|
Нормальная артикуляция звука.Твердый звук [л] является трудным, и поэтому дети не всегда овладевают им. Для правильного произношения звука [л] необходимо соблюдать следующие правила: 1. Губы и зубы раскрыты в зависимости от следующего гласного. 2. Немного суженный кончик языка прижимается к верхним зубам или деснам. Корень языка чуть приподнят, а середина языка принимает ложкообразную форму. Боковые края, оба или один, несколько отстают от боковых зубов и десен, образуя одну или две боковые щели, через которые проходит выдыхаемый воздух. 3. Мягкое небо приподнято, голосовые связки вибрируют. Получается твердый звук [л]. Если при несколько опущенной задней части языка средняя часть спинки приподнята к твердому небу и общая площадь касания языка с небом больше, то образуется мягкий звук [л']. Недостатки произношения звука [л]: 1. Ребенок не произносит звук [л] (ana — лапа, ук — лук). 2. Произносит звук, вытягивая губы «трубочкой», получается подобие краткого [у] или [в] (уапа — вапа;вук —ук — слова лапа, лук). 3. Произносит звук [л] недостаточно твердо, смягченно (ле-па — лапа); задняя часть языка несколько ниже нормы, а средняя — выше. 4. Произносит [л] при высунутом между зубами кончике языка. 116______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ ________________ 5. Заменяет звук [л] другими звуками: [л'], [р], [в], [н], [ы], [й], [д]. Слово лапа — ляпа, рапа, вапа, напа, ыапа, йапа, дапа. 6. Произносит звук [л] гнусаво, вроде сочетания [нг]. Мягкое небо опущено, а задняя часть спинки языка или его корень приподняты, воздух проходит в нос. В зависимости от нарушений произношения звука [л] подбирается комплекс упражнений. Например: Если кончик языка плохо поднимается к небу, ([л] или совсем не получается, или получается губное [л]), то предварительно упражняют язык в загибании к носу и вниз (на нижнюю губу); при этом язык должен быть узким. Артикуляционные упражнения: • «Часики» — губы в положении «улыбка», рот приоткрыт, Улыбаюсь: вот шутник — Узким-узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок. • «Путешествие языгка» — рот открыт, кончик языка касается верхней губы, верхних зубов и «прячется» за нижние зубы. Логопед следит, чтобы язык был узким, как иголочка. • «Болтушка» — язык узкий между губами быстро делает движения вперед-назад, получается бл-бл-бл, затем язык в том же положении: бла-бла, затем узкий язык оттачивается за зубы: ла-ла. Логопед вызванный звук [л] закрепляет в слогах. • При губном произношении звука [л] — логопед предлагает произносить звук при сильно оскаленных зубах, губы в положении «улыбка»; если нижняя губа подтягивается к языку, придерживать шпателем или чисто вымытым пальцем. • Если звук [л] смягчается, ребенку предлагается высунуть широкий язык между зубами и, слегка прикусив его, произносить звук [л], затем резко отпустить язык. ______ ВОПРОС 15 _____________________ fit Автоматизация звука в слогах, словах, фразах — в связной реги Вызванный логопедом звук закрепляется (автоматизируется) в слогах (открытых, закрытых, со стечением звуков), затем в словах. Логопед подбирает речевой материал таким образом, чтобы звук находился в разной позиции в слове (в начале, конце, середине: лак, пол, палка). Сначала звук произносится утрированно (галка), а затем, когда ребенок сам произносит звук правильно и не нуждается в напоминании и контроле со стороны взрослого, звук автоматизируется в фразах, предложениях, в связной речи (в потешках, в чистоговорках, в стихах).
