Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. История развития юридической психологии.





Тема 2. История развития юридической психологии.

Вопросы для обсуждения.

1.Ранняя история юридической психологии – XVIII в. и первая половина XIX в.

2. Оформление юридической психологии как науки

3. История юридической психологии в XX столетии.

 

РАННЯЯ ИСТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Как большинство новых наук, возникших на стыке различных от­раслей знания, юридическая психология на первых этапах своего развития не была самостоятельной и не располагала специальными кадрами. Относящиеся к этой дисциплине вопросы пытались ре­шать отдельные психологи, юристы и ученые, специализировавши­еся в других областях знании. Начальный этап развития связан с необходимостью обращения правовых наук к психологии для разрешения специфических задач, которые не могли быть решены традиционными методами правоведения. Юридическая психология, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментально­му исследованию.

Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов в контексте идеи гуманизма, был М. М. Щербатов (1733 -1790). В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых он поднял вопрос об условно - досрочном освобождении от наказания. Он положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

Представляют интерес и работы И. Т. Посошкова (1652-1726), в которых дава­лись психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свидетелей, классификация преступников, затрагивались и некоторые другие вопросы.

Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника обусловило необходимость обращения к психологии для научного их обоснования. Над этим в начале XIX века в России работали В. К. Елпатьевский, П. Д. Лодий, Л. С. Гордиенко, X. Штельцер и др.

Однако сама психология, носившая в то время метафизический, умозритель­ный характер, не могла даже в союзе с уголовным правом разработать достаточно обоснованные критерии и методы изучения человеческой личности.

Значительное количество работ по юридической психологии появилось в Рос­сии в третьей четверти XIX в. Это работы И. С. Баршева «Взгляд на науку уго­ловного законоведения», К. Я. Яновича-Яневского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии», А. У. Фрезе «Очерк судебной психоло­гии», Л. Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» и некоторые другие.

В указанных работах высказывались мысли о чисто прагматическом использо­вании психологических знаний в конкретной деятельности судебных и следствен­ных органов. Так, И. С. Баршев писал, что если судья не знает психологии, то это будет «суд не над живыми существами, а над трупами».

Попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений сде­лана в работах немецких ученых И. Гофбауэра «Психология в ее основных приме­нениях в судебной жизни» (1808) и И. Фридриха «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835).

Психологические вопросы оценки свидетельских показаний занимали и выдающегося французского ученого-математика Пьера Симона Лапласа. В «Опытах философии теории вероятностей», изданной во Франции в 1814 г., П. С. Лаплас де­лает попытку дать материалистическую интерпретацию вопроса надежности судеб­ных решений. Он считал, что вероятность того, что данное показание соответствует действительности, слагается:

■ из вероятностей самого события, о котором повествует свидетель;

■ из вероятности четырех гипотез в отношении допрашиваемого:

а) свидетель не ошибается и не лжет;

б) свидетель не лжет, но ошибается;

в) свидетель не ошибается, но лжет;

г) свидетель и лжет, и ошибается.

Лаплас понимал, насколько трудно оценить правдивость или ложность пока­заний свидетелей из-за большого числа сопровождающих обстоятельств, но считал, что суд в своих суждениях опирается не на математиче­скую достоверность, а лишь на вероятность. Но, тем не менее, схема Лапласа интересна как первая попытка создать научную методику оценки свидетельских показаний.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ и психология лжесвидетельства

 

Тема 5. ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРПЕВШЕГО

Психологические особенности личности потерпевшего

Классификаций потерпевших

Потерпевшим признается физическое лицо, которому в результате преступления причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Признание потерпевшего оформляется постановлением следователя (дознавателя) или суда.

В психологии потерпевшего анализируются факторы, влияющие на формирования его личности — его поведение до совершения преступления, в момент совершения преступления и после совершения преступления, — а также разрабатываются практические рекомендации, касающиеся допроса потерпевших.

Обычно исследование личности потерпевшего рассматривается в двух аспектах (Васильев В. Л., 2002, с. 399):

1) «статистическая область» возраст, пол, национальность, служебное положение и т. д. Ряд этих признаков необходимо выяснить согласно непосредственному требованию закона, более того, некоторые из них могут влиять на квалификацию преступления (например, возраст при половых преступлениях);

2) «динамическая область» — поведение потерпевшего в период, непосредственно предшествовавший событию преступления, и в период события преступления, связь этого поведения с поведением преступника (например, интенсивность нападения в связи с интенсивностью обороны и т. д.).

