Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как рассчитать окупаемость салона и вложенных инвестиций?





 

Расчет окупаемости затрат на создание предприятия является важным этапом начала бизнеса. Ведь от результатов этих вычислений часто зависит инвестиционная привлекательность проекта.

Расчет окупаемости начинается прежде всего с расчета величины инвестиционных и текущих затрат. Примерный перечень приведен в табл. 7.

 

Таблица 7. Пример инвестиционного пакета на создание салона красоты площадью 140 м²

Таким образом, величина инвестиционного пакета составляет 215 900 у. е.

Окупаемость инвестиционного пакета предприятия зависит от условий предоставления средств на создание, то есть от требований инвестора.

Например, при необходимости окупить проект за 3 года необходимо разделить величину инвестиционного пакета на 36 месяцев плюс срок выхода на проектную мощность. Этот срок может закончиться в некоторых случаях через 6—12 месяцев, а может и не наступить никогда (из-за непрофессионального управления).

Кстати, пока предварительный расчет окупаемости составляется с учетом мнения экспертов-консультантов, так как точные цифры по выходу на проектную мощность представить довольно сложно. Во многом это зависит от качества управленческих решений директора и слаженности в работе трудового коллектива. Известны случаи выхода на окупаемость вложений в оборудование и оснащение салона за 6 месяцев. В некоторых случаях этого рубежа предприятия не достигают и за 2 года.

Для определения срока окупаемости руководитель должен провести предварительные расчеты поступления денежных средств в процессе деятельности предприятия.

Эти экономические показатели необходимы директору и владельцу для оперативного управления предприятием и контроля над ситуацией: все ли идет по плану или наблюдаются отклонения.

Для этой цели довольно часто используется расчет технико-экономического обоснования проекта (ТЭО).

Он начинается с уточнения прайс-листа, ассортиментного перечня, ценовой политики, условий оплаты труда сотрудникам, а также определения объемов условно-постоянных и условно-переменных затрат на текущую деятельность предприятия или подразделения.

Для начальных расчетов вам придется принять некоторые показатели, исходя из практики других предприятий либо экспертной оценки консультантов.

Такими важными показателями являются:

• загрузка предприятия (в % от общего времени работы), иначе расчеты будут очень неточными;

• время, затрачиваемое на оказание услуг в данном подразделении. В идеальном варианте следует приводить специалистов к определенным стандартам;

• цены на те или иные услуги. В случае колебания цен на услуги в зависимости от конкретных условий для начальных расчетов необходимо принять некоторые усредненные показатели;

• объем, перечень и стоимость расходных материалов, необходимых для оказания каждой услуги.

В практике ведения салонного бизнеса расходные материалы и оплата труда специалиста, оказавшего услугу, вычитаются в первую очередь.

Для более полного понимания технологии расчетов введем следующие термины и понятия:

выручка – деньги, поступающие в кассу от клиентов за оказанную услугу и купленные товары;

условно-переменные расходы – фонд оплаты труда специалиста, выполнившего услугу + затраты на расходные материалы для оказания данной услуги. Условно-переменные расходы имеют практически линейную зависимость от числа оказанных услуг;

условно-постоянные расходы – затраты на содержание помещения (аренда, коммунальные платежи), хозяйственные, административные затраты, расходы на рекламу, налоги, непредвиденные ситуации, отчисления по инвестициям, прочие статьи, не связанные непосредственно с количеством оказанных услуг или проданных товаров. Условно-постоянные расходы в результате деятельности значительно не меняются, поэтому и называются условно-постоянными расходами;

доход предприятия (подразделения) – выручка за вычетом условно-переменных расходов. Иногда доход называют «грязной» прибылью;

прибыль предприятия (подразделения) – доход за вычетом условно-постоянных расходов.

Условно-постоянные расходы необходимо рассчитывать за определенный период времени (месяц, год), а также на единицу площади вашего помещения.

Далее следует получившуюся величину пересчитать на единицу полезной площади, так как именно с нее происходит погашение издержек. Для этого необходимо прибавить к полезной площади того или иного подразделения пропорциональную часть вспомогательных помещений.

