Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Для младших школьников с проблемами поведения





«Преодолеем свой гнев»

Составитель:

педагог-психолог

Арзамасцева Елена

Анатольевна

 

 

2013 г.

I.Аннотация

Научное обоснование

Отклонения в поведении детей — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов негативно влияет на образ жизни детей и подростков, вызывая, в частности, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Экономические трудности, переживаемые многими семьями, приводят к значительному увеличению аморальных поступков, к росту преступности и других видов отклоняющегося поведения среди представителей различных социальных и демографических групп. Одной из форм отклоняющегося поведения является агрессивное поведение.

Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.

Агрессия — проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.

Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.

Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям.

Агрессивное поведение может вызывать ряд психологических особенностей личности, таких, как:

• сниженная самооценка;

• низкий уровень самоконтроля;

• недостаточное развитие интеллекта;

• неразвитость коммуникативных навыков;

• повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травма, болезни, стресс и пр.).

Агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера — либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит.

 

Актуальность

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано стечением целого ряда неблагоприятных факторов:

- ухудшением социальных условий жизни части детей;

- кризисом воспитания в ряде семей;

- невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;

- увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка;

- социокультурными факторами, такими как средства массовой информации, которые регулярно пропагандируют культ насилия.

Совместная целенаправленная, специально организованная деятельность педагогов и родителей школьников способствует снижению проявлений агрессивного поведения у младших школьников.

Я предлагаю один из возможных вариантов сохранения психологического здоровья обучающихся – коррекционную программу психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами поведения «Преодолеем свой гнев»

Практическая направленность.

Психолого-педагогическая коррекционная программа направлена на коррекцию отклоняющегося поведения.

Целью данной программы являетсяпсихологическая коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников путем обучения навыкам адаптивного поведения.

Пути реализации данной программы направлены на решение следующих задач:

  • Обеспечение возможностей отреагирования гнева в приемлемых формах;
  • Обучение навыкам распознавания эмоций и чувств, контроля за своим эмоциональным состоянием, в т.ч. гневом;
  • Оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развитие умения взаимодействовать, считаться с другими, совместно решать поставленные задачи;
  • Создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности учащихся, снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между собой.

Адресат

Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста (7-11 лет), минимальная численность группы - 5 человек, максимальная - 9-10 человек.

Продолжительность курса

Занятия необходимо проводить не реже 1 раза в неделю. Продолжительность занятия - 45-55 минут.

Длительность программы - 10 занятий.

Ожидаемые результаты реализации программы

- Уменьшение факторов риска, которые приводят к агрессивному поведению учащихся

- Способствовать созданию условий для формирования комфортной образовательной среды.

Критерии оценки эффективности

Структура диагностического исследования состоит из двух срезов: на начало работы по программе (в течение первых встреч) и на момент окончания (на последнем занятии).

Эффективность программы оценивается с помощью расчета процента учащихся от общего количества детей в группе, которые снизили показатели от начала к концу совместной работы.

Общей целью применяемых методов диагностики является определение актуального эмоционального состояния ребенка, оценка проявлений агрессивного поведения. Для получения данных сведений использовались следующие методики:

  • Методика самооценки эмоциональных состояний Н. П. Фетискина "Градусник»
  • Методика получения обратной связи "Ежик"
  • Проективная методика "Несуществующее животное"

Для оценки эффективности программы может быть также использована анкета для педагога "Критерии агрессивности ребенка»

Сведения о практической апробации программы

Апробация программы проведена на базе ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы в 2013-2014 учебном году. В программе приняло участие 6 человек. Об эффективности данной программы позволяют судить прилагаемые отзывы участников.

Программа рекомендована районным методическим объединением педагогов-психологов Кинель-Черкасского района для реализации с учащимися начальной школы.

 

 

Утверждаю:

Директор ГБОУ

Кинель-Черкасский

ППМС-Центр

- Комардина Н.В.----------

II. Учебный план программы

Цель программы: психологическая коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников путем обучения навыкам адаптивного поведения.

Категория обучающихся: дети с агрессивными формами поведения (7-11 лет)

Срок реализации: 10 недель

Режим занятий: занятия проводятся не реже 1 раза в неделю. Продолжительность занятия - 45-55 минут.

Наименование тем Всего часов В том числе Форма контроля
Теорети-ческих Практи- ческих
I этап Диагностический 2ч.   2ч. Анкета для педагогов «Критерии агрессивности ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.
II этап Информационно-практический Родительское собрание «Агрессия и жестокость в детском мире» 1ч. 1ч.   Протокол родительского собрания
Психологические занятия
I раздел «Знакомство» 1ч.   1ч. Рисунки учащихся, методика самооценки эмоциональных состояний Н.П. Фетискина «Градусник»
II раздел «Наши чувства и эмоции» 4ч.   4ч. Рисунки учащихся, проективная методика «несуществующее животное»
III раздел «Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми» 5ч.   5ч. Рисунки учащихся
III этап Итоговый 1ч.   1ч. Сравнительные результаты первичной и итоговой диагностики эмоциональных состояний, уровня агрессивного поведения
  Итого 14ч. 1ч. 13ч.  

