Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







При необходимости взрослые могут взять руки детей в свои и показать им, как выполняются вращательные движения.





РоньжинаА.С.

Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адап­тации к дошкольному учреждению.

Роньжина А.С.
Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению
. - М.: Книголюб, 2003 (Домодедово: ДПК).- 72 с.; 60х90/16.- (Психологическая служба).- ISBN 5-93927-079-4 (В обл.), 5 000 экз. (тир.)
ББК 88.8.

 

— В пособии представлен цикл занятий, которые помогут детям 2-4-х лет успешно адаптироваться к условиям до­школьного учреждения.

Игры и упражнения, составляющие основу занятий, спо­собствуют снятию психоэмоционального напряжения, сни­жению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенство­ванию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.

Пособие адресовано психологам и воспитателям, рабо­тающим в массовых детских садах, в ДОУ для детей с тяже­лыми нарушениями речи, с задержкой психического разви­тия, может быть использовано педагогами групп кратковре­менного пребывания и специалистами психологических цен­тров, проводящих групповые занятия с детьми.

 

ВВЕДЕНИЕ

При поступлении в дошкольное образовательное учреж­дение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном, уч­реждении

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положи­тельными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.

Психолог приступает к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находится в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незна­комых взрослых и большим количеством детей. Чтобы умень­шить воздействие стрессирующих факторов, рекомендуется проводить первые занятия с участием родителей. В при­сутствии родителей дети с большей готовностью идут на кон­такт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со свер­стниками, участвуют в совместных подвижных играх, актив­нее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в до­школьном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ

Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определя­ются основные задачи занятий:

> преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

> обучение воспитателей методам проведения групповых за­нятий в адаптационный период;

> формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются за­дачи комплексного развития детей:

> снятие эмоционального и мышечного напряжения;

> снижение импульсивности, излишней двигательной ак­тивности, тревоги, агрессии;

> развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

> развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

> развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, коор­динации движений;

> развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Так как малыши нередко болеют и после болезни нуж­даются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учеб­ного года.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песен­ки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быст­ро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объ­единяют детей, задают положительный эмоциональный на­строй. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети

постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на кон­такт со взрослыми и сверстниками.

СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ

Как правило, занятие начинается с упражнений, требу­ющих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотво­рения. Эти упражнения создают положительный эмоцио­нальный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую ра­боту.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, сво­бодно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

В ходе практической работы было замечено, что от быст­рой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляют­ся и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упраж­нения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-иг­ровым сюжетом.

Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектова­ние и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сокра­тить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изме­нить последовательность частей в соответствии с настроени­ем детей и т.п.

Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кро­ме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Предполагается, что на первых занятиях психолог разучивает с детьми отдель­ные части сценария, а последнее занятие проводит совмест­но с родителями.

Родители приглашаются на занятия из следующих со­ображений:

> совместные занятия являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них психолог пока­зывает новые средства и способы общения с детьми;

> неформальная атмосфера занятий способствует более ак­тивному и открытому общению психолога с родителями.

Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ:

> Психолог является непосредственным активным участни­ком занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, за­дает образцы выполнения действий.

> Не стоит настаивать на активном участии всех детей в за­нятии. Нормально, если на первых порах часть детей бу­дет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы присту­пить к игре.

> Не следует оценивать детей, добиваться единственно пра­вильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется и не смогут проявлять собственные спонтанные,

живые и естественные реакции.

> В процессе практической работы допустимо как сокраще­ние количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребно­стями и индивидуальными особенностями детей. Родите­лям нерешительных детей можно предложить участвовать в занятиях не только в течение первого месяца, но и позднее; полезно порекомендовать им дома поиграть с ре­бенком в те же игры.

> Психолог может использовать цикл занятий как основу своей работы с детьми раннего возраста или проводить от­дельные занятия, игры и упражнения.

Надеемся, что предложенные в пособии советы, упраж­нения и игры помогут правильно организовать общение пе­дагогов, детей и родителей в сложный адаптационный пери­од, сделают пребывание ребенка в детском учреждении ин­тересным, радостным и полезным.