Например, общая площадь салона составляет 140 м 2, из них полезная площадь подразделений – 100 м 2. Вспомогательную площадь в 40 м 2 составляют:

• коридоры – 14 м 2;

• туалеты – 3 м 2;

• холл – 10 м 2;

• подсобные помещения – 8 м 2;

• кабинет директора – 5 м 2.

При этом основные подразделения занимают следующую площадь:

• парикмахерский зал – 50 м 2;

• кабинет маникюра – 10 м 2;

• кабинет педикюра – 10 м 2;

• солярий – 10 м 2;

• кабинеты косметические – 20 м 2..

Теперь необходимо к полезной площади подразделений добавить пропорциональные части вспомогательной площади.

После корректировки площади подразделений изменятся и будут составлять:

• парикмахерский зал – 70 м 2;

• кабинет маникюра – 14 м 2;

• кабинет педикюра – 14 м 2;

• солярий – 14 м 2;

• кабинеты косметические – 28 м 2.

Проведем расчеты условно-постоянных затрат предприятия из нашего примера. Расчеты приведены на месяц. Основными статьями станут:

• аренда – 90 000 рублей;

• коммунальные платежи – 21 000 рублей;

• расходы на рекламу в месяц – 15 000 рублей;

• налоги предприятия – 6000 рублей;

• административные расходы – 45 000 рублей;

• хозяйственные расходы – 9000 рублей.

Всего условно-постоянные расходы составили 186 000 рублей. При этом расчет расходов на 1 м 2 общей площади составляет 1329 рублей.

Таким образом, постоянная расходная часть по подразделениям с учетом уточнения площадей рабочих зон составляет:

• парикмахерский зал – 93 030 рублей;

• кабинет маникюра – 18 606 рублей;

• кабинет педикюра – 18 606 рублей;

• солярий – 18 606 рублей;

• кабинеты косметические – 37 212 рублей.

Условно-постоянные затраты составляют тот минимум издержек, которые вам необходимо будет ежемесячно компенсировать за счет деятельности специалистов конкретных подразделений предприятия.

Теперь переходим к расчетам доходной части. Это, вероятно, самая большая загадка для руководителей предприятий салонного бизнеса. К сожалению, большинство директоров не могут рассчитать максимально возможную выручку для своих предприятий, чтобы получить базис для последующих расчетов.

Для образца воспользуемся широко известной методикой расчета, предложенной Максимом Сергеевым – одним из ведущих консультантов индустрии красоты. Для этого мы должны взять (составить) прайс-лист по подразделениям. В стандартный прайс-лист необходимо добавить дополнительные графы: время на оказание услуг, стоимость расходных материалов.

В результате получается следующая таблица. В качестве примера возьмем расчеты для услуг парикмахерского зала (табл. 8).

 

Таблица 8. Пример расчета уточненного прайс-листа парикмахерского зала

В эту таблицу вносятся базовые услуги подразделения, то есть те, которые наиболее востребованы клиентами салона. При этом не стоит сильно «дробить» услуги, разбивая их на небольшие составляющие. Стремитесь к тому, чтобы ваши клиенты приобретали комплексные услуги. Правда, это пожелание актуально в основном для обеспеченной категории посетителей. «Редкие» и маловостребованные услуги желательно не вносить в этот перечень, так как подобные дополнения могут сильно исказить картину и обмануть ваши ожидания. В графу «Время на услугу» вносятся показатели, учитывающие время на подготовку, а также время, необходимое клиенту для возвращения к администратору.

Стоимость расходных материалов на выполнение той или иной услуги или процедуры можно узнать от поставщика косметической линии или оборудования. Эти же данные можно получить в профильных учебных центрах или на уже действующих предприятиях. Не забудьте добавить к этим цифрам и стоимость различных одноразовых аксессуаров, используемых при оказании данной услуги.

В качестве величины фонда оплаты труда можно взять среднерыночные показатели либо рассчитать ее самостоятельно исходя из вашей экономической стратегии.

