Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА У ПОДРОСТКОВ





ЗАИКАНИЕ

У

ПОДРОСТКОВ

КНИГА ДЛЯ ЛОГОПЕДА

Из опыта работы

Составитель М. И. Буянов

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1989


ББК 74.3 3-17

Авторы: Е. В. Богданова, М. И. Буянов, Т. В. Кало­шина, Т. М. Парамонова, Р. А. Субботина, Ш. Т. Таш-баев, В. Н. Требулева, Ю. Ф. Шведе, В. И. Шинкарь

Рецензенты: кандидат психологических наук, лого­пед поликлиники № 8 УХЛУ Москвы И. Ю. Абелева; за­ведующий отделением № 12 Московской городской детской психиатрической больницы № 6 Б. 3. Драпкин

Заикание у подростков: Кн. для логопеда: Из опы- 3-17 та работы/Е. В. Богданова, М. И. Буянов, Т. В. Ка­лошина и др.; Сост. М. И. Буянов.—М.: Просвеще­ние, 1989.— 175 с.

ISBN 5-09-001270-9

В книге освещен опыт работы специалистов Московской го­родской детской психиатрической больницы № 6 по интеграль­ному лечению заикания у подростков. В ней показано преиму­щество комплексного подхода к исправлению данного наруше­ния речи.

Книга адресуется логопедам, педагогам, врачам. Может быгь также использована родителями заикающихся подростков.


4306010000—172

3 ---------------------- —148—89

103(03) — 89


ББК 74.3


 


ISBN 509-001270-9


© Издательство «Просвещение», 1989


ПРЕДИСЛОВИЕ

В 1972— 19 87 г. в Московской детской психиатриче­ской больнице № 6 функционировало специализированное отделение по лечению подростков с дефектами речи. Больные находились в нем первую и вторую учебные чет­верти, третью и четвертую четверти и во время летних каникул (итого три заезда в год).

В отделение направлялись наиболее тяжелые больные с выраженным заиканием и сопутствующими нарушения­ми. Одни из подростков, побывав у множества врачей и логопедов и не получив эффективной помощи, потеряли веру в лечение. Другие же — и их большинство — несмот­ря на очень сильные речевые расстройства не воспринима­ют их как нечто заслуживающее особого внимания и не считают себя больными. Наличие именно таких пациентов заставило логопедов и врачей этого отделения искать новые пути и методы работы с ними.

В настоящей книге освещается опыт работы группы спе­циалистов в стационарных и амбулаторных условиях по комплексному лечению заикания у подростков. И в ста­ционаре, и амбулаторно проводятся одни и те же виды те­рапии. Исключение составляет медикаментозный сон, при­менение которого возможно только в стационарных усло­виях.

Необходимо особо подчеркнуть значение помощи роди­телей пациентов в деле комплексного лечения заикания. Чем больше родители будут знать о лечении заикания и чем больше они загорятся энтузиазмом в отношении лече­ния своего ребенка, тем быстрее наступит выздоров­ление.

Книга состоит из трех частей.

В первой части дана характеристика речевых рас­стройств у подростков, в частности заикания. По приро­де заикание может быть невротическим, неврозоподобным и смешанным.

Вторая часть книги посвящена описанию различных спо­собов лечения указанных видов заикания, которые мы использовали в своей работе. В работе раскрываются раз­личия в клинической характеристике и удельном весе раз­личных компонентов медико-логопедического комплекса коррекции заикания у подростков. Например, если на пер­вом этапе логопедической коррекции заикания у подрост­ков нет принципиальных различий в отношении неврозо-подобного, невротического и смешанного заикания (это


начальный этап, и тут главную задачу мы видим в обуче­нии заикающегося правилам речи), то на втором этапе эти различия становятся очевидными.

