Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Порядок защиты гражданских прав. Право на защиту





Порядок защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, т. е. по сути по­рядок применения гражданско-правовых санкций, имеет определенную специфику, обусловленную общей диспозитивностью гражданского права и вытекающим из нее характером этих санкций. Указанная специфика состоит в том, что: а) гражданско-правовые санкции применяются только по инициативе и усмотрению управомоченного лица; б) защита последним своих прав или охраняемых законом интересов является его правом, а не обязанностью, поэтому непринятие мер по защите не составляет никакого правонарушения; в) в большинстве своем гражданско-правовые санкции могут быть реализованы в добро­вольном порядке самим правонарушителем, без применения к нему реального принуждения.

Механизм защиты субъективных прав и охраняемых зако­ном интересов в общих чертах выглядит следующим образом.

Вследствие нарушения права у его обладателя появляется новое, охранительное право - право на защиту. Охранительные права могут быть двух типов: права на собственные действия и права требования совершения определенных действий от других лиц, как правило, от правонарушителя (притязания). Этим правам, как и любым субъективным правам, корреспондируют соответст­вующие - охранительные - обязанности. При этом в результате правонарушения могут возникать охранительные права и обязан­ности как какого-либо одного, так и обоих типов. Например, при отказе продавца передать покупателю проданную вещь у покупа­теля возникает право либо требовать от продавца передачи вещи (притязание), либо отказаться от договора (право на собственные действия) и, в дополнение к любому из этих вариантов, требовать от продавца возмещения убытков (притязание). Кроме того, одно охранительное право может дополнять другое при невозможнос­ти реализации последнего. Например, гражданин вправе приме­нить меры необходимой обороны против совершаемого на него нападения (право на собственные действия - самозащиту). Однако если эти меры окажутся безрезультатными и гражданину будет причинен вред, у него возникнет притязание о возмещении вреда (морального и имущественного).

Право на собственные действия может быть реализовано только самим управомоченным и никем более. Поэтому его дей­ствиями процесс реализации охранительных прав первого типа исчерпывается. Иное дело - правопритязания. Правонарушитель может удовлетворить их добровольно - в этом случае притязание будет реализовано, а охраняемое им нарушенное право или инте­рес будут, соответственно, защищены (например, должник упла­чивает кредитору неустойку, возмещает убытки; лицо, распрост­ранившее порочащие деловую репутацию предпринимателя сведения, само опровергает их и т. п.). Но если правонарушитель не удовлетворяет притязание добровольно, между сторонами возни­кает юридический спор.

Под юридическим спором следует понимать разногласие между субъектами по поводу их субъективных прав и обязанностей, т. е. о наличии или содержании последних, а также о порядке осу­ществления прав и (или) исполнения обязанностей.

Одной из важных разновидностей юридических споров явля­ются споры экономические, возникающие в сфере производст­венных отношений.

 

Понятия и виды экономических споров

Экономические споры - это разногласия экономических между субъектами экономических (произ­водственных) отношений по поводу их прав и обязанностей в сфере этих отношений.

Из данного определения следует, что к числу экономичес­ких споров относятся также и трудовые споры, поскольку трудо­вая деятельность охватывается понятием производственных отно­шений. Экономические споры могут возникать также из админи­стративных и иных правоотношений, если эти правоотношения связаны с экономической деятельностью. Однако основную массу экономических споров составляют все же споры гражданско-правовые, а среди них - споры в сфере предпринимательства.

Существуют различные разновидности экономических спо­ров. В частности, их подразделяют на:

а) преддоговорные, т. е. споры, связанные с заключением дого­вора и (или) определением его содержания, - в случаях, когда заклю­чение договора является обязательным для одной из сторон или ког­да стороны сами, по обоюдному согласию, решили передать свой спор на рассмотрение юрисдикционного органа (в остальных случа­ях никакого юридического спора нет, так как, если одна из сторон не желает заключать договор, то в силу принципа свободы договора принудить ее к этому нельзя и договор просто не будет заключен);

б) договорные, т. е. споры о правах и обязанностях из уже заключенного договора, - самая большая категория экономичес­ких споров;

в) вне договорные, т. е. споры об абсолютных правах, а так­же о правах и обязанностях, возникающих в связи с нарушением этих прав. Это, в частности, споры, связанные с нарушением пра­ва собственности (возбуждаемые уже упоминавшимися виндикационными и негаторными исками), споры о возмещении вреда, причиненного имуществу, споры о защите деловой репутации пред­принимателя, споры о товарных знаках, знаках обслуживания и на­именованиях мест происхождения товаров и др.

