Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Так в чём же секреты чужой эффективности?





 

Настоящие преимущества дают, конечно же, не красота, не страна проживания, не случайное везение и не талант (в смысле готового дара, который не надо развивать). Гении потому гениями и стали, что отличались некими общими чертами в поведении. Именно эти черты смогли довести их талант до совершенства и получить плоды, оставшиеся в вечности.

Вот эти черты в поведении. Условия, дающие дополнительные шансы на успех.

1. Письменно сформулированные цели на ближайшие 5-10 лет. Цели конкретные, детально структурированные с точки зрения критериев ПИМКОС.

2. Подробный план достижения целей.

3. Упорнейшие действия в направлении заданных целей.

4. Письменный анализ результатов.

5. Фактор "Б" – фактор внутреннего благородства намерений.

 

Критерии эффективности

 

Какую жизнь можно считать эффективной? Вот четыре удобных критерия.

1. Переход из зоны мечты в зону реальности. Предположим, когда-то вы только мечтали о своей фотостудии, а теперь она у вас есть.

2. Эффективное преодоление проблем. Как-то мне попал в руки «идеологический паспорт» работника крупной сети универсамов. Руководство разработало его, чтобы поднять боевой дух сотрудников. «Паспорт» выглядел прямо как настоящий, такого же размера и с розовыми гербовыми страницами. На одной из них было написано:

 

«Работать – значит иметь проблемы. Преодолевать их – значит управлять своей жизнью».

 

3. Ощущение удовлетворения. Чисто субъективный, но очень верный критерий.

4. Ресурсное состояние. В этом состоянии человек способен помогать не только добрым словом, но и деньгами, а также поддерживать, участвовать, прощать и сорадоваться. Это состояние донора, способность давать. Антиподом ресурсного состояния является состояние пиявки, когда человек берёт, берёт и берёт. Сосёт, сосёт и сосёт – и ему всё мало. Но ведь сильные и должны сносить немощи бессильных, в том числе и пиявок. Немощи – это всё то, что человек не может, на что не имеет мощи, то есть сил. Когда в поговорке утверждается, что сильный великодушен, речь идёт о ресурсности сильного человека.

 

 

Глава 6

Осёл системы

 

Что излучаешь, то и получаешь.

Грэйс

 

Осёл системы

 

 

В этой главе я расскажу то, о чём говорить не хочется, ведь мир любит героев, которые стали ими внезапно, таинственно, непонятно, неизвестно как. Как только люди узнают секреты роста других, то эти секреты, став всеобщим достоянием, превращаются в обыденность. Люди, раскрывшие секреты своего успеха, становятся своими в доску, и каждый рад сказать, что, мол, эта тётка, нынешний заммэра Иерусалима, чуть ли не билеты в Пулково продавала несколько лет назад. Так что ей просто повезло. А теперь я расскажу вам, как мне довелось побыть «ослом системы» с морковкой перед носом, к которой я всё шла и шла.

В школе нас заставляли собирать макулатуру и металлолом. Это был 1986 год. Лазая по грязным дворам, я топтала картонные коробки, тащила из дома газеты и даже те журналы, которые, как я догадывалась, были нужны отцу. Я работала на цифры и хотела быть первой. Позже, много лет спустя, я задумалась: быть первой перед кем? И что давало мне попадание на доску почёта? Ради своего имени в списках «лучших» я рвала когти, отыскивая трубы и батареи и «героически» таща их к пункту сбора металлолома. При этом я искренне считала тунеядцами тех одноклассников, которые не желали выполнять эту работу за вымпел и за грамоту.

То, что с нами делали, было типичным использованием ослов системой. Наказанием служил негатив классного руководителя и завуча, замечания в дневнике и осуждение теми ослами системы, которые были наиболее хорошо дрессированы. Чуть позже я примкнула к студентам, которых две недели использовали на сборе урожая за похлёбку и называли всё это романтикой. Так делают и сейчас. Не строят ли солдаты дачи отцам города? Молодежь уклонялась бы от армии не так злостно, будь в ней больше патриотизма и меньше наглого использования новобранцев, как скота. Если уж зашла речь об армии, то я за службу Родине. Только она не должна превращаться в службу чужим вожделениям.

