|
ЛЕПКА сюжетная по мотивам богородской игрушки«Косматый мишка» Задачи. Продолжать знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства. Учить лепить медведя в стилистике богородской народной игрушки (скульптурным способом с проработкой поверхности стекой для передачи фактуры). Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам народного искусства. Предварительная работа. Знакомство с богородской игрушкой, искусством резьбы по дереву. Материалы, инструменты, оборудование. Богородские игрушки (желательно, медведь), альбом «Деревянные игрушки»; глина (или соленое тесто, или пластилин желтого, коричневого, серого цвета), стеки, поворотные диски, клеенки, салфетки бумажные и матерчатые. Содержание занятия. Воспитатель вспоминает с детьми, что и как можно делать из дерева. Рассказывает, что в некоторых городах и селах и поныне живут мастера, которые делают красивые вещи из дерева. В селе Богородском близ города Сергиева Посада живут умельцы, которые с давних времен делают деревянные игрушки. (Воспитатель показывает несколько игрушек.) Для изготовления таких игрушек мастера используют древесину мягких деревьев — липы, ольхи, осины. Она легко режется ножом и позволяет передавать даже самые мелкие детали (шерсть, перья, щеки, когти). Сначала мастера работают топором — вырубают часть дерева, необходимую по размеру, а потом ножом вырезают задуманную фигурку и передают все детали. Богородские игрушки — это фигурки, которые изображают жителей села, барынь, гусаров, всадников, упряжки, а также домашних животных, птиц и зверей. Мастера обычно изображают их за каким-то делом. Во многих игрушках есть специальные приспособления, которые позволяют им двигаться (чаще всего ручки (подвижные планки) с веревочками и пружинки). Самые популярные сюжеты связаны с любимым героем богородской скульптуры — медведем. Обычно он выполняет какую-то работу — бьет молотом по наковальне, наигрывает на балалайке, играет в футбол и даже улетает в космос. Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут лепить медведя по сюжетам прочитанных сказок, и по-
стараются лепить так, чтобы медведь был похож на богородскую игрушку. Богородские мастера вырезают свои игрушки из дерева с помощью топора и ножа, а мы с вами будем лепить из глины (соленого теста, пластилина) с помощью стеки. Лепить постараемся скульптурным способом — из целого куска, не разделяя его на части. Этот способ позволит нам слепить игрушку, похожую на настоящую скульптуру. (Частичный показ способа лепки.) А стека поможет проработать мельчайшие детали так, как это делают настоящие мастера. (Показ приемов обработки поверхности для передачи фактуры — шерсти.) Стекой можно надрезать или процарапывать поверхность вылепленной фигурки, чтобы стало похоже на шерсть — меховую шубку медведя. (Сравнительный показ богородской игрушки и фигурки, вылепленной и обработанной воспитателем.) МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие № 9 Задачи. Учить детей сравнивать предметы по весу: тяжелее — легче, равные по весу. Показать детям относительность порядкового счета. Упражнять детей в различении цифр, в построении числового ряда. Развивать внимание. Учить детей согласовывать друг с другом темп и ритм при произнесении скороговорки. Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный материал: Три пары коробочек: первая пара — коробочка размером со спичечный коробок и коробочка — половина спичечного коробка, обе белого цвета, в маленькой лежит камушек; вторая пара — коробочки того же размера, но другого цвета, камушек лежит в большей; третья пара — две одинаковые коробочки размером со спичечный коробок, одна из них цвета первой, вторая — второй пары. Счетная лесенка. Набор цифр от 1 до 5 (магнитных для доски или на карточках для фланелеграфа, наборного полотна). Содержание занятия. На столе на верхней ступеньке счетной лесенки лежат две коробочки. Обе они обклеены бумагой одного и того же цвета (лучше белого). Одна коробочка размером со спичечный коробок. Другая — половина спичечного коробка. Коробочки отличаются не только по размеру, но и тем, что в маленькой коробочке лежит камушек, и она тяжелее большой. Дети этого не знают: перед ними две коробочки разного размера одного и того же цвета. Воспитатель, обра-
