|
Разграничение функций логопеда и воспитателя в процессе реализации раздела «Развитие речи»Такой раздел планирования, как «Лексика», предполагает совместную работу специалистов, в которой ведущим является учитель-логопед, а воспитатель лишь закрепляет материал, уже пройденный и отработанный с детьми логопедом. Работу по звукопроизношению, развитию навыков языкового анализа, общих речевых навыков, совершенствованию грамматического строя речи и обучению связной речи ведет логопед, а воспитатель, являясь его помощником, закрепляет результаты достигнутого. Зато такие разделы, как «Развитие элементарных математических представлений», а также «Конструктивный праксис и художественно-творческая деятельность», ведет воспитатель, а логопед при необходимости оказывает помощь. ____________________________ ВОПРОС 20 __________________________ 145 Эффективность коррекционной работы логопеда зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука. В игровой и занимательной форме воспитатель проводит индивидуальные задания по автоматизации звука, учитывая рекомендации логопеда, поощряет стремление и желание ребенка произносить звук чисто. Логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций. Тетрадь занятий, проводимых воспитателем с детьми по заданию логопеда. Заполняется логопедом 1 раз в неделю. Содержание работы раскрывается по трем разделам: 146_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ ' 1. Логопедические пятиминутки. 2. Игры и упражнения. 3. Индивидуальные занятия. Логопедигеские пятиминутки могут быть использованы воспитателями на любых занятиях, в разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, не следует их превращать в мини-занятия. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание. Игры и упражнения, рекомендуемые логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться на занятиях во время динамических пауз. Индивидуальные занятия проводятся воспитателем как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2—3 детьми и проводит занятия, включающие общую или специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Учитывая, что у педагогов есть картотеки игр, упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти), мелкой моторики, упражнений на развитие координации речи с движением и каждая карточка в картотеке имеет свой номер, логопеду достаточно указать номер карточки. Это облегчает логопеду написание ежедневных заданий для воспитателей. Компьютерная схема бланков ускоряет их заполнение. Примерное заполнение тетради, в которой осуществляется связь логопеда с воспитателем. Задания рассчитаны на неделю. Содержание логопедигеских пятиминуток. Подготовительная к школе группа. I квартал, сентябрь, IV неделя Тема недели: Осень, деревья. ________________________ ВОПРОС 20 ________________ 147 J. Игры на развитие зрительного и слухового восприятия • Игра: Найди два одинаковых листогка, раскрась их. Назо Образец ответа: Я нашла два кленовых листочка, два березовых... Листья: березовый, ивовый, дубовый, кленовый, рябиновый. • Игра: Какие листья спрятались на картинке? Цель: Развитие зрительного восприятия, работа над грамматически правильной речью. Образец ответа: На картинке спрятались рябиновые, кленовые... листья. //. Игры на развитие фонематигеских представлений • Игра: «Длинные и короткие слова». Воспитатель называ Деревья: береза, осина, рябина, дуб, клен, тополь, ель, ива. III. Игры на развитие лексико-грамматигеского строя Цель: Упражнять в согласовании существительного (осень) с прилагательными в роде, числе, падеже. Игра-соревнование: «Кто больше придумает слов к слову «осень». Образец ответа: Осень какая? — дождливая, пасмурная, золотая, урожайная... За каждое правильно подобранное слово — фишка. Победитель определяется по количеству фишек. IV. Регь с движением Эй, ребята, что вы спите?! На зарядку становитесь! (Дети встают) Справа — друг, и слева — друг! Вместе все в веселый круг. (Вытягивая руки в сторону, каждый показывает жестом на стоящего рядом ребенка) 148 ______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ Под веселые напевы Повернемся вправо, влево. Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова наклонись! (Действия детей соответствуют тексту) Н. Лопухина КАРТОЧКА № 81 Цель: Учить согласовывать движения с речью. V. Развитие связной реги Игра: «Подбери нужное слово». Педагог: - Листья пожелтели, значит наступила... (осень). - Подул ветер, и на землю полетели кленовые, березовые, осиновые... (листья). — Колхозники собрали с полей хороший... (урожай). Педагог: Наступила осень какая? —Наступила золотая осень. —Наступила дождливая, пасмурная осень. - Наступила дождливая, пасмурная, холодная осень. • Педагог дает рекомендации по оснащению предметно- Например: • На ковролине дети моделируют картину «Осень в городе». • Предложить детям рассказать, что изображено на картинке? (Ведется запись рассказов детей.) • Предложить детям подобрать слова к слову осень: Осень какая? — Золотая, дождливая, урожайная... • Предложить детям нарисовать осенние листочки и украсить рисунками зону «Творчество детей». • Подвесная среда: на нитях различной длины, прикрепленных к потолку, висят листочки. Воспитатель предлагает де- _______________________ ВОПРОС 20 ______________________ 149 тям вспомнить, как соединить в одно слово два слова листья падают. Какое слово получится? (ЛИСТОПАД) • Развитие мелкой моторики: обводка и штриховка изображения листьев, овощей, фруктов. • В уголке книги — иллюстрации об осени, картинки, загадки, раскраски. • В уголке природы — «Дневник наблюдений» (с записью об изменениях в живой и неживой природе). Например: 20.09.