Психологическая характеристика личности потерпевшего по большей части зависит от (Волков В. Н., 2002,0.149):.

• основ высшей нервной деятельности потерпевшего (сильный, активный, подвижный, т. е.сангвинический тип темперамента при прочих равных условиях находится в более выгодном положении);

• черт характера (волевые качества, инертность, ригидность, импульсивность, нерешительность, застенчивость и т. д.);

• жизненного опыта, имеющего большое значение в поведении потерпевшего по делам о половых преступлениях, преступления на транспорте и т. д.;

• правосознания;

• убежденности в правоте действий, препятствующих преступному посягательству;

• активного, целеустремленного поведения потерпевшего, направленного на отпор и пресечение преступных посягательств, но не выходящего за рамки, которые для данных ситуаций установлены законодательством (пределы необходимой обороны и т. д.).

При рассмотрении поведения, предшествующего преступлению, возникает проблема провоцирующего поведения потерпевшего. Поведение может быть активным, когда потерпевший повышенно конфликтен, агрессивен, груб, не соблюдает правил общежития и т. п.; оно может быть пассивным в случае демонстрации окружающим существенных материальных ценностей, оставления вещей без присмотра в общественном месте (на вокзале, в магазине); оно может быть способствующим в случае распития спиртных напитков со случайными или малознакомыми людьми, прогулки в лесопарковой зоне в ночное время и т. д. Но сразу же следует отметить, что концепция «вклада» жертвы в генезис преступления, доминирующая в 70-80-е гг. XX в. в России, была гипертрофированной и интерпретировалась однобоко.

В последние годы стали все чаще говорить о синдроме специфического поведения жертвы, повышенной способности в силу ряда объективных и субъективных причин становиться «мишенью» для преступных посягательств, что вошло в понятие «виктимность*.

«Виктимностыо часто называют "предрасположенность" индивида к тому, чтобы именно он оказался жертвой преступления; в силу определенных качеств личности, реализуемых в поведении, тот или иной человек в большей или меньшей степени уязвим для преступника. Повышенная виктимность лица может возникнуть в связи с определенной социальной ролью (ряд профессий, как известно, связан с повышенным профессиональным риском); более высокая опасность оказаться жертвой преступления в этих случаях не зависит от поведения индивида или от личностных качеств. И наоборот, повышенная виктимность — как недостаточная способность избежать опасности — может "напрямую" обусловливаться личностными качествами, объективно присущими той или иной категории людей (например, повышенная уязвимость детей, женщин, престарелых, умственно отсталых и т. д.). Итак, в личностной структуре потерпевшего как типа личности имеются те или иные элементы разноуровневого порядка, которые так или иначе являются психологическими предпосылками превращения этой личности в жертву преступления» (Квашис В. Е., 1999, с. 20),

Изучая психологические особенности личности потерпевшего от экономических преступлений, В. Л. Васильев (2002, с. 403) демонстрирует общий психологический портрет жертв фирм, не выполнивших своих обещаний:

1) типичная жертва не обладает знаниями о рыночной экономике и психологии делового общения;

2) существуют психологические стереотипы, эмоциональное невосприятие серьезной негативной информации о фирме;

3) отсутствует фактическая самостоятельность при амбициозном субъективном представлении о возможности добиться успеха;

4) низкий уровень практической культуры делового общения;

5) психологическая ослабленность жертвы.

При психологическом исследовании потерпевших от сексуальных преступлений автором был выявлен более низкий уровень психической адаптации у девочек, подвергшихся сексуальному насилию. Также на основе психологического анализа показано, что у одной части потерпевших наблюдались заниженная самооценка, низкий уровень социальной адекватности поведения в ситуации конфликта, повышенная конформность; у другой части потерпевших, наоборот, — завышенная самооценка с некритичностыо к себе, тенденция брать на себя задачи, превышающие их возможности, склонность к риску.

Зачастую жертвами преступлений становятся дети. Н. В. Тарабрина (2001) выделяет группы детей, которые с высокой вероятностью могут стать жертвами преступных посягательств:

• дети, воспитывающиеся в условиях жестокого обращения в семье, которые враждебно воспринимают мир, готовы быть жертвами насилия со стороны сильных и сами проявляют его в отношении слабых;

• дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности и эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла, а также имеющие отставание в психофизическом развитии, легко поддающиеся внушению, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию;

• уличные дети;

• дети, воспитывающиеся в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нечеткими внутренними границами личности, делающие их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные;

• дети с нервно-психическими расстройствами;

• маленькие дети в силу своей беспомощности;

• недоношенные или с малым весом при рождении (они обычно раздражительны, плачут и доставляют больше проблем родителям).

