Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Конструирование. «Воробушки купаются»





Задачи. Закреплять умение детей мять и комкать бумагу для получения объемных круглых форм; продемонстрировать детям, как этим способом можно создать новый образ. Вызвать у них положительные эмоции — радость при виде «купающихся пти­чек».

Материалы. Полуовальный лист сероватой бумаги, размером в два машинописных листа; коричневая плотная бумага ('/2 листа на каждого ребенка); фломастеры, клей.


Предварительная работа. Наблюдение за весенними проявле­ниями, оживлением птиц, купанием воробьев в лужице.

Содержание занятия. Воспитатель обращается к опыту детей и вспоминает, как воробушки радовались солнышку, весело купа­лись, чирикали, опускали свои клювики в воду, а когда намокали вот так (показывает), вертели головой, стряхивали водичку, станови­лись пушистыми, забавными, смешными комочками. «А сейчас мы сами сделаем таких воробушков и отправим их в эту лужу, — гово­рит воспитатель и продолжает: — И у вас, и у меня есть вот такая коричневая бумажка, возьмите ее в руки, пощупайте, попробуйте помять; она не такая мягкая, как та бумажка, из которой мы дела­ли подснежники, она жесткая. Но если ее сильно сжать двумя ру­ками несколько раз (показывает), отпустить руки — комок слегка распрямится. И смотрите, прямо сразу получился нахохлившийся воробушек. Вот у него хвостик (зажимает бумажный комок с одной стороны и слегка расправляет „хвостик"), а вот головка (придавли­вает комок с другой стороны и слегка закручивает — „клювик"). А теперь я нарисую воробушку глазки, клювик. Вот какой получился хороший воробушек — чик-чирик».

Затем воспитатель предлагает детям крепко смять несколько раз свои бумажки, покатать в ладошках и отпустить. Дети делают ос­нову воробушка, а воспитатель в это время поддерживает их: «Ой, какой у тебя смешной толстый воробушек, потискай его еще... Ой, так и хочется мне его потискать», — и сама помогает ребенку. После этого воспитатель демонстрирует всем воробушка каждого ребенка (голова, туловище, крылышки, хвостик и т.п.): воробуш­ки получаются разные и веселые.

Готовые поделки дети сами переносят в «лужу», рассматривают их, находят своих. «Это мой», — говорит один ребенок. «А вот мой, мой», — говорит другой и т.п. Воспитатель заключает: «Ну и веселая стайка, семейка воробушков у нас получилась. А как они радуются солнышку, весне!»

Рисование. «Травка зеленеет...»

Задачи. Вызвать у детей эмоциональный отклик в процессе изображения окружающих явлений. Желание передать образ весен­ней природы (травку, яркое солнце) доступными детям изобрази­тельными средствами (ритмом мазков, линий). Располагать изоб­ражение вверху листа («в небе») и внизу («на земле»).


Материалы. Листы бумаги альбомного формата, краски гу­ашь — желтого, светло-зеленого и более насыщенного зеленого цветов, кисти, салфетки, мольберт. Картинки с изображением зе­леной травки.

Предварительная работа. Наблюдение за происходящими в природе изменениями (все теплее от солнечных лучей, все громче поют птички, на земле выросла зеленая травка). Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением весенней природы. Чте­ние стихов, потешек.

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, что они увидели на прогулке. После детских ответов обобщает: «Солнечные лучи согрели землю и стала расти зеленая травушка-муравушка».

Воспитатель ставит на мольберт картинку с изображением сол­нышка и зеленой травки. «Вот какая зеленая травка — муравка выросла! Покажите, как она росла». Дети постепенно поднимают руки, изображая рост травки. Эти действия они выполняют стоя, вначале наклоняясь, а затем выпрямляясь, изображая рост травуш­ки-муравушки. «А вы хотите нарисовать зеленую травку?» — спра­шивает воспитатель детей. После их ответов предлагает взять ли­сты бумаги и вверху («небе») нарисовать «солнышко яркое, лучи­стое». Затем говорит: «Солнце светит ярко, стало очень жарко и зеленая травка начала расти». Дети самостоятельно рисуют зеле­ной краской «на земле» травушку-муравушку (проводят наклонные, вертикальные линии).

