Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 8. ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ





1. Психологические особенности несовершеннолетних

2. Виды групп несовершеннолетних

1 .Одна из острейших проблем, которая закономерно беспокоит общество и государство, — проблема постоянного роста преступности. Особую тревогу вызывает увеличение числа правонарушений, совершаемых наиболее уязвимой и восприимчивой частью населения — детьми и подростками. Практика свидетельствует о серьезном обострении криминальной ситуации в молодежной среде. Так, практические работники приводят данные о том, что количество преступлений, совершаемых подростками, увеличилось с 1974 г. почти в 4 раза за последние четверть века (Егоршин В. В., 1993; Гилинский Я. И., 2003; Шестаков Д. А., 2003) и является «болевой точкой» криминальной ситуации в стране; криминальная пораженность несовершеннолетних почти в 3 раза выше по сравнению с населением в целом (Волгарева, 1995). Более того, в отличие от взрослых у несовершеннолетних с асоциальным и антисоциальным поведением особо велика доля латентных преступлений, которая по отдельным категориям дел в 3-5 раз превышает регистрируемую (Каневский Л. Л., 1991).

При этом различают три основные причины ла тентности преступлений: естественную (когда органам, регистрирующим преступления, неизвестно о них); искусственную (когда правоохранительным органам стало известно о факте преступления, но они его не регистрируют); пограничную (правоохранительным органам известно о событии, но они ошибочно воспринимают его как непреступное) (Гилинский Я. И., 2004).

Зарубежные авторы также отмечают высокую латентность преступлений у подростков: «... приблизительно лишь от 3 до 15 % серьезных правонарушений заканчиваются вмешательством полиции в той или иной форме, несовершеннолетним преступникам, совершающим более одного серьезного правонарушения, удается избегать обнаружения на протяжении 86 % времени в течение пятилетнего периода» (Бартол К., 2004, с. 42). В России рост криминальной активности молодежи наблюдается с 1989 г. на фоне снижения численности этой возрастной группы в общей популяции.

Кроме количественных, существуют и качественные изменения: увеличивается число преступлений, совершаемых подростками, имеющими психические отклонения; возрастают агрессивность несовершеннолетних мужского и женского пола и, как следствие, насильственная преступность. Также отмечается выраженный рост психосоциальных расстройств: злоупотребление психоактивными веществами, сексуальные девиации, бродяжничество и т. д., что характерно для подростков с асоциальным и антисоциальным поведением.

Практика свидетельствует о низкой эффективности борьбы с криминальной ситуацией в молодежной среде и профилактических мер (Корецкий Д., 2003; Преступность среди социальных подсистем: Новая концепция и отрасли криминологии, 2003). Среди объективных факторов роста преступности несовершеннолетних можно выделить следующие причины: обострение социально-экономической ситуации в стране; идеологическая дезориентация широких слоев населения; утрата культурных и нравственных традиций; падение уровня правовой культуры и уважения к закону на фоне слабой правовой осведомленности подростков и их родителей; проблема занятости и коммерциализация центров досуга; культ наживы любым путем в сочетании с алкоголизацией и наркотизацией значительных слоев населения и т. д.

Широкое распространение приобрела криминальная субкультура, так как «громадное число людей в населении страны прошли школу ВТК и ИТУ, общежитий ПТУ и армейских казарм с их нравами и неписаными правилами. Иррадиация этого слоя очень высока. Если слой не сужается и не истончается, его негативное влияние на подростков будет неизбежно нарастать» (Панкратов В. В., 1996, с, 53-54); «пропаганда криминальных обычаев и следование традициям преступной и тюремной жизни — характерная особенность российского криминалитета» (Кочетков А., 2001, с. 30).

В то же время на социальные позиции и поведение несовершеннолетних влияет низкая социальная и правовая их защищенность, что очень убедительно доказывают в своих работах ведущие криминологи России Д. А. Шестаков (2003) и Я. И. Гилинский (2004).