— Появились первые желтые листочки (заметила Таня). 27.09.— Настя увидела синицу под кустом. 29.09. — Коля попал с мамой под сильный, проливной дождь. «Дневник наблюдений» позволяет развивать у детей наблюдательность, интерес к изменениям в природе. Дети учатся четко передавать свои наблюдения. В тетради связи логопеда с педагогами планируется индивидуальная работа с каждым ребенком на неделю. Например: 150 ___________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДО У Логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая подгрупповые и индивидуальные занятия, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата! Посещения педагогами занятия логопеда расширяет их представление о коррекционной работе, они овладевают приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет'I специалист. Характеристики личностных качеств ребенка (авторский комментарий Е. Г. Юдиной)* Компетентность — качество личности, которое отождествляется не только со знаниями, умениями и навыками. Компетентность представляет собой лигностную характеристику, предполагающую, что индивид не просто информирован и умеет применить эту информацию, но и использует ее в качестве основы для принятия собственных решений. Компетентность — качество, которым обладает ребенок уже к концу дошкольного периода развития. Творгеские способности (креативность) — категория, подразумевающая не набор каких-то специальных способностей, которые в этом возрасте могут еще не проявиться, а лишь общее отношение ребенка к окружающему миру как к объекту преобразования и открытия. В этом отношении творческие способности, безусловно, соприкасаются с такой качественной характеристикой ребенка, как любознательность. Любознательность (исследовательский интерес) — качество личности, свойственное ребенку дошкольного возраста. Недаром детей называют «почемучками». Как показывают современные исследования, это естественное свойство детей. В то же время именно любознательность лежит в основе общей познавательной активности человека. Развитие мыслящего человека невозможно без живого, активного интереса к окружающему миру, который доставляет необходимую исход- * Юдина Е. Г. Для чего нужен государственный стандарт дошкольного образования // Дошкольная педагогика. Июль-август. № 3. 2002. 152_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ________________ ную информацию для мышления, причем информация эта должна быть открыта самим объектом, а не предоставлена ему в готовом виде. Постоянная готовность педагогов в дошкольных учреждениях давать детям информацию, опережая желание ребенка получить ее, а также исключение для ребенка возможности совершить ошибку приводят к исчезновению обычных детских вопросов. Развитие любознательности, несмотря на природную естественность этого детского свойства личности, требует сложных, отточенных педагогических технологий и тонкого понимания психологии этого возраста. Инициативность (самостоятельность, свобода, независимость) характеризует те черты личности, которые обеспечивают ей наибольшие потенциальные возможности с точки зрения перспективы развития. Психологи утверждают, что очень важно обеспечить ребенку такое образование, чтобы он сам был активным участником — субъектом деятельности. Только в такой деятельности происходит развитие главных психических свойств ребенка, развитие его личности. Если педагог постоянно стремится показать ребенку, как надо что-то сделать, то в этой деятельности главный субъект — педагог, ребенок в ней не свободен и ничего не определяет. В конце концов ребенок приучается действовать только по подсказке, не может принять самостоятельное решение, перестает верить в собственные силы. Он утрачивает одно из фундаментальных свойств личности — способности проявлять инициативу. Свобода и независимость ребенка являются необходимыми условиями его развития как личности. Разумеется, под независимостью и свободой понимается личная свобода человека, которая, естественно, ограничена свободой и независимостью других людей. Для развития у ребенка чувства собственного достоинства совершенно необходимым является воспитание у него толерантности к мнениям, суждениям и оценкам других людей. Коммуникативность (социальные навыки), образ «Я» (базовое доверие, гувство защищенности). Коммуникативность, связанная с социальными навыками ребенка, объединена со сферой развития у ребенка образа «Я», представления о себе. Ребенку жизненно необходимо чувствовать позитивное отношение к нему со стороны окружающих (особенно близких ______________________ ВОПРОС 21 ________________________ 153 взрослых). Это позитивное отношение рождает у него положительный образ «Я», который дает ему возможность жить и развиваться дальше. «Меня любят, и у меня все получается» — такое самоощущение ребенка является совершенно необходимым для развития. Это самоощущение рождается очень рано, еще в младенческом возрасте, и называется чувством базового доверия. Э. Эриксон утверждает, что возникающее на первом году жизни ребенка доверие к себе и к миру лежит в основе всего его дальнейшего эмоционально-личностного и социального развития и в очень сильной степени определяет направление и качество этого развития. Если у ребенка не возникает доверия к окружающему миру, его развитие искажается и принимает неблагоприятные формы, которые потом бывает чрезвычайно трудно исправить. Ответственность — качество личности, которое можно охарактеризовать как