 


Занятие 1

БОЖЬЯ КОРОВКА

Задачи:

> создание положительного эмоционального настроя в груп­пе;

> развитие умения действовать соответственно правилам игры;

> развитие координации движений, общей и мелкой мото­рики, ориентации в собственном теле;

> развитие зрительного восприятия (цвета, формы, разме­ра предметов);

> развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

игрушечная божья коровка (желательно круглой формы); большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, куби­ки и т.п.;

черная краска для рисования пальцами или гуашь, сме­шанная с зубной пастой;

лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).

Ход занятия

■- Приветствие.

■ Психолог показывает детям игрушечную божью ко­ровку и говорит:

- К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотри­те, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.

* Во время рисования пальцами необходимо использовать специ­альные краски для пальцеграфии или добавлять в гуашь зубную пасту, чтобы краска не впитывалась в кожу и легко смывалась. ** Здесь и далее значком 0 отмечен раздаточный иллюстративный материал, данный в приложении.

Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.

Психолог предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает очки на сцинке божьей коровки.

Если дети затрудняются с ответом, психолог сам на­зывает цвет, форму и величину игрушки.

■Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!

Психолог, делая вид, что пытается поймать воображае­мого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.

- Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.

Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки.

- Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки. Дети вслед за психологом соединяют раскрытые ладони,

представляя, что держат воображаемого жучка.

 

■ Психолог рассказывает потешку и показывает движе­ния. Дети повторяют за ним.

Божья коровка, Улети на небо,

Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого!

Ритмично покачивают ладонями.

Делают взмахи перекрещенными кистями рук.

Машут кистями рук на себя. Ритмично хлопают в ладоши. Грозят указательным пальцем.

Как правило, на первом занятии многие дети не спо­собны повторить некоторые движения за взрослым (скрестить кисти рук, погрозить указательным пальцем). В этом случае мамы, воспитатель, психолог сажают малышей к себе на колени и, поддерживая их ладони, делают вместе с ними вышеописанные движения.

- Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давай­те согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки.

Обучая этому дыхательному упражнению, психолог может попросить детей широко открыть рот и длитель­но произносить звук «А».

- Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.

Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и вы­дохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, под­ставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

На начальном этапе освоения этого упражнения мож­но предложить детям на выдохе длительно произно­сить звук «У».

А теперь, ребята, давайте сами превратимся в бо­жьих коровок.

Мы вокруг себя покружились. И в божьих коровок превратились.

Божьи коровки, покажите мне ваши Головки, носики, ротики, Ручки-крылышки, ножки, животики.

Кружатся. Показывают названные части тела.

- Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки полза­ют по листочкам.

Дети встают на четвереньки и ползают по полу.

- Подул злой холодный ветер, перевернул жучков.

Дети переворачиваются на спину, шевелят расслаблен­ными ногами и руками.

Если психолог наблюдает у кого-то из детей напря­женные, скованные, резкие движения, то он может поглаживанием и легким встряхиванием помочь ре­бенку снять излишнее напряжение.

- Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.

Дети снова встают на четвереньки и ползают.

Игра повторяется 2-3 раза.

■ - Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коро­вок в воздух, и они полетели.

Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бега­ют, плавно машут руками, жужжат.

- Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! Дети бегут в объятия к психологу и воспитателю.

На детском-родительском занятии дети прячутся в объя­тиях у родителей.

Психолог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машин­ки, матрешки и т.п.) и говорит:

- Ребята, божьей коровке захотелось поиграть с ваши­ми игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки.

Дети выполняют задание.

■ - Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, пока­жем ручками, какая она круглая.

Дети вслед за психологом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.

ЛИСТОПАД

Задачи:

> создание атмосферы эмоциональной безопасности;

> снятие эмоционального и мышечного напряжения;

> снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;

> развитие умения двигаться в одном ритме с другими деть­ми, подстраиваться под их темп;

> развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций;

> развитие речи, воображения, творческих способностей.