Следовательно, на современном этапе развития России отмечен стремительный рост деструктивных механизмов и форм поведения: делинквентные, криминальные, девиантные, аддиктивные, саморазрушающие формы поведения, аномальные личностные реакции, взрыв насилия, социальная фрустрированность и апатия, что наиболее ярко проявляется в пубертатном возрастном периоде.

В подростковом возрасте интенсивность и формы проявления отклоняющегося поведения зависят от психологических особенностей, возрастных непатологических ситуационно-личностных реакций, особенностей характера и социально-педагогической запущенности.

Считается (Клейберг Ю. А., 2001, с. 17-18), что при отклоняющемся поведении у подростков наблюдаются: высокая аффективная заряженность поведенческих реакций; импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию; кратковременность реакций с критическим выходом; низкий уровень стимуляции; недифференцированная направленность реагирования; высокий уровень готовности к девиантным действиям.

Исходя из социально-психологических критериев, обычно предлагают следующую классификацию нарушений поведения у подростков:

антидисциплинарное (асоциальное поведение, противоречащее общепринятым нормам и опосредованно наносящее вред обществу);

антиобщественное (антисоциальное поведение, направленное против общества, т. е. включающее в себя прямые или косвенные разрушительные тенденции с элементами или без элементов враждебного отношения к обществу);

делинквентное поведение и аутоагрессивные действия.

В начале 90-х гг. XX в. появилась интересная типология нарушений поведения, названная Ю. В. Поповым (1991) саморазрушающим поведением подростков.

К первому типу относятся такие действия и поступки, которые могут представлять угрозу для жизни индивидуума, т. е. наблюдается суицидальное поведение. Однако занятия рискованными видами спорта (автои мотогонками, альпинизмом, боксом и др.), выбор опасных для жизни профессий (пожарника, горноспасателя, каскадера и др.) Ю. В. Попов не сводит к подсознательному стремлению к смерти в отличие от некоторых специалистов, занявших психоаналитические позиции. Наоборот, стремление испытать себя, т. е. преодолеть максимальные трудности и выйти победителем, обусловлено скорее всего уверенностью в себе, избытком, а не недостатком жизненных сил.

Ко второму типу относится такое поведение, которое наносит физический ущерб организму, — от «нездорового» образа жизни (алкоголизма, токсикоманического поведения, наркомании) до аутоагрессии и самоповреждений. Наиболее широко распространен третий тип поведения, которое не отвечает общечеловеческим нормам поведения и нравственности и разрушает духовный мир человека (делинквентное поведение, сексуальная распущенность и т. д.).

Безусловно, социальные нормы поведения — это важнейшее средство воздействия на индивида и формирование определенного типа поведения. Специфика представленности социальных норм в сознании и подсознании, их влияние на внутренний мир личности, мотивационную сферу имеют большое значение.

Нельзя не согласиться с Ю. В. Поповым в том, что основа морали и нравственности в предельно сконцентрированном виде выражена в десяти заповедях Ветхого завета, в Нагорной проповеди Нового завета, в той или иной форме повторяется и в других религиях. Главное в том, что в них находят отражение веками накопленные общечеловеческие ценности и нормы поведения. «Произошел как бы естественный отбор привычных норм общения и поведения. Поведение человека, отклоняющееся от общепринятых норм, неизбежно приводило бы его в той или иной мере к жизненному краху, то есть происходило бы саморазрушение» (Попов Ю. В., 1991, с. 8). К четвертому типу относится поведение, которое наносит ущерб будущему социальному статусу, но не связано с причинами первых трех типов (так, подросток бросает учебу, чтобы сделать неприятное своим родителям).