Я бывала ослом системы не раз. Так, когда я училась в мединституте, мне очень хотелось быть материально независимой; и я не придумала ничего лучше, чем устроиться в систему института, то есть стать его ослом. Я устроилась работать в анатомичку, так что в трудовой книжке появилась запись "Препаратор морга". Сама теперь не понимаю, на что я надеялась, если моя стипендия составляла рублей двести пятьдесят или около того, а зарплата в анатомичке только сто сорок. Мой рабочий день начинался с того, что я открывала алюминиевую ванну с плававшими в формалине частями трупов. Не буду приукрашивать, расскажу как есть. Мерзкий раствор вонял так, что я уверена: этого не испытывал ни один из жрецов, бальзамируя какого-нибудь Тутанхамона.

 

 

Комната для ослов, подобных мне, находилась за перегородкой, рядом с ваннами. Окон не было, вместо двери дыра. Для ослов в самый раз. Похоже, они не только смирились со своей участью, не только привыкли, но даже гордились ею. Они, видите ли, такие крутые, трупов не боятся. А на фоне омерзительной вони пьют чай. Типажи были странноватые. Одна девица занималась стукачеством, доносила заведующей анатомичкой, кто в каком углу чихнул.

Один тип был лет двадцати восьми, прикидывался панком: ему, дескать, на всё плевать, а в особенности на то, как одеваться. Он носил ботинки времен Второй мировой войны, задрипанную кожаную жилетку с оторванными пуговицами, сальные волосы и чёрные ломаные ногти. Если бы Сальвадор Дали писал с него портрет, то мог бы назвать его "Типичная задница неудачника, вызванная полётом осла вокруг таза с кишками". Этот тип был вечно мрачен, озлоблен на весь мир и хвастался тем, что завёл себе чёрного как смоль ворона. Он обучал его говорить и сидеть на руке, вцепившись когтями в специально сделанную для этого перчатку. Зачем он приносил в анатомичку ворона? Ну как же! Он демонстрировал своё единственное достижение; других ведь не было, а выделиться хотелось. Демонстрация богачом своих денег – тоже своего рода публичная истерика: "Обратите, ну обратите же на меня внимание!". Так и тот тип из анатомички хотел хоть чем-то привлечь внимание остальных.

Ещё одна девица словно отбывала в анатомичке срок. Она устроилась на полторы ставки. Дело в том, что эта ленивица не первый год не могла поступить в институт, и потому пошла работать лаборантом, да там разведала, что год в анатомичке, всего лишь год, – и ты поступаешь; начальство гарантирует, ослы очень нужны. Ну, подумаешь, одним бюджетным местом больше и ещё один тупой врач будет не в силах запомнить норму сахара в крови и лейкоцитов в моче. Подумаешь! Зато год он будет вкалывать на систему за зарплату, на которую можно купить только одни приличные трусы. Потом, скорее всего, этот же осёл все оставшиеся шесть лет будет торчать в анатомичке. Почему? Привычка – раз. Тусовка с заведующим – два. А через него – выход на преподавателей. Авось пощадят на экзаменах!

Я тоже пыталась по-своему отличиться и обратить на себя внимание тем, что могу работать "лучше всех", как я и привыкла. В то время я и не подозревала, что для некоторых ослов вроде меня это великий стимул. У меня золотые руки; я всегда могла не только починить цепочку, но и заклепать у велосипеда цепь. Пугачи я изготовляла лучше мальчишек, для чего всегда умела раздобыть резину от велосипедной камеры и медную трубочку из какого-нибудь механизма. Вырезать фигурку из дерева, сделать отменный массаж и даже вьшожить фундамент дома с гидроизоляцией – всё это давалось мне легко. Сам процесс изготовления всякой всячины доставлял мне удовольствие. В то время я страшно гордилась открытием, что руки мои росли не из тазобедренного, а из плечевого сустава (намного позже я заподозрила, что растут они из головы). А тогда я принялась с фанатичным рвением изготовлять препараты.

Мне легко удавалось расчистить мелкие сосуды на поверхности сердца, оголить рельеф мышц и даже изготовить препарат спинного мозга, удалив костными кусачками позвоночный каркас. Иногда я сама удивлялась тому, как мне удавалось делать столь сложные вещи. Что же я пыталась доказать?.. То, что я несомненно лучше прочих и заслуживаю большего. Что же я заслужила? Некоторые препараты забирали в музей, другие куда-то уносила заведующая. Хвалила она меня скудно, но по выражению её лица я понимала, что она не верит своим глазам, видя мои способности. Мне же хотелось раскачать её остолбенелость! Ах, на что я тратила время, молодость и талант! На то, чтобы потом написать эти строки? Не только. Я постигла, как система использует, пожирает и перерабатывает ослов вместе с хвостом.