В процессе занятия воспитатель обращает внимание каждого ребенка на изображение травки, которая растет все гуще и гуще (ребенок усиливает ритм мазков, заполняя ими примерно половину


.



листа). Благодаря использованию зеленой краски двух оттенков (более светлого и более насыщенного) получается красивый зеле­ный лужок. Это подсказывает воспитатель.

После занятия все рисунки воспитатель располагает на 2— 3 мольбертах (если они есть в детском саду) или раскладывает на столах так, чтобы дети смогли увидеть картинку весеннего зеленого луга. В процессе рассматривания детских рисунков читает стихи А. Плещеева:

Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше И весна милей... Прощебечь с дороги Нам привет скорей!..1

После занятия в вечернее время дети возвращаются к рассмат­риванию рисунков, показывают куклам, как они нарисовали сол­нышко, травушку-муравушку.

Действия с предметами. «Расписные яички»

Задачи. Закреплять умение соотносить предметы по величине. Развивать более тонкое зрительное восприятие при совмещении деталей по рисунку. Совершенствовать моторику пальцев, коорди­нацию рук.

Материалы. Расписные разборные яйца диаметром 6—7 см, вме­щающие один неразборный предмет, меньший по величине (на каждого ребенка).

Содержание занятия. В центре стола на подносе лежат распис­ные, разноцветные яйца. Воспитатель придвигая поднос к каждо­му ребенку, предлагает взять по одному яйцу. Дети рассматривают народные игрушки. Педагог обращает внимание на цвет и яркую роспись игрушек, на то, что они могут катиться и звучать. «Внут­ри что-то лежит. Посмотрим», — говорит он, раскладывая яйцо на


две половинки, и вынимает из яичка цыпленка. Дети выполняют те же действия со своими игрушками. Малыши рассматривают цыплят. Педагог ярко обыгрывает эту часть занятия, давая возмож­ность малышам поводить цыплят по столу, дать им «поклевать» зернышки, ответить звукоподражанием на вопрос: «Как пищат цыплятки?» (Пи-пи-пи.)

Затем педагог вводит в занятие игровой персонаж — курочку-маму. Курочка созывает к себе цыплят: «Ко-ко-ко! Идите ко мне, мои желтые цыплятки! Ко-ко-ко!» Дети придвигают цыпляток к курочке, расставляют их вокруг нее.

Воспитатель обращает внимание на «скорлупки» яичек. Взрос­лый побуждает каждого ребенка сложить половинки яичек. Дети накрывают одну часть яйца другой. По показу взрослого прокру­чивают верхнюю половинку вокруг нижней так, чтобы части узо­ров совместились. Яички укладывают на блюдо как украшение в кукольном уголке.

Занятие заканчивается чтением потешки:

— Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

— На мельницу.

— Курочка-рябушечка, зачем пошла?

— За водой.

— Курочка-рябушечка, кому вода?

— Ребятишкам.

— Курочка-рябушечка, ребята чьи?

— Мои! Они пить хотят,
На всю улицу кричат!1

Далее игра с курочкой и цыплятками разворачивается по ситу­ации.

Речь. «Вместо хвостика крючок, вместо носа пятачок»

Задачи. Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимо­действие: отвечать на вопросы, подговаривать строки стихотворе­ния, инициативно высказываться. Подводить к составлению совме­стного с воспитателем текста. Обогащать словарь образными сло­вами и выражениями. Закреплять слова-наименования частей тела. В процессе звукоподражаний упражнять в правильном произнесе­нии гласных и простых согласных звуков.


 


' Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 47.


' Трынцы-брынцы, бубенцы. С. 15.


