Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Коррекционная психолого-педагогическая программа





Коррекционная психолого-педагогическая программа

Для младших школьников с проблемами поведения

«Преодолеем свой гнев»

Составитель:

педагог-психолог

Арзамасцева Елена

Анатольевна

 

 

2013 г.

I.Аннотация

Научное обоснование

Отклонения в поведении детей — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов негативно влияет на образ жизни детей и подростков, вызывая, в частности, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Экономические трудности, переживаемые многими семьями, приводят к значительному увеличению аморальных поступков, к росту преступности и других видов отклоняющегося поведения среди представителей различных социальных и демографических групп. Одной из форм отклоняющегося поведения является агрессивное поведение.

Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.

Агрессия — проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.

Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.

Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям.

Агрессивное поведение может вызывать ряд психологических особенностей личности, таких, как:

• сниженная самооценка;

• низкий уровень самоконтроля;

• недостаточное развитие интеллекта;

• неразвитость коммуникативных навыков;

• повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травма, болезни, стресс и пр.).

Агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера — либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит.

 

Актуальность

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано стечением целого ряда неблагоприятных факторов:

- ухудшением социальных условий жизни части детей;

- кризисом воспитания в ряде семей;

- невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;

- увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка;

- социокультурными факторами, такими как средства массовой информации, которые регулярно пропагандируют культ насилия.

Совместная целенаправленная, специально организованная деятельность педагогов и родителей школьников способствует снижению проявлений агрессивного поведения у младших школьников.

Я предлагаю один из возможных вариантов сохранения психологического здоровья обучающихся – коррекционную программу психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами поведения «Преодолеем свой гнев»

Практическая направленность.

Психолого-педагогическая коррекционная программа направлена на коррекцию отклоняющегося поведения.

Целью данной программы являетсяпсихологическая коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников путем обучения навыкам адаптивного поведения.

Пути реализации данной программы направлены на решение следующих задач:

  • Обеспечение возможностей отреагирования гнева в приемлемых формах;
  • Обучение навыкам распознавания эмоций и чувств, контроля за своим эмоциональным состоянием, в т.ч. гневом;
  • Оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развитие умения взаимодействовать, считаться с другими, совместно решать поставленные задачи;
  • Создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности учащихся, снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между собой.

Адресат

Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста (7-11 лет), минимальная численность группы - 5 человек, максимальная - 9-10 человек.

Продолжительность курса

Занятия необходимо проводить не реже 1 раза в неделю. Продолжительность занятия - 45-55 минут.

Длительность программы - 10 занятий.

Ожидаемые результаты реализации программы

- Уменьшение факторов риска, которые приводят к агрессивному поведению учащихся

- Способствовать созданию условий для формирования комфортной образовательной среды.

Критерии оценки эффективности

Структура диагностического исследования состоит из двух срезов: на начало работы по программе (в течение первых встреч) и на момент окончания (на последнем занятии).

Эффективность программы оценивается с помощью расчета процента учащихся от общего количества детей в группе, которые снизили показатели от начала к концу совместной работы.

Общей целью применяемых методов диагностики является определение актуального эмоционального состояния ребенка, оценка проявлений агрессивного поведения. Для получения данных сведений использовались следующие методики:

  • Методика самооценки эмоциональных состояний Н. П. Фетискина "Градусник»
  • Методика получения обратной связи "Ежик"
  • Проективная методика "Несуществующее животное"

Для оценки эффективности программы может быть также использована анкета для педагога "Критерии агрессивности ребенка»

Сведения о практической апробации программы

Апробация программы проведена на базе ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы в 2013-2014 учебном году. В программе приняло участие 6 человек. Об эффективности данной программы позволяют судить прилагаемые отзывы участников.

Программа рекомендована районным методическим объединением педагогов-психологов Кинель-Черкасского района для реализации с учащимися начальной школы.

