Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика получения обратной связи «Ежик»





 

В основе методики лежит сказка М. Пляцковского “ЁЖИК”.

 

Данная методика направлена на изучение агрессии младших школьников через получение обратной связи путем погружения в сказку.

 

Ребенку, чтобы заглянуть в себя и точнее выразить свое впечатление от восприятия, необходимы игровой и эмоциональный компоненты: соучастие, сочувствие, сопереживание. Ему важно увидеть образцы разного поведения и важно сравнить, сопоставить, отождествить себя с этими лицами с целью определения своей ситуации, своего состояния. В связи с этим естественнее всего предложить ребенку сказку, атмосфера которой будет узнаваема для него.

 

Получение обратной связи от младших школьников начинается с того, что в класс входит психолог или учитель и предлагает детям послушать очень интересную историю, которую ему поведал один маленький ёжик. При этом детям показывается красочный рисунок, где изображен счастливый и улыбчивый ёжик.

Инструкция:

– Ребята, я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла в одном сказочном лесу. Её мне рассказал маленький ёжик, а ещё он просил рассказать эту историю вам. Итак – начинаем!

Все ежи на свете – колючие. Не правда ли? На них столько острых иголок, что не дотронешься даже. А по головке погладить – и вовсе нельзя. Поэтому их никто никогда и не приласкал ни разу. Но нашему ёжику все-таки повезло. Как это произошло? А вот как.

 

Брёл ёжик по лесу. Видит – пень торчит. А на том пеньке сидит Зайчонок и кашу манную из тарелки ест. И не просто ест, а столовой ложкой. Съел Зайчонок всю кашу и сказал:

Спасибо, мама!

Подошла к Зайчонку мама Зайчиха, по головке лапкой погладила и похвалила:

– Молодец! Какой у меня воспитанный сынок растёт!

А Ёжику, которого никто никогда не гладил так ласково, вдруг стало грустно. До того грустно, что он даже заплакал. Увидела Зайчиха, что Ёжик плачет, и спрашивает:

– Кто тебя обидел?

– Никто не обидел, – отвечает Ёжик.

– А почему тогда у тебя слезинки на глазах?

– Потому, что вы Зайчонка…погладили…лапкой.

– Разве тебя мама не гладит?

– Не гладит. Никто меня не гладит.

Я бы тебя, малыш, погладила, если бы…если бы ты не был таким колючим, – пожалела ёжика Зайчиха.

– Конечно, она бы тебя погладила, – вмешался Зайчонок. – Но можно очень даже просто лапу уколоть.

– А если я не буду колючим? – вдруг спросил Ёжик.

– Тогда другое дело, – говорит Зайчиха. – Но ведь это невозможно!

– Возможно! – крикнул Ёжик и стал кувыркаться, стал кататься по земле до тех пор, пока не нацепил на свои иголки целый ворох опавших листьев. Он стал похож на пестрый разноцветный шарик. Когда шарик этот подкатился к Зайчихе, она сразу не поняла, в чем дело. Но Ёжик просунул сквозь листья черную кнопочку носа и пробормотал:

– Теперь я…совсем…не колючий. Правда?

Зайчиха улыбнулась и погладила Ёжика.

– Молодец! – сказала она. – Ах, какой находчивый Ёжик растет!

 

– Ребята, когда Ёжик рассказал свою историю, ему захотелось узнать: есть ли в нашей школе детки, похожие на ежиков, которых никто и никогда не погладил и не приласкал. А чтобы Ёжик быстрее об этом узнал, я предлагаю вам нарисовать ему рисунки и отправить их по почте в сказочный лес. В этом вам помогут вопросы, которые интересовали Ёжика. А вопросы такие:

Твоя мама часто гладит тебя по головке, прижимает к себе или она этого не делает совсем? Если часто, то нарисуй солнышко, если редко – нарисуй ёлочку, а если только ругает – нарисуй тучку.

Тебе хочется, чтобы мама чаще называла тебя ласково и нежно? Если да – нарисуй солнышко, если тебе всё равно – нарисуй ёлочку, а если тебе это не нравится – нарисуй тучку.

Бывают случаи, когда человека все раздражает вокруг, все ему не нравится. Если с тобой это происходит часто – нарисуй тучку, если редко – нарисуй елочку, ну а если тебе всегда с людьми легко и никто тебя не раздражает – нарисуй солнышко.

Нашего ёжика не мог никто погладить из-за иголок, и он от этого очень страдал. А есть ли у тебя такие “иголки”, которые появляются у тебя даже тогда, когда тебе этого не хочется. Если “иголки” появляются часто и они тебе мешают дружить с ребятами – нарисуй тучку, если это происходит редко, иногда – нарисуй ёлочку, а если этого не происходит никогда – нарисуй солнышко.

Когда ты приходишь в школу, в свой класс ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече с ребятами или нет? Если тебе приятно видеть всех ребят – нарисуй солнышко, если приятно видеть только некоторых детей – нарисуй елочку, ну а если тебе не хочется никого видеть, не хочется ни с кем общаться – нарисуй тучку.

 

Спасибо, ребята, за ответы. Я думаю, что у вас все будет хорошо.

 

А теперь ребята все ваши рисунки мы положим в конверт и отправим по почте Ёжику в его сказочный лес. Если кому-то из вас хочется написать или нарисовать свою историю, похожую на историю Ежика, вы можете это сделать после уроков или дома и принести свои письма мне, а я их отправлю в сказочный лес.