Материалы. Корзинка, салфетка, мыло, губка, тазик, зонт, се­ребряный дождь. Игрушки: свинья и поросенок.

Содержание занятия. Воспитатель сюрпризно вносит корзин­ку, в которой спрятаны игрушки — свинья с поросенком (накры­ты салфеткой).

Раздается звукоподражание: хрю-хрю-хрю — «низким» голосом и хрю-хрю — «тоненько».

Воспитатель обращается к детям: «Кто это голос подает? Кто так хрюкает?» (Ответы детей.)

Воспитатель достает игрушки: «Ой, да тут не одна свинья. Тут мама свинья с детенышем, поросеночком».

Читает отрывок из стихотворения В. Берестова «Веселое лето»:

...Вместо хвостика крючок,

Вместо носа пятачок,

Пятачок

Дырявый,

А крючок

Вертлявый...1

Чтение сопровождается рассматриванием игрушки и обращени­ями к детям: «Кто хочет показать нос у поросенка? Хвост?»

Далее воспитатель предлагает детям вместе прочитать это сти­хотворение. Продолжает рассказ о свинке и поросенке: «Мама-сви­нья заботится о своем сыночке поросеночке. Кормит его желудя­ми, вкусными корешками. Сейчас мы с вами поиграем. Я буду как будто ваша мама — свинья, а вы — мои дочки и сыночки поро­сятки. Мама-свинья зовет своих детей гулять». Воспитатель хрю­кает «низким» голосом: «Хрю-хрю-хрю». Побуждает детей к взаи­модействию: «А поросятки откликаются «тоненькими» голосами: „хрю-хрю". Ищут желуди сладкие вкусные корешки». Все играю­щие перемещаются на ковер.

Воспитатель: «Ой! Дождик!» (Достает серебряную мишуру.)

С неба брызнули дождинки, Завизжали хрюшки — Мокнут хвостики и спинки, Брюшки и макушки.

(В. Степанов «Тюша-Плюша»)2

1 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 155.

2 Самые веселые: Сб. стихотворений. — М.: Олма-Пресс Образование,
2004. С. 175.


Дети прячутся от дождя под зонтом и хрюкают радостно: «Хрю-хрю». Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: «С поросеночком можно поиграть. Можно похва­лить его: Хрюша, хрю-хрю». Передает игрушку ребенку, побужда­ет его выбрать сверстника и передать поросенка со словами: «Хрю­ша, хрю-хрю».

Далее воспитатель рассказывает о поросенке и маме-свинье: «Вот какой у нас поросеночек! Пухленький, розовый, нос пятачком, ушки торчком, хвост крючком. А зовут поросенка — Хрюша. Знаете по­чему? (Ответы детей.) Потому что Хрюша хрюкает тоненьким голос­ком: хрю-хрю. А мама у поросенка большая, толстая. Нос пяточком, ушки торчком, хвост крючком, хрюкает низким голосом: хрю-хрю-хрю. Мама-свинья любит своего поросенка».

«Кто хочет рассказать? Про кого хочешь рассказать? Про по­росенка Хрюшу или маму-свинью?» — обращается педагог в де­тям.

Дети по желанию выходят к столу, берут в руки игрушки, про­износят 1—2 фразы. Желательно, чтобы это было сделано самостоя­тельно. В случае необходимости воспитатель подсказывает начало предложения.

Воспитатель обращается к детям: «Скажу вам по секрету. Хрю­ша очень любит валяться в лужах. Это он так моется. Давайте на­учим Хрюшу мыться. Возьмем... что?... мыло, губку, тазик с во­дой (вода понарошку)».

Воспитатель побуждает детей самостоятельно называть предме­ты: «Кто хочет намылить губку? Помоем поросенку спинку, живо­тик, лапы, нос, ушки. А мама-свинья будет помогать». Игра по­вторяется неоднократно по желанию детей. В процессе игровых действий воспитатель поощряет инициативную речь, повторяя за ребенком сказанное им. В случае необходимости задает вопросы: что еще не вымыл? Что ты сейчас моешь?