 

 

Утверждаю:

Директор ГБОУ

Кинель-Черкасский

ППМС-Центр

- Комардина Н.В.----------

II. Учебный план программы

Цель программы: психологическая коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников путем обучения навыкам адаптивного поведения.

Категория обучающихся: дети с агрессивными формами поведения (7-11 лет)

Срок реализации: 10 недель

Режим занятий: занятия проводятся не реже 1 раза в неделю. Продолжительность занятия - 45-55 минут.

Наименование тем Всего часов В том числе Форма контроля
Теорети-ческих Практи- ческих
I этап Диагностический 2ч.   2ч. Анкета для педагогов «Критерии агрессивности ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.
II этап Информационно-практический Родительское собрание «Агрессия и жестокость в детском мире» 1ч. 1ч.   Протокол родительского собрания
Психологические занятия
I раздел «Знакомство» 1ч.   1ч. Рисунки учащихся, методика самооценки эмоциональных состояний Н.П. Фетискина «Градусник»
II раздел «Наши чувства и эмоции» 4ч.   4ч. Рисунки учащихся, проективная методика «несуществующее животное»
III раздел «Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми» 5ч.   5ч. Рисунки учащихся
III этап Итоговый 1ч.   1ч. Сравнительные результаты первичной и итоговой диагностики эмоциональных состояний, уровня агрессивного поведения
  Итого 14ч. 1ч. 13ч.  

Утверждаю:

Директор ГБОУ

Кинель-Черкасский

ППМС-Центр

- Комардина Н.В.----------

III. Учебно-тематический план программы

Цель программы: психологическая коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников путем обучения навыкам адаптивного поведения.

Категория обучающихся: дети с агрессивными формами поведения (7-11 лет)

Срок реализации: 10 недель

Режим занятий: занятия проводятся не реже 1 раза в неделю. Продолжительность занятия - 45-55 минут.

Наименование тем Всего часов В том числе Форма контроля
Теорети-ческих Практи- ческих
I этап Диагностический 2ч.   2ч. Анкета для педагогов «Критерии агрессивности ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.
II этап Информационно-практический Родительское собрание «Агрессия и жестокость в детском мире» 1ч. 1ч.   Протокол родительского собрания
Психологические занятия
1. «Знакомство» 1ч.   1ч. Рисунки учащихся
2. «Наши чувства и эмоции» 4ч.   4ч. Рисунки учащихся
2.1. «Мои чувства» 1ч.   1ч.  
2.2. «Мой страх» 1ч.   1ч.  
2.3. «Возьми себя в руки» 1ч.   1ч.  
2.4. «Преодолеем свой гнев» 1ч.   1ч.  
3. «Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми» 5ч.   5ч. Рисунки учащихся
3.1. «Почему мы ссоримся?» 1ч.   1ч.  
3.2. «Мои добрые дела» 1ч.   1ч.  
3.3. «Сочувствие» 1ч.   1ч.  
3.4. «Сотрудничество» 1ч.   1ч.  
3.5. «Мои ресурсы» 1ч.   1ч.  
III этап Итоговый 1ч.   1ч. Сравнительные результаты первичной и итоговой диагностики эмоциональных состояний, уровня агрессивного поведения
  Итого: 14ч. 1ч. 13ч.  

IV. Учебная программа

Пояснительная записка

Актуальность

Агрессивность в младшем школьном возрасте все чаще беспокоит как родителей, так психологов и педагогов. Дети становятся все более жестокими и беспощадными, выплескивают эмоции на более слабых одноклассниках, младших братьях и сёстрах. Они проявляют свою агрессию из-за мелочей, не понравившегося слова, действия.

Работа педагога-психолога с агрессивными детьми очень важна, так как именно в это время, время обучения ребенка в начальной школе, начинает закладываться основа будущей личности.

Целью данной программы являетсяпсихологическая коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников путем обучения навыкам адаптивного поведения.

