|
Будущее Брэндона выглядит многообещающим.приложения
Приложение А. Комментарии ных состояний*, изучающей мозговые механизмы, лежа- щих в основе эмоций. Обладая острой наблюдательностью и будучи ученым-практиком, она увидела, что нарушение Готовя первое издание этой книги, Джин Айрес сопрово- гуляцию эмоциональной сферы. В сущности, значимость дила все главы комментариями специалистов, попросив сенсорной интеграции невозможно переоценить. авторов не только высказаться о проблеме, описываемой Дж. Айрес одной из первых связала идею регуляции, в той или иной главе, но и дать соответствующую истори- или интеграции, с мозговыми механизмами, влияющими ческую справку. Эти комментарии показывают, как кни- на поведение и эмоции. В этой книге она просто и понятно га "Сенсорная интеграция и ребенок» повлияла и продол- описывает нарушения интеграции у детей. Новаторская жает влиять на научные исследования, образование и идея ее ранней работы заключается в том, что процессы, клиническую практику в области эрготерапии. идущие в мозгу, могут быть причиной отклоняющегося по- ведения, связанного с ослаблением процессов торможения Мери Шнейдер (Mary Schneider), Ph.D., и базальных областях мозга, ответственных за управление сертифицированный лицензированный эрготерапевт. процессами торможения, наблюдается изменение химиче- Профессор, Университет Висконсина, ского равновесия. Эти исследования подтверждают наблю- Мэдисон, США дения Дж. Айрес, полагавшей, что у детей с нарушения- ми сенсорной интеграции нарушено торможение импуль- В первой главе Дж. Айрес дает превосходный обзор сти, которую теперь называют нейробиологией аффектив- бление. - Прим. перев. 14 Ребенок и сенсорная интеграция
сверстниками так, как это делают другие дети (напри- временные исследоватачи действительно фиксируют связь мер, на днях рождения). Все больше детей сталкивается между высоким уровнем гормонов стресса и нарушением с социальными проблемами. Кроме того, в наши дни ре- сенсорной интеграции. В экспериментах с участием обе- гистрируется все больше случаев аутизма, и благодаря зьян было установлено, что сбои в обработке сенсорной новым научным работам общество начинает осознавать, информации связаны с изменениями в нейромедиаторах что некоторые причины этого состояния связаны с плохой (химических веществах, участвующих в передаче электри- сенсорной интеграцией, особенно в отношении регуля- ческого импульса в синапсах), которые способны нарушать ции, подражания (имитации действий) и праксиса. коммуникацию между нервными клетками. В будущем эти Количество детей, чьи проблемы лежат в области сен- технологии помогут нам точнее диагностировать наруше- сорной интеграции, растет, и это подтверждается исследо- ния сенсорной интеграции. Идея раннего вмешательства ваниями. Такого рода проблемы есть у 30% детей с наруше- уже получила в обществе широкую поддержку, поэтому мы, нием развития (Baranak, Foster, & Berkson, 1997) и при- вероятно, сможем ставить такой диагноз на ранних этапах мерно у 5-10% типично развивающихся детей (McIntosh, развития ребенка и проводить эффективную терапию, Mikker, Shyu, & Hagerman, 1999). Маллиган (Mulligan) улучшая качество жизни не только детей, но и их семей. (SIPT, Mulligan, 1996, 1998, 2000), разработанных Дж. Ай- 2. Развитие сенсорной интеграции: рее. В результате он выявил те же виды нарушений сен- от рождения до школы сорной интеграции, что и она (Ayres, 1989). Последние Съюзан Г. Кнокс (Susan Н. Knox), Ph. D., эксперименты на животных свидетельствуют, что перене- сертифицированный лицензированный эрготерапевт, сенный матерью стресс или химические вещества, кото- сертифицированный педиатр, рые она принимала во время беременности, могут отри- член Американской ассоциации эрготерапевтов. цательно сказаться на обработке сенсорной информации Почетный директор центра «Терапия в действии» у ребенка, вот почему, возможно, растет число детей с та- (Therapy in Action) Со времени написания этой книги техника сканирова- Когда Дж. Айрес разрабатывала теорию сенсорной инте-