Материалы:

большой зонт;

магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с за­писью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); желтая, красная, зеленая гуашь;

лист с изображением осеннего пейзажа И я кисточка (для каждого ребенка).

Ход занятия

■ Приветствие.

■ Психолог предлагает детям посмотреть, что происхо­дит за окном. Он обращает внимание малышей на приметы осени (желтеющие деревья, опавшие листья, пасмурное небо) и говорит:

- Представьте, что мы идем гулять в осенний лес.

• Дети выстраиваются в колонну. Психолог говорит:

- Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигать­ся дружно. Не обгоняйте друг друга.

ИДУТ ДРУГ за другом.

Бегут, стараясь

не обгонять друг друга.

Зашагали ножки: топ-топ-топ, Прямо по дорожке: топ-топ-топ. Ну-ка, веселее: топ-топ-топ, Вот как мы умеем: топ-топ-топ. Побежали ножки По ровненькой дорожке, Убегают, убегают, Только пяточки сверкают.

Игра повторяется 2-3 раза.

• Игра «Дождик и солнышко».

Дети ходят по комнате, изображая, что собирают листья. Как только психолог включает кассету со звуками дождя или дает команду «Дождик!», - дети бегут под большой зонт, ко­торый держит кто-нибудь из взрослых, и прячутся так, чтобы веем хватило места. Психолог может барабанить пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя, слегка обрызгивать его из пульверизатора. (Детям доставляет огромное удоволь­ствие наблюдать, как с зонта скатываются капельки, подстав­лять руки, чтобы их поймать.) Шум дождя прекращается или звучит команда «Солнышко!» - дети выбегают из-под зонта.

Игра повторяется 2-3 раза.

На датско-родительском занятии дети «прячутся от дождя» под зонтами своих родителей.

• Включается кассета с записью спокойной музыки. Дети берут в каждую руку по кленовому листочку. Психолог говорит:

- Представьте, что вы - кленовые листочки. Пришла осень - пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют лис­точки на ветру.

Дети, изображая полет листьев, плавно движутся под музыку.

Психолог читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Листопад, листопад, Листья желтые летят, Под ногой шуршат,

шуршат,

Скоро станет голым сад.

Кружатся, изображая листочки. Подбрасывают листочки вверх.

Ходят по листочкам.

Ложатся на поя и слушают музыку.

• Дети садятся за столы. Психолог раздает краски, кис­точки и листы с изображением осеннего пейзажа и предла­гает нарисовать летящие по небу листья. Дети, рассказывая стихотворение «Листопад», в ритм стиха прикладывают ки­сточку к листу бумаги.

Все рассматривают рисунки, психолог хвалит детей за работу.

• Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упраж­нения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Психолог прощается со всеми до следующей встречи.

На повторных занятиях можно предложить де­тям: докрасить пальчиком (поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) осенний лист; обмакивать кленовые листья в та­релочку с краской и делать ими отпечатки на большом листе ватмана.

Занятие 3

МЯЧИК

Задачи:

> сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

> повышение эмоционального тонуса;

> развитие чувства ритма, координации движений;

> развитие ориентации в пространстве;

> обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;

> развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

Материалы:

большой мяч;

матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).

Ход занятия

Приветствие.

■ Психолог показывает детям большой мяч и предлага­ет определить его величину, цвет и форму. Дети выполняют задание.

- Покажите рукой форму мяча.

Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеи­ми руками одновременно.

- Давайте сядем вокруг мяча и расскажем про него сти­хотворение.

Все садятся вокруг мяча и кладут на него ладони. Дети повторяют за психологом стихотворение С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч» и ритмично шлепают по мячу снача­ла одной, потом другой рукой.

Психолог оказывает помощь детям, которые нерит­мично шлепают по мячу. Он кладет свою ладонь на ладошку ребенка и помогает ему скоординировать движения руки с ритмом стиха.

■ - А теперь представьте, что вы превратились в мя­чики. Катя, ты будешь мячиком какого цвета? А ты, Вова? Ит.д.

Дети рассматривают свою одежду и называют соответ­ствующие цвета.