Пути реализации данной программы направлены на решение следующих задач:

  • Обеспечение возможностей отреагирования гнева в приемлемых формах;
  • Обучение навыкам распознавания эмоций и чувств, контроля за своим эмоциональным состоянием, в т.ч. гневом;
  • Оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развитие умения взаимодействовать, считаться с другими, совместно решать поставленные задачи;
  • Создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности учащихся, снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между собой.

 

Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста (7-11 лет), минимальная численность группы - 5 человек, максимальная - 9-10 человек.

Содержание программы.

Занятия проводятся в формате тренинга. В программе используются такие формы и методы работы как: беседа, подвижные и малоподвижные игры, психогимнастика и ауторелаксация, изобразительная деятельность.

Занятия для учащихся имеют определенную структуру:

Каждое занятие начинается с разминки - это короткое, динамическое упражнение, задача которого создать благоприятную атмосферу. Затем идет основное содержание. Завершается занятие ритуалом прощания.

Работа с родителями проводится через родительские собрания, с педагогами – через консультации.

Тематика психологических занятий включает три основных раздела:

1. «Знакомство»

2. «Наши чувства и эмоции»

3. «Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми»

В программу включены информационно-методическая разработка для проведения родительского собрания.

При разработке программы особое внимание уделялось бережному отношению к личности каждого участника реализации программы, обеспечению атмосферы психологической безопасности.

При реализации программы участникам обеспечивается право на уважение собственного человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений, с помощью соблюдения основной нормативно-правовой базы процесса образования, включающей:

1.Конвенцию ООН «О правах ребенка».

2.Конституцию РФ.

3.Закон РФ «Об образовании».

4.Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» в РФ от 24.17.98г. №124-Ф3.

 

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы:

Требования к специалистам, реализующим программу:

Для эффективной реализации программы необходимо наличие у педагога-психолога высшего психологического профессионального образования.

Методика «Рисунок несуществующего животного»

Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка

Раздел

Тема раздела: «Знакомство»

Занятие 1. «Знакомство»

Цель: формирование положительной мотивации, заинтересованности детей в занятиях; снятие эмоциональной напряженности: создание атмосферы защищенности и взаимного доверия в группе; диагностика характера и иерархии взаимоотношений детей и статуса каждого ребенка в группе, выявление особенностей эмоционального мира детей; обучение навыкам ауторелаксации.

Ход занятия

1. Сообщение цели занятия

Дети садятся в круг. Психолог объясняет, что теперь их ожидают регулярные встречи на специальных занятиях, которые не похожи на уроки. На них можно будет поиграть, порисовать, а главное – поделиться с другими своими радостями и проблемами, получить добрый совет, помощь или поддержку, научится лучше понимать себя и других, узнать о себе и об окружающих много нового и интересного.

Игра «Правила поведения»

Сочините правила поведения для человека, оказавшегося в необычном месте, например:

- в собачьей конуре;

- на летающей тарелке;

- на айсберге;

- в берлоге медведя.

Выполнять задание можно сначала по тройкам, затем объединившись в большую группу.

Игра «Знакомство»

Ребятам предлагается познакомиться друг с другом по кругу. Нужно представиться по имени и сопроводить это определенным движением. Когда все участники представятся, по второму кругу, начиная с ведущего, все повторяют свое имя, но прежде называют имя предыдущего участника.

Игра «Комплименты»

Детям объясняется значение комплимента. Приводятся совместные примеры комплиментов, и предлагается кидать друг другу мяч, сопровождая его приятным комплиментом.

6. Методика самооценки эмоциональных состояний Н. П. Фетискина «Градусник» - определение по шкале насколько ребенок сегодня зол. Работа с карточками.

(Приложение 2)

7. Игра «Люблю - не люблю» (выполняется вместе с эмоциональным градусником).

Называются блюда, которые нравятся участникам (жаренная картошка, мороженное и т.д.). Показать руками насколько нравится. Представьте, что вы пришли в гости, и я поджарила картошку. Тем, кому нравится картошка, будут наслаждаться, а тем, кому не нравится, будут давиться. То же самое можно сделать с хобби (бассейн, лес, музыка и т.д.).