Игра переходит в свободную деятельность детей.

Лепка.!Птичка поет, гнездышко вьет»

Задачи. Воспитывать любовь к природе, стремление проявлять заботу о птицах. Вызвать эмоциональный отклик, желание слепить «птичий домик» (гнездышко). Использовать полученные ранее на­выки в лепке полой формы, стекой изображать полоски («прути­ки») на ее поверхности.

 

28 Заказ 544


 

28*

Материалы. Макет деревца, сделанный воспитателем из вето­чек, сучков, установлен на картоне («земле»); вылепленное зара­нее гнездышко (полая форма) с нарисованными стекой полоска­ми («прутиками»); фигурка — птичка. Пластилин, клееночки, сал­фетки для рук. Картина А. Саврасова «Грачи прилетели», чтение стихов о птицах, пение песенок.

Предварительная работа. Во время прогулок понаблюдать с детьми за поведением птиц, как они летают, прыгают, клюют зер­нышки. Рассматривание картин, иллюстраций в книгах, чтение стихов, рассказов о птицах.

Содержание занятия. Воспитатель проводит с детьми беседу и спрашивает: «А кто знает, где живут птички?» После ответов го­ворит: «У всех птичек есть свои домики. Некоторым птицам их строят взрослые и дети. Кому вы построили домики? Скворцам (показывает ранее выполненную аппликацию). Другие птицы сами строят себе домик „из прутиков"», — читает отрывок из стихот­ворения В. Жуковского «Птичка»:

Птичка летает, Птичка играет, Птичка поет...'

«Весной все птички вьют гнездышки. На этом деревце (пока­зывает макет) птички будут жить в своих гнездышках. Вот одна птичка уже свила себе гнездышко», — показывает ранее вылеплен­ную птичку и ее гнездышко (полую форму с нарисованными на ней с помощью стеки полосками-прутиками). «Птичка положила

Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 47.


в гнездышко маленькие яички, из них появятся птенчики». Пока­зывает каждому ребенку гнездышко с яичками, предлагает его по­трогать руками. Спрашивает: «На что похоже гнездышко? (Отве­ты детей — на чашечку.) Весной на деревьях много птиц вьют гнезда (ставит на мольберт картину А. Саврасова «Грачи прилете­ли»). Птицы громко кричат, прыгают, ищут на земле прутики и строят из них гнезда. А сейчас, ребята, вы сами постройте для своей птички гнездышко и положите в него маленькие яички».

Дети самостоятельно лепят знакомым им способом полую фор­му, сплющивают в ладонях комочек пластилина, приподнимают края и затем стекой наносят полоски — «прутики». После этого раскатывают маленькие шарики («яички») и кладут их «в гнездыш­ко». «А теперь, слепите птичку и посадите ее в гнездышко», — говорит воспитатель и помогает им в этом.

После завершения лепки просит детей принести свои «гнез­дышки» и налепляет их на ветках деревца. Птички могут прыгать около деревца, искать червячков или сидеть в «гнездышке» (ведь там лежат маленькие яички, их надо охранять). Вокруг макета де­ревца с птичками развивается сюжетно-игровой замысел: дети ак­тивно действуют с фигурками птичек, звукоподражают их пению, совершают с ними полет и затем снова сажают в «гнездышко».

Макет должен быть расположен на отдельном столе, чтобы дети могли свободно подходить, играть с фигурками птичек. Воспита­тель поощряет эти действия. На картоне, который является осно­вой макета («землей»), дети могут нарисовать зернышки, травку, слепить червячков, жучков и т.д.