Существуют данные о том, что при длительной социальной дезадаптации (более 1 года) у большинства детей и подростков с криминальной активностью проявляются следующие черты личностной деформации:

• отсутствие интереса к познавательной деятельности и связанная с социально-педагогической запущенностью когнитивная дефицитарность;

• отсутствие способности к эмпатии (сочувствию);

• стремление к получению простых удовольствий без определенного волевого усилия и труда;

• неустойчивое настроение со склонностью к раздражительности, гневливым реакциям, состоящим из безмотивного внутреннего напряжения в сочетании с неадекватным, аффективно усиленным реагированием (по агрессивному типу) на конфликтные ситуации;

• индифферентное или пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям, облегченное усвоение навыков социального поведения и общий социально-правовой нигилизм;

• выраженная эгоцентричность с чувством правомерности своего асоциального поведения; повышенная подверженность влиянию взрослых правонарушителей или групповому воздействию;

• раннее начало курения, ранняя алкоголизация и т. д. (Агрессия и психическое здоровье, 2002, глава 5.

Гурьева В. А., Макушкин Е. В., Вострокнутов Н. В., Дозорцева Е. Г., Демичев Н. К., Кондрашин И. Ю. Криминальное агрессивное поведение подростков, с. 111 -141).

По мнению В. В. Лунеева (1986), для подростков характерны импульсивные и ситуационные мотивы, ложное самоутверждение, групповое поведение, обусловленное внушением, подражание подросткам, привлекавшимся к уголовной ответственности.

Одни авторы считают, что основу противоправного поведения подростков составляет насильственно-эгоистическая мотивация, сопровождающаяся высокой эмоциональностью и ситуативностью (Илешева Р. Г., 1990; Реан, 1996). Лругие авторы главным считают потребность подростка в самоутверждении через насилие (Кондратенко, 1986). Практические работники (Игошев К. Е., 1977) выделяют у несовершеннолетних правонарушителей такие мотивы, как желание завоевать авторитет у товарищей, корыстные мотивы, подражание, обида, месть и «неопределенные» мотивы.

В. Н. Кудрявцев (Кудрявцев В. Н. с соавт., 1984; Кудрявцев В. Н., 1986) предложил 2 типологии мотивов девиантного поведения.

Одна включает в себя в зависимости от мотивов и потребностей все виды девиантного поведения: 1) отклонения корыстной ориентации; 2) отклонения агрессивной ориентации, вызванные мотивами мести, неприязни, вражды, неуважения к человеку; 3) отклонения социально-пассивного типа, связанные с психологией отчуждения от интересов общества и коллектива.

Другая типология имеет 4 вида мотивов правонарушений: 1) идейно-политические; 2) материальная заинтересованность; 3) мотивы межличностного общения; 4) анархистско-индивидуалистические мотивы или мотивация «социальной пассивности». Авторы убеждены, что для подростков характерны 3-й и 4-й виды мотивов правонарушений.

2 вопрос.Практические работники отмечают тот факт, что для подавляющего большинства несовершеннолетних правонарушителей характерны групповые формы совершения преступлений. А. И. Гуров (1992) утверждает, что групповая преступность среди несовершеннолетних в 3 раза выше, чем среди взрослых. Выделяются несколько видов групп с точки зрения отношения уголовного закона к поведению их членов.

К первой группе относятся неформальные молодежные объединения с социально одобряемыми целями и правомерными способами их достижения — социально-инициативные и творческие объединения.

Вторую группу составляют объединения с социально одобряемыми и социально нейтральными целями и противоправными способами их достижения — спортивные фанаты, качки, рокеры, металлисты и др.

Третья группа включает в себя объединения с социально и нравственно вредными целями и правомерными способами их удовлетворения — попперы, хайлайфисты и т. п., целью которых является стремление унизить и подчинить сверстников чрезмерными (по обычным стандартам) материальными возможностями и подаренными их родителями привилегиями.,

Четвертая группа — это объединения с асоциальными целями и противоправными способами их достижения. Особую опасность этим группам придает разновозрастной характер; несовершеннолетние участники обучаются навыкам конспирации, рукопашного боя, втягиваются и «повязываются» лидерами, заставляющими совершать противоправные поступки.