2. Классификаций потерпевших существует достаточного много. Одной из них является классификация потерпевших по характеру их поведения, предложенная Д. В. Ривманом (2002, с. 54-56).

Агрессивные потерпевшие. Эту группу составляют потерпевшие, поведение которых заключается в нападении на причинителя вреда или других лиц либо в проявлении агрессии в иных формах (оскорблении, клевете, издевательстве и т. д.).

Агрессивные насильники общего плана. Они характеризуются свободным выбором объекта для нападения. По ведущей мотивации это — корыстные, сексуальные хулиганы, негативные мстители, психически больные люди.

Избирательно агрессивные насильники. У них существует конкретный объект нападения. По ведущей мотивации это — корыстные, сексуальные, семейные деспоты, скандалисты, негативные мстители, психически больные люди.

Агрессивные провокаторы общего плана. У этой группы нет четкого объекта посягательства и оно не связано с физическим насилием. По ведущей мотивации это — хулиганы, негативные мстители, психически больные люди.

Избирательно агрессивные провокаторы. У них существует конкретный объект посягательства и оно не связано с физическим насилием. По ведущей мотивации это — семейные деспоты, скандалисты, корыстные, сексуальные, негативные мстители, психически больные люди.

Активные потерпевшие. Потерпевшие, поведение которых не связано с нападением или толчком в форме конфликтного контакта, но причинение им вреда происходит при их активном содействии: они — сознательные подстрекатели, неосторожные подстрекатели, сознательные самопричинители, неосторожные самопричинители.

Инициативные потерпевшие. Потерпевшие, поведение которых имеет положительный характер, но приводит к причинению им вреда: инициативны по должности, инициативны по общественному положению, инициативны в силу личностных качеств.

Пассивные потерпевшие. Лица, не оказывающие сопротивления, противодействия преступнику по различным причинам: они объективно не способны к сопротивлению.

Некритичные потерпевшие. Лица, демонстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценить жизненные ситуации; это люди с низким образовательным уровнем, низким интеллектом, несовершеннолетние, преклонного возраста, больные, некритичные, без очевидных «формализованных» качеств.

Нейтральные потерпевшие. Лица, поведение которых во всех отношениях положительное: оно не было негативным и никоим образом не вызывало преступных действий; в пределах своих возможностей потерпевший критически осмысливал ситуацию. Необходимо разрабатывать систему профилактических мероприятий, которые будут готовить людей к оптимальному, правильному поведению в различных нестандартных, экстремальных ситуациях. Следует также создавать и расширять уже имеющуюся сеть социальной помощи пострадавшим. На международных конференциях последних лет уже разработаны и юридически закреплены основные положения, направленные на поддержку потерпевших: демократическое общество обязано облегчить негативное влияние преступности на жизнь людей, в т. ч. отрицательные последствия виктимизации для всех сторон их жизни; жертвы преступлений должны получать необходимые помощь и поддержку, что будет свидетельствовать об осознании обществом масштаба и сложности их проблем; все жертвы преступлений имеют право на конфиденциальность, физическую безопасность и психологическую поддержку.

В ряде стран, в частности в Америке, выделяются средства из федерального бюджета для оказания помощи жертвам различных преступлений. Так, В. Е. Квашис (1999, с. 83) приводит структуру расходов: 19,6% федеральных ассигнований идет на помощь детям, пострадавшим от сексуального насилия; 33,3 — на помощь жертвам насилия в семье; 19,6 — на помощь жертвам преступлений на сексуальной почве; 4,2 — на помощь родственникам погибших; 2,5 — на помощь жертвам, получившим телесные повреждения; 1,3 — на помощь жертвам ограблений; 18,2 — на содержание и развитие служб помощи жертвам насильственных преступлений (зарплата сотрудников, содержание помещений и т. д.).

Подсчитываются усредненные расходы потерпевшего на все виды лечения и психологической помощи по каждому виду преступления. «Установлено, например, что моральный и физический ущерб от изнасилования составляет в среднем (по данным на 1992 г.) 43 560 долларов. Эта цифра, разумеется, меняется в зависимости от обстоятельств конкретного дела и тяжести последствий преступления. При этом наиболее весомым компонентом считается травмирование нервной системы потерпевших, которое фиксируется в 40% случаев изнасилования. С учетом названного компонента моральный и физический ущерб исчисляется уже в сумме 76 500 долларов».

