Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Осужденных и профилактика их негативных влияний





В исправительно-трудовой психологии исследуются психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, привлечения их к трудовой деятельности, адаптации к существованию в общепринятой человеческой среде; динамика личности осужденного, факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных; проблемы эффективности наказания, соответствие исправительного законодательства задачам исправления осужденных; разрабатываются практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных.

Изучая влияние социальной изоляции на осужденного, В. Ф. Пирожков (2001, с. 361) выделяет пять основных факторов, которые с психологической точки зрения обладают сходным воздействием на личность несовершеннолетнего, а также, по нашему мнению, на личность взрослого человека.

Во-первых, личность приобретает особое правовое положение, заключающееся в ограничении прав на свободное передвижение по территории страны, на собственный распорядок дня и образ жизни, на удовлетворение различных жизненных потребностей и т. п.

Во-вторых, у личности в условиях социальной изоляции появляются специфические обязанности, т. е. обычные для свободного человека нравственные нормы приобретают правовой характер, их нарушение может привести к негативным последствиям.

В-третьих, сам факт социальной изоляции носит стигматизирующий характер, т. е. лицо, изолированное от общества, приобретает статус преступника или правонарушителя, подвергнутого уголовному наказанию или принудительным мерам перевоспитания; с субъективной точки зрения он относится к людям «второго сорта», что вызывает его переживания относительно своей социальной неполноценности и активизирует механизмы ее компенсации и психологической защиты.

В-четвертых, изоляция от общества связана с принудительным изменением образа жизни и включением либо несовершеннолетнего, либо взрослого человека в новые для него виды деятельности — работу в производственных мастерских учреждения, участие в общественной жизни коллектива, в самодеятельности, спорте и т. д.

В-пятых, осужденный в условиях социальной изоляции включается в специфическую среду, где собраны лица с разной степенью социально-педагогической запущенности и криминальной зараженности, т. е. в условия «тюремной субкультуры», которая оказывает на него непосредственное воздействие и таит в себе опасность его дальнейшей криминализации.

В. Ф. Пирожков (2001, с. 363-364) акцентирует внимание на особой системе социального времени, где точками отсчета становятся начало и окончание срока социальной изоляции. Поэтому в индивидуальной работе с осужденным необходимо учитывать его прошлый жизненный путь и отношение к нему, поведение подростка в условиях социальной изоляции и отношение к самому факту изоляции и всем действующим в ней факторам, его отношение к своему будущему (планы, ориентация, перспективы и т. д.).

Автор выделяет следующие типичные, постоянно сменяющие друг друга жизненные ситуации в настоящем:

фрустрация — ломка и крушение прежних жизненных планов и перспектив в связи с арестом (изоляцией); появление новых «тюремных» перспектив, что очень важно для наиболее эффективного воздействия на личность;

прессинг — ситуация, вызываемая сверхсильным давлением криминальной среды на личность, что существенно искажает мотивы и поведение;

ситуация психической травмы, связанная с самим фактом социальной изоляции: разрушаются прежние привычные связи, изменяется круг общения, а также сопутствующие этому обстоятельства;

ситуация научения администрацией и осужденными, что ему можно, а что запрещено делать;

ситуация подражания, как следствие наблюдения за поведением других, более опытных осужденных сумевших «хорошо» устроиться в колонии (тюремном учреждении, следственном изоляторе).

Несомненно, в исправительно-трудовом учреждении успех индивидуально-воспитательного воздействия на осужденных зависит от того, насколько полно изучены личности каждого из них.

Источниками получения информации о личности и методами ее исследования могут быть (Еникеев М. И., 2000, с. 348):

1) материалы личного дела осужденного и иные документы — ознакомление с автобиографией и характеристиками, данными различными учреждениями и следователем, с содержанием приговора и другими материалами личного дела, выявление ценностно-ориентационных и поведенческих особенностей осужденного, его ролевого статуса в преступном сообществе, поведение в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства, анализ публикаций, переписки, социальных связей;

2) объективное и включенное наблюдения — получение и анализ данных о личностных качествах осужденного, проявляющихся в различных условиях, особенностях его взаимоотношений с людьми в зависимости от их группового статуса, о предпочитаемом стиле поведения, объекте повышенной ориентации, деформированное™ отдельных социальных качеств;

3) изучающая беседа (метод опроса) по определенной программе — получение сведений от осужденного с целью выявления личностных позиций, системы его отношений к различным социально значимым явлениям, жизненного пути, возможностей опоры на положительные качества личности;

4) анализ данных медицинского (соматического и психического) обследования — ознакомление с состоянием физического и психического здоровья осужденного, с рекомендациями по организации его труда и быта;

5) анализ данных о психических и интеллектуальных особенностях личности (уровне интеллектуальных возможностей, широте кругозора, глубине и обоснованности суждений), особенностях волевой и эмоциональной сфер;

6) анализ результатов различных воспитательных воздействий.

