------

2. Семейные праздники — как они проходят? Кто из родителей является организатором семейных праздников?

3. Кто из родителей активно участвует в развитии, воспитании ре­бенка?

Ответы:

мама______________;_______________________ --------------------------------

папа_________________________________________ —------------------ ■------

бабушки ' ■■ ■ _________________;_____________________ -------------------------------------

сам воспитывается и развивается_______________.----------------------------

4. Ваши выходные дни — как они проходят?
Ответы:

а) Уборка квартиры, решение накопившихся дел_____________________

б) Прогулки в парке, по городу_____________________________________

в) Театр, экскурсии, цирк____________________________________ —.-----

• 1 р. в неделю______________________________________________.----- —

• 1 р. в месяц________________________________.------;--------------------- —

• 1 р. в полгода___________________________________________________ ■

• 1 р. в год______________________.______________ --------------------- ■----

• нет возможности____________________________ ----------------------.------

5. Ваш ребенок — какой он? (характер, интересы, способности,
наклонности)


^__________________________ ВОПРОС 22 _________________________ Ш

6. Как часто перед сном Вы читаете ребенку книги, рассказываете сказки или просто беседуете по душам? Ответы:

• каждый вечер ___________________________________________________

• раз в неделю ___________________________________________________

• иногда_________________________________________________________

• нет времени____________________________________________________

Спасибо за участие в анкетировании и откровенные ответы.

АНКЕТА 2

Для каждого ответа, предполагающего выбор, обведите в кружок слова «да», «нет» или «нз» (не знаю).

Как долго Ваш ребенок посещает наше дошкольное учреждение?

менее б месяцев _________________________________________________

от 1 до 2 лет______________________________________________________

более 2 лет ______________________________________________________

Сколько лет Вашему ребенку?______________________________________

1. Вы получаете информацию:

а) о целях и задачах ДОУ в области обучения, воспитания, коррек­
ции Вашего ребенка

«да», «нет», «нз»

б) о режиме работы (часах работы, праздниках, нерабочих днях)

«да», «нет», «нз»

в) о питании (меню)

«да», «нет», «нз»

2. В ДОУ ведется специальная работа по адаптации (привыканию)
детей (беседа с родителями и т. п.)?

«да», «нет», «нз»

3. Воспитатели обсуждают с родителями различные вопросы, ка­
сающиеся пребывания ребенка в ДОУ (дисциплина, питание, гигиени­
ческие процедуры)?

«да», «нет», «нз»

4. Родители имеют возможность присутствовать в группе, участво­
вать в экскурсиях, праздниках?

«да», «нет», «нз»


162 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ

5. Родители получают информацию о повседневных происшестви­
ях в группе, успехах в обучении и т. п. (информационный стенд, устные
сообщения)?

«да», «нет», «нз»

6. Родителей информируют о травмах, изменениях в состоянии
ребенка, его привычках в еде и т. п.?

«да», «нет», «нз»

7. Родители имеют возможность обсудить вместе с сотрудниками
успехи детей на совместных собраниях?

«да», «нет», «нз»

8. Сотрудники интересуются, насколько их работа удовлетворяет
родителей (беседы, анкеты)?

«да», «нет», «нз»

9. Вас лично удовлетворяет уход, воспитание и обучение (оздоров­
ление, развитие способностей, которые Ваш ребенок получает в ДОУ)?

«да», «нет», «нз»

10. Вы лично чувствуете, что сотрудники доброжелательно отно­
сятся к Вам и Вашему ребенку?

«да», «нет», «нз»

11. Что вы ждете от ДОУ?

12. Ваши предложения по содержанию, организации учебно-вос­питательной и коррекционной работы в ДОУ.

13. Чем Вы лично можете помочь ДОУ в создании условий для пре­бывания, развития и обучения Вашего малыша?