Размер дохода от процедуры (услуги) рассчитывается как разница между стоимостью услуги и стоимостью расходных материалов плюс фонд оплаты труда. По итогам заполнения всей таблицы можно рассчитать средневзвешенную стоимость услуги данного подразделения, средневзвешенное время, затраченное на оказание услуги и средневзвешенный фонд оплаты труда.

Подобные расчеты производятся отдельно по каждому подразделению.

В нашем примере оплата труда специалистов будет единой для всех специалистов в данном подразделении и для всех видов оказываемых ими услуг, например 30 % от их стоимости.

Первичный расчет мы сделали. Выяснилось, что за час работы парикмахеров салона красоты можно заработать примерно 773 рубля. При этом доходность услуг в рассматриваемом парикмахерском зале составляет 59 % от стоимости услуг – довольно оптимистичный результат.

Аналогичным образом делаются расчеты и по другим подразделениям вашего предприятия салонного бизнеса.

Следующей таблицей может стать расчет доходности подразделений в месяц (табл. 9). Расчеты на месяц более правильны, так как помогают сгладить колебания спроса и посещаемости.

 

Таблица 9. Пример расчета сменной доходности подразделений салона красоты

В графы «Средняя цена за услугу», «Среднее время на услугу» данные переносятся из предыдущих расчетных таблиц.

В данной таблице расчеты ведутся исходя из 100 % загрузки рабочих мест. Максимальное количество услуг рассчитывается исходя из продолжительности рабочего времени, среднего времени на оказание услуги и числа рабочих мест в подразделении. Затем определяется максимальная выручка подразделения путем перемножения средней стоимости услуги на максимальное количество услуг.

Таким же образом рассчитываются максимальные затраты на расходные материалы, максимальный фонд оплаты труда и, соответственно, максимальный доход. С точки зрения последующего финансового анализа и управления рекомендуется рассчитать и показатель доходности подразделений. Доходность есть отношение величины дохода к величине выручки. На рынке красоты существует «нижний показатель доходности» услуг. Этот показатель, по мнению М. Сергеева, не должен быть ниже 50 %, так как иначе на предприятии не остается прибыли. Авторы считают, что показатель доходности должен быть значительно выше 50 %, так как из оставшегося дохода будут погашаться постоянные расходы, а также формироваться целый ряд дополнительных фондов предприятия: премиальный, фонд развития и т. п., а также прибыль предприятия и доход владельцев этого бизнеса. К сожалению, в большинстве случаев на развитие и управление средств не хватает. А это неправильно!

Полученные данные необходимо уменьшить в соответствии с загрузкой предприятия. Ведь мы сделали расчет при загрузке в 100 %, которая случается лишь несколько дней в году, например перед Новым годом. В среднем на предприятии салонного бизнеса загрузка бывает значительно меньше.

Конкретная величина загрузки сильно зависит от класса предприятия, профиля клиентов, качества управления предприятием, а также от репутации как мастеров, так и всего салона. Существует определенная зависимость показателя посещаемости от класса предприятия: чем выше класс предприятия, тем меньше загрузка и наоборот. При этом в салонах эконом-класса загрузка в среднем колеблется от 45 до 85 %, в салонах класса «люкс» – от 3 до 30 %. Причина, вероятно, понятна. Богатых людей меньше, и они менее организуемы, их труднее поставить в очередь.

Хотя известны примеры салонов высокого класса, в которых уровень загрузки превышал 50–60 %. А также имеются примеры предприятий эконом-класса в спальных районах, где загрузка не превышает 30–40 %. Если предприятие действующее, то исходные данные для расчетов вы можете почерпнуть из результатов работы за прошлые периоды. Практически всегда загрузка зависит от качества управ ления предприятием.

Рассчитанный дневной доход необходимо затем пересчитать на месяц работы, умножив «реальные» дневные данные на количество рабочих дней в месяце. Расчет на месяц удобен еще и тем, что большинство платежей производится именно с такой периодичностью, например оплата аренды, коммунальных услуг, выплата зарплаты и т. п. Далее следует сопоставить полученные данные с величиной условно-постоянных затрат.