Очень скоро заведующая стала контролировать мою работу каждый день, давая всё новые задания. Она почуяла, что осёл хорош, и из него можно многое выжать. Кому рапортовала она о "своих" достижениях? Не знаю. Но её рвение и повышенный интерес к моей работе были очевидными, а не на одном из препаратов, мастерски изготовленных мной, не осталось даже моей фамилии; премий мне тоже не давали, да и зарплата не росла. Росла только нагрузка. Так я постигла истину: стегают ту лошадь, которая везёт. Всё это меня утомило. До сих пор не могу понять, на что же я надеялась? Через несколько лет я объяснила себе это словами, что большинство ослов бредёт по утоптанной дорожке, а привычка пожирает все силы. Не остаётся сил для перемен.

Я долго сидела в однообразной позе, склонившись над мраморным препаровочным столом. Сидела до тёмных кругов под глазами и до самых сумерек. Думая над тем, каковы мои внутренние мотивы променять весну и общение на трупарню, я вдруг поняла, что во мне невероятно развит эффект завершения действия. Он дан всем целеустремлённым людям. Именно так я подходила ко всему, приходилось ли белить потолок или стирать вещи. Я трудилась, пока не падала. Мне нужен был результат! Это удивительное свойство мозга вложено в меня самим Создателем. Неужели для того, чтобы я распылялась и продавала молодость за чаевые?

Осознав это, я почему-то не смогла сразу уйти, а вместо этого стала избегать работы, приходить с огромными опозданиями и всячески отлынивать от нагрузки. У меня исчезла мотивация. И если раньше меня терпели за то, что я пахала за всех, то теперь стала открыто проявляться озлобленность. На меня постоянно жаловались, что я не вписываюсь в коллектив, критикую начальство, прихожу, когда сочту нужным, и всё такое. Получив очередную зарплату, я уволилась. Выбыла из системы.

Я приобрела у жизни ценнейший урок! Формалин, пожиравший мои глаза, словно кричал: "Разве ты не видишь?". Я сделала массу наблюдений. Вот они. С трупами работают, как правило, люди, не состоявшиеся в жизни, с большим уровнем цинизма, который только усиливается. Всё, что им остаётся, – считать трупные пятна и хвастаться количеством вскрытий. Они считают себя служителями науки, но подавляющее большинство из них не может выдумать ничего лучше фразы: "Кто-то ведь должен этим заниматься!". Одно дело, имея цель, постигнуть что-то важное для жизни; рыться на кладбище, как это делал Леонардо да Винчи. И совсем другое – идти в трупную мастерскую только потому, что она подвернулась на пути. Сколько нам всего ещё подвернётся? Даже делать гробы должно быть служением из сострадания к чужому горю. Стоит ли становиться гробовщиком оттого, что им был твой дед, который завещал тебе свою мастерскую? Или оттого, что гробовщик никогда не разорится? Служить смерти имеет смысл только тогда, когда это призвание, а не надругательство над собой, не то зловоние распространится и через твои шутки, и анекдоты, и даже запах.

Наша преподавательница по патологической анатомии искренне радовалась тому, как ей привычно и легко в морге. "Как дома!", – говорила она, а видя раздувшееся тело, сладострастно приговаривала: "Как всё запущено! Кто хочет быть первым сегодня?" – имея в виду вскрытие для определения причины смерти. "Не все же такие!", – скажете вы. Ну что же, и книга моя не для всех, а только для тех, кто уже задыхается от затянувшихся похорон своего потенциала. К моим наблюдениям относится также и то, что, выбирая работу, люди не думают, а берут первое подвернувшееся. Это случается по причине низкой самооценки. Довольно быстро человек превращается в то, что делает, и становится ослом системы. Господь Бог уважителен. Он уважает любой выбор, в том числе и выбор стать ослом.