ПриложениеА. Комментарии211
ребенка с функциями его мозга. Проанализировав пове- стегивая развитие. Современные экологические модели Дж. Айрес описывала развитие и организацию нерв- по сравнению с предыдущими вариантами тестов. Она ной системы иерархически, подчеркивая важность целост- считала, что это отражает снижение активности детей. В ного интерактивного подхода. Эта концепция динамиче- XXI веке дело обстоит и того хуже: играм отводится мень- ских взаимосвязей между развитием и мозговыми функци- ше времени и места, а видео, телевизорам и компьюте- ями созвучна современному взгляду на поведение детей, рам - больше, и в результате двигательная активность согласно которому человек является открытой системой, детей снижается. Отделы образования урезают в школь- влияющей на окружающую среду и, в свою очередь, испы- ном расписании долю игр, включая каникулы, физкуль- тывающей ее влияние. Дж. Айрес говорит об организа- туру, спорт и творческие программы, поскольку возраста- ции нервной системы посредством адаптивных ответов: ет учебная нагрузка. Смещение фокуса с физической ак- «Когда человек реагирует на то, что происходит с его те- тивности на малоподвижные виды развлечений - одна из лом или в окружающем мире, изобретательно или с поль- причин ожирения и задержки развития двигательных зой для себя». В то время развитие представлялось ли- навыков у детей. Дети не получают возможности осваи- нейным и спонтанным, но Дж. Айрес осознала важность вать эти навыки посредством активного взаимодействия оно способствует формированию адаптивных ответов. * Экологические модели описывают рать, которую оказывает на Адаптивные ответы, в свою очередь, усложняются, под- развитие человека окружающая среда. -Прим. перев.
с физической средой, поэтому количество детей, отправ- дования в этих областях, взятые по отдельности, не могли и других видов здоровой активности для детей. Семьи дол- Теория сенсорной интеграции основывается на функци- жны целенаправленно включать активные и интерактив- ях и дисфункциях нервной системы, поэтому Дж. Айрес ные игры в ежедневный распорядок дня. Организованные призывала нас изучать центральную нервную систему. занятия, например спортивные, интересны, но нужны и Признавая сложность нервной системы и входящих в нее менее структурированные игры, стимулирующие творче- структур, она была уверена, что все заинтересованные в ство и порождающие более сложные адаптивные ответы. теории сенсорной интеграции должны представлять хотя Одним из ключевых достижений Дж. Айрес стало вы- бы базовые принципы работы и функции нервной систе- явление и исследование важнейшей роли, которую в раз- мы. Именно их она превосходно описывает в 3-й главе. взаимодействовать с физической средой. Сенсорная инте- нервной системы. Однако это не обзорная экскурсия. В грация, обеспечивающая достойную и интересную жизнь, каждом разделе мы обнаруживаем интерпретацию свя- - одна из основополагающих целей для всех, кто занимает- зей, наблюдаемых между мозгом и поведением. Дж. ся вопросами воспитания, развития и благополучия детей. Айрес разворачивает перед нами свою теорию: в каких областях мозга происходят процессы сенсорной интегра- планировании адаптивных ответов. И наконец, мы пони- Разрабатывая теорию сенсорной интеграции, Дж. Айрес маем, как эти структуры и их функции сказываются на связала друг с другом изучение мозга и поведения. Иссле- обучении и поведении. Далее Дж. Айрес рассказывает о
ПриложениеА. Комментарии213