- Я буду играть с мячами - легонько шлепать вас ла­дошкой, а вы будете прыгать, как мячики.

Психолог, рассказывая стихотворение «Мой веселый звонкий мяч», поочередно кладет ладонь на голову каждого ребенка. Дети, почувствовав касание, подпрыгивают на мес­те. На слова: «не угнаться за тобой» - дети убегают от психо­лога к воспитателю (родителям). Игра повторяется - и дети убегают от воспитателя (родителей) в объятия психолога.

■ Психолог предлагает «мячам» поиграть в прятки. Он читает стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». Дети дрыгают. На слова: «не угнаться за тобой»-дети разбегают­ся по группе и прячутся. Психолог ищет детей. Найденный ребенок должен сказать, где он прятался (под столом, за крес­лом, в углу и т.п.).

Игра повторяется 2-3 раза.

■ - Ребята, вы так весело играли в прятки, что мячу тоже захотелось с вами поиграть. Закройте глаза, а мячик спрячется.

Дети закрывают глаза, психолог прячет мяч. По коман­де психолога дети открывают глаза и начинают искать мяч. Найдя, говорят, где он «прятался».

■ Психолог показывает детям матерчатый мешочек, в котором находятся маленький мячик и кубик.

- В этом мешочке спрятался маленький мячик. Вам нужно найти его, не заглядывая в мешочек.

Дети поочередно отыскивают мячик на ощупь и расска­зывают, как они отличили его от кубика.

■ Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне­ния проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Психолог говорит:

- Наше занятие заканчивается. Давайте скажем друг другу «спасибо» за веселую игру. До свидания!

На следующем занятии можно предложить де­тям раскрасить пальчиком (поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) полос­ки на мяче

Занятие 4

ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС

Задачи:

> сплочение группы, развитие эмпатии;

> развитие слухового внимания, произвольности, способно­сти быстро реагировать на инструкцию;

> снижение излишней двигательной активности;

> обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;

> развитие пространственных представлений, умения ото­бражать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;

> развитие общей моторики;

> развитие памяти, речи и воображения.

Материалы:

картина или фотография «Осенний лес»;

игрушечный ежик;

игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь;

красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каж­дого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки.

Ход занятия

Приветствие.

■ Психолог показывает детям картину, на которой изоб­ражен осенний лес. Дети рассматривают картину, называют время года, объясняют, по каким признакам они определи­ли, что изображена осень.

Психолог говорит:

-Давайте представим, что мы идем на прогулку в осен­ний лес.

Дети встают друг за другом и идут по кругу.

Психолог рассказывает потешку и показывает движе­ния. Дети повторяют за ним.

По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Шагают наши ножки. По камушкам, по камушкам, По кочкам, по кочкам,

По маленьким листочкам, В ямку — бух!

Движутся обычным шагом.

Движутся большими шагами.

Выполняют прыжки с продвижением вперед.

Движутся мелкими шажками. Приседают на корточки.

С целью развития произвольного контроля за действи­ями психолог обращает внимание детей на то, что нуж­но приседать на корточки, а не просто садиться на ковер или падать на колени.

Ну вот, мы и в лесу. Нас должен встречать ежик... Где же он?

Дети находят спрятанную игрушку и говорят, где нахо­дился ежик.

Игра повторяется 2-3 раза.

■ Психолог рассматривает с детьми игрушечного ежа, предлагает его потрогать. Дети касаются ладонью игрушки, делают вид, что укололись, отдергивают руку, говорят, что ежик колючий.

Психолог предлагает детям выучить стихотворение Б. Заходера.

- Что ты, еж, такой колючий?

-Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки да медведи!

■ Психолог объясняет, как ежик защищается от «сво­их соседей», предлагает детям поиграть.

Дети, изображая ежиков, ползают на четвереньках по груп­пе. Когда психолог показывает игрушку (лису, волка или мед­ведя), дети должны сгруппироваться и сидеть неподвижно.

Игра повторяется 2-3 раза.