 

 

 

СНО

 

В большинстве вузов есть так называемые СНО – студенческие научные общества. Это, на мой взгляд, тоже своего рода системы для ослов. В высшей школе я провела в общей сложности десять лет: три года на химическом факультете Большого Университета (бывший ЛГУ), шесть лет в Первом меде имени Павлова на лечебном факультете и год в ординатуре института мозга РАН на нейрохирургии. За все эти десять лет я достаточно насмотрелась на «сношников». Подавляющим большинством из них двигало честолюбие и соображения престижа. Никто из них не только не сделал ничего выдающегося, но даже и не пытался. Так, приходили на скучнейшие дополнительные лекции, отмечали друг друга, выдавали отсутствующих, ничего толком не учили, так же списывали, как и все. Им нужны были, главным образом, галочки – например, для того, чтобы получить автоматом зачёт по предмету, который изучался столь «углубленно». Я не утверждаю, что такими были все, но я говорю о тенденциях.

 

 

Ослы разных систем есть повсюду. Они делают то, что предписывает им система, и за то вознаграждение, которое она предлагает. Почти во всех системах ослы находятся за признание их стадом и вожаком «своими», и при этом лучшими, чем остальное окружение, по каким-то соображениям не примкнувшее к стаду. Что касается их научной «деятельности», это всего лишь видимость. Ни о чём. Стадо не совершает открытий.

Если бы тогда мне сказали, что я не думала, выбирая работу в анатомичке, то я возмутилась бы, и ещё как! Однако это правда. Я не думала, делая выбор. Разве можно считать размышлениями залётную мысль о том, что видишь под самым носом? Так же не думает большинство, делая выбор. А потом их несёт, время летит и – некуда деваться. Лучше потоптаться у ворот да войти в нужные, а не влезть в первые попавшиеся и потерять изрядный кусок жизни. Акцентирую: время равно жизнь. Ослы системы не думают о будущем. Поэтому у них его нет. Они в буквальном смысле слова идут, куда глаза глядят. Их жизнь заканчивается на какой-нибудь из стадий ослиного похода. Некоторые возмущаются: "Меня всё устраивает!". Ну и прекрасно! Это книга для тех, кого не устраивает ослиная участь.

Всегда неизбежно будут люди, жаждущие примкнуть к системе, влиться в неё, стать полноправными членами. Для чего им это нужно? Ответ может показаться странным. Не для чего, а потому, что так делает большинство, почти все. Вливаясь в систему, человек словно выполняет какую-то программу, без которой он чувствует себя ущербно, неполноценно.

 

Люди с маленьким чувством собственной значимости всегда примыкают к системе.

 

 

Те из них, которые поамбициознее, лелеют надежду подсидеть заведующего или занять его место, «если что случится». Подсиживание занимает обычно не один год, а то и весь период работоспособности. Шансы невелики, есть лишь смутная надежда на позицию чуть более высокопоставленного осла системы. Люди бездарные, «просто» живущие без поисков смысла жизни, толпами отправляются работать в системы. Они стараются не перенапрягаться, работать вполсилы; главное для них – стабильность выплаты оклада. Они стараются не думать о своём будущем; без них не развалится ни одно дело; их дети не учатся ничему выдающемуся. Они действительно живут «просто так».

Есть люди, бегающие из одной системы в другую, часто меняющие рабочие места; они собирают шишки, лезут с предложениями, пытаются взять ход событий в свои руки, навязать инициативу. Это несостоявшиеся лидеры. Они пока ещё не поняли, что эффективнее будет не пытаться менять чужую систему, а создать свою. Создавать системы могут единицы людей. Некоторые системы возникают не столько по воле конкретного человека, но как ответвления систем, уже действующих. Так, вначале один человек создал какой-нибудь университет, а затем развиваются его филиалы в других городах и открываются всё новые факультеты.

Крупные системы поглощают людей. Вливаясь в Систему, человек становится больше похожим на часть системы, чем на себя самого. Он утрачавает свой личный стиль и облачается в корпоративный костюм. Когда он поёт гимн корпорации, в которой уже семнадцать лет шьёт кроссовки, то кем он должен себя ощутить? Заведённой куклой? Выкидышем системы? Ну, зачем же, Наталья Евгеньевна, описывать всё так грубо? Да затем, что понять – значит огрубить. Один человек создаёт, а толпы людей потом канонизируют созданное.

Я знаю одну преподавательницу, которая посвятила всю свою жизнь изучению творчества Блока (заметим, это был её выбор). При этом она, как цепная собака, набрасывалась на студента, если тот читал блоковские стихи не с той интонацией или, тем более, запинался:

– Что вы можете понимать в поэзии Блока? – стало её любимой фразой, которая сопровождалась утомлённо-раздражённым выражением лица и гримасой превосходства.