том, почему нарушение функций различных структур 4. Что такое нарушения сенсорной интеграции? центральной нервной системы приводит к проблемам в Анита С. Банди (Anita С. Випау), Sc.D., обучении и поведении, и о том, каковы зависимости, су- сертифицированный эрготерапевт, шествующие между этими структурами. Многие связи член Американской ассоциации эрготерапевтов. тором, нашли подтверждение в работах позднейших уче- Университет Сиднея (Австралия) о влиянии протекающих в мозгу процессов на поведение, В начале этой главы Дж. Айрес сравнивает нарушения рассматривая поведение, центральную нервную систему сенсорной интеграции с автомобильной пробкой и далее физиологии. Это еще на шаг приближает нас к понима- со схожими симптомами. Мы больше знаем о том, что де- нию функций нервной системы и причин нарушений. лать с дисфункцией сенсорной интеграции, чем о ее при- В других своих работах Дж. Айрес призывает нас изу- чинах, говорит она, и это утверждение верно я сегодня,
ориентация позволила схеме выдержать проверку време- ощущений центральной нервной системой, что ближе к нем. Сегодня мы считаем, что мозг организован гетерар- левой половине схемы. И основная трудность для родите- хически*, и рассматриваем его структуры и функции ско- лей и педагогов будет заключаться в выявлении тех, кому рее в горизонтальной, нежели в вертикальной плоскости. подходит терапия, основанная на сенсорной интеграции Достоинство разработанной Дж. Айрес схемы в том, что и тех, кому она особой пользы не принесет. Эта задача не
* Гетерархия (от греч. heteros - другой, различный, и arche - 5. Нарушение работы вестибулярной системы власть) - организация управления системой, которая, в проти- Джейн А. Кумар (Jane A. Coomar), Ph.D., нию сверху вниз, подразумевает отношения взаимозависимости, член Американской ассоциации эрготерапевтов. горизонтальное распределение контроля и определенную авто- Директор Ассоциации эрготерапевтов, Уотертаун, номию горизонтальных образований как по отношению к другим Висконсин, США горизонтальным образованиям, так и по отношению к единому основанные на гетерархических представлениях об управлении нервными процессами, легли в основу системной теории органи- Джин Фйрес была одной из первых, кто открыл нам роль зации центральной нервной системы. - Прим. перев. и науч ред. вестибулярной системы в развитии человека и (что, воз-
ПриложениеА. Комментарии215
можно, еще важнее) разработал систему оценок и страте- ной стимуляции, которые только можно найти на игровой гии действий при нарушениях обработки вестибулярных площадке и в парках аттракционов. Мы получаем от дви- стимулов, чреватых проблемами с обучением и поведени- гательного опыта большое удовольствие: природа так ем. Она изобрела много разных видов качелей и других устроила затем, чтобы интенсивная вестибулярная стиму- снарядов, предназначенных для того, чтобы все области ляция помогала детям выстраивать основание для мно- вестибулярной системы ребенка могли получать оптималь- жества постуральных, зрительных и пространственных ные по виду и продолжительности двигательные ощуще- навыков. Менее подвижным взрослым порой бывает труд- ния во время игр - главной составляющей стимулирующей но справиться со стремлением ребенка к движению, но де- терапевтической среды. Вестибулярная система - одна из тям ежедневно требуется весьма обширное пространство, самых ранних систем организма по времени развития, чтобы лазать, качаться, прыгать и т.д., и это очень важно. остальных сенсорных систем, играя стержневую роль в связи вестибулярной системы с проприоцептивной, зри- том процессе, который Дж. Айрес назвала сенсорной ин- тельной и слуховой системами способствуют развитию теграцией. постуральных. двигательных, речевых и социальных на- Тщательно анализируя литературу по нейробиологии, выков, рассказывает о влиянии сбоев в обработке вести- Дж. Айрес сделала вывод, что вестибулярная система слу- булярной информации, которые приводят к потере посту- жит основой раннего развития. Вестибулярные рецепто- рального и зрительного контроля, нарушению динамиче- ры 22-недельного плода такого же размера, как у взрос- ского и статического равновесия. В дополнение к этому, лых, благодаря им плод непрерывно получает вестибу- У человека могут возникать депрессия, тревога, фобии лярные сигналы от движений