Этюд «Радуга»

Дети садятся поудобнее, закрывают глаза и в течение 1-2 минут представляют себе легкую воздушную радугу, прекрасную игру красок и себя в спокойном, приятном состоянии, отдыхающими. Затем обсуждается, какие чувства испытывали ребята во время выполнения упражнения, что ощущали, кто "видел" что-нибудь необычное.

заканчивается упражнение тем, что дети встают, прогнувшись, потягиваются и движениями рук над головой изображают дугу радуги.

10. Рефлексия:

- что понравилось?

- что было сложно?

- чему научились?

Ритуал прощания.

Раздел

Занятие 1. «Мои чувства»

Цель: снятие эмоциональной напряженности: создание атмосферы защищенности и взаимного доверия в группе; понимание другого человека и развитие внимательного к нему отношения

Ритуал приветствия.

2. Сообщение целей занятия:

- учиться быть внимательными друг к другу;

- тренировать память

3. Игра «Меняются местами те, кто…»

Ведущий предлагает встать тем, кто…

- любит бегать

- радуется хорошей погоде

- имеет младшую сестру и т.д.

 

Игра «Запомни»

Дети делятся по двое и встают спиной друг к другу. После этого по очереди описывают причёску, одежду, лицо партнёра. Описание сравнивается с оригиналом и определяется, насколько ребёнок был точен.

5. Подвижная игра «Пожалуйста…»

Ведущий дает команду, выполнять которую дети должны только при условии, если она сопровождается определенным обращением, например: «Пожалуйста…». Если оно не прозвучало, а некоторые дети выполнили команду, они выбывают из игры. Команды могут быть самыми различными, например: «налево», «направо», или «правую руку в верх»….

Упражнение «Наши эмоции»

Назовите эмоциональные состояния, изображенные на карточках. Разделите лист на две половины и перерисуйте схематичные изображения так, чтобы справа оказались эмоциональные состояния, которые детям нравятся, а слева те, которые не нравятся. Определите свое настроение в данный момент, схематически изобразите его, объясните его причину.

8. Упражнение "Не нравится – Нравится"

Разделите лист на две половины и слева запишите ответы на вопросы:

1) Что мне не нравится в школе?

2) Что мне не нравится дома?

3)Что мне не нравится в жизни вообще?

После этого предлагается серия позитивных вопросов, ответы на которые дети записывают в правой части листа:

) Что мне нравится в школе?

2) Что мне нравится дома?

3)Что мне нравится в жизни вообще?

Дети поочереди рассказывают о том, что им не нравится, затем о том, что им нравится. Важно соблюдать последовательность обсуждения ответов: сначала негативные, потом позитивные, чтобы показать, что в жизни все не так уж и плохо, есть позитивные моменты и хорошие люди.

9. Упражнение "Продолжи предложение"

"Больше всего я боюсь…";

"Меня огорчает…"

"Я злюсь, когда…"

10.Упражнение "Сотвори в себе солнце"(на релаксацию)

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны)

Рефлексия

12. Ритуал прощания.

Занятие 2. «Мой страх»

Цель: изучение агрессии младших школьников через получение обратной связи путем погружения в сказку, выявление причин тревожности и страхов, обучение навыкам саморегуляции.

Ритуал приветствия.

2. Методика получения обратной связи «Ежик» (Приложение 3)

 

3. Беседа «Наши страхи»

Психолог спрашивает детей, какие чувства из изображенных на карточках самые неприятные. Кратко обсуждаются особенности лицевой экспрессии данного эмоционального состояния, физиологические ощущения, возникающие при испуге (учащение пульса, сердцебиение…)

 

4. Рисование на тему «Мой страх»

Подумайте, чего вы больше всего боитесь и нарисуйте свой страх.

Затем дети по желанию объясняют, чего они боятся и что изобразили. После этого психолог предлагает разорвать рисунки на мелкие кусочки и сообщает, что теперь каждый победил свой страх, бояться больше нечего.