Иными словами, руководитель обязан произвести расчет точки безубыточности для подразделения и предприятия в целом. Точка безубыточности – состояние, в котором все текущие расходы покрываются за счет полученной выручки.

Знание значений данного показателя для каждого подразделения поможет директору реально спланировать их работу, оценить необходимые усилия по загрузке каждого специалиста.

Также данные расчеты помогают понять «потенциальные ресурсы» предприятия, наметить пути увеличения эффективности работы и повышения отдачи, оценить инвестиционную привлекательность проекта.

Руководитель должен создать условия, когда все сотрудники работают в «зоне прибыли», а не в «зоне убытков». Для этой цели можно рассчитать плановые задания подразделению и сотрудникам, например на месяц.

Точка безубыточности для специалиста должна стать минимальным плановым заданием сотрудника.

Важно получить такой результат, при котором ваш «реальный» доход значительно перекрывал бы показатели расходной части.

В этом случае ваше предприятие будет иметь и прибыль, и развитие. Если этого не получается, то создаваемое предприятие изначально движется к своему банкротству. В таком случае вопрос первый: «Зачем вы создаете свое предприятие?» Если для зарабатывания денег, то при таких условиях заработать прибыль не удастся.

При получении отрицательного результата необходимо будет изменить исходные условия, ценовую, ассортиментную политику либо пересмотреть показатели расходной части. К примеру, вам могут не подойти предлагаемые условия аренды помещения, и необходимо будет поискать более выгодное предложение.

Полезность подобных расчетов заключается в том, что вы, прежде чем рисковать реальными деньгами, можете оценить шансы на успех предприятия.

Затем вы должны оценить и рассчитать величину условно-постоянных расходов, потребляемых вашим предприятием. Например, в приведенном выше случае, парикмахерский зал должен погасить условно-постоянные расходы за месяц в объеме 93 030 рублей. То есть это подразделение способно обеспечить окупаемость и приносить прибыль при загрузке порядка 13 % (при ежедневной работе). Достичь такого уровня не очень сложно, поэтому можно начинать работу по реализации данного проекта.

Если своих денег не хватает, то вы можете прибегнуть к заемным средствам, например взять кредит в банке. Но для этого вам потребуется представить уже полноценный бизнес-план.

 

Как привлечь инвесторов для нового проекта, или Как правильно создать бизнес-план предприятия или направления

 

Любой инвестор, прежде чем дать денег на новый проект, всегда посмотрит на то, насколько тот жизнеспособен и инвестиционно привлекателен. Документом, помогающим всесторонне оценить предлагаемую инновацию, является ее бизнес-план.

Бизнес-план предприятия салонного бизнеса – это путеводный документ для нового проекта, в том числе и для открытия салона с новыми технологиями. Без правильно составленного бизнес-плана невозможно получение внешней финансовой поддержки.

Вопросам составления бизнес-плана посвящено большое количество различной зарубежной и отечественной литературы, из которой следует, что единых, жестко установленных стандартов не существует.

Однако некоторые общепринятые подходы в бизнес-практике все же существуют. Например, это касается формата и содержания бизнес-планов. В общем случае он должен содержать следующие разделы.

• Краткий обзор всех разделов – резюме.

• Общее описание проекта.

• Описание товаров и услуг в соответствии со специализацией проекта.

• Маркетинговый план.

• Производственный план.

• Описание управления и организации.

• Описание источников капитала и организационно-правовой формы компании.

• Финансовый план.

• Анализ рисков.

• Приложения и дополнительные разделы и документы.

Резюме – обзорный описательный раздел, составленный на основе содержания остальных разделов. Резюме должно быть кратким (2–3 страницы), содержать общие выводы и максимально заинтересовывать инвестора с первых страниц. По этой причине оно является первым разделом бизнес-плана.

