|
Изменения обязательных минимальных резервов⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 В конце XIX — начале XX в. в Европе и Северной Америке наблюдался бурный рост числа банков, последовавший за промышленной революцией, экономическим разделом мира и формированием мирового рынка товаров и капиталов. Многие банки так же быстро разорялись, как и возникали, унося с собой не только капиталы компаний и землевладельцев, но и взносы массы мелких вкладчиков, которые были единственными с трудом накопленными деньгами — на старость или на случай болезни в условиях неразвитого социального обеспечения. Многие банки заранее организовывали «финансовые пирамиды», с самого начала задуманные для обмана вкладчиков. В России это также имело место на рубеже веков, а затем в более крупных масштабах повторилось в 90-х гг. текущего столетия. Особенно массовым было разорение банков, страховых и инвестиционных компаний в Европе и Америке в годы великого кризиса 1929 — 1933 гг. Опасаясь усиления социального недовольства, цепной реакции банкротств, начинающихся с крахов банков, правительства развитых стран одно за другим в 30-х гг. ввело для банков обязательные минимальные резервы. Государство обязало все банковские учреждения держать определенную часть собственных и депонированных у них средств на счетах центрального банка. Центральный банк в зависимости от состояния конъюнктуры и целей ГРЭ периодически изменяет нормы минимальных резервов. Это средство денежно-кредитного регулирования призвано решить четыре задачи, о которых будет сказано ниже. Экономическая задача: в условиях свободы принятия решений и возможности рискованных операций обеспечить минимальную устойчивость банков, не допустить, чтобы из-за полного краха одного или нескольких банков кризис неплатежей и банкротство распространились по народному хозяйству, как волны от камня, брошенного в воду. Задача обеспечения минимальной гарантированной стабильности банковской системы решается установлением размера минимальных резервов. Они должны быть достаточными, чтобы обеспечить работу каждого банка на срок один месяц или более. Социальная задача: обязательные минимальные резервы представляют собой гарантию от полного разорения вкладчиков. Какое бы банкротство банк ни потерпел, у него все равно останется какая-то собственность и требования. Вместе с минимальными резервами в центральном банке их будет достаточно, чтобы компенсировать вклады, в первую очередь мелкие и средние, если не полностью, то хотя бы частично. Задача создания и поддержания резервов центрального банка: обязательные резервы хранятся в центральном банке на бессрочных счетах. По решению руководства центрального банка они могут увеличиваться и уменьшаться, но всегда на счетах остается какой-то минимум, который по мере развития банковского кредита, роста суммы срочных обязательств постепенно увеличивается. Итак, у центрального банка бессрочно находится возрастающая сумма чужих денег, называемых в бухгалтерском учете «чужие средства, приравненные к собственным». Это— резерв Центрального банка, который без какого-либо ущерба может быть использован в долгосрочных целях. Обеспечение дополнительных финансовых ресурсов — краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и бессрочных кредитов центральному банку — одна из задач обязательного хранения минимальных резервов частных банков на его счетах. Как было сказано выше, размеры этих ресурсов имеют тенденцию к увеличению по мере роста активов частных банков. Задача обеспечения центрального банка мощным инструментом ГРЭ: если центральный банк снижает норму обязательных минимальных резервов, то размеры реального капитала в распоряжении банков увеличиваются, а так как капитал не может существовать без обращения, он вливается в экономику и стимулирует деловую активность. Повышение нормы минимальных резервов сокращает финансовую базу оперативной деятельности частных банков, сокращает прилив ссудного капитала в народное хозяйство. Изменение нормы обязательных минимальных резервов как средство ГРЭ используется в развитых странах с рыночной экономикой более 60 лет Как правило, оно применяется не в одиночку, а в сочетании с другими инструментами. Ограничители эффективности этого средства ГРЭ те же, что и изменения учетной ставки: инфляция, растущая независимость крупных фирм от кредита, возможность использования дешевых иностранных источников кредита. Выполнение требований центрального банка по нормам резервов опирается на административные меры. В ряде стран за нарушение установленных центральным банком норм частные банки подвергаются большим штрафам (экономический инструмент). В случае злостного нарушения норм отчислений в резервы коммерческий банк может быть лишен лицензии на право проведения банковских операций (административная мера). Однако нарушения распоряжений центрального банка о перечислении обязательных минимальных резервов на его счета — явление