Некоторым детям сложно соблюдать условие игры: не двигаться при появлении лисы (волка, медведя) — они стремятся убежать, спрятаться. Вхождение в роль поможет преодолеть импульсивность. Детям напоми­нают, что ежи не умеют бегать, как зайцы, не умеют лазить по деревьям, как белки, — но у них есть надеж­ное укрытие — иголки.

Психолог говорит: -

- Ежик собрал в лесу кленовые листочки. Он просит вас помочь ему правильно разложить листочки по корзинкам.

Психолог дает каждому ребенку набор кленовых листь­ев, выставляет три корзинки - красную, желтую и зелёную. Дети раскладывают листья по корзинкам соответствующего цвета.

•♦• Психолог предлагает спеть ежику песенку.

Выбирается ребенок, который будет изображать ежа. Он садится и обхватывает руками колени (или ложится и свора­чивается калачиком). Психолог и остальные дети встают вок­руг него и поют песенку.

Шли по лесу не спеша.

Вдруг увидели ежа.

- Ежик, ежик, — мы друзья,

Дай погладить нам тебя.,

Все наклоняются и ласково прикасаются к «ежику».

Игра повторяется 2-3 раза.

Чтобы каждый ребенок побывал в роли ежа, можно предложить сесть в центр круга сразу нескольким де-

тям.

- Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне­ния проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Все прощаются до следующей встречи.

На повторных занятиях можно предложить де­тям: дорисовать (пальчиком, кисточкой, ка­рандашом) иголки у ежика 0; разложить по корзинкам сыроежки или цветы, вырезанные из красного, желтого и зеленого картона.

Занятие 5

ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА

Задачи:

> развитие умения согласовывать свои действия с действи­ями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;

> закрепление знаний детей о принадлежности к полу (де­вочка - мальчик);

> закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);

> развитие общей и мелкой моторики;

> развитие восприятия, речи и воображения.

Материалы: игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»;

игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой;

бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки);

обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего

цвета;

мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка).

Ход занятия

■ Приветствие.

■ Психолог говорит:

- Ребята, к нам в гости едет веселый Петрушка.

Раздается «гудок паровоза» и в групповую комнату вхо­дит воспитатель, который везет куклу на игрушечном паро­возике.

«Петрушка» обращается к детям*:

■ - Здравствуйте, дети! Я - веселая игрушка, а зовут меня....

Дети хором произносят: «Петрушка!»

- Правильно, угадали! Наверное, вы меня ждали? Ну, тогда давайте играть и веселиться! Кто хочет на моем паровозе прокатиться?

■ Дети встают друг за другом, берутся одной рукой за ленту, привязанную к паровозику, дружно шагают и поют песенку.

Паровоз, паровоз, маленький блестящий,

Он вагоны повез,будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Плюшевые мишки, зайки пушистые,

Кошки да мартышки!

■ Вот мы и приехали в страну игр и развлечений! Вставайте в круг. Давайте поиграем с нашими ручками и ножками. Ой, а где же ваши ручки? Спрятались?

* Здесь и далее слова сказочных персонажей произносит психолог или воспитатель.

Психолог и «Петрушка» поют песенку и показывают движения. Дети повторяют за ними.


Где же, где же наши ручки?

Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек!

Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки!

Пляшут, пляшут наши ручки! Пляшут наши ручки!

Где же, где же наши ножки?

Где же наши ножки?

Где же, где же наши ножки?

Нету наших ножек!

Вот, вот наши ножки! Вот наши ножки!

Пляшут, пляшут наши ножки! Пляшут наши ножки!

Где же, где же наши детки? Где же наши дет^.и? Где же, где же наши детки? Нету наших деток!

Вот, вот наши детки! Вот наши детки!

Пляшут, пляшут наши детки! Пляшут наши детки!

 

Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга.

Прячут руки за спину.

Поворачивают ладошки тыльной стороной вверх-вниз.

Ритмично машут ладошками перед собой.

 

Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга.

Садятся на корточки.

Ритмично хлопают ладошками по ногам.