Отдельно существуют неформальные группы, формирующиеся по месту жительства (Файн А. П., 1991). Они способствуют освоению навыков социального поведения; присваивают себе первичный статус; облегчают ощущение потери связей с родительским домом; передают специфические для подростков и данного молодежного слоя ценностные представления; удовлетворяют потребность в гетеросексуальных контактах: «Именно эти гомогенные в возрастном отношении группы, не терпящие участия взрослых, и являются собственно неформальными, так как образуются инициативно, обладают в высшей степени адаптивной структурой и быстро реагируют перестановкой сил при изменении параметров социальной среды обитания» (Файн А. П., 1991, с. 46). Но тут же отмечается, что подверженность неформальных групп уголовной трансформации поразительно высока (Беличева С. Л., 1993).

К числу субъективных предпосылок, способствующих возникновению асоциальных групп И. П. Башкатов (2002, с. 105-106) относит:

1) стремление отчужденных подростков удовлетворить свою потребность в интимно-личностном общении и тем самым улучшить свое положение в системе межличностных отношений со сверстниками;

2) потребность подростков в эмоциональном благополучии, признании, взаимопонимании, сочувствии;

3) страх перед социальной изоляцией, одиночеством;

4) потребность в престиже, самоутверждении;

5) стремление обособиться от взрослых, показать свои «взрослость*, самостоятельность;

6) возможность свободного установления межличностных отношений и общения, обмена мыслями, представлениями, мнениями, чувствами, интересами и т. п. в процессе совместной асоциальной деятельности, отсутствие контроля со стороны официальных органов;

7) сходство социально враждебных потребностей, интересов, склонностей, ценностных ориентации;

8) единство асоциальных целей в совместной деятельности с индивидуальными потребностями подростков, стремление к их удовлетворению.

Е. В. Змановская (2003, с.105) выделяет пять групп подростков-правонарушителей.

Первую группу составляют подростки, у которых вследствие ряда причин оказываются неразвитыми высшие чувства (совесть, чувство долга, ответственность, привязанность к близким) или представления о добре и зле, что искажает их эмоциональную реакцию на поступки.

Ко второй группе отнесены подростки с гипертрофированными возрастными реакциями, что указывает на преходящий характер их оппозиционного и антисоциального поведения.

Третью группу составляют те, кто устойчиво воспроизводит делинквентное поведение своего непосредственного окружения, и для кого такое поведение является привычным и нормальным (с отрицательным образом самого себя, отсутствием навыков самоконтроля, слабо развитой совестью, потребительским отношением к людям).

К четвертой группе относятся подростки с психическими и невротическими расстройствами (у них наряду с делинквентным поведением присутствуют болезненные симптомы или признаки интеллектуального недоразвития).

Пятая группа состоит из подростков, сознательно выбирающих делинквентное поведение (не страдающих психическими расстройствами, обладающих достаточным самоконтролем и понимающих последствия своего выбора).

При анализе корреляций между психическими аномалиями и делинквентным поведением у несовершеннолетних В. А. Гурьева и В. Я. Гиндикин (1994) пришли к выводу о том, что у 51,3% подростков-правонарушителей обнаруживаются психические.аномалии. Среди них первое место занимали пограничные состояния (неврозы и психогенные депрессии невротического уровня — 11% от числа обследованных с психическими аномалиями, патохарактерологическое развитие и психопатия — 30,5%); на втором месте — остаточные явления раншгх органических поражений головного мозга — 18,2%, а также коррелирующие с ними задержка психического развития и олигофрения — 9,0%; на третьем месте — хронический алкоголизм — 13,0% и он же, но осложненный наркоманией, — 2,5%; далее следуют патологические пубертатный криз — 2,5% и эндогенные психозы — 2,0% наблюдений.