 

5. «Упражнение «Я – волшебник»

Ребятам предлагается вновь закрыть глаза и мысленно побывать в сказочной стране, где сбываются все мечты и желания, особенно если ты – всемогущий волшебник.

Представив себя в роли волшебника, который может сделать все, что пожелает, дети должны подумать: что бы сделал каждый из них, если бы был наделен могучей силой волшебства?

 

 

6. Рисование на тему «В кого бы я превратился в волшебной стране»

7. Упражнение «Три желания»

Подумайте и запишите три желания, которые вы попросили бы исполнить золотую рыбку. Расскажите о них.

 

8. Упражнение «Дерево» (на саморегуляцию)

Дети встают в круг на некотором расстоянии друг от друга. Каждый учащийся должен сильно надавить пятками на пол, руки сжать в кулачки, крепко сцепить зубы. Ведущий говорит:

«Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя мощные корни, и никакие ветра тебе не страшны. В сложных жизненных ситуациях, когда на душе «скребут кошки» хочется плакать или драться, стань могучим и крепким деревом, скажи себе, что ты сильный, у тебя все получится, все будет хорошо. Это поза уверенного человека».

Затем дети берутся за руки и поднимают их вверх, продолжают давить пятками на пол. Они произносят: «Мы вместе - великая сила. Одинокому дереву тяжело в ненастье. Намного легче устоять целой роще. Вместе нам не страшны никакие невзгоды». После этого психолог предлагает детям резко встряхнуть руками, расслабиться.

 

Рефлексия

10. Ритуал прощания.

 

Ритуал приветствия.

Упражнение «Хлопки»

Дети встают в круг. Выбирается один водящий, которого ставят в начало круга. Затем водящий делает хлопок в ладоши, следующий за ним повторяет, за вторым – третий…

Водящий подходит к любому месту в круге, после чего движение хлопков должно начаться с этого места и далее, пока водящий не укажет другое место.

3. Проективная методика «Несуществующее животное» (Приложение 4)

4. Упражнение «Рецепт: Как сделать ребенка агрессивным»

1 часть.

• Попросите детей представить агрессивного человека и проследить мысленно, что обычно делает агрессивный человек, как он себя ведет, что говорит.

• Пусть дети возьмут бумагу и напишут небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка, а также нарисуют портрет такого ребенка.

• Затем дети по кругу зачитывают свои рецепты и изображают агрессивного ребенка (как он ходит, как он смотрит, какой у него голос, что он делает).

• Обсудить с детьми: что им нравится в агрессивном ребенке, что не нравится, что бы они хотели изменить в таком ребенке.

2 часть.

• Далее попросите детей подумать о том, когда и как они стали проявлять агрессию? Каким образом они могут вызвать агрессию по отношению к себе?

• Пусть дети возьмут еще лист бумаги и разделят его вертикальной линией пополам на левую и правую части. Слева записывается, как окружающие в течение дня проявляли агрессию по отношению к ним. В правой части записывается, как сам ребенок проявлял агрессию по отношению к другим детям.

• После того, как все сделают упражнение, можно обсудить с детьми:

- Знают ли они таких детей, которые бывают агрессивными?

– Как они считают, почему люди бывают агрессивными? – Всегда ли стоит прибегать к агрессии в сложной ситуации или можно иногда решать проблему другим способом (каким)?

- Как ведет себя жертва агрессии?

– Что можно сделать, чтобы не быть жертвой?

 

5. Беседа «Как выпустить пар?»

Беседа о способах снятия эмоционального напряжения

 

6. Упражнение «Возьми себя в руки» (на саморегуляцию)

При первых признаках беспокойства, когда хочется кого-то стукнуть, есть очень простой способ обрести душевное равновесие: нужно обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди – это поза выдержанного, сильного духом человека.

7. Упражнение «Воздушный шарик»

Давайте сделаем воздушный шарик. Поднимите руки вверх, изображая шарик. Глубоко вдохните – наполните шарик воздухом и задержите дыхание. А теперь медленно выпустите из шарика воздух – выдохните. Руки медленно опускаются вниз. Шарик сдулся и стал похожим на тряпочку: голова склонилась на грудь, руки расслабленно опущены вдоль туловища. Упражнение выполняется 2-3 раза.

