Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РИСОВАНИЕ предметное по представлению «Загадки с грядки»





Задачи. Учить передавать форму и характерные особенности ово­щей по их описанию в загадках; создавать выразительные цветовые и фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получе­ния нужного оттенка; уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах.

Предварительная работа. Загадывание и отгадывание загадок, рас­сматривание овощей (на предыдущем занятии по развитию речи).

Материалы, инструменты, оборудование. Гуашевые краски, кис­точки двух размеров, баночки с водой, палитры для смешивания кра­сок, салфетки влажные и сухие; овощи (реальные или муляжи) для уточнения представлений о внешнем виде (форме и окраске).

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную игру — послушать загадки, но ответ на загадки не произносить вслух, а рисовать. Воспитатель загадывает по одной загадке, давая детям время подумать и нарисовать отгадку. Дети ри­суют каждый овощ-отгадку на отдельном листочке или же после­довательно на одном листе бумаги. Воспитатель создает игровую ситуацию: «Листочки бумаги — это как будто грядки, на которых сейчас «вырастут» овощи, а как они называются, вы отгадаете, по­слушав загадки».

Растет на грядке

Зеленая ветка,

А на ней красные детки.

(Помидор)1

Воспитатель советует нарисовать помидор, смешивая краски желтого и красного цвета. При желании могут нарисовать красный по­мидор и раскрасить один бочок желтым, оранжевым или зеленым цве­том и дорисовать узкие листочки (хвостик).

Кругла, а не солнце,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь.

(Репа)2

Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с красками на палитрах (или листочках бумаги) для получения ярко-желтого цве­та, при необходимости подсказывает, что нужно смешать желтый и красный цвета. Напоминает, что репу можно нарисовать, как поми­дор, но дорисовать кончиком кисточки тонкий хвостик. По желанию дети могут нарисовать крупные широкие листья.

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)3

Воспитатель спрашивает детей, как можно получить оранжевый цвет. Уточняет, что для этого нужно к желтой краске добавить немного красной: чем больше красного цвета, тем ярче морковка. Дети по же­ланию дорисовывают зеленый «хвостик».

Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи, Меня в них ищи.

(Капуста)4

Воспитатель показывает два способа рисования капусты: 1) рисует большой круг светло-зеленого цвета и, не дожидаясь, когда краска вы­сохнет, проводит по нему волнистые линии темно-зеленого и сине-зе­леного цвета, будто это листья капусты, свернутые в вилок; 2) смеши­вает на палитре три-четыре оттенка зеленого цвета и наносит на лист белой бумаги несколько пятен (листьев), чередуя их по цвету, и посте­пенно соединяет эти «листья» в вилок капусты.

1 Отгадай, малыш! Русские народные загадки. Смоленск: Русич, 2003. С. 131.

2 Русский фольклор / Сост. В. Аникина. — М.: Худ. лит., 1986. С. 46.

3 Там же. С. 45.

4 Там же. С. 46.

 


 

 


 


 


Далее воспитатель читает детям стихотворение Л. Кузьминой:

Видел я недавно сон,

Не дает покоя он:

Что-то странное в природе —

Чудеса на огороде.

Вот на солнце ТЫКВАЧОК З

завалился на бочок,

А зеленый ОГУДОР

На высокий влез забор.

Очень важная МОРДЫНЯ

Пожелтела от гордыни,

Ну а красная СВЕКТОШКА

Развалилась на дорожке.

ЛУКАПУСТА побелела,

Камнем на землю осела,

РЕДИСБУЗЫ переспели,

Их едва собрать успели...

В общем, что творится с грядкой?

Никакого нет порядка!

(По мотивам стихотворения Н. Кончаловской «Про овощи (шутка)»)

Воспитатель предлагает детям нарисовать свою смешную загадку про овощи, чтобы товарищи могли отгадать, что это — «огурбуз» или «помидынь», «редисвекла» или «моркофель». Дети рисуют (это зада­ние на развитие воображения и чувство юмора можно предложить во второй половине дня для самостоятельной художественной деятель­ности).

В конце занятия воспитатель предлагает детям рассмотреть «гряд­ки» с овощами и показать их товарищам. Отмечает те рисунки, в кото­рых детям удалось нарисовать овощи, как настоящие. В смешных ри-сУНках-загадках (нарисованных по стихотворению) выделяет ориги­нальные решения (изменение цвета, сочетание форм).

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Хлеб — всему голова»»

Задачи. Закрепить представления детей о выращивании хлеба, о том, что хлеб — это один из главных продуктов питания в России, его трудно вырастить. Воспитывать уважение к хлебу и труду людей; фор­мировать представления о различии между рассказом и стихотворени­ем. Знакомить с пословицами и поговорками.

Содержание занятия. На стол выставлены разные виды хлебобу­лочных изделий. Воспитатель говорит детям о том, что эти продукты мы едим каждый день, а знают ли дети, из чего они сделаны? (Из му­ки.) А из чего муку делают? (Из зерен.) Показывает колосья и зерна ржи и пшеницы (если есть такая возможность), предлагает детям най­ти их сходства и отличия.