Она посвятила свою жизнь Блоку, стала идейно близка с ним, как ей, наверное, казалось, и уже начала чуть ли не считать личным оскорблением, когда кто-то не испытывал к Блоку столь нежного пристрастия. Если огрубить, она отождествляла себя с Блоком и тем самым себя приподнимала. "Мы с Блоком" – это уже намного весомее. И чтобы быть "с ним", она готова было прясть связи, исследуя его творчество. Не из любви к нему, а из желания украсить им себя. Эта система примазывания к великому поглотила её.

 

 

В каком случае имеет смысл примкнуть к системе?

Я выделяю четыре основания для вступления в систему, если вы (пока) не намерены создавать свою.

● 1. Если для вас это этап профессионального становления. Побыть у мастера подмастерьем, чтобы затем открыть свою мастерскую.

● 2. Если вас устраивает финансовая зависимость и самореализация по чужим правилам чужой системы.

● 3. Если на самореализацию вам наплевать. Минимум потребностей. Минимум возможностей.

● 4. Если вступление в систему для вас – осознанное служение какому-то человеку или идеям, в которые ты влюблён.

 

 

 

Крупные системы поглощают людей.

Грэйс

 

Глава 7

Литература, помогающая не думать

 

Вытащи из себя слабые стороны и работай над ними.

 

Литература, помогающая не думать

 

 

Огромное множество людей читает только затем, чтобы себя чем-нибудь занять. Вспоминается по этому поводу английское выражение killing time – время, которое неплохо было бы убить. Напрасно ли жизнь помещает нас в очереди и залы ожидания? И длительный авиаперелёт – разве не жизнь тоже? Убивать время – убивать жизнь. Для многочисленных толп вся жизнь – словно затянувшееся killing time.

Помогает не думать любая литература, которая проглатывается и тут же забывается, поскольку изначально не ставилось цели что-то в ней отыскать. Так, скоротать время. Эта литература чем-то сродни курению. Куришь – вроде чем-то занят. Словно некое самооправдание: не зря время провожу, что-то делаю. От такого чтива остается чувство ещё большей опустошённости, чем до него, может даже появляться усталость. Но только усталость эта всегда лишена удовлетворения: ничего ценного не сделано, новых мыслей нет, а мозг что-то жевал, словно мастурбируя.

Модные журналы рекламируют новые виды удовлетворения всевозможных мещанских похотей. Цель этих журналов – вызвать у людей желание покупать всё более шикарные вещи и видеть в этом смысл существования. Это не только отупляет, но и разрушает. Даже простой просмотр рекламы отвлекает от главного, так что сил и времени совсем не остаётся на какие-то там размышления о смысле бытия.

К литературе, помогающей не думать, я не отношу всякие там "Спид инфо", "Криминальные новости" и прочие помои. Они активно разрушают психику. Вы не порадуетесь, когда я скажу, что помогает не думать любая книга, которая отвлекает отрешения назревшей проблемы. Такая книга может даже говорить о вашем утонченном вкусе, и при этом помогать не думать. О чём, собственно, речь?..

Живёт, скажем, какая-нибудь Люся, работает в министерстве. Лет ей сорок с небольшим. В молодости была красавицей, да и сейчас по-прежнему хороша собой. Здоровье ей Бог дал крепкое; не то чтобы лошадиное, но ничто особенно не беспокоит; так, по мелочи. В одной квартире живет, другую сдаёт. Сын благополучно заканчивает вуз. Муж приносит деньги в дом. Отчего же Люсе не радоваться? Всё, как будто бы, ничего. Вот именно, что "ничего". Ни-че-го. Понимаете? Замуж она по любви вроде выходила, но только муж её постоянно унижал. За двадцать с лишним лет совместной жизни он превратился из стройного парня в безобразно разжиревшего брюзгу, который без одышки не в силах подняться на второй этаж. Кирилл Семёнович, назовем его так, был когда-то талантлив. Разбирался в музыке, занимался спортом, мечтал стать предпринимателем. Душевная лень, в чём-то трусость и бесконечный дрейф по течению окончательно убили в нём веру в себя. Он давно уже перестал двигаться и всё больше проводит времени на кухне, стараясь "заесть" проблему нереализованности. Недовольство собой он выливает на жену, так что теперь она не может поверить, что это тот самый Кирилл, с которым они когда-то встретились.

