|
Для младших школьников с проблемами поведения«Преодолеем свой гнев» Составитель: педагог-психолог Арзамасцева Елена Анатольевна
2013 г. I.Аннотация Научное обоснование Отклонения в поведении детей — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов негативно влияет на образ жизни детей и подростков, вызывая, в частности, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Экономические трудности, переживаемые многими семьями, приводят к значительному увеличению аморальных поступков, к росту преступности и других видов отклоняющегося поведения среди представителей различных социальных и демографических групп. Одной из форм отклоняющегося поведения является агрессивное поведение. Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности. Агрессия — проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу. Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Агрессивное поведение может вызывать ряд психологических особенностей личности, таких, как: • сниженная самооценка; • низкий уровень самоконтроля; • недостаточное развитие интеллекта; • неразвитость коммуникативных навыков; • повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травма, болезни, стресс и пр.). Агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера — либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит.
Актуальность Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано стечением целого ряда неблагоприятных факторов: - ухудшением социальных условий жизни части детей; - кризисом воспитания в ряде семей; - невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей; - увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка; - социокультурными факторами, такими как средства массовой информации, которые регулярно пропагандируют культ насилия. Совместная целенаправленная, специально организованная деятельность педагогов и родителей школьников способствует снижению проявлений агрессивного поведения у младших школьников. Я предлагаю один из возможных вариантов сохранения психологического здоровья обучающихся – коррекционную программу психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами поведения «Преодолеем свой гнев» Практическая направленность. Психолого-педагогическая коррекционная программа направлена на коррекцию отклоняющегося поведения. Целью данной программы являетсяпсихологическая коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников путем обучения навыкам адаптивного поведения. Пути реализации данной программы направлены на решение следующих задач:
Адресат Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста (7-11 лет), минимальная численность группы - 5 человек, максимальная - 9-10 человек. Продолжительность курса Занятия необходимо проводить не реже 1 раза в неделю. Продолжительность занятия - 45-55 минут. Длительность программы - 10 занятий. Ожидаемые результаты реализации программы - Уменьшение факторов риска, которые приводят к агрессивному поведению учащихся - Способствовать созданию условий для формирования комфортной образовательной среды. Критерии оценки эффективности Структура диагностического исследования состоит из двух срезов: на начало работы по программе (в течение первых встреч) и на момент окончания (на последнем занятии). Эффективность программы оценивается с помощью расчета процента учащихся от общего количества детей в группе, которые снизили показатели от начала к концу совместной работы. Общей целью применяемых методов диагностики является определение актуального эмоционального состояния ребенка, оценка проявлений агрессивного поведения. Для получения данных сведений использовались следующие методики:
Для оценки эффективности программы может быть также использована анкета для педагога "Критерии агрессивности ребенка» Сведения о практической апробации программы Апробация программы проведена на базе ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы в 2013-2014 учебном году. В программе приняло участие 6 человек. Об эффективности данной программы позволяют судить прилагаемые отзывы участников. Программа рекомендована районным методическим объединением педагогов-психологов Кинель-Черкасского района для реализации с учащимися начальной школы.
Утверждаю: Директор ГБОУ Кинель-Черкасский ППМС-Центр - Комардина Н.В.---------- II. Учебный план программы Цель программы: психологическая коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников путем обучения навыкам адаптивного поведения. Категория обучающихся: дети с агрессивными формами поведения (7-11 лет) Срок реализации: 10 недель Режим занятий: занятия проводятся не реже 1 раза в неделю. Продолжительность занятия - 45-55 минут.
Утверждаю: Директор ГБОУ Кинель-Черкасский ППМС-Центр - Комардина Н.В.---------- III. Учебно-тематический план программы Цель программы: психологическая коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников путем обучения навыкам адаптивного поведения. Категория обучающихся: дети с агрессивными формами поведения (7-11 лет) Срок реализации: 10 недель Режим занятий: занятия проводятся не реже 1 раза в неделю. Продолжительность занятия - 45-55 минут.
IV. Учебная программа Пояснительная записка Актуальность Агрессивность в младшем школьном возрасте все чаще беспокоит как родителей, так психологов и педагогов. Дети становятся все более жестокими и беспощадными, выплескивают эмоции на более слабых одноклассниках, младших братьях и сёстрах. Они проявляют свою агрессию из-за мелочей, не понравившегося слова, действия. Работа педагога-психолога с агрессивными детьми очень важна, так как именно в это время, время обучения ребенка в начальной школе, начинает закладываться основа будущей личности. Целью данной программы являетсяпсихологическая коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников путем обучения навыкам адаптивного поведения. Пути реализации данной программы направлены на решение следующих задач:
Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста (7-11 лет), минимальная численность группы - 5 человек, максимальная - 9-10 человек. Содержание программы. Занятия проводятся в формате тренинга. В программе используются такие формы и методы работы как: беседа, подвижные и малоподвижные игры, психогимнастика и ауторелаксация, изобразительная деятельность. Занятия для учащихся имеют определенную структуру: Каждое занятие начинается с разминки - это короткое, динамическое упражнение, задача которого создать благоприятную атмосферу. Затем идет основное содержание. Завершается занятие ритуалом прощания. Работа с родителями проводится через родительские собрания, с педагогами – через консультации. Тематика психологических занятий включает три основных раздела: 1. «Знакомство» 2. «Наши чувства и эмоции» 3. «Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми» В программу включены информационно-методическая разработка для проведения родительского собрания. При разработке программы особое внимание уделялось бережному отношению к личности каждого участника реализации программы, обеспечению атмосферы психологической безопасности. При реализации программы участникам обеспечивается право на уважение собственного человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений, с помощью соблюдения основной нормативно-правовой базы процесса образования, включающей: 1.Конвенцию ООН «О правах ребенка». 2.Конституцию РФ. 3.Закон РФ «Об образовании». 4.Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» в РФ от 24.17.98г. №124-Ф3.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы: Требования к специалистам, реализующим программу: Для эффективной реализации программы необходимо наличие у педагога-психолога высшего психологического профессионального образования. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|