Ритмично топают ногами.

 

Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга.

Прячут лицо в ладошки.

Открывают лицо, улыбаются, покачивают головой.

Пританцовывая, поворачи­ваются вокруг себя.

 


 

- Ура! Нашлись наши детки! Вам мои игры еще не на­доели? Тогда всё на карусели! А у вас есть билеты? Получи­те: девочки-желтые, мальчики — синие.

«Петрушка» раздает детям «билеты». Девочки получа­ют желтые прищепки, а мальчики - синие. Дети самостоя­тельно прикрепляют прищепки на одежду. «Петрушка» об­ращается к каждому из детей с вопросами: «Какого цвета у тебя билет? Почему?»

Дети отвечают:

- У меня желтый билетик, потому что я девочка.

— У меня синий билетик, потому что я мальчик. «Петрушка» показывает «карусель» (обруч с желтыми

и синими лентами), предлагает детям подойти к тем лентам, которые совпадают по цвету с их «билетиками». Дети выби­рают себе ленты и называют их цвет.

Дети, взявшись за ленты, встают в круг. Психолог и «Петрушка» рассказывают потешку и показывают движе­ния. Дети повторяют за ними.

Еле-еле, еле-еле,

завертелись карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз, два, раз, два!

Закружилась голова!

Идут медленно. Идут быстрее. Бегут.

Переходят на шаг. Останавливаются.

Берутся руками за голову, наклоняют голову вправо-влево.

Делают вращательные движения головой.

Игра повторяется 2-3 раза. Чтобы у детей не закружи­лась голова, направление каждый раз меняется на противо­положное.

Занятие 6

НОВЫЙ ГОД

Задачи:

>создание положительного эмоционального настроя в группе;

> отработка умения согласовывать свои движения с движе­ниями других детей, с ритмом и текстом песни;

> отработка быстроты реакции;

> развитие общей и мелкой моторики, ориентации в соб­ственном теле;

> развитие тактильного восприятия, внимания, речи и во­ображения,

Материалы:

игрушечный Дед Мороз;

новогодняя елка;

пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой;

краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой;

лист с изображением новогодней елочки (для каждого ребенка);

матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для де­тей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленьки­ми игрушками и т.п.).

Приветствие.

Ход занятия

Психолог показывает детям игрушечного Деда Мороза.

«Дед Мороз» здоровается с детьми, спрашивает, как их зовут.

Психолог говорит:

- Сейчас, Дедушка Мороз, мы познакомим тебя со все­ми детьми.

Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом. Пси­холог проговаривает рифмовку.

В нашей группе,

в нашей группе

Много маленьких ребят. Все на стульчиках сидят. А у нас есть...

Все ритмично хлопают в ладоши.

Психолог показывает на ребенка, все хором называют его имя.

■ «Дед Мороз» спрашивает детей, знают ли они, какое сейчас время года, какой праздник скоро будут отмечать. Дети отвечают на вопросы. «Дед Мороз» хвалит ребят, пред­лагает потанцевать вокруг елочки. Все встают в круг.

Дети по лесу гуляли,

любовалися на ель,

Какая ель, какая ель, Какие шишечки на ней.

Топни ножкой: топ-топ-топ, А в ладошки: хлоп-хлоп-хлоп. Шаг туда и шаг сюда, Повернись вокруг себя.

Идут вокруг елки. Поднимают руки вверх.

Выполняют кистями рук движение «фонарики».

Ритмично топают ногами. Ритмично хлопают в ладоши. Делают шаги вперед-назад. Кружатся на месте.

Психолог говорит:

- Дедушка Мороз,ребята так танцевали, что им ста­ло жарко. Остуди их- поморозь немножко.

Дети хором просят «Деда Мороза» заморозить им носик (ротик, щечки, лобик, ушки, ручки, ножки). (- Дед Мороз, Дед Мороз, ты нам носик заморозь!) Они показывают на­званную часть тела и, как только к ним приближается «Дед Мороз», закрывают нос (рот, щеки, лоб, уши) ладошками, прячут за спину руки, приседают, пряча ножки.