Известно, что дети с невротическим заиканием читают и говорят прерывисто, у них нарушается дыхание вслед­ствие страха речи, поэтому для них главное — это рассла­биться, снять напряжение, преодолеть свой страх. При неврозоподобном же заикании общее расслабление не нужно, а важно только несколько расслабить судорожно сокращающиеся мышцы артикуляционного аппарата, что­бы затем вновь, но активно и целенаправленно их напрячь для правильного произнесения слов.

Основным средством лечения невротического заикания у нас является освобождение пациента от тягостных нев­ротических переживаний. Роль логопеда при этом мини­мальна: он выступает главным образом как психотерапевт и помощник врача, а не как самостоятельный специалист. В случае лечения неврозоподобного заикания логопед является главной фигурой во всем медико-педагогическом комплексе. Он учит больного не только соблюдать все правила речи, но и правильно говорить. А последнее до­стигается лишь посредством фиксации пациента на своей речи. Следить за собственной речью, контролировать ее темп, четко произносить слова — вот чего требует лого­пед от лиц с неврозоподобным заиканием.

Одна из задач нашей книги — показать преимущество комплексного метода лечения заикания. Комплексный ме­тод как содружественное коррекционное воздействие вра­ча, логопеда, воспитателя и семьи на лиц с речевой пато­логией зародился в нашей стране в 1930 году; его созда­телями явились психиатр В. А. Гиляровский и логопед Н. А. Власова. Стараниями и энергией Н. А. Власовой комплескный метод получил широкое распространение за рубежом (например, в ГДР). Однако в доступной литера­туре мы не встретили упоминаний об его использовании в подростковом возрасте.

В третьей, заключительной, части книги излагается на­копленный опыт поэтапного комплексного лечения заика­ния у подростков, а также методические приемы коррек­ции заикания у школьников подросткового возраста. Под­робно описана работа логопеда на трех последовательных этапах коррекции заикания. Читатель на материале кон­кретных логопедических занятий может познакомиться с тем, как следует помогать заикающимся подросткам. В конце книги приведен дидактический материал, который


может быть использован логопедами в их практической работе, а также словарь терминов и понятий.

Данная работа не претендует на всестороннее и полное изложение состояния проблемы заикания в детском возра­сте; это не монография, в которой исчерпывающе освеща­лись бы все аспекты данной проблемы и упоминались бы все исследователи заикания (такие научные издания су­ществуют), а книга для специалистов в области логопе­дии, содержащая некоторые теоретические посылки и прак­тические рекомендации.

М. И. Буянов


Таблица 1 Клиническая характеристика разных форм заикания

 

Речевая активность Невротическое заикание Неврозоподобное заикание Неврозоподобное заикание с невро­тическими наслое­ниями
    Резко снижена Как правило, повышена Высокая до по­явления невроти­ческих наслоении, затем падает
    з  
Локализация судорог Преимущест­венно дыха­тельно-во­кальные Преимущест­венно в арти­куляционном аппарате Во всех груп­пах мышц, свя­занных с ре­чью
Темп речи Различный Тахилалия Тахилалия
Звукопроиз-ношение Без особенно­стей Часто дисла-лия, иногда ди­зартрия Различное
Выразитель­ность речи Различная Речь невыра­зительная, мо­нотонная, глу­ховатая Как и при нев-розоподобном заикании
Психомото­рика (включая логомотори-ку) Без выражен­ных особенно­стей Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений Различная, но чаще похожая на ту, что бы­вает при невро-зоподобном заикании
Раздувание крыльев носа во время речи (симптом Фрешельса) Типичен Непостоянен Непостоянен
Сопутствую­щие движения Часты. Харак­тер их измен­чив Очень часты. Стереотипны Постоянны и чаще всего од­нообразны
Фиксация на трудных зву­ках Выражена Слабее, чем при невротиче­ском заикании Более или ме­нее выражена