У нас в России наконец-то стали появляться научные публикации, где рассматриваются вопросы психической травматизации ребенка в условиях социального сиротства, психологическое и физическое насилие в семье, насилие в школе, сексуальное насилие, последствия физического и сексуального насилия, прогностические факторы, предлагаются формы и методы работы с детьми, пережившими насилие (Зиновьева О. Н., Михайлова Н. Ф., 2003).

Появились монографии, посвященные рассматриваемой проблеме, где большое внимание уделяется виктимности как социально-психологическому явлению. Так, В. И. Полубинский (1999, с. 30) пишет: «Наивно предполагать, что в обществе будущего, успешно решившем проблему преступности, исчезнут люди, которые в силу особенностей их личности и поведения не будут чаще других нести моральный, имущественный и физический ущерб. Несли такой ущерб люди в первобытном обществе, будут нести и в обществе бессклассовом, ликвидировавшем преступность как социальное явление. Другое дело, что вред этот им будет причиняться не преступными действиями других лиц, а поступками, подпадающими под действие моральных, нравственных либо этических норм».

Вопросы для обсуждения.

1. Поведенческие атрибуты криминальной субкультуры и их характеристика.

2. Психология совершения преступления в составе преступной группы

1. Криминальная субкультура – это образ жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи объединившихся в криминальные группы. В них действуют чуждые обществу и общечеловеческим ценностям и требованиям правила поведения, традиции и ценности.

Криминальная субкультура непосредственно связана с общностями несовершеннолетних и молодежи, имеющими криминальную направленностьи занятыми преступной деятельностью. Криминальная субкультура высту­пает условием живучести, целостности и сплоченности криминальных со­обществ, эффективности их преступной деятельности. В то же время нор­мы и ценности криминальной субкультуры являются мощными регулятора­ми индивидуального поведения несовершеннолетних и молодых правона­рушителей и преступных групп, обладают высочайшей степенью референтности в силу действия механизмов психического заражения, подражания, и особенно прессинга, постоянно создающих для подростка и молодого че­ловека ситуацию фрустрации и психической травмы.

Криминальная субкультура имеет место не только в закрытых воспи­тательных и исправительных заведениях, но и в преступных группах на сво­боде. Вступление подростка и молодого человека в криминальную группу связано с принятием ее норм, ценностей и установок.

Понятие криминальной субкультуры коротко можно сформулировать следующим образом: криминальная субкультура — это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций. Безусловно, что асоциальные группы характеризуются размытостью моральных норм, жестокостью, утратой общечеловеческих качеств — жалости, сострадания, и т.д., отсутствием запретов на любую, в том числе и интимную информацию, половой распущенностью, низким уровнем развития и т.д.

Для асоциальной субкультуры характерны жестокость и обман, безжалостность и вымогательство, паразитизм и вандализм. Причем, зачастую это маскируется как справедливость, верность товариществу, долг перед “своими”. Для криминальных групп характерна обязательность для ее членов соблюдения всех неформальных норм и правил; ослушники, как правило, подвергаются довольно жестким, а порой и жестоким, наказаниям. Во многих группировках для ее членов организуются занятия силовыми видами спорта (в основном восточными единоборствами).

В последнее время для многих криминальных групп стало характерно создание довольно жесткого порядка управления (хотя и раньше слово преступного авторитета являлось законом).

Наличие или отсутствие криминальной субкультуры в том или ином коллективе (школе, спецшколе, спецПТУ, отряде ВТК и т.д.) можно определить по следующим признакам:

  • жесткая групповая иерархия (стратификация) — своеобразная табель о рангах (причем, наиболее ярко она проявляется в закрытых молодежных коллективах);
  • обязательность следованию установленных норм и правил и в то же время наличие системы отдельных исключений для лиц, занимающих высшие ступени в преступной иерархии;
  • наличие враждующих между собой группировок;
  • физическая и психологическая изоляция некоторых членов сообщества (обиженных, опущенных);
  • распространенность тюремной лирики;
  • факты вымогательства (денег, продуктов питания, одежды и др.);
  • использование в речи уголовного жаргона (арго);
  • нанесение татуировок;
  • симуляция, членовредительство;
  • значительная распространенность фактов как насильственного, так и добровольного гомосексуализма (причем, занятие этим в активной форме не считается чем-то постыдным, тогда как пассивный партнер — всегда находится на самом низу иерархической лестницы со всеми вытекающими отсюда ограничениями, притеснениями, издевательствами, презрением и т.д.);
  • появление отмеченных специальными знаками столов для обиженных, посуды и т.д.;
  • повсеместная распространенность карточной игры " под интерес ", т.е. с целью извлечения материальной или иной выгоды;
  • наличие кличек;
  • наличие так называемой прописки;
  • отказ от участия в общественной жизни;
  • отказ от работ по благоустройству, некоторых других работ;
  • групповые нарушения;
  • распространенность различных поделок (так называемый ширпотреб — крестики, ножи, браслеты, различного рода сувениры зачастую с тюремной символикой);
  • некоторые другие.

Какова же структура криминальной субкультуры? Можно выделить следующие ее составные части:

  • “табель о рангах” (стратификационно-стигмативные элементы), закрепляющая положение того или иного члена преступного сообщества. Сюда же можно отнести и прописку с ее приколами, как способ определения положения отдельно взятой личности в “табели о рангах”; наличие кличек (погонял, кликух), татуировок, отдельных привилегий у отдельных же лиц;
  • поведенческие атрибуты. К ним относятся воровские законы, тюремные законы, правила и традиции преступного мира, а также клятвы и проклятия, принятые в криминальной среде. При помощи этих законов и традиций регулируются взаимоотношения в поведение в криминальных сообществах;
  • коммуникативные атрибуты. Сюда, кроме уголовного жаргона (арго) и специальных жестов, относятся также клички и татуировки, выступающие как средство общения и взаимодействия;
  • экономические атрибуты. Общак и принципы оказания материальной помощи являются материальной базой криминальных сообществ, их сплочения, дальнейшей криминализации, расширения своего влияния на самые разные сферы, оказания помощи;
  • сексуально-эротические ценности, т.е. отношение к лицам как противоположного, так и своего пола; различного вида половые извращения, гомосексуализм, порнография и т.д.;
  • тюремная лирика, выраженная, в основном, песнями, реже стихами, и различного рода небылицами, выдаваемыми за события, действительно имевшие место;
  • отношение к своему здоровью. В зависимости от того, что выгодно в данный момент: от симуляции и членовредительства до упорного и самозабвенного занятия различными видами спорта (особенно, как уже указывалось выше, восточными единоборствами, а также стрельбой);
  • алкоголизм, наркомания и токсикомания — выступают как средство “сплочения”, самоутверждения и разгрузки.

В теории и на практике сложились два противоположных подхода к рассматриваемой проблеме, которые непосредственно проявляются в орга­низации процесса перевоспитания несовершеннолетних и молодых пре­ступников в специальных воспитательных и исправительных заведениях и профилактической работе с подростками и молодыми людьми на свободе.

Один подход заключается в недооценке социально-негативной роли криминальной субкультуры в эскалации подростково-юношеской преступ­ности и криминализации личности подростка и юноши. Эта позиция не позволяла видеть взаимосвязь преступности молодежи и ее "духовной" ос­новы - криминальной субкультуры, которые друг без друга не существуют. При этом не учитывалась притягательность криминальной субкультуры для подростков и юношей. Все это отнюдь не способствовало организации профилактики молодежной преступности.

Другой подход заключается в переоценке влияния криминальной суб­культуры на личность подростка и молодого правонарушителя. Сторонники такого подхода считают преодоление криминальной субкультуры нереаль­ным, что само по себе предопределяет порочный вывод о ненужности про­филактической работы.

Признание реальности криминальной субкультуры не означает, что с ее существованием надо мириться. Существенно уменьшить вред крими­нальной субкультуры вполне вероятно.