как собственных, так и или паника, связанные с невыявленными и неисправлен- материнских. Эти чувствительные к гравитации рецепто- ными вестибулярными нарушениями. Определив роль ры сильнее всего стимулируются на протяжении двух по- вестибулярной системы для физического и эмоциональ- следних месяцев беременности, когда ребенок лежит ного благополучия человека, мы можем разобраться, вниз головой, готовясь к рождению. как работать с вышеупомянутыми проблемами взрослых Дети, обладая внутренним стремлением к движению, и детей. поначалу - когда их качают или носят на руках, потом - блюдают, что состояние детей и взрослых с вестибулярны- когда они ползают и начинают ходить сами, еще позже - ми нарушениями значительно улучшается, если с ними когда бегают, прыгают и лазают. Им нравится качаться, а работают эрготерапевты, использующие подход, основан- в более старшем возрасте - пробовать все виды двигатель- ныйна развитии сенсорной интеграции. По мере углу-
бления знаний об обработке вестибулярных импульсов и черкивает, что, хотя видимые проявления диспраксии - развития терапии мы все чаще комбинируем такой под- двигательные, проблема не только в движениях. Праксис, ход с другими видами вмешательства. Также мы видим, по представлениям Дж. Айрес, являет собой связь между что понимание принципов сенсорной интеграции уже когнитивными и двигательными функциями. Нейропси- вышло за рамки эрготерапии, и теперь этот подход ис- хологи используют для этого термин «действие». тов, психиатров, психологов, офтальмологов, специали- видами двигательных нарушений, разделив планирова- стов по развитию речи и многих других. Когда представ- ние движений, положение тела и запрограммированные ление о вестибулярной системе, предложенное Дж. Айрес, движения. Она подчеркивала значимость контекста - взяли на вооружение практики в каждой из этих обла- понятие, вошедшее теперь в научную литературу по эрго- стей, различные виды вмешательства только выиграли, а терапии. Дж. Айрес указывала, что в знакомых ситуаци- наши клиенты более полно ощутили значение слова ин- ях двигатапьное планирование может быть сведено к ми- теграция в реальной жизни. нимуму, но если контекст изменился, меняется и задача. Она также описала негативное влияние нарушения дви- гательного планирования на способность генерализовы- 6. Диспраксия развития вать навыки и постулировала важность тех видов орга- Шарон А. Чермак (Sharon A. Cermak), Ed.D., низации, которые выходят за рамки двигательной ак- сертифицированный лицензированный эрготерапевт, тивности. член Американской ассоциации эрготерапевтов. Опираясь на научные работы (Gubbay, 1975 и его Профессор эрготерапии, предшественников, Walton, Ellis, & Court, 1962) того вре- кафедра реабилитационных наук, меня, Дж. Айрес продолжила разрабатывать концепцию Бостонский университет (США) схемы тела (складывающейся благодаря перцепции тела) и ее связей с двигательным планированием. И здесь она Читая эту книгу Дж. Айрес, всегда находишь для себя что- предложила новый взгляд на нарушение планирования то новое. Ее открытия поразительны, они перевернули движений. Она подчеркивала различия между неспеци- наше понимание нарушения двигательной координации фическими тактильными импульсами, которые выполня- у детей. Описывая один из видов такого нарушения, харак- ют функцию подавления и возбуждения нервной системы теризующегося трудностями в планировании движений, и связаны с модуляцией, и специфическими, необходи- Дж. Айрес считает, что оно не первично, а вызвано непра- мыми для различения раздражителей, которые являются вильной обработкой мозгом сенсорных сигналов. Она под- ключевыми для формирования адекватной схемы тела.
Приложение А. Комментарии217
Также ценно и ее описание уникальной роли, которую совет: помогая ребенку развивать двигательное планиро- мышления могут мешать выполнению задачи. Отсюда ее ними можно совершить (интуитивная понятность, нагляд- ность). -Прим. перев.