Отмечается, что «аномальные характеристики свойственны личностям не только с явной патологией психики, но и невротичным, психопатизированным» (Алексеева Л. В., 2004, с. 158). И. А. Кудрявцев и О. Ф. Семенова (2002) пишут о том, что биологическим фоном подростковой делинквентности являются высокая частота различных психических аномалий, достигающая 40-60%, осложненные роды и органическая патология. Такая же картина наблюдается в зарубежных исследованиях 200 несовершеннолетних правонарушителей мужского пола в возрасте от 12 до 19 лет, где у одной трети из них были обнаружены личностные расстройства (шизотипическое, параноидное или пограничное), почти у 20% выявились какие-либо специфические нарушения развития и/или дефицит внимания, почти у 50% правонарушителей показатели IQ не превышали 85 (уровень интеллекта — в рамках низкой нормы) (Фернхем А., Хейвен П., 2001).

Большая часть отечественных и зарубежных исследований, направленных на изучение условий, способствующих нарушениям поведения у детей и подростков, в частности асоциального и антисоциального, во многом связана с недостатками семейного воспитания.

Анализируя достаточно большой объем научных трудов, посвященных роли семьи в формировании нарушений поведения у подростков, можно условно разделить эти семьи на три блока.

первому блоку относятся типы негармоничных семей. Здесь на первый план выступают нарушенные взаимоотношения между родителями. Приводятся данные исследования родительских семей подростковправонарушителей, где наблюдаются ссоры и скандалы (39% семей), при ссорах дело доходит до драки (24%), происходит постоянная вражда между супругами (12%), только у 24% констатированы нормальные взаимоотношения (Кормщиков В. М., 1977). По другим данным, серьезные ссоры отмечаются в 84,3% родительских семей, в 40% случаев доходящие до рукоприкладства. Отмечается тот факт, что драки, т. е. двухсторонние насильственные действия, редки в родительских семьях корыстных преступников, тогда как в семьях насильственных преступников родители зачастую действующих по принципу «без драк в семье не проживешь» (Волошина Л. А., 1990).

В этом же блоке особое внимание уделяется структурно неблагополучным семьям, в которых отсутствует один из родителей (как правило, отец).

Во втором блоке основными остаются психотравмирующие факторы воспитательной практики родителей. При этом в классификациях патогенного типа родительских отношений, неблагоприятных для ребенка, исходят из критериев контроля и эмоционального отношения.

Контроль состоит в первую очередь из требований в виде:

а) обязанностей ребенка в тех заданиях, которые он выполняет — учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи;

б) требований—запретов, когда устанавливаются рамки разрешенных дел и степень отклонения — чрезмерность и недостаточность.

«Безнадзорные дети независимо от того, из каких семей они вышли, чаще подпадают под влияние улицы, более податливы влиянию какого-либо вожака из числа чаще всего старших подростков» (Мансуров Н. С, 1968, с. 29). Замечено, что отрицательные тенденции поведения (грубость, хулиганство, развязность, мелкие кражи, курение, употребление спиртных напитков и т. д.) перенимаются очень быстро.

Отдельно рассматривается вопрос о строгости санкций за нарушение правил ребенком. Так, минимум требований, предъявляемых к ребенку, выражающихся в стремлении оградить его от всех жизненных трудностей, предоставить ему больше различных благ и возможностей, в желании выделить его среди остальных детей на фоне попустительства, отсутствия критики ко многим его поступкам, резко расширяющими границы допустимого, может привести к противоправному поведению. Но особую криминогешюсть целый ряд авторов видит в чрезмерных наказаниях, особенно сопровождающихся грубыми, бурными эмоциональными излияниями. Подобные наказания унижают ребенка, создают новые конфликты, еще больше усиливают антисоциальные и аморальные тенденции в его поведении.