 

8. Рефлексия

9. Ритуал прощания.

Ритуал приветствия.

Игра «Обзывалки»

Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть на­звания деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов... Каждое обра­щение обязательно должно начинаться с называния ребенка по имени,

на­пример: «Саша — морковка!»

В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты — моя радость!..»

3. Игра “Маленькое привидение”

Ведущий предлагает учащимся играть роль маленьких добрых привидений: «Мне захотелось немного похулиганить и научить этому вас. Сейчас мы будем слегка пугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук “У”. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить “У”, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить”.

Затем ведущий хлопает в ладоши: “Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем ребятами!”

4. Рисование собственного гнева

1.Попросите детей подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, злости с их стороны.

2. Попросите отметить, в каких частях тела он максимально ощущает свой гнев.

Обсудите это с каждым ребенком:

- на что похож ваш гнев?

- можете ли вы изобразить его в виде рисунка или слепить ваш гнев из пластилина?

3. Обсудите с детьми их рисунки или скульптуры:

- что изображено на них?

- что чувствовал каждый ребенок, когда изображал свой гнев?

- может ли кто-то поговорить от лица своего рисунка?

- изменилось ли состояние ребенка, когда он полностью прорисовал свой рисунок?

4. Спросите детей, что им хочется сделать со своими произведениями (разорвать его, выбросить, нарисовать новый). В случае, когда дети хотят нарисовать новый рисунок или исправить что-то в данном, нужно обсудить:

- что чувствует ребенок, когда рисует новый вариант?

- попросить проговорить от лица нового рисунка

- изменилось ли состояние ребенка теперь?

Раздел

Ритуал приветствия.

2. Упражнение «Вежливые слова»

Игра проводится с мячом и в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо назвать только слова приветствия (здравствуйте, привет, добрый день и т.д.), благодарности (спасибо и т.д.), извинения, прощания и т.д.

Упражнение «Рубка дров»

Ведущий: “Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: “Ха!””

4. Беседа «Почему мы ссоримся?»

Психолог просит детей высказаться по вопросам:

- что такое ссора?

- как она возникает, с чего начинается?

- был ли в вашей жизни хотя бы один раз, когда ссору начали вы сами? И что вы при этом сделали?

- а что вам нравится в ссоре? (если вы часто ссоритесь, значит в ссоре есть что-то привлекательное для вас)

- а что не нравится в ссорах?

- если бы ссора имела цвет, то какого бы цвета она была?

- а какая ссора на вкус?

- а если ссору потрогать, то какая она?

- а какая ссора на слух?

5. Рисование

Ведущий предлагает нарисовать детям ситуацию, в которой у них произошла ссора (когда они злились или злятся на кого-то).

Дети комментируют рисунки, и устраивается проигрывание ситуаций и способов выхода из них

6. Рефлексия

7. Ритуал прощания.

 

Ритуал приветствия.

2. Игра «Это я. Узнай меня!»

Ведущий предлагает детям сесть как им удобно: «Сейчас тот, кто первый захочет, отойдет, сядет и повернется к остальным спиной. Все остальные по очереди должны подойти, ласково погладить его по плечу со словами приветствия. Нужно узнать того, кто дотрагивается, и назвать его имя».

3. Ввод правил борьбы с гневом

1.Прежде, чем перейти к действию, скажи себе «Стоп!».

2.Прежде, чем перейти к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.

3.Прежде, чем перейти к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно делать до 10 раз.

4. Прежде, чем перейти к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.

5. Относись бережно к вещам.

6. Говори уважительно со старшими.

7. Держи руки при себе.

8. Легкие мячики, которые можно швырять в мишень; мягкие подушки, которые можно пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить

Беседа «Мои добрые дела»

Психолог предлагает детям вспомнить, какие хорошие поступки они в своей жизни совершили. Анализируется, что испытывали люди, по отношению к которым были совершены эти поступки, и что ощущали при этом сами дети. Все вместе пытаются ответить на вопрос: что мешает нам делать больше добрых дел?