обратную сторону инициативности и независимости. Ребенок, который способен проявлять инициативу, отнюдь не всегда понимает, что она налагает на него определенные обязательства: довести дело до конца, постараться сделать его хорошо, сдержать данное слово. В развитых формах это чувство ответственности за себя как субъекта, разумеется, может присутствовать только у взрослого человека. Однако предпосылки такой ответственности закладываются уже к концу дошкольного детства и нуждаются в помощи педагога. Частой педагогической ошибкой является отождествление чувства ответственности и дисциплинированности. Основное отличие этих качеств заключается в том, что ответственность — результат личной инициативы ребенка и следствие принятого им самим решения, в то время как дисциплинированность вполне может быть присуща безынициативному, пассивному человеку, но очень добросовестному и исполнительному. Однако именно ответственность, а не дисциплинированность — основа осознания человеком себя как свободной личности. Произвольность — является качеством личности, дополняющим чувство ответственности в дошкольном возрасте и обес- 154 _______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ печивающим ребенку возможность осуществления основных видов деятельности. Произвольность в отечественной психологии рассматривается как следствие способности человека к соподчинению мотивов. В дошкольном возрасте такое соподчинение уже существует в виде фундаментальной способности ребенка к принятию правил. К концу дошкольного возраста эта способность развита вполне достаточно, чтобы заниматься с ребенком как субъектом учебной деятельности. Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Цель совместной работы — активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным. Участие родителей в воспитании, развитии ребенка не только дома, но и в детском саду поможет им: • преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка; • относиться к ребенку как к равному; • понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, если сегодня он что-то сделал хуже, чем вчера, всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи; • знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их; • проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей; • установить хорошие, доверительные отношения с ребенком. течение учебного года: • установить партнерские отношения с семьей каждого вос 156 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ • повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка; • формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений; • помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и | защищенность в семье; • воспитать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания. Учитель-логопед в работе с семьей использует традиционные и нетрадиционные методы. Формы и методы: • групповые собрания; • индивидуальные беседы; • консультации; • анкетирование; • наглядная информация; • открытые занятия логопеда с детьми; • День открытых дверей; • приглашение родителей на праздники; • совместные мероприятия.
160 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ _______________ _ Анкеты для родителей АНКЕТА 1 Цель: Получение информации о воспитании ребенка в семье: о традициях, укладе семьи, о методах воспитании, развитии ребенка. 1. Удается ли соблюдать режим дня: питание, дневной сон, прогулки, игры? Если нет, то почему. Ответы: Да_____________________________ ------------------------------------------ Иногда_______________________.---------------------------------------------------- Нет ______________________________._____________ -------------------------- 2. Семейные праздники — как они проходят? Кто из родителей является организатором семейных праздников? 3. Кто из родителей активно участвует в развитии, воспитании ребенка? Ответы: мама______________;_______________________ -------------------------------- папа_________________________________________ —------------------ ■------ бабушки ' ■■ ■ _________________;_____________________ ------------------------------------- сам воспитывается и развивается_______________.---------------------------- 4. Ваши выходные дни — как они проходят? а) Уборка квартиры, решение накопившихся дел_____________________ б) Прогулки в парке, по городу_____________________________________ в) Театр, экскурсии, цирк____________________________________ —.----- • 1 р. в неделю______________________________________________.----- — • 1 р. в месяц________________________________.------;--------------------- — • 1 р. в полгода___________________________________________________ ■ • 1 р. в год______________________.______________ --------------------- ■---- • нет возможности____________________________ ----------------------.------ 5. Ваш ребенок — какой он? (характер, интересы, способности, ^__________________________ ВОПРОС 22 _________________________ Ш 6. Как часто перед сном Вы читаете ребенку книги, рассказываете сказки или просто беседуете по душам? Ответы: • каждый вечер ___________________________________________________ • раз в неделю ___________________________________________________ • иногда_________________________________________________________ • нет времени____________________________________________________ Спасибо за участие в анкетировании и откровенные ответы. АНКЕТА 2 Для каждого ответа, предполагающего выбор, обведите в кружок слова «да», «нет» или «нз» (не знаю). Как долго Ваш ребенок посещает наше дошкольное учреждение? менее б месяцев _________________________________________________ от 1 до 2 лет______________________________________________________ более 2 лет ______________________________________________________ Сколько лет Вашему ребенку?