щаясь к детям, начинает с загадки: «Какая из коробочек тяжелее, какая легче?» Дети скорее всего говорят: тяжелее та, которая больше. Воспитатель не торопится подсказать правильный ответ. Дает возможность детям поговорить между собой. Может быть кому-нибудь из детей захочется взять коробочки в руки. Воспитатель поддерживает это желание. К столу выходят два-три ребенка. Они поочередно каждый берут коробочки в руки и говорят: «Маленькая тяжелее, большая — легче». Их ответы убеждают других детей, что для того, чтобы определить и сравнить вес предметов, недостаточно на них только посмотреть, надо взять в руки. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и вместо прежней ставит другую пару коробочек того же размера, но другого цвета. Теперь уже камушек лежит в большей коробочке и она тяжелее другой. Воспитатель задает детям тот же вопрос: «Какая тяжелее, какая легче?» Дети предполагая, что ситуация повторяется — покажут на маленькую коробочку. Воспитатель предлагает двум-трем детям подойти к столу и взвесить коробочки на руках. Взвешивают, убеждаются, что большая коробочка тяжелее. Далее воспитатель предлагает следующую пару коробочек, они пустые, одного и того размера, одна из них цвета первой, вторая — второй пары, но одного и того же веса. На этот раз дети поочередно держат коробочки в руках, обсуждают свои впечатления и постепенно приходят к выводу, что коробочки одного и того же веса: «Равные по весу». Сообщают это другим детям. Все три пары коробочек лежат на столе. Воспитатель предлагает всем детям подойти к столу и взвесить в руках каждую пару коробочек. Следующая часть занятия. Воспитатель просит выйти к* своему столу (или доске) пятерых детей (по желанию). Они становятся друг за другом в затылок. Воспитатель предлагает им пересчитаться по порядку: первый, второй и т. д. и уточнить еще раз, кто какой по счету: «Катюша первая, Саша второй... Ванечка пятый». Воспитатель предлагает детям повернуться. И теперь все стоят за Ванечкой, он первый. Ситуацию можно повторить дважды, трижды, при желании — более. Игра «Что изменилось?» На доске (фланелеграфе, наборном полотне) выставлен ряд из цифр от 1 до 5. Воспитатель объясняет детям правило игры: они будут закрывать глаза, а она в это время что-то менять на доске. — Закройте глаза! — В это время воспитатель убирает одну из цифр. В первый раз из середины ряда, например, цифру 3. А оставшиеся цифры сдвигает так, чтобы не было пустого места, которое может подсказать детям, что исчезла цифра 3. Получилось:
Дети открывают глаза и определяют, чего не стало. Цифра 3 ставится на место. Ряд восстановлен. Воспитатель вновь предлагает детям закрыть глаза и убирает цифру 5. На третий раз воспитатель убирает цифру 1. А на четвертый, также предложив детям закрыть глаза, ничего не меняет в числовом ряду. Детям же задается тот же вопрос: «Что изменилось?» И дети говорят: «Ничего. Все на своих местах». Чтение скороговорок вдвоем-втроем Методика проведения описана в занятии № 1. Здесь надо взять другие скороговорки, например: «Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то умница». АППЛИКАЦИЯ из бумаги «Лес точно терем расписной» Задачи. Учить детей передавать в аппликации особенности разных деревьев, кустов и составлять из них коллективную композицию «Осенний лес», подбирая красивые цветосочетания. Побуждать к поиску оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор). Формировать композиционные умения (размешать вырезанные элементы ярусами начиная с заднего плана). Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства. Предварительная работа. Создание основы для сюжетной композиции (лист бумаги большого формата с намеченной линией горизонта: 2/з ~~ земля и У3 — небо). Материалы, инструменты, оборудование. Наборы цветной и фактурной бумаги, цветные иллюстрации старых журналов, ножницы, коробки для обрезков, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые; основа композиции «Осенний лес», подготовленная заранее в самостоятельной художественной деятельности; репродукции картин русских пейзажистов; пособие «Листопад» (варианты цветосо-четаний). Содержание занятия. Воспитатель вспоминает с детьми стихотворение И. Бунина «Лес, точно терем расписной». Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Обсуждает с детьми, почему поэт сравнивает осенний лес с расписным теремом (лес осенью такой же узорчатый, многоцветный, нарядный, красивый, как сказочный терем). Предлагает детям рассмотреть ажурные кроны деревьев, вырезанные из цветной и фактурной бумаги. Воспитатель выставляет на мольберте несколько пейзажей. Предлагает детям полюбоваться. Проводит краткую беседу о том, как называются картины, изображающие природу (пейзажи), как называются художники, рисующие такие картины (пейзажисты), где можно увидеть пейзажи известных художников (в музеях, на выставках, в художественных альбомах, на открытках и пр.). Воспитатель напоминает детям о том, что в октябре они рисовали эскизы деревьев, лепили листочки и превращали их в деревья. (Выборочный показ детских работ.) Сегодня все, что мы узнали и чему научились, нам пригодится, потому что мы создадим сказочный лес, похожий на расписной терем. Вырежем из цветной бумаги деревья и кустики, приклеим их на общий фон так, чтобы на полянке осталось место для животных, которых мы будем вырезать на следующем занятии. Воспитатель показывает два бумажных прямоугольника — большой и маленький — и спрашивает, как лучше вырезать деревья и кусты. Обращает внимание детей на подготовленные заранее художественные материалы и спрашивает, как еще можно украсить деревья или чем их дополнить. Если дети затрудняются с ответами, задает наводящие вопросы: что можно сделать фломастерами или пастелью? (Нарисовать на кронах листочки или узор.) Дети вырезают или создают обрывной аппликацией кроны деревьев и кустики. По ходу работы воспитатель напоминает способы декорирования образа, усложнения формы кроны, воспитатель оказывает индивидуальную помощь и т. д. Предлагает детям составить из отдельных деревьев лес — «терем расписной». ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Заяц в русских сказках» Задачи. Демонстрировать детям вариативный образ зайца в разных произведениях. Учить сравнивать образы из разных произведений. Развивать эмоциональную отзывчивость, умение передать движениями и мимикой характер героя произведения, желание участвовать в творческой драматизации. Повторить признаки различия между авторской и народной сказкой. Предварительная работа. «Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Н. Мамина-Сибиряка читается детям накануне. Материалы, инструменты, оборудование. Элементы костюмов вороны, зайцев,собаки. Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям прочитанную накануне сказку писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца—длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Беседа по содержанию: — Кто главный герой этой сказки? — Каким изображен заяц в начале сказки? — Как он хвастался? (Воспитатель напоминает детям слова из сказки: «...И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь».) Покажите, как он хвастался? (Желающие разыгрывают этюд с этими словами.) — Как вы думаете, в самом начале верили ли другие звери зайцу-хвастунишке? (Воспитатель подтверждает текстом, что звери сначала не верили зайцу: «Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов».) — Что случилось, когда заяц увидел волка? — Что сделал волк? — Почему все звери поверили, что заяц напугал волка? — Был ли заяц храбрым на самом деле? — Кто написал эту сказку? (В случае затруднения воспитатель сам называет автора.) — А теперь давайте послушаем другую сказку про зайца. Это русская народная сказка «Заяц-Хваста», в обработке А. Толстого. (Вспомнить, что такое народная сказка.) Беседа по содержанию: Похож ли этот заяц на зайца из предыдущей сказки и чем? Покажите, как хвастался заяц (этюд со словами зайца: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!») Несколько детей (по желанию) проигрывают эту фразу. — Как ворона ругала зайца за хвастовство? — А как он потом помог вороне? Был ли этот заяц трусишкой, как тот, из первой сказки? Как про него сказала ворона? (Воспитатель помогает детям вспоминать слова из сказки. При желании и наличии времени можно организовать драматизацию сказки «Заяц-Хваста». Дети сами подбирают себе элементы Костюмов. Воспитатель рассказывает сказку от лица автора, дети говорят слова персонажей своими словами). В заключение воспитатель еще раз обсуждает с детьми — чем похожи зайцы — герои этих сказок и чем они отличаются (оба хвастунишки* но один трусливый, а другой — храбрец). После занятия. На следующем занятии по рисованию дети будут создавать разные образы зайцев и затем использовать рисунки при оформлении книжки-самоделки. РИСОВАНИЕ сюжетное «Зайчишки — трусишка и храбришка»