Резюме должно включать в себя:

• описание целей проекта;

• краткое описание вашей фирмы;

• краткое описание наиболее привлекательных сторон проекта;

• указание объема и условий привлечения инвестиций и/или кредитных ресурсов на реализацию проекта;

• предполагаемый срок и порядок возврата инвестиций.

Непосредственно бизнес-план начинается с раздела «Общее описание компании», в котором описываются:

• основные виды деятельности предприятия и характер компании (более подробно эта информация будет изложена в последующих разделах);

• стадия развития компании;

• профиль компании в сфере услуг;

• что и как компания намерена предлагать своим потенциальным клиентам;

• месторасположение вашей фирмы;

• при наличии планов развития сети салонов красоты следует указать географические регионы, где будет реализовываться бизнес-план;

• цели компании;

• отличия вашего предприятия от других компаний (описание конкурентного позиционирования).

Раздел «Продукты и услуги» представляет собой краткое описание основных характеристик предлагаемых услуг. Этот раздел должен содержать:

• описание услуг и иной продукции вашей компании;

• привлекательные стороны предлагаемых вами услуг по сравнению с конкурентными предложениями;

• степень готовности услуг к выходу на рынок, уровень их востребованности среди клиентов;

• в случае вывода на рынок новых или альтернативных предложений, необходимо привести список экспертов или потребителей, которые могут дать о нем благоприятный отзыв (если такая информация доступна).

Раздел «Маркетинговый план» представляет собой один из важнейших компонентов вашего бизнес-плана. Целью данного раздела является описание маркетинговых технологий, методов и решений, посредством которых планируется организовать сбыт продукции (услуг и товаров). Также в этом разделе следует отразить следующие аспекты:

• результаты исследования рынка (при их наличии);

• показатели спроса покупателей на вашу продукцию и возможности рынка;

• анализ конкуренции и других факторов воздействия на развитие данного бизнеса и отрасли в целом;

• описание стратегии маркетинга вашей компании (то есть здесь следует описать, какие средства маркетинга и как предполагается использовать), особое внимание следует уделить стратегиям сбыта, рекламы и продвижения товара, ценообразования, а также стимулирования продаж;

• прогнозы объемов продаж продукции (реализации услуг).

Материалы данного раздела должны быть представлены в доступной и понятной форме. Помните, инвестора и/или кредитора в первую очередь интересует жизнеспособность вашего проекта, то есть ответ на вопрос, сможет ли ваш бизнес-проект добиться успеха на рынке и вернуть вложенные в него средства. Исходя из этого, следует показать, что продукция или услуги, которые вы намерены предложить на рынке, пользуются спросом. Уделите особое внимание анализу конкурентоспособности вашего предприятия. Для этого потребуется привести перечень основных конкурентов, провести их анализ, отметить их слабые и сильные стороны, оценить уровень используемых ими технологий и стратегий маркетинга, а также их возможную реакцию на появление на рынке нового конкурента в вашем лице.

Уровень проработанности и подробности «Маркетингового плана» зависит от того, является ли ваше предприятие новым или расширяющим свою деятельность.

Раздел «Производственный план» содержит описание технологических процессов создания товаров или оказания услуг. В бизнес-плане необходимо осветить следующие моменты:

• процесс организации производства услуг на вашем предприятии;

• основные технологические процессы, используемые в вашем салоне;

• перечень расходных материалов, которые планируется использовать для производства услуг;

• перечень оборудования и характеристики их электрических мощностей, необходимые для производства услуг;

• основные требования в отношении сотрудников, в том числе специалистов и мастеров, администраторов, менеджеров, руководителей подразделений, а также бухгалтеров и технического персонала, условия оплаты и стимулирования их труда, структура и состав подразделений, возможности обучения персонала, планы изменений в структуре персонала при развитии предприятия.

 

СОВЕТ

Постарайтесь составить блок-схему производственных процессов, отразив в ней технологию предоставления услуг клиентам, начиная с обеспечения салона необходимыми материалами и инструментами и заканчивая продажей средств для домашнего применения.