Каждый ребенок получает домашнее задание:

1) Сделать доброе дело для кого-нибудь из родных, знакомых, друзей – любого нуждающегося в помощи человека, и рассказать об этом на следующем занятии;

2) Изобразить на бумаге свои добрые дела и принести рисунки

 

Занятие 3. «Сочувствие»

Цель: адаптация ребенка к новым способам поведения, предоставить возможность детям увидеть различные варианты поведения, проследить последствия выбранного поведения, развитие у детей навыков рефлексии, чувства эмпатии, нравственных представлений, обучение детей техникам ауторелаксации и саморегуляции.

 

Ритуал приветствия.

2. Упражнение «Каким бы я хотел быть и какой сейчас»

1. Детям предлагается нарисовать себя, какой он есть сейчас и каким бы хотел стать. После показа рисунков в кругу с каждым участником обсуждается (а ребята помогают советами - как стать лучше) какие шаги нужно предпринять, что бы соответствовать своему образу, какие ему присущи черты, и как в себе их развить.

2. После этого каждый ребёнок рисует для себя поэтапную «дорожку - лестницу» к вершине своего совершенства, изображая себя на каждом этапе восхождения (какие качества он прибавляет себе с каждой ступенькой и какие поступки совершает, что бы быть лучше.)

Беседа «Сочувствие»

(Приложение 5)

5. Упражнение «Черепаха» (на ауторелаксацию и саморегуляцию)

«Как ведет себя черепаха, если ее что-то испугало? Правильно, она прячется в панцирь, втягивая в него голову и лапки. Представим себе, что мы – черепахи и что-то нас испугало и расстроило».

Дети вслед за тренером «прячутся в панцирь»: голова втянута и опущена на грудь, руки сжимаются в кулачки и крепко прижаты к груди, ноги поджаты. В таком положении нужно подольше задержаться, зафиксировав напряженное состояние. После этого руководитель говорит, что «опасность миновала», и все начинают медленно расслабляться. Важно дать детям разницу между напряжением и расслаблением.

Затем психолог советует ребятам всякий раз, когда их что-то расстраивает или огорчает, представить себя черепахами и мысленно «прятаться в панцирь», чтобы не наделать глупостей, не наговорить ненужных слов, о которых они потом будут сожалеть.

6. Рефлексия

7. Ритуал прощания.

Занятие 4. «Сотрудничество»

Цель: обучение детей эффективным способам общения, формирование позитивной самооценки и уверенного поведения

Ритуал приветствия.

Игра «Хлопки»

Дети встают в круг. Выбирается один водящий, которого ставят в начало круга. Затем водящий делает хлопок в ладоши, следующий за ним повторяет, за вторым – третий и т.д. Водящий подходит к любому месту в круге, после чего движение хлопков должно начаться с этого места и далее, пока водящий не укажет другое место. Место постоянно определяет водящий.

3. Упражнение “Попроси игрушку”

(вербальный вариант)

Группа делится на пары, один из участников пары берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник должен попросить этот предмет.

Инструкция участнику 1:” Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать”.

Инструкция участнику 2: “Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали”.

Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Упражнение «Сундучок»

1. Ведущий: «У каждого внутри есть свой сундучок сокровищ. Закройте глаза и представьте его. Какого он цвета? Размера? Закрыт или открыт? Можно ли нам в него посмотреть? Можно ли воспользоваться содержимым (всем или избранным)?

2. Обсуждение в кругу.

У каждого есть свой сундучок и свои сокровища. И нам хочется, чтобы они были, и их было побольше. Давайте будем их собирать и хранить. Если понимаешь, что они не нужны, то поделись ими с другими – тем, кому они нужны, и начни собирать новые – нужные тебе.

Упражнение «Добрый стул»

Ведущий предлагает всем ж







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.