подобранного оборудования помогать ребенку. С одной 7. Тактильная гиперчувствительность стороны, тяжелая работа в специально организованной Л. Диана Пархэм (L. Diana Parham), Ph.D., среде обеспечивает ребенка соответствующими импульса- сертифицированный лицензированный эрготерапевт, ми, а с другой, - ребенок, манипулируя предметами, член Американской ассоциации эрготерапевтов. узнает, что с ними можно делать. Это в высшей степени Адъюнкт-профессор, согласуется с выводами Гибсона (Gibson, 2001), с теорией кафедра эрготерапии и деятельности человека, двигательного контроля и теорией динамических систем Университет Южной Калифорнии, США (Giuffrida, 2001). Дж. Айрес говорит и о связях, существующих между Принадлежащее Дж. Айрес открытие состояния, назван- красно справляются», она тем самым признает эмоцио- Как и вестибулярная система, тактильная система яв- нальную уязвимость ребенка с неврологическим нару- ляется одной из самых ранних по времени развития, воз- шением. можно, даже самой ранней. В седьмой главе Дж. Айрес го- В последнее время в литературе подчеркивается со- ворит о наличии двух основных видов (режимов) ответов путствующий характер нарушений развития (Cermak, на тактильные раздражители: защитного и различитель- Gubbay, & Larkin, 2002). Об этом говорила и Дж. Айрес: ного. Защитные реакции иногда называют «реакциями «Раз мозг не выполняет какое-либо действие, логично избегания», поскольку они представляют собой попытки предположить, что он не выполнит и ряд других». избежать прикосновения, означающего потенциальную Диспраксию можно рассматривать и в отдельности, но опасность. Различительные ответы, напротив, служат для мы знаем, что ей сопутствуют другие проблемы, напри- «доступа»: они предполагают активный поиск и использо- мер нарушение внимания или сенсорной модуляции, вание тактильной информации для освоения среды или трудности с обучением. Историческое значение работы эффективного выполнения движений. Оба вида реакции Дж. Айрес состоит в том, что она расширила наше пони- на прикосновения формируются у ребенка еще до его рож- мание диспраксии развития. дения. Первый ответ плода на тактильные стимулы - за- Приложение А. Комментарии 219
щитный: отвернуть лицо от тактильного раздражителя. давления успокаивающе действует на большинство людей. Одно из самых значимых открытий Дж. Айрес состоит сверху еще одну подушку или мат. Они делают вид, что гательных навыков, особенно движений рук, поскольку Многие дети с тактильной гиперчувствительностью ребенок не делает того, что позволяет оттачивать эти уме- сами стимулируют себя сильным давлением на тело, ища ния. У таких детей часто встречаются социальные про- облегчения таким образом. Мы часто видим, что ребенок блемы, ибо игры обычно предполагают чужие прикосно- трет кожу там, где его кто-то коснулся, или любит врезать- вения - ненамеренные или предусмотренные правилами. ся в предметы, чтобы ощутить сильное давление на об- Некоторых детей с тактильной гиперчувствительностью ширные участки кожи. Темпл Грэндин (Temple Grandin), ошибочно считают агрессивными, поскольку они, бывает, специалист в области животноводства, у которой аутизм отвечают на неожиданное прикосновение ударом. сочетался с сильной тактильной гиперчувствительностью, Еще одним важным наблюдением Дж. Айрес было то, разработала для себя пневматического «обнимателя», с что уверенное сильное надавливание на кожу обычно помощью которого она могла самостоятельно обеспечи- приносит таким детям облегчение. В целом ощущение вать сильное давление на свое тело при перегрузке ощу-
щениями. Исследования воздействия этого устройства и нагрузку. Со времени публикации этой книги ее идеи, ка- других способов оказания физического давления, напри- сающиеся гиперчувствительности, вошли в раздел «нару- мер утяжеленных жилетов, показывают, что этот вид сен- шения регуляции» междисциплинарной системы диагно- сорного опыта действительно успокаивает. стики для младенцев и детей младшего возраста. Нужны Третье значимое достижение Дж. Айрес, которое мне дальнейшие исследования, чтобы помочь специалистам или закрывают уши руками, слыша звуки, которые боль- 8. Зрительная перцепция и нарушения слуха и речи ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|