Задачи. Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами. Развивать композиционные умения. Предварительная работа. Чтение «Сказки про храброго зайца...» Д. Н. Мамина-Сибиряка и русской народной сказки «Заяц-Хвас-та». Рассматривание книг, иллюстрированных И. Я. Билибиным, Ю. А. Васнецовым, А. М. Елисеевым, В. М. Конашевичем, В. В. Лебедевым, Т. Д. Мавриной, Е. И. Чарушиным и др. Подготовка основы книжек-самоделок для иллюстрирования детьми на занятиях по рисованию. Материалы, инструменты, оборудование. Книжки-самоделки, художественные материалы на выбор детям — цветные карандаши, фломастеры, краски гуашь; кисточки, баночки с водой. Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить основных героев сказок, которые они прослушали на занятии по литературе: как их зовут, кто из зайцев как выглядит, у кого какой характер. (Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длин-ные уши, косые глаза, короткий хвост» и русская народная сказка «Заяц-Хваста»), Затем воспитатель напоминает детям о том, что они начали делать свои книжки по знакомым сказкам, чтобы подарить их детям младшей или средней группы детского сада. Проводит краткую беседу о том, кто и как работает над созданием детских книг. Уточняет, что сначала авторы пишут тексты, а художники рисуют иллюстрации, потом книжку в издательстве готовят к печати в типографии, где есть специальные печатные станки, на которых можно напечатать много-много одинаковых книг, чтобы у всех детей были красивые интересные книжки. А мы с вами подготовим свои книжку с картинками. По картинкам можно будет рассказать о том, кто герой в этой книжке и что с ним происходит. В наших книжках все будет по-настоящему: обложка с названием и странички с картинками. Обложку мы с вами оформим в самом конце работы. Сегодня мы с вами нарисуем двух зайцев, которые живут в этом лесу. Но нарисуем не просто зайцев, — длинными ушами и коротким хвостом. Мы постараемся показать рисунках, какой характер и какое настроение у каждого зайца: кто храбрый и веселый, а кто трусливый и грустный. Это очень трудно, но я думаю, что вы с этой задачей справитесь, как настоящие художники-иллюстраторы детских книжек. Откройте ваши книжечки, на-писуйте золотую полянку и на ней двух зайцев: на одной страничке трусишку, а на другой — храбреца, будто они встретились и что-то рассказывают друг другу. Дети рисуют, воспитатель помогает словесными описаниями портретов, советами и косвенными вопросами (у храброго зайца грудь колесом, голова смело и гордо поднята вверх, уши торчком, лапки подняты вверх или разведены в стороны, а у зайца-трусишки спина согнута, уши прижаты к спине, а лапки подняты к груди или опущены вниз). После занятия. Оформление книжек-самоделок дети продолжат на следующей неделе.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Встречи в природе» Задачи. Побуждать детей высказываться на темы из личного опыта. Передавать содержание рассказа своими словами. Подбирать определения к слову. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков ш и ж. Материалы, инструменты, оборудование. Картинки: белка, дятел, лягушка, заяц, еж, лось, мяч. Содержание занятия. Воспитатель загадывает детям загадки. По мере отгадывания демонстрирует картинки-подсказки. И по елкам ловко скачет, И взлетает на дубы, И в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы. (Белка)1 1 См.: Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвеще-е, 1985. С. 127. Он долго дерево долбил И всех букашек истребил. Зря он времени не тратил, Длинноклювый пестрый... (дятел)1. Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка)2 Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось)3 Воспитатель спрашивает детей, как назвать одним словом и зайца, и белочку, и дятла, и лягушку, и лося. (Животные.) Почему они так называются? Где они живут? (В лесу, в парке.) Видели ли дети когда-нибудь лесных зверей. Предлагает детям рассказать, как и когда они их встречали. После этого организуется игра с мячом в кругу: — Встаньте в круг. Буду бросать вам мяч и называть животное, а вы — перекидывать мяч мне и называть, какое это животное: лиса — Воспитатель предлагает детям послушать рассказ Е. И. Чарушина о встрече в природе — «Еж» (см.: Книга для чтения малышам. — М.: Улисс, 1993. Ч. 1, с. 55). Затем воспитатель спрашивает детей: — Кого нашли дети в лесу? — Как детям удалось взять колючего ежа в руки? — Что им удалось сделать, чтобы ежик показал свой нос? Предлагает детям послушать, как об этом сказано в рассказе. Зачитывает отрывок еще раз. Спрашивает детей, как удалось ежику убежать. После этого предлагает детям рассказать этот рассказ парами: один начинает, другой завершает, и выслушивает всех желающих. 1 См.: Загадки. Книжка-игрушка. — М: Внешторгиздат, 1990. № 8. 2 См.: Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1985. С. 133. 3 См.: Там же. С. 126.