 

При описании технологических процессов следует отразить важные аспекты вашего бизнес-проекта, такие как необходимые производственные мощности, в том числе потребность и условия приобретения и поставок технологического и иного оборудования, расходных материалов и комплектующих, а также потребность в помещениях, коммуникациях, требования к источникам энергии, требования по подготовке производства и контролю качества предоставляемых услуг.

Степень детализации изложения зависит от цели составления бизнес-плана. Для внутреннего использования руководителю предприятия полезно разработать максимально подробный план производства для лучшего понимания источников и возможностей проблемных ситуаций на предприятии. Если же данный план предназначается для ознакомления с ним инвесторов, следует стремиться к максимальной простоте и понятности. При необходимости использования в «Производственном плане» технической информации желательно разместить ее в приложениях.

Раздел «Управление и организация» включает в себя:

• краткое представление основных участников будущего предприятия – имеются в виду лица, занимающие ключевые посты в становлении и развитии бизнес-проекта;

• организационную схему предприятия, показывающую внутренние связи и разделение ответственности в рамках организации. Эту информацию можно представить в текстовом виде;

• пояснения по критериям, принципам и методам подбора, подготовки и оплаты труда сотрудников.

Цель данного раздела бизнес-плана – помочь руководителю в тщательной проработке организационных вопросов до начала деятельности предприятия и дать инвестору дополнительные подтверждения того, что инициатор проекта и его команда в состоянии реализовать бизнес-план.

Раздел «Капитал и юридическая форма компании» описывает форму собственности и правовой статус предприятия. Здесь же можно привести обоснования выбора той или иной организационно-правовой формы.

Следует уделить особое внимание степени финансового участия владельцев в реализации проекта. Также необходимо описать потребности компании в отношении капитала. При этом стоит сделать акцент не только на его количественном выражении, но и на указании источников как имеющихся, так и заемных средств.

В этот же раздел можно включить обобщенную схему расходования средств по направлениям. Следует обратить внимание и на форму налогового учета предприятия.

Раздел «Финансовый план» обязательно должен содержать календарный план работ в рамках реализации проекта. Календарный план включает в себя список основных этапов реализации проекта и потребности в финансовых ресурсах для выполнения каждого из них.

При этом необязательно «привязывать» окончание этапов работы к конкретным датам, но обязательно нужно уточнить продолжительность работ и возможности параллельной реализации других стадий проекта.

Целью данного раздела бизнес-плана является формулирование и представление подробной информации по ожидаемым финансовым результатам деятельности вашего предприятия. Показатели финансового плана не должны противоречить материалам, представленным в других разделах. Для уже существующего бизнеса целесообразно отразить финансовые показатели за предыдущие годы. При этом следует в ясной и сжатой форме изложить предположения, которые легли в основу представляемого проекта. Здесь можно рассмотреть несколько возможных финансовых сценариев развития компании.

Полезно будет включить в финансовый план такие документы, как прогноз объемов реализации, план движения денежных средств, план прибылей и убытков, прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности.

Кроме того, важно сделать расчет срока окупаемости проекта, чистого приведенного дохода, индекса прибыльности, внутреннего коэффициента рентабельности.

Имеет смысл подготовить дополнительные финансовые данные, отражающие вклад отдельных бизнес-направлений в общий результат деятельности вашего предприятия. При необходимости стоит включить в «Финансовый план» специальный подраздел, посвященный стратегии финансирования компании. Степень проработки данного раздела бизнес-плана зависит от требований конкретных источников инвестиций. При этом часть материалов лучше разместить в приложениях.

Раздел «Оценка рисков» содержит описание вероятных рисков, относящихся к вашему проекту, сообщает о величине возможных потерь в случае неблагоприятного развития ситуации. При этом должен быть дан ответ на вопрос: «Как снизить степень риска и величину вероятных потерь?» Он может состоять из следующих позиций: перечень организационных мероприятий по профилактике рисков (например, при наличии риска сбоев в поставках расходных материалов требуется проработать альтернативные варианты) и изложение программы самострахования или внешнего страхования. В этом разделе должен быть представлен качественный анализ, выявляющий основные факторы существующих рисков проекта.