Обработка полученного материала:

Для наглядности полученных данных составляется таблица в “цвете”, где по горизонтали проставляются номера вопросов, а по вертикали прописываются фамилии учащихся и на пересечении проставляется рисунок ребенка.

 

Например,

Фамилия, имя 1 2 3 4 5 6

Иванов

Сидорова

Петров

Затем рисунки можно перевести в цветовые диаграммы, заменяя рисунок соответствующим цветом.

В результате получается цветное поле, на котором наглядно видно, какой процент учащихся и кто из детей подвержен агрессии.

 

Кроме диагностического характера, методика носит и психотерапевтический характер, так как ребенок непроизвольно “примеряет” ситуацию на себя.

Приложение 4.

Методика «Рисунок несуществующего животного»

Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка, подтвердить результаты, полученные из наблюдения.

Инструкция: ребенку предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя.

Материалы: простой карандаш средней твердости; стандартныйлист белой бумаги (не глянцевой).

Интерпретация:

Как таковой, общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций. В данном случае нам интересна оценка агрессивности учащихся.

Существуют несколько показателей наличия агрессивных тенденций.

Рисункам детей с высоким уровнем агрессии присущи:

· крупное изображение;

· сильная, уверенная линия рисунка;

· наличие орудий нападения: зубы, когти, рога и т.д. (подчеркивание зубов в свою очередь говорит о склонности к вербальной агрессии);

· наличие острых выступов и выростов, независимо от того, что они изображают (рога, уши, щупальца, клешни);

· изображение двух животных — один нападает, другой убегает;

· подчеркнутая прорисовка мускулатуры, кулаки и особо широкие плечи (говорящие о высокой значимости маскулинных (мужских) ценностей).

Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, способствующими спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию. Кроме того, нужно помнить, что выводы об уровне агрессивности делаются в сочетании с основным занятием изображенного существа.

На рисунках детей со средним и низким уровнем агрессии нет угрожающих или нападающих животных, хищников, отсутствуют символы прямой агрессии (зубы, клюв, когти ит.д.). Агрессивность совершенно отсутствует в описании образа жизни животного и средств, которые позволили бы ему реализовать свои злые стремления. Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что свидетельствует о наличии самоконтроля, дружелюбия, защитного характера агрессии.

Помимо уровня собственной агрессивности в рисунке несуществующего животного проявляется отношение к возможной агрессии со стороны окружающих. Боязнь нападения приводит к стремлению защитить придуманное животное. В качестве защиты может быть изображен панцирь, чешуя, броня, особо толстая кожа (ее может не быть на рисунке, но ее описывают в рассказе). Очень широко распространено изображение игл, как у дикобраза, или колючек. Для боязни агрессии характерны описание гигантских размеров животного и желание стать еще больше. При этом сам рисунок может быть большим, а может быть маленьким, так что тема гигантских размеров проходит только в рассказе.

Защитная агрессия не всегда оказывается столь безобидной. Нередки случаи, когда она активно проявляется на поведенческом уровне. Несмотря на то, что сам человек воспринимает ее как защитную, в действительности она может становиться опережающей: ожидая нападения (возможно, безо всяких оснований), человек спешит заранее напасть первым.

Отдельно можно выделять признаки невротической агрессии.

Невротическая агрессия, как и защитная, представляет собой ответную реакцию на неблагоприятную внешнюю ситуацию. Однако это значительно более обобщенная реакция, чем защитная агрессия: она направлена не непосредственно на источник потенциальной угрозы, а на все окружение. Признаком невротической агрессии в методике «Рисунок несуществующего животного» служит сочетание невротических и агрессивных проявлений. Так, невротическая тематика проявляется в рассказе о животном. Это, во-первых, эмоционально неприятное место жизни (указание на то, что животное живет в грязи, в тине). Во-вторых, это упоминание неприятной пищи (питание слизняками, мусором, гадостью и т.п.). В-третьих, грубое искажение формы глаз.

И, наконец, для невротического состояния типичны определенные виды страхов — невротические страхи. К ним относятся, в частности, страх перед мелкими животными (насекомыми, мышами и т.п.) и боязнь змей. Наличие таких страхов может проявиться при ответе на вопрос, чего животное боится, или при описании его врагов.

Для оценки агрессивности детей используется следующая таблица:

Симптомокомплексы агрессивности методики (по Фурманову И.А.):

Симптомо-комплекс Симптом Балл
Агрессия
1. Сильная, уверенная линия рисунка 0,1
2. Неаккуратность рисунка 0,1
3. Большое количество острых углов 0,1 - 0,2
4. Верхнее размещение углов 0,1
5. Крупное изображение 0,1 - 0,2
6. Голова обращена вправо или анфас 0,1
7. Хвост поднят вверх, пышный 0,1
8. Угрожающее выражение 0,1
9. Угрожающая поза 0,1
10. Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога) 0,1 - 0,2
11. Хищник 0.1
12. Вожак или одинокий 0,1
13. При нападении "дерется насмерть"', или "всех убивает", дерется традиционными способами (зубы, когти, рога, хобот и т.д.) 0,1
14. Ночное животное 0,1
15. Другие признаки 0,1

Приложение 5.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.