В конце занятия воспитатель читает детям скороговорку, обсуждает ними, какой звук слышится в этой скороговорке (ж); что получится, ели произнести звук ж шепотом, без голоса (ш) Гриб большой ежихе нужен: Ждут ежата гриб на ужин. (И. Лопухина)1
1 Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития Речи. _ М: Аквариум, 1995. С. 97.
НОЯБРЬ. 10 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. Продолжится работа, начатая на прошлой неделе. Дети более подробно познакомятся с обитателями леса, получат первоначальные представления о лесе как сообществе живых организмов, связанных между собой, о разнообразии лесов и необходимости их охраны, о правилах поведения людей в лесу. Дети будут учиться устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на примере изготовления бумаги из дерева), познакомятся со свойствами бумаги и узнают о разнообразном ее использовании. Будут учиться делить «предметы» на две равные части. На основе представлений, полученных на разных занятиях, дети будут передавать характерные признаки объектов и явлений природы в рисунке, аппликации, лепке, папье-маше. Завершится работа по созданию и оформлению самодельных книжек, особое внимание будет уделено воспитанию у детей бережного отношения к книге.
* См. раздел «Природа». Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Дети этого возраста начинают отражать в игре не только реальные представления об окружающем мире, но и те, которые можно додумать, представить. В детских играх начинают соединяться представления из разных сфер действительности. Искусство педагога заключается в том, чтобы оказать поддержку в развитии интересных детям сюжетов, повлиять на них через совместное создание импровизаций. Его задача — научить детей комбинировать разные события. Педагог с разрешения детей может стать их партнером и вместе с ними создавать сюжет, с учетом интересов детей к определенным событиям, действиям и ролям (если они предусмотрены играющими). ПРИРОДА «Лесной дом» Задачи. Формировать первичные представления о лесе как о сообществе живых организмов, связанных между собой, о разнообразии лесов и необходимости их охраны, о правилах поведения во время пребывания в лесу. Предварительная работа. Наблюдения на прогулке. Если недалеко детского сада есть лес или лесопарк, воспитатель проводит с детьми кскурсию «Знакомимся с лесом». Спрашивает, чем лес отличается от л\та. Обращает внимание на разнообразие растений в лесу: здесь есть и деревья, и кустарники, и травы (обычно даже в ноябре в лесу можно обнаружить зимнезеленые травы, вечнозеленые кустарнички, например, бруснику, и мхи, и лишайники, и грибы-трутовики на пнях, поваленных деревьях). Воспитатель показывает, что в лесу есть растения разной высоты: какие из них самые высокие? Самые низкие? Предлагает детям отразить высоту деревьев, подняв руки вверх, высоту кустарников — вытянув руки на уровне груди, небольшие размеры трав, мхов — присев на корточки. Воспитатель вместе с детьми находит как можно больше мест, где могут жить разные животные (например, дупла, трещины в коре деревьев, выемки между корнями деревьев, норки в земле и т. п.). Просит детей помолчать и послушать звуки леса. Материалы, инструменты, оборудование. Карточки с изображениями разных деревьев (сосны, дуба, ели, березы, осины, клена), засушенные листья этих деревьев, коллекции семян и плодов (желуди, шишки и т. п.), сухие листья деревьев, кустарников, грибы-трутовики и другие объекты природы для игры «Посылка из леса», плакаты, фотографии, репродукции картин (например, А. Куинджи, И. Левитана) с изображением разных лесов. Содержание занятия. Педагог просит детей вспомнить, как называются деревья, изображенные на карточках. Какие еще деревья они знают? Предлагает поиграть в игру «Что от чего». Детям дается задание подобрать листья и плоды с одного дерева. Игра может проводиться как с использованием засушенных листьев и плодов (семян) деревьев, так и карточек с их изображениями. В лесу растет много деревьев. Если в нем