Логопед может проводить упражнения на развитие длительного плавного выдоха, на развитие глубокого вдоха и выдоха 1 с подгруппой детей, но с некоторыми детьми следует зани-| маться только индивидуально. Упражнения: • Упражнение «Подуй» (например, на листочки, снежинки,;] цветочки, насекомых). • Упражнение «Подуй в бутылогку». Предлагается подуть в бутылочку так, чтобы она «запела». Ребенок высовывает язы- | чок, кончик языка ставит на горлышко бутылочки и, не убирая язычок от бутылочки, дует (если нет бутылочки, можно использовать колпачок ручки). • Упражнение «Сдуй» (например, листочки со стола, сне Примечание: При выполнении упражнений на развитие физиологи-: ческого (диафрагмального) дыхания логопед напоминает ребенку: • набрать вохдух носом и медленно выпустить его через рот; • выдыхать долго и медленно; • не надувать щек и не поднимать плечи при вдохе. • Упражнение «Сдуй бумажку с языгка». Для выработки центральной струи воздуха (постановки свистящих и устранение бокового сигматизма свистящих, шипящих) предложите ребенку высунуть язык и на его кончик положите маленькую бумажку, попросите сдуть ее. Следить, чтобы бумажка не намокла и не была проглочена ребенком. • Упражнение «Надуй воздушный шарик». Необходимо следить, чтобы ребенок не надувал шек. Надутыми с помощью логопеда шариками можно украсить кабинет. ________________________ ВОПРОС 16 ______________________ U9 • Упражнение «Песенка». Логопед предлагает, используя символы гласных звуков, составить «песенку». Дети с помощью карточек, на которых изображены символы гласных звуков, составляют цепочку: Логопед предлагает сделать вдох носом и на выдохе спеть песенку гласных звуков: А-О-У-И. Затем логопед предлагает поменяя карточки местами и также спеть песенку: Обучение диафрагмальному дыханию нужно проводить индивидуально. Только обучив каждого ребенка, можно проводить упражнения с подгруппой. • Упражнение «Буря в стакане». Детям предлагается взять трубочку и подуть так, чтобы водичка в стакане забурлила (логопед показывает, как это сделать). Кипяченой водой заполняют четверть стакана. Необходимо напомнить ребенку, что пить воду не следует, иначе не получится буря в стакане. • Упражнение «Подуй на ладошку». Ребенку следует поднести тыльную сторону ладошки к губам и подуть на нее 3— 4 раза. Предложить ребенку рассказать о своих ощущениях. Воздух теплый или холодный? Логопед предлагает Оле подуть на ладошку Даши, а затем Даше подуть на ладошку Оли. • Упражнение «Замерли». Ребенку предлагается положить правую ладошку на диафрагму, вдохнуть (сделать глубокий вдох на три счета), задержать дыхание, медленно выдыхать на счет от 1 до 5. Вдох через нос — выдох через рот. • Упражнение «Понюхай цветы». Ребенок берет в руки на 120 ______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДД ДОУ ________________ • Упражнение «Приятный запах». Предлагается понюхать флакончики духов (не резких духов, а приятных, нежных, с цветочным ароматом). Определить приятный запах. Флакончики духов предлагается понюхать тем детям, у которых нет аллергии на цветочные запахи. Важно напомнить, что все игры и упражнения проводятся в игровой и занимательной форме, учитывается объем и ко-личество выполняемых ребенком упражнений. Не допускать переутомления. Хвалить малыша за старание и желание заниматься. Известно, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Таким образом, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и — особенно — в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка. В книге известного петербургского логопеда О. И. Крупен-чук «Пальчиковые игры»* представлена система игр и упражнений для тренировки пальцев рук. Стихи, сопровождающие упражнения, формируют и совершенствуют чувство ритма, что важно при обучении письму. Кроме того, они учат слышать рифму, ударение, делить слова на слоги. В данном пособии предлагаются: • упражнения для массажа; • упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук; • Крупенгук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Издательский дом «Питер», 122 _______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ________________ • упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга; • упражнения без предметов; • упражнения с различными предметами; • гимнастика для пальцев;
• упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук; • упражнения, развивающие координацию движений кистей рук. Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно, в любое свободное время. Они не требуют от взрослого специальной подготовки. Например: Упражнение «Пальгики кивают» Руки на уровне груди, пальцы направлены вверх, ладони смотрят друг на друга. На каждую строчку — «кивание» одного пальца 2—4 раза. _____________ ВОПРОС 17_______________________ 123 Эти упражнения полезны и как физминутки — отдых на занятиях, в саду, на прогулке. Остальные игры требуют каких-то предметов — мячика, эспандера, прищепки, пробки, бус, платка и т. д. Упражнение с мягом-ежиком Разминочные упражнения с мячом-ежиком. Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк: Мяч летает между рук. О. И. Крупенгук Действие: между ладонями ребенок катает мяч. Смена рук и направления вращения мяча ладошками. Действия с мячом совпадают с текстом стихотворения. Упражнение с пробками Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательный и средний пальцы. 