Для этого необходимо:

- постоянное пролонгированное изучение криминальной субкультуры в целях своевременного выявления в ней новых тенденций и установление степени их привлекательности для подростков и юношей;

- прогнозирование динамики преступности в стране и динамики
криминальной субкультуры в целях выработки упреждающих мер;

- максимальное обесценивание "воровского закона" и других норм традиций криминальной субкультуры в общественном мнении молодежи;

- формирование общечеловеческих ценностей в молодежной среде и умелое их противопоставление ценностям уголовного мира;

- формирование личностной устойчивости у каждого подростка и юноши к влияниям криминальной субкультуры с учетом возрастных психологических особенностей;

- активизация нормотворческой деятельности среди молодежи по регулированию поведения различных ее групп на социально-позитивной основе с учетом возрастных особенностей;

- своевременное изменение методов профилактики с учетом изменений в криминальной субкультуре и реакций подростков и юношей на ее ценности;

- организация психологической службы во всех социальных институтах, связанных с работой с несовершеннолетними и молодежью (в школах, профессиональных учебных заведениях, интернатах, детских домах, спецшколах, спецПТУ, ВТК, в армейских подразделениях и т. п.) и определение практическим психологом диагностических, прогностических, коррекционных и профилактических функций с учетом потребностей преступной среды подростков и молодежи.

 

Постановление приговора

 

1.Правосудие осуществляется только судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских и уголовных дел.

Судебный процесс происходит в судебном заседании, где осуществляется процессуальная форма правосудия в ходе досудебного и судебного производства, и заканчивается вынесением постановления или приговора (обвинительного или оправдательного) именем государства виновному лицу. Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиального (судьей и присяжными заседателями или троими судьями федерального суда, один из которых — председательствующий) или судьей единолично (мировым судьей или судьей федерального суда общей юрисдикции).

Суд организует свою деятельность на конституционных принципах: на основе равенства всех граждан перед законом и судом, коллегиального рассмотрения дел, независимости и подчинения только закону, обеспечения обвиняемому права на защиту, презумпции невиновности, процессуального равенства сторон, открытого разбирательства по делу (кроме исключений, предусмотренных законом).

Судебное заседание проводится в соответствии с принципами состязательности, когда все его участники могут реализовать свои равные возможности, гласности, устности и непосредственности.

Суд не связан с доказательствами, собранными в ходе предварительного следствия, с мнением прокурора по делу и выводами обвинительного заключения. На подсудимого не может быть возложена обязанность доказывания своей невиновности.

Выделяют 5 частей стадии судебного разбирательства:

1) подготовительная;

2) судебное следствие;

3) судебные прения;

4) последнее слово подсудимого;

5) вынесение приговора.

Участники процесса — судья, прокурор и адвокат — начинают судебное разбирательство с изучения материалов дела, рассматривают следующие вопросы: что должно быть проверено в суде; соответствуют ли выводы обвинительного заключения материалам уголовного дела; учтена ли следователем совокупность доказательств по делу, имеется ли необходимость восполнения пробелов предварительного следствия в суде; на каких сторонах дела следует построить стратегию обвинения или защиты; какие доказательства могут получить новую интерпретацию; что может повлиять на решение суда? Здесь систематизируются доказательства и источники их получения, выявляются возможные недоработки в системе доказательств, процессуальные нарушения, допущенные на предварительном следствии. В итоге проведенной систематизации фактов выделяются бесспорно доказанные факты, сомнительные вероятностные предположения, даются свои интерпретаций событий и оценка доказательств.

Судебное следствие — часть судебного разбирательства, где суд с участием всех сторон (подсудимого, защитника, потерпевшего и обвинителя) непосредственно исследует доказательства, собранные на стадии предварительного следствия и предъявленные суду участниками судебного разбирательства или сообщенные самим судом. В ходе судебного следствия председательствующие, судьи, стороны обвинения и защиты допрашивают подсудимых, свидетелей, потерпевших, заслушивают заключения экспертов, при необходимости допрашивают их, осматривают вещественные доказательства, оглашают протоколы и иные документы. Порядок исследования отдельных видов доказательств установлен законом. Суд определяет очередность и продолжительность исследования различных групп доказательств. Все участники судебного разбирательства имеют равные права по заявлению ходатайств, предоставлению доказательств и участию в исследовании доказательств, выявлению их надежности, предметной относимости и доказательственной значимости. Суд может основывать приговор только на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном следствии.

Не вызывает сомнения тот факт, что показания допрашиваемых лиц являются основой всего судебного процесса. Публичный перекрестный допрос (одновременный допрос обвинения и защиты) может вызвать неуверенность, конформность у допрашиваемого лица. Допрос в суде ограничен во времени, поэтому для быстрого налаживания делового контакта большое значение имеет то, как говорить по форме и что — по содержанию. Допрос в суде по времени дальше отстоит от момента рассматриваемых событий, что неизбежно ведет к забыванию ряда деталей. Допрос в суде публичен, и не каждый может в подобной обстановке рассказать то, что говорилось следователю в кабинете индивидуально.