больше всего дубов, то лес — дубовый. Если много берез, то (дети продолжают) — березовый, а если много разных деревьев, то — смешанный и т. д. Деревья с обычными листьями называются лиственными (показать карточки с изображением таких растений: березы, осины, дуба, липы, клена). Точно так же — лиственными — называются и леса из этих пород. Деревья, у которых есть особые листья — хвоинки (ель, сосна, лиственница, пихта), называются хвойными, как и леса, в котором много таких Деревьев. В дубовом лесу обитают одни растения, животные и грибы, в сосновом — другие, в еловом — третьи. Например, грибы маслята и белые чаще растут в сосновом лесу, а грузди — в еловом. Дети рассматривают плакаты, фотографии, репродукции картин с изображением Разных лесов. Воспитатель приносит в группу посылку от лесных обитателей (в посылке — шишки, палочки, грибы-трутовики, лишайники, сухие осенние листики, кусочки коры деревьев, объеденная белкой шишка, желудь, сухие ягоды рябины и т. п.). Дети внимательно изучают содержимое посыл-
ки, определяют все предметы и предполагают, какое животное могло прислать тот или иной предмет (белка * дятел — шишку, жук — кору и т. п.)' Можно добавить к содержимому посылки предмет, не имеющий отношения к лесу, например пластиковую бутылку, куклу, пластилин. Перед детьми ставится задача найти предмет который не может быть прислан из леса, и объяснить почему. Поскольку в лесу есть свои жители, его можно назвать домом. Как и в других домах, в нем есть этажи. На самом нижнем растут травы, мхи, грибы, ползают муравьи, ужи, жуки, прыгают птицы, бегают звери. На втором этаже много кустарников. В их зарослях строят гнезда некоторые птицы, плетут паутину пауки, по веткам ползают жуки. И, наконец, на самом последнем этаже растут деревья. И здесь есть свои обитатели: звери, птицы, жуки. Самые верхние ветки деревьев — это крыша лесного дома. Они защищают лесных обитателей от жары, от сильного дождя и ветра. Под землей, «в подвале», живут кроты, дождевые черви, личинки жуков, растут корни растений. А еще у каждого жильца есть своя квартира: у белки и дятла — дупло, у медведя — берлога, у лисицы, крота, барсука — нора. И меняться своими квартирами они не любят. Педагог обсуждает с детьми правила поведения в лесу. Лес — это дом, все жильцы которого зависят друг от друга. Зачем мы ходим в лес? (Отдыхать, наблюдать, дышать свежим воздухом, любоваться природой, за грибами, ягодами.) Значит, мы в лесу — гости, а гости должны соблюдать правила. Эти правила можно отобразить в серии природоохранных знаков. При этом правила поведения не должны ограничиваться только запретами (нельзя рвать, нельзя ловить!), а знаки не должны быть только запрещающими. У детей должна быть альтернатива: что делать нельзя, а что — можно и нужно. Природоохранные знаки делаются двух видов: в красных кружках (запрещающие) и в зеленых (разрешающие). Например: — не нужно шуметь, брать с собой магнитофон; можно — послушать тишину леса, пение птиц, шум листвы; — не нужно рвать цветы; можно — понюхать их, рассмотреть через лупу, зарисовать, сфотографировать, понаблюдать, какие насекомые к ним прилетают; — нельзя разорять муравейники, можно — понаблюдать за работой муравьев; — нельзя разводить костер на траве, можно — в специально отвевенном для этого месте.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Что такое хорошо чТ0 такое плохо». Дети делятся на две команды. Участники первой называют все, что для леса «хорошо», второй — все, что для леса «плохо». Затем группы могут поменяться заданиями. В заключение воспитатель делает вывод: лес — это дом для растений, животных, грибов. Леса бывают разными: еловые, сосновые, дубовые. В них обитают разные растения, животные, грибы. У лесных жильцов есть свои «квартиры» на разных этажах. В лесу все связаны друг с другом. Когда люди приходят отдохнуть в лес, они должны вести себя как гости, соблюдать правила, чтобы не нарушить жизнь в лесном доме. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|