Утверждаю:

Директор ГБОУ

Кинель-Черкасский

ППМС-Центр

- Комардина Н.В.----------

III. Учебно-тематический план программы

Цель программы: психологическая коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников путем обучения навыкам адаптивного поведения.

Категория обучающихся: дети с агрессивными формами поведения (7-11 лет)

Срок реализации: 10 недель

Режим занятий: занятия проводятся не реже 1 раза в неделю. Продолжительность занятия - 45-55 минут.

Наименование тем Всего часов В том числе Форма контроля
Теорети-ческих Практи- ческих
I этап Диагностический 2ч.   2ч. Анкета для педагогов «Критерии агрессивности ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.
II этап Информационно-практический Родительское собрание «Агрессия и жестокость в детском мире» 1ч. 1ч.   Протокол родительского собрания
Психологические занятия
1. «Знакомство» 1ч.   1ч. Рисунки учащихся
2. «Наши чувства и эмоции» 4ч.   4ч. Рисунки учащихся
2.1. «Мои чувства» 1ч.   1ч.  
2.2. «Мой страх» 1ч.   1ч.  
2.3. «Возьми себя в руки» 1ч.   1ч.  
2.4. «Преодолеем свой гнев» 1ч.   1ч.  
3. «Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми» 5ч.   5ч. Рисунки учащихся
3.1. «Почему мы ссоримся?» 1ч.   1ч.  
3.2. «Мои добрые дела» 1ч.   1ч.  
3.3. «Сочувствие» 1ч.   1ч.  
3.4. «Сотрудничество» 1ч.   1ч.  
3.5. «Мои ресурсы» 1ч.   1ч.  
III этап Итоговый 1ч.   1ч. Сравнительные результаты первичной и итоговой диагностики эмоциональных состояний, уровня агрессивного поведения
  Итого: 14ч. 1ч. 13ч.  

IV. Учебная программа

Пояснительная записка

Актуальность

Агрессивность в младшем школьном возрасте все чаще беспокоит как родителей, так психологов и педагогов. Дети становятся все более жестокими и беспощадными, выплескивают эмоции на более слабых одноклассниках, младших братьях и сёстрах. Они проявляют свою агрессию из-за мелочей, не понравившегося слова, действия.

Работа педагога-психолога с агрессивными детьми очень важна, так как именно в это время, время обучения ребенка в начальной школе, начинает закладываться основа будущей личности.

Целью данной программы являетсяпсихологическая коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников путем обучения навыкам адаптивного поведения.

Пути реализации данной программы направлены на решение следующих задач:

  • Обеспечение возможностей отреагирования гнева в приемлемых формах;
  • Обучение навыкам распознавания эмоций и чувств, контроля за своим эмоциональным состоянием, в т.ч. гневом;
  • Оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развитие умения взаимодействовать, считаться с другими, совместно решать поставленные задачи;
  • Создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности учащихся, снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между собой.

 

Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста (7-11 лет), минимальная численность группы - 5 человек, максимальная - 9-10 человек.

Содержание программы.

Занятия проводятся в формате тренинга. В программе используются такие формы и методы работы как: беседа, подвижные и малоподвижные игры, психогимнастика и ауторелаксация, изобразительная деятельность.

Занятия для учащихся имеют определенную структуру:

Каждое занятие начинается с разминки - это короткое, динамическое упражнение, задача которого создать благоприятную атмосферу. Затем идет основное содержание. Завершается занятие ритуалом прощания.

Работа с родителями проводится через родительские собрания, с педагогами – через консультации.

Тематика психологических занятий включает три основных раздела:

1. «Знакомство»

2. «Наши чувства и эмоции»

3. «Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми»

В программу включены информационно-методическая разработка для проведения родительского собрания.

При разработке программы особое внимание уделялось бережному отношению к личности каждого участника реализации программы, обеспечению атмосферы психологической безопасности.

При реализации программы участникам обеспечивается право на уважение собственного человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений, с помощью соблюдения основной нормативно-правовой базы процесса образования, включающей:

1.Конвенцию ООН «О правах ребенка».

2.Конституцию РФ.

3.Закон РФ «Об образовании».

4.Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» в РФ от 24.17.98г. №124-Ф3.

 

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы:

Требования к специалистам, реализующим программу:

Для эффективной реализации программы необходимо наличие у педагога-психолога высшего психологического профессионального образования.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.