|
Тема № 8. Учет денежных средств
Требования к ведению учета наличных средств в организации отражены в указании Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» Это указание введено в действие с 1 июня 2014 года. В соответствии с этим документом кассовые операции выполняет кассир, который при принятии на работу должен быть под расписку ознакомлен с правилами ведения кассовых операций. С кассиром заключается договор о материальной ответственности, т.е. он несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им в кассу ценностей. Размер сумм наличных средств в кассе ограничен лимитом, устанавливаемым предприятием. Превышение лимита допускается лишь в течение 5 (пяти) банковских дней в периоды выплаты заработной платы, пособий, субсидий, стипендий и т.д. При нарушении размеров лимита предприятие платит штраф в размере суммы превышения. Малым предприятиям разрешено не устанавливать лимит денежной наличности. Индивидуальным предпринимателям, использующим упрощенную систему налогообложения, разрешено не вести кассовую книгу и прочие кассовые документы, если деятельность не требует операций по кассе. Всю денежную наличность сверх лимита предприятия обязаны сдавать в банк, поскольку в соответствии с правилами все предприятия, независимо от формы собственности, должны хранить свои денежные средства в учреждении банка. Наличные же деньги, полученные кассой, расходуются только на те цели, на которые они были получены (на выдачу заработной платы, операционные или хозяйственные нужды, на командировочные расходы и т.д.). Несмотря на то, что с 1 января 2013 года в соответствии с новым законом «О бухгалтерском учете» компания сама создает форматы первичных документов, первичные документы по учету кассовых операций должны быть унифицированы. Формы таких документов соответствуют образцам, отраженным в постановлении Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 (ред. от 03.05.2000) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
По учету кассовых операций предусмотрены следующие первичные документы. ¨ Приходный кассовый ордер (форма КО-1). ¨ Расходный кассовый ордер (форма КО-2). ¨ Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (КО-3). ¨ Кассовая книга (КО-4). ¨ Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (КО-5) Все кассовые документы перед выдачей в кассу регистрируются в бухгалтерии в журнале регистрации. По окончании рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги, выводит остаток и сдает копию записей (отрывной лист) вместе с приходными и расходными документами в бухгалтерию. Это - отчет кассира. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3-х рабочих дней по истечении срока, на который они выданы т.е. после выполнения поручения или со дня возвращения из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Расчеты через кассу между юридическими лицами ограничены Указанием Банка России от 07.10.2013 г. № 3073-у «Об осуществлении наличных расчетов» суммой 100 000 рублей.
Учет кассовых операций ведется на счете 50 «Касса». Схема работы бухгалтерских счетов ДЕБЕТ 50 «КАССА» КРЕДИТ
Задание 6 Определить остаток денежных средств в кассе на 06.12.0х г. – последний день выдачи заработной платы из кассы. Необходимо сдать в банк сверхлимитные суммы кассы (лимит – 2.000 руб.). На 06.12.0х г. сальдо начальное по счету 50 «Касса» = 8.000 руб. В течение дня по «кассе» произошли следующие хозяйственные операции:
Учет безналичных расчетов регламентируется «Положением о правилах осуществления перевода денежных средств» (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П в ред. от 06.11.2015) Для проведения безналичных расчетов организация открывает в кредитных учреждениях расчетные (текущие), ссудные, депозитные, валютные и иные счета. Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению владельца или без его распоряжения в случаях, предусмотренных законодательством, в пределах имеющихся на счете денежных средств на основании следующих расчетных документов: · платежных поручений; · аккредитивов; · чеков; · платежных требований; · инкассовых поручений. Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. Учет безналичных расчетов в рублях отражается на счете 51 «Расчетные счета». Каждая организация имеет право на пользование валютным счетом в банке, имеющем лицензию на проведение операций в инвалюте (уполномоченном банке). Открытие валютного счета аналогично расчетному, с той разницей, что валютный является текущим счетом. Основным документом, определяющим принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 г. № 173-ФЗ (редакция от 03.07.2016 г.). Учет безналичных расчетов в иностранной валюте отражается на счете 52 «Валютные счета» в рублях по курсу ЦБ РФ. К счету 52 «Валютные счета» Планом счетов предусмотрено два субсчета: 52.1 «Валютные счета внутри страны»; 52.2 «Валютные счета за рубежом» Кроме денег в наличной и безналичной форме, к денежным средствам относятся денежные документы, специальные счета в банках, переводы в пути. Помимо рассмотренных объектов учета, План счетов относит к денежным средствам финансовые вложения. Денежные документы учитываются на счете 50 «Касса», на отдельном субсчете (в Плане счетов это – субсчет 3). К ним относятся почтовые и акцизные марки, марки госпошлины, талоны на бензин, оплаченные путевки или железнодорожные и авиабилеты. То есть все, чем можно рассчитаться за товары, работы, услуги. Пример отражения денежных документов.
Согласно Плану счетов к счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета: 55-1 «Аккредитивы»; 55-2 «Чековые книжки» и др.
Пример использования аккредитивов.
Для отражения денежных средств в пути (например, на время передачи их инкассаторам или на время нахождения средств в банке при покупке и продаже иностранной валюты или при оплате клиентами услуг через бвнки) используется счет 57 «Переводы в пути». Пример использования переводов в пути.
Для учета финансовых вложений используется счет 58 «Финансовые вложения». Активы принимаются к учету как финансовые вложения, если они являются инвестициями организации в ценные бумаги других организаций, в уставные капиталы других организаций или предоставленными другим организациям займами. Финансовые вложения принимаются инвестором к учету в сумме фактических затрат на их приобретение (осуществление). Для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на: · финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость (переоцениваются); · финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется (создаются резервы под обесценение финансовых вложений). Пример отражения финансовых вложений.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|