Экономические споры можно также классифицировать в зависимости от способа защиты, который требует применить заин­тересованное лицо. С этой точки зрения можно выделить споры о признании права, о признании сделки недействительной и приме­нении последствий ее недействительности, о признании недействи­тельным акта государственного органа или органа местного само­управления, о присуждении к исполнению обязанности в натуре, о возмещении убытков, о компенсации морального вреда, о взыска­нии неустойки и т. д. (см. выше). Следует, однако, учитывать, что данная классификация экономических споров является достаточно условной, поскольку в конкретном споре, как правило, ставится вопрос о применении сразу нескольких способов защиты. Напри­мер, собственник, истребующий свое имущество из чужого неза­конного владения (предъявляющий виндикационный иск), помимо выдачи вещи (т. е. восстановления положения, существовавшего до нарушения права) может также потребовать возмещения убытков, вызванных повреждением вещи незаконным владельцем, а также возмещения плодов и доходов, которые последний извлек или дол­жен был из нее извлечь. Другой пример: сторона договора вправе потребовать от другой стороны, нарушившей договор, исполнения обязанности в натуре, уплаты неустойки и возмещения причинен­ных нарушением убытков, не покрытых неустойкой (при зачетном ее характере). Поэтому экономические споры могут быть самыми разнообразными и не поддаются какой-либо четкой классификации.

 

Юрисдикционные органы. Судебная система РФ.

Если нарушитель добровольно не удовлетворяет притязание потерпевшего, оно может быть реализовано в принудительном по­рядке через специальные государственные органы, уполномоченные разрешать юридические споры (юрисдикционные органы).

По общему правилу, защита гражданских субъективных прав и охраняемых законом интересов производится судом, однако в отдель­ных случаях она допускается также и в административном порядке, т. е. когда юридический спор рассматривает не суд, а внесудебный (административный) орган. Например, при отказе лица освободить самоуправно занятое им жилое помещение, относящееся к государ­ственному или муниципальному жилищному фонду, оно подлежит выселению не через суд, а по постановлению прокурора. Споры, связанные с патентованием изобретений и других объектов промышлен­ной собственности, рассматриваются в органах Патентного ведомст­ва. Вместе с тем Конституцией РФ (ч. 1 ст. 46) каждому гарантирует­ся судебная защита его прав и свобод. Это означает, что даже если в соответствии с законом субъективное право подлежит защите в ад­министративном порядке, это не исключает возможности судебной защиты: заинтересованное лицо вправе вместо обращения в админи­стративный орган обратиться непосредственно в суд либо после рас­смотрения дела административным органом, в случае несогласия с его решением, обжаловать последнее в судебном порядке. Однако еще раз подчеркнем, что по общему правилу административные ор­ганы не рассматривают дел о защите субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов. Это - компетенция судебных органов, составляющих самостоятельную систему - одну из ветвей государственной власти в Российской Федерации. Судебная система России состоит из:

• Конституционного Суда Российской Федерации;

• системы федеральных судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации;

• мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации;

• системы федеральных арбитражных судов во главе с Выс­шим Арбитражным Судом Российской Федерации;

• конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Стороны правоотношения могут также по взаимному согла­сию передать спор на разрешение третейского суда - постоянно действующего или создаваемого специально для рассмотрения конкретного спора. При этом третейские судьи (арбитры) выби­раются самими спорящими сторонами. Хотя третейский суд и не является государственным органом, его решения имеют обяза­тельную силу и обеспечиваются мерами государственного при­нуждения, как и решения государственных судов.

Подведомствен­ность и под­судность споров

Подведомственность - это предметная компетенция юрисдикционных органов, т. е. круг дел, которые они уполномочены рас­сматривать и разрешать.