В зависимости от срока пребывания в пенитенциарном учреждении изменяется система отношений и переживаемых психических состояний осужденного. Эта динамика имеет свои закономерности, отражающиеся в трех стадиях.

В первоначальной стадии, длящейся около 3-6 месяцев, происходят адаптация, «вживание» в новую среду. Затем наступает основная стадия, когда осужденный приобретает устойчивый синдром «лишенного свободы», психическое состояние становится достаточно устойчивым, фон настроения выравнивается. Последняя стадия, предшествующая выпуску (освобождению от наказания), обычно наступает за 3-5 месяцев до окончания срока заключения.

Следует отметить, что длительное пребывание осужденного в условиях строго надзора и регламентации всех сфер жизнедеятельности подавляет механизм психической саморегуляции, вследствие чего может возникнуть необратимый процесс регресса личности. Некоторые авторы определяют этот срок от 6 лет изоляции и более.

Одним из наиболее впечатляющих примеров того, какую власть могут иметь над людьми ситуация и социальные роли, является эксперимент по имитации тюрьмы, так называемый Стэнфордский тюремный эксперимент, проведенный Ф. Д. Зимбардо (2000, с. 296). В рамках прохождения курса «социальной психологии» студентам предложили изучить взаимодействия людей различных групп в тюрьме. Для этого полностью воспроизвели материальную и психологическую обстановку тюрьмы. Вначале все участники, естественно, считали эту ситуацию игровой, затем начали воспринимать ее всерьез. В итоге получилось следующее. Поведение надзирателей отличалось вербальной и физической агрессией: они оскорбляли, угрожали, проявляя обезличивающее отношение к заключенным. Заключенные, в свою очередь, с каждым днем становились все пассивнее, редко предпринимали действия по своей инициативе. Уровень агрессии надзирателей все возрастал; в результате примерно одна треть надзирателей настолько деградировала, что их поведение можно было назвать садистским. У заключенных же наблюдались глубокая депрессия, негативизм, проявлялась склонность к причинению вреда другим людям. При прослушивании записи разговоров заключенных выяснилось, что в 90 % их тематикой были тюремные условия, права, наказания, тревоги, жалобы, пища, т. е. сохранялась иллюзия тюремного заключения.

Итак, поведение надзирателей отличалось жестокостью и злоупотреблением властью, поведение заключенных — проявлением приобретенной в тюрьме беспомощности. Весь эксперимент длился всего около одной недели. Участники его тщательно отбирались по критериям нормальности, эмоциональной устойчивости, однородности личностных качеств. На основании полученных данных авторы сделали вывод о том, что поведение участников эксперимента определялось исполняемой ролью, и это нельзя было объяснить ранее существовавшими чертами характера или так называемой «преморбидной» историей. Все зависело от ситуации!

2.Основными средствами исправления личности осужденного являются образование, организованная жизнь в коллективе, режим и труд.

Обучение воспитывает и перевоспитывает личность, если соблюдаются определенные условия (Ковалев А. Г., 1968, с. ИЗ):

1) сообщаемые сведения являются научными, истинными, т. е. правильно отражают мир и объясняют его;

2) знания доступны для восприятия;

3) знания воздействуют не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферу личности, что определяет готовность человека к действию;

4) осуществляется профессиональная ориентация заключенных, помогающая выбору профессии;

5) человек приобретает необходимые умения и навыки в труде, узнает о поведении в обществе.

В исправительно-трудовых учреждениях должны создаваться административные, моральные и материальные условия для трудовой деятельности осужденных. У них следует воспитывать: дисциплинированность, т. е. способность сознательно и ответственно относиться к заданиям, выполняя их согласованно с другими и в намеченные сроки; коллективизм, т. е. способность совместно работать в интересах реализации целей и задач коллектива; творческое отношение к труду.

Коллектив в пенитенциарном учреждении создается как жизненное условие исправления и перевоспитания заключенных. Должна учитываться их совместимость. При распределении по отрядам и осуществлении контроля за динамикой совместимости и своевременным принятием мер по перемещению осужденных рекомендуется привлекать к работе психологов. Проведение досуга также является важным условием для поддержания коллектива. Следует выделять больше материальных средств, помещений, создавать условия для занятий музыкой, спортом (приобретать спортивный инвентарь, материалы для вырезания по дереву, чеканки, музыкальные инструменты и т. д.), предоставлять возможность заниматься в свободное от работы время личными делами, не допуская нарушений поведения «авторитетами».