Организация детской игры

Опыт, который дети приобретают дома и в детском саду, на про­гулках и на занятиях, легко переносится в игру, обогащая ее сюжет. Однако, если одни дети активно играют, развивая сюжет, соединяя разрозненные действия в цепочки, а цепочки — в сюжетную линию, то другим это еще трудно. В самостоятельной игре они «застревают» на однообразных привлекательных для них действиях с игрушками. Это значит, что предметная сторона игры для них пока еще более значима, чем сюжетная. Не следует активно заставлять их бросить полюбившееся занятие и играть по образцу, показанному взрослым. Возможно, для них это еще рано. Но можно привлекать их внима­ние не только к действиям с предметами, но и к событиям в игре.

Если им очень нравится «кормить» игрушки, и они готовы «уго­щать» и кукол, и зверей, и даже трактор и машинку, воспитатель


вступает в игру: «Ой, куколка-то чай пролила! Вон на полу лужа! Да и платье испачкалось! Что надо сделать? Давай неси тряпочку, вот она, и пол вытирай. А платье мы выстираем. Где наш тазик? Вот он, на табуретке. Здесь и Свинка сидит, и поросенок. Он тоже весь грязный. Его мы помоем, а платье постираем...». Далее игра осуществляется в совместной форме, а потом воспитатель осторож­но выходит из нее, и ребенок какое-то время играет сам.

Иногда помогает пример других, более успешных детей; но сле­дует помнить, что объединение в пару детей с сильно различающи­мися игровыми возможностями всегда требует непосредственного участия воспитателя. Он помогает более слабому ребенку понять игровой замысел, подсказывает игровые действия, отстаивает его интересы, если у него отбирают привлекательную игрушку и т.д.

В то же время в группе обязательно есть дети, которых уже при­влекает в первую очередь сюжет, а повторяющиеся действия со зна­комыми игрушками им уже мало интересны. Это бывает ближе к трем годам. Этим детям воспитатель предлагает сюжеты: по заня­тиям, которые им запомнились (можно искупать в тазике свинок и других животных, покормить птиц, сделать им гнезда), по стиш­кам, сказкам, закличкам, песенкам или из опыта групповой жизни. В этом возрасте возрастает интерес к театрализованным играм (са­мым простым). Если предложить детям нарисованный большой до­мик и обеспечить их необходимыми атрибутами (шапочками, одеж­дой, просто круглым медальоном из картона с изображением соот­ветствующего героя) — можно поиграть в «Теремок». Дети учатся принимать на себя роль, меняться ролями. На усмотрение воспи­тателя может быть проиграна также сказка «Репка» и др.

Дети, тяготеющие к отображению бытовых сюжетов, могут иг­рать в «детский сад» для зверят. Для этого можно «построить» иг­рушки парами, сажать за столики, кормить, по очереди мыть им руки, водить с ними хороводы, петь. Если кукольной мебели для целого звериного детского сада не хватает, то в качестве столи­ков могут использоваться перевернутые вверх дном квадратные коробки, а в качестве кроваток — коробки, повернутые дном вниз, а вверх — бортиками. Дополнительно можно дать детям дру­гие предметы-заместители (вместо посуды, еды, постельного белья и т.д.).


АПРЕЛЬ. 31 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. На этой неделе дети соберут урожай лука, выращенного на подоконнике, узнают о его назначении, попробуют его, отразят свои впечатления в рисовании красками. Педагогическая работа будет направлена на расширение и углубление представлений и умений детей. Педагог продолжит знакомить их с животными и их детенышами, будет учить приду­мывать и употреблять имена собственные, подводить к освоению простых способов словообразования, включать детей в ролевой диалог от имени игрушки. Продолжит развивать их умение рас­сматривать картинки, замечать детали, сравнивать между собой изображения, сравнивать игрушки, ориентируясь на их словесное описание; использовать различные способы лепки; в рисовании — располагать рисунок в определенной части листа, аккуратно пользоваться красками; конструировать из бумаги. Воспитатель будет активно участвовать в игре детей, подготавливая игровое пространство и побуждая их осуществлять игровые действия в рус­ле общего сюжета, закладывая тем самым предпосылки перехода от игры «рядом» к игре «вместе». Завершением недели станет му­зыкальное занятие, посвященное «Майскому празднику».







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.