|
Произношение слов со звуком а, определение позиции звукаФея живет в сказочном замке. В своей сказочной стране она не могла увидеть те предметы, которые мы знаем. Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Определяется позиция звука а в словах и его место в окошечке «Звукового домика». А теперь назовите только фрукты. Где они растут? (В саду.) Физминутка Пантомима «В саду».
Пригласим Анну в сад. Дети шли, шли, шли и в фруктовый сад зашли. А там — собака Авва сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот — сторож Антон. Мы улыбнемся ему, покажем свои добрые лица и попросим немного фруктов. На этом дереве растет айва. Потянитесь и сорвите айву. Она еще не созрела. По вашим лицам я должна догадаться, что айва невкусная. А вот — антоновка, она вкуснее. Посмотрите, какие чудесные цветы растут на клумбе! Это — астры. Повторите названия цветов. А теперь скажем все вместе: слова астра, азбука, айва начинаются на а, и кончаются на а. Фраза произносится тихо и громко. Какими фруктами мы угостим Анну? (Айвой, абрикосами, апельсинами, антоновкой.) Возвращаемся домой. Посмотрите, над садом летит птица с красными ногами и таким же клювом. Кто это? (Аист.) Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге. Мы сбились с дороги. Спросим у аиста: — Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Аист (ребенок): — Топни правой ногой, Топни левой ногой. Шагните правой ногой, Шагните левой ногой, Так и придете домой. Вот мы и дома. Вносится глобус. Что это? Это глобус. Это — наша Земля. Настоящие путешественники посещают разные страны и континенты. Вы хотите быть путешественниками? Мы побываем только в тех странах, названия которых начинаются со звука а. Вот — Америка. Есть Южная и Северная Америка. А вот — Англия. Из Англии мы отправляемся на Север. Он называется Арктикой. На волшебном самолете сделаем перелет на Южный полюс холода. Это — Антарктида. А теперь полетим в Австралию. Там очень жарко. Где еще жарко? (В Африке.) У берегов Антарктиды мы можем встретить айсберги. Что это такое? Объяснение смысла слова айсберг. Повторите, где мы с вами побывали. Ответы детей. Дети, чтобы стать хорошими путешественниками, надо научиться читать. Чтобы читать, надо знать буквы. Сейчас я прочитаю вам стихотворение В. Измайлова «Как появились буквы». Чтение стихотворения «Как появились буквы» Палочки, Но для них покуда Крючочки, Нету знаков — букв. Закорючки, Эй, крючки Точки И точки, Бегали толпою Черточки, И поодиночке. Кружочки! Ссорились, Собирайтесь вместе, Мирились, Становитесь в строчки Прыгали без дела. И шагайте слаженно Наконец По листу бумажному! Без дела Черточки послушались, Жить им надоело. Прекратили драки, И сказал им кто-то, Превратились в нужные Умный и серьезный: Правильные знаки. — Взяться за работу Стали всем понятными Никогда не поздно. Буквами печатными. Слышим мы повсюду И тогда вприпрыжку Много разных звуков, Прибежали в книжку. Демонстрируются элементы букв, затем буква а. 10. Знакомство с буквой а Что вам напоминает буква а? Ответы детей. Вот два столба наискосок, А между ними — поясок! Ты букву эту знаешь? А? Перед тобою буква А. С. Маршак Выкладывание буквы а из палочек. Сложить букву а из трех пальчиков. Нахождение буквы а в буквенных кассах. Перед вами азбука. Сказочный, волшебный дом, Азбука — хозяйка в нем. Дружно в доме том живет Славный буквенный народ. А — начало алфавита, Тем она и знаменита. А. Шибаев Буквы бывают строчные и заглавные. Сравнение заглавной и строчной букв. 11. Написание буквы а Итог занятия Тема «Звук и буква у» У НАС В ГОСТЯХ КУКЛА УЛЯ Материал. Красный замок и его хозяйка, кукла Уля, красиво оформленная коробочка для картинок, картинки (улей, ужи, улица, укроп, усы, удод), игрушки (поезд, утка с утятами, утюг, удочка), буквенные кассы, демонстрационные буквы У, у, звуковая линейка. Ход занятия Оргмомент Психогимнастика. Релаксация. Вносится кукла. Это — Ульяна. Послушайте, что с ней произошло. Шла Ульяна с огорода, Повстречала там урода. А урод стоит на палке С бородою из мочалки. Что это было? (Огородное пугало.) Покажите, как испугалась Уля. Изобразите огородное пугало. Ой, какое оно страшное! Логопед и дети изображают испуг. Огородное пугало долго стояло, всех птиц