Предлагает послушать рассказ Я. Тайца*** «Все здесь»1:

«Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем очень много. На­дя спросила:

— Бабушка, а тут что растет?

— Хлеб, внученька.

— Хлеб? А булки где?

— И булки здесь, внученька.

— А баранки?

— И баранки здесь.

— И пряники?

— И пряники здесь. Все здесь, внученька.

Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники?»

— Почему Надя не увидела на поле булки, баранки и пряники?

— Почему бабушка сказала, что все это здесь?

Воспитатель спрашивает детей: знают ли они, кто выращивает хлеб? (Объяснение слова «хлебороб», в котором соединились два слова — «хлеб» и «работа»). Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения? (Последовательность процесса выкладывается с помощью карточек-символов в ряд.) Предлагается детям с помощью картинок вспомнить, люди каких профессий работают на каждом этапе выращи­вания хлеба (при посадке — тракторист, при уборке колосьев — ком­байнер, перемалывает зерно в муку — мельник, перевозит на хлебоза­вод — водитель грузовика, пекут хлеб — пекари, продают в магазине — продавцы). Вот сколько людей потрудились, чтобы мы ели свежий, ароматный хлеб.

1 См.: Читаем детям. — Л.: Просвещение, Ленинградское отд-ние, 1991. С. 35.

 

Предлагается послушать стихотворение С. Погореловского «Слава хлебу на столе»,

Вот он —

Хлебушко душистый,

Вот он —

Теплый, золотистый!

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал — пришел.

В нем — здоровье наше, сила,

В нем —

Чудесное тепло.

Сколько рук

Его растило,

Охраняло,

Берегло!

(Данное стихотворение можно повторять с детьми на протяжении нескольких дней перед обедом и предлагая тем детям, кто запомнил слова, произносить их вместе с педагогом.)

Воспитатель читает еще одно стихотворение — «Зернышко» (ав­тор — Р. Сеф):

Сеяли

По осени зерно,

И упало

Зернышко одно,

Притулилось

Под большим комком

И укрылось

Снеговым платком.

А весной,

Когда пришло тепло,

Зернышко разбухло,

Проросло,

И однажды

Рано поутру

Закачался колос на ветру.

Закачался

Колос золотой,

Полновесный,

Спелый, налитой.

Трактор загудел

Что было сил

И косилку

В поле потащил.

И пшеницу

Отвезли на ток,

Где бормочет

Целый день движок.

Сто мешков отборного зерна

Спрятали в амбар —

На семена.

Осенью

Посеяли зерно,

И упало

Зернышко одно

Притулилось

Под большим комком

И укрылось

Снеговым платком...

Жизнь идет.

Подходит месяц май —

И рассказ мой снова начинай...

Далее педагог говорит: «О хлебе существует много пословиц. Какие вы знаете?» («Что посеешь — то пожнешь», «Хочешь есть калачи — не сиди на печи», «Худ обед, когда хлеба нет», «Ржаной хлебушко — калачам дедушка», поговорка «Хлеб — всему голова».)

— Мы сегодня с вами прочитали рассказ и стихотворения. Чем они были похожи? (В них говорилось о хлебе.) А чем отличались? (В рас­сказе используются слова и выражения из жизни, его язык простой,
а в стихах подбираются слова, как вы уже знаете, с одинаковыми окон­чаниями, похожие по звучанию.)

Педагог говорит:

— Вот мы и узнали сегодня, что людей, выращивающих хлеб, назы­вают хлеборобами. А как же называется профессия людей, выращива­ющих фрукты в садах?.. (Садовод.) А тех, кто растит овощи*на полях?
(Овощевод.) А тех, кто выращивает овощи на своих огородах, называ­
ют огородниками. Давайте поиграем в игру про огородников.

Далее проводится игра «Хорошо огороднику!».

Все садятся на ковре по кругу. Воспитатель говорит: «Хорошо ого­роднику! Бросил в землю семечко — оно само и растет. А ты сиди и жди. Вырастет — будет, что покушать! Так?» Дети, скорее всего, со­гласятся: «Так». — «Побездельничаем?» — «Да». — «Хорошо, только сначала давайте семечко посадим. Будет у нас помидор!» (Встали, на­гнулись, руками у пола изобразили, как семечко сажают, сели.) «А те­перь отдыхаем. Вот только полить надо». (Встали, жестом показали, как взяли воображаемую лейку, полили, лейку поставили, сели.) «А те­перь отдыхаем. Вот только прополоть надо». (Встали, нагнулись, вы­дергиваются воображаемые сорняки вокруг, выпрямились, сели.) «А теперь отдыхаем. Вот только окучить надо». (Встали, изображаем движение работы с тяпкой или граблями.) «А теперь отдыхаем. Вот только лишние отросточки срезать надо». (Встали, снизу доверху отст­ригли лишние отросточки, сели.) «А теперь отдыхаем. Вот только воро­ны прилетели, наши помидоры склевать хотят! Кыш!» (Встали, разма­хиваем руками, отгоняем ворон, сели.) «А теперь отдыхаем. Вот только

 

помидор-то поспел уже, собирать пора! Хватит, насиделись, наотдыха-лись, за работу пора!» (Встали, собрали помидоры, потащили тяжелые корзинки к столу.) Если кто-то идет легко, воспитатель спрашивает: «А что же ты так мало вырастил? Плохо ухаживал?» — пусть ребенок изобразит тяжелую ношу. (Донесли до стола, поставили.) Воспитатель спрашивает: «Ну, как, много ли огородник посидел? Хорошо ли отдох­нул?» (Дети оценивают проигранную ситуацию, свои ощущения.)