124 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ Передвигаем пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия — смена рук. Крышки пальчики обули, Смело в них вперед шагнули. смена рук И пошли по переулку На веселую прогулку. смена рук Пальцы словно балеринки, Но одетые в ботинки. смена рук Каждый пальчик будто ножка, Только шаркает немножко. О. И. Крупенгук Дети любят игры с пальчиками и охотно выполняют их. Предлагаем перечень упражнений на развитие тонкой моторики. • Упражнение «Золушка». Логопед перед ребенком ставит я мачеха», — говорит логопед. Задание для Золушки: двумя пальчиками взять фасоль (горох) и положить фасоль в красную миску, а горох — в синюю. Движения выполнять одновременно правой и левой рукой (логопед показывает, как это сделать правильно и синхронно). Логопед наблюдает, чтобы ребенок брал по одной горошинке двумя пальчиками. Игра заканчивается, когда большая миска становится пустой. • Упражнение «Узелки». Незнайка завязал узелки на толстой и тонкой веревках. Надо их двумя пальчиками развязать (логопед развязывает на толстой веревке первый узелок). Ребенок развязывает остальные. • Упражнение «Рвем бумагу». Логопед предлагает небольшую бумажку разорвать двумя пальчиками на мелкие кусочки. Нужно это сделать быстро. Логопед показывает, ребенок повторяет. Когда задание выполнено, логопед предлагает сдуть мелкие кусочки бумаги со стола. ____________________________ ВОПРОС 17 _________________________ 1J25 • Практические логопеды используют такой вид работы, Например: Тема «Овощи и фрукты»: Дети самостоятельно обводят рисунок и выбирают цвет для штриховки. Логопед напоминает, что линии должны быть ровными, расположены близко друг к другу и не выходить за контур. На начальном этапе логопед начинает штриховку, а ребенок продолжает. • Н. В. Нищевой разработаны рабочие тетради. Для средней группы это три тетради, для старшей и подготовительной групп — по две. Задания тетрадей № 1, 2 для средней группы и № 1 для старшей и подготовительной групп направлены на развитие мелкой моторики, творческого воображения, мышления детей и соответствуют хронологии перспективных планов. • Игра, с разрезными картинками. Детям подготовительной к школе группы можно предложить из красной мозаики составить любую гласную букву, а из синей — согласную. По окончании работы предложить придумать слова, которые будут начинаться с тех звуков, которые обозначаются буквами, выложенными ребенком из мозаики. Задания, игры и упражнения можно использовать как часть подгруппового занятия логопеда с детьми или индивидуально. Каждое задание подбирается логопедом с учетом возможностей, способностей ребенка, его возраста и по возможности с учетом периода обучения (особенно такие задания, как обводка и штриховка, разрезные картинки).
Гуманистической концепцией дошкольного воспитания, выраженной в «Программе воспитания и обучения в детском саду»*, предусмотрено максимальное содействие становлению ребенка как личности, развитию активности самих детей в процессе организации их учебной деятельности. Занятия рассматриваются в программе как важная, но не преобладающая форма организованного обугения детей. Исключаются учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагога с детьми, школьно-урочная форма проведения занятий, обязательные ответы у доски, стереотипное выполнение всех заданий по инструкции взрослого, проведение большинства занятий, во время которых дошкольники пассивно сидят за столами. Занятия носят преимущественно комплексный, пересекающийся с различными областями знаний и видами деятельности характер. В младшем дошкольном возрасте они должны восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1-го сентября (в логопедической группе с 20-го сентября) по 31 мая. С 1 по 10 января предусмотрены каникулы. Педагогам и специалистам предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать (объединять) содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения, воспитания и коррекции, их места в образовательном процессе. Одним из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра. В правилах игры зало- * Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004. ______________________ ВОПРОС 18 ______________________ 127 жены педагогические, коррекционные задачи, в дидактическом материале заключены игровые способы действий, которые ребенок усваивает. Так, подчиняясь необходимости выполнять правило, ребенок осваивает произвольную регуляцию поведения, овладевает коммуникативными способностями, учится согласовывать свои действия с действиями партнеров. В процессе оперирования с игровым материалом у ребенка развиваются познавательные способности, умение пользоваться схемами и моделями, познавательная саморегуляция (внимание, память, воображение) за счет действий по соотнесению предметов и знаков, действий с предметами-заместителями. Необходимо построение возможно более полной системы дидактических игр, выполнение ее недостающих звеньев путем модифицирования имеющихся игр и создания новых. Таким образом игра в сочетании с необходимыми объяснениями в форме прямого воздействия взрослого образует специфическую форму обучения дошкольников — своеобразный синтез игры и занятия, снимая тем самым традиционное противопоставление этих двух форм обучения. Программа, определяющая содержание занятий, должна быть ориентирована на усвоение детьми представлений, средств и способов деятельности, необходимых для формирования базиса личностной культуры. Занятия делятся на три вида. /вид. Интеллектуально-развивающие занятия Этот вид занятий предполагает: • сенсорное развитие; • развитие речи и ознакомление с окружающим; • развитие элементарных математических представлений; • развитие элементарных естественно-научных представлений; • развитие экологической культуры детей; • развитие представлений о человеке в истории и культуре. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|