испугало. Почувствуйте напряжение шеи, рук, туловища, ног. Изобразите летящих птиц. Ваши руки и тело расслаблены. Вы смелые, никого не боитесь. Я хочу посмотреть, какие вы смелые. Сообщение темы занятия Каким именем мы назвали куклу? (Уля.) Какой первый звук вы услышали в слове Уля? (Звук у.) Где мы можем услышать звук у? Кто воет у-у-у? (Воют волки.) Зимой ветер воет... (у-у-у). Звук у произносится с усилением и ослаблением голоса. Сегодня мы будем произносить много слов со звуком у, познакомимся с буквой у. 3. Характеристика звука у по артикуляционным и акустическим признакам Выставляется игрушка или картинка — поезд. Какой сигнал подает машинист? (У-у-у.) Поезд гудит... (у-у-у). Произнесите звук у. Что стало с вашими губами? (Они вытянулись в трубочку.) Попробуем спеть звук у. «Растяните ниточку». Что вы можете сказать об этом звуке? (Он поется, тянется.) Какой это звук? Звук у тоже называется гласным. Выставляется Красный замок. Хозяйка Анна показывает, в каком окошке будет «жить» звук у. Сколько гласных звуков поселилось в замке? (Два звука.) На первом этаже живет... (звук а.) На втором этаже живет... (звук у). Звук у будем обозначать красным кружочком, как и звук а. Как мы назовем оба звука? (Гласные звуки.) Их можно долго, долго тянуть, петь. Для пения гласные звуки важны, Они и напевны и очень нежны. Летят, как птицы, эти звуки в синеву — А-у, а-у, а-у. 4. Выделение звука у из ряда гласных. Игра «Поймай звук» 5. Произношение звука у в словах. Словоизменение Выставляется красиво оформленная коробочка. Уля принесла вам такую красивую коробочку. В ней — картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете, что в коробочке. Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке, Ниточка в воде. (Удочка.) Имитация ловли рыбы. Чем мы ловим рыбу? (Удочкой.) Где вы услышали звук у — в начале, середине или в конце слова? (В начале слова.) Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова. Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это... (улитка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (У улитки.) Покажите пальчиками, как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове улитка? (Звук у.) Давайте с вами договоримся: если будем слышать звук в начале слова, наши пальцы будут ловить его слева, если звук будет звучать в середине слова, пальцы поймают его перед глазами, если звук зазвучит в конце слова — значит, он «попадает» в вашу ладошку справа.
Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка.) Поймайте пальцами звук у. Где вы его произносили? (В начале слова.) Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами.) У нее много... (утят). Сосчитайте, сколько их. (Три утенка. Пять утят.) Физпауза Покажите, как ходят утята, как они загребают воду, как ищут корм. В сундучке остался еще один предмет, угадайте, что это? По реке Простыне Плывет пароход. А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать. (Утюг.) Имитация работы с утюгом. Чем ты гладишь? (Утюгом.) Развитие речевого внимания Выставляются картинки: улей, улица, усы, ужи, удод. Дети называют картинки. Определяется позиция звука у и место символа звука у в Звуковом домике. Игра «Подскажите словечко». Жи-жи-жи, ползут... (ужи). Сы-сы-сы, у папы выросли... (усы). В названии какой части тела есть звук у? (Уши.) Мы слушаем усами? (Нет, ушами.) У ужей нет... (ушей). А у нас два... (уха). Ха-ха-ха, из рыбы варится... (уха). Какие похожие слова вы слышали? (Уха и уха.) Послушайте, какие слова «заблудились». Ловили рыбу уточкой. (Удочкой.) Ныряли вместе с удочкой. (Уточкой.) Улитка просит удочку: — Закинь-ка в реку уточку. Удочка закинула, Уклейку-рыбку вынула. Г. Сапгир Повторение исправленного стихотворения. Пчелки летели, в утюг залетели. (В улей залетели.) Физминутка А сейчас вы — пчелки. Пчелки в ульях сидят, На цветы они глядят, Пчелки, с ульев вылетайте! Мед скорее собирайте! 8. Выделение слов со звуком у Психогимнастика. Дети, послушайте стихотворение: Удод у дороги А уж зашуршал Увидел ужа, И уполз в камыши, Удод улетел, Над глупым удодом От испуга дрожа. Смеясь от души. И. Костарев Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы изобразите удода и ужа. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|