Усвоение агрессивно-жестоких стереотипов поведения в конфликтных семейных условиях с глубоким эмоциональным переживанием ссор между родителями характерно для насильственных преступников (Меньшикова Е. С, 1993). Психологический механизм формирования агрессивного поведения насильственных преступников описывается и экспертиментально подтверждается в исследованиях В. В Устиновой (1990).

Наблюдение и испытание на себе насилия подростком в сочетании с высокой мотивационной готовностью к использованию сформировавшегося агрессивного поведения обычно подкрепляется одобрением со стороны матери, так как внутри такой семьи существуют два враждующих лагеря «мать с сыном—отец». Более того, подросток имеет основания считать свои действия морально оправданными, так как он защищает мать от притязаний пьяного отца, т. е. благородно выступает на стороне слабой женщины. Естественно, это приводит к упрочению складывающегося стереотипа насильственного поведения. Этих подростков с конфликтным типом приспособления отличает критичность по отношению к обстоятельствам жизни в семье и некритичность — по отношению к себе.

Пассивное приспособление, принятие тех или иных факторов семейного неблагополучия за норму, некритичность по отношению к условиям жизни в семье, к своей собственной позиции, отсутствие притязаний в сфере отношений с родителями и другими членами семьи характерно для корыстных преступников.

В третий блок включаются психологические проблемы родителей как источник аномалий семейного воспитания подростков с отклонениями поведения. Эти родители пытаются решать свои проблемы нерациональным путем, зачастую без достаточного осознания ситуации. Так, описываются семьи, «стыдящиеся» своих детей, где сочетается повышенная требовательность с неудовлетворенностью родителей любыми результатами. Подобное отсутствие поощрения ведет к развитию аддиктивного поведения у подростка, возникают асоциальные (вплоть до противоправных) поступки. Некоторые авторы делают акцент на двойственном поведении родителей, когда внешне благопристойная мораль «на людях» дома превращается в противоположность. В итоге у подростка искажается формирование понятий ценностей и нравственной системы отношений, что обусловливает булыпую часть так называемых ситуативных преступлений (Касторский Г. Л., 1993).

Особое криминогенное значение имеет наличие судимых среди близких родственников несовершеннолетних правонарушителей. Отмечается, что несовершеннолетние преступники чаще, чем правопослушные подростки, имеют судимых членов семьи, возвратившихся из мест лишения свободы. Искажение этико-моральных критериев у детей является в рассматриваемой ситуации отражением особенностей жизненных подходов родителей.

Исходя из анализа литературы, посвященной проблеме влияния алкоголизма родителей на отклонения поведения детей, можно выделить три основных направления. Одни ученые основной причиной считают биологический фактор, особенно при наличии матери, злоупотребляющей алкоголем, что ведет к органическому поражению головного мозга ребенка и обусловливает нарушения его поведения. Другие акцентируют внимание на окружающей дезорганизованной социальной среде, которая вносит определенный вклад в психологические характеристики ребенка, приводящие к патологическому формированию его личности.

Большинство же ученых придерживаются мнения о том, что алкоголизм родителей — это сложный фактор отрицательного внутреннего и внешнего воздействий на потомство, приводящий к нарушению его нормального нервно-психического развития.

Для детей в возрасте 6-9 лет из семей алкоголиков характерны реакции астенического типа, отражающие напряженное состояние их нервной системы.

К 10-14 годам их психика принимает уродливые формы и выливается в картину патологического развития личности со следующими ведущими чертами: повышенной тревожности, внутреннего беспокойства, постоянной напряженности, импульсивности, отчужденности, агрессивности, гиперактивности, сниженным самоконтролем. Практически все авторы отмечают, что детям из семей алкоголиков свойственны такие формы нарушения поведения, как систематические кражи, склонность к бродяжничеству, уклонение от обучения, повышенная агрессивность в виде непредсказуемой вербальной и физической враждебности, повышенная конфликтность и т. д.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.