Спасибо за участие в анкетировании. Дата заполнения:


________________ ВОПРОС 22 ____________________ 163

АНКЕТА 3
май 200

Цель: Содержание работы ГДОУ глазами родителей, эффективность работы специалистов, педагогов с детьми. Вопросы:

1. Какие изменения произошли в Вашем ребенке за 9 месяцев пре­бывания в ГДОУ (характере, речевом и интеллектуальном развитии, интересах, способностях...)?

2. Как Вы думаете, каков стиль общения логопеда, педагогов с ребенком?

 

— авторитарный_________________________________________

— партнерский _______________; __________________________

— не знаю_______________________________________________

3. На Ваш взгляд, обеспечивают ли педагоги и специалисты ГДОУ
подготовку ребенка к школе?

Да___________________________________________ —_---------------------

— частично______________________________________________

— нет___________________________________________________

— не знаю_______________________________________________

4. Как Вы думаете, в какой форме логопед, воспитатели проводят
обучение детей?

— в игровой, занимательной________________________________

— в ученой, дисциплинарной (как в школе)_____________________

— не знаю___________________________________________ _—

 

5. Ваши рекомендации: в какой форме следует обучать детей?

6. Как часто Вы получали информацию от логопеда, педагогов о развитии ребенка, его успехах, проблемах?

 

— ежедневно________________________________________.---- _

— 1 раз в неделю_________________________________________

— 1 раз в месяц_______________________ ___________________

— никогда_______________________________________________


164______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ _______________

7. На Ваш взгляд, созданы ли условия в ДОУ для воспитания, раз­
вития ребенка?

—да____________________________________________ I

— частично______________________________________________

— нет __________________________________________________ |

8. Ваши предположения, рекомендации по организации, содержа­
нию учебно-воспитательной, коррекционной работы в ГДОУ.

Спасибо за участие в заполнении анкет. Мы учтем все ваши пожела­ния и рекомендации.

Анализ анкет позволит получить дополнительную инфор­мацию о развитии каждого ребенка, его интересах и способ­ностях, увлечениях, об укладе семьи, семейных традициях, об участие родителей в воспитании, развитии ребенка, о том, как проходят выходные дни и праздники, каков стиль взаимодей­ствия взрослых с ребенком. Анонимные анкеты позволяют родителям откровенно высказать свои мысли по организации, содержанию учебно-воспитательной и коррекционной рабо­ты всего коллектива.

Индивидуальная тетрадь — совместная работа логопеда, ре­бенка и родителей.

Выполнение ребенком заданий позволяет родителям сле­дить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года. Логопед предлагает задания по развитию мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, логического мышления, фонетических представлений и т. д.

Логопед подбирает задания дифференцированно, с учетом возможностей каждого ребенка. Выполнение несложных за­даний позволяет закрепить знания, полученные ребенком на занятиях.

Например:

Задание № 1. Дата: 24.09.06.

Обвести и заштриховать осенние листья.


___________________________ ВОПРОС 22 _________________________ 165

Напомнить: Линии должны быть ровными, не выходить за контур рисунка.

Дать образец шриховки.

Задание № 2. Обвести длинные слова синим карандашом, короткие — красным.

Слова: дом, собака, жук, кот, ворона.

Задание № 3. Произносить звуки А—У. На звук А — широ­ко открыть рот, на звук У — сложить губы «трубочкой».

А-У А-У.

А-У А-У

Задание № 4. Найти два одинаковых листочка и соединить их одной линией.

Задание № 5. Подуть на листочки. Работа над физиологи­ческим дыханием. Следить, чтобы ребенок не надувала щек: набираем воздух в легкие носом, выдыхаем ртом — губы «тру­бочкой».

Задание № 6. Высунуть кончик языка, поднести его к горлышку маленькой бутылочки и подуть так, чтобы буты­лочка «запела».

В конце занятия логопед оценивает старание, аккуратность выполнения заданий. В конце тетради отводится место для таблицы «Наши успехи и неудачи».

Например:

 

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};





ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Дата Наши успехи Над этим стоит поработать
24.09.200

©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.