■ - Заморозил вас Дед Мороз? Давайте погреем наши пальчики.

Психолог рассказывает потешку и показывает движе­ния. Дети повторяют за ним.

Пальчики у нас попляшут: Вот они, вот они!

В кулачки мы пальцы спрячем, В кулачки, в кулачки!

Пальчики опять попляшут: Вот они, вот они!

Мы ладошками помашем: «Заходи к нам, заходи!»

Шевелят пальчиками.

Показывают ладошки Деду Морозу.

Сжимают пальцы в кулачки.

Шевелят пальчиками.

Протягивают раскрытые ладошки к Деду Морозу.

Сгибают и разгибают ла­дошки, подзывая Деда Мороза.

■ - Ой, жарко стало Дедушке Морозу! Он может рас­таять! Надо дедушку спасать! Дайте ему попить холод­ной воды.

Воспитатель приносит бутылки с горячей, теплой и хо­лодной водой.

Дети трогают бутылки и говорят, какая в них находится вода: холодная, теплая или горячая.

■ - Молодцы, ребята, нашли бутылку с холодной во­дой. А сейчас садитесь за столы. Дед Мороз приготовил вам сюрприз..

Дети садятся за столы, на которых воспитатель расста­вил гуашь и разложил листы с изображением новогодних елочек.

- Что нарисовано на листе? Правильно, елочка. Пока­жите, какие круглые шарики на ней висят.

Дети рисуют в воздухе круги: одной рукой, другой, обе­ими руками одновременно."

- А теперь давайте раскрасим шарики на елке. Дети выполняют задание.

Дети 2—3-х лёт раскрашивают шарики пальцами или поролоновыми тампонами. Детям 3—4-х лет можно предложить кисточки или карандаши.

■ «Дед Мороз» хвалит детей и предлагает отгадать, ка­кие подарки лежат в его мешке. Дети поочередно опускают в мешок руку, ощупывают подарки («Чупа-чупс», «Киндер­сюрприз», маленькие игрушки и т.п.), затем хором называ­ют то, что лежит в мешке. «Дед Мороз» раздает подарки де­тям.

■ Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне­ния проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Психолог говорит:

- Наше занятие заканчивается. Давайте скажем Деду Морозу: «Спасибо! До свидания!»

Занятие 7

МЯЧИКИ

Задачи:

> развитие коммуникативных навыков (учить устанавли­вать контакт; друг с другом, действовать согласованно, под­страиваться к темпу движений партнера);

> снятие эмоционального и мышечного напряжения;

> развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;

> развитие ориентации в собственном теле;

> развитие общей и мелкой моторики;

> развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

Материалы:

большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и рит­мичной плавной мелодии;

лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка).

Ход занятия

■ Приветствие.

■ Психолог показывает детям большой красный мяч и маленький синий мячик. Дети рассматривают мячи, назы­вают их количество, сравнивают по величине и цвету.

• Психолог предлагает детям встать в круг, взяться за руки и изобразить сначала большой, а потом маленький мяч. Дети выполняют задание.

- Ребята, мячи хотят с вами поиграть.

Дети вслед за психологом повторяют слова и выполняют движения, упоминаемые в тексте.

Девочки и мальчики прыгают, как мячики. Ножками топают, руками хлопают, Головой кивают, а после отдыхают.

Игра повторяется 2-3 раза.

- Дети ложатся на ковер, закрывают глаза. Психолог включает спокойную музыку и говорит:

- Мячики отдыхают, а по комнате летает ветерок и дотрагивается до них.

Психолог гладит детей: одного по головке, другого по коленкам, третьего по животику и т.п. Открыв глаза, дети должны показать и назвать части тела, до которых дотраги­вался «ветерок».

■ - Теперь давайте дружно похлопаем ладошками по мячу.

Дети садятся вокруг большого мяча, кладут на него по одной ладошке.

Психолог читает потешку, дети ритмично шлепают по мячу.

Друг веселый, мячик мой,

Всюду, всюду







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.