В отличие от подведомственности, подсудность - это ком­петенция судов того или иного уровня одной судебной системы (например, системы арбитражных судов или судов общей юрис­дикции) или конкретного суда этой системы.

Проиллюстрируем соотношение подведомственности и под­судности на примере. Экономические споры между юридическими лицами подведомственны арбитражным судам. Это означает, что такие споры могут рассматриваться и разрешаться только арбит­ражными судами (а не другими органами, например судами об­щей юрисдикции). Но в какой именно арбитражный суд и какого уровня необходимо обратиться одной из спорящих сторон за защи­той своего права: в Высший Арбитражный Суд РФ или, например, в областной арбитражный суд, и если в областной, то по месту своего нахождения или по месту нахождения ответчика, зарегист­рированного в другом субъекте Федерации? Ответ на эти вопросы дают нормы о подсудности дел арбитражным судам.

Правила подведомственности и подсудности рассматривае­мых судами дел следующие.

Мировые судьи осуществляют правосудие от имени Россий­ской Федерации в пределах судебных участков, создаваемых на территории каждого субъекта РФ. В области гражданско-правовых отношений им, в частности, подведомственны следующие дела (за исключением дел, подведомственных арбитражным судам):

• дела по имущественным спорам при цене иска, не превыша­ющей 500 минимальных размеров оплаты труда;

• дела об определении порядка пользования земельными уча­стками, строениями и другим недвижимым имуществом;

• некоторые другие.

Если в том или ином субъекте РФ мировые судьи еще не назначены (не избраны) на должность, дела, относящиеся к их компетенции, подведомственны федеральным районным судам общей юрисдикции (такие дела рассматриваются судьями район­ных судов единолично). Решения мирового судьи могут быть обжалованы в районный федеральный суд.

Федеральным судам общей юрисдикция подведомственны все остальные гражданско-правовые споры, за исключением спо­ров, относящихся к компетенции арбитражных судов. Что касает­ся подсудности, то, как правило, по первой инстанции дело рас­сматривается судами нижнего звена судебной системы - район­ными федеральными судами. Федеральные суды среднего звена (суды краев, областей и т. п.), а также Верховный Суд РФ главным образом проверяют законность и обоснованность решений, приня­тых нижестоящими судами, и могут их отменять или изменять.

Арбитражным судам подведомственны дела по экономиче­ским и другим спорам, связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, возникающим между:

• юридическими лицами (организациями);

• гражданами, имеющими статус индивидуального предпри­нимателя;

• юридическими лицами, с одной стороны, и индивидуальными предпринимателями - с другой.

В случаях, специально предусмотренных законом, арбит­ражным судам подведомственны также дела по спорам указанной выше категории с участием Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, а так­же образований, не имеющих статуса юридического лица, и граж­дан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, по общему правилу, арбитражные суды рас­сматривают экономические споры между любыми субъектами, за исключением граждан, не являющихся предпринимателями. Поэто­му если хотя бы одной стороной спора выступает гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, дело подле­жит рассмотрению в суде общей юрисдикции или у мирового судьи {кроме случаев, специально оговоренных в законе: например, споры между акционерами и акционерными обществами в любом случае рассматриваются арбитражными судами). Следует также иметь в виду, что споры с участием граждан - индивидуальных предприни­мателей, если они не связаны с осуществлением этими гражданами предпринимательской деятельности, подведомственны не арбит­ражным судам, а судам общей юрисдикции. Например, предприни­матель покупает себе в магазине телевизор, который через некото­рое время выходит из строя. Предприниматель требует от продавца возврата уплаченных денег, а тот отказывается выполнить это тре­бование. Возникший спор, несмотря на то, что его участниками яв­ляются предприниматели, подлежит рассмотрению в районном суде общей юрисдикции или у мирового судьи в зависимости от цены иска, поскольку он не связан с предпринимательской деятельностью истца (телевизор приобретен не в коммерческих целях, а для удовле­творения личных бытовых нужд покупателя), т. е. истец в данном слу­чае действует не как предприниматель, а как обычный гражданин.