Научные исследования и практика отечественных испра­вительных учреждений свидетельствует, что в них расслоение осуж­денных на определенные статусно-групповые категории происходит, прежде всего, в зависимости от ориентации на групповые нормы - определенные правила, стандарты поведения, которые приняты в оп­ределенных группах и которым должно подчиняться поведение ее чле­нов.

Если поведение осужденного, в первую очередь, регулируется нравственными и правовыми ценностями, ориентацией на соблюдение правил внутреннего распорядка, стремлением позитивно изменить се­бя, преодолеть преступные стереотипы и оказывать помощь админист­рации учреждения в противодействии насаждению в зоне воровских традиций. то данных осужденных относят к группе актива колонии. Эта группа осужденных состоит из лиц, твердо вставших на путь исправления, активно участвующих в трудовом процессе и обществен­ной деятельности, в организации самоуправления осужденных.

Однако сотрудники колоний встречаются и с фактами, когда в актив стремятся попасть осужденные, которые внутренне не раскаяв­шись в совершенном преступлении и не имея установки на ведение правопослушного образа жизни после освобождения, в то же время в силу корыстных интересов (возможности использования предоставляе­мых законом льгот и условно-досрочного освобождения) демонстриру­ют псевдоподдержку требований администрации. Поэтому умение изоб­личить подобных типов людей с двойной моралью и убедить их в па­губности последнего есть свидетельство профессионально-педагоги­ческого мастерства сотрудников пенитенциарных учреждений.

Ко второй группе осужденных (причем, наиболее многочислен­ной) – “нейтралам” (или “пассиву”) – относят тех, кто, с одной стороны, внешне солидарен с официальными нормами и выполняет тре­бования администрации (не нарушает режим, хорошо трудится и т.д.), а с другой – открыто не осуждает поведение нарушителей ре­жима, уклоняется от прямой поддержки инициатив администрации и актива, т.к. считаются со многими неофициальными нормами, сущест­вующими в среде осужденных. Подобная двойственность в стратегии их поведения, когда поступки прежде всего зависят от создавшейся ситуации, требуют значительных воспитательных усилий со стороны сотрудников исправительных учреждений. Ведь в зависимости от то­го, на чью сторону удастся соориентировать “нейтралов”, во многом и будет зависеть динамика развития оперативной обстановки в уч­реждении.

К третьей группе осужденных - “отрицаловке” (“блатарям”) - относятся те лица, для которых основным регулятором поведения выступают нормы, сформулированные в “воровском законе”:

оппозиция, а порой и открытое противодействие администра­ции учреждения;

уклонение от участия в общественно-полезном труде либо ра­бота без усердия;

стремление доминировать над другими осужденными и жить за их счет;

материальная и физическая поддержка нарушителей режима (в том числе “подогрев” находящихся в ШИЗО и ПКТ);

категорическое неучастие в работе самодеятельных организаций и пренебрежительное отношение к ним, борьба с активом за сферы вли­яния и т.д.

В последние годы наблюдается тенденция увеличения численнос­ти данной категории осужденных. Это привело к повышению их агрес­сивности, моральному и физическому давлению по отношению ко всем осужденным, которые не придерживаются “воровского закона”, усиле­нию неповиновения администрации, организации побегов, захватов заложников, массовых беспорядков.

Четвертая группа осужденных - “пренебрегаемые”. Это лица, чье поведение противоречит как официальным (нравственно-право­вым), так и неофициальным (“воровским”) нормам и обычаям.

профилактических мероприятиях важно применять и правильно использовать психологические знания. Профилактическая работа в местах лишения свободы преследует следующие цели: исключать внутренние правонарушения и преступления, пресекать недостойное поведение.

Сложно проходит реадаптация освобожденного к жизни на свободе. Отсутствие жилья, средств к существованию, настороженное или негативное отношение родственников, утрата прежних социальных взаимосвязей и т. д. затрудняют обратное вхождение в нормальную жизнь большинства освободившихся из заключения. Наибольшая вероятность совершения нового преступления приходится на первый год после освобождения. Естественно, что одной психологической решимости начать новую жизнь недостаточно. Нужны дополнительные меры социальной защиты данного контингента лиц.

Методы, способствующие реадаптации бывших осужденных, могут быть весьма нестандартными. Так, по данным Чалдини Р. (2000, с. 161), некоторым обитателям нью-йоркской тюрьмы, имеющим изъяны на лице, во время их пребывания в заключении сделали пластические операции; другим преступникам с похожими изъянами операции не сделали. Более того, некоторым заключенным была оказана помощь (консультирование, обучение и т. д.) с целью их реабилитации. Проведенная через год проверка отчетов показала, что после освобождения те, кому сделали косметические операции, значительно реже попадали обратно в тюрьму (кроме героинозависимых наркоманов).







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.