В Приложения следует включать все документы, подтверждающие или объясняющие данные, представленные в бизнес-плане. К подобным документам относятся, например:

• автобиографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;

• результаты проведенных маркетинговых исследований по обоснованию проекта;

• подробные технические характеристики продукции и оборудования;

• план предприятия с расположением оборудования и коммуникаций;

• план прилегающей к предприятию территории с указанием мест размещения конкурентных предприятий, а также потенциальных клиентов;

• материалы СМИ о деятельности вашего предприятия или о предлагаемых вами услугах.

Кроме детально проработанного бизнес-плана проекта инвестор/ кредитор может запросить следующие документы:

• копии учредительных документов вашего предприятия:

– устав организации;

– учредительный договор;

– свидетельство о государственной регистрации;

– зарегистрированные изменения в уставе (если они были);

• копии балансов и отчетов о финансовых результатах деятельности предприятия (для действующих компаний);

• документы, характеризующие особенности предпринимательской деятельности вашего предприятия:

– договора аренды помещений;

– договора на поставку расходных материалов, оборудования, комплектующих и т. п.;

– договора на обслуживание корпоративных клиентов;

– заключения органов местной власти, госпожнадзора, сан-эпиднадзора о разрешении данного вида деятельности;

– лицензия на медицинскую деятельность (если на вашем предприятии предполагается оказывать медицинские услуги);

– перечень основного имущества;

• документы, подтверждающие наличие гарантий возврата кредита.

 

СОВЕТ

Список документов следует готовить с учетом возможных поправок в зависимости от требований конкретного инвестора/кредитора.

 

Представим, что директор/владелец оформил свою бизнес-идею в виде хорошо проработанного бизнес-плана, утвердившись в целесообразности претворения его в жизнь, собрал все необходимые документы, а также определил стоимость будущего проекта. Выяснив, что собственных средств не хватает, он решает привлечь необходимые инвестиционные ресурсы со стороны.

На выбор варианта решения этой задачи оказывает влияние множество факторов: текущая экономическая конъюнктура, особенности самого проекта, положение вашей компании на рынке, ваши собственные приоритеты в выборе партнеров и многое другое.

В ряде случаев руководитель останавливается на привлечении делового партнера. Довольно часто к этому способу финансирования прибегают в том случае, когда на начальном этапе имеются лишь некоторые необходимые, но недостаточные ресурсы (например, помещение, оборудование, денежные средства). При этом отсутствие гарантийного обеспечения не позволяет получить кредит в банке, и инициатор проекта вынужден прибегнуть к поиску либо партнера, либо инвесторов.

При наличии в бюджете местной администрации статей на финансирование программ поддержки малого бизнеса, а тем более социально-значимых проектов, есть шанс получить государственную поддержку в виде полного или частичного целевого финансирования либо в форме предоставления гарантий для получения кредита. Однако при выборе этого варианта стоит заранее запастись терпением.

В последние годы все большее распространение получают лизинговые операции. Если предприятие предполагает приобрести новое технологическое оборудование и при этом не располагает достаточным залоговым обеспечением, то проще получить его по лизингу, так как в этом случае само лизинговое имущество выступает в качестве залога. При этом за лизингодателем до полного погашения долга сохраняется право собственности на переданное имущество, что снижает риск невозврата средств от лизингополучателя. В свою очередь, лизингополучатель освобожден от уплаты налога на данное имущество. Лизинговое соглашение обычно является более гибким, нежели кредитный договор, так как предоставляет обеим сторонам возможность выработать удобную схему выплат.

В случае уникальности вашей идеи можно попробовать реализовать ее с помощью различных специализированных инвестиционных фондов.

