Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЛЕПКА предметная (на каркасе) с элементами конструирования





«Пугало огородное»

Задачи. Познакомить детей с новым способом лепки — на каркасе из трубочек или палочек. Провести аналогию с другими видами твор­ческой деятельности (конструированием). Продолжать учить лепить по мотивам литературного произведения. Развивать чувство формы, наблюдательность. Воспитывать интерес к отражению впечатлений об окружающей жизни.

Предварительная работа. Конструирование человечков из частей (из палочек, трубочек, спичек, полосок бумаги). Беседа о временах года.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стеки, тру­бочки для коктейля или зубочистки, пуговицы, бусины, ножницы, сал­фетки матерчатые и бумажные, клеенки, поворотный диск для демон­страции способа лепки. Пугало, подготовленное воспитателем, для по­каза детям и пояснения способа работы.

Содержание занятия. Воспитатель читает детям первую часть сказ­ки Г. М. Цыферова «Пугало».

«Эта сказка про пугало.

Однажды весной, когда на деревьях проклюнулись первые листья, в огороде кто-то поставил пугало.

Оно махало руками, как ветряная мельница, и кричало:

— Кыш, кыш!

Птицы стаями взмывали к небу. Беззаботные облачка и те, завидев пугало, поднимались к самому солнышку:

— У, какое страшное.

А пугало пыжилось от гордости, хвалилось:

— Я кого хочешь напугаю!

Так и пугало всех целое лето. Даже храбрые козлы и те трясли боро­дами и пятились, пятились, точно маленькие улитки.

Но вот пришла осень. Собрались тучи над землей, и начались дол­гие дожди. В один из таких дождей и залетел в огород незнакомый во­робей.

Он взглянул на пугало и ахнул:

— Бедняга, как плохо выглядит! Такое старое ведро на голове, и весь пиджак тоже промок. Просто хочется плакать, глядя на него.

И тут все птицы увидели:

— Осеннее пугало то совсем-совсем не страшное...»

Воспитатель интересуется, видел ли кто-нибудь из детей настоящее пугало, как оно выглядело, для чего и каким способом было сделано. Затем показывает лепное пугало (подготовленное заранее таким обра-

зом, чтобы легко трансформировались и менялись части — т. е. одежда) и просит детей определить, как сделано это пугало. После этого «раздевает» пугало, оставив каркас — крестовину из трубочек для кок­тейля или палочек (зубочисток). Сообщает, что пугало обычно делает­ся на каркасе: палка-туловище, поперек — палка-руки, на голове — старое ведро, чугунок или шляпа. На этот «скелет» — каркас набрасы­вают какую-нибудь старую одежду, чтобы пугало стало похоже на чело­века и отпугивало на огороде птиц — отсюда и название «пугало».

Воспитатель обращает внимание детей на подготовленные к заня­тию материалы и спрашивает, как можно сделать маленькое пугало. Уточняет ответы детей и показывает способ лепки на каркасе.

— Делаем каркас из трубочек или палочек: для туловища берем длинную трубочку (палочку), для рук — более короткую, лишнее отре­заем ножницами или отламываем; скрепляем туловище и руки — при­кладываем «руки» в верхней части «туловища», соединяем кусочком пластилина или связываем крест-накрест ниточкой; втыкаем пугало в большой комок пластилина, чтобы оно держалось и не падало. Если укрепим пугало на бруске пластилина, будет похоже на то, что пугало стоит на огородной грядке. Осталось изготовить одежду. Посмотрите на эту рубашку (педагог показывает детям расстегнутую рубашку — распахивает и запахивает ее, чтобы наглядно показать изменение фор­мы). Одежду можно сделать так — раскатать валик и сплющить его в прямоугольник — это безрукавка. Застегнем ее на пугале и таким же способом сделаем два рукава — раскатаем два валика поменьше, сплю­щим и обвернем вокруг рук. Осталось слепить любой головной убор.

Воспитатель предлагает детям слепить свои пугала на каркасе. Дети лепят. По ходу работы воспитатель напоминает способ лепки одежды, поощряет удачные решения и творческие находки детей. Советует для глаз пугала использовать мелкие пуговички или бусины.

В конце занятия дети переносят лепные пугала, укрепленные на «грядках» (брусках пластилина) на общий «огород» и оформляется вы­ставка «Грустные пугала».

После занятия. На следующем занятии по лепке будет продолжено чтение литературного произведения и оформление лепных фигурок.

ПРИРОДА

«Роль окраски в жизни животных»

Задачи. Формировать первоначальные представления о разнообра­зии и роли окраски в жизни животных, о связи внешнего вида живот­ного со средой его обитания.

Предварительная работа. Наблюдения на прогулке и в уголке природы.

Во время прогулки воспитатель поочередно помещает на ствол дере­ва и на ветки ели (сосны) бумажные силуэты жуков разного цвета. Вме­сте с детьми обсуждает, какие жучки спрятались лучше всех. (На коре дерева — коричневый, а на ветках ели — зеленый.) Какой жук виден
издалека? (Красный.) Дошкольники вспоминают жука красного цвета, который им хорошо известен. (Божью коровку.) Божья коровка пря­чется от птиц или совсем их не боится? (Она предупреждает, что ее луч­ше не трогать, она «невкусная».) Воспитатель напоминает: если взять
божью коровку в руки, она выделит желтые горькие капельки. Если птица случайно съест божью коровку, ей будет неприятно, горько, поэтому она запомнит, что яркий, красный с черными точками жучок не­ съедобен.