Как только Люся себя не переключала: то ремонт затеет, то дополнительную работу себе найдёт. Но ничего не меняется, муж тупеет, толстеет и делается всё более озлобленным на жизнь. Сын скоро улетит из гнезда, и смысла совсем не останется. Несколько лет до пенсии в министерстве и – сдавать квартиру да с бабками грибы солить! Вот дрянь… И Люся стала читать классику, не что-нибудь. Это даёт ей иллюзию, что она занята чем-то ценным. Время проходит, а время равно жизнь. Классика великолепна, но положение дел не меняется.

Реальные изменения наступают, только когда в литературе человек ищет ответы или, как минимум, чётко сформулированные вопросы, которые он интуитивно почти уже поставил сам. Если вы чувствуете, что время утекает сквозь пальцы, то ищите литературу по тайм-менеджменту (управление временем). Если хотите руководить, то штудируйте материал по лидерству. Если хотите начать своё дело, то просите совета у предпринимателей, спрашивайте: что они посоветовали бы вам прочесть? То, что называется бизнес-попсой, содержит иной раз мысли более ценные, чем даже деньги, которые эти мысли принесут. Чтобы приблизиться к эпицентру своего предназначения, читайте книги на такие темы:

 

позитивное мышление;

скорочтение;

мозговой штурм;

ораторское мастерство;

постановка цели;

повышение самооценки;

улучшение памяти;

философия предпринимательства;

развитие творческого мышления и т. п.

 

Художественная ценность этих книг сомнительна, часто они даже удивляют своей примитивностью, но в них содержатся ценнейшие догадки в отношении устройства бытия. Это что-то вроде промышленного сырья; из него вы сами станете извлекать всё полезное. Классика же создана для удовлетворения художественных претензий и для размышления о душе. Не умаляя её ценности, скажу, что стыдно быть неудачником, тем более талантливым или гениальным, почитывающим высокохудожественные тексты. И если у вас есть способности к восприятию классики, то тем более вы сможете осилить чужие подсказки по поводу того, как найти себя, а не закрыть глаза на проблемы. Проблемы, оказывается, можно не только «заедать», протаптывая тропу к холодильнику, но и «зачитывать», переключая свой мозг от решения жизненных задач на развлечение.

 

 

Глава 8. Вопросы

 

Вопросы о смысле жизни и мозговой штурм

 

 

Когда вы ищете ответ на вопрос о смысле жизни, то без мозгового штурма не обойтись. Мозговой штурм был предложен Алексом Осборном и является длительным, напряжённым и сосредоточенным размышлением над какой-либо задачей или вопросом. Мозговой штурм обычно коллективный, но бывает и одиночным. В принципе, решение задачи по геометрии или алгебре представляет собой мини-модель мозгового штурма. Мозговой штурм – это разновидность активного мышления, а львиную часть жизни неудачники мыслят пассивно, то есть так, например. Идёт некто Олег Бездаревич на работу, а в голове у него мысли вертятся:

– Устал… неделя только началась… Куда он так не-сётся, вот козз-зёл!.. Чуть не сбил… Надоело всё… Чем бы заняться в субботу?.. Кажется, забыл дома еженедельник, кто же у меня сегодня после трёх?.. Стоп! Чуть на красный не поехал… Да, в отпуск пора… О! Классная девчонка! А вот нос длинноват… И вообще уже ничего не хочу, всё на полшестого смотрит, доработался…

Это внутренний поток негативных мыслей-комментариев. Одна из наиболее частых разновидностей пассивного мышления. Активным мышление становится, когда мы обдумываем удивившую нас мысль, пытаемся делать выводы, пишем статью, произносим речь.

 

 

Есть ещё СВЕРХактивное мышление, синоним мозговому штурму. Мозговой штурм, на мой взгляд, – это не только активное мышление, но и сложнейшая психоэмоциональная работа. Она может осуществляться, например, в молитве, когда человек и думает, и умоляет, и благодарит Бога, и благословляет своё будущее, и очищает душу, и освобождается от боли, и мучительно ищет ответа. Так, тяжелейший мозговой штурм выдержал Иисус Христос, который не хотел умирать на кресте, как не захотел бы позорной и мученической смерти любой одарённый и полный сил юноша. Молитва Иисуса в Гефсиманском саду была поиском ответа, укреплением сил и утверждением веры в великий смысл такой жизни и такой смерти. Написано, что пот Христа был как капли крови. Напряжение мысли было столь сильным, что кожа выделила кровь. Иисус знал ответ, Он получил его непосредственно от Бога, и потому мужественно принял смерть. Но если даже Он, человекобог, нуждался в ответе от Отца и провёл в напряжённейшем размышлении много часов, когда речь шла об эпохальном выборе, то как может человек говорить, что нет в жизни смысла, если он ни разу, ни разу в своей жизни не потратил и нескольких часов на то, чтобы думать только об одном: в чём же всё-таки смысл?..