Иногда наиболее предпочтительным вариантом для предпринимателей может быть получение кредитных средств, ведь в этом случае возникают лишь долговые обязательства перед кредитным учреждением и не приходится делиться с привлеченными со стороны партнерами правами собственности. Безусловно, уже существующему предприятию получить кредит гораздо легче, особенно если оно имеет кредитную историю. Однако кредитные схемы являются довольно тяжелым грузом для новых предприятий, так как кредиторы обычно действуют довольно жестко в отношении договоров с малыми предприятиями.

При необходимости привлечения внешних инвестиций или кредитов следует обратить серьезное внимание на составление Плана прибылей и убытков.

Этот документ отражает операционную деятельность вашего предприятия, под которой понимается процесс производства и сбыта продукции и услуг в определенные (отчетные) периоды времени, например месяц, квартал или год. Анализируя План прибылей и убытков, можно оценить прибыльность предприятия, реализующего проект.

Для составления Плана прибылей и убытков потребуются следующие данные.

1. Выручка от реализации продукции и услуг – берется из плана продаж.

2. Данные о величине условно-переменных издержек с учетом плана производства за расчетный период времени (месяц, квартал, год) – из плана издержек.

3. Данные о величине условно-постоянных издержек за расчетный период – из плана издержек. (Необходимо помнить, что условно-постоянные затраты включают в себя как амортизационные отчисления, так и начисленные проценты по кредитам.)

В качестве примера ниже приводится типовая форма Плана прибылей и убытков, которая может изменяться в зависимости от условий проекта.

Валовый объем продаж

– Потери и налоги с продаж

= Чистый объем продаж

Затем из Чистого объема продаж вычитаются:

– Условно-переменные издержки (в том числе: расходные материалы, комплектующие изделия, сдельная заработная плата, другие прямые издержки)

= Валовая прибыль.

Из Валовой прибыли вычитаются:

– Налоги с дохода и отчисления на активы

– Условно-постоянные издержки (в том числе: операционные издержки, торговые, административные и хозяйственные издержки, амортизация оборудования, проценты по кредитам)

– Другие затраты

+ Иные доходы

= Прибыль до выплаты налога

– Налог на прибыль

= Чистая прибыль.

В деловой практике довольно часто используется другой финансовый документ – План движения денежных средств, или «кэш-флоу» (cash flow).

Его основное отличие от Плана прибылей и убытков заключается в том, что последний показывает расчетные величины прибыли или доходов от продаж, в то время как «кэш-флоу» отражает фактические поступления выручки.

Также следует учесть, что План прибылей и убытков отражает только операционную деятельность предприятия, демонстрируя ее эффективность с точки зрения покрытия производственных затрат доходами от произведенной продукции и услуг. В свою очередь План движения денежных средств содержит два дополнительных раздела: «Кэш-флоу от инвестиционной деятельности» и «Кэш-флоу от финансовой деятельности», которые позволяют уточнить объемы и сроки инвестиций, а также формы финансирования предприятия.

Имеются определенные различия и в отношении учета издержек или затрат. Так, в Плане прибылей и убытков отражаются затраты, списываемые за период, а в «кэш-флоу» – фактическая оплата этих издержек.

Амортизация активов отражается в Плане прибылей и убытков, но не включается в кэш-флоу, поскольку не представляет собой денежное обязательство. В свою очередь, погашение кредита не является расходом и поэтому не учитывается в Плане прибылей и убытков, но зато включается в кэш-флоу, так как представляет собой денежное обязательство.

Руководителю нового предприятия следует помнить, что в начальный период существования компании ситуация с денежными средствами важнее уровня прибыльности.

Нередко возникают ситуации, когда предприятию не хватает имеющихся в его распоряжении средств для реализации задуманного проекта. При этом есть необходимость потратить дополнительные средства, например на оснащение и оборудование. Где найти недостающие деньги? Можно взять кредит в банке, оформить лизинг оборудования или взять его в аренду. Все эти инструменты стали довольно часто предлагаться фирмами-поставщиками. Следует также учесть, что получение кредита является довольно сложной задачей для нового предприятия, так как у него может не хватать средств для обеспечения кредита.

Использование аренды оборудования также не является панацеей. Так как арендная плата бывает довольно высокой и потому







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.