В солнечный день воспитатель предлагает дошкольникам постоять под деревом и понаблюдать за тенью. Ветки колышутся, и тень дерева двигается. Дети получают листы белой бумаги и, держа их в руках в го­ризонтальном положении, становятся под кроной дерева или кустар­ника. Педагог обращает их внимание на чередование пятнышек, поло­сок тени и света, которые хорошо заметны на бумаге. У многих живот­ных, которые прячутся в тени растений, например, у тигра, жирафа, бывает полосатая или пятнистая окраска.

Наблюдения в уголке природы. Если климатические условия не поз­воляют провести указанные наблюдения на улице, их проводят в угол­ке природы, в зимнем саду. Воспитатель также обращает внимание де­тей на окраску животных уголка природы.

Материалы, инструменты, оборудование. Фотографии, рисунки животных с разным типом окраски: не выделяющиеся в-окружающей среде (лягушка, кузнечик); пятнистые (жираф, щука), полосатые (тигр) и яркие, хорошо заметные на окружающем фоне (божья коровка, гусе­ница с яркими пятнами), бумажные модели бабочек с разными фонами или кусочком коры (крылья бабочек сверху яркие, с кружками, снизу — однотонные, коричневатые, под цвет коры); бумажные квадраты («до­мики») разного цвета; бумажные силуэты жуков и червяков (полоски бумаги) коричневого, зеленого, красного, желтого, черного цвета; на­боры цветных бумажных червячков. (Среди них должны быть экземп­ляры того же цвета, что и пол в помещении, где проводится занятие.)

Содержание занятия. Воспитатель объясняет, что у животных, как и у людей, «одежда» бывает разного цвета, с разными узорами. Какая «одежда» у обитателей уголка природы? У домашней кошки? Окраска помогает животному спрятаться от врагов, предупредить хищника о своей несъедобности или затаиться, чтобы добыть пищу.

Педагог раздает детям наборы цветных силуэтов жуков и их «доми­ков» (цветных квадратов) и предлагает выполнить задания:

— Зеленый жучок хочет спрятаться. В какой дом вы его поместите, чтобы его не заметила и не съела птица? (Ребенок кладет зеленого жу­ка на зеленый квадратик.)

 

 

— Разместите всех жучков по «домам» так, чтобы они стали незаметными, спрятались от хищных птиц (желтый жук на желтом фоне,красный на красном и т. д.).

— Красный жучок не боится птиц и не хочет от них прятаться, по­скольку он невкусный. Поместите этого жучка в такой домик, чтобы птица его сразу заметила и не склевана по ошибке. (Это будет практически любой квадрат, кроме красного).

— Разместите всех жучков так, чтобы они «испугали» птицу, т. е. чтобы они были заметны. (Окраска панцирей жучков контрастирует
с цветом их «домов».)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть модели бабочек, обра­щая внимание на цвет крыльев с верхней и нижней сторон. Рассказы­вает, что бабочка долго летела, устала, ей нужно отдохнуть. Она реши­ла сесть на дерево. Педагог прикладывает бабочку с раскрытыми кры­льями к бумажному стволу дерева или к кусочку коры и спрашивает, заметна ли она на этом фоне. (Заметна.) Чтобы стать незаметной, на­секомое складывает крылышки. (Проделываются соответствующие действия с моделью бабочки.) Теперь бабочку трудно обнаружить, так как ее крылья снизу похожи по цвету на ствол дерева. Может ли бабоч­ка напугать хищную птицу? Когда птица подлетает к бабочке, насеко­мое резко раскрывает крылья с яркими кружочками, похожими на гла­за, и птица пугается. (Педагог показывает это на модели.)

Воспитатель проводит с детьми игру. Среди детей выбирается «го­лодная птица», которая будет собирать червяков на обед. Педагог раз­брасывает бумажные полоски разного цвета на полу. (Чтобы дети не видели, как он это делает, ведущий просит детей закрыть глаза.) Затем предлагает «птице» собрать всех червяков. Собирать их нужно по одно­му, и каждый раз, подняв с пола, отдавать воспитателю. Воспитатель берет у ребенка его «добычу» и раскладывает цветные полоски в том порядке, в каком их приносит ребенок. Когда вся «добыча» будет пой­мана, педагог обращает внимание детей на то, каких жуков ребенок принес первыми, а каких — последними. Первыми «птица» склевала самых заметных, ярких. А самыми последними были собраны те эк­земпляры, которые по цвету почти не отличаются от пола и потому на нем почти не заметны.

В заключение воспитатель делает вывод: узоры, цвет «одежды» жи­вотных помогают им прятаться, пугать своих врагов и защищаться. Од­ни животные благодаря окраске спасаются от врагов, другие — ловят Добычу.

После занятия. Воспитатель с детьми рассматривает рисунки, фо­тографии разных животных, обращая внимание на их окраску, объяс­няет, кто из них пугает своих врагов, а кто от них прячется.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.