Если в вашей жизни не было такого дня, когда вы бы отключили телефоны, отложили все дела, заперли двери, положили перед собой лист бумаги и много часов кряду думали, думали, думали о том, в чём смысл вашей жизни, значит, признайте: вы НИКОГДА НЕ ДУМАЛИ О ТОМ, В ЧЁМ ОН ЗАКЛЮЧАЕТСЯ, потому что пассивные мысли не в счёт. Они слишком вялы и слабы. Они не результативны. Они для неудачников. Когда говорят, что человек использует 2–3% своего мозга, то имеется в виду, что мозг такого человека эксплуатируется в пассивном режиме: жёлтая пресса, телереклама, дешёвые романчики, сплетни, внутренний монолог по пути на работу и домой, разговор в курилке ни о чём, жалобы и нытьё, перемалывание обид. Если вы устали от неопределённости, от бессмысленности, от внутренней пустоты, то положите перед собой тетрадь, уединитесь, отключите все источники звука и немедленно начните себя спасать. Ваш мозг уже содержит ответы. Найдите же их!! Устройте себе мозговой штурм. Думайте часами, сутками, неделями напролёт:

■ В чём смысл моей, именно моей жизни?..

■ Каково моё предназначение?..

■ Какова моя миссия?..

■ Для чего я создан, что я должен выполнить?

■ Какова истинная, правильная, верная цель?

■ На чём сосредоточить максимум усилий?

■ Что конкретно означает успех в моём понимании? Из чего он состоит? (Подробно перечислить для всех сфер жизни: семья, работа, творчество, бизнес, отношения, удовольствия, благотворительность и пр.)

■ Какая деятельность приносит мне наибольшую радость, удовлетворение?

■ Каков мой главный талант?

■ Что такое счастье для меня? Чего конкретно не хватает мне для счастья?

■ Что я хочу изменить в себе?

■ Какие способности я хочу развить и улучшить? Как я могу это сделать?

■ В чём заключается моя главная ценность для окружающих? Зачем я нужен миру?

■ Что невозможно в мире без меня? В чём я могу быть лучшим?

 

Ищите ответы так, словно от этого зависит вся ваша жизнь, а именно от этого она и зависит. Выписывайте всё подряд, что лезет в голову на заданную тему, даже отдельные слова и понятия, обрывки мыслей.

 

Начни, и Бог будет с тобой. Богу нравится то, что ты сейчас делаешь, и Он непременно тебе поможет. Тебе необходим мозговой штурм, СВЕРХактивная мысль. Приучай свой мозг работать в активном и сверхактивном режимах, и ты убедишься, что он гениален, как и ты сам.

 

Глава 9. Смерть

 

Когда-то я ловила рыбу на Гусиной речке в деревне Расшеватская и возвращалась домой к бабушкиным блинам. Тогда я совсем не представляла, что однажды бабушки может не стать и мне некого будет попросить спеть на ночь колыбельную песенку. Когда это случилось, а покинула она нас в День Влюблённых, 14 февраля, я подумала, что раньше меня отделяло от смерти две черты: бабушка и родители, а теперь отделяет только одна черта. Осталась одна черта между мной и смертью. Мы только цветы – распускаемся и увядаем, новые же пробиваются на свет, и смерть придаёт ценность жизни.

В псалмах есть такая фраза: "Обновляется, подобно орлу, юность моя". У одной породы орлов к старости образуется нарост на клюве, так что хищник перестаёт видеть. Зоркое зрение для орла – основа пропитания, поэтому птица выбирает острый уступ скалы, взлетает в высоту и, сложив крылья, падает вниз, стараясь сколоть нарост с клюва. Многие орлы при этом погибают или разбиваются в кровь, но те, которые смогли избавиться от нароста, в буквальном смысле слова прозревают, снова начинают охотиться и набираются сил. Так и обновляется их юность. Это аллегория; она касается веры. Какой верой нужно обладать, чтобы броситься головой вниз на камни ради обновления юности?