редкое. Во-первых, солидным частным банкам не интересно портить отношения с центральным банком Во-вторых, существуют способы перевода вкладов из страны с высокими нормами обязательных резервов в страны, где эти нормы ниже. Операции на открытом рынке Суть операций на открытом рынке состоит в изменении предложения ссудного капитала в стране путем скупки или продажи ценных бумаг центральным банком, вливания финансовых средств в экономику или массовой продажи их (изъятие ликвидных средств). Покупатели государственных ценных бумаг изымают свои деньги из банков, отказываются от капиталовложений и приобретения товаров длительного пользования, вследствие чего сокращаются возможности финансового развития экономики; при скупке ценных бумаг центральным банком ликвидные средства поступают физическим и юридическим лицам и используются в народном хозяйстве. Продажа государственных ценных бумаг диктуется не только целями регулирования конъюнктуры, но часто и потребностями в изыскании дополнительных средств финансирования бюджета, государственных учреждений, программ или предприятий. Эта необходимость может вступать в противоречие с целями ГРЭ. В условиях, когда для оживления конъюнктуры надо выкупать у хозяйственных субъектов государственные ценные бумаги, чтобы вырученные деньги пошли на инвестиции либо были пущены в оборот, тяжелое состояние экономики заставляет местные власти, государственные учреждения выпускать новые облигационные займы, отвлекая средства с рынка свободного капитала. Такие меры ведут к превышению спроса на кредиты над предложением заемных средств и противодействуют политике правительства, направленной на обеспечение массового предложения дешевых кредитов. Чтобы полностью представить себе механизм операций на открытом рынке, надо выяснить, почему коммерческие банки, а через них собственники свободных финансовых средств, клиенты биржи, иностранные инвесторы будут покупать или продавать ценные бумаги именно тогда, когда только этого пожелает центральный банк в соответствии с целями ГРЭ. Принудительное размещение государственных ценных бумаг, практиковавшееся в течение долгого времени в социалистических странах и имевшее место в годы войны и послевоенного восстановления в некоторых развитых странах, не соответствует принципам рыночной экономики, в частности свободе принятия решений собственником на основании материального интереса. Поэтому принудительное размещение государственных ценных бумаг — типичное административное средство, которое применяется только в исключительных случаях и краткосрочно. Покупка и продажа ценных бумаг происходит в принципе по доброй воле покупателей и продавцов. Планируя такие операции, руководство центрального банка исходит из предпосылки, что собственники капитала (денег или ценных бумаг) свободно примут решение, совпадающее с целями ГРЭ, т. е. на рынке возникнет достаточная мотивация соответственно покупки или продажи ценных бумаг. Центральный банк, во-первых, выпускает новые высокодоходные ценные бумаги в продажу, когда надо обеспечить отток ликвидных средств из экономики. Во-вторых, добивается повышения или понижения биржевой цены находящихся в обращении бумаг в зависимости от целей ГРЭ, т. е. продажу ценных бумаг можно обеспечить высоким номинальным процентом или снижением цены при сохранении номинального процента. Для скупки бумаг надо сделать все наоборот. Выпуск и распространение государственных ценных бумаг широко применяются в последнее время в Украине. Но эти ценные бумаги призваны пополнить бюджет, а не служить средством ГРЭ. Если они оказывают воздействие на хозяйственный цикл в стране, то только тормозящее, так как истощают и без того скудный рынок ссудного капитала, оттягивают средства из остро нуждающейся в них производственной сферы и направляют их на непроизводительное потребление. ЛИТЕРАТУРА
1 Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им М. В. Ломоносова, изд-во «Дело и сервис», 2000. – 416 с. 2 Алексеенко Т. С., Дмитриева Н. Ю., Зенькова Л. П. и др.; Под ред Л. П. Зеньковой. Макроэкономика: Учеб. пособие. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244 с. 3 Видяпин В. И., Журавлева Г. П. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник. – М.: ПРОМО-Медиа, 1995. – 608 с. 4 Гальперин В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Макроэкономика: Учебник. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. – 719 с. 5 А. Г. Грязнова, Н. Н. Думная. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. – М.: Кнорус, 2004. – 608 с. 6 Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело, 2000. – 472 с. 7 Костюк В. Н. Макроэкономика: курс лекций. – М.: Центр, 1998. – 384с.: ил. 8 Селищев А. С. Макроэкономика. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 448 с.: ил. 9 Чепурин М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории: учебник – Киров: «АСА», 2004. – 832 с. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|