Зарубежные авторы изучают процессы социального влияния в ходе рассмотрения судебного дела. Они отмечают огромные возможности социального влияния внутри правовой системы и на самое систему.

Факторы социального влияния:

1. Большая часть доказательств бывает субъективной, т. е. все зависит от их интерпретации.

2. Большая часть доказательств приводится в вербальной форме; как следствие, влияние проникает в сам процесс предъявления этих доказательств в суде (вербальные утверждения, такие как показания свидетелей, установление личности преступников на опознании и признания обвиняемых, высказываются в контексте двусторонней коммуникации, где весьма вероятно влияние процессов самоатрибуции, вербального и невербального убеждений, конформности, подчинения и получения согласия).

3. Состязательная модель судопроизводства представляет суду конкурирующие версии «истинной картины преступления» и альтернативные взгляды на «факты», например, «свидетели состязающихся сторон были склонны описывать объективные показания с помощью слов или фраз, которые не были эмоционально нейтральными — они были тенденциозными и благоприятными для той стороны, которая вызывала их в суд» (с. 320); «люди с высокой когнитивной потребностью активно формируют первое впечатление, которое в дальнейшем определяет их восприятие и интерпретацию (эффект первичности); люди с меньшей когнитивной активностью, наоборот, обдумывают события только в самом конце и более восприимчивы к влиянию того человека, чье выступление они слышали последним (эффект свежести)» (Зимбардо Ф., Ляйппе М., 2000, с. 322).

Особое внимание должно быть уделено выявлению и преодолению ложных показаний. М. И. Еникеев (2000, с. 307) пишет о том, что ложность показаний можно определить по таким признакам, как бедность эмоционального фона показаний, схематичность, заученность их вербальной структуры; лексические особенности показаний, не соответствующие личностным качествам допрашиваемого; проговорки в высказываниях, указывающие на осведомленность лица относительно скрываемых им обстоятельств; стереотипное совпадение показаний нескольких лиц; неспособность детализировать описание события; повышенная самореабилитация, уклончивость ответов на прямые вопросы, незнание обстоятельств, которые должны были войти в поле непроизвольного восприятия и запоминания. Повторные допросы с уточнением, детализацией и сопоставлением данной информации с уже имеющейся, получение информации из различных источников способствуют преодолению ложных показаний или искренних заблуждений допрашиваемого лица.

Некоторые из этих положений были подвергнуты экспериментальной проверке. В результате «свидетели, хуже всего помнившие эти детали, на этом "допросе с пристрастием" имели довольно бледный вид, и испытуемые-присяжные, наблюдавшие перекрестный допрос, сочли, что их воспоминания, в том числе и те, на которые они опирались при идентификации преступника на опознании, недостоверны. И действительно, "присяжные" в большей степени доверяли свидетелям, которые хорошо запомнили мелкие подробности, и это несмотря на то, что впоследствии выяснилось, что именно свидетели, которые плохо помнили мелкие подробности, чаще всего правильно идентифицировали преступника на опознании!» (Зимбардо Ф., Ляйппе М., 2000, с. 343).

При описании искусства публичных выступлений, или «риторического инструментария», все авторы — отечественные и зарубежные, современные и жившие в далеком прошлом — подробно останавливаются на культуре речи. Очень важным при произнесении публичной речи является так называемый эффект доступности (Васильев В. Л., Горьковая И. А., 1996). Обычно его рассматривают в техническом и эмоциональном аспектах.

Технический аспект включает в себя устранение «барьеров» речи, таких как неверная постановка ударений, наличие «слов-паразитов», неграмотных оборотов, нечеткость произношения — вплоть до выраженных логопедических дефектов, необычная манера говорить (примером может служить речь оратора, который ртом ловит воздух, ему необходима тренировка дыхания). При построении фразы следует учитывать следующее: фраза, состоящая не более чем из 10-13 слов, воспринимается наилучшим образом, из 14-18 — хорошо, из 19-25 — удовлетворительно, из 25-30 — с трудом; фраза, где насчитывается более 30 слов, практически не воспринимается. В связи с этим рекомендуется отдавать предпочтение коротким предложениям. «Каждая новая мысль требует нового предложения*, — гласит древнее правило точности, ясности и доходчивости языка. Считается, что в формулируемые фразы необходимо включать больше активных глаг







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.