 

Жизнь человека я условно делю на три этапа: до 25–30 лет, от 30 до 60 и старше.

В детстве и юности человек накапливает информацию, получает опыт общения, обдирает колени, падает и встаёт, делает выводы, становится бойцом, «оперяется». В этот период крепнут крылья, виноградная лоза накапливает соки в ягодах, а корни прорастают глубоко в землю.

Зрелый возраст — это период профессиональной самореализации. Человек создаёт, помогает другим, учит, советует, участвует, воспитывает – отдаёт, одним словом, всё, что только можно отдать.

Наступает старость. Кто-то путешествует, кто-то внуков нянчит, кто-то гуляет с кошкой во дворе, кто-то сплетничает, кто-то болеет, кто-то откладывает гробовые; некоторые продолжают работать: кто по инерции, кто от нужды, кто от одиночества, и лишь единицы от неугомонной жажды действия. Им неведомо состояние обесцвеченной старости. Понятно, что бывают исключения, но если говорить о тенденциях, то не может человек в шестьдесят лет быть активнее, чем в тридцать. Рассыпается по голове седина, ноги становятся слабее, руки с каждым годом всё больше дрожат, зубы выпадают, зрение притупляется, а сосуды забиваются жиром, так что начинает страдать память. Пожилые болеют намного чаще и способны на гораздо меньшее. Иван Петрович Павлов полагал, что организм не просто изнашивается, а запрограммирован на старение, болезни и смерть. Он нашёл множество подтверждений тому, что чем старее организм, тем выше риск онкологических заболеваний, и если человек не умирает от инсульта, инфаркта или диабета, то его рано или поздно постигает онкология, потому как истощается способность иммунной системы отбраковывать злокачественные клетки.

Возникает вопрос: для чего человеку даётся своеобразный "хвост", остаток жизни из нескольких лет, а иногда десятков лет… зачем? Если человек уже всё лучшее отдал, то каков смысл этого "доживания"?Что толку в этих длинных, однообразных годах, в болезнях и беспомощности?

 

 

 

Я уверена в том, что третий этап жизни дан человеку для размышления вдали от суеты, и некоторых людей вырвать из беличьего колеса может только болезнь, когда нет больше сил суетиться, и остаётся только думать, думать, думать. Переосмысливать. Почему многие только в старости каются в дурных делах и наклонностях, перед лицом смерти?

По моим наблюдениям, "хвост", непроизводительная часть жизни, тем короче, чем более эффективно жил человек в молодые и зрелые годы. Длина и качество этого "хвоста" в изрядной мере зависят и от того, в каком состоянии находятся взаимоотношения человека с Богом. Когда Бог не может достучаться до сердца любовью, он использует страдания и болезни, к которым толстокожие люди куда чувствительнее. Совершается своего рода суд над телом, чтобы подготовить дух человека ко встрече с вечностью, на фоне которой все земные горести, я в этом убеждена, покажутся насморком. Существует рекомендация в Библии: "Иных страхом спасайте". Иных – это тех, на кого любовь не действует. Их может замотивировать только ощущение близкого конца и понапрасну растраченных сил. Осталось не так много времени. Написано: "Бегущий, беги так, чтобы успеть". Каждый день в нашей жизни – последний, и нам не дано ничего более вечного, чем разговоры за чаем. Нужно спешить. Нужно успеть сделать главное. Думаете? Думайте: ЧТО главное?

 

 

Бывает и так. Есть некотоые люди, более близкие к святости, чем мы. Однако они болеют, мучаются, но очень долго не умирают. Иногда мне кажется, что Бог задерживает их на земле, чтобы они за кого-то молились.

Здесь годы жизни от 16 до 70 лет. Исключительно редко люди совершают судьбоносные поступки до шестнадцати или после семидесяти. Обведите свой возраст ради самоотрезвления, а значит, ради самоспасения.

 

 

Жизнь – это крохотное тире между датой рождения и датой смерти: 1918–2004 гг.

 

 

Единственный невосполнимый ресурс – это время, так что поторапливайтесь с постановкой целей. Пишите сценарий жизни. Начните немедленно.

 

 

 

Глава 10. Сублимация

 

 

 

Сублимация – это переход тела из твёрдого агрегатного состояния сразу в газ, минуя стадию расплавления. Так бывает при сильном разогревании материала, когда он не успевает стать жидкостью. Представляете? Был кусок железа – и вдруг превратился в железный пар.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.