В завершение занятия воспитатель еще раз подчеркивает, что труд людей, выращивающих хлеб, овощи, фрукты труден. Поэтому люди относятся к продуктам питания бережно, выкидывать хлеб или играть с ним считается непристойным.

Предлагает детям угощаться сушками и печеньем и поблагодарить тех, кто растил хлеб и делал эти продукты.

ЛЕПКА из соленого теста

«Натюрморт»

Задачи. Учить детей создавать объемные композиции (натюрмор­ты) из соленого теста. Совершенствовать изобразительную технику (самостоятельно выбирать способ и приемы лепки). Развивать компо­зиционные умения — размещать несколько объектов, создавая гармо­ничную композицию (крупные в центре или на переднем плане, мел­кие сверху или сбоку).

Предварительная работа. Подготовка материала.

Соленое тесто. Смешать компоненты в таком соотношении: на 150 г муки — 300 г соли, три ложки любого обойного клея (сухого), 100 мл воды — и вымешать до получения крутого теста. В часть смеси добавить цветной краситель. Хорошо сразу сделать несколько нужных цветов. Хранить тесто в полиэтиленовых пакетах или пластиковых ко­робках с плотно закрывающимися крышками (кусок теста каждого цвета в отдельном пакете) в холодильнике.

Поделки из соленого теста нужно очень хорошо высушить в духов­ке при температуре 100—110° С. Это займет довольно много времени — пять-шесть часов. Поделки из соленого теста похожи на настоящие ку­линарные шедевры за тем исключением, что их нельзя употреблять в пищу. Зато их можно покрыть лаком и хранить много лет.

Заварное тесто. Тщательно смешать 300 г муки, 100 г соли, 200 мл воды, чайную ложку растительного масла. Переложить смесь в кастрю­лю и нагревать при постоянном помешивании на слабом огне до обра­зования плотного кома. Остудить тесто и хорошо вымесить руками. Для получения теста разных цветов разделить сухую смесь на части, до­бавить в каждую пищевой краситель желаемого цвета (или хотя бы по-Рошок какао) и только потом смешивать с водой. Хранить заварное те-ст° в холодильнике, поместив в плотные полиэтиленовые пакеты или

пластиковые коробки с герметичными крышками. Заварное тесто можно использовать многократно.

Материалы, инструменты, оборудование. Подготовленный зара­нее материал — соленое или заварное тесто. Поворотные диски, до­щечки или клеенки, стеки (или заостренные палочки), салфетки бу­мажные и матерчатые, тарелки пластиковые или керамические для со­ставления композиций.

Содержание занятия. Воспитатель сообщает детям, что из собран­ных в саду фруктов и ягод можно составить красивый натюрморт, и по­ясняет, что натюрморт — это композиция из цветов, овощей, фруктов и разных предметов посуды.

Дети рассматривают красивый натюрморт из свежих фруктов или муляжей, который помещен на столе воспитателя или в центре комна­ты, если дети могут расположиться вокруг. Воспитатель предлагает де­тям, не спеша, обойти натюрморт и рассмотреть его со всех сторон.







Затем воспитатель предлагает детям создать необычные натюрмор­ты — лепные. Показывает два-три варианта лепных картин. Объясняет задачу: нужно распределиться на четыре-пять групп (по желанию), сесть с разных сторон от натюрморта и слепить его, как картину, при­крепляя вылепленные фрукты на картон или выкладывая на тарелку. Для этого нужно обязательно договориться, кто что будет лепить, что­бы натюрморт был, как настоящий. Помогает детям разделиться на группы, выбрать основу (фон) и настраивает на обсуждение коллек­тивного замысла. Создает творческую проблемную ситуацию: показы­вает яблоко с румяным бочком и спрашивает, как можно слепить такое яблоко? Варианты ответов обсуждаются. Воспитатель показывает два способа создания двух- и трехцветного изображения (1-й способ состо­ит в том, что два-три комочка соленого теста разного цвета соединяют­ся в один и из него лепится задуманная форма; 2-й способ: форма ле­пится из комочка одного цвета, а потом к ней примазывается неболь­шой комочек другого цвета. Еще раз напоминает, что с разных сторон натюрморт выглядит по-разному.

 

В конце занятия воспитатель предлагает поставить натюрморты на одном столе и рассмотреть их. Отмечает удачные композиции, ком­ментируя, например, таким образом: в этом натюрморте самые боль­шие фрукты (например, яблоки и груша) лежат посередине тарелки, а вокруг красиво разместились более мелкие фрукты и ягоды (абрико­сы, вишни и виноград).







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.