Из сказанного видно, что подавляющая часть всех экономи­ческих споров относится к подведомственности арбитражных судов. Причем это не только гражданско-правовые споры, но также споры, возникающие из административных и иных правоотношений, если они связаны с предпринимательской или иной экономичес­кой деятельностью и их участниками выступают перечисленные выше субъекты либо если эти споры прямо отнесены законом к компетенции арбитражных судов.

В отличие от системы судов общей юрисдикции, нижним звеном системы арбитражных судов являются федеральные ар­битражные суды республик в составе РФ, краев, областей, горо­дов Москвы и Санкт-Петербурга и других субъектов Российской Федерации. Именно они рассматривают по первой инстанции ос­новную массу подведомственных арбитражным судам дел. Феде­ральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ, как правило, занимаются проверкой обоснованности и законности решений нижестоящих судов. Исключение составля­ют дела по экономическим спорам между Российской Федераци­ей и ее субъектами, между субъектами РФ, а также дела об оспа­ривании нормативных и ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных актов федеральных органов ис­полнительной власти и некоторых других актов высших государ­ственных органов. Такие дела рассматриваются по первой ин­станции Высшим Арбитражным Судом РФ.

Общее правило территориальной подсудности дел как ар­битражным судам, так и судам общей юрисдикции таково: иск предъявляется в суд (соответственно, в арбитражный суд субъек­та РФ или в районный суд общей юрисдикции) по месту нахожде­ния или месту жительства ответчика. Из этого правила существу­ет ряд исключений, когда территориальная подсудность опреде­ляется по выбору истца (например, если ответчиков несколько и они проживают на территории различных субъектов РФ), сторо­нами в договоре (договорная подсудность) или императивно зако­ном (исключительная подсудность). Исключительная подсуд­ность установлена, например, для споров о правах на недвижи­мое имущество: эти споры рассматриваются судом по месту на­хождения такого имущества.

Что касается Конституционного Суда РФ и конституцион­ных (уставных) судов субъектов РФ, то они непосредственно не рассматривают дел по экономическим спорам. Вместе с тем по­становления Конституционного Суда РФ имеют для сферы пред­принимательства важнейшее значение. В числе других дел, отне­сенных к его компетенции, Конституционный Суд рассматривает индивидуальные и коллективные жалобы на нарушение конститу­ционных прав и свобод граждан нормами закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Если Консти­туционный Суд придет к выводу, что положения закона не соот­ветствуют Конституции РФ, то нормы, признанные таким образом неконституционными, утрачивают силу и более не могут применять­ся, а вынесенные на их основе (в том числе арбитражными судами) судебные акты подлежат пересмотру в отношении заявителей.

 

Досудебный порядок урегулирования споров

По некоторым категориям споров заинтере­сованное лицо, прежде чем обратиться в суд, должно принять меры к урегулирова­нию разногласий путем непосредственных переговоров с другой стороной, или, иными словами, соблюсти досудебный порядок урегулирования спора. Например, арендодатель до предъявления к арендатору иска о расторжении договора аренды должен направить ему письменное предупреждение о необходимости устранить нарушения и испол­нить обязательство в разумный срок. И только в случае, если арендатор не устранит допущенных нарушений, не исполнит обя­зательства (например, не погасит задолженности по арендной плате), арендодатель вправе обратиться в суд.

Одной из разновидностей досудебного порядка является претензионный порядок, предусмотренный законом для некото­рых категорий экономических споров. Так, например, до предъяв­ления к перевозчику {железной дороге, морскому или речному пароходству, авиа- или автотранспортному предприятию) иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии - письменного требования уплатить неустойку, возмес­тить убытки и др. И лишь в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в тридцатидневный срок грузоотправитель или грузополу­чатель вправе обратиться с иском в суд. Претензионный порядок урегулирования споров может быть предусмотрен и самими сто­ронами в договоре, хотя бы по закону он и не требовался.

Если для конкретного спора законом или договором уста­новлен досудебный порядок, в том числе претензионный, к иско­вому заявлению, подаваемому в суд, обязательно должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение истцом этого порядка. В случае, если будет установлено, что досудебный порядок истцом не соблюден, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.