______________________________________ 1. Вы получаете информацию: а) о целях и задачах ДОУ в области обучения, воспитания, коррек «да», «нет», «нз» б) о режиме работы (часах работы, праздниках, нерабочих днях) «да», «нет», «нз» в) о питании (меню) «да», «нет», «нз» 2. В ДОУ ведется специальная работа по адаптации (привыканию) «да», «нет», «нз» 3. Воспитатели обсуждают с родителями различные вопросы, ка «да», «нет», «нз» 4. Родители имеют возможность присутствовать в группе, участво «да», «нет», «нз» 162 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ 5. Родители получают информацию о повседневных происшестви «да», «нет», «нз» 6. Родителей информируют о травмах, изменениях в состоянии «да», «нет», «нз» 7. Родители имеют возможность обсудить вместе с сотрудниками «да», «нет», «нз» 8. Сотрудники интересуются, насколько их работа удовлетворяет «да», «нет», «нз» 9. Вас лично удовлетворяет уход, воспитание и обучение (оздоров «да», «нет», «нз» 10. Вы лично чувствуете, что сотрудники доброжелательно отно «да», «нет», «нз» 11. Что вы ждете от ДОУ? 12. Ваши предложения по содержанию, организации учебно-воспитательной и коррекционной работы в ДОУ. 13. Чем Вы лично можете помочь ДОУ в создании условий для пребывания, развития и обучения Вашего малыша? Спасибо за участие в анкетировании. Дата заполнения: ________________ ВОПРОС 22 ____________________ 163 АНКЕТА 3 Цель: Содержание работы ГДОУ глазами родителей, эффективность работы специалистов, педагогов с детьми. Вопросы: 1. Какие изменения произошли в Вашем ребенке за 9 месяцев пребывания в ГДОУ (характере, речевом и интеллектуальном развитии, интересах, способностях...)? 2. Как Вы думаете, каков стиль общения логопеда, педагогов с ребенком?
— авторитарный_________________________________________ — партнерский _______________; __________________________ — не знаю_______________________________________________ 3. На Ваш взгляд, обеспечивают ли педагоги и специалисты ГДОУ — Да___________________________________________ —_--------------------- — частично______________________________________________ — нет___________________________________________________ — не знаю_______________________________________________ 4. Как Вы думаете, в какой форме логопед, воспитатели проводят — в игровой, занимательной________________________________ — в ученой, дисциплинарной (как в школе)_____________________ — не знаю___________________________________________ _—
5. Ваши рекомендации: в какой форме следует обучать детей? 6. Как часто Вы получали информацию от логопеда, педагогов о развитии ребенка, его успехах, проблемах?
— ежедневно________________________________________.---- _ — 1 раз в неделю_________________________________________ — 1 раз в месяц_______________________ ___________________ — никогда_______________________________________________ 164______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ _______________ 7. На Ваш взгляд, созданы ли условия в ДОУ для воспитания, раз —да____________________________________________ I — частично______________________________________________ — нет __________________________________________________ | 8. Ваши предположения, рекомендации по организации, содержа Спасибо за участие в заполнении анкет. Мы учтем все ваши пожелания и рекомендации. Анализ анкет позволит получить дополнительную информацию о развитии каждого ребенка, его интересах и способностях, увлечениях, об укладе семьи, семейных традициях, об участие родителей в воспитании, развитии ребенка, о том, как проходят выходные дни и праздники, каков стиль взаимодействия взрослых с ребенком. Анонимные анкеты позволяют родителям откровенно высказать свои мысли по организации, содержанию учебно-воспитательной и коррекционной работы всего коллектива. Индивидуальная тетрадь — совместная работа логопеда, ребенка и родителей. Выполнение ребенком заданий позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года. Логопед предлагает задания по развитию мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, логического мышления, фонетических представлений и т. д. Логопед подбирает задания дифференцированно, с учетом возможностей каждого ребенка. Выполнение несложных заданий позволяет закрепить знания, полученные ребенком на занятиях. Например: Задание № 1. Дата: 24.09.06. Обвести и заштриховать осенние листья. ___________________________ ВОПРОС 22 _________________________ 165 Напомнить: Линии должны быть ровными, не выходить за контур рисунка. Дать образец шриховки. Задание № 2. Обвести длинные слова синим карандашом, короткие — красным. Слова: дом, собака, жук, кот, ворона. Задание № 3. Произносить звуки А—У. На звук А — широко открыть рот, на звук У — сложить губы «трубочкой». А-У А-У. А-У А-У Задание № 4. Найти два одинаковых листочка и соединить их одной линией. Задание № 5. Подуть на листочки. Работа над физиологическим дыханием. Следить, чтобы ребенок не надувала щек: набираем воздух в легкие носом, выдыхаем ртом — губы «трубочкой». Задание № 6. Высунуть кончик языка, поднести его к горлышку маленькой бутылочки и подуть так, чтобы бутылочка «запела». В конце занятия логопед оценивает старание, аккуратность выполнения заданий. В конце тетради отводится место для таблицы «Наши успехи и неудачи». Например:
©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.
|