Продолжение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         
Течение заика­ния Волнообраз­ное, выражен­ность заикания зависит от вы­раженности психотравми-рующих пере­живаний Более или ме­нее постоянное, с периодами ухудшения, за­висящими от степени пере­утомления, ре­чевой нагрузки, соматического состояния Зависит от пси­хофизиологи­ческого состоя­ния, поэтому волнообраз­ное  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дислексия, дисграфия, дискалькулия Редки Часты Часты  
 
 
Целенаправ­ленность в преодолении речевых нару­шений Обычно высо­кая, порой чрезмерная Резко снижена Недостаточна  
 
 
 
 

Больным логоневрозом, как и всяким неврозом, свой­ственны нарушения сна, плохое настроение, постоянное ощущение своей неполноценности, а отсюда и чрезмерная робость, нерешительность, застенчивость. Для лиц с невро­зоподобным заиканием такие явления нехарактерны.

Разграничение заикания на две основные формы воз­можно в любом возрасте, однако в подростковом периоде это не всегда легко сделать, так как опыт показывает, что у некоторых пациентов с неврозоподобным заиканием в той или иной степени возникают невротические наслоения. Последние обусловлены не столько возникшим у пациен­тов переживанием своего дефекта как такового, сколько переживанием насмешек, которым иногда подвергаются такие лица, или тем, что у подростков возникают слож­ные конфликты с родителями, никакого отношения к заи­канию не имеющие. Из-за этих конфликтов подросток нервничает, ищет выход из создавшегося положения, что усугубляет заикание, дополняет его невротическими пере­живаниями.

Что касается распространенности разных форм заика­ния в подростковом возрасте, то, по нашим данным, при­близительно 8—10% пациентов страдают логоневрозом с невротическим заиканием, 60—65%—остаточными явле-


ниями раннего органического поражения головного мозга с неврозоподобным заиканием (включая и наследственно обусловленное неврозоподобное поражение речи), у осталь­ных 25—30% больных неврозоподобное заикание в под­ростковом возрасте дополнилось невротическим содер­жанием.

В помещенных в книге таблицах приводятся показа­тели разграничения основных форм заикания у детей (табл. 1—4)1.

Таблица 2

Таблица 4 Данные параклинических обследований при разных видах заикания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты обследования Невротическое заикание Неврозоподобное заикание Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями  
 
 
 
Рентгено­грамма Чаще без осо­бенностей Преобладает субкомпен-сированная гидроцефалия Часто субком-пенсирован-ная гидроцефа­лия  
 
 
 
Электроэн­цефалограмма Как в популя­ции Преобладают органические изменения, не­редко с повы­шенной судо­рожной готов­ностью Как и при нев-розоподобном заикании, но в меньшей сте­пени  
 
 
 
 
 
 
Состояние лор-органов Как в популя­ции Частые заболе­вания лор-ор­ганов Реже, чем при неврозоподоб-ном заикании  
 
 


 

 


ПРОГНОЗ ЗАИКАНИЯ

Динамика заикания в постпубертатном возрасте изуче­на недостаточно: авторы единичных работ (Н. А. Власова, К. П. Беккер и др.) описывают отдаленный катамнез боль­ных заиканием, как правило, не дифференцируя разные виды заикания. Они признают, что прогноз разных типов заикания в общем хороший: у большинства больных оно полностью исчезает. В этом отношении уникальны иссле­дования, проведенные Н. А. Власовой '.

Таблица 5 Некоторые личностные особенности заикающихся пациентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности Невротическое заикание Неврозоподобное заикание Неврпзоподобное заикание с невротическими наслоениями  
 
 
Эмоциональ­ная неустойчи­вость Может быть следствием заикания Типична, с пре­обладанием возбудимости Выражена  
 
 
Экстраверти-рованность Малозаметна Выражена, но мало диффе­ренцирована Снижена  
 
 
Интраверти-рованность Заметна Редка Более заметна, чем при невро-зоподобном заикании  
 
 
 
Критическое отношение к своим психиче­ским особенно­стям Повышено Понижено Больше, чем при неврозопо-добном заика­нии  
 
 
 
 
Отношение к дефекту речи Обостренное Отсутствует Менее выраже­но, чем при невротическом заикании  
 
 
 
Ранимость Повышена Понижена Повышена  

С целью определения прогноза заикания сотрудники от­деления изучили судьбу 125 бывших пациентов отделения. Учитывая малое количество лиц с невротическим заика­нием, госпитализировавшихся в отделение, что, по-видимо­му, отражает истинную картину распространенности этой формы речевой патологии среди других речевых дефектов у подростков, были взяты 67 больных (56 мужского и

1 См.: Заикание/Под ред. Н. А. Власовой и К. П. Беккера. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1983. — 256 с.


11 женского пола), у которых в прошлом диагностирова­лось неврозоподобное заикание без заметных невротиче­ских наслоений, и 58 пациентов (38 мужского и 20 жен­ского пола), у которых неврозоподобное заикание сочета­лось с появившимися в препубертатном и пубертатном пе­риодах выраженными невротическими наслоениями '.

Средний возраст указанных лиц ко времени сбора ка-тамнестических сведений — 22 года, средний возраст ко времени последней госпитализации в отделение—14 лет. Обследовали бывших пациентов те специалисты, которые лечили их в прошлом.

Катамнез показал, что к 22-летнему возрасту у 27% обследованных заикание полностью исчезло, у 32% оно отмечается очень редко и только в виде эпизодических за­пинок, у 22% обследованных заикание более выражено, чем у предыдущих: запинки и более заметные судороги речевой мускулатуры возникают при сильном волнении, физическом напряжении и несоблюдении правил речи. У 10% бывших пациентов заикание хотя и выражено зна­чительно меньше, чем в прошлом, но тем не менее сохра­няется постоянно и требует лечения. У остальных 9% обследованных заикание ко времени катамнеза остается примерно в той же степени, что и 8 лет назад: после выпи­ски из стационара вскоре наступил рецидив (табл. 6). Основными причинами рецидива (у 25 человек) были пси­хические травмы (10 человек), соматические заболевания (3 человека), у 4 пациентов заикание усилилось без внеш­ней причины, а в отношении остальных достоверных объ­ективных сведений о механизмах ухудшения речи не по­лучено.

Однако как бы ни была велика роль психических и со­матических факторов в появлении рецидивов, общими для всех этих лиц были социальная и интеллектуальная огра­ниченность, невысокий уровень общей культуры. Необхо­димо подчеркнуть, что личностные особенности, к которым относятся инфантильность, слабоволие, легкомыслие, от­сутствие переживания своего дефекта и вытекающие из этого неспособность и нежелание выполнять рекомендации врачей и логопедов, играют куда большую роль в возник­новении рецидива, чем внешние воздействия. На это ука­зывали не только родители пациентов, у которых ко вре­мени катамнеза заикание еще сохраняется, но и сами больные.

1 См.: Динамика неврозоподобного заикания по данным катамне-за/М. И. Буянов и др.//Дефектология — 1981.— № 5.—С. 10—13.


Чем больше родители контролировали выполнение быв­шими пациентами врачебно-логопедических рекомендаций, гем более стойкой была ремиссия. Все это указывает на необходимость объединения усилий врачей, логопедов и родителей с целью коррекции заикания, так как ни врачи и логопеды, ни родители, каждые в отдельности, не в со­стоянии помочь больному настолько, чтобы заикание исчез­ло или уменьшилось на длительное время.

Таблица 6 Катамнез больных с неврозоподобным заиканием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные катамнеза Форма заикания в подростковом возрасте Общее количество  
неврозоподобное без невротических наслоений неврозоподобное с невротическими наслоениями  
 
 
Полное вы­здоровле­ние 15 чел. (12,7%) 17 чел. (14,3%) 32 чел. (27%)  
 
 
Практиче­ское выздо­ровление 20 чел. (16%) 20 чел. (16%) 40 чел. (32%)  
 
 
Значитель­ное улучше­ние 13 чел. (10,2%) 15 чел. (11,8%) 28 чел. (22%)  
 
 
Легкое улучшение 10 чел. (7,7%) 3 чел. (2,25%) 13 чел. (10%)  
Без улучше­ния 9 чел. (6,8%) 3 чел. (2,25%) 12 чел. (9%)  
 
Итого: 67 чел. (53,4%) 58 чел. (46,6%) 125 чел. (100%)  

Что касается зависимости положительных результатов лечения от формы заикания (см. табл. 6), то существен­ных различий тут не было: как у больных с неврозоподоб­ным заиканием, так и у больных с неврозоподобным заи­канием, сочетавшимся с невротическими включениями, процент выздоровевших (полностью или практически) от речевого недуга был примерно одинаков (28,7% и 30,3%).

Говоря о степени сохранности дефектов речи, следует от­метить, что у подростков с неврозоподобным заиканием без невротических наслоений во взрослом периоде жизни заикание сохраняется примерно в три раза чаще (14,5%) по сравнению с подростками, страдающими неврозоподоб­ным заиканием с невротическими наслоениями (4,1%). Это различие объясняется психологическими особенностя­ми подростков: в силу повышенной ранимости, впечатли-

 

те.чьности и обостренности восприятия у некоторых из них появляются невротические наслоения. Эти наслоения уси­ливают у подростков чувство своей неполноценности и же­лание выздороветь, что, в свою очередь, стимулирует па­циентов активнее и добросовестнее выполнять медико-биологические рекомендации.

В социальном отношении (табл. 7) существенных разли­чии между этими двумя группами больных не было, хотя среди пациентов с неврозоподобным заиканием и невроти­ческими наслоениями имелось больше лиц, ставших сту­дентами высших н средних учебных заведений, чем среди лиц, страдавших неврозоподобным заиканием без невро­тических наслоений. Эти различия определялись не столь­ко тяжестью речевого дефекта, сколько степенью их эмо­циональной и социальной зрелости и общей интеллигент­ности личности.

Таблица 7 Социальное положение бывших пациентов отделения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальный статус в период повторного обследования Форма заикания в подростковом возрасте Всего  
 
неврозоподобное без неврологи­ческих наслое­ний неврозопо­добное с нев­рологиче­скими насло­ениями  
 
 
 
 
Студенты высших учеб­ных заведений        
 
Учащиеся средних учеб­ных заведений        
 
Учащиеся ПТУ        
Учащиеся средних школ        
Служат в армии        
Рабочие на заводах и т. д.        
 
Итого:        

Полученные катамнестические данные еще раз иллюст­рируют необходимость комплексного подхода к лечению больных с -заиканием. Залог успеха — правильная клини­ческая квалификация речевой патологии и интенсивное, длительное, последовательное использование медико-лого­педического комплекса коррекции заикания. Большое зна­чение при комплексном лечении имеет помощь родителей, обойтись без которой в случаях тяжелых форм неврозопо-добного заикания практически невозможно. Однако уси-


лия врачей, логопедов и родителей должны быть направ­лены не только на ликвидацию заикания, но и на коррек­цию личностных особенностей пациентов (особенно ин­фантилизма), которые тормозят процесс выздоровления.

Не идти у больного на поводу, а методично требовать от него тщательного соблюдения правил речи, не «пошерст-ная терапия» (термин, услышанный нами от И. 3. Вель-вовского в 1968 году), а дисциплина и трудолюбие — глав­ное при лечении неврозоподобного заикания.

Неизлечимых форм заикания в принципе нет — есть заи­кающиеся, которые остались заикающимися из-за того, что не лечились вообще или лечились недостаточно; лечились неправильно; не хотели добросовестно лечиться, несмотря на неоднократные попытки.

Что делать, если подросток вообще не хочет лечиться от заикания или лишь декларирует свое желание избавиться от заикания, но фактически ничего для этого не делает либо делает недостаточно? Ждать, когда он созреет для полноценного лечения? Ведь чтобы вылечиться от заика­ния, нужно добровольное и терпеливое сотрудничество па­циента с логопедом и медиком.

Нет, ни в коем случае нельзя оставлять в покое ребен­ка или подростка, не желающего лечиться от заикания (взрослые — другое дело). Нужно терпеливо убеждать заикающегося в необходимости лечения, формировать у него желание избавиться от речевого дефекта, воспитывать веру в успех. Ведь взрослые люди не оставляют в покое малыша, который в процессе игры хочет посмотреть, как горит бумага, и для этого поджигает спички. Взрослые отбирают у шалуна спички, несмотря на его протесты, и всячески отучают его от подобных действий. То же самое и здесь.

Любой человек, имеющий дело с заикающимся подрост­ком (родители, педагоги, медики, логопеды), должен быть в первую очередь воспитателем, который влияет на пациента ежедневуо и неустанно с целью ликвидации заикания и гармонизации личности человека.

Таким образом, рассматривая заикание как часть слож­ного медико-психологического образования, включающего не только речевую патологию, но и личностные нарушения, можно понять взаимосвязь заикания с другими симптома­ми. Без знания этой взаимосвязи всякая попытка коррек­ции заикания обречена на провал — ведь заикание лишь один компонент, лишь видимая часть айсберга психонев­рологических нарушений.


Занятие № 2

I. Цель — закрепить навыки техники речи в переска­зе и инсценировке; обогатить словарный запас. II. Оборудование — зеркало, логопедические тет­ради.

III. Д и д а к т и ч е с к и й материал — поэма В. Мая­
ковского «Хорошо!», прозаический текст, лото «Сино­
нимы».

IV. План занятия:

 

1. Организационная часть.

2. Речевая зарядка.

3. Эмоциональная зарядка.

4. Работа над техникой речи (скороговорки, стихи,
проза, диалоги с элементами спонтанной речи).

5. Работа над пересказом.

6. Инсценировка школьного урока.

7. Речевая игра.

8. Итог занятия и задание на дом.


Ход занятия

1. Организационная часть.

Ребята поочередно рассказывают о прошедшем дне, от­вечая на следующие вопросы:

а) Были ли замечания по дисциплине?

б) Какие оценки и по каким предметам получены в
школе?

в) Как говорил во время ответа?

г) Как подготовлено задание логопеда?

2. Речевая зарядка проводится так же, как и на первом
занятии второго этапа.

3. Эмоциональная зарядка.

Эмоциональная зарядка имеет место на предыдущем эта­пе работы и продолжается на этом.

Пример: Мы говорим четко, громко, красиво! Мы гово­рим уверенно! Нам нравится так говорить!

4. Работа над техникой речи.

На этом этапе работа над скороговорками имеет сле­дующие особенности. Большое внимание уделяется дик­ции, голосу; ускоряется темп. Скороговорки произносятся со сменой ударений, каждая строка повторяется 2—3 раза, меняется сила голоса. Употребляются скороговорки услож­ненного типа.

Примеры скороговорок:

Рододендроны из дендрария.

Топал тополь в Мелитополь,

В Мелитополь топал тополь.

Недотепа этот тополь

Не по той дороге топал.

Рвал дед лавр.

(Повторить, как и все скороговорки, 3 раза.)

Работа над текстами стихотворений. На предыдущем занятии каждый ученик получил задание: разметить текст и прочитать стихотворение 10 раз с соблюдением всех пра­вил чтения. На занятии проверяется качество чтения, вы­разительность (поэма В. Маяковского «Хорошо!»; см. при­ложение № 9).

5. Работа над подготовленным пересказом. Тексты раз­
даются на каждого пациента (см. приложение № 10).

Логопед выразительно читает текст. Пациенты читают текст вслух по абзацам и задают друг другу вопросы по


содержанию. Предлагается разделить текст на части, оза­главить их и пересказать содержание. Логопед совместно с пациентами анализирует ответ каждого.

6. Инсценировка школьного урока.

Этот вид работы вводится только на этом этапе. На предыдущем занятии был выбран ученик, играющий роль учителя. Он составил план «урока». По этому плану «учитель» задает вопрос, вызывает ученика. Ученик отве­чает, «учитель» оценивает его ответ, учитывая не только содержание, но и качество речи. Роль учителя выполняют по очереди все ученики.

7. Игра «Синонимы», направленная на развитие речи и
обогащение словаря.

Описание игры. Участники игры сидят за столом. Ведущий громко произносит по порядку заранее подго­товленные слова. Участники по очереди подбирают к ним синонимы. В случае задержки отвечает следующий. Для усложнения игры можно предложить составить предложе­ние с этими словами для выяснения оттенков их основно­го значения. Эта игра развивает быстроту соображения, умение подобрать нужное слово, обогащает словарный запас.


артистактер аплодироватьрукоплес­кать

бездомныйбеспризорный будущийпредстоящий вежливыйлюбезный верныйпреданный всадникнаездник высокомерныйнадмен­ный

думатьразмышлять жадныйненасытный гостеприимствораду­шие дутьвеять


заболетьзанемочь заглядетьсязасмотреться иностранныйзарубежный обязательнонепременно аллегорияиносказание безграничныйбескрайний беспокойствотревога вдохновлятьвоодушев­лять

великангигант влияниевоздействие возгласвосклицание выносливыйнеутомимый издавнаисстари истратитьизрасходовать


Список при необходимости следует продолжить.

Наряду с игрой «Синонимы» средством расширения сло­варного запаса и развития мышления служат лото «Сино­нимы» и лото «Антолимы». Дидактический материал к указанным играм содержится в приложении № 11.


8. Подведение итогов.

Логопед оценивает степень подготовленности к занятиям и качество речи каждого ученика, дает задание к следую­щему занятию, стараясь нацелить подростка на активиза­цию волевых усилий в работе над речью, сознательное от­ношение к лечению.

Задание на дом:

1) Самостоятельно выполнить речевую зарядку.

2) Прочитать отрывок из поэмы В. Маяковского «Хоро­
шо!» 5—6 раз (приложение № 9).

3) Подготовить пересказ учебного текста.

На этом речевом этапе значительное место занимает тренировка речи в особо сложных речевых условиях — в музеях, на выставках и т. д.

Во многих городах нашей страны имеются музеи, вы­ставочные залы, картинные галереи. Помимо этого, можно использовать также альбомы репродукций, которыми рас­полагают все школьные библиотеки. В Москве, в частно­сти, тренировку речи пациентов можно проводить в Третьяковской галерее, при этом пациенты играют роль экскурсоводов. Для подготовки такой лечебной экскурсии целесообразно выбрать один из залов музея с работами какого-то одного художника, о которых и будут рассказы­вать пациенты. Подготовка к такому выходу занимает не­сколько занятий, но эта работа проводится параллельно с другими видами работы и является составной частью за­нятий.

Логопед читает пациентам логопедической группы крат­кую биографию выбранного художника. Затем подростки рассматривают репродукции и каждый выбирает карти­ну, которая ему понравилась. Логопед раздает описания выбранных картин каждому «экскурсоводу» с тем, чтобы к следующему занятию пациенты подготовили пересказ этих описаний.

На практике это выглядит примерно так. Логопед за­читывает краткую биографию И. И. Левитана. Затем под­росткам раздаются репродукции картин Левитана: «Све­жий ветер», «У омута», «Мостик», «Над вечным покоем», «Стога. Сумерки», «Владимирка», «Золотая осень» и др. и предлагается их развернутое описание. Этот подготовлен­ный текст подросток рассказывает в зале галереи в при­сутствии членов логопедической группы, к которой почти всегда присоединяются и посетители музея. На следующем после выхода в галерею занятии пациенты обсуждают вы-


ступления друг друга, говорят о своих собственных ощу­щениях во время выступления. Они отмечают, был ли страх речи, волнение, или, как это часто бывает, говорили уверенно и с удовольствием.

Более сложным видом работы в плане функциональной тренировки речи является посещение выставок без пред­варительной подготовки к ним. В этом случае рассказ со­ставляется спонтанно, непосредственно у экспоната, там же проговаривается, после чего повторяется на занятии. Логопед здесь старается оказывать только минимальную помощь, предоставляя пациенту больше самостоятель­ности.

Таким образом, постепенно логопед добивается того, чтобы ситуация, ранее травмирующая, стала привычной, не вызывающей никаких трудностей.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Итак, читатели, скоро вы закроете последнюю страницу этой книги. Какие выводы вы сделаете, авторам неизвест­но, но мы бы хотели еще раз обратить внимание на те за­дачи, которые ставили перед собой при создании книги. Дело не только в том, чтобы дать логопедам дидактиче­ский материал, полезный в практической работе. Главное в другом.

Заикание заиканию рознь, так как заикание — признак разных в клиническом отношении расстройств, в основном двух: логоневроза и неврозоподобного логосиндрома (тер­мин М. И. Буянова). Сочетаясь с другими речевыми и не­речевыми расстройствами, заикание и создает картину логоневроза или неврозоподобного логосиндрома. И лечить нужно не только заикание, а весь комплекс расстройств. В разных возрастных группах удельный вес разных ви­дов заикания неодинаков. В подростковом возрасте чаще всего встречается неврозоподобный логосиндром, который трудно лечить, он, как правило, требует длительного лече­ния. Причем в лечении должны принимать участие как логопеды, так и врачи. И если эта книга поможет скорей­шему внедрению в практику комплексного метода коррек­ции речевых расстройств, впервые зародившегося в Совет­ском Союзе еще в 30-х годах, но, к сожалению, еще не по­лучившего широкого распространения, авторы будут считать свою задачу решенной.

Необходимым условием успешной коррекции речевых нарушений является активная позиция самих подростков. Только убеждение, что без собственного труда невозмож­но помочь себе, что никакие чудодейственные методы без этого не могут по-настоящему вылечить, способствует ско­рейшему избавлению от заикания. Нужно максимально мобилизовать пациента и его родителей на терпеливое и длительное сотрудничество с медиками и логопедами.

Особая нагрузка ложится на плечи логопеда: он должен быть не только терпеливым работником и активным вос­питателем (порой перевоспитателем), но и энтузиастом на­чатого дела. Логопед творчески использует разнообразные методы, так как в их применении не может быть шаб­лонов.

В лечении речевых нарушений важную роль играет пси­хотерапия. Необходимо отметить, что психотерапия пси­хотерапии рознь, что существует множество приемов пси­хотерапии. Одни (гипноз, наркопсихотерапия) всецело


входят в компетенцию медиков, другие (игровая психо­терапия, функциональные тренировки и т. д.) вполне до­ступны педагогам и логопедам, третьи (например, некото­рые варианты коллективной психотерапии) можно отне­сти к сфере деятельности психологов. Поэтому можно выделить клиническую (медицинскую), педагогическую и психологическую психотерапию. Не бойтесь, товарищи ло­гопеды, использовать психотерапию.

И последнее. Как было показано, без участия родите­лей помочь подростку, страдающему заиканием, трудно, а иногда и невозможно. Поэтому старайтесь привлекать се­бе в помощь родителей своих пациентов. Логопед высту­пает в качестве дирижера, а родители становятся испол­нителями его рекомендаций.

Итак, в добрый час, и помните, что удача ожидает лишь того, кто долго и кропотливо эту удачу готовил. А разве можно без такой работы избавить подростка от заикания?


ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1 Зимний вечер

А. С. Пушкин

